Процедура проведения выездных налоговых проверок

Предложения и замечания по новой системе принципов

Нельзя не учесть, что в процессе работы над новым законом о госконтроле к тексту документа поступило множество предложений и замечаний. Отдельные из них касались принципов госконтроля (надзора). Так, на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме некоторые идеи в отношении системы принципов содержались в заключениях комитетов нижней палаты парламента

В частности, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обратил внимание на то, что имеет декларативный характер, неоднозначную трактовку и субъективное суждение, а в излагаемых принципах не содержится приоритет риск-ориентированного подхода при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля

В свою очередь, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что закрепленные документом в качестве принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля положения носят декларативный характер и не содержат механизмов контроля за их соблюдением. Также он предлагал в целях имплементации указанных принципов в практическую деятельность контрольно-надзорных органов включить в положение, устанавливающее запрет на совершение контрольно-надзорными органами и их должностными лицами действий и вынесение решений, не соответствующих установленным законом принципам. Аналогичного мнения придерживались представители Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «В целом полагаем, что глава 2 нуждается в глубокой переработке, поскольку ее положения носят чрезмерно декларативный и расплывчатый характер, допускают неоднозначное толкование, а предлагаемая система принципов и их описания вызывает огромное количество вопросов и не в полной мере соответствует как действующему законодательству, так и сложившимся в российской праве подходам к определению принципов права», – отмечалось в заключении комитета.

К числу недостатков правового регулирования также было отнесено отсутствие принципов: недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю, что может породить злоупотребления со стороны должностных лиц контрольных органов; исключения избыточных и дублирующихся контрольных мероприятий как необходимого барьера для предотвращения излишнего давления на бизнес.

Вместе с тем, высказывались и предложения о дополнении системы принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля следующими принципами: открытость и доступность нормативных (ненормативных) документов для контролируемых лиц; ответственность госорганов, муниципальных органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении госконтроля (надзора), муниципального контроля; преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий; презумпция добросовестности юрлиц.

В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.

По мнению представителей бизнес-сообщества, многие из указанных принципов, которые не вошли в Закон № 248-ФЗ, представляются наиболее важными с точки зрения устранения недостатков действующего правового регулирования госконтроля (надзора) в части эффективного достижения целей профилактики нарушений обязательных требований, а также устранения неоправданного акцента на проведении проверок.

Были претензии и к содержательной части норм о принципах госконтроля. Например, по , в которой описывается принцип законности и обоснованности, отмечалось, что законность и обоснованность – различные правовые принципы, и они не могут быть объединены в рамках одной статьи. Кроме того, законными должны быть не только действия и решения, но и бездействие должностного лица контрольно-надзорного органа. Указывалось также на неясность и неоднозначность понимания отдельных терминов, на наличие оценочных категорий и т. п.

Отметим, не все замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта.

Инструкция 2: как работодателю узнать присвоенную ему категорию риска

У компании (ИП) есть несколько способов узнать категорию риска, присвоенную ГИТ:

Способ 1. Обратиться в ГИТ с запросом.

Любой работодатель вправе обратиться в свою региональную трудовую инспекцию с запросом о присвоенной категории риска и получить ответ в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления запроса (п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806).

Способ 2. Рассчитать самостоятельно.

Технология определения категории риска по конкретному работодателю детально расписана в Правилах, утв. Постановлением № 806.

Упростить расчеты и сэкономить на них время поможет сервис «онлайн калькулятор категории риска» на сайте Роструда.

Способ 3. Узнать на сайте Роструда.

Дело в следующем: Роструд обязан размещать на своем официальном сайте только информацию о том, что работодатель отнесен к категории высокого или значительного риска (п. 12 Правил, утв. Постановлением № 806). Эти сведения должны размещаться на сайте до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Можно ли как-то повлиять на присвоенную категория риска и уменьшить для своей компании частоту плановых проверок ГИТ? Об этом — в инструкции № 3.

Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы

Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений

Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст

70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса. Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам. 

Блог

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Порядок проведения плановых проверок

   Как мы знаем, проверки могут быть документарными (по месту контрольного органа) и выездные (по месту проверяемого лица).

   Общие правила по проверкам заключаются в том, что должно быть распоряжение или приказ руководителя контрольного органа о проведении проверки; проверяемое лицо должно быть уведомлено о проверке.

  1. При документарной проверке проверяющие изучают документы, могут запрашивать дополнительные документы у лица, которое должно их предоставить в течение 10 рабочих дней, а также запрашивать пояснения. Составляют акт по проверке.
  2. Более серьезной является выездная проверка. При выездной проверке уполномоченные лица приезжают к проверяемому лицу и должны предъявить служебные удостоверения, а также распоряжение и приказ о проведении проверки. Соответствующие должностные лица должны быть назначены приказом, чтобы проводить проверку.
  3. Представителя проверяемого лица должны ознакомить с полномочиями проверяющих, задачами и целями проверки, какие виды мероприятий будут проводиться проверяющими и в каком объеме. И важным моментом является ознакомление со сроками и условиями проведения проверки.
  4. В ходе проверки лицо, которое проверяют, обязано предоставить все необходимые документы в рамках проверки и обеспечить при необходимости доступ на объект, в помещение и т.д.
  5. По результатам проверки должен быть подготовлен акт проверки и вручен лицу, которое проверяли.

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ!

Военная служба. Консультации юриста

Образование

Торги (аукционы, конкурсы)

Получение компенсаций, возмещение расходов

Страхование

Консультации юриста

Недвижимость. Общие вопросы

Корпоративные споры

Приказное производство. Консультации юриста

Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста

Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста

Третейское разбирательство.Консультации юриста

Судебные расходы.Консультации юриста

Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста

Уголовный процесс. Консультации юриста

Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций

Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста

Административные споры. Консультации юриста

Строительство. Консультации юриста

Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста

Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста

Пенсионное законодательство. Консультации юриста

Право собственности: признание, защита, восстановление и прекращение. Консультации юриста

Авторское право. Консультации юриста

Защита прав потребителей. Консультации юриста

Административная ответственность. Консультации юриста

Договор долевого участия. Консультации юриста

Проверки организаций и ИП. Консультации юриста

Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста

Исполнительное производство. Консультации юриста

Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

Установление юридических фактов. Консультации юриста

Трудовое законодательство. Консультации юриста

Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста

Регистрация недвижимости. Консультации юриста

Семейные споры. Споры о детях. Консультации юриста

Регистрация,расторжение брака, раздел имущества. Консультации юриста

Земельное законодательство. Консультации юриста

Алименты.Консультации юриста

Аренда. Консультации юриста

Займы и кредиты. Консультации юриста

Банкротство. Консультации Юриста

Представительство. Консультации юриста

Жилищные вопросы. Консультации юриста

Наследство. Нотариат. Консультации Юриста

Госпошлина. Консультации юриста

Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста

Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста

Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб

Способы вручения уведомления о проведении проверки

Действующее законодательство содержит формулировку «уведомление вручается почтовым отправлением или любым доступным способом».

В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ (статья новая, введена только с 08 сентября 2013 года), п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Так, например, если уведомление о проведении проверки направлено по месту нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, а не фактическому адресу осуществления деятельности медицинской (фармацевтической) организации, то медицинская (фармацевтическая) организация считается уведомленной надлежащим образом.

С 1 января 2017 года орган контроля вправе уведомлять о проведении проверки проверяемое лицо также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное уведомление направляется по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролирующему органу.

Обучение сотрудников

Отсутствие необходимого обучения у сотрудников (допуск к работе необученных) – одно из самых распространённых нарушений, а с учётом суммирования штрафом за каждого сотрудника ещё и самое «дорогостоящее». Для того, чтобы прикрыться с этой стороны стоит обратиться в учебный центр по следующим основным направлениям:

  • охрана труда для руководителей и специалистов;
  • охрана труда для членов аттестационных комиссий (при реализации внутреннего обучения рабочих по ОТ);
  • профессиональная переподготовка специалиста по ОТ (при отсутствии соответствующего образования);
  • пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных;
  • электробезопасность (для руководителей и рабочих);
  • работа на высоте (для руководителей и рабочих);
  • рабочие специальности (по профессиям и по видам выполняемых работ);
  • другие виды обучения, необходимые для организации и проведения определённых видов работ.

Инструкция 7: как снизить риски внезапных проверок ГИТ

Инспектор ГИТ может появиться в компании вне плана. Такие посещения носят название внеплановых проверок: о своем приходе инспектор должен известить работодателя за 24 часа до своего появления. Кроме случаев, оговоренных в ст. 306 ТК РФ, когда предварительно уведомлять о внезапной проверке запрещено.

Кто может спровоцировать внеплановую проверку ГИТ?

Сам работодатель

Вы можете сами стать причиной внезапного прихода трудового инспектора, если, допустим, не проведете вовремя спецоценку или сдадите с опозданием декларацию по ее результатам.

Пример 1

В сентябре 2021 года госинспектором труда территориальной инспекции ГИТ по Республике Татарстан проведена внеплановая документарная проверка казанского работодателя с связи с нарушением сроков подачи декларации по результатам специальной оценки труда (п. 5 Приказа Минтруда России от 07.02.2014 № 80н). В результате и компанию, и руководителя привлекли к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Напомним, что наказание по этой норме: предупреждение или штраф для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., для компании ─ от 60 000 до 80 000 руб.

Ваши работники

Поводом для внезапной проверки в большинстве случаев является жалоба сотрудника вашей компании. Причин для жалоб может быть предостаточно ─ не доплатили за вредные условия труда, не выдали положенные средства индивидуальной защиты, задержали зарплату или нарушили какой-то другой пункт трудового законодательства.

Пример 2

В сентябре 2021 года проведена внезапная проверка территориальным органом Роструда во Владимирской области по обращению работника акционерного общества, в ходе которой установлена задолженность работодателя на сумму 1 млн 345 тыс. руб. перед 149 работниками. После принятых мер зарплатный долг был погашен в полном объеме, а работодателя привлекли к административной ответственности.

Или другой характерный случай.

Пример 3

В ГИТ по Республике Татарстан машинист бульдозера пожаловался на то, что работодатель не выдал ему в составе СИЗ положенные по нормам резиновые сапоги. В ходе внеплановой проверки у работодателя выявили множество нарушений, в том числе не связанных с обеспечением работников СИЗ: неполное заполнение личных карточек и трудовых договоров, факты не прохождения водителями психиатрического освидетельствования и другие нарушения.

Иные лица

Спровоцировать внезапную проверку может, в частности, инспектор ГИБДД.

Пример 4

20.08.2019 в одной из московских транспортных компаний проведена внеплановая документарная проверка. Поводом для нее послужили поступившие в ГИТ материалы от отделения ОГИБДД об административном нарушении ─ несоблюдение режима труда и отдыха в отношении водителя.

Напомним, что с ноября 2021 года поводов для таких проверок станет еще больше. Законодатели откорректировали размеры штрафов по ст. 11.23 КоАП РФ. Для работодателей и водителей предусмотрены штрафы в новых размерах за отсутствие в автомобиле тахографа (его неисправность или неиспользование) и работу водителей в условиях нарушения режима труда и отдыха (Закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений…»).

Новые размеры штрафов указаны в таблице:

Вид нарушения Кого накажут Размер штрафа, руб.
Управление транспортным средством без тахографа (если его установка обязательна) либо с нарушением требований к его использованию Водителя 3 000-5 000
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа (при его обязательной установке по закону) или с нарушением требований к его использованию Должностное лицо ИП

Компании

7 000-10 000

15 000-25 000

20 000-50 000

Внеплановые проверки ГИТ часто проводятся по представлению органов прокуратуры или по инициативе инспектора ГИТ. В таком случае источником информации о том, что в компании не все благополучно в плане соблюдения трудового законодательства, являются ее работники, профсоюзные органы и другие лица, в том числе СМИ.

Снизить риск внеплановых проверок до нуля вряд ли получится ─ практически всегда находятся недовольные сотрудники, которые по поводу и без повода бегут в прокуратуру или ГИТ с жалобами на работодателя. Но все-таки существенно его уменьшить можно: нужно стремиться вовремя сдавать отчетность, без задержек расплачиваться с работниками, а также следить за выполнением иных норм трудового законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector