Разъяснение и обжалование аукционной документации

Документация об электронном аукционе и ее основное содержание

При подготовке электронного аукциона на государственного заказчика ложится обязанность сформировать специальную аукционную документацию. В рамках такого пакета документов должны быть отражены все необходимые сведения для того, чтобы потенциальный исполнитель государственного контракта получил всю необходимую информацию, которая могла бы предоставить такую информацию о возможном объекте закупки, а также о проводимой закупочной процедуре для того, чтобы сам потенциальный исполнитель принял решение о том, сможет ли он принимать участие в такой процедуре.

Документация о проводимом электронном аукционе предоставляет информацию не только о том, каким является объект проводимой закупки, но и о том, на основании каких показателей установлены требования к начальной максимальной цене контракта, а также в отношении всех необходимых технических и иных требований, которые предъявляются как к самому потенциальному исполнителю контракта, так и к объекту закупки, который будет предоставлен государственному заказчику по результатам исполнения контракта.

В пакет документов, которые должны быть подготовлены заказчиком для проведения электронного аукциона, входят правила для участников закупки, которые должны быть учтены при подготовке и отправлении потенциальными участниками заявок на заключение государственного контракта, описание объекта закупки, техническое задание, которое расшифрует все требования к такому объекту, начальная максимальная цена контракта и ее обоснование с указанием основных методов расчетов такой цены, проект контракта, который в дальнейшем будет заполнен и подписан победителем проведенной закупочной процедуры.

На сегодняшний день на федеральном уровне не предусмотрено типовой формы для аукционной документации, независимо от того, идет ли речь об открытом или закрытом аукционе. Однако основное содержание такой документации отрегулировано частью 1 статьи 64 Федерального закона «О контрактной системе». Именно на основании положений данной статьи и происходит разработка всей аукционной документации.

Предоставление такого рода документации в соответствии с положениями статьи 65 Федерального закона «О контрактной системе» должно производиться строго бесплатно, так как в противном случае это существенным образом ограничивает возможности для участия в такой закупке большого числа потенциальных исполнителей.

В отношении любого из перечисленных документов может быть сформирован перечень запросов, требующих разъяснения.

Как составить письмо запрос или запрос коммерческого предложения?

Как правило, строгих рамок оформления этого документа нет.

Но он должен в обязательном порядке освещать следующие аспекты:

  • Повод, по которому было отправлено письмо.
  • Наименование товара, информацию о котором запрашивает адресант.
  • Условия и сроки оплаты поставки.

Правила составления документа

Грамотное составление бумаг — одна из основных составляющих любой успешной сделки.

Правильно оформленное обращение поможет:

Существуют правила составления данного запроса. Они подходят как для частных, так и для государственных документов.

При составлении письма придерживайтесь следующей последовательности:

  1. Реквизиты обоих участников сделки.
  2. Дата составления документа.
  3. Заголовок, который емко и точно отражает основную суть документа.
  4. Обращение к адресату.
  5. Краткое описание назначения письма.
  6. Непосредственно запрос или уточнение необходимой информации.
  7. Заявление о готовности к продуктивному и продолжительному сотрудничеству.
  8. Слова благодарности за предстоящий ответ.
  9. Подпись, ФИО и должность адресанта.

Образец документа официальное никем не утверждён, вот один из вариантов его оформления. Содержание запроса может меняться в зависимости от условий сделки.

Сценарии составления

Существует несколько сценариев составления этой бумаги:

  • Отправка делового письма после разговора с партнёром по телефону. Вы можете ссылаться на условия, обсуждаемые во время телефонного разговора. Приветствуется использование фраз «как мы договаривались по телефону». Этот приём довольно прост и не замысловат, но способен расположить к себе партнёра.
  • Упор на проблему. В письме вы можете предложить эффективное решение проблем контрагента, к примеру, плохой производительностью или низкими оборотами продукции.
  • Эффект неожиданности. Этот сценарий требует креативного, нестандартного подхода. Кроме того, необходимо соблюдать рамки делового письма и не выходить за них. Сделайте своему партнёру такое предложение о сотрудничестве, от которого он просто не сможет отказаться.
  • Презентация товара. К примеру, к письму вы прикладываете бесплатные образцы или фотографии своей продукции. У другого участника сделки формируется представление о том, с чем ему предстоит работать.

Пример коммерческого запроса

Рассмотрим простой пример данного письма.

О запросе предложений на поставку древесины

Наша производит качественную домашнюю утварь из натуральной древесины. В связи с увеличением объёмов производства нам необходимо увеличить запасы древесины до 30 тонн.

Просим отправить коммерческое предложение о поставке сырья в указанном объёме. В ответном письме укажите стоимость транспортировки и упаковки, порядок оплаты продукции.

Отправьте письмо не позднее 30.02.2017. Просим отправить 2 экземпляра — на русском и английском языках. Приветствуется предоставление копий документов, подтверждающих качество Вашей продукции.

Спасибо за оказанное внимание! В ожидании Вашего детального предложения. С уважением Е

Алексеев Менеджер по снабжению

С уважением Е. Алексеев Менеджер по снабжению.

Причины для подачи запроса о разъяснении

Подать запрос о разъяснении можно в следующих случаях:

  • неявные формулировки. Иногда заказчики хитрят и пишут расплывчатые параметры поставки, чтобы запутать поставщиков. Это нужно для победы «своих». Бывает, что специалист, готовящий конкретную закупку, не умеет этого делать или плохо подготовлен;
  • заказчик может намеренно не обозначить, что ему требуются товары в рамках применения национального режима в закупках. Поставщик по незнанию не прикладывает к заявке декларацию о подтверждении страны происхождения, его товар считается иностранным и он не получает преференций;
  • невозможно прочесть и успеть осмыслить положения документации до даты окончания приема заявок. Некоторые заказчики пишут так подробно, что описание закупки занимает тысячи страниц. Как следствие невозможно принять решение об участии из-за сложности изучения документов;
  • ошибки и некорректные данные: технические характеристики отличаются от реальных, подмена ГОСТов, описки в названиях наименований и пр.

Иногда, форму для запроса о разъяснении заказчик дает в документации. Закон не устанавливает требований к форме запроса, поэтому запрос можно составить в свободной форме или скачать шаблон. В запросе нужно прописать пункт, по которому возник вопрос и сам вопрос, соответственно. Чем он конкретнее, тем меньше у заказчика шансов дать расплывчатую формулировку.

По итогам разъяснений поставщики получают уточнения по положениям документации. Если они просят что-либо изменить, заказчик имеет право дать аргументированный отказ или согласиться исправить документацию. Во втором случае сроки закупки продляются: ее участники должны переделать заявки под измененные положения.

Необходимые сведения

Конкурсная документация дополняет информацию, которую содержит извещение о закупке. Поэтому в ней нужно указать:

описание объекта закупки и условий контракта;

требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе, а также инструкцию по ее заполнению;

обоснование начальной (максимальной) цены контракта (лота);

размер обеспечения заявки, условия банковской гарантии;

критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок их рассмотрения;

порядок и срок отзыва заявок и внесения в них изменений;

информацию о возможности заключить контракт с несколькими участниками в отношении научно-исследовательских работ, составляющих один лот;

сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

сведения о валюте цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);

порядок применения при оплате контракта официального курса иностранной валюты, установленного Банком России.

Полный перечень сведений, которые должна содержать конкурсная документация, установлен в частях 1, 1.1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ. При этом если учреждение заключает контракт на энергосервис, то дополнительно необходимо указать сведения, которые приведены в частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, Правительство РФ может установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации, которые будут обязательны для всех заказчиков. Об этом сказано в части 4 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Есть ряд условий, которые нельзя включать в документацию. Например, это требования к деловой репутации участников, их производственным мощностям, технологическому оборудованию и т

д. Перечень таких сведений установлен в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Также документация открытого конкурса не может содержать условия, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников или доступа к участию в нем (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). В частности, запрещено указывать:

Например, это требования к деловой репутации участников, их производственным мощностям, технологическому оборудованию и т. д. Перечень таких сведений установлен в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Также документация открытого конкурса не может содержать условия, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников или доступа к участию в нем (п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). В частности, запрещено указывать:

наименования организаций – производителей товаров;

наименование места происхождения товара;

товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования.

Полный перечень сведений приведен в частях 1, 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако вскоре все должно измениться — процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС

Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание

В комплект документов, подаваемый оператору торгов, входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица — копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое — оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации. На это ему отводится 5 рабочих дней. В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года

Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП. В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников. В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Аукцион не состоялся

Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.

Есть лишь один претендент

На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком.

Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.

Участники есть, но ценовых предложений нет

Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся — допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.

Претендентов нет

Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести запрос предложений. Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.

Техники и сценарии для составления запроса

Существуют пять сценариев, по которым можно составить такой документ. Но помните, какой бы вы сценарий не выбрали, четкие и понятные формулировки будут приветствоваться везде.

  1. Запрос, совершаемый после разговора по телефону с заказчиком. Можно использовать такие фразы, как: «как мы и обещали по телефону/во время разговора с вами». Ведь вы делаете то, что обещали, не так ли? Значит, фирма заслуживает доверия. Этот прием довольно прост, но в большинстве случаев он работает.
  2. Упор на главную проблему. Вы можете предложить вашему потенциальному партнеру решение его проблемы. Хорошо, если вы укажете, как ваше предложение позволит повысить производительность и доход. Вероятность того, что такое письмо заинтересует адресата, весьма велика.
  3. Эффект неожиданности. Следуя этому сценарию необходимо зацепить клиента. Вы должны сделать такое предложение, отказаться от которого будет просто невозможно, так что придется подключить креативное мышление. Но нужно помнить о соблюдении делового стиля, во избежание недопонимания и конфликтной ситуации. Пожалуй, это наиболее опасный вариант сценария. Во-первых, нужно помнить о грани между креативностью и фамильярностью, а во-вторых, такой стиль может не понравиться адресату. Не стоит забывать, что все люди разные.
  4. Презентация товара. К письму вы можете прикрепить несколько изображений того, что вы хотите предложить клиенту. Так он может четко представить себе, с чем он будет работать. Конечно же, чтобы повлиять на решение адресата, товар стоит представить с наиболее выгодной стороны.
  5. Демонстрация предложения. Используя эту тактику лучше сразу перейти к основному вопросу. Выражаться нужно сдержанным и сухим языком, но при этом сохранять доброжелательность. Нужно дать понять клиенту, что вы заинтересованы в сотрудничестве с ним.

Стоит понимать, что запрос коммерческого предложения – это не просто письмо, а чёткий и продуманный план сотрудничества. Сначала его нужно сочинить, а уже потом – перенести на бумагу. В идеале ваша компания должна заранее иметь несколько заготовок таких писем «на все случаи жизни».

Не нужно забывать, что в современном мире больше всего ценится оригинальность. Обладая оригинальностью и остроумием, можно продать даже некачественный товар. Впрочем, мы не рекомендуем вам этого делать.

Пять оригинальных сценариев, с помощью которых можно создать запрос коммерческого предложения:

Просим Вас дать ответы на вопросы:

1) п.1 Доски, Тип 1. Требование к характеристике товара

Ширина доски От (75 до 100)* мм

Вместе с тем в Вашей инструкции отсутствует порядок прочтения символов   круглые скобки «(…)». Использование в требованиях символов, отсутствующих в инструкции по заполнения заявки, является установлением «ненадлежащей инструкции», в составе аукционной документации, что в свою очередь является нарушением Письма ФАС России ИА/44536/16 от 01.07.2016 г., ч. 2 ст. 33 44-ФЗ, вводит участников закупки в заблуждение, незаконно ограничивает конкуренцию и нарушает наши законные права и интересы. Более того, в требованиях к данной характеристике товара вы используете предлог «От», который согласно вашей инструкции не должен использоваться участником закупки в своём предложении в связке с символом звездочка «*», которая согласно Вашей инструкции предлагает участнику оставить данное значение неизменным. «В случае, если в Разделе «Описание объекта закупки» указан показатель, значение которого сопровождается знаком «*», то в предложении участника закупки данное значение остается неизменным.»  При этом в Вашей инструкции отсутствует приоритетность прочтения противоречащих друг другу требований инструкции.  Какое из двух этих требований участник должен принимать к исполнению.

А должны ли разъяснения разъяснять?

Может показаться, что ответ на этот вопрос очевиден. Однако Закон N 44-ФЗ не устанавливает критерии ясности и полноты изложения предоставляемых разъяснений. А это верный признак, что в правоприменительной практике отыщутся взаимоисключающие подходы.

Позиция 1. Закон N 44-ФЗ не регламентирует содержание разъяснений, за исключением того, что они не должны изменять суть документации о закупке.

Пример.

Участник закупки пожаловался, что разъяснения положений документации, которые заказчик предоставил по его запросу, фактически не содержат ответов на поставленные вопросы (вопросы касались технической части документации о закупке).

Заказчик возражал против доводов жалобы следующим образом: «Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика предоставить разъяснение документации, а не «дать ответ». Предоставление разъяснений — это юридически значимое действие, совершение которого удостоверяется журналом регистрации действий заказчика в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru. А степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями («достижение понимания») — это субъективный фактор, который лежит за рамками правовых оценок и зависит не в последнюю очередь от компетентности самого участника закупки».

Жалоба была признана необоснованной: антимонопольный орган согласился с заказчиком, что законодательство о контрактной системе не устанавливает требований к содержанию разъяснений (решение Ростовского УФАС России от 17.07.2014 по делу N 1367/03).

Позиция 2. Отсутствие ответа по существу означает, что заказчик фактически не предоставил разъяснение документации о закупке.

Пример.

Участник закупки направил запрос следующего содержания: «Техническое задание предусматривает поставку шприцев с двумя иглами, при этом одна игла должна быть надета на шприц, а другая располагаться рядом внутри упаковки. Просим разрешить поставку шприцев с двумя иглами, одна из которых будет надета на шприц, а другая будет поставляться в отдельной индивидуальной упаковке».

Заказчик ответил так: «Решение о соответствии первых частей заявок на участие в электронном аукционе требованиям аукционной документации будет приниматься аукционной комиссией».

Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик не дал объективного ответа по сути поступившего запроса, что было квалифицировано как оставление запроса без разъяснения (решение Тамбовского УФАС России от 24.08.2016 по делу N РЗ-179/16).

В судебной практике также встречаются решения, когда отсутствие содержательных ответов на запросы о разъяснении положений аукционной документации получало негативную правовую оценку <13>. Поэтому заказчикам не стоит злоупотреблять тем, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к содержанию разъяснений. Спрашивают — отвечайте по существу.

<13> См.: Постановление Тринадцатого ААС от 28.06.2016 по делу N А56-28177/2015.

И не забывайте указывать в разъяснении положений аукционной документации предмет запроса: обилие правоприменительной практики свидетельствует о том, что это самое распространенное нарушение порядка предоставления разъяснений <14>.

<14> Решения ФАС России от 16.06.2017 по делу N К-744/17, от 19.05.2017 по делу N К-594/17, от 30.11.2016 N КГ0З-504/16, от 15.04.2016 N КГОЗ-151/16; и др., многочисленные решения территориальных органов ФАС России: Псковского УФАС России от 14.07.2017 по делу N 4474/17, Курганского УФАС России от 30.09.2016 по делу N 05-02/180-16, Кемеровского УФАС России от 08.04.2016 по делу N 234/З-2016, Челябинского УФАС России от 10.11.2016 N 234-ВП/2016, Якутского УФАС России от 21.12.2015 по делу N 06-1036/15т и т.д., а также судебная практика: например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 по делу N А58-1324/2016, Восьмого ААС от 19.01.2017 по делу N А75-8905/2016; и др.

Права участника

Участник электронного аукциона может отзывать свое предложение и подавать его вновь в любой момент до того, пока не вышел срок приема заявок. Конечно же, это право сохраняется за ним и в том случае, если в документацию аукциона вносится изменение. При отзыве заявки ее обеспечение на ЭТП должно быть разблокировано. То есть порядок таков:

  • участник подал заявку, ЭТП заблокировала ее обеспечение;
  • заказчик внес изменения в документацию и продлил срок приема заявок;
  • участник ознакомился с новой редакцией и отозвал заявку;
  • ЭТП разблокировала средства, замороженные в качестве обеспечения;
  • участник подкорректировал свою заявку и подал ее вновь;
  • средства в счет обеспечения заявки были заблокированы ЭТП.

3 этап. Участие в проведении электронного аукциона

По Закону №44 «О контрактной системе…» в обязанности заказчика входит проведение процедур через два дня после того, как окончился срок рассмотрения первых частей. Оператор площадки назначает время проведения с 9 до 12 часов (до 14 часов – на «Сбербанк-АСТ»). Информацию о дате и времени начала аукциона указывают в извещении, также она содержится в закупочной документации. По этой причине во избежание пропуска процедуры стоит поставить себе напоминание. Извещение на ЭТП содержит московское время, а извещение на ЕИС – время часового пояса заказчика. Вход в аукционный зал, а также подача своих ценовых предложений разрешаются исключительно допущенным участникам.

Проведение аукциона осуществляется в два этапа.

  • На первом определяется победитель (длительность составляет 10 и более минут).
  • На втором этапе участники, исключая победителя, могут сделать более привлекательными ценовые предложения либо побороться за второе место (длительность составляет 10 минут).

Когда подают ценовое предложение, улучшающее цену контракта, время проведения торгов на первом этапе продлевается. Если в первые 10 минут никто из участников не выдвинул ценовое предложение, то аукционные торги завершают, признавая их несостоявшимися. В подобном случае заказчиками рассматриваются вторые части заявок, а затем они определяют победителя.

Подача ценовых предложений: правила

Ценовые предложения можно начинать подавать на любом из этапов. Шаг аукциона (или величина снижения) начальной либо минимальной текущей цены составляет 0,5 – 5% от НМЦ. 
Каждым участником может быть поданы несколько ценовых предложений. При ценовом предложении хуже текущей цены шаг аукциона может не учитываться. Участник не вправе подавать ценовое предложение, которое равно либо изменяет последнее свое предложение в более плохую для заказчика сторону. Участник не имеет права торговаться сам с собой (участник, от которого поступила последняя лучшая цена, не вправе снизить ее до того времени, как от других участников поступят лучшие предложения). Участнику не разрешено подавать ценовое предложение, которое равно НМЦ либо нулю. На ЭТП существует система проверки ценовых предложений, поэтому если последние три пункта будут нарушены, вам поступит сообщение о недопустимости такого ценового предложения. При падении цены ниже, чем на 0,5% от НМЦ, участники начинают бороться за право заключить контракт: за контракт платит не заказчик, а поставщик. Каждое новое ценовое предложение увеличивает цену контракта.

Если при торгах на первом этапе последнее лучшее ценовое предложение «продержалось» 10 минут, аукционные торги переходят во второй этап, в котором участники улучшают свои цены. Затем в течение получаса проводится публикация протокола проведения аукциона, и информация отправляется в ЕИС. Этот протокол еще не содержит информации об участниках, есть сведения только про их ценовые предложения и номера.

Какие вопросы чаще всего задают участники?

Чаще всего участники уточняют характеристики объекта закупки. Например, физические параметры, количество и прочее. Так бывает, когда заказчик в документации указывает эти характеристики расплывчато. Нередки запросы по поводу излишне объемной или имеющей сложный формат документации. Кроме того, обращения поставщиков и подрядчиков зачастую указывают на неточности или нарушения в документах заказчика. Чаще всего это указания неправильных характеристик закупаемого товара, его несоответствие стандартам, а также нарушение правил проведения закупки, например, несоответствие объекта процедуре аукциона.

Когда поставщики подают запросы

Иногда в закупочной документации встречаются неточности или откровенные ошибки. Обычно это следствие невнимательности или недостатка опыта, хотя порой недобросовестные заказчики делают это умышленно в расчете сократить конкуренцию. Чтобы прояснить такие спорные моменты, логично переговорить с заказчиком, но закон запрещает делать это «с глазу на глаз». Да и такие частные пояснения в любом случае не являются официальными.

Обратиться к заказчику за разъяснением может любой потенциальный участник. Это вполне логично, ведь поставщик должен разобраться с документацией прежде, чем подаст заявку. Если замечания будут обоснованы, закачку придется внести изменения в документацию.

Чаще всего вопросы поставщиков вызывают ошибки нескольких типов:

  1. Явные ошибки, неверные данные. Например, указываются несовместимые или взаимоисключающие характеристики объекта, неверно указываются стандарты (ГОСТ) и так далее.
  2. Неточные данные. Некоторые положения документации бывают составлены весьма расплывчато. Это затрудняет идентификацию предмета закупки.
  3. Закупка запрещенных товаров либо игнорирование требований национального режима.
  4. Формат документации требует пояснений. Иногда заказчики публикуют слишком объемные или сложные технические задания, обработать которые за отведенное время просто невозможно.

Заключение контракта с победителем электронного аукциона

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
  Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
3. Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
4. Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
5. Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
6. Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
7. Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
8. Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector