Закон «об образовании в российской федерации» 2020
Содержание:
- Права учащихся в образовательных учреждениях
- Права и обязанности учеников
- Правила поведения на уроках
- Типичные права обучающихся
- Почему же так изменилось поведение школьников?
- Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)
- Важные аспекты
- Обязанности Учащихся:
- Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
- Статья 34 – права студентов, мероприятия социальной помощи
- Как отчисляют из школы «трудного» подростка?
- Право ребенка: учиться по месту жительства
- Обязанности школьников на уроке
- Заключение
Права учащихся в образовательных учреждениях
Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (ст. 16. ФЗ «Об образовании»).
Правила приема в школу закреплены в Законе РФ «Об образовании», а также в Уставе школы.
При приеме в школу ребенок и его родители (законные представители) имеют право ознакомиться с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (ст.16. п.2)
Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
1. Право получить образование бесплатно.
2. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
3. Право обучаться по индивидуальным учебным планам, право на ускоренный курс обучения.
4. Право выбрать школу, а также форму получения образования (очной, очно — заочной, заочной, семейное образование, самообразование, экстернат).
5. Дети с ограниченными возможностями обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет
Права и обязанности учеников
Права и обязанности детей находятся под протекцией Конвенции ООН о правах ребенка, а также текущими законами нашей страны.
Перечислим права обучающегося.
- Возможность высказать собственные взгляды, убеждения и мнение; необходимо рассматривать мнение ученика, основываясь на его возрасте и зрелости.
- Свобода информации.
- Свобода мысли, совести и религии.
- Уважение человеческого достоинства.
- Предоставление обучения на бесплатной основе на основании госстандартов обучения, право на развитие личности и способностей – как талантов, так и интеллектуальных или физических в наилучшей мере.
- Получение образования на основании госстандартов в рамках учебных планов по правилам, регламентированным уставным сводом данного заведения.
- Предоставление допуслуг на платной основе.
- Открытая оценка текущих знаний и навыков ученика, выставление справедливой оценки по каждому из учебных предметов на основании выказанных знаний и навыков.
-
Своевременная постановка в известность относительно сроков и объемов контрольных работ на основании учебного графика; отметим, что за один день разрешается провести исключительно одну контрольную.
- Дополнительные занятия с педагогом, позволяющие наверстать недостающие знания. При этом эти уроки должны контролироваться графиком работы образовательного учреждения и быть согласованы с учителем.
- Принятие участия в культурной жизни данного образовательного заведения, проводимых там мероприятий, учитывающих возраст ученика.
- Отдых на переменах между уроками и в процессе каникул.
- Принятие участия в управлении образовательным учреждением на основании уставного свода образовательного заведения.
- Льготы и денежная поддержка на основании установленных норм законодательства.
-
Смена одного образовательного заведения на другое, если то заведение предоставляет образовательные программы нужных уровней.
- Организация каких-либо ученических объединений, если они не вступают в конфликт с правилами, действующими в заведении.
- Пользование правом экстерната, домашнего обучения, сдачи экзаменов раньше выставленных временных рамок, оформление индивидуальных маршрутов обучения, в 10 или 11 классах – на составление индивидуального плана обучения. Если родители изъявят желание и с этим согласится совет учителей, то ученики 11 класса вправе не посещать во втором учебном семестре некоторые уроки или же им могут выделить свободный день на неделе.
- Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1 по 6 включительно. К тому же учителя не имеют права задавать задания на каникулы во всех классах за исключением изучения литературных произведений.
- Открытое высказывание собственной позиции относительно качества процесса обучения на Совете данного заведения, Уполномоченному по правам членов образовательного процесса.
- Высказывание предложений относительно корректировок, касающихся обучения в данной организации по выставленным правилам.
-
Применение для выступлений средств массовой информации образовательного учреждения – стенды: информационный, о жизни школы, издание газет.
- Право на предоставление сведений касательно полученных оценок – включая устные и письменные работы.
- Право на неразглашение сообщения об оценке за ответ или письменную работу.
- Право на подачу прошения об изменении сроков контрольных работ после выхода на учебу по окончании болезни при наличии соответствующей справки.
- Право на выслушивание собственного мнения.
- Право на организацию общественного объединения, занимающегося протекцией прав учеников, имеющего в составе учителей, родителей и обучающихся.
Правила поведения на уроках
Перечислим основные правила поведения на уроках.
- Нельзя допускать опозданий на занятия. Когда в помещение заходит учитель, обучающиеся должны встать – это выступает приветствием. Данный способ используется для приветствия любого взрослого, который зашел в помещение. В качестве исключения выступают уроки информатики в соответствующих классах.
- Любой учитель имеет право выставлять собственные требования относительно поведения учащихся на уроках. При этом данные требования не должны ущемлять прав и достоинств учеников, конфликтовать с действующим уставом.
-
В процессе занятия запрещается громко разговаривать, мешать другим, отвлекаться от темы урока, заниматься чем-либо, что никак не относится к образовательному процессу.
- Когда возникает необходимость выйти во время урока, ученик должен спросить позволения учителя.
- Когда возникает необходимость задать вопрос или ответить на вопрос, нужно поднять руку и дождаться разрешения преподавателя.
- В процессе урока ученик может спрашивать у учителя то, что он не понял.
- Ученик имеет право настаивать на своей правоте и убеждениях в процессе обсуждения каких-либо сложных вопросов. Естественно, все это должно проходить в адекватном виде.
- В процессе урока ученики могут использовать специальный инвентарь – собственность школы – выдаваемый педагогом. Его следует вернуть на место по окончании урока. Нельзя портить это имущество, ломать и так далее.
- Ученики не должны обсуждать темы, не относящиеся к образовательному процессу, поскольку за счет этого они мешают другим получать нужные знания и тем самым нарушают их права.
Во время урока важно соблюдать дисциплину
Типичные права обучающихся
Все права и обязанности родителей обучающихся и их законных представителей соблюдаются с учетом нормативных актов и документов, функционирующих на территории РФ.
О праве на получение бесплатного образования уже упоминалось выше. Реализация ФГОС нового поколения является гарантией создания оптимальных условий для каждого школьника, способствующих его саморазвитию, самообразованию.
Школьники могут бесплатно пользоваться библиотечными фондами образовательного учреждения.
У обучающихся есть право на получение дополнительной помощи от педагога в получении знаний, если занятия были пропущены из-за болезни.
Все ученики образовательного учреждения могут получать нужную информацию по вопросам дополнительного обучения в школе.
Закрепляется право на перерыв между учебными и внеурочными занятиями.
Обучающимся гарантируется охрана, укрепление здоровья, уважительное отношение к индивидуальности.
Школьники имеют право на свободное высказывание своей позиции с соблюдением норм этики и морали.
Обучающиеся могут входить в органы школьного самоуправления, принимать активное участие в организации внеурочной деятельности, вносить предложения по организации праздников, конференций, семинаров, мастер-классов на базе школы.
У всех учеников государственной школы есть право на развитие творческих интересов, индивидуальных способностей.
Почему же так изменилось поведение школьников?
Я думаю, проблема коренится во многих причинах.
- Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
- Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
- В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания. Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.
Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.
Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)
Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников
Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения
Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома.
Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).
Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться. Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.
Права школьника
Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.
В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование
Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием
Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.
Важные аспекты
Согласно ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ у ребенка есть право на защиту от посягательств со стороны родителей либо лиц, которые их замещают. Если ими не выполняются (выполняются частично) обязанности по воспитанию, обучению детей, ребенок может обратиться за помощью в органы опеки и попечительства либо по достижении 14 лет самостоятельно составить исковое заявление.
По действующему в РФ законодательству у ребенка есть право на выражение мнения при решении в семье вопросов, которые затрагивают его личные интересы. При судебном разбирательстве, связанном с восстановлением (лишением) родительских прав, обязательно учитывают мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста.
Действующее семейное законодательство страны содержит существенный спектр личных прав несовершеннолетних детей.
Права и обязанности обучающихся выделяются отдельно. К примеру, родители обязаны содержать своих детей, в противном случае средства взыскиваются с них в пользу ребенка в судебном порядке.
У каждого несовершеннолетнего есть право на доходы, которые получены им, а также на имущество, приобретенное на его средства, унаследованное в законном порядке.
Обязанности Учащихся:
2.1. Добросовестно учиться.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)
2.2. Выполнять требования Устава школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.27.Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.
1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)
1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.
Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.
1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.
1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)
1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.
(Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст. 51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. № 27-14/70-83)
Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:
- мирными разговорами;
- повышением тона для привлечения внимания и т.д.
Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.
В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):
Статья 34 – права студентов, мероприятия социальной помощи
Какие права, обязанности, мероприятия помощи, социальной поддержки предусмотрены в сфере образования, определяют официально регламентированные законодательные акты.
Какой документ определяет права учащихся образовательного учреждения
Правовые основы студенческой жизни определяет документ, действующий с декабря 2012 года № 273/Ф3. Документ содержит исчерпывающую информацию относительно порядка предоставления образования в стране, определяет, какие нормы, требования действуют.
Какие права учащихся определяет документ
- Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
- Выбор специальности, форму получения знаний.
- Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
- Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
- Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
- Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
- Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
- Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
- Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
- Формирование организаций объединения движения и партий.
- Смена факультета, специальности при желании.
- Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
- Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
- В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
- Реализация творческого потенциала.
- Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
- Право на отдых от учебного процесса.
- Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
- Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
- Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
- Предоставление условий для самообразования.
- Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
- Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.
Как отчисляют из школы «трудного» подростка?
Здесь две модели проведения данного события.
- Принудительная. Это происходит, когда подросток систематически пренебрегает школьными правилами. Тогда инициируется исключение ученика по правилам, регламентированным Законом «Об образовании» и школьным уставом.
Комиссия по делам несовершеннолетних вместе с органами местного самоуправления и родителями ученика, выгнанного из школы, в срок до месяца должны решить, что с ним делать – устроить на работу или перевести в другую школу.
- Добровольная. В таком случае все происходит с согласия родителей или замещающих лиц, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления. Тогда ребенок, которому уже исполнилось 15 лет, вправе покинуть учебное заведения до момента освоения необходимого минимального образования.
В срок до месяца комиссия по делам несовершеннолетних и родители должны решить, что делать ребенку – найти работу или определить его в другое учебное учреждение, чтобы он смог получить необходимое образование.
Выдержка из статьи 43 Федерального закона №273
Право ребенка: учиться по месту жительства
Нормативно-правовая база: ,
Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой
Важно только то, чтобы учреждение находилось в том же муниципальном образовании, где живет ребенок. Для школ у нас действует территориальный принцип: для каждой школы определены дома, которые к ней относятся
Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.
В детский сад принимают без конкурса, но нужно дождаться своей очереди. Для первоклассников также нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. Это возможно только для среднего и старшего звена.
Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Это правило регулирует законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться
Обратите внимание! Рядом с таким профильным учреждением обязательно должна быть альтернативная обычная школа, куда можно поступить без конкурса
Обязанности школьников на уроке
Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.
В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.
Обязанности ученика на уроке:
- Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.
- Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.
- Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.
- Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.
- У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.
- Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.
- Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.
- Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.
- Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.
- Ученик обязан слушаться учителя.
Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.
Заключение
Определенные права и обязанности законных представителей обучающихся регламентируются Конституцией РФ, уставом образовательной организации, иными нормативными документами. Уроки и внеурочные мероприятия в школе проводятся согласно расписанию, которое утверждено директором школы. Обучающиеся российских школ вовлекаются во внеурочную деятельность, так как это является составной частью образовательного процесса.
Основным нормативным и правовым актом, который регулирует отношения в системе обучения, является федеральный закон «Об образовании».
Им провозглашаются основные принципы образования, которые используются в нашей стране: гуманизм, доступность, плюрализм, светский характер.
Именно в этом нормативном документе закрепляются основные социальные гарантии граждан, на его основе разрабатываются типовые положения об общеобразовательных учреждениях, уставы школ.