Добровольное согласие информированного пациента на медицинское вмешательство

Как обратить ведение медицинской документации себе на пользу?

С одной стороны, на первичной консультации мы хотим дать пациенту максимально подробную информацию о предоставляемых клиникой услугах, оснащении и возможностях: «У вас не будет второго шанса, произвести первое впечатление». Но на практике пациент, как правило, актуализирован по основной причине обращения, и все дополнительные предложения рассматривает как избыточные назначения и попытку вывести его на ненужные услуги и траты ради получения дополнительного дохода врачом. Сейчас, в условиях кризиса, «защитная» реакция пациента, приходящего в платную клинику, сильнее, чем раньше, а степень доверия пациента к врачу обратно пропорциональна желанию врача продать услуги! И как быть?

В этом случае мы используем анкетно-заполняемый документ – диагностическую карту. С одной стороны, она описывает status localis, что, кстати, нормативно установлено, но не может быть полноценно заполнено в форме 025/у в силу ограниченности места для записей. С другой стороны, перечислив в диагностической карте основные причины обращения пациентов в косметологическую клинику (их чуть более 20), врач (заполняя ее формально) косвенно дает пациенту информацию о многообразии возможностей косметологической коррекции. Зачастую, в силу низкой осведомленности, пациент даже не знает, что те или иные изменения на лице и теле вообще могут быть скорректированы, и, как правило, по многим из таких не актуализированных проблем возникает его заинтересованность без явного навязывания услуг со стороны врача. Готовая форма диагностической карты также есть в КЮЗ. Пациент.

Форма ИДС на медицинское вмешательство

Согласно п. 8 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья порядок дачи ИДС на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма ИДС на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На текущий момент единого порядка дачи информированного добровольного согласия или отказа от медицинского вмешательства и формы ИДС Минздравом не установлено (именно он является уполномоченным органом исполнительной власти).

Однако, некоторые формы ИДС на медицинское вмешательство, в том числе для различных отраслей оказания медицинской помощи, уже утверждены соответствующими приказами Министерства здравоохранения РФ, в частности:

  • Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства». Как будет отмечено далее в настоящей статье, данный приказ обязателен не для всех медицинских организаций;
  • Приказом Минздрава России от 30.08.2012 № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»;
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2009 № 19н «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них» утверждена форма ИДС на проведение профилактических прививок детям.
  • и другие.

Необходимо отметить, что для каждой медицинской организации целесообразно разработать свои бланки ИДС с учетом оказываемых ею медицинских услуг, а также с учетом всех критериев надлежащего информирования пациента о предстоящем медицинском вмешательстве в соответствии с Законом об основах охраны здоровья.

Важно! С 01.01.2018 информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде (один из вариантов):

  • документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником;
  • электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, не достигшего возраста 15 лет (или лица, больного наркоманией, не достигшего возраста 16 лет), может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

Данные нововведения связаны с изменением части 7 статьи 20 Закона № 323-ФЗ (изменения внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 242-ФЗ).

Однако, не менее важно, что в настоящее время не внесено соответствующих поправок в порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств (приказ Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1177н)

Факультет медицинского права также отмечает, что оформление такого документа в электронной форме, скорее всего, не приведет к большим переменам в здравоохранении, в первую очередь, по причине сложности процедуры подписания подобного документа. Вероятно, что развитие электронного документа оборота в части формирования ИДС в электронной форме возможно в крупных городах, да и то не во всех случаях, так как не каждый пациент имеет электронную подпись или имеет желание пройти процедуру получения электронной подписи.

Акт выполненных работ

Нужен ли к договору на оказание медицинских услуг акт выполненных работ? В гражданском кодексе указано, что можно выполнять услуги без оформления акта. Но есть две причины, по которым акт выполненных работ по договору оформлять все-таки нужно.

Если вы применяете не упрощенную систему налогообложения, а обычную, это может привести к дополнительным издержкам. Все суммы, оплаченные пациентами за месяц, при отсутствии актов выполненных работ будут числиться в кредиторской задолженности, и с учетом отсутствия издержек их можно отнести к прибыли организации, от которой клиника должна оплачивать соответствующий налог.
Акт выполненных работ – единственный документ, подтверждающий факт выполнения клиникой договорных обязательств. Например, в случае предоплаты курса процедур и отсутствия подписанных актов выполнения услуг клинику могут потребовать вернуть денежные средства, мотивируя это тем, что услуги не выполнялись. Запись оказанных услуг в медицинской карте не может служить доказательством факта выполнения процедуры, так как это односторонний документ, форма 025/у не подразумевает подпись пациента, подтверждающую факт выполнения процедуры. Подпись информированного согласия в этом случае также не свидетельствует о выполненной процедуре, она лишь подтверждает факт информирования

Многочисленные свидетели визита пациента также не будут приняты во внимание, так как в момент выполнения процедуры они не находились в кабинете. Свидетельство врача тоже не принимается, ведь он является лицом заинтересованным ввиду получения дохода от выполнения процедуры

Вот и получается, что акт – единственно возможный в данном случае документ.

Запись оказанных услуг в медицинской карте не может служить доказательством факта выполнения процедуры, так как это односторонний документ.

У акта к договору оказания медицинских услуг в клинике косметологии есть два отличия от общепринятых актов к договорам.

Во-первых, обычный акт к договору услуг подписывается сторонами по завершении всех работ по договору или этапов работ. В случае клиники косметологии требуется, чтобы подпись ставилась после заверения каждой процедуры (или процедур) при каждом посещении пациентом клиники в рамках всего плана лечения.

Во-вторых, акт подразумевает окончательную приемку работ и услуг. Но в случае оказания косметологических процедур, окончательная оценка результатов может предполагать отсрочку, например, при коррекции мимических морщин препаратами БТА – через две недели. Но в 80 % случаев пациенты, получив положительный результат, не являются на контрольный осмотр, отложив следующий визит на неопределенный срок, а бухгалтерия потребует акт уже к концу месяца, так как у нее числится «незакрытый» платеж. В этом случае в акте специально оговаривается, что подпись в день выполнения процедуры подтверждает факт выполнения процедуры, а окончательная приемка работ осуществляется в сроки, указанные в информированном добровольном согласии на каждую процедуру.

Что не так с типовыми формами

Как было отмечено в начале статьи, ИДС должны отвечать ряду признаков, содержать определенный объем информации. Предполагается, что положения, которые содержатся ФЗ №323, об информированности, добровольности и осознанности, должны быть раскрыты конкретным ИДС. Но Минздрав в своих формах просто использует эти понятия в тексте типового ИДС, абсолютно формально, общими фразами перекрывая требование законодательства. Рассмотрим подробнее.

Отсутствие конкретной информации о медицинском вмешательстве: типовая форма даже не предусматривает пространства для включение конкретной информации о медицинских вмешательствах, методах, возможных последствиях, на которые пациент дает согласие. То есть пациент просто ставит свою подпись под, фактически, любыми медицинскими манипуляциями.

Отсутствие информации о возможных побочных эффектах: аналогичным образом, форма даже не предусматривает пространства для уточнения соответствующей информации.

Таким образом, основная проблема форм Минздрава – невозможность восстановить содержание беседы врача и пациента, а значит невозможность доказать факт того, что необходимая информация вообще была донесена до пациента. И формальное согласие пациента с формальными терминами (без конкретизации) не спасет стороны договора об оказании медицинских услуг от возможных последствий. Судебная практика подтверждает этот вывод.

Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 29 сентября 2015 года по делу №33-3660/2015 установлено, что «имеющийся в медицинской карте истца бланк его согласия на медицинское вмешательство содержит только перечень необходимых сведений, которые должны быть ему сообщены, но не раскрывает их…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector