Федеральный закон «о гарантиях прав коренных малочисленных народов российской федерации» от 30.04.1999 n 82-фз ст 1 (ред. от 13.07.2020)

Самые малочисленные народы России: юги, урумы

Среди малочисленных народов, есть представители двух этносов, которых почти не осталось. Это юги и урумы. Согласно последней переписи 2010 года к ним себя отнесли по одному человеку.

Исторической Родиной югов является территория, расположенная в окрестностях Енисея, в среднем течении, это Туруханский район Красноярского края. Следует отметить, что юги ранее не заявляли себя, как отдельный народ, вплоть до 2002 года (в этом году их насчитывалось не более 19 человек), а относились к кетам. Обе народности определены в Енисейскую группу, к которой кроме них, так же, относились и другие народности, полностью исчезнувшие в начале ХIХ века. Это – асаны, котты, арины, пумпоколы.

Урумы считаются выходцами из Турции, которые поселились на Крымском полуострове еще в VIII веке до нашей эры и проживали вместе с крымскими татарами. Само название народности означает “римский”, но в последствии их стали называть греками. После Крымской войны (1778 год) урумов насильно переселяли как представителей христианского мира, в Азовскую губернию. В 2002 году этот этнос насчитывал 54 представителя, а в 2010 только 1.

Коренные народы Дальнего Востока России

Коренные народы, проживающие сегодня на Дальнем Востоке, довольно малочисленны, многие их представители находятся на грани вымирания. Есть и такие, которые давно исчезли. Отличаются этносы этих земель особой культурой, которая обусловлена суровыми условиями жизни. Их внешность относится к монголоидной расе северных территорий, отличить их друг от друга достаточно проблематично. Отметим, что многие из этносов ДВ не имеют территориальных автономных образований.

В Дальневосточный край входят Хабаровская и Магаданская области, Чукотский округ, Якутия и Еврейская автономная область. В Приморье – Камчатский край, Сахалин, Приморский край, регионы, имеющие прямой выход к морям.

Список народов Дальнего Востока: 

алеуты (унганы), кереки, долганы,, негидальцы, коряки, нанайцы (гольды), юкагиры (одулы), ительмены (камчадалы), нивхи, ороки, тазы, орочи, ульчи, чукчи, чуванцы (этели), эвены (тунгусы-ламуты), эскимосы (инуиты), юкагиры (одулы).

Коренные народы севера России

Север нашей страны многие столетия населяли разные народности, объединенные в общины и роды, которые вели общее хозяйство, разговаривали каждый на своем языке, имели собственные традиции и обычаи. Обширные просторы позволили этносам жить обособленно друг от друга. Некоторые из них прирастали новыми территориями и активно развивались. Менее многочисленные поселения поглощались более сильными общинами, теряли свой язык и культуру и в конце концов, исчезали.

Следует отметить, что в одну группу стали относить народы Севера только с приходом Советской власти. Группа объединяет жителей Сибири и Дальнего Востока, многие из которых смогли сохранить свою культуру, идущую с древних времен. Первым и древнейшим народом, заселившим просторы севера являются самодийцы, считается, что от них пошли другие народности, которые распространились впоследствии по Сибири и Дальнему Востоку.

На Севере выделяют следующие этносы: карелы, якуты, ненцы, манси, долганы, чукчи, чуванцы, ханты, якуты, эвены, эвенки, кеты, коми.

Коренные малочисленные народы Сибири перечень

На территориях Сибири, имеющих суровый климат расположились крупные области, всего – 14 регионов, а в процентном соотношении Сибирский федеральный округ занимает 30%. Всего здесь проживают порядка 20 миллионов человек, которые состоят из:

  • Пришлых народов, которые начали заселять эти земли в 16 веке, к ним относятся русские, татары, украинцы, белорусы и др.
  • Коренные народы, из них самые многочисленные, это якуты, буряты, хакасы, тувинцы. Хотя они и считаются коренными, но их соотношение к пришлым составляет 1 к 5. Настоящих жителей, имеющих в Сибири свои исторические корни, осталось очень мало.

Коренное население зарегистрировано в следующих этнических группах:

энцы, эвенки, шорцы, чулымцы, челканцы, ханты, тувинцы (тоджинцы), тубалары, тофалары, телеуты, алтайцы, теленгиты, сойоты, сибирские татары, селькупы, ненцы, нганасаны, манты, манси, кумандинцы, кеты, алтайцы.

Кто является коренным народом России

У России самая большая территория, если сравнивать ее с другими странами мира. Соответственно, можно предположить, что народностей в ней проживает очень много и страна является многонациональной. Но, следует отметить, что самый многочисленный народ, населяющий нашу страну, это русские (порядка 80-ти процентов). После распада Советского Союза, этнический состав несколько изменился, но, не смотря на это, многочисленные диаспоры продолжают проживать на территории России. В 2010 году проводилась перепись населения, в соответствии с которой, после русских, второй по численности народ РФ, это татары, а третий – украинцы. Было выявлено всего народов – 190, а этнических групп – 36. Славянская группа народов наиболее многочисленная.

В советских паспортах указывалась национальность гражданина СССР, чего не скажешь о современных российских паспортах. Чтобы определить к какой национальности относится житель России, существуют следующие признаки: 

  • тесная связь с землями и с их природными ресурсами, где проживали его предки;
  • знание родного языка, который, зачастую, отличается от официального государственного;
  • в повседневной жизни сохраняются традиции и обычаи нации;
  • идентификация себя со своим народом.

Каждый народ, если он знает свои корни, причисляют себя к тому или иному этносу, чтит традиции предков, соблюдает культурные обычаи, пользуются на равных условиях всеми правами, согласно законодательству страны.

Какие народы относятся к коренным

Коренные народы (indigenous peoples) – это термин международного права. Как правило, под ним понимаются народы, столкнувшиеся с колонизацией или завоеванием и потому оказавшиеся меньшинством (или «недоминирующей» частью населения) внутри государства, сформированного пришлой доминирующей группой James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. – Oxford University Press, 2004. – p. 3Daes E. I. A. An overview of the history of indigenous peoples: self-determination and the United Nations //Cambridge Review of International Affairs. – 2008. – Т. 21. – №. 1. – P. 8.Martinez М.A. Human Rights of Indigenous People: Study on Treaties, Agreements and Other Constructive Arrangements between States and Indigenous Populations. UN, 1999 (E/CN.4/Sub.2/1999/20, para. 78). Также, в качестве отличительного фактора иногда выделяется архаичность образов жизни и способов хозяйствования, которые приводят к тому, что в экономическом плане коренные народы не могут выдержать конкуренции с доминирующими народами, использующими современные способы производства.

В академической литературе можно встретить похожие термины – «аборигенные» или «автохтонные» народы, т.е. первыми заселившие какую-либо территорию, первыми возникшие на определенной территории (от латинского ab origine ‘от начала’; от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля», т.е. ‘туземный, коренной’)Соколовский С. В. Политика признания коренных народов в международном праве и в законодательстве Российской … Continue reading

Однако международное право акцентирует внимание не на том, какая группа оказалась раньше других на той или иной территории в абстрактной исторической перспективе (ведь вся история человечества – это бесконечные миграции), а на современности: как государство строит отношения с группами, жившими на данной территории до его образования и оказавшимися в ситуации неравенства и исключенности

Права и свободы российских малочисленных народов

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ «О гарантиях прав коренных народов России» от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?

Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.

Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:

  • право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
  • возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
  • право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
  • возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
  • право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления — напрямую или через уполномоченных представителей;
  • возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
  • право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
  • право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.

Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

О льготах и гарантиях для малочисленных народов России

Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы? Если речь идет о политической сфере, то выделить здесь стоит отдельные юридические предпосылки для широкого участия народов коренного типа в работе государственных органов РФ и инстанциях местного самоуправления. Каким образом это работает? Согласно ФЗ «Об избирательных правах граждан» должны быть установлены специальные квоты представительства во властных органах. Происходить это должно за счет формирования избирательных округов, куда входило бы меньшее количество людей, чем установлено в законе. Избирательные округи могут касаться отдельных национальных поселений, этнических объединений, племен и т. д.

Следующая сфера, в которой возможны льготные права коренных малочисленных народов России — это экономика. В этой области должны применяться методы по качественному развитию хозяйственной деятельности традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию особых территорий, в которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджетных ассигнованиях, направленных на поддержку народных промыслов. Со строгим учетом интересов коренных народов могут подлежать приватизации производственные предприятия. При этом налогообложение таких предприятий будет осуществляться с учетом возможных льгот и дотаций.

Наконец, льготные права малочисленных народов России можно осуществлять и в социально-культурной области. Здесь стоит рассказать о принятии условий по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны всячески поддерживаться со стороны государственных властей. Необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.

Права коренных малочисленных народов России

Следует сказать, что проблемой малочисленных народов занимаются во всем мире

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1993 г.) , представителям малых этносов, необходимо уделять большое внимание. Это связано с многочисленными проблемами: экономическими, социальными, этнографическими, культурными

Особенно остро они встали в России из-за перемен в стране на протяжении всего 20-го века – революция, период репрессий, войны. Таким образом, в Конституции нашей страны был провозглашены гарантии прав и свобод коренным малым народам. Об этом можно прочитать в статьях 20, 28 и 72.

Так же, существует закон федерального уровня – О гарантиях прав коренных народов России, принятый в 1999 г. В частности, статья 8 говорит о правах малочисленных народов. Здесь нужно выделить следующий момент – малые этносы поддерживаются государством, дабы защитить их исторические земли, традиции и обычаи, хозяйственную и промысловую деятельность. В соответствии с этим, малые коренные народы получают право пользоваться землями, полезными ископаемыми, растительным и животным миром в тех местах, которые считаются их исторической Родиной. Все это предоставляется им государством совершенно безвозмездно. Кроме этого, выделим права:

  • контроль использования недр своих исконных земель;
  • следить за исполнением нормативных актов и законов РФ в отношении территорий, на которых они проживают;
  • строить и реконструировать хозяйственные, производственные и бытовые объекты;
  • получать от государства материальные довольствия и денежные средства для осуществления социального, экономического и культурного развития народа;
  • возможность участвовать в государственном и местном самоуправлении;
  • выдвигать своих представителей для делегирования прав во властные структуры;
  • право на возмещение убытков, причиненных природе на исконных территориях;
  • получать помощь от государства на реформирование социальных сфер.

Кроме этого, отметим, что малым коренным народом дается возможность проходить гражданскую службу вместо военной, создавать органы самоуправления, пользоваться защитой в судах. Следовательно, малочисленные народы РФ имеют ряд преимуществ и льгот, закрепленных на законодательном уровне.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующее основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее — уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, высшее должностное лицо Республики Дагестан (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан) с учетом положений абзаца первого настоящего пункта определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее — традиционный образ жизни) — исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

3) исконная среда обитания малочисленных народов — исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;

4) общины и иные формы общественного самоуправления (далее — общины малочисленных народов) — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры;

5) уполномоченные представители малочисленных народов — физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют интересы этих народов;

6) этнологическая экспертиза — научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Народы языки и религии России

Так как, Россия многонациональна, здесь присутствуют разные религиозные конфессии и хотя, РФ светское государство, верования народов играют значительную роль в их жизни. Характерной чертой малых этносов является сохранение религии предков, чего не скажешь о славянских народах, которые исповедуют разные виды богословия: христианство, ислам, буддизм, католицизм и др.

Самым распространенным языком является русский, который считается государственным, на нем разговаривают даже те народы, которые имеют свой родной язык. Но, есть регионы со статусом национального титульного языка, т.е., государственного, к ним относятся, например, Калмыкия, Чечня, Башкортостан. если же говорить о языковых группах, в России представлены: индоевропейская, финно-угорская, языки Северного Кавказа и монгольские.

P.S. Как видите, наша страна многонациональна, здесь проживают многие представители разных народов со своей культурой, традициями и обычаями, корни которых уходят в глубину веков.

Права коренных народов Севера в России

В целом, перечень прав коренных народов включает в себя, как было означено выше, множество преференций в различных сферах жизнедеятельности. Это позволяет им продолжать хранить свои традиции и образ жизни и компенсировать ущерб, оказываемый им государством, прогрессом и использованием природных ресурсов. В частности, к таковым особым правам, помимо альтернативной службы вместо воинской повинности, можно отнести:

  • Безвозмездное пользование землями для ведения традиционного хозяйства без процедуры регистрации, а также использование полезных ископаемых и природных ресурсов в своих целях путем традиционной их добычи.
  • Осуществлять контроль за пользованием их этнических земель и соблюдением федерального законодательства в вопросах защиты прав малых народов.
  • Получать финансовую поддержку от государства и субъектов предпринимательства или иных организаций для ведения социально-культурной традиционной деятельности.
  • Отправлять своих представителей в советы представителей малых народов при исполнительных органах власти.
  • Требовать возмещения убытков, причиненных их исторической и традиционной среде обитания.
  • Получать государственную поддержку для организации обучения.
  • Требовать первоочередного приема на работу по специальности в случае, если работодатель осуществляет деятельность в формате традиционных хозяйствований данного народа.
  • Заготавливать древесину без получения соответствующих разрешений для личного пользования.
  • Не уплачивать земельный налог, НДФЛ и сборы за пользование водными ресурсами.
  • Вести охоту и рыболовство без подтверждающей документации, если таковые обусловлены необходимостью сохранения традиционного образа жизни и выживания при нем.

Как можно понять из вышеозначенного спектра прав, их большая часть направлена непосредственно на сохранение традиционного образа жизни и отсутствие составов преступлений или административных правонарушений, обусловленных таковым образом жизни. При этом аналогичные действия в иных обстоятельствах могли бы считаться таковыми, если бы исполнялись не представителями коренных народов или в иных местностях и территориях РФ.

Коренные народы Севера и военная служба

В соответствии с положениями действующего российского законодательства, военная служба по призыву является обязанностью совершеннолетних здоровых мужчин в Российской Федерации. Однако учитывая особое положение малочисленных народов, с целью их защиты и предоставления им льгот, они имеют право воспользоваться альтернативной гражданской службой. При этом альтернативная служба для коренных народов предусматривает в первую очередь направление их на предприятия или организации, связанные с их традиционными промыслами, без соблюдения принципов территориального разделения несения службы в различных субъектах РФ.

Для получения права на несение АГС для коренных народов, они должны обратиться в военкомат по месту жительства с заявлением о направлении их на альтернативную службу по причине принадлежности к коренным народам. Таковая принадлежность определяется непосредственно документами гражданина, в которых указана его национальность. Однако обязательность такового заполнения означенных граф законом не предусмотрена. В случае спорных ситуаций, при отказе военного комиссариата направить лицо, принадлежащее к коренным народам на альтернативную службу в традиционных хозяйствах, оно может добиться реализации такового права через суд.

Что дальше

Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.

Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет. Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года. Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых. 

— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох. Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным. Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет. Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.

Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.

Декларация ООН о правах коренных народов, которая декларирует право коренных народов на достойную жизнь, сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов и самоопределение, принята 13 сентября 2007 года. Россия не подписала документ и голосовала против его принятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector