Как подтвердить нулевую ставку по ндс

Налоговая база

Налоговую базу по НДС при неподтвержденном экспорте определяйте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 153, подпунктом 1 пункта 1, пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Моментом определения налоговой базы считается день отгрузки (передачи) товаров (абз. 2 п. 9, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Поэтому в налоговую инспекцию придется подать уточненные декларации по НДС за тот налоговый период, в котором товары были фактически отгружены.

Величину налоговой базы рассчитайте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров даже в том случае, если в счет поставки товаров на экспорт от покупателя получена 100-процентная предоплата. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 12 сентября 2012 г. № 03-07-15/123 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16657). С авансов, полученных в счет предстоящих экспортных поставок, НДС не начисляйте (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ). Если оплата в валюте поступает после даты отгрузки, то курсовые разницы при определении налоговой базы не учитывайте – она останется неизменной.

Сумму налога, которую нужно начислить к уплате в бюджет, рассчитайте так:

– если реализованные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов:

НДС, начисленный к уплате в бюджет = Стоимость товаров (работ, услуг) по экспортному контракту × 18%

– если реализованные товары облагаются НДС по ставке 10 процентов:

НДС, начисленный к уплате в бюджет = Стоимость товаров (работ, услуг) по экспортному контракту × 10%

Ситуация: как зарегистрировать счет-фактуру при начислении НДС по ставке 18 (10) процентов, если в течение 180 дней организация-экспортер не подтвердила право на применение нулевой налоговой ставки?

Официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому вопросу отсутствуют. На практике представители Минфина России рекомендуют действовать в следующем порядке.

Никаких особенностей оформления счетов-фактур при поставке товаров на экспорт законодательством не установлено. Поэтому в течение пяти календарных дней со дня отгрузки организация обязана выставить покупателю счет-фактуру в двух экземплярах с указанием стоимости отгруженных товаров и ставки НДС 0 процентов. Этот счет-фактура регистрируется в части 1 журнала учета счетов-фактур (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 3 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

В книге продаж счета-фактуры регистрируются в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство (п. 2 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Момент возникновения налогового обязательства связан с моментом определения налоговой базы. Если организация не подтвердила экспорт, моментом определения налоговой базы считается дата отгрузки товаров. Сумму НДС по неподтвержденной экспортной операции нужно рассчитать по ставке 18 (10) процентов. Для этого организация составляет новый счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж. Сделать это необходимо в том квартале, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 9 и подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ и пункта 22.1 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Чтобы зарегистрировать счет-фактуру в истекшем квартале, оформите дополнительный лист книги продаж с пометкой «применение ставки 0 процентов не подтверждено» и указанием суммы НДС, начисленной по ставке 18 (10) процентов.

Если впоследствии право на применение нулевой ставки НДС будет подтверждено, организация сможет принять к вычету сумму налога, начисленного из-за отсутствия подтверждающих документов. Для этого в том периоде, в котором будут собраны необходимые документы, в книге покупок необходимо зарегистрировать счет-фактуру, составленный налогоплательщиком в одном экземпляре при неподтверждении экспорта в установленный срок.

Это следует из пункта 23 (1) раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Риски с НДС при экспорте

Рассмотрим ситуацию, когда компания осуществляет операции, по которым нельзя отказаться от нулевой ставки НДС (например, поставляет товар в Белоруссию). Или по операциям, по которым можно отказаться, но она это в свое время не сделала. Предположим, организация решила заложить в стоимость сделки 20-процентный НДС, рассчитывая, что в этом случае она ничем не рискует, ведь бюджет получит свой налог. 

Но риски все же возникают.

Дело в том, что установление законодательством нулевой ставки приводит к тому, что в соответствующих операциях отсутствует как таковой факт предъявления покупателю суммы НДС. Более того, установленный налоговым законодательством алгоритм действий в случае неподтверждения права на применение нулевой ставки НДС в необходимые сроки предполагает уплату исчисленного НДС за счет собственных средств. Поэтому и в нашем случае факт предъявления НДС отсутствует.

Это значит, что если компания закладывает в сумму сделки 20-процентный НДС, то она предъявляет своему покупателю НДС незаконно.

Данное обстоятельство налоговые органы могут расценить таким образом, что предъявленная сумма НДС не является налогом, предъявленным в соответствии с законодательством. Иными словами, предъявленная клиенту сумма НДС является не налогом в том смысле, в котором он упомянут в отдельных положениях НК РФ, а неосновательным обогащением (определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 по делу № 305-ЭС14-8805, А40-2065/2014, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 6889/11 по делу № А57-12246/2010).

Данный вывод может повлечь за собой налоговые риски сразу по двум налогам: НДС и налогу на прибыль.

Так, в соответствие с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Если исходить из того, что предъявленная сумма НДС не может считаться налогом как таковым, то при расчете НДС, подлежащего исчислению в случае неподтверждения права на применение нулевой ставки, в налоговую базу следует включить всю сумму, полученную от клиента (т.е. сумму с учетом неправомерно предъявленного НДС). Соответственно, сумма НДС налоговыми органами может быть исчислена в завышенном размере.

Пример 1

Перевозчик оказал услугу за 120 руб. (в т.ч. НДС – 20 руб.) В итоге в бюджет была уплачена сумма НДС в размере 20 руб. Однако налоговики посчитали, что в данном случае сумма НДС должна была определяться так: 120 руб. х 20% = 24 руб. В итоге перевозчику будет доначислена сумма НДС в размере 4 руб. (24 руб. – 20 руб.).

В части налога на прибыль риск возникнет в том случае, если организация включит в облагаемый доход сумму выручки за минусом предъявленного клиенту НДС.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Поскольку налог, который предъявила организация своему клиенту, был предъявлен не в соответствии с положениями НК РФ, то оснований для исключения его при определении дохода у организации не имеется.

Пример 2

Условия примера те же, что и в примере 1. Перевозчик включил в облагаемый налогом на прибыль доход сумму в размере 100 руб., посчитав, что имеет право вычесть из дохода предъявленную сумму НДС в размере 20 руб. Налоговики указали, что перевозчик занизил налоговую базу по налогу на прибыль на 20 руб., поскольку в доход следовало отнести не 100, а 120 руб. В итоге сумма доначисленного налога на прибыль составила 4 руб. (20 руб. х 20%).

Конечно, совсем не обязательно, что проверяющие поступят именно таким образом, но исключить такую вероятность нельзя.

Кроме того, налоговые органы могут посчитать, что организация допустила грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, и, соответственно, оштрафовать по ст. 120 НК РФ.

Кого коснутся изменения

С 1 января 2019 года организации и ИП на общей системе налогообложения, которые не попали в льготные категории и сейчас начисляют НДС по ставке 18%, должны будут перейти на ставку 20%. Бизнесменам придется обновить онлайн-кассы и правильно рассчитать налог в переходный период.

Налоговики говорят, что вносить изменения в договоры с партнерами из-за новой ставки не обязательно, но лучше внести, чтобы потом не возникало споров. Есть три варианта:

  1. не менять цену, но включить в нее НДС 20%;
  2. увеличить цену за счет увеличения суммы НДС на 2 процентных пункта;
  3. договориться о новой цене, которая всех устраивает.

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется».

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем».

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля»

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации

Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале «При экспорте товаров в Армению, Белоруссию или Казахстан через подразделение в счете-фактуре лучше указать КПП головного офиса»

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете здесь.

О том, как учитывать сумму аванса, полученную экспортером от своего иностранного контрагента, смотрите в материале «Как в целях НДС учесть авансы от партнеров из ЕАЭС?».

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?».

Изменения в списке продуктов и детских товаров в 2020-2021 годах

С 01.07.2020 по ставке 10% облагаются ввоз и продажа некоторых молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира. Так, в перечень продовольственных товаров, при продаже которых налог нужно платить по ставке 10%, внесены следующие молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира: 

  • напитки, коктейли и кисели;
  • желе, соусы, кремы, пудинги, муссы, пасты и суфле;
  • консервы сгущенные.

Кроме того, по пониженной ставке должна облагаться и реализация молокосодержащего мороженого. Эти изменения предусмотрены постановлением Правительства от 09.03.2020 № 250.

В 2019 году изменения в постановление № 908, содержащее перечень облагаемых НДС 10 процентов продуктов и товаров для детей, внесены постановлениями Правительства РФ:

  • от 30.01.2019 № 58 (начало действовать с 09.02.2019) — им в список продуктов добавлены филе рыбы и прочее рыбное мясо (включая фарш) в свежем и охлажденном виде;
  • от 06.12.2018 № 1487 (начало действовать с 01.04.2019) — здесь список поправок достаточно широк.

Чего конкретно касается обновление в списке товаров с НДС 10 процентов — на какие именно продукты и детские товары оно распространяется? Полный перечень изменений таков:

  • в части продтоваров:
    • для живых скота и птицы добавлено указание о том, что к льготируемым не относятся их племенные виды;
    • для жиров и масла животного происхождения, а также для пальмового, кокосового, пальмоядрового бабассу и иных растительных масел исключена пометка о предназначении их для пищевых целей;
    • для супов и бульонов, приготовленных на мясе, уточнено, что к ним не относятся не только овощные, но и иные, не содержащие мяса;
    • к числу животных, исключаемых из состава потребителей кормов вареных, добавлены декоративные грызуны и рептилии;
    • уточнено, что из числа льготируемых исключаются также прочие виды пищевого льда;
    • в список внесены инкубационные яйца, за исключением племенных;
    • детализирован состав продуктов для кормления животных, а в число тех, кто исключается из состава их потребителей, добавлены декоративные грызуны и рептилии;
    • уточнены коды для лука репчатого и луковичных овощей, а также для прочих овощей;
  • в отношении товаров для детей:
    • существенно расширен перечень льготируемых трикотажных и швейных изделий за счет добавления в текст описания определения «аналогичные»;
    • чулочно-носочные изделия привязали к росту ребенка;
    • к перчаткам, рукавицам и митенкам добавились варежки;
    • путем добавления предлога «до» уточнен размер одеял, постельного белья, кроватей и матрацев;
    • в списке обуви появилась имеющая верх из резины;
    • к числу кроватей добавлены люльки и кровати-манежи;
    • в отношении колясок возникло уточнение об ограничении их технической оснащенности заводской комплектацией;
    • существенно расширен перечень игрушек для катания детей за счет включения в список квадроциклов и других подобных им изделий;
    • уточнены коды для кукол, изображающих людей, и их принадлежностей;
    • к пластилину добавились иные материалы для лепки и идущие с ними в комплекте принадлежности, необходимые для этого процесса;
    • детализированы коды для подгузников.

Таким образом, за счет изменений 2019 года перечень товаров со ставкой НДС 10 процентов расширился.

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.

При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:

при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;

при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;

при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).

При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо самих транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.

Такой порядок следует из положений пунктов 15–18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.

Свободные таможенные зоны

Помимо поставки товаров на экспорт (в другие государства), нулевую ставку НДС можно применять и при реализации товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны. Суть этой процедуры состоит в следующем. Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории. А продавцы (резиденты других регионов России) освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин и начисляют НДС по нулевой ставке

Важное условие: льготные таможенный и налоговый режимы действуют только при условии, что ввозимые товары размещаются и используются непосредственно в свободной экономической зоне

Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, статьи 37 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, статьи 10 Соглашения о СЭЗ.

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при реализации товаров резидентам особых экономических зон?

Да, можно. Но при соблюдении следующих условий:

– на территории особой экономической зоны создана свободная таможенная зона;

– реализуемые товары подпадают под процедуру свободной таможенной зоны.

Поясним. По общему правилу реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, облагается НДС по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но чтобы убедиться в том, можно ли применять это правило, нужно знать:

– действует ли режим свободной таможенной зоны в особой экономической зоне, резидентом которой является ваш покупатель;

– распространяется ли льготный порядок налогообложения на товары, которые реализует ваша организация.

Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ.

Дело в том, что не все товары, которые поставляются на территории свободных таможенных зон, облагаются НДС по нулевой ставке.

Во-первых, льготный порядок налогообложения зависит от характера использования поставленных товаров (он должен быть прописан в условиях контракта). В частности, нулевую ставку можно применять при реализации товаров, предназначенных:

– для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ;

– для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ по договорам хранения или складирования, заключенным между нерезидентами и резидентами СЭЗ.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ.

А во-вторых, существуют группы товаров, которые в принципе не могут быть помещены под процедуру свободной таможенной зоны. Общий перечень таких товаров определен в пункте 5 статьи 9 Соглашения о СЭЗ. Постановлением от 25 октября 2012 г. № 1096 Правительство РФ конкретизировало этот перечень и установило номенклатуру товаров, которые не подпадают под процедуру свободной экономической зоны на территории России. Например, запрещено помещать под процедуру свободной таможенной зоны товары, ввезенные на территорию особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей, если они произведены на территории Таможенного союза (подп. 5 п. 5 ст. 9 Соглашения о СЭЗ). При реализации таких товаров начисляйте НДС по ставке 18 или 10 процентов (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).

Чтобы подтвердить право на нулевую налоговую ставку, продавец должен представить в налоговую инспекцию пакет документов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ:

– контракт (копию контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны;

– копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны (или копию свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны);

– таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможни.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Нужно ли пересматривать договорную цену с контрагентом?

По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 41, 2 ст. 424 ГК РФ).

В связи с отказом от применения нулевой ставки возникает вопрос о необходимости корректировки договорной цены, если сторонами сделки контракт был заключен до принятия такого решения.

Плательщик НДС при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к уплате покупателю соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). По смыслу приведенных разъяснений в гражданско-правовых отношениях заказчика и исполнителя сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется (если иное не следует из условий сделки) из этой цены для целей налогообложения.

Как разъяснено в п. 17 Постановления ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, по смыслу положений п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и вынесена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах в отдельную строку. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на исполнителе как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы. А если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая заказчику исполнителем сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Если один из контрагентов отказался от применения нулевой ставки, фактически цена сделки увеличивается на сумму НДС. Получается, что цена контракта изменится в сторону увеличения.

Может ли экспортер, отказавшийся о применения нулевой ставки в одностороннем порядке, изменить цену контракта? В силу ст. 310 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В данной ситуации одностороннее изменение цены по причине отказа от экспортной ставки НДС недопустимо. А поэтому изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (п. 1 ст. 450 НК РФ).

Например, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 по делу № А32-27175/2016 рассматривалась ситуация, когда стороны договора при формулировании условий о цене включили в стоимость оказываемых услуг налог по ставке 0 %. Впоследствии при проведении выездной налоговой проверки в отношении поставщика услуг было вынесено решение, согласно которому применение нулевой ставки признано незаконным, поскольку к услугам перевалки применяется НДС по ставке 18 %. Тогда поставщик предъявил к своему покупателю иск на взыскание неосновательного обогащения в виде суммы начисленного НДС.

Судьи отметили, что при заключении сделки стороны, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), не согласовали отступление от общего правила, согласно которому риск неправильного понимания налогового законодательства при определении окончательного размера цены приходится на обязанное по налоговому законодательству лицо – налогоплательщика (исполнителя), от особенностей хозяйственной деятельности которого в данном случае зависело применений той или иной налоговой ставки. Таким образом, сумма НДС не подлежала взысканию с покупателя, исполнившего договорное обязательство по уплате цены в полном объеме.

Аналогичный вердикт был вынесен в Постановлении АС УО от 04.12.2017 по делу № А76-14670/2017, поддержанном Определением ВС РФ от 02.04.2018 № 309-ЭС18-1928, и в Определении ВС РФ от 23.11.2017 № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015 (Определением ВС РФ от 23.04.2018 № 53-ПЭК18 отказано в передаче дела в Президиум ВС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Таким образом, в данной ситуации необходимо либо заключить новый договор с контрагентом, либо составить дополнительное соглашение к действующему контракту. То есть в новом контракте либо в дополнительном соглашении к действующему контракту нужно согласовать изменение договорной цены на сумму «отказного» НДС.

Момент начисления НДС при реализации товаров через комиссионера

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (п. 1 ст. 167) момент начисления НДС привязывает к дате отгрузки товара. В связи с этим при реализации товаров по договору комиссии возникает вопрос: какой день в целях исчисления НДС следует считать моментом отгрузки (передачи) товаров — день перемещения товаров от собственника (комитента) к посреднику (комиссионеру) или день перемещения товаров от посредника к покупателю?

В Налоговом кодексе РФ конкретное определение таких понятий, как «отгрузка» и «передача», отсутствует. В то же время, рассматривая положения гл. 21 НК РФ, можно сделать следующие выводы. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров, а не просто их отгрузка или передача. Как следует из п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу. Отсюда вывод: отгрузка (передача) товаров приводит к начислению НДС, если по условиям договора предполагается реализация, т.е. переход права собственности на товары к получателю (либо сразу при отгрузке, либо после, при выполнении определенных в договоре условий).

Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего. Таким образом, товары перемещаются от комитента к комиссионеру по договору на оказание посреднических услуг, который сам по себе не содержит объекта обложения НДС в части передаваемых товаров. Поэтому собственник товаров должен формировать налоговую базу по налогу только при отгрузке (передаче) товаров от посредника к покупателям, поскольку только в этот момент происходит переход права собственности, что и создает объект обложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в гл. 21 НК РФ отсутствует механизм для принятия к вычету налога, исчисленного при передаче товаров посреднику, в ситуации, когда последний их возвратит, не реализовав. Как следует из п. 5 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю (не посреднику) и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров в случае их возврата продавцу или отказа от них. Из этой формулировки также следует, что законодатель не предполагал исчисления налоговой базы по НДС при передаче товаров посреднику.

С понятием «отгрузка» связано выставление счета-фактуры. Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ соответствующие счета-фактуры выставляются при реализации товаров не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара. Как следует из п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость <1>, комитенты, реализующие товары по договору комиссии, регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю. Указанное положение подтверждает, что счета-фактуры выписываются комитентом только после того, как сам комиссионер выставил их покупателям. Соответственно, регистрация счетов-фактур в книге продаж возможна не ранее отгрузки (передачи) товаров покупателям.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.

Статьей 11 НК РФ определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, приводимые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Для определения понятий «отгрузка», «передача» обратимся к Гражданскому кодексу РФ. Согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления в его владение или во владение указанного им лица. На основании данных положений перемещение товаров от собственника к посреднику не признается передачей по положениям ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector