Особенности аттестации медицинских работников в 2021 году

Содержание:

Категории стоматологов

Итак, чтобы стать врачом-стоматологом, надо закончить медицинский вуз. В вузе, кстати, нужно будет выбрать свою специализацию. Ведь помимо категорий, есть и специализации стоматологов. — терапевт, пародонтолог, ортодонт, детский стоматолог и другие.

Закончив обучение в вузе, нужно закончить интернатуру и можно начинать работать стоматологом. С получением опыта повышается и квалификация стоматолога. Но как же определить, на каком уровне находится эта квалификация, какой у доктора опыт работы? Для этого существует такая штука, как категории врачей-стоматологов.

Врачи-стоматологи, так же как врачи других специальностей, могут получить свои квалификационные категории в соответствии с законодательно установленной процедурой и списком требований для каждой категории стоматологов.

Среди рабочих профессий есть множество категорий – от первой и до шестой. У стоматологов все значительно уже. Существуют вторая, первая и высшая категории врача-стоматолога. Получение их регламентирует Федеральный закон, а также приказы Министерства здравоохранения.

Базовая категория врача-стоматолога

Сначала врачам присуждают вторую категорию – это и есть базис, затем – первую и уже самые опытные и мастеровитые получают высшую.

Чтобы получить свою категорию, врач-стоматолог должен соответствовать определенным требованиям. Для второй категории стаж работы стоматолога по специальности должен быть не менее трех лет, он должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку, владеть современными методами диагностики, лечения и профилактики стоматологических болезней.

Для первой категории врача-стоматолога, стаж работы уже должен быть не менее семи лет, специалисту положено иметь крепкую теоретическую и практическую подготовку и необходимый опыт практических действий. Врач-стоматолог первой категории должен быть хорошо знаком со смежными своей специальности дисциплинами. Должен, кроме владения современными методами стоматологии, также активно участвовать в научно-практической деятельности своего медицинского учреждения.

Самая сложная — высшая категория врачей-стоматологов подразумевает стаж работы не менее десяти лет, наличие высокой профессиональной практической и теоретической подготовки. Само собой разумеющееся, что специалист должен, так же как и врачи предыдущих категорий, в совершенстве владеть всеми современными методами диагностики, профилактики и лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями.

Врач высшей категории должен быть хорошо знаком со смежными для себя дисциплинами, должен иметь хорошие показатели своей трудовой профессиональной деятельности, должен принимать непосредственное участие в научно-практической работе того лечебного учреждения, где он трудится и уделять пристальное внимание повышению своей квалификации.

Порядок проведения аттестации

Чтобы проверить у аттестуемого наличие навыков и умений, проводится три вида проверок и испытаний:

  1. Сдача экзамена. Здесь оценивается представленный медиком отчет и сравнивается со знаниями, которыми владеет медик. Проверяются результаты проведенных научных работ, если они есть.
  2. Проверка в виде тестирования. Проверка будет считаться пройденной, если соотношение недочетов не выше 30%.
  3. Собеседование. Осуществляется беседа с аттестуемым. Она направляется на уточнение полученного уровня профессиональных знаний, полученных навыков и умения производить определенные терапевтические мероприятия и более сложные операции.

Получение категории стоматолога

Очевидно, что для получения категории, ключевым является стаж. Но просто пройти обучение на стоматолога и далее работать по специальности не получится. Потребуется регулярное повышение квалификации, переобучение и постоянное обновление знаний. И, конечно, это еще не гарант, ведь решение о признании специалиста еще большим специалистом принимается не автоматически, а на основе решения аттестационной комиссии.

Если специалист уверен в том, что он может претендовать на повышение своей категории, нужно подготовить документы: 

  • заявление на имя председателя местной аттестационной комиссии. В нем нужно указать на какую квалификационную категорию претендует специалист, есть ли у него уже присвоенные категории, если есть, то должна быть указана ее дата;
  • напечатанный квалификационный лист, который заверяется отделом кадров лечебного учреждения, где специалист работает;
  • аттестационный отчет о профессиональной деятельности, который должен быть согласован с руководителем специалиста и заверен печатью. Этот отчет включает анализ трудовой профессиональной деятельности врача за последние 3 года.

Отчет должен выглядеть следующим образом:

  • Первая глава включает сведения о лечебном учреждении, где работает специалист-стоматолог, о стоматологическом отделении этого учреждения, технической оснащенности кабинета стоматологии и, непосредственно, рабочего места врача.
  • Во второй главе содержится отчет о деятельности стоматолога за три года. Здесь должно быть проанализировано, какова динамика  работы, положительная ли она. Должно быть освещено, как врач-стоматолог осваивает современные технологии и методы лечения. Здесь же приводится статистика и качественные и количественные показатели работы в виде таблиц или графиков. К таблицам и графикам должны быть сделаны краткие выводы (1-2 предложения). Приветствуется, если будет упомянуто, какие методы лечения специалист применяет в работе.
  • Третья глава содержит анализ новых методов профилактики и лечения.

Как видите, категория стоматолога – это не стандартный этап в жизни специалиста, а весомый труд, который предполагает не просто опыт работы, но еще и постоянное обучение во время всего периода своей карьеры. И все же, для врача-стоматолога категория — это возможность отметить в своей жизни высокий профессионализм. Поэтому, оно того стоит!

Квалификация, присваиваемая при получении образования

С точки зрения законодательства об образовании квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

То есть, с точки зрения законодательства об образовании, квалификация – это готовность к профессиональной деятельности.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки (ч.7 ст.60 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.11 Закона об образовании Министерство науки и высшего образования РФ утверждает перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061 утверждены, перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования.

При получении высшего медицинского образования документами об образовании и о квалификации являются диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра и диплом об окончании ординатуры. Указанные документы подтверждают присвоение квалификации по специальности, указанной в приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч.9 ст.82 Закона об образовании).

На основании ч.8 ст.60 Закона об образовании уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

То есть общему правилу документ об образовании и квалификации подтверждает права осуществлять профессиональную деятельности. Гражданин, завершив образовательные отношения, имеет правовую возможность, вступить в трудовые отношения с работодателем. Однако это справедливо, если федеральным законом не установлено иное.

Принятие решения

Члены специальной аттестационной комиссии принимают решение по присвоению квалификации посредством обычного голосования. Если число положительных и отрицательных результатов оказалось равным, итоговое решение принимает председатель.

Одновременно с этим заполняется аттестационный лист. В нем можно прописать не только суть решения. В данном листе могут оставить свои записи те эксперты, которые не дали согласие. Они должны прописать основания для своего решения.

Основания для отказа

Аттестация, направленная на повышение или приобретение категории, часто оценивается, как достаточно сложный процесс, особенно для новичков. Присутствует большой риск получить отрицательное решение. Среди основных причин получения отрицательного решения можно отметить:

  • Недостаточный уровень знаний и практики;
  • Пропуск теста и опоздание на мероприятие аттестации;
  • При сдаче теста были допущены ошибки.

Для этого нужно обратиться в организацию, где проводилась аттестация или в высшие государственные структуры. Возможность оспорить решение открыта для претендента в течение года после проверки.

Порядок получения первой категории

Особенности установления и проведения прописаны в пункте 36 части 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.

Требования к заявителю

Высокий профессионализм подтверждают такие требования к заявителю:

школьники, которых он обучает, показывают стабильные положительные результаты по предмету;

  • школьники, которых он обучает, показывают высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей;
  • преподаватель внес личный вклад в повышение качества образования, активно участвует в работе своей школы, делится опытом со школьным коллективом.

Подача заявления

Первый шаг — подать заявление. В пунктах 27, 28 Приказа №276 от 7.04.2014 г. прописано, как получить первую квалификационную категорию учителя на основании заявления:

  • подать заявление в аттестационную комиссию лично, по почте с уведомлением о вручении, по электронной почте или через портал Госуслуги;
  • в заявлении указать категорию и должность, по которой они хотят пройти подтверждение своих профессиональных навыков;
  • заявление рассматривают в срок не больше 30 календарных дней со дня получения;
  • устанавливают срок проведения аттестации и письменно уведомляют учителя о сроке и месте ее проведения;
  • на аттестацию с начала ее проведения и до решения комиссии отводят не больше 60 календарных дней.

Бланк заявления выдают в региональном отделе образования или скачивают на сайте регионального отдела образования (организации обязаны выкладывать такие документы в открытый доступ).

Так выглядит бланк заявления при подаче его удаленно через портал Госуслуги Санкт-Петербурга:

Документы

Документы рекомендуется подавать не меньше, чем за 3 месяца до окончания срока действия полученной ранее квалификационки.

В аттестационную комиссию учитель подает такие документы:

  • заявление;
  • самоанализ результатов профессиональной деятельности (портфолио профессиональных достижений), который заверяет печатью и подписью директор школы.

Кто и как проводит

Аттестацию проводит аттестационная комиссия регионального отдела образования. Учителя аттестуют в его присутствии или без него (свое желание преподаватель отмечает в заявлении).

Решение комиссия принимает без учителя методом открытого голосования, большинством голосов. При равенстве голосов комиссия принимает решение в пользу преподавателя. По закону квалификационная категория педагогических работников устанавливается на заседании комиссии, если на нем присутствуют не меньше двух третей от общего числа ее членов.

Решение комиссии фиксируют протоколом заседания и записывают в аттестационный лист учителя. После этого решение передают на подпись и печать в региональный орган образования. Затем аттестационный лист и выписка акта органа образования высылаются директору школы, в которой работает педагог.

Если учитель прошел аттестацию, его высокий профессионализм считается подтвержденным со дня принятия решения комиссией. С этого дня учителю начисляют повышенную зарплату с учетом подтверждения его профессиональных навыков.

Если учитель не прошел аттестацию, никаких преимуществ ему не полагается. В этом случае он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

ВСЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ АДРЕСУЙТЕ НА АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ: AK-MINZDRAV@MAIL.RU

СТАЖ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ (ПО ЗАЯВЛЯЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ):

  • 3 года — для получения второй квалификационной категории 
  • 5 лет — для получения первой квалификационной категории
  • 7 лет — для получения высшей квалификационной категории

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОХОЖДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ:

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (.doc, 100.00 kB)

ТРЕБУЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ:

Документы подаются за 4 месяца до срока окончания предыдущей категории.

Копии документов должны быть заверены в установленном порядке отделом кадров учреждения здравоохранения, работником которой является специалист, представляющий документы на присвоение квалификационной категории

  • заявление (пишется от руки). В случае, если категории ранее не было, то указать фразу: «Квалификационной категории по данной специальности (должности) не имею»
  • аттестационный лист (оформляется в печатном виде 12 или 14 шрифтом Times New Roman или Arial)
  • отчет о работе за последние три года (2018, 2019, 2020) для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год (2020) для работников со средним профессиональным образованием. Если за отчетный период была смена места работы, то предоставляются отчеты из соответствующих организаций. Отчет должен быть скреплен. 
  • Отчет должен быть подписан исполнителем и заведующим отделением (заместителем главного врача — для заведующих отделением) (для врачебного персонала) или главной (старшей) медсестрой (для среднего персонала). Подписи в конце отчета не должны быть на отдельном листе!

    Титульный лист отчета должен быть подписан руководителем учреждения и заверен печатью

  • копия диплома
  • копия удостоверения об интернатуре, ординатуре, первичной специализации, диплома о профессиональной переподготовке (если требуется)
  • копии документов о последнем повышении квалификации(удостоверение (или свидетельство) и сертификат) по аттестуемой специальности
  • копия удостоверения о присвоении квалификационной категории (при наличии)
  • копия трудовой книжки. Последней записью должна быть запись: «В данной должности работает по настоящее время»
  • в случае изменения фамилии, имени, отчества — копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени, отчества
  • справка о совместительстве с указанием даты и номера приказа по совмещаемой специальности (если документы представляются по совмещаемой специальности)

Заявление и документы предоставляются в одном перфорированном файле в порядке, указанном выше

ОБРАЗЦЫ И ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ:

  • заявление (.doc, 31.00 kB)
  • аттестационный лист (.doc, 33.00 kB)
  • отчет для специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (.doc, 37.00 kB)
  • отчет для специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (.doc, 39.00 kB)
  • пример заполнения аттестационного листа для врачей, провизоров (.doc, 37.00 kB)

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ:

В случае успешного прохождения аттестации необходимо получить выписку из приказа о присвоении квалификационной категории, которая будет готова через 30 календарных дней после даты аттестации (по доверенности форма М-2, выданной организацией).

Как проходит аттестация

Медработник может получить категорию по итогам сдачи экзамена, к которому относятся процессы:

  • экспертной оценки отчета по профдеятельности медработника;
  • тестирования;
  • собеседования.

В процессе аттестации комиссия проведет оценку знаний и навыков, которые нужны в профдеятельности. Она правомочна принимать решение при наличии на заседании не меньше ½ от ее состава.

  • председателя;
  • секретаря;
  • членов комиссии.

Аттестация состоит из нескольких этапов:

№ этапа

Наименование процесса

Кто осуществляет

Срок

1

Рассмотрение полученных от специалиста бумаг.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

2

Разработка и утверждение заключения по отчету о профдеятельности специалиста.

Руководитель медработника.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

3

Определение даты и места тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

4

Информирование специалиста о дате и месте тестирования и собеседования.

Комиссия.

Не позже 30 дней с даты регистрации документов.

Можно разместить инфо на стенде или сайте.

Если необходимо, форма проведения может быть дистанционной или выездной.

5

Тестирование.

Успешное прохождение — это выполнение не меньше 70 % объема задач.

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

6

Собеседование (проводится только по результатам успешных итогов теста).

Комиссия.

Не позже 70 календарных дней с даты регистрации документов.

7

Вынесение решения (присвоить или отказать).

Комиссия может отказать:

  • при наличии отрицательного заключения на отчет медработника о профдеятельности;
  • если тестирование выполнено неудовлетворительно;
  • при пропуске медработником тестирования, собеседования.

Комиссия.

По итогам аттестации.

8

Оформление решения в протоколе и аттестационном листе.

Члены комиссии, не поддерживающие принятое решение, могут изложить мнение в письменном виде и приложить его к протоколу.

Комиссия.

По итогам аттестации.

9

Оформление результатов аттестации распорядительным документом по учреждению или органу власти, при котором функционирует комиссия.

Секретарь.

10

Информирование медработника.

Секретарь.

Направить медработнику выписку из приказа о присвоении не позднее 120 календарных дней с даты регистрации документов с регистрацией факта направления бумаги в журнале.

ВАЖНО!

Решение выносится в процессе открытого голосования. Принимается простым большинством от числа участвующих в заседании. Если голоса разделились поровну, решение — за председателем.

Квалификационные требования и квалификационные характеристики должностей

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Порядок того, как проходит установление квалификационной категории педагогическим работникам, прописаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя

На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Из чего складывается зарплата медработника

Система начислений и выплат медицинским работникам, в том числе оплата труда медработников, работающих в учреждениях образования, существенно изменилась. Теперь заработная плата начисляется по правилам договорной оплаты. Порядок функционирования системы определен едиными рекомендациями по установлению систем оплаты труда государственных и муниципальных служащих, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии (протокол № 11 от 22.12.2017).

Медицинские учреждения вправе оформлять трудовые соглашения по той форме, которая уже действует в организации, но для выполнения законодательных норм в действующий договор нужно включить актуальные критерии эффективности, предварительно закрепив их в локальных нормативно-правовых актах. Ранее ежегодно (по состоянию на 1 января) проводилась тарификация медработников. Зарплата начислялась по фиксированным тарифам, утвержденным законодательными органами.

При начислении зарплаты сотрудника учреждения здравоохранения стоит учитывать три расчетных компонента. Вот что входит в должностной оклад медработника в 2020 году:

  1. Установленный оклад, который зависит от занимаемой должности и квалификационной категории специалиста. Размеры окладов для каждой должностной единицы определяется правительственными актами, однако субъекты РФ при наличии средств в бюджете имеют возможность увеличивать установленный оклад в своем регионе.
  2. Компенсационные выплаты — доплата, которая назначается медицинским работникам при их работе с условиями, отличающимися от нормальных.
  3. Стимулирующие выплаты — надбавка, которая определяется для каждого конкретного служащего в качестве поощрения за выполнение определенных критериев.

Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?

Многие медицинские работники умышленно «подгоняли» срок действия своих сертификатов под 2020 год, чтобы продлить его на 5 лет (до 2025 года) и еще на длительно время забыть об аккредитации. В этой связи Приказ Минздрава № 327н, который запретил получение сертификатов на весь 2020 год и объявил продление срока действия сертификатов на 12 месяцев, выглядит для медицинских работников медвежьей услугой.

На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования. При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).

Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления. Приведем аргументы:

  • Во-первых, как мы уже говорил выше, сертификат должен быть выдан через 10 дней после сертификационного экзамена. Поэтому вариант с «выдадим попозже» уже является формальным нарушением законодательства. Пусть за это и не предусмотрено специальной ответственности, да и нарушение срока выдачи не делает сертификат недействительным, все же неизвестно как подобные нарушения будет трактовать Минздрав и чем они аукнутся потом.
  • Во-вторых, в Приказ № 327н еще могут внести изменения. В частности, возможна такая ситуация, когда медицинский работник заплатит деньги за обучение, а Минздрав распространит мораторий не только на получение сертификата, но и на саму сертификацию. В итоге, деньги уже потрачены, а пройти экзамен будет нельзя.
  • В-третьих, действия регулятора в данной ситуации вовсе могут быть не предсказуемы вплоть до того, что выйдет какой-нибудь подзаконный нормативный правовой акт, который признает все сертификаты, выданные в период действия Приказа № 327н, недействительными. О законности таких действий мы говорить не будем, так как действия органов власти не всегда формально соответствуют законодательству (мы в этом уже убедились на примере введения режима самоизоляции).
  • Наконец, важнее не то, что написано в Приказе, а то, как это трактует сам Минздрав. Вполне возможно, что в смысл Приказа № 327н закладывался запрет в том числе и на проведение сертификации. Мы уже убедились как серьезно власть относятся к нарушению самоизоляции и вполне можем допустить, что проведение сертификационного экзамена будет трактоваться как нарушение санитарно-эпидемиологических мероприятий со всеми вытекающими последствиями как для самих обучающихся, так и для образовательных организаций.

Поэтому мы рекомендуем медицинским работникам пока не заключать договоры на обучение и подождать разъяснений Минздрава. Лучше немного переплатить за обучение позже, чем сейчас поддаться искушению в виде скидок, заплатить и так немалые деньги и в конец концов остаться «ни с чем».

В конце концов, спешить некуда, ведь действие сертификатов, которые истекают в этом году, продлено на 12 месяцев. Однако в этом случае есть еще как минимум два нюанса. Рассмотрим их в следующих разделах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector