Как провести предварительный отбор по 223-фз
Содержание:
- Способы проведения закрытых торгов
- Когда он проводится
- Определение поставщика
- Сфера применения конкурса с ограниченным участием
- Вторые части заявок
- Предквалификационный отбор
- Проведение закрытых конкурсов
- Как провести: инструкция для заказчика
- Закрытый конкурс с ограниченным участием
- Заключение контракта
- Заключение договора
Способы проведения закрытых торгов
Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
- закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
- контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
- контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
- закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428
Когда он проводится
Согласно Закону № 44-ФЗ, в госзакупках должна присутствовать конкуренция. Это основное условие работы электронных площадок. Проводятся конкурсы, торги и аукционы, для того чтобы каждый поставщик или подрядчик смог предложить свои услуги потенциальному покупателю.
Но некоторые работы в рамках государственных заказов могут быть проведены только лицами, которые имеют должный уровень квалификации. Поэтому принять участие в закупках сможет не каждый. Для этого вводятся дополнительные ограничения.
Закрытый конкурс по 44-ФЗ проводится, если необходимо закупить товары или услуги:
- находящиеся в списке, который приводится в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015 года;
- связанные с сохранением исторического и культурного наследия.
В вышеуказанном Постановлении приведён список из 9 пунктов. В него входит:
- полное обеспечение, обслуживание и эксплуатация объектов, относящихся к атомной энергетике;
- обращение с различными ядовитыми отходами и веществами. Сюда входит их использование, переработка, транспортировка, хранение, захоронение и утилизация. Для этого требуется специальное разрешение;
- работы по конструированию и изготовлению оборудования, которое применяется на объектах атомной энергетики;
- ремонт вооружения и техники, имеющей отношение к военному ядерному комплексу;
- строительство, ремонт, обслуживание, реконструкция уникальных, опасных и особо опасных объектов. Чтобы стать одним из участников закрытого тендера, нужно, чтобы установленная цена контракта не превышала лимит в 150 млн. рублей и 50 млн. рублей для удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов власти;
- организация детского и школьного питания в учреждениях образовательной, медицинской и социальной системы. Максимальная цена контракта – не более 0,5 млн. рублей;
- кадастровая оценка объектов недвижимости, определение их кадастровой стоимости;
- публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов;
- оказание услуг по организации отдыха и оздоровлению детей дошкольного и школьного возраста.
Определение поставщика
Перед тем как конверты с заявками будут вскрыты, заказчик вновь обращается в ФАС. Причем это должно состояться не менее, чем за 20 суток до процедуры определения победителя. Обращение производится в виде уведомления, к которому прилагается список участников и копии направленных им приглашений.
В назначенный день и час состоится вскрытие конвертов. Процедура закрытая, и во избежание утечки информации аудио- и видеосъемка запрещена. Ведется протокол, который не позже следующего дня должен быть направлен в ФАС.
Следующие 20 дней заказчик оценивает заявки. Есть случаи, когда этот срок можно продлить еще на 10 дней.
Заявки нумеруются начиная с лучшей по условиям — ей присваивается номер 1. Если условия идентичны, то присваивание номеров производится по времени их поступления — более ранняя заявка получит меньший номер. Победителем признается поставщик под номером 1.
Бывает, что заказчик отклоняет все заявки из-за несоответствия требованиям. В таком случае процедура закрытого конкурса признается несостоявшийся.
Сфера применения конкурса с ограниченным участием
В отличие от других способов, которые заказчик может использовать для любых закупок (например, открытый конкурс), конкурс с ограниченным участием применяется только в установленных случаях. К ним относятся <5>:
- закупка товаров, работ, услуг (ТРУ), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. Такими ТРУ считаются:
- проектирование, сооружение и вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
- обращение с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и отходами, в том числе при их эксплуатации, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
- конструирование и изготовление оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;
- ремонт вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
- строительство, реконструкция, капремонт особо опасных, технически сложных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб. (для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.);
- услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для образовательных, медицинских учреждений, организаций соцобслуживания, отдыха детей и их оздоровления, когда НМЦК превышает 500 тыс. руб.;
- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки <6>;
- работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, а также работы или услуги, связанные с допуском подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музеев, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
<5> Часть 2 ст. 56 Закона о контрактной системе.<6> Пункт вступает в силу с 03.01.2016.
Однако использовать именно конкурс с ограниченным участием для проведения названных закупок заказчику совсем не обязательно. Еще в середине 2014 г. в федеральное законодательство о контрактной системе была внесена норма, согласно которой заказчик вправе осуществлять эти закупки путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика. К участникам данных закупок никакие дополнительные требования не применяются <7>. Таким образом, принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки из списка выше фактически всецело зависит от заказчика. Например, для закупки услуг общественного питания бюджетному учреждению можно использовать электронный аукцион. Однако использовать открытый конкурс вместо конкурса с ограниченным участием нельзя. Следовательно, если заказчик желает осуществить комплексную оценку заявок по различным критериям, а не только по критерию цены (как, скажем, при аукционе), то проводить нужно будет все-таки конкурс с ограниченным участием.
<7> Часть 2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе.
Вторые части заявок
Итак, заказчик по-прежнему не видит цен, предложенных поставщиками. Теперь ему нужно оценить вторые части их заявок. Сроки рассмотрения таковы:
- При НМЦК до 1 млн рублей — 1 рабочий день.
- При НМЦК более 1 млн рублей — 3 рабочих дня.
- При закупке из сферы науки, искусства или культуры — 5 рабочих дней вне зависимости от цены контракта.
Вторая часть заявки должна содержать информацию об участнике. К ней прилагаются документы из части 11 статьи 24.1 закона 44-ФЗ. Это учредительные документы организации, личные документы директора или предпринимателя, решение о согласии на крупную сделку, документы о постановке на налоговый учет и так далее. Напомним, что в части 1 статьи 31 закона с недавних пор появился пункт 11, требующий проверить отсутствие у поставщика законодательных ограничений на участие в закупке.
Для отклонения второй части заявок закон дает больше оснований. Все они — на следующей схеме.
Из-за чего можно отклонить вторую часть заявки на электронный конкурс |
||||
1. Отсутствуют документы или информация по пунктам 1–3 и 7 части 6 статьи 54.4 либо документы не соответствуют требованиям | 2. Недостоверная информация (документы) по части 11 статьи 24.1, частям 4 и 6 статьи 54.4 | 4. Участник не соответствует единым или дополнительным требованиям | ||
|
Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. Он должен быть подписан всеми членами комиссии, после чего направлен оператору для размещения на ЭТП и в ЕИС. В ответ в течение 1 часа оператор должен направить заказчику протокол, составленный по результатам переторжки. В нем будут содержаться окончательный ценовые предложения поставщиков.
Предквалификационный отбор
Предквалификационный отбор проводится в случаях, когда товары (услуги ,работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число лиц. Суть предварительного квалификационного отбора заключается в следующем: например, заказчик сначала проводит отбор поставщиков по определенному направлению, к примеру, осуществление строительных работ. Готовится предквалификационная документация, где заказчик указывает необходимые требования к участникам (наличие необходимого оборудования, квалифицированного персонала и т.д.), критерии отбора ( наличие опыта выполнения таких работ, сроки выполнения и т.д.). Эта процедура открытая и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица. В последствии будут отобраны среди участников лучшие, например 3-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации). Заказчик формирует список квалифицированных поставщиков, в данном случае подрядчиков, на определенный в срок, когда заказчик будет проводить именно среди этих участников различные закупочные процедуры. То есть к участию будут приглашаться только лица из такого перечня.
В случае, если заказчиком было принято решение об ограничении участия в конкретной процедуре закупок, информация об этом должна быть указана в извещении о закупке. Порядок и случаи проведения предквалификационного отбора следует установить в положении о закупке.
Проведение закрытых конкурсов
Секретные сведения, из-за которых закупку нельзя публиковать в открытом доступе, могут содержаться либо в ее документах, либо в объекте закупки. В зависимости от этого правила проведения закрытого конкурса будут разными. Их сравнение — в следующей таблице.
Если секретные сведения в документах | Если секретные сведения в информации о закупке |
Извещение |
|
Извещение о закупке публикуется в ЕИС. Оно видно всем участникам, но заявки подавать могут лишь поставщики, соответствующие требованиям. Например, имеющие лицензию ФСБ | Извещение не публикуется в ЕИС. Заказчик сам выбирает подходящих поставщиков, в том числе с нужной квалификацией, и рассылает им приглашения |
Сроки |
|
Извещение нужно опубликовать в ЕИС не менее, чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов | Заказчик должен письменно уведомить потенциальных участников о проведении конкурса не менее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов |
Ознакомление с документацией |
|
Получивший приглашение поставщик (при желании поучаствовать в закупке) направляет заказчику запрос. К нему прикладываются документы, подтверждающие соответствие требованиям закона и допуск к государственной тайне. В ответ заказчик направляет поставщику документацию для ознакомления.
Документация направляется в течение 3 дней с даты получения запроса в бумажном виде |
Заказчик должен обеспечить возможность ознакомиться с документацией всем участникам, которые направили запрос, соответствуют требованиям и получили приглашение.
Документация предоставляется в течение 2 рабочих дней с даты получения такого требования |
Проведение процедуры |
|
Вскрытие конвертов проводится в день, который указан в документации | Вскрытие конвертов можно произвести раньше указанного в документации дня, если все участники с этим согласны |
Заказчик может взимать плату за предоставление документов, но есть 2 условия:
- об этом должно быть упомянуто в документации к закупке;
- плата не должна превышать затрат заказчика на подготовку копии документов.
Заказчик должен информировать ФАС об этапах проведения закрытого конкурса. Во-первых, за 20 дней до вскрытия конвертов или ранее он должен отправить в антимонопольный орган копии приглашений, разосланных поставщикам, а также перечень лиц, кому он направил конкурсную документацию. Во-вторых, протоколы вскрытия конвертов и оценки заявок составляются в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего рабочего дня после подписания должен быть отправлен в ФАС. Также следует направить копии протоколов всем участникам, которые подали заявки.
Когда закрытый конкурс проводится на бумаге, то в электронном виде нельзя не только подавать заявку, но и направлять прочие документы:
- предоставить поставщику конкурсную документацию;
- направить заказчику запрос на ее разъяснение;
- ответить на этот запрос.
Что касается разъяснения запросов, то правила такие:
- ответ нужно донести до всех участников, кому предоставлена документация;
- предмет запроса указать можно, а участника, от которого он поступил — нет.
Особенности других видов закрытого конкурса
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием существуют предквалификационный отбор. Правила те же, что и в аналогичном виде открытого конкурса. По результатам отбора составляется протокол, в котором заказчик должен указать перечень лиц, соответствующих требованиям. Экземпляр этого протокола также направляется ФАС, а копия — участникам.
Особенность двухэтапного закрытого конкурса, как следует из его названия, заключается в наличии дополнительного этапа. Побеждает тот поставщик, который на втором этапе предлагает лучшие условия исполнения контракта.
Как провести: инструкция для заказчика
Если проводится предварительный отбор на конкурсе или другом тендере для СМП, порядок его проведения следующий:
- Выбрать конкретный способ закупки, подготовить закупочную документацию.
- Разместить документацию в ЕИС.
- Принять заявки от участников.
- Провести отбор как первый этап рассмотрения заявок и оформить его итоговым протоколом.
Если предквалификация не является этапом конкретной процедуры, а проводится отдельно, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении предварительного отбора — в этом случае он выглядит как самостоятельная закупка. В отличие от настоящего тендера, у предквалификации нет цели заключить договор с конкретным поставщиком ТРУ, а только собрать перечень компаний, которые разумно рассматривать в качестве контрагентов.
Процедура проводится в следующем порядке:
Шаг 1. Разрабатывается полноценная и подробная тендерная документация. В ней заказчик описывает предмет тендера, порядок проведения процедуры, требования к потенциальным контрагентам.
Шаг 2. После разработки документации заказчик размещает в Единой информационной системе извещение о проведении предварительного отбора и ставит символическую НМЦ в несколько копеек или вовсе равную нулю.
Шаг 3. Заинтересованные в участии компании подают заявки, заказчик оценивает их.
Шаг 4. Компании, удовлетворяющие требованиям заказчика, вносятся им в реестр потенциальных контрагентов.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Например, АО «Южные электрические сети Камчатки» проводит предквалификацию.
В документации перечислены все важные условия закупки:
- требования к участникам;
- сроки и форма подачи заявок;
- правила оценки предложений;
- порядок оформления результатов.
В документации перечислено, как проводится и оформляется включение в реестр поставщиков.
После проведения предквалификации и составления реестра проводится уже непосредственно тендер на необходимые товары, работы или услуги в форме, например, запроса цен. Условия этого тендера соответствуют тем, которые заказчик описывал в документации предквалификации: несоответствие предмета закупки квалификационного отбора предмету запроса цен лишает смысла всю процедуру предквалификации — на новый предмет не годятся поставщики из составленного ранее реестра.
Закрытый конкурс с ограниченным участием
Закрытый конкурс с ограниченным участием очень близок по определению к конкурсу с предварительным отбором. Потенциальные участники сначала проходят предварительную квалификацию, после чего могут пройти на второй этап закрытого конкурса с ограниченным участием и предлагать свои условия связанные с предметом закупки и по исполнению контракта.
Описывая условия предварительной квалификации, заказчиками могут быть установлены не только общие требования к претендентам на участие установленные законом. Заказчик вправе и довольно часто пользуются данным правом, установить особенные требования к претендентам на участие в закрытых торгах (закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или закрытых аукционов), которые не должны противоречить статье 31 части 2.
во-первых, участники должны обладать определённой финансовой устойчивостью для исполнения условий конкурса;
во-вторых, материально-техническими ресурсами для исполнения условий конкурса, такими как владение оборудованием, наличие в собственности или в аренде производственных помещений;
в-третьих, наличие у участников положительной деловой репутации, либо опыт аналогичных поставок или выполнение услуг, работ;
в-четвертых, наличие определенного уровня квалификации у специалистов участников для выполнения всех условий конкурса.
При этом эти дополнительные требования не могут быть критериями оценок заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Прежде чем выбрать данный вид закрытых торгов заказчику необходимо изучить критерии к ее возможному проведению в статье 56 части 2 44-ФЗ. После этого, ознакомившись с установленными случаями и убедившись, что закупка соответствует, заказчики могут проводить конкурс с ограниченным участием. К проведению закрытого конкурсу с ограниченным участием они тоже применяются. Ограничение участия происходит когда предмет закупки содержит сохранение объектов исторического и культурного наследия, в том числе реставрацию объектов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, работы связанные с безопасностью музейных редких ценностей и их безопасностью. Либо перечень случаев согласно Постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99:
а) предмет закупки содержит проведение работ с объектами атомной энергии (проектирование, вывод из эксплуатации);
б) предмет з относится к услугам по хранению и транспортировке ядерных отходов и радиоактивных веществ, в том числе переработка и захоронение;
в) закупка конструкций или оборудования, которое будет применяться на обетах атомной отрасли;
г) закупаются ремонтные работы военного ядерного оружия и техники;
д) закупка содержит капитальное строительство или капитальный ремонт, если НМЦ превышает сто пятьдесят миллионов рублей, в случае с закупкой на муниципальном уровне она НМЦ должна превышать пятьдесят миллионов рублей;
е) закупаются услуги для образовательных и медицинских учреждений, учреждений связанных с оздоровительным отдыхом детей и организаций социального обслуживания, которые позволяют обеспечить их общественное питание, НМЦ в этом случае должна превышать пятьсот тысяч рублей;
ж) закупаются услуги аудита государственных инвестиционных проектов и их финансирования, а также финансирование таких объектов за счет выделенных бюджетных средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;
з) предметом закупки является оказание услуг по организации оздоровительного отдыха детей.
Сведения о процедуре, которая будет проводиться в форме закрытого, конкурса с ограниченным участием размещаются в единой информационной системе за тридцать дней до даты, когда члены комиссии распечатают конверты.
Далее, как и в закрытом конкурсе, потенциальные участники подают запросы на ознакомление с документами по закрытому конкурсу с ограниченным участием. В запросе они прилагают документы содержащие подтверждение соответствию требованиям, предусмотренным законом, после чего могут оформлять заявки на участие в закрытом конкурсе.
Заказчик, рассмотрев все заявки в закрытом конкурсе с ограниченным участием, оформляет и подписывает протокол предквалификационного отбора. Данный протокол оформляется в двух экземплярах и в течение одного рабочего дня с момента его подписания направляется в ФАС России. Копии данных протоколов также направляются сторонам принимавшим участие в процедуре.
Заключение контракта
Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.
Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.
У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий
Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз
В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.
Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.
Заказчик публикует итоговый протокол |
|
5 дней | |
Заказчик публикует проект контракта без подписи |
|
5 дней | 5 дней |
Победитель подписывает контракт | Победитель направляет протокол разногласий |
3 рабочих дня | 3 рабочих дня |
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС | Заказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт |
3 рабочих дня | |
Победитель ставит подпись на контракте | |
3 рабочих дня | |
Заказчик ставит подпись на контракте и размещает его в ЕИС |
Заключение договора
Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.
На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.