Жалоба в фас по 44‑фз: как правильно составить и подать

Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС

Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.

Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке

Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.

Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств. Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.

Закупка компьютеров и ПО

Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.

Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами. Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.

Строительные работы и проектная документация

ФАС решила, что заказчик строительных работ при проведении конкурса нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.

Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ, в том числе выбираются разного рода решения — технологические, функциональные, конструктивные и прочее — которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.

Поиск информации на сайте ЕИС

Единая информационная система государственных закупок тоже актуальна для тех, кому нужны решения ФАС. Её легко найти по адресу — https://zakupki.gov.ru. Пользователям необходимо перейти на сайт ЕИС, использовать одну из кнопок: «Органам контроля», либо «Все разделы».

На следующем этапе страницу пролистывают вниз, пока не появляется раздел «Контроль и аудит». Здесь необходимо найти страницу, посвящённую «Жалобам».

После этого посетители попадают в общую базу с документами. Здесь есть несколько общих параметров, которыми можно пользоваться при поиске. Их можно уточнять, либо пользователи задают свои собственные характеристики, в большей степени соответствующие запросу.

Расширенный поиск нужен для появления индивидуальных параметров, включающих:

  1. Результаты рассмотрения.
  2. Орган, где рассматривалась ситуация.
  3. Субъект.
  4. Статус и содержание жалобы.
  5. Реестровый номер документа.

Есть конструктор с поисковыми параметрами, с помощью которого создаются поля, используемые в работе.

Порядок подачи возражения и рассмотрения жалобы

Часть 2 статьи 106 закона 44-ФЗ дает любому, чьи права и интересы затрагивает поданная в ФАС жалоба, изложить свои контраргументы. Это можно сделать, подав возражение на жалобу. Есть такое право и у заказчика, если пожаловались на него.

Когда подана жалоба ФАС, в течение 2 рабочих дней органы антимонопольной службы должен разместить информацию об этом в ЕИС. Кроме того, все сопричастные лица — заявитель, заказчик, а также оператор площадки, спецорганизации и госорганы, если они являются фигурантами жалобы, оповещаются о том, когда и где она будет рассмотрена.

Жалоба и возражение на нее рассматриваются комиссией ФАС в течение 5 рабочих дней. Точка отсчет — дата, когда жалобщик направил свою претензию в орган антимонопольной службы. О принятом решении ФАС обязана уведомить всех: и того кто жаловался, и того, кто подавал возражение. Но для принятия решения контролерам могут понадобиться дополнительные сведения и документы. Они могут запрашивать их в ходе рассмотрения жалобы как у заказчика, так и у подавшего жалобу лица, а также у ЭТП.

Процесс рассмотрения жалобы, на которую подано возражение, проходит в стандартном порядке. Направленная заказчиком претензия на жалобу не увеличивает процедурных сроков. Ее содержание должно быть учтено членами комиссии ФАС, когда они будут рассматривать жалобу по существу. Кроме того, заказчик может направить на рассмотрение своего представителя.

Итак, подать возражение на жалобу нужно как минимум за 2 рабочих дня до ее рассмотрения. Но что делать, когда срок пропущен? Если жалоба будет признана обоснованной и орган ФАС вынесет для заказчика предписание, останется только обращаться в суд. Сделать это нужно в течение 3 месяцев после вынесения решения ФАС.

Что представляет собой документ и какие сведения содержит

Жалобы на действия заказчиков рассматриваются как в случае закрытых процедур, так и в связи с закупками на федеральном уровне. Антимонопольному органу дают три дня на детальное рассмотрение вопросов по всем направлениям.

С момента оглашения любое такое решение становится действительным. Из текста документа должен быть понятен ход рассмотрения дела и логика, на основании которой принимались решения. Поэтому служба должна точно описать все шаги, которые предпринимала для окончательного вердикта по данному вопросу.

Когда выбирается орган для обжалования, надо учитывать некоторые моменты:

  • Контролирующие органы не могут восстанавливать пропущенные сроки, что отличает их от судебной инстанции.
  • Действие предписание может быть приостановлено только при наличии судебного обжалования.
  • Склонность к отмену решений собственных сотрудников не такая распространённая. При получении отрицательного результата велика вероятность обращения в суд.
  • Не для каждого акта подходит ведомственный порядок рассмотрения.
  • Не обязательно соблюдать каждый раз досудебный порядок обжалования.

Документ должен быть подписан всеми членами комиссии, которые принимали участие в рассмотрении дел.

Иногда проще попросить у заказчиков дать разъяснение по каким-либо закупочным бумагам. Иногда и этого хватает для выхода из спорной ситуации.

Есть несколько распространённых причин, по которым принимают решение не рассматривать жалобу:

  1. Есть другое решение по жалобе, принятое судом или контрольным органом. Например, при подаче документов другими участниками закупки.
  2. Установленные сроки для подачи документа закончились.
  3. Подпись поставлена лицом, у которого нет полномочий для этого, либо элемент оформления вообще отсутствует.
  4. Невыполнение требований 44-ФЗ.

При необходимости участникам дают право повторно направлять жалобы, когда все нарушения и ошибки устранены.

Вместе с решением публикуют и различные предписания для заказчиков:

  • По аннулированию результатов конкретной процедуры.
  • Отмена протоколов по подведению итогов.
  • Внесение изменений в закупочной документации.

Если контракт уже заключён или решения не повлияли на итоговый процесс, предписания могут и не выпустить.

Обязательная часть для таких документов – ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Ответчикам дают максимум три месяца, чтобы при необходимости обжаловать вынесенный вердикт.

Рекомендуется в большинстве случаев обратиться к другому заказчику для закупки, если интересы при предыдущей сделке не удовлетворены.

При желании уменьшить штраф или взыскать деньги за услуги, которые уже оказаны, надо обращаться только в суд. Здесь антимонопольная служба уже не помогает, только вышестоящие инстанции. И в данном случае необходимо проследить за грамотным оформлением документов. Своевременная подача не менее важна. По уважительным причинам сроки восстанавливают, но положительного решения добиться тоже сложно.

Как найти информацию на сайте антимонопольной службы

Работа с базой отличается простотой, интуитивно понятными шагами. Прямая ссылка на базу располагается на официальном сайте службы. Достаточно зайти на главную страницу, чтобы увидеть необходимую ссылку. Для получения прямого доступа сразу к базе надо ввести адрес http://solutions.fas.gov.ru.

Строка поиска помогает отсеивать лишнюю информацию, если пользователя интересует только конкретная тема. Здесь посетители используют ключевые фразы или слова, которые должны присутствовать в результатах. Система автоматически отбирает только документы с указанными элементами. Но вот отобранные материалы уже не систематизируются.

«Расширенный» поиск по базе выбирают, если требуются более точные результаты.

При поиске конкретного документа выбирают «Поиск по документам», переходят к разделам «Решения по жалобе». Далее выбирают, какое из конкретных подразделений занималось рассмотрением дела. Если известны реквизиты бумаги – не стоит отказываться от их использования.

После применения кнопки Поиска система выдаст любые виды бумаг, подходящие под запросы. Через сайты территориальных управлений тоже можно открыть доступ к требуемой информации. В этом случае тоже открывается общефедеральный ресурс, а не региональный.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обращение не рассматривается, если:

  • в нем не выполняются установленные законом требования;
  • под документами нет подписи либо стоит подпись лица, чьи полномочия не были подтверждены;
  • истекло время, отведенное на подачу обращения;
  • ФАС либо суд уже принял решение по указанным действиям.

На решение о возврате жалобы антимонопольной службе дается два рабочих дня после поступления бумаги. ФАС сообщает заявителю в письменной форме о своем решении в день его принятия. Также обязательно указываются причины для данного действия. Решение ФАС можно обжаловать в суде.

Заявитель имеет право отозвать жалобу до принятия решения ФАС, но тогда он лишается возможности повторно подать обращение по поводу тех же действий. В течение двух рабочих дней после отзыва ФАС уведомляет всех заинтересованных лиц и размещает соответствующую информацию в ЕИС.

Для чего создан реестр

Ресурс будет полезен не только в процессе подачи жалобы и отслеживания процедуры рассмотрения дела.

Есть и другие ситуации, когда подобная информация оказывается полезной:

  • Поиск определённых документов, заключений для заинтересованных участников. Ознакомиться с результатами проверки имеют право все стороны, принимающие непосредственное участие в сделке.
  • Проверка результатов по аналогичным разбирательствам. Заказчик может заранее изучить тексты жалоб при таких же обстоятельствах, как у него. Это помогает узнать, чем закончились другие дела с подобными условиями. Это упрощает сбор аргументов для своей позиции, со всей нормативно-правовой документацией будет легче найти правильные ссылки. Рассматривать можно дела ФАС по всей России, либо по конкретным регионам.

Анализ по конкретному заказчику.

Исполнители тоже имеют право проверять историю закупок у заказчиков в картотеке дел, с которыми собираются сотрудничать. Например, можно изучить информацию о том, как часто вообще проходят подобные разбирательства.Если решение ФАС не удовлетворяет исполнителя – появляется право на обжалование в судебном порядке.

Сроки подачи и виды жалоб в ФАС по 44-ФЗ

По 44-ФЗ для подачи разных видов жалоб в ФАС установлены такие сроки:

  • на документы по аукциону – до завершения приема заявок на участие в закупках;
  • на действия организатора – до 10 дней с момента публикации результатов торгов;
  • если закон был нарушен в процессе рассмотрения вторых частей заявок/подписания контракта – до подписания госконтракта;
  • на действия, имеющие отношение к заключению договора с победителем тендера – не позднее подписания госконтракта;
  • на оператора ЭТП – 30 календарных дней со дня незаконных, по мнению участника, действий.

В первую группу входят обращения, связанные с несоблюдением норм закона положениями документации по закупке. Так, это может быть дополнение требований или перечня документов пунктами, не предусмотренными 44-ФЗ. Либо сюда относится отсутствие в тексте госконтракта конкретных сроков перечисления средств за выполнение работ, пр.

Под вторым видом обычно понимают обращения в ФАС по 44-ФЗ, связанные с неправомерными действиями во время распечатывания конвертов с заявками, котировочных заявок. А также жалобы могут иметь отношение к итогам тендера, когда победителем становится лицо, чья заявка не должна быть принята, согласно нормам закупочной документации. Либо речь может идти об отказе от допуска к торгам, признание заявки, не отвечающей уставленным нормам. Нужно понимать, что перечисленные виды можно включить и в третью группу обращений.

В четвертой группе встречаются жалобы на отказ от рассмотрения протокола разногласий к договору, от подписания соглашения по причинам, не имеющим под собой оснований, пр.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Как найти в банке решений сведения по жалобе

При обращении в ФАС можно решить большое количество споров между физическими и юридическими лицами, не обращаясь к судебной инстанции для дальнейшего рассмотрения.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 350-51-81

Есть несколько самых распространённых случаев, по которым регистрируют обращения:

  1. Ошибки в документах, приводящие к неправомерным действиям.
  2. Преференции к подрядчикам со стороны муниципалитета.
  3. Коллективные манипуляции по завышению стоимости.
  4. Навязывание услуг обманным путём.
  5. Пренебрежение законом в сфере рекламы.
  6. Превышение должностных полномочий.

Главное – чтобы жалоба была грамотно оформлена, была посвящена какому-то определённому вопросу. Тогда и с регистрацией её в системе не возникает никаких проблем. Жалобы регистрируются в том числе, когда они связаны со спорами между двумя юридическими лицами.

Сама служба имеет право в дальнейшем подавать иски в судебные инстанции, чтобы применялись наказания в виде ликвидации компаний, прекращения действия договоров, привлечения руководства к административной ответственности. В открытом доступе должно быть опубликовано любое решение.

Сроки подачи любых претензий – 10 дней от даты, когда итоговый протокол вносят в ЕИС. Информационная система заполняется сведениями максимум спустя два дня после получения первого числа.

В целом, на рассмотрение любого вопроса дают до 5 дней. Копия решения направляется всем участникам не позднее, чем через три дня после принятия.

Что указать в заявлении

В исковом заявлении должна быть указана такая информация:

  1. Название органа, который принял оспариваемое решение.
  2. Наименование и реквизиты акта, который будет оспорен.
  3. Перечень прав и интересов заявителя, которые нарушены этим решением.
  4. Ссылки на законодательные и другие нормативные акты, которые с точки зрения заявителя были нарушены.
  5. Требование о признании решения недействительным.

К исковому заявлению нужно приложить собственно текст оспариваемого акта, а также документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Среди них числятся:

  • документа об уплате госпошлины;
  • подтверждение направления другим фигурантам дела копии искового заявления;
  • копия свидетельства о госрегистрации компании или ИП;
  • выписка из государственного реестра;
  • документы, подтверждающие обстоятельства искового заявления и некоторые другие.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Юридические услуги по судебному обжалованию решений ФАС

Решение антимонопольного органа Вы можете также обжаловать в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня принятия решения путем подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа. Если трехмесячный срок для обжалования в суде пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить его и принять заявление к производству.

В заявлении о признании незаконным решения антимонопольного органа кроме фамилии, имени, отчества (наименования юридического лица, адрес его местонахождения в случае, если заявитель юридическое лицо), контактных данных заявителя должны быть указаны:

  • наименование органа, принявшего обжалуемое решение;
  • название, номер, дата принятия обжалуемого решения;
  • права и законные интересы, которые нарушаются обжалуемым решением;
  • законы, которым не соответствуют обжалуемое решение;
  • требование заявителя о признании решения антимонопольного органа незаконным.

В подтверждение своих доводов к заявлению о признании незаконным решения антимонопольного органа следует приложить документы и материалы либо их копии, а также само обжалуемое решение.

По результатам рассмотрения жалобы/заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа руководитель вышестоящего антимонопольного органа/суд принимает одно из следующих решений:

  • о признании решения антимонопольного органа незаконным;
  • о признании решения антимонопольного органа законными
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector