Заключение договора по 223-фз: внесение изменений, срок подписания и публикации, возможность расторжения, особенности рамочного контракта

Проектно-сметный метод обоснования НМЦК

Исходя из положений части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, данный метод может применяться в случаях:

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10

При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10.

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Составление проектно-сметной документации, проектной документации на реставрацию, а также сметного расчёта на текущий ремонт осуществляется специалистами-сметчиками в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Необходимо отметить, что проектно-сметная документация подлежит в случаях, определённых ст. 49 ГрК РФ, экспертизе, а в случае, если финансирование работ производится из федерального бюджета – и проверке достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

Таблица отличий

Закон № 44

Закон № 223

Кто может быть заказчиком

Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.

Бюджетные учреждения.

Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.

Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.

Естественные монополии.

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:

  • за счет грантов;
  • как субподряд;
  • за счет собственных доходов.

Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.

Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.

Кто может участвовать

Юридические лица (не офшоры).

Физические лица.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.

Юридические лица.

Физические лица.

Индивидуальные предприниматели.

Кому предоставляются преимущества

Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.

СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.

Виды тендеров

Конкурс:

  • открытый;
  • открытый в электронной форме;
  • с ограниченным участием;
  • с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный;
  • двухэтапный в электронной форме.

Электронный аукцион.

Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.

Запрос котировок.

Запрос котировок в электронной форме.

Запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика.

Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).

Конкурентная закупка в электронной форме.

Закрытая конкурентная закупка.

Закупка у единственного поставщика.

Другие способы, указанные в Положении.

Сроки для участия
Установлены в законе.

Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.

Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.

Подпись для электронных документов
Обеспечение заявок и контракта

Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.

Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.

Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.

Борьба с демпингом
Заказчик может установить соответствующие требования в Положении.
Обоснование НМЦК

Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.

Отчеты в ЕИС

О закупках у СМП И СОНКО.

Обоснование закупки у единственного поставщика.

Об исполнении контрактов (отдельного этапа).

Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.

О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Годовые отчеты о закупках:

  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ежемесячные отчеты
Изменения и расторжение контракта

Расторжение происходит:

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. При одностороннем отказе одной из сторон.

Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда.

Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ

ФАС России.

Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.

Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.

Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.

  • действия (бездействие) заказчика;
  • нарушения со стороны оператора ЭТП;
  • неразмещение информации о торгах в ЕИС;
  • предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией.

По 223-ФЗ можно заключать только возмездные договоры

Наряду с возмездными договорами, Гражданским кодексом предусмотрено заключение и безвозмездных. Однако в рамках закона 223-ФЗ можно заключать только возмездные соглашения. Любой документ, который предусматривает безвозмездную передачу или обмен, не будет признан договором в рамках закупочной деятельности. Например, договор дарения, бартера или мены. Правило простое: раз нет расходования денежных средств, значит, процедура не может быть признана закупкой.

Специалисты не рекомендуют злоупотреблять бартерными сделкам заказчикам, которые должны закупаться по 223-ФЗ

Такое право у них есть, но стоит понимать, что каждый раз, когда оно реализуется, организация приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. Также возникнут вопросы и к контрагентам, с которыми осуществляется бартер

Заказчика могут обвинить в том, что он нарушает антимонопольное законодательство, уходя от проведения торгов. А это может повлечь очень неприятные последствия.

Одностороннее изменение условий: момент изменения и порядок внесения исправлений в договор

Для одностороннего изменения условий сделки необходимо направление соответствующего уведомления в адрес контрагента. Законом не содержится определенных требований к его оформлению, однако с учетом сложившейся практики рекомендуется включить в документ:

  • информацию об адресате и отправителе;
  • данные, позволяющие идентифицировать соглашение (номер, наименование, дату, указание сторон, места заключения и пр.);
  • основания и обстоятельства для изменения условий договора;
  • суть вносимых изменений;
  • срок, с которого изменения считаются вступившими в силу (с учетом времени, необходимого для направления уведомления контрагенту);
  • подпись.

Порядок направления уведомления может быть прямо согласован в договоре (в этом случае необходимо будет руководствоваться им). При согласии контрагента с изменениями составляется дополнительное соглашение к договору, которое вступает в силу с момента, определенного сторонами. В противном случае при отсутствии согласия одной из сторон на изменение условий сделки придется изменять их в судебном порядке. Если изменения вносятся через суд, они начинают действовать с момента вступления в силу его решения.

***

Итак, хотя одностороннее изменение условий по общему правилу недопустимо, законом или договором может предусматриваться и иное. В связи с этим при заключении той или иной сделки необходимо внимательно изучить положения закона, регламентирующие процедуру одностороннего изменения положений конкретного вида контракта.

Изменение предмета договора дополнительным соглашением

Исходя из положений пункта 1 статьи 420 ГК РФ дополнительное соглашение, вне зависимости от его объема, будет являться сделкой. Следовательно, порядок достижения взаимного согласия сторон и подписания самого документа определяется статьями 432–443 ГК РФ.

Таким образом, дополнительное соглашение может быть заключено как в ходе переговоров, проводимых по правилам статьи 434.1 ГК РФ, когда представители сторон сначала согласовывают редакцию допсоглашения, потом одновременно подписывают подготовленный документ, так и при помощи направления письменной оферты.

При этом не стоит забывать, что офертой, согласно требованиям статьи 435 ГК РФ, считается письменное извещение, которое содержит в себе предложение одной из сторон (оферента) об изменении договора. Образец и подробное описание оферты можно найти в нашей статье по данной теме. С юридическо-технической точки зрения оферту удобнее оформить в виде уже готового дополнительного соглашения, в котором по порядку обозначены все вносимые в контракт изменения.

К проекту допсоглашения можно приложить таблицу, где в одной колонке будет обозначена текущая редакция договора, в другой — его текст с учетом предлагаемых изменений. Подобный подход оправдан тем, что внесение изменений в предмет договора чаще всего влечет необходимость корректировки и других пунктов контракта, поэтому предложение оферента в таком случае будет удобным для восприятия и максимально понятным.

Направление оферты и получение акцепта

Нормы ГК РФ специально не обозначают, каким образом следует направлять оферту. Это означает, что для решения данного вопроса следует руководствоваться положениями заключенного ранее договора (в нем может быть определен порядок направления сторонами друг другу подобных документов по факсу, электронной почте и т. д.).

Если же договор данный вопрос не регулирует, применяются обычные правила, согласно которым оферта направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Направленная оферта является обязательной для оферента с момента ее получения адресатом в течение всего срока, который имеется у второй стороны для дачи акцепта. При этом отозвать ее досрочно, исходя из положений статьи 436 ГК РФ, оферент может только в том случае, когда в условиях указана такая возможность.

Если предложения об изменении договора устраивают вторую сторону, ей необходимо акцептовать оферту, то есть дать свое согласие с ними. Акцепт, согласно пункту 1 статьи 438 ГК РФ, должен быть полным и безоговорочным. Молчание стороны при этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, акцептом не является. Совершение же конклюдентных действий уже в рамках исполнения сделки с учетом предложенных изменений (например, поставка оговоренного товара или внесение аванса) является формой выражения согласия акцептанта с предложенными изменениями.

Требования к форме дополнительного соглашения

Допсоглашение, согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ, должно быть составлено в той же форме, что и основной договор, если законом или договором не предусмотрено иное.

Не стоит забывать, что если сделка носит предпринимательский характер либо одной из ее сторон является ИП или организация, то она совершается в письменной форме. В отношении ряда сделок (например, с долями в уставном капитале ООО или недвижимым имуществом) статьями 163 и 164 ГК РФ предусмотрены дополнительные требования, без соблюдения которых они будут считаться ничтожными, — нотариальное удостоверение либо государственная регистрация перехода прав по сделке.

ВАЖНО! Исходя из положений пункта 2 статьи 434 ГК РФ под письменной формой понимается не только составление единого бумажного документа, но и обмен между сторонами письмами, телеграммами, факсограммами, электронными сообщениями, которые позволяют достоверно установить адресата отправления, а также текст сообщения

Основания и возможности для расторжения

Указанный выше федеральный нормативный акт предусматривает возможности для расторжения договора или контракта до момента истечения установленного для него срока действия. Такое расторжение возможно по следующим основаниям:

  • отсутствие возможностей для дальнейшего исполнения подписанного соглашения в силу возникновения форс-мажорных обстоятельств, если расторжение такого договора предусмотрено текстом самого договора;
  • изменение объемов финансового сопровождения данного договора в сторону уменьшения, если решение о таком уменьшении было принято специальными контролирующими органами в сфере государственных и муниципальных закупок;
  • в отношении договора или контракта принято решение судебных органов о признании такого документа недействительным в случаях, если возникли условия, предусмотренные действующим гражданским законодательством для признания договоров или контрактов недействительными;
  • исполнение сторонами взятых на себя обязательств до даты, определенной в качестве срока окончания действия подписанного договора или контракта;
  • решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения в одностороннем порядке в случае, если вторая сторона не исполняет надлежащим образом взятые на себя обязательства, в том числе, если такое неисполнение носит регулярный характер и может быть расценено, как уклонение от исполнения таких обязательств.

В том случае, если расторжение контракта произошло до того срока, который был установлен в самом контракте в качестве срока его окончания, сведения должны быть опубликованы в Реестре контрактов в рамках десятидневного срока с даты подписания документов о расторжении.

Исключение составляют сведения об одностороннем расторжении, которые должны быть опубликованы в день подписания документа, ставшего юридическим выражением принятого решения (например, сведения о том, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, фиксируются в решении руководителя организации-заказчика и размещаются в Единой информационной системе в тот же день, когда такое решение было подписано. При этом со стороны заказчика уведомление исполнителю о расторжении контракта в одностороннем порядке должно быть направлено так же в тот же день, когда было подписано руководителем организации. Если исполнитель не получил такого уведомления, он все равно будет считаться уведомленным, когда истечет установленный срок с момента публикации такого уведомления в Единой информационной системе в сфере закупок).

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Существенные условия

Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.

Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector