Конституционное право человека на медицинское обслуживание

Содержание:

Введение

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.

Легализация «врачебной ошибки»

Вместе с тем, надежда на то, что термин врачебная ошибка будет закреплен на законодательном уровне есть, ведь в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится законопроект «Об обязательном медицинском страховании при оказании медицинской помощи», который вводит понятие врачебной ошибки. Согласно данному законопроекту врачебная ошибка – это действие либо бездействие медицинской организации, а равно действие либо бездействие ее медицинского работника, повлекшее, независимо от вины медицинской организации и ее медицинского работника, причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи.

Закрепление понятие врачебной ошибки на законодательном уровне чрезвычайно важно, поскольку у правоприменителей (прежде всего, судов) появится возможность четко отграничивать любые другие явления в медицине, в чем-то схожие с врачебной ошибкой, от собственно врачебной ошибки и правильно квалифицировать те или иные деяния (действия/бездействие) медицинского персонала

В данной статье используется термин «врачебная ошибка» в контексте определения данного Давыдковским И.В. Схожее определение было дано позднее известнейшим деятелем в области медицинского права Ю.Д. Сергеевым

Однако, хотим обратить внимание на то, что, начиная с 1941 года различными юристами предлагалось и иное толкование данного термина, более близкое к толкованию, предложенному в вышеуказанном законопроекте

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

  1. При оказании гражданину медицинской помощи, он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
  2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год.
  3. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
  4. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
  5. При оказании гражданину медицинской помощи за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  6. Гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
  7. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Кем реализуется оказание медицинской помощи в РФ?

В России право на безвозмездную медпомощь удостоверяется полисом ОМС, его вправе получить все граждане РФ (независимо от социального статуса), иностранные лица, проживающие на территории РФ, не имеющие гражданства, беженцы. Реализация врачебной помощи в рамках ОМС осуществляется ЛПУ и частными клиниками, включенными в специальный реестр. Частные организации, не включенные в специальный реестр, не могут оказать бесплатные услуги в рамках ОМС.

По ОМС пациенты могут получать медпомощь в рамках базовой и территориальной программ страхования. Список болезней, входящих в полис ОМС, закреплен пунктом 6 статьи 35 Федерального закона об ОМС. Базовая программа действует во всех регионах РФ, пациент имеет право на бесплатную медпомощь, независимо от того, в каком регионе наступил страховой случай.  В рамках базовой программы ОМС пациентам оказывается:

  • Первичная медпомощь;
  • Профилактика тяжелых форм болезней, оказание медико-санитарной помощи на дому;
  • Скорая медпомощь.

По территориальной программе, которая действует только для лиц, проживающих в данном федеральном округе, включает более широкий перечень медицинских услуг. В отдельных регионах (например, во Владивостоке), в их число входят и с болезни, имеющие социальную значимость – туберкулез, гепатит, ВИЧ и др. Проведение лечебно-профилактических мероприятий по указанным болезням должно соответствовать установленным подзаконным нормативным актам.

Порядок получения медицинской помощи по новым условиям

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

ЭКО и другие репродуктивные технологии

Около 20% пар, желающих завести ребёнка, сталкиваются с бесплодием. Процедуры
ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), в том числе ИКСИ
(интрацитоплазматической инъекции), зарекомендовали себя как золотой стандарт
среди методов борьбы с бесплодием, однако они сложны в исполнении и требуют
особых врачебных навыков и оборудования – а значит, оплатить их самостоятельно
может быть трудно.

Начиная с 2016 года две процедуры ЭКО или ИКСИ в год входят в Федеральную
программу медицинского страхования. По ОМС бесплатно получится сделать всё
необходимое: стимуляцию овуляции, пункцию фолликулов, оплодотворение
яйцеклетки, отбор эмбрионов, их культивацию и подсаживание в полость матки. С
2018 года государство оплачивает даже криоконсервацию эмбрионов.
Чтобы попасть на ЭКО по ОМС, нужно наблюдаться у гинеколога в государственной
или частной клинике, участвующей в реализации Программы ОМС, иметь
медицинские показания для проведения процедуры, пройти необходимые
обследования по назначению врача и собрать пакет документов для подачи на
рассмотрение в специальную комиссию.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
  3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
  5. Пациент имеет право на:
    • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
    • получение консультаций врачей-специалистов;
    • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
    • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
    • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
    • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
    • отказ от медицинского вмешательства;
    • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
    • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
    • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Вакцинация от инфекционных заболеваний

Список заболеваний, для профилактики которых проводиться вакцинация, описан
специальным документом – Национальным календарём прививок (КНПП). В НКПП
приведен перечень заболеваний, оптимальный возраст и периодичность введения
вакцины. Схема вакцинации каждого пациента зависит от состояния здоровья на
момент предполагаемой прививки, возраста, наличия хронических заболеваний и
групп риска. Все вакцинации, включённые в календарь, предоставляются по полису ОМС бесплатно.
КНПП состоит из двух частей:

  • прививки от повсеместно распространённых инфекций (кори, краснухи,
    эпидемического паротита, коклюша, ветряной оспы, дифтерии, гриппа,
    туберкулеза, гепатита В, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гемофильной
    инфекции типа B).
  • прививки по эпидемиологическим показаниям – клещевой энцефалит,
    лептоспироз, туляремия, сибирская язва. Их проводят в определенное время
    года и в регионах, имеющие эпидемиологическую опасность заражения той или
    иной инфекцией. Вакцинируют и жителей этих регионов и тех, кто находится
    там временно. Еще проводится вакцинация пациентов, относящихся к группам
    риска по возможности заражения особо опасными инфекциями, такими как
    гепатит А, брюшной тиф или холера.

Территориальные программы государственных гарантий

В соответствии с Программой государственных гарантий в субъектах Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Для Москвы таким документом является Постановление Правительства Москвы от 30.12.2020 № 2401-ПП .

Гражданин Российской Федерации вправе ознакомиться с содержанием территориальной программы государственных гарантий в учреждении здравоохранения, страховой медицинской организации, органе управления здравоохранением или территориальном фонде обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.

Территориальные программы государственных гарантий включают:

  • перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет консолидированного бюджета субъекта РФ и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи.;

Условия оказания медицинской помощи

Территориальными программами государственных гарантий определяются условия оказания медицинской помощи, в том числе:

  • сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке,
  • порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Стационарная медицинская помощь

При оказании медицинской помощи в условиях больничных учреждений, а также скорой и неотложной медицинской помощи гражданам бесплатно предоставляются жизненно необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с установленными территориальными программами.

Амбулаторная медицинская помощь

При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях отдельные категории граждан обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен (перечень категорий граждан определяется субъектом РФ).

Платные медицинские услуги

Платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», но замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо.

Основные принципы охраны здоровья

  1. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
  2. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
  3. Приоритет охраны здоровья детей.
  4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
  5. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
  6. Доступность и качество медицинской помощи.
  7. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
  8. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
  9. Соблюдение врачебной тайны.

За какие медуслуги и лекарства платить не нужно?

Список лекарств включает в себя препараты из перечня жизненно необходимых медикаментов. Также бесплатно могут быть предоставлены средства, которые не входят в список жизненно важных препаратов. Это возможно в случаях, когда лекарства из общего списка не подходят пациенту по состоянию здоровья и их необходимо заменить другими препаратами.

Помимо фармакологических препаратов бесплатно предоставляются:

  1. Лечебное питание (в том числе специальные продукты, назначенные по медицинским показаниям);
  2. Медицинские изделия, перевязочный материал и прочее;
  3. Компоненты крови.

Виды медпомощи, оказываемой бесплатно, были рассмотрены выше. Теперь нужно разобраться, какие дополнительные услуги предоставляются без взимания платы.

Бесплатное размещение в палатах

При наличии медицинских показаний к нахождению в стационаре со взрослым, представитель также должен быть размещен бесплатно.

Бесплатная транспортировка пациента

Если пациенту, который находится в стационаре, необходимо провести диагностические исследования, которые не могут быть осуществлены в учреждении, его должны направить в другую организацию. Если транспортировка такого больного осуществляется лечебным учреждением с сопровождением медицинского работника, то за такую услугу не нужно платить.

Платные медицинские услуги

  1. Услуга или условия ее бесплатного предоставления не включена в Программу;
  2. Пациент желает получить услугу анонимно;
  3. Гражданин не имеет полиса ОМС.

Справка: скорая медицинская помощь оказывается бесплатно всем гражданам, независимо от наличия полиса ОМС.

Какие услуги не подлежат оплате за счет личных средств граждан

Не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • Оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в т.ч. специализированных продуктов лечебного питания;
  • Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показателям;
  • Размещение в маломестных палатах (боксах) по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • Транспортные услуги при сопровождении медработником пациента, находящегося на лечении в стационаре (в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований в другой медицинской организации);
  • Транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала;
  • Медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медобследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей;
  • Пребывание в стационаре, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя с ребенком до достижения им возраста 4-х лет, а с ребенком старше – при наличии медицинских показаний.

Как понять, что Ваши права нарушены

Нарушениями прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи считаются:

  • Незаконное взимание врачами и средним медицинским персоналом медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий
  • Незаконное взимание денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание за плату медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий
  • Взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением
  • Незаконное взимание денежных средств за выдачу направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств
  • Приобретение за счет средств пациентов лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых лекарственные средства и изделий медицинского назначения
  • Несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

  1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
  2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
  3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector