Фз «об опеке и попечительстве»: последняя редакция 2021 года

Порядок установления опекунов и попечителей

Дают разрешение на опеку или попечительство уполномоченные органы. Принимая решение, они оценивают кандидата, который должен быть:

совершеннолетним и дееспособным;
несудимым, не имеющим за плечами неснятую или не погашенную судимость за особо тяжкие преступления;
кроме этого важно в процессе оформления опеки над несовершеннолетним ребенком, который достиг уже 10-летнего возраста, его письменное согласие.

После соответствия кандидата всем требованиям и одобрения его личности, необходимо выполнить несколько этапов оформления статуса:

Этапы Действия
1

Сбор необходимой документации для подачи в органы опеки по месту жительства опекуна:

  • весь процесс проходит по заявлению от кандидата;
  • справка с места работы о статусе его на предприятии и с указанием размера среднемесячной зарплаты за последний год или же второй половинки;
  • выписка из домовой книги, которая обозначит статус владельца жилым помещением, а также копии финансового лицевого счета;
  • справка из органов внутренних дел, которая подтвердит чистую биографию кандидата;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья попечителя;
  • копия свидетельства о браке;
  • письменное согласие взрослых домочадцев, с учетом мнения детей, достигших 10-летия;
  • доказательства прохождения курсов подготовки;
  • автобиография;
  • копия СНИЛСа или справка из ПФР

2

Подача документов в органы попечительства и прохождение проверки:

  • заявление рассматривается в течение 7 дней с момента обращения;
  • в этот период кандидат проходит всестороннюю проверку – условия жизни, уровень дохода, состояние здоровья и прочие;
  • изучается отсутствие или наличие обстоятельств, которые согласно Гражданскому и Семейному Кодексу могут препятствовать положительному решению;
  • по полученным результатам органы попечительства выдают заключение заявителю на руки;
  • с полученным документом и вышеперечисленной папкой бумаг необходимо обратиться в органы опеки, расположенные по месту проживания ребенка или недееспособного гражданина

3
Принятие решения органами опеки. В течение 10 дней оно должно быть принято на основании полученных документов, а также акта обследования условий проживания. Если потупил отказ в просьбе, сотрудники опекунского совета обязаны выдать все полученные документы и официально оформленный отказ с обоснованием причины

Важно! Все действия и решения компетентных органов должны выполниться на основании Постановления Правительства РФ от 2009 года за № 423, в котором четко указаны правила подбора и учета и подготовки граждан, желающих проявить заботу о нуждающихся людях

Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство

Подробные критерии отбора кандидатов на получение статуса опекуна или попечителя прописаны в Гражданском и Семейном кодексе РФ. Органы опеки имеют право запросить дополнительные сведения из МВД, больниц и других подобных заведений. Но с кандидата на позицию они имеют право требовать только справки из конкретных учреждений, которые он может оформить и забрать самостоятельно.

В случае утверждения кандидата он должен пройти соответствующую экспертизу на оценку жилищных условий. При отсутствии критичных недочетов наступает процесс оформления опекунства или попечительства.

Именно государство оплачивает данные поддерживающие мероприятия. Стоит отметить, что в первую очередь подопечными становятся близкие родственники опекуна или попечителя – родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.

При наличии значительных разногласий между подопечным и кандидатом сотрудники органов опеки обязаны предоставить попечителя на временных условиях до разрешения конфликтной ситуации. Единственным исключением является опекунство между братьями и сестрами, так как согласно нормам законодательства РФ их разлучать нельзя.

В случае если подходящего кандидата не получится найти, всю ответственность за подопечного берет на себя уполномоченный орган по месту проживания нуждающегося в уходе гражданина.

Составление договора является важным аспектов в узаконивании отношений между попечителем и опекуном. Какой-либо утвержденной формы для договора не предусмотрено, но в содержании обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Порядок предоставления опеки.
  2. Права и обязанности опекуна.
  3. Дополнительная информация, которая особенно актуальная в случае с 80-ти летними пожилыми людьми и инвалидами.
  4. Оплата за оказываемые услуги или затрачиваемое время.
  5. Расходы на содержание, которые в большинстве случаев компенсируются пособиями подопечного – пенсия, алименты.
  6. Иногда возможен пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве оплаты за услуги.

Документ заключается в нескольких экземплярах на срок в два месяца. Его должны подписать все стороны соглашения – опекун, опекаемый или его представитель (зачастую – ближайший родственник) и уполномоченный орган власти. При необходимости договор можно будет оспорить в суде. Родственники подопечного имеют право подать в суд при противоправных действиях со стороны опекуна или попечителя. Органы опеки в данном случае должны оперативно отреагировать на запрос и предпринять соответствующие меры. Зачастую на период судебных разбирательств ими назначается временный опекун.

Правовое регулирование

2 статья ФЗ № 48 приводит основные понятия, применяемые в нормативном акте. Что представляет собой опека? Согласно Закону, это особый вид устройства малолетних граждан у опекунов, которые являются гражданами Российской Федерации. Представители назначаются соответствующими органами. Определяется их статус как законных представителей малолетнего лица. Вся совокупность юридически значимых действий, осуществляемых опекунами в отношении ребенка, именуется опекой.

Понятие попечительства несколько отличается от опеки. Согласно Закону, это особый вид устройства несовершеннолетних граждан, не являющихся малолетними (в возрасте от 14 до совершеннолетия). Назначенные государственными органами законные представители недееспособного лица должны всячески содействовать в осуществлении прав и обязанностей подопечного. Подопечным именуется опекаемый законными представителями гражданин.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство

Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.

Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.

На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.

Подтверждаются правовые отношения между опекуном и человеком, находящимся под его покровительством, путем составления договора. В документе указывается время предоставления опеки, права и обязанности

сторон и дополнительная информация. Оплата предусматривается при наличии соответствующего пункта или в качестве компенсации затрачиваемого времени. Последний пункт актуален при уходе за инвалидами и пожилыми людьми (старше 80 лет). Расходы на содержание компенсируются доходами (пособиями, алиментами) подопечного. Отдельно можно указать пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве награды за хорошее исполнение обязанностей. Оспаривается договор в судебном порядке. Вправе подать исковое заявление родственники опекаемого гражданина.

Также сотрудники ООП могут подыскать временного опекуна. Стороны составляют соглашение сроком на 2 месяца. Права, обязанности и прочие пункты остаются прежними.

Возлагаемые полномочия

Нормативным документом установлен перечень полномочий, используемых социальными органами для реализации поставленных задач.

К ним отнесены:

  • Проведение работ по выявлению, ведению учета лиц, которых следует поместить под опеку.
  • Обращение в судебные органы с требованиями об ограничении в дееспособности или признании лица ее лишенным. При выявлении оснований, позволяющих восстановить человека в дееспособности, орган должен обращаться в судебную инстанцию с заявлением.
  • Реализация процедуры помещения лица под опеку.
  • Контроль за деятельностью опекунов, попечителей и социальных организаций, в которые помещены опекаемые.
  • Проведение процедуры освобождения опекунов от возложенных на них обязанностей.
  • Предоставление разрешений на проведение сделок в интересах опекаемых.
  • Осуществление представления интересов лиц, не достигших совершеннолетия, а также недееспособных в случаях, когда действия законных представителей нарушают права и интересы последних.
  • Выдача разрешений для осуществления раздельного проживания лиц, не являющихся совершеннолетними, с официальными представителями.
  • Организация подбора, подготовки и учета желающих получить соответствующий статус, а также тех, кто выявил намерение принять детей, являющихся сиротами или оставшимися без родительского попечения.
  • Организация проверок условий проживания, осуществление мер по сохранению и управлению имуществом подопечных, а также организация проверок исполнения своих прав и обязанностей опекунами.
  • Организация помощи лицам, являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетних в реализации защиты прав последних.

В их полномочия также входит информирование решивших получить статус опекуна или попечителя граждан, а также выразивших желание принять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения о процедуре получения статуса. О формах устройства детей в семью, осуществление помощи в процессе подготовки документов этими лицами также возлагается на органы соцопеки.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/04/2021  документом  Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 114-ФЗ от 30/04/2021Вступила в силу с: 11/05/2021

Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020Вступила в силу с: 08/12/2020

Редакция от 01/03/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным… № 35-ФЗ от 01/03/2020Вступила в силу с: 12/03/2020

Редакция от 29/05/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации О статусе Героев Советского Союза, Героев… № 107-ФЗ от 29/05/2019Вступила в силу с: 09/06/2019

Редакция от 03/08/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации № 322-ФЗ от 03/08/2018Вступила в силу с: 01/01/2019

Редакция от 31/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 25 Федерального закона Об опеке и попечительстве № 495-ФЗ от 31/12/2017Вступила в силу с: 11/01/2018

Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 13 Федерального закона Об опеке и попечительстве в части защиты интересов… № 220-ФЗ от 29/07/2017Вступила в силу с: 10/08/2017

Редакция от 28/11/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 358-ФЗ от 28/11/2015Вступила в силу с: 09/12/2015

Редакция от 04/11/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений… № 333-ФЗ от 04/11/2014Вступила в силу с: 01/01/2015

Редакция от 22/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 432-ФЗ от 22/12/2014Вступила в силу с: 23/12/2014

Редакция от 05/05/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 20 Федерального закона Об опеке и попечительстве № 118-ФЗ от 05/05/2014Вступила в силу с: 16/05/2014

Редакция от 02/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 185-ФЗ от 02/07/2013Вступила в силу с: 01/09/2013

Редакция от 02/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства… № 167-ФЗ от 02/07/2013Вступила в силу с: 03/07/2013

Редакция от 01/07/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 169-ФЗ от 01/07/2011Вступила в силу с: 01/07/2011

Закон об опекунстве

Одной из основных задач Федерального закона об опеке и попечительстве регулировать процедуру реализации попечения и опекунства.

Закон позволяет брать под опеку:

  1. Детей, которые признаны сиротами, оставшимися без родительского попечения.
  2. Взрослых, являющиеся недееспособными или ограниченными в дееспособности.

К лицам, претендующим на статус опекунов, закон предъявляет следующие требования:

  • Дееспособность.
  • Достижение совершеннолетия.

Не рассматриваются кандидаты, которые:

  1. Ранее были лишены на основании судебных решений родительских прав;
  2. Ранее были судимы за преступления, совершенные умышленно против жизни и здоровья.

Над детьми

Семейное законодательство, а также нормы Федерального законодательства об опеке и попечительстве допускают их установление над детьми.

Опекаемыми могут стать дети, родители которых:

  • Являются умершими.
  • Ограничены или лишены прав в отношении детей на основании вступившего в юридическую силу решения суда.
  • Признаны на основании судебного акта безвестно отсутствующими.
  • Получили статус недееспособных на основании судебного акта, вступившего в силу.
  • Создают условия, не отвечающие требованиям безопасности проживания или развития ребенка.
  • Не могут осуществлять родительские обязанности по причине болезни.

Над пожилым человеком

Зачастую необходимость установления опеки или попечения над пожилым лицом связана с невозможностью последнего понимать значение своих действий и их последствия.

Опеку можно установить над пожилыми лицами, которые:

  • имеют психические отклонения;
  • не могут самостоятельно ухаживать за собой в связи с расстройством здоровья.

В случае когда пожилой гражданин достиг 80 лет, то опекун имеет право дополнительно получать отчисления из ФСС, соблюдая при этом следующие условия:

  1. Лицо должно быть в трудоспособном возрасте.
  2. Лицо не должно быть трудоустроено.

Над недееспособным

Недееспособным может быть признано лицо только на основании судебного решения. После вступления документа в силу, он в срок не более 3 дней поступает в социальный орган. Далее в течение 30 дней этот человек должен быть помещен под опекунство.

Опекуном недееспособного может быть только совершеннолетний и полностью дееспособный. Прежде чем назначить, уполномоченный социальный орган осуществляет проверку жилищных условий, запрашивает сведения о его личности и доходах.

Компетентные органы

В России над недееспособными людьми и несовершеннолетними детьми возможно установить опеку, то есть защищать их личные и имущественные интересы. Такое действие необходимо для защиты законного права и получения образования в случае детей.

В соответствии с такой целью в Российской Федерации организовались субъекты – органы опеки и попечительства. Их деятельность, а также обязанности, закрепляются на законодательном уровне.

Деятельность таковой структуры касается помощи в получении образования, информирование граждан, решивших стать опекунами, выполнять взаимодействие с иными государственными структурами.

Орган опеки и попечительства становится гарантийной защитой прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей.

Деятельность государственного органа оговаривается в Федеральном законе № 48 «Об опеке и попечительстве», которое было принято в 24.04.2008 с изменением 22.12.14 года.

Закон регулирует все отношения по установлению опеке и случаи прекращения действий.

Федеральный закон оговаривает все права и обязанности попечителей, а также права самих опекаемых. Прописывается в статье и правовой статус подопечного. Помимо попечителей, закон действует и на организации, в которых пребывают подопечные.

Задачи и полномочия

Задачи и полномочия органов опеки и попечительства оговариваются в статье 7 Федерального Закона Российской Федерации №48.

В соответствии с данным законом инстанция обязана:

  • обеспечить защиту прав и интересов своих подопечных;
  • осуществлять контроль за тратами опекуна и присматривать за тем, как выполняются обязательства с его стороны;
  • обеспечить сохранность недвижимости и имущества, принадлежащего подопечного.

Также орган опеки и попечительства выполняет иные функции, которые возлагаются на него со стороны государства и правовых актов. Все вопросы, которые касаются подопечного, в том числе установление опекунства, снятие его, сопровождаются оформлением документации в виде актов.

Документы могут оспариваться в судебном порядке заинтересованными лицами.

У государственной инстанции также существует ряд полномочий:

  • анализ, составления перечня людей, нуждающихся в опеке;
  • подача заявки в судебную инстанцию с целью признания человека недееспособным;
  • установление опеки и попечительства;
  • предоставить позволение на проведение операции, связанной с имуществом подопечного;
  • предоставить разрешение на раздельное проживание ребенка и попечителя;
  • анализ условий жилплощади, на которой планируется проживать подопечному;
  • защита всех интересов подопечных по отношению к иным лицам.

В случае опекунов государственный орган вправе:

  • контролировать траты и иную деятельность;
  • отстранять и освобождать от возложенных обязательств;
  • содействовать в воспитании подопечного и охранять его интересы.

Помимо вышеперечисленного, закон об опекунстве говорит о других функциях организации. То есть он обязывает инстанцию вести учет, подготовку и подбор граждан, которые желают стать опекунами. Закон об опекунстве РФ говорит о возможных видах устройств несовершеннолетних граждан в семью и каковы условия.

Орган опеки может назначить подопечного не одно, а сразу нескольких. Также возможно и иной порядок – одному подопечному сразу несколько попечителей.

В разных регионах страны местный орган самоуправления может устанавливать различные функции для опеки.

Патронаж

Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж. Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки.

Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:

  • В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;
  • Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;
  • Помощник назначается лишь с согласия опекаемого. В том случае, когда используется патронаж, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.

Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.

Статья 20. Особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного

1. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не
подлежит отчуждению, за исключением:

1) принудительного обращения взыскания по основаниям и в
порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении
взыскания на предмет залога;

2) отчуждения по договору ренты, если такой договор
совершается к выгоде подопечного;

3) отчуждения по договору мены, если такой договор
совершается к выгоде подопечного;

4) отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или
квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

5) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях
(необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют
интересы подопечного.

2. Для заключения в соответствии с частью 1 настоящей статьи
сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего
подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства,
выданное в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

3. При обнаружении факта отчуждения жилого помещения
подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства
применяются правила части 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 20

1. В настоящей статье определяется правовой режим недвижимого
имущества несовершеннолетнего. Нормы этой статьи носят гражданско-правовой
характер, но при этом имеют значение не только для гражданских, но также для
семейных, жилищных, гражданско-процессуальных правоотношений.

2. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое
имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что
прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного
ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты
незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие
государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания,
космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное
имущество.

Для несовершеннолетних в числе недвижимого имущества наиболее
важное значение имеют жилые помещения. В соответствии с ч

2 ст. 15 ЖК РФ жилым
помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым
имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным
санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого
дома; квартира, часть квартиры; комната.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи,
ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат
государственной регистрации в Едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право
оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право
постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях,
предусмотренных ГК РФ и иными законами.

3. Недвижимое имущество несовершеннолетних не может быть
отчуждено безвозмездно, например по договору дарения. Основания отчуждения
недвижимого имущества, предусмотренные в настоящей статьей (см. таблицу 2),
делятся на следующие виды:

  • принудительное обращение взыскания;

  • возмездные договоры, заключаемые к выгоде подопечного;

  • возмездные договоры при перемене места жительства;

  • возмездные договоры в целях, связанных с жизнью и здоровьем
    несовершеннолетнего.

Таблица

Когда нужны опекуны и попечители?

Законодательство России предусматривает, что каждый гражданин имеет две важные правовые характеристики:

  • Правоспособность – способность иметь права и обязанности, предусмотренные законодательством.
  • Дееспособность – возможность осуществлять эти права, создавать обязанности, выступать самостоятельно в правоотношениях.

Правоспособность установлена для каждого человека, она возникает при рождении и исчезает в момент смерти. А вот с дееспособностью всё совсем по-другому:

  • В полном объёме она появляется лишь с определённого возраста (совершеннолетия);
  • Она может быть ограничена по установленным в законе основаниям. В некоторых случаях человек может её полностью лишиться. Тех, для кого применена процедура лишения, называют недееспособными.

Если человек ограничен в дееспособности или же полностью её лишен, он не может совершать некоторые или все сделки, вступать в правоотношения, обращаться в государственные органы и суд. От его имени действуют специально назначенные представители – попечители и опекуны.

Основания и порядок установления опеки и попечительства регулируются законодательством.

В частности, предусмотрено, что в некоторых случаях ни опекуны, ни попечители не могут быть назначены. Это касается случаев, когда подопечные помещаются в медицинские или социальные учреждения, предназначенные для сирот, психически больных и т. д. В этом случае опеку или попечение над детьми и взрослыми осуществляет администрация таких учреждений, и сама организация осуществляет функции по представлению интересов подопечных. Её полномочия будут теми же, что и у назначенных опекунов или попечителей.

Оперативная помощь в получении опеки и попечительства

Запишитесь на консультацию к специалисту

+7

Права опекаемых

Граждане, находящиеся под опекой установленных органами лиц, вправе иметь все необходимое для жизни. Государство их всячески поддерживает, обеспечивая финансовой поддержкой, проявляет контроль над опекунами и их доходами, гарантирует защиту прав, медицинское обслуживание и надлежащие условия проживания.

Дети, которые находятся под охраной государства вправе получить бесплатное образование и достойную работу. Кроме этого для них гарантирована сохранность имущества – опекун не вправе претендовать на наследство опекаемого, как и тот не сможет притязать на имущество опекуна.

Важно! Опекаемый гражданин может пользоваться имуществом опекуна с его согласия безвозмездно, опекун в свою очередь сможет использовать имущество подопечного только с его разрешения. Чтобы имущество несовершеннолетних или недееспособных лиц осталось в сохранности — оно описывается представителями ООП в присутствии свидетелей, далее опись подписывается всеми сторонами

Составлена она должна быть в 2-х экземплярах, по одному для совета и опекуна

Чтобы имущество несовершеннолетних или недееспособных лиц осталось в сохранности — оно описывается представителями ООП в присутствии свидетелей, далее опись подписывается всеми сторонами. Составлена она должна быть в 2-х экземплярах, по одному для совета и опекуна.

По договору доверительного правления — имущество подопечного может передаваться в руки третьих лиц во благо опекаемого, если в их действиях будет состав неправомерных действий, опекун вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.

Важно! Использовать имущество – денежные средства подопечного или закладывать недвижимость в залог попечитель сможет только после получения официального согласия от государственных органов, при этом все действия должны совершаться во благо владельца имущества

Распоряжение имуществом

Опекуны и попечители могут распоряжаться имуществом подопечного только после подписания специального документа, предоставляемого органом опеки. Как уже было сказано, распоряжение имуществом ребенка не должно преследовать личных целей. Так, разрешается внести денежные средства подопечного на счет в банке или приобрести страховку. Запрещается заключать кредитные договоры или договоры займа от имени опекаемого лица. Закон говорит об ответственности за передачу имущества несовершеннолетнего лица в заем или пользование.

Статья 20 гласит, что недвижимое имущество не может отчуждаться за исключением следующих случаев:

  • отчуждение по выгодному для подопечного договора ренты;
  • принудительное обращение взыскание на предмет залога;
  • отчуждение недвижимости в случаях исключительного характера (необходимость дорогостоящего лечения подопечного и пр.);
  • перемена жилища опекаемого лица.

Статья 22 гласит о праве попечителя требовать признания недействительными сделок, заключенных его подопечным без согласия законного представителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector