Что делать, если ребёнок не успевает в школе: причины и пути преодоления неуспеваемости

Содержание:

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт?

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные

. Итогомдеструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным

является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Что мы посеем? «Разумное, доброе, вечное» или зубы дракона?

Казалось бы, что плохого в том, что педагоги призваны заботиться о репутации школы? Ведь они воспитывают будущие поколения граждан России, «сеют разумное, доброе, вечное». Однако, можем ли мы быть уверены, что всходы, которые даст эта нива, не будут похожи на те, что получил предводитель аргонавтов Ясон, когда по указанию царя Колхиды посеял зубы дракона — воинственных людей с холодным оружием?

Доктор педагогических наук, профессор Николай Борытко в одном из интервью жестко определяет существующую ситуацию. Он озабочен тем, что сейчас учителей никто не собирается защищать — ни государство, ни профсоюз, ни руководство школы. Да что там говорить, если сами директора учебных заведений стали абсолютно бесправными и могут быть сняты с должности в любой момент без серьезного обоснования. А дальше происходит самое страшное — незащищенный и униженный учитель проявляет, как считает профессор, «рабскую психологию и подло мстит ученикам».

Дошло до того, что учителя просто боятся рассказывать родителям о реальном положении вещей. Не торопятся ставить в известность о реально существующих проблемах с их чадом — вдруг они будут неправильно поняты, а открытость и откровение станут поводом для жалобы руководству. Встреча родителей и учителя теперь больше напоминает официальную церемонию встречи правительственной делегации не всегда дружественной соседней страны. Педагог вынужден перестраховываться. Многие учителя от греха подальше ведут протокол беседы. Еще интереснее поведение родителей. Многие приходят поговорить вооруженные диктофонами, а некоторые даже с видеокамерой. А это значит, что нет никакой гарантии, что на следующий день репортаж с места событий не окажется в соцсетях или не станет основанием для жалобы в прокуратуру. И это при том, что школа обязана незамедлительно реагировать на любое обращение, которое появится даже на ее сайте. И ни дай Бог, если обращение родителя уйдет на сайт департамента образования — тут уж как говорится «береженого Бог бережет»!

Игры для снятия детской агрессии

Игра «Мешочек для криков»

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой «крик» назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра «Обзывалки»

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие «обзывалки» можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: «Ты, Маша, кактус», «Ты, Миша, бульдозер» и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра «Камень в обуви»

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: «Вам в обувь когда-то попадал камень?» Дальше спрашивает: «Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?». Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: «Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили». Тогда учитель предлагает сказать детям «У меня камень в обуви» и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от «камня».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого

Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой

Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком

Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать

В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт между учениками

Вася и Петя поспорили, кто будет сидеть на первой парте около учителя. Вася утверждал, что сидеть должен он, так как учится на отлично. А Петя аргументировал тем, что у него плохое зрение. Ребята поссорились и не смогли поделить место.

‍Совет психолога:‍Конфликт в школе «ученик — ученик» — явление, нормальное для человеческой коммуникации. Взрослым следует вмешаться, только если ситуация в школе зашла далеко, например, Вася и Петя переходят к физическому насилию или против кого-то начинается коллективная травля

Но если конфликт не переходит границы разумного, то важно, чтобы Вася и Петя учились решать его самостоятельно. Так вырабатываются социальные навыки

Важно наблюдать и спрашивать о том, что происходит, без оценки и не принимая ничьей стороны, дать возможность каждому высказать мнение, формируя позицию, а не ожесточение детей друг против друга. 

Правила поведения во время конфликта с ребенком

Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого «взрыва» лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами

Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Как избежать конфликта в классе

На месте того, над кем потешается и издевается большинство од­ноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и оби­жают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уваже­ния и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их — в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не ху­же других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни осо­бым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми — умный человек всегда может уви­деть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обид­чиками.

Если ты в чём-то не согласен с одноклассником, ты не должен лю­бой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и вы­держанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскор­бляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.

Конфликт учителя и ученика

Пожалуй, этот конфликт один из самых сложных. Во-первых, потому, что учитель всё-таки взрослый человек. Неприятно и странно думать, что взрослый способен уподобиться ребёнку и вступить с ним в противодействие. А во-вторых, здесь можно легко начинать решать проблему вместе со своим ребёнком (даже если он не прав), потому что только вы способны противостоять зрелому человеку.

Причины такого конфликта

Каковы бы ни были причины конфликта между учителем и школьником (даже если это оскорбление учеником педагога), он ни в коем случае недопустим. Это прямое нарушение педагогической этики. Учитель не имеет права конфликтовать с учениками!

Если это всё же произошло, то причины конфликтной ситуации ученика и учителя могут быть следующими:

  1. Личная неприязнь учителя к ученику или к его родителям. К сожалению, бывают такие учителя, которые испытывают это чувство и не в состоянии с ним справиться, выплёскивая его на ребёнка. Чаще они проявляют неприязненные эмоции скрыто: нарочито не замечая ученика, занижая отметки, не давая ответственных поручений и др.
  2. Попытка самореализоваться за счёт унижения ученика также одна из причин конфликтов. Свойственна некоторым молодым учителям (но не только!), потому что они ещё стоят на пороге своей карьеры, и, если больше не видят никаких путей повысить престиж или статус, начинают повышать собственную значимость, «воспитывая детей». А те в свою очередь чувствуют неискренние намерения педагога и вступают с ним в противодействие. И эта ситуация, постепенно усугубляясь, приводит к долгому затяжному конфликту.
  3. Психические заболевания учителя. Бывает и такое. Психика человека неустойчива, у него личные проблемы и он не может с ними справиться, выплёскивая это на детей. Факторов много. Но повторим! Учитель не может вступать в конфликт с ребёнком хотя бы просто потому, что он взрослый человек, знающий основы педагогики и психологии. Он обязан понимать, что любые неприятные ситуации на его работе, происходящие в том числе по вине школьников, должны решаться совершенно другими – педагогическими – методами!

Решение такого конфликта

Вот какие стратегии вы можете выработать, пытаясь помочь своему ребёнку справиться с данной проблемой:

  1. Поговорить с учителем. Придите и просто, спокойно обсудите ситуацию, и, если педагог не понимает, объясните ему, что он не может конфликтовать со своими учениками. Выслушайте учителя. Может быть, ваш ребёнок ведёт себя совершенно неподобающе – в таком случае обязательно поговорите со своим сыном или дочерью (учитель ведь человек и может в какой-то момент сорваться, но сорваться и конфликтовать – не одно и то же!). В любом случае это ваш первый шаг, и его надо сделать обязательно. А может быть, в разговоре вы поймёте, что учитель категорически не признаёт собственную неправоту и вообще не хочет идти ребёнку навстречу? В таком случае смотрите следующий пункт.
  2. Обратиться к директору. Руководитель образовательной организации просто обязан разобраться в конфликтной ситуации учителя и ученика, если она не проходит под влиянием вашего предыдущего разговора с педагогом или вы видите, что он по-прежнему настроен негативно по отношению к ребёнку. Директор переговорит с учителем. Если потребуется, пригласит вас и школьника. И обязательно попытается разрешить эту проблему.
  3. Если же и директор поведёт себя неадекватно (бывает и такое!), вам просто необходимо обратиться в вышестоящие инстанции, например, в Департамент образования или в Министерство образования вашего региона. Но весь процесс вашей помощи ребёнку в разрешении конфликта должен проходить по схеме «учитель – директор – вышестоящие инстанции». В данных учреждениях точно понимают права и обязанности педагога и руководителя образовательной организации и сделают всё для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью

Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим

Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола

Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Разрешить неразрешаемое

Учитель математики четвертого класса придумал как решить проблему, с тем, что дети постоянно плевались жеваной бумагой через трубочку. Он не только разрешил это делать, но и сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. 
Поначалу это было забавным, а потом детям надоело. Но учитель продолжал настаивать на том, что раньше казалось приятным и веселым. В итоге, дети перестали плеваться вовсе.

Приглашаем вас поделиться своим опытом разрешения конфликтных ситуаций. Все интересные решения попадут в базу данных — о Вас узнают как о грамотном специалисте, профессионале. Все контакты, ссылки, регалии укажем! Тем, кто прислал примеры, получит бесплатный доступ к базе с примерами.
Требования к примеру:

  • четкое описание проблемы, условия;
  • что было сделано;
  • какой был результат, что изменилось.

Пишите на электронную почту mgkrilova80@gmail.com, либо на https://vk. com/mgkrylova

Грамотно апеллировать к закону

Более сложная ситуация, когда дети провоцируют учителя с целью заснять его в состоянии ярости и выложить это в какую-либо социальную сеть. 

Лариса Тюлина ученикам 8-го класса собрала данные из УК, ГК и КоАП по поводу несанкционированной съемки, распространении изображений человека (акцент — ребенка) в сети, оскорбление чести и достоинства (с акцентом при исполнении служебных обязанностей). Все статьи прочитала и дала подписать, что ознакомлены. Далее подсчитала сумму штрафов, которые родители заплатят за нарушение тех самых законов, она оказалась около миллиона. Сумма штрафов была явно завышена для устрашения. После этого дети удалили видео.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям

Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок

У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию

Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Сохранить статью

Что делать, если виноват учитель

Если после «разбора полетов» стало ясно, что конфликт инициирован по вине преподавателя, не спешите бросаться оскорблениями и жаловаться на него директору школы. Признать собственную некомпетентность учителю непросто, ведь это означает его профессиональную несостоятельность. Попробуйте поговорить с ним еще раз. Скажите, что не хотите раздувать конфликтную ситуацию, но просите пересмотреть отношение к ребенку.

Далеко не каждый педагог публично признает свою вину, даже чувствуя, что был неправ, поэтому родители должны прийти ему на помощь. Объясните ребенку, что все люди могут ошибаться, и учитель в том числе. Скажите, что он просто перенервничал, не сдержался, что работать с современными детьми очень непросто. Главное, чтобы у школьника не появилось отвращение к учебе.

Способы профилактики школьных споров ↑

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами»… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector