Как провести предварительный отбор по 223-фз

Способы проведения закрытых торгов

Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:

  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
  • закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
  • контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
  • контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
  • закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428

Когда он проводится

Согласно Закону № 44-ФЗ, в госзакупках должна присутствовать конкуренция. Это основное условие работы электронных площадок. Проводятся конкурсы, торги и аукционы, для того чтобы каждый поставщик или подрядчик смог предложить свои услуги потенциальному покупателю.

Но некоторые работы в рамках государственных заказов могут быть проведены только лицами, которые имеют должный уровень квалификации. Поэтому принять участие в закупках сможет не каждый. Для этого вводятся дополнительные ограничения.

Закрытый конкурс по 44-ФЗ проводится, если необходимо закупить товары или услуги:

  • находящиеся в списке, который приводится в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015 года;
  • связанные с сохранением исторического и культурного наследия.

В вышеуказанном Постановлении приведён список из 9 пунктов. В него входит:

  • полное обеспечение, обслуживание и эксплуатация объектов, относящихся к атомной энергетике;
  • обращение с различными ядовитыми отходами и веществами. Сюда входит их использование, переработка, транспортировка, хранение, захоронение и утилизация. Для этого требуется специальное разрешение;
  • работы по конструированию и изготовлению оборудования, которое применяется на объектах атомной энергетики;
  • ремонт вооружения и техники, имеющей отношение к военному ядерному комплексу;
  • строительство, ремонт, обслуживание, реконструкция уникальных, опасных и особо опасных объектов. Чтобы стать одним из участников закрытого тендера, нужно, чтобы установленная цена контракта не превышала лимит в 150 млн. рублей и 50 млн. рублей для удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов власти;
  • организация детского и школьного питания в учреждениях образовательной, медицинской и социальной системы. Максимальная цена контракта – не более 0,5 млн. рублей;
  • кадастровая оценка объектов недвижимости, определение их кадастровой стоимости;
  • публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов;
  • оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению детей дошкольного и школьного возраста.

Определение поставщика

Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.

В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.

Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.

Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям — ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления — более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.

Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.

Сфера применения конкурса с ограниченным участием

В отличие от других способов, которые заказчик может использовать для любых закупок (например, открытый конкурс), конкурс с ограниченным участием применяется только в установленных случаях. К ним относятся <5>:

  1. закупка товаров, работ, услуг (ТРУ), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. Такими ТРУ считаются:
  • проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
  • обращение с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и отходами, в том числе при их эксплуатации, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
  • конструирование и изготовление оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;
  • ремонт вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
  • строительство, реконструкция, капремонт особо опасных, технически сложных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб. (для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.);
  • услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для образовательных, медицинских учреждений, организаций соцобслуживания, отдыха детей и их оздоровления, когда НМЦК превышает 500 тыс. руб.;
  • определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки <6>;
  1. работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, а также работы или услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музеев, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

<5> Часть 2 ст. 56 Закона о контрактной системе.<6> Пункт вступает в силу с 03.01.2016.

Однако использовать именно конкурс с ограниченным участием для проведения названных закупок заказчику совсем не обязательно. Еще в середине 2014 г. в федеральное законодательство о контрактной системе была внесена норма, согласно которой заказчик вправе осуществлять эти закупки путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика. К участникам данных закупок никакие дополнительные требования не применяются <7>. Таким образом, принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки из списка выше фактически всецело зависит от заказчика. Например, для закупки услуг общественного питания бюджетному учреждению можно использовать электронный аукцион. Однако использовать открытый конкурс вместо конкурса с ограниченным участием нельзя. Следовательно, если заказчик желает осуществить комплексную оценку заявок по различным критериям, а не только по критерию цены (как, скажем, при аукционе), то проводить нужно будет все-таки конкурс с ограниченным участием.

<7> Часть 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе.

Вторые части заявок

Итак, заказчик по-прежнему не видит цен, предложенных поставщиками. Теперь ему нужно оценить вторые части их заявок. Сроки рассмотрения таковы:

  1. При НМЦК до 1 млн рублей — 1 рабочий день.
  2. При НМЦК более 1 млн рублей — 3 рабочих дня.
  3. При закупке из сферы науки, искусства или культуры — 5 рабочих дней вне зависимости от цены контракта.

Вторая часть заявки должна содержать информацию об участнике. К ней прилагаются документы из части 11 статьи 24.1 закона 44-ФЗ. Это учредительные документы организации, личные документы директора или предпринимателя, решение о согласии на крупную сделку, документы о постановке на налоговый учет и так далее. Напомним, что в части 1 статьи 31 закона с недавних пор появился пункт 11, требующий проверить отсутствие у поставщика законодательных ограничений на участие в закупке.

Для отклонения второй части заявок закон дает больше оснований. Все они — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить вторую часть заявки на электронный конкурс

1. Отсутствуют документы или информация по пунктам 1–3 и 7 части 6 статьи 54.4 либо документы не соответствуют требованиям 2. Недостоверная информация (документы) по части 11 статьи 24.1, частям 4 и 6 статьи 54.4 4. Участник не соответствует единым или дополнительным требованиям
4. Отклонение из-за положений национального режима 5. Участник не предоставил сертификат СТ-1 или другой документ, который подтвердит соответствие запрету для импорта

Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. Он должен быть подписан всеми членами комиссии, после чего направлен оператору для размещения на ЭТП и в ЕИС. В ответ в течение 1 часа оператор должен направить заказчику протокол, составленный по результатам переторжки. В нем будут содержаться окончательный ценовые предложения поставщиков.

Предквалификационный отбор

Предквалификационный отбор проводится в случаях, когда товары (услуги ,работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число лиц. Суть предварительного квалификационного отбора заключается в следующем: например, заказчик сначала проводит отбор поставщиков по определенному направлению, к примеру, осуществление строительных работ. Готовится предквалификационная документация, где заказчик указывает необходимые требования к участникам (наличие необходимого оборудования, квалифицированного персонала и т.д.), критерии отбора ( наличие опыта выполнения таких работ, сроки выполнения и т.д.). Эта процедура открытая и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица. В последствии будут отобраны среди участников лучшие, например 3-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации). Заказчик формирует список квалифицированных поставщиков, в данном случае подрядчиков, на определенный в срок, когда заказчик будет проводить именно среди этих участников различные закупочные процедуры. То есть к участию будут приглашаться только лица из такого перечня.

В случае, если заказчиком было принято решение об ограничении участия в конкретной процедуре закупок, информация об этом должна быть указана в извещении о закупке. Порядок и случаи проведения предквалификационного отбора следует установить в положении о закупке.

Проведение закрытых конкурсов

Секретные сведения, из-за которых закупку нельзя публиковать в открытом доступе, могут содержаться либо в ее документах, либо в объекте закупки. В зависимости от этого правила проведения закрытого конкурса будут разными. Их сравнение — в следующей таблице.

Если секретные сведения в документах Если секретные сведения в информации о закупке

Извещение

Извещение о закупке публикуется в ЕИС. Оно видно всем участникам, но заявки подавать могут лишь поставщики, соответствующие требованиям. Например, имеющие лицензию ФСБ Извещение не публикуется в ЕИС. Заказчик сам выбирает подходящих поставщиков, в том числе с нужной квалификацией, и рассылает им приглашения

Сроки

Извещение нужно опубликовать в ЕИС не менее, чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов Заказчик должен письменно уведомить потенциальных участников о проведении конкурса не менее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов

Ознакомление с документацией

Получивший приглашение поставщик (при желании поучаствовать в закупке) направляет заказчику запрос. К нему прикладываются документы, подтверждающие соответствие требованиям закона и допуск к государственной тайне. В ответ заказчик направляет поставщику документацию для ознакомления.

Документация направляется в течение 3 дней с даты получения запроса в бумажном виде

Заказчик должен обеспечить возможность ознакомиться с документацией всем участникам, которые направили запрос, соответствуют требованиям и получили приглашение.

Документация предоставляется в течение 2 рабочих дней с даты получения такого требования

Проведение процедуры

Вскрытие конвертов проводится в день, который указан в документации Вскрытие конвертов можно произвести раньше указанного в документации дня, если все участники с этим согласны

Заказчик может взимать плату за предоставление документов, но есть 2 условия:

  • об этом должно быть упомянуто в документации к закупке;
  • плата не должна превышать затрат заказчика на подготовку копии документов.

Заказчик должен информировать ФАС об этапах проведения закрытого конкурса. Во-первых, за 20 дней до вскрытия конвертов или ранее он должен отправить в антимонопольный орган копии приглашений, разосланных поставщикам, а также перечень лиц, кому он направил конкурсную документацию. Во-вторых, протоколы вскрытия конвертов и оценки заявок составляются в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего рабочего дня после подписания должен быть отправлен в ФАС. Также следует направить копии протоколов всем участникам, которые подали заявки.

Когда закрытый конкурс проводится на бумаге, то в электронном виде нельзя не только подавать заявку, но и направлять прочие документы:

  • предоставить поставщику конкурсную документацию;
  • направить заказчику запрос на ее разъяснение;
  • ответить на этот запрос.

Что касается разъяснения запросов, то правила такие:

  • ответ нужно донести до всех участников, кому предоставлена документация;
  • предмет запроса указать можно, а участника, от которого он поступил — нет.

Особенности других видов закрытого конкурса

При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием существуют предквалификационный отбор. Правила те же, что и в аналогичном виде открытого конкурса. По результатам отбора составляется протокол, в котором заказчик должен указать перечень лиц, соответствующих требованиям. Экземпляр этого протокола также направляется ФАС, а копия — участникам.

Особенность двухэтапного закрытого конкурса, как следует из его названия, заключается в наличии дополнительного этапа. Побеждает тот поставщик, который на втором этапе предлагает лучшие условия исполнения контракта.

Как провести: инструкция для заказчика

Если проводится предварительный отбор на конкурсе или другом тендере для СМП, порядок его проведения следующий:

  1. Выбрать конкретный способ закупки, подготовить закупочную документацию.
  2. Разместить документацию в ЕИС.
  3. Принять заявки от участников.
  4. Провести отбор как первый этап рассмотрения заявок и оформить его итоговым протоколом.

Если предквалификация не является этапом конкретной процедуры, а проводится отдельно, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении предварительного отбора — в этом случае он выглядит как самостоятельная закупка. В отличие от настоящего тендера, у предквалификации нет цели заключить договор с конкретным поставщиком ТРУ, а только собрать перечень компаний, которые разумно рассматривать в качестве контрагентов.

Процедура проводится в следующем порядке:

Шаг 1. Разрабатывается полноценная и подробная тендерная документация. В ней заказчик описывает предмет тендера, порядок проведения процедуры, требования к потенциальным контрагентам.

Шаг 2. После разработки документации заказчик размещает в Единой информационной системе извещение о проведении предварительного отбора и ставит символическую НМЦ в несколько копеек или вовсе равную нулю.

Шаг 3. Заинтересованные в участии компании подают заявки, заказчик оценивает их.

Шаг 4. Компании, удовлетворяющие требованиям заказчика, вносятся им в реестр потенциальных контрагентов.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Например, АО «Южные электрические сети Камчатки» проводит предквалификацию.

В документации перечислены все важные условия закупки:

  • требования к участникам;
  • сроки и форма подачи заявок;
  • правила оценки предложений;
  • порядок оформления результатов.

В документации перечислено, как проводится и оформляется включение в реестр поставщиков.

После проведения предквалификации и составления реестра проводится уже непосредственно тендер на необходимые товары, работы или услуги в форме, например, запроса цен. Условия этого тендера соответствуют тем, которые заказчик описывал в документации предквалификации: несоответствие предмета закупки квалификационного отбора предмету запроса цен лишает смысла всю процедуру предквалификации — на новый предмет не годятся поставщики из составленного ранее реестра.

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием очень близок по определению к конкурсу с предварительным отбором. Потенциальные участники сначала проходят предварительную квалификацию, после чего могут пройти на второй этап закрытого конкурса с ограниченным участием и предлагать свои условия связанные с предметом закупки и по исполнению контракта.
 
Описывая условия предварительной квалификации, заказчиками могут быть установлены не только общие требования к претендентам на участие установленные законом. Заказчик вправе и довольно часто пользуются данным правом, установить особенные требования к претендентам на участие в закрытых торгах (закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или закрытых аукционов), которые не должны противоречить статье 31 части 2. 

во-первых, участники должны обладать определённой финансовой устойчивостью для исполнения условий конкурса;

во-вторых, материально-техническими ресурсами для исполнения условий конкурса, такими как владение оборудованием, наличие в собственности или в аренде производственных помещений;

в-третьих, наличие у участников положительной деловой репутации, либо опыт аналогичных поставок или выполнение услуг, работ; 

в-четвертых, наличие определенного уровня квалификации у специалистов участников для выполнения всех условий конкурса.
 
При этом эти дополнительные требования не могут быть критериями оценок заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Прежде чем выбрать данный вид закрытых торгов заказчику необходимо изучить критерии к ее возможному проведению в статье 56 части 2 44-ФЗ. После этого, ознакомившись с установленными случаями и убедившись, что закупка соответствует, заказчики могут проводить конкурс с ограниченным участием. К проведению закрытого конкурсу с ограниченным участием они тоже применяются. Ограничение участия происходит когда предмет закупки содержит сохранение объектов исторического и культурного наследия, в том числе реставрацию объектов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, работы связанные с безопасностью музейных редких ценностей и их безопасностью. Либо перечень случаев согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99: 
а) предмет закупки содержит проведение работ с объектами атомной энергии (проектирование, вывод из эксплуатации);
б) предмет з относится к услугам по хранению и транспортировке ядерных отходов и радиоактивных веществ, в том числе переработка и захоронение;
в) закупка конструкций или оборудования, которое будет применяться на обетах атомной отрасли;
г) закупаются ремонтные работы военного ядерного оружия и техники;
д) закупка содержит капитальное строительство или капитальный ремонт, если НМЦ превышает сто пятьдесят миллионов рублей, в случае с закупкой на муниципальном уровне она НМЦ должна превышать пятьдесят миллионов рублей;
е) закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, учреждений связанных с оздоровительным отдыхом детей и организаций социального обслуживания, которые позволяют обеспечить их общественное питание, НМЦ в этом случае должна превышать пятьсот тысяч рублей;
ж) закупаются услуги аудита государственных инвестиционных проектов и их финансирования, а также финансирование таких объектов за счет выделенных бюджетных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
з) предметом закупки является оказание услуг по организации оздоровительного отдыха детей.
 
Сведения о процедуре, которая будет проводиться в форме закрытого, конкурса с ограниченным участием размещаются в единой информационной системе за тридцать дней до даты, когда члены комиссии распечатают конверты.
 
Далее, как и в закрытом конкурсе, потенциальные участники подают запросы на ознакомление с документами по закрытому конкурсу с ограниченным участием. В запросе они прилагают документы содержащие подтверждение соответствию требованиям, предусмотренным законом, после чего могут оформлять заявки на участие в закрытом конкурсе.
 
Заказчик, рассмотрев все заявки в закрытом конкурсе с ограниченным участием, оформляет и подписывает протокол предквалификационного отбора. Данный протокол оформляется в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре. 

Заключение контракта

Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.

Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.

У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий

Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз

В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.

Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.

Заказчик публикует итоговый протокол

5 дней

Заказчик публикует проект контракта без подписи

5 дней 5 дней
Победитель подписывает контракт Победитель направляет протокол разногласий
3 рабочих дня 3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС Заказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт
3 рабочих дня
Победитель ставит подпись на контракте
3 рабочих дня
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС

Заключение договора

Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.

На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector