Новая номенклатура медицинских специальностей 2019

Содержание:

Надбавки

Дополнительные платы за категорию начисляются после прохождения аттестации врача. В комиссию входят уполномоченный представитель государственных органов, регулирующих получение населением медицинских услуг. Под аттестацией понимают оценку навыков и знаний работника, которые должны быть необходимы для того, чтобы оказывать профессиональную помощь пострадавшим в разных ситуациях.

Если специалистом в области медицины успешно пройдена аттестация, комиссия выносит решение о присвоении претендующему нужной врачебной категории. Вышеуказанная информация публикуется на официальном ведомственном сайте, после чего специалист имеет право обращаться к работодателю за установлением надбавки к заработной плате. Глава медицинской организации в обязательном порядке устанавливает аттестованному сотруднику премию за полученную категорию. Данный вид денежной доплаты следует оговаривать заблаговременно, перед заключением трудового или коллективного договора. Если данный пункт в соглашении отсутствует, то кадровики и юристы должны оформить дополнение к договору.

Необходимо помнить, что гражданин не может получить высшую квалификационную категорию, если до этого он ни разу не аттестовался. Также имеют место временные рамки, когда медработник вправе подать заявление о прохождении аттестации. Человек не лишается разряда даже при появлении перерыва в работе, то есть непредоставлении медицинских услуг населению на протяжении длительного времени.

Требования к высшей категории учителя — нормативные документы и акты

С точки зрения российского законодательства порядок аттестации учителей и других педагогических работников имеет определенное нормативно-правовое регулирование. Именно поэтому как самим учителям, так и другим сотрудникам общеобразовательных учреждений будет полезно ознакомиться с нормативно-правовыми документами и актами, которые регламентируют вопрос установления требований к высшей категории учителя:

  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012. Означенный закон в целом регламентирует образовательную деятельность в Российской Федерации, и в частности устанавливает общие принципы проведения аттестации педагогических работников, в том числе и в рамках предоставления им высшей категории учителя.
  • Приказ Минобрнауки №276 от 07.04.2014. В данном документе устанавливается конкретный порядок проведения аттестаций для педагогических работников, в том числе и точные требования к учителю для занятия высшей квалификационной категории.
  • Постановление Правительства РФ №662 от 05.08.2013. Данный нормативный документ регламентирует функционирование единой системы мониторинга качества образования, и его нормативы применяются для получения учителями высшей категории.

Для преподавательского и профессорского состава в высших учебных заведениях не предусмотрено возможности получения различных учительских квалификационных категорий. Однако они могут участвовать в конкурсах на специальные выборные университетские должности, например — становиться деканами и заведующими кафедрой.

Таким образом, зная общие нормативы законодательства, можно понять и основные требования к высшей категории учителя. Так, чтобы занять эту категорию, учитель должен:

  • Обеспечивать положительную динамику результатов обучения учащихся в рамках проводимого в самом учреждении мониторинга.
  • Обеспечить реальное достижение учащимися положительных результатов по данным государственного мониторинга образования.
  • Кроме этого, учитель, претендующий на высшую категорию, должен также полностью соответствовать и установленным для первой категории требованиям, а именно:
  • Обеспечение стабильных положительных оценок у учащихся в рамках внутреннего и внешнего мониторинга образования.
  • Стимулировать участие учащихся в научной, творческой или спортивной деятельности.
  • Вносить личный вклад в совершенствование действующей системы образования, принимать участие в методических объединениях педагогов.

Конкретный единый порядок проведения аттестации педагогов на высшую категорию не закреплен на федеральном уровне. Таким образом, власти различных субъектов РФ и региональные подразделения Министерства образования самостоятельно определяют более точные требования и критерии, по которым проводится аттестация учителей.

Общие положения

1.1. Должность «Врач высшей категории» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее медицинское образование (специалист, магистр) по направлению подготовки «Медицина». Специализация по определенной специальности медицинского профиля (интернатура, курсы специализации). Повышение квалификации (курсы усовершенствования, стажировки, предаттестационные циклы и т.п.). Наличие сертификата врача-специалиста и удостоверения о присвоении (подтверждении) квалификационной категории по этой специальности. Стаж работы по специальности не менее 10 лет. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:      — Конституцию Украины, законы Украины, указы Президента Украины, нормативно-правовые акты Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, другие нормативно-правовые акты и нормативные документы, касающиеся деятельности Госспецсвязи, документы Министерства здравоохранения Украины, регламентирующих деятельность медицинского учреждения, Дисциплинарный устав;      — основные положения о проведении военной мобилизации;      — права, обязанности и ответственность врача;      — основы медико-биологических и клинических наук;      — современную классификацию болезней;      — современные методы обследований, диагностики, лечения, реабилитации и диспансеризации больных;      — методы оказания скорой и неотложной врачебной помощи;      — правила безопасности во время применения диагностической и лечебной аппаратуры;      — работу врачебно-консультативной и медико-социальной экспертной комиссий;      — правила техники безопасности и противопожарной безопасности;      — медицинскую этику;      — ведение медицинской и статистической документации;      — основные принципы работы на компьютере;      — современную литературу по специальности. Должен владеть государственным языком.

1.4. Врач высшей категории назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Врач высшей категории подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Врач высшей категории руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Врач высшей категории во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Порядок заседания

Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте в комитет. В случае несовпадения данных с требованиями к последним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 2 недель с момента поступления). Секретарь комитета согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена.

Члены экспертной группы рассматривают аттестационные работы врачей на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные:

  • уровень практических навыков специалиста;
  • участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой;
  • наличие опубликованных материалов;
  • самообразование аттестуемого;
  • соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей.

Экспертиза должна происходить в двухнедельный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации. Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования. Более 70% верных ответов позволяют считать тестирование пройденным. Собеседование проходит путем опроса аттестируемого согласно теории и практики, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации.

Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. В течение 7 дней аттестуемый получает документ, подтверждающий повышение, понижение или отказ в присвоении категории.

Виды аттестаций

В законодательстве различают несколько видов аттестационных мероприятий:

  • присвоение звания «специалист» после определения теоретических и практических навыков;
  • квалификационная категория врачей (получение);
  • подтверждение категории.

Определение уровня знаний для присвоения «специалиста» является обязательным мероприятием перед назначением на должность врача. Проводится специальными комиссиями в учреждениях последипломного образования. Рассмотру подлежат следующие кандидатуры:

  • после интернатуры, магистратуры, ординатуры, аспирантуры, если отсутствует диплом «врач-специалист»;
  • те, кто не работал больше 3 лет по узкой специальности;
  • те, кто своевременно не прошел аттестацию для получения квалификации;
  • лица, которым отказано в возможности получить вторую категорию по объективным причинам.

Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновремененно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации. Категория врача-терапевта является исключением.

Три категории медицинских специальностей

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым — специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Рецензия на отчет медицинской сестры категорию образец

В отчете дан глубокий анализ ежедневно проводимой работы медсестры за последние три года. Павлова Н. В отчете четко представлены разделы работы, связанные с обеспечением выполнения санитарно-гигиенических и противо-эпидемиологических мероприятий и требований, предусмотренных соответствующими приказами. Подробно изложены знания по выполнению всех видов сестринских манипуляций, оказанию скорой и неотложной помощи, уходу за больными, знанию вопросов асептики и антисептики

Уделено внимание выполнению режима и правил внутреннего распорядка лечебно-охранительного режима

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Необходимые для медицинского освидетельствования документы

Вопросы, касающиеся порядка проведения медосмотра кандидатов получить водительские права впервые или при необходимости продлить, восстановить действие удостоверения, утвержден Приказом Минздрава № 344н (в редакции от 20.11.2019).

Медицинская организация должна иметь лицензионное право на оказание соответствующих услуг по освидетельствованию на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством, проведение функциональной диагностики.

Помимо этого придется пройти обследование в специализированной организации здравоохранения по психиатрии.

Как правило, для обращения в медучреждение достаточно документа, удостоверяющего личность.

В регистратуре выдают (если ранее уже была заведена) или заполняют пациенту медицинскую карту с указанием врачей, которых нужно обойти, возможные лабораторные, инструментальные исследования.

Для сведения

Иногородние граждане должны иметь временную регистрацию по месту прохождения медицинского освидетельствования.

На основании проведенного врачами узкой специализации обследования, инструментальных и лабораторных исследований врач терапевт (или семейный врач) оформляет по установленной форме заключение:

  • о наличии (отсутствии) противопоказаний к допуску самостоятельного управления транспортом;
  • ограниченных возможностях по состоянию здоровья управлять определенными видами транспортных средств.

Помимо того, что все результаты осмотров, исследований фиксируются в медицинской карте пациента, заключение готовят в двух экземплярах.

Один из них остается непосредственно в медицинском учреждении, второй выдается заинтересованному лицу.

К слову, вполне логичный ответ для интересующихся – можно ли справку получить без осмотра.

Да, встречаются личности, готовые решить за определенную плату ваши проблемы так, что не придется идти к врачам, сдавать анализы, чтобы оформить заключение медиков для сдачи экзаменов на права.

Обычно такими услугами готовы воспользоваться люди, знающие, что по состоянию здоровья медики их не пропустят.

Прежде всего, не стоит забывать, что требование заключения медиков нужно для обеспечения безопасности жизни и здоровью, как самого водителя, так и других участников дорожного движения. Обходя закон, покупая справку, человек подвергает опасности не только себя, но и жизнь других людей.

В случае обнаружения поддельной справки, нарушителя и врача, выдавшего заключение, привлекут к уголовной (ст. 327 УК РФ) или административной (ст. 19.23 КоАП РФ) ответственности.

Важно!

Заключение действительно в течение одного года со дня выдачи.

То есть, даже если с первого раза не получиться сдать экзамен на права в ГИБДД, для пересдачи повторно, обследование проходить не нужно.

Категории стоматологов

Итак, чтобы стать врачом-стоматологом, надо закончить медицинский вуз. В вузе, кстати, нужно будет выбрать свою специализацию. Ведь помимо категорий, есть и специализации стоматологов. — терапевт, пародонтолог, ортодонт, детский стоматолог и другие.

Закончив обучение в вузе, нужно закончить интернатуру и можно начинать работать стоматологом. С получением опыта повышается и квалификация стоматолога. Но как же определить, на каком уровне находится эта квалификация, какой у доктора опыт работы? Для этого существует такая штука, как категории врачей-стоматологов.

Врачи-стоматологи, так же как врачи других специальностей, могут получить свои квалификационные категории в соответствии с законодательно установленной процедурой и списком требований для каждой категории стоматологов.

Среди рабочих профессий есть множество категорий – от первой и до шестой. У стоматологов все значительно уже. Существуют вторая, первая и высшая категории врача-стоматолога. Получение их регламентирует Федеральный закон, а также приказы Министерства здравоохранения.

Базовая категория врача-стоматолога

Сначала врачам присуждают вторую категорию – это и есть базис, затем – первую и уже самые опытные и мастеровитые получают высшую.

Чтобы получить свою категорию, врач-стоматолог должен соответствовать определенным требованиям. Для второй категории стаж работы стоматолога по специальности должен быть не менее трех лет, он должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, владеть современными методами диагностики, лечения и профилактики стоматологических болезней.

Для первой категории врача-стоматолога, стаж работы уже должен быть не менее семи лет, специалисту положено иметь крепкую теоретическую и практическую подготовку и необходимый опыт практических действий. Врач-стоматолог первой категории должен быть хорошо знаком со смежными своей специальности дисциплинами. Должен, кроме владения современными методами стоматологии, также активно участвовать в научно-практической деятельности своего медицинского учреждения.

Самая сложная — высшая категория врачей-стоматологов подразумевает стаж работы не менее десяти лет, наличие высокой профессиональной практической и теоретической подготовки. Само собой разумеющееся, что специалист должен, так же как и врачи предыдущих категорий, в совершенстве владеть всеми современными методами диагностики, профилактики и лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями.

Врач высшей категории должен быть хорошо знаком со смежными для себя дисциплинами, должен иметь хорошие показатели своей трудовой профессиональной деятельности, должен принимать непосредственное участие в научно-практической работе того лечебного учреждения, где он трудится и уделять пристальное внимание повышению своей квалификации.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 февраля 2021 г. N 41н “Об особенностях прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории в 2021 году”

5 февраля 2021

В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), а также в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации приказываю:

1. Приостановить проведение аттестации медицинских работников и фармацевтических работников на получение квалификационной категории до 1 января 2022 года (за исключением проведения аттестации на присвоение квалификационной категории впервые и более высокой квалификационной категории).

2. При проведении аттестации медицинских работников и фармацевтических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории впервые, и медицинских работников и фармацевтических работников, претендующих на присвоение более высокой квалификационной категории, Координационному комитету руководствоваться абзацем шестым пункта 16 Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 240н.

3. Продлить на 12 месяцев срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 1 января по 31 декабря 2021 года, в том числе срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий, которые были продлены в период с 1 февраля 2020 года по 1 января 2021 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 394н «Особенности прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Министр М.А. Мурашко

——————————

1 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2013 г., регистрационный № 29005, с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июля 2019 г. № 494н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2019 г., регистрационный N 55466) и от 28 сентября 2020 г. N 1034н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2020 г., регистрационный N 60458).

2 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58256.

——————————

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2021 г.

Регистрационный № 62383

Присвоение высшей категории за десять лет – как это делается на практике

Конечно, одного желания для присвоения высшей категории мало. Необходимо много работать и постоянно повышать свой профессиональный уровень. И обязательно заранее обсудить вопрос о возможности присвоения категории с администрацией своего лечебного учреждения: ведь без ее участия в вопросах получения категории врача не обойтись.

Как правило, получение второй категории врача в пятилетний срок (включая обучение в интернатуре) препятствий не встречает. Руководство даже заинтересовано, чтобы молодой доктор поскорее перестал быть «специалистом с минимальным уровнем ответственности». Хотя бы потому, что после присвоения категории ему можно поручить больший объем работ.

С присвоением первой категории врача сложнее. О желании получить первую категорию врача желательно заранее поставить в известность не только администрацию клиники, но и городского (а лучше и областного) специалиста в своей отрасли. Причем не только в рамках соблюдения формальностей, но и по трезвому расчету: поскольку эти люди входят в состав аттестационной комиссии, то могут как поспособствовать решению проблемы присвоения категории конкретному врачу, так и наоборот.

Требования к получению первой категории врача жестче (больший объем самоотчета, приветствуется наличие печатных работ, в том числе написанных в соавторстве).

Хотим обратить Ваше внимание, что в характеристике, которая входит в самоотчет и подписывается заведующим отделением (поликлиникой) и главврачом, обязательна следующая фраза: «администрация ходатайствует о присвоении … категории врачу и гарантирует ее оплату». Таким образом, если в бюджете клиники зияет дыра, ускоренное присвоение категории врача сотруднику может быть отложено..

Еще одна особенность. Если плановое прохождение аттестационных курсов каждые пять лет бесплатно, то внеочередные курсы (как в случае получения первой категории врача через семь лет работы) вероятнее всего Вы будете оплачивать сами. Потому что ускорение процесса аттестации – личное дело каждого из нас и расходы, связанные с присвоением категории, полностью возлагаются на инициатора процесса.

Вопрос внеочередного присвоения высшей категории через десять лет работы (включая обучение в интернатуре) требует еще больше сил, чем получение первой категории врача. Во-первых, он требует обязательного согласования не только с администрацией лечебного учреждения, но и с областным специалистом (который, в свою очередь, ставит в известность начальника облздравотдела, являющегося председателем аттестационной комиссии). Самые строгие требования выдвигаются и к достаточному по объему самоотчету, и к соавторству в печатных публикациях. Плюс самостоятельная оплата всех издержек…

Цель и задачи

Участие медицинских работников в прохождении аттестации является добровольным делом. В процессе оценивается личностная состоятельность специалиста, уровень его знаний, практических навыков, соответствие занимаемой должности, профессионализм.

Аттестация врачей на категорию несет в себе определенную заинтересованность:

Это престижно

Позволяет занимать более высокую должность в лечебно-профилактическом учреждении, позволяет обратить внимание руководства на себя. Довольно часто категории врачей указываются на табличках при входе в их кабинет.
В некоторых случаях высшая категория позволяет уменьшить моральную или физическую ответственность перед родственниками пациента

Мол, если такой высококвалифицированный специалист не смог решить проблему, то трудно подумать, что было бы, если б на его месте был менее опытный врач.
Материальная сторона. Медицинские категории врачей и повышение по ступеням врачебной иерархии позволяют увеличить прибавку к основной зарплате.

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты — неважно. Важно другое — куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?. Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают

Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы — обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

При необходимости сердце может мгновенно изменить режим работы

В норме сердце — это сильный мышечный насос, способный прокачать кровь по телу для обеспечения кислородом и питательными веществами всех органов и тканей организма, и вывести продукты их жизнедеятельности. Но, чтобы продвигать кровь по спазмированным сосудам, сердцу требуется больше усилий, чем при норме. Это приводит к тому, что его размер становится больше, особенно увеличивается левый желудочек. Из-за этого развивается слабость сердечной мышцы. Когда сердце перестает в нужной мере снабжать ткани и органы кислородом и питательными веществами, врачи ставят диагноз “сердечная недостаточность”. К ней могут привести нерегулярные сокращения сердца (сердечные аритмии). Опасно и может привести к сердечной недостаточности, когда у сердца более 140 ударов в минуту, так как при этом нарушаются процессы наполнения и выброса крови сердцем.

С сердечной недостаточностью можно много лет жить без диагноза. Это не самостоятельная болезнь, а исход различных заболеваний сердца. Он сигнализирует о себе в виде повышенной утомляемости, отеках ног, одышке, приступах удушья, беспричинной потере веса. Эти симптомы, если замечены по отдельности, проявляются при самых разных заболеваниях. Поэтому правильный диагноз устанавливают редко и обычно уже на поздних стадиях. Значительную потерю веса, которая типична для тяжелых степеней сердечной недостаточности, часто принимают за признак онкологического заболевания. А безобидные отеки ног, вызванные застоем лимфы, диагностируются как “сердечная недостаточность”. При некоторых первичных симптомах (например, отека легких) сразу же возникает угроза летального исхода. В течение 3-5 лет от сердечной недостаточности умирает 50% больных, а через 9 лет в живых остается лишь 2 человека из 1000 заболевших — конечно, при условии, что при этом не проводилось соответствующее лечение. Есть радикальный способ помощи — пересадка нового сердца. Но ограничения — возрастной лимит, дорогая операция, мало донорских сердец — делают его нереальным для большинства.

В последние годы медицинская наука, фармакология и врачебный опыт помогают достичь удивительных успехов в лечении даже тяжелых форм сердечной недостаточности. Больным можно не только сохранить жизнь, но и вернуть ее качество. Причем лечение может проходить в амбулаторных условиях, без пребывания в стационаре.

Лечение людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями требует сил, времени и большого педантизма. Огромную роль играет быстрота и точность диагностики основного заболевания, которое стало причиной сердечной недостаточности. В 50% случаев — это ишемическая болезнь сердца, выявить и вылечить которую можно с помощью и . Лечить самые ранние, их называют доклиническими (то есть до проявления жалоб), формы сердечной недостаточности, можно только при применении инструментальных методов исследования: эхокардиографии, Холтер-мониторирования, нагрузочных проб.

Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector