Публичные слушания: зачем и как?

Содержание:

Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?

Определяя границы землевладения необходимо учесть несколько нюансов, которые помогут избежать в будущем наложения на него обременения:

  1. Доверять определение границ землевладения необходимо только квалифицированному кадастровому инженеру;
  2. При определении местоположения участка учитывать интересы администрации муниципального образования и его населения;
  3. Избегать попадания в пределы землевладения сетей инженерно-технического обеспечения (сетей энергообеспечения, газопроводов, водопроводов).
  4. Определять границы землевладения, учитывая возможность беспрепятственного доступа к водному объекту.
  5. Избегать попадания в пределы землевладения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.

Как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?


Если, у землевладельца при определении обременения, устанавливаемого для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц, возникли возражения, он имеет право обратиться в арбитраж для защиты своего имущества.

В таком случае ответчиком будет выступать администрация городского или сельского поселения, в интересах которого и проводится определение сервитута.

Существует несколько оснований, которые суд может признать существенными и отменить решение об определении обременения:

  • Отсутствие информирования землепользователя о заявлении и публичных слушаниях в отношении принадлежащего ему земельного участка;
  • Несоблюдение сроков и/или процедуры проведения общественных слушаний и подготовки решения по его результатам.

Также в судебном порядке решаются споры, связанные со стоимостью покрытия ущерба землевладельцу и разногласия по процедуре отчуждения землевладений, в том числе путем выкупа.

Определение публичного сервитута многоэтапный и сложный процесс, но при возникновении обоснованных требований общества или государства в использовании вашего землевладения, определение такого сервитута возможно. Для минимизации рисков необходимо ответственно подойти к выбору, межеванию и согласованию границ земельного участка. При этом нельзя забывать, что интересы общества всегда главенствуют над интересами отдельных его членов.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Вологда. Голосование из любого региона

В 2016 году жители Вологды собрали 319 подписей за публичные слушания «За парки, скверы и сады», однако гордума отказала им в их проведении по формальным основаниям.

Иногда вместо публичных слушаний о застройке в Вологде стали проводить электронное голосование. Как и в истории с ледовой ареной в Рязани, место проживания и прописка при этом, как правило, не учитываются, что позволяет городской администрации принять нужное ей решение вопреки мнению большинства жителей микрорайона.

Именно так в 2019 году было принято решение о строительстве ледовой арены в Осановской роще. В 2018 году мэр Вологды Сергей Воропанов сказал, что место для нее выберут жители. На сайте администрации города началось голосование, лидировал в нем вариант строительства ледовой арены на улице Конева. Но за день до окончания опроса городские власти внезапно объявили об еще одном варианте — улице Ярославской вблизи Осановской рощи. Результаты опроса обнулили, а лидировать в нем стал новый вариант. Журналисты вологодского издания Newsvo проверили страницы многих проголосовавших за него – там было много забаненных и фейковых аккаунтов, а также пользователей из других городов России. После поста о накрутках к голосованию активно подключились жители, и на первое место снова вышел участок на улице Конева. Однако после этого администрация города отменила итоги опроса, сказав, что место для ледовой арены определит общественный совет. В итоге все равно был выбран участок на улице Ярославской.

Весной в Вологде начали строить детсад на улице Ярославской в микрорайоне Бывалово, которого в Генплане города в этом месте нет. Местные жители активно выступали против строительства в этом месте и просили сохранить там зеленую зону с прудом. В конце 2019 года городская администрация устроила онлайн-голосование через сайт госуслуг. Несмотря на заверения мэра Вологды Сергея Воропанова, что выбирать место для детсада будут только жители микрорайона Бывалово, голосовать разрешили не только всем вологжанам, но и жителям любого другого города России. Весной зеленую зону на Ярославской начали готовить под строительство: засыпали землей пруд, вырубили часть деревьев.

По словам юриста из Вологды Евгения Молотова, электронное голосование не может заменять публичные слушания:

— Это была пиар-акция с целью накрутить голоса в свою пользу и выставить это как повод строить садик, хотя на всех личных встречах с людьми противники строительства имели численное превосходство.

Сквер в микрорайоне Бывалово до начала строительства детсада

Зеленая зона в микрорайоне Бывалово в Вологде после начала строительства

Суть сервитута, условия установления, основания, госрегистрация

Представим, что вы – собственник земельного участка, проход или проезд к которому возможет только через соседний участок. Однако сосед возражает против вашего перемещения через его участок. Аналогично с возникшей у вас необходимостью проложить какие-либо коммуникации к вашему земельному участку – сосед против, чтобы их часть проходила по его участку. Что делать?

Суть сервитута в том, что вы, как собственник земельного участка вправе требовать установления права ограниченного пользования земельным участком соседа для целей прохода, проезда по нему к своему участку, или иных ваших нужд.

Разумеется, вы с соседом можете договориться и самостоятельно заключить соглашение о сервитуте (которое подлежит государственной регистрации в Росреестре), однако, если сосед возражает против сервитута и договориться с ним не удалось, то вы, как лицо, требующее установления сервитута вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

В  п. 10 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; (утв.  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) содержится следующее разъяснение:

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
— сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
— содержание сервитута,
— вид сервитута,
— сферу действия,
— срок сервитута,
— условия о плате за сервитут,
— виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

Рекомендуем: «Примеры решений судов об установлении сервитутов» (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

Законодательством РФ не предусмотрено установление частного сервитута правовыми актами органов государственной власти или местного самоуправления. Основаниями возникновения ограниченного права пользования участком могут быть только соглашение или решение суда.

Соглашение о сервитуте оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в ЕГРН.

Следует понимать, что вы вправе претендовать на установление сервитута только в случае, если другими способами ваши нужды обеспечить не представляется возможным, а установление сервитута не станет для соседа препятствием к использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Так, в пунктах 7, 8 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв.  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года) указано следующее:

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Кто имеет право участвовать в слушаниях?

По закону, на открытое обсуждение должны допускать только тех, чьи интересы непосредственно затрагивает разработанный проект. Это горожане, имеющие недвижимость или регистрацию в обсуждаемом районе. Однако в Красноярске сложилась другая практика. «Если отталкиваться от требований законодательства, то участниками публичных слушаний по проектам планировки действительно должны являться те, кто живет на территории или владеет расположенным на ней объектом недвижимости, — рассказывает начальник отдела по правовому обеспечению подготовки документов территориального планирования управления архитектуры администрации Красноярска Ирина Бузунова. — Но в Красноярске в публичных слушаниях могут участвовать и жители прилегающих территорий. Готовится, например, проект планировки для какой-то отдельной площадки в Октябрьском районе — прийти на слушания могут все жители Октябрьского района либо владельцы объектов недвижимости, расположенных на его территории. Такая практика сложилась в связи с утверждением в рамках проекта планировки в том числе объектов транспортной инфраструктуры районного значения, объектов социальной инфраструктуры, которыми пользуются все жители района».

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Идите в МФЦ

Добавим, что в Москве правила общественных обсуждений через интернет были утверждены около года назад. В них говорится, что от участников требуют пройти идентификацию. Желающие могут получить доступ к сайту обсуждений с компьютеров в МФЦ.

Московские общественные активисты выражали озабоченность тем, что в условиях самоизоляции на обсуждения выносили проекты (в основном по реновации), которые можно было отложить до улучшения эпидемиологической ситуации. С учетом того, что МФЦ в этот период были закрыты, часть людей, не слишком подкованная технически, могла быть отрезана от этой процедуры.

Слушать и обсуждать

По словам Григорьева, проведение обсуждений Генплана планируется в третьем квартале нынешнего года, то есть в период с июля по сентябрь. Тогда же проект будет размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (что тоже планировалось сделать в мае. — Ред.).

Но есть небольшая проблема: чтобы успеть организовать такое обсуждение в третьем квартале, поправки должны быть уже приняты к этому моменту. Поскольку речь идет о городском законе, чиновникам не обойтись без участия депутатов.

Между тем в профильной комиссии ЗакСа — по городскому хозяйству — пока еще даже не видели новый документ, сообщил «ДП» руководитель ее экспертной группы Александр Карпов. Впрочем, время у Мариинского дворца еще есть. Обычно парламент уходит на каникулы в июне, но в этом году, вероятно, перерыв в его работе будет только в августе, а может, народные избранники и вовсе будут трудиться без перерыва, предполагает Карпов.

В строгом формате

Большое значение имеет, как именно будет организована процедура интернет–обсуждений. Доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Владимир Линов в комментарии «ДП» отметил, что дистанционные слушания могут «отсечь часть населения, которая не пользуется интернетом либо плохо им владеет». Это их недостаток

Кроме того, живое общение «априори важно». Но в случае Генплана ситуация все–таки особенная

«Обсуждение таких серьезных тем, как Генеральный план, должно вестись максимально формализовано», — полагает ученый. Здесь прежде всего важны мнения профессионалов и уместен строгий формат протокола с приложениями к нему. Впрочем, вопрос может отпасть сам собой

В ближайшем будущем проведение слушаний могут разрешить с соблюдением мер предосторожности, предполагает Линов

И не поорать

Заместитель гендиректора ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин не видит смысла в очных слушаниях: «В том виде, как они сейчас проходят, там крик и ор». Замечания, которые остаются в протоколе, как правило, подаются письменно — это можно сделать и не в день проведения собрания. Само собрание особо ничего никому не разъясняет. Тот, кто хочет разобраться, может посмотреть пояснительные материалы, вместо того чтобы выслушивать тот же доклад на слушаниях.

Слушания по Генплану важны для всех жителей, убежден координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов. С одной стороны, публичные собрания неудобны тем, что большому числу людей сложно в один день оторваться от дел и куда–то прийти. Зато это удобно организованным группам, которых заинтересованные стороны приглашают туда за деньги. Поэтому слушания всегда были уязвимы к массовкам.

С другой стороны, неспециалистам сложно разобраться в материалах без определенных разъяснений. Даже чтобы сформулировать письменное замечание, нужно хотя бы минимально быть в теме. Члены комиссии на собрании могут ответить на какие–то вопросы, например разъяснить назначение той или иной зоны в Генплане. В этом сильная сторона слушаний.

Чтобы при общественных обсуждениях эта возможность не ушла, целесообразно было бы предусмотреть онлайн–консультации, полагает Литвинов.

Идите в МФЦ

Добавим, что в Москве правила общественных обсуждений через интернет были утверждены около года назад. В них говорится, что от участников требуют пройти идентификацию. Желающие могут получить доступ к сайту обсуждений с компьютеров в МФЦ.

Московские общественные активисты выражали озабоченность тем, что в условиях самоизоляции на обсуждения выносили проекты (в основном по реновации), которые можно было отложить до улучшения эпидемиологической ситуации. С учетом того, что МФЦ в этот период были закрыты, часть людей, не слишком подкованная технически, могла быть отрезана от этой процедуры.

Цель публичных слушаний и права их участников по Градостроительному кодексу

Каждый гражданин имеет право на максимально комфортные и благоприятные условия проживания. В то же время ни одно поселение невозможно себе представить без наличия производственных и непроизводственных сфер бизнеса, эксплуатируемой или строящейся недвижимости, разветвленной инфраструктуры и коммуникаций.

Основная цель проведения публичных слушаний по проекту ПЗЗ (далее — слушания) состоит в том, чтобы население и (или) владельцы земельных участков и объектов недвижимости активно участвовали в создании общих для всех стандартов эксплуатации и застройки территории, обеспечивающих:

  • прозрачность любых градостроительных решений, начиная с установки торгового павильона и заканчивая строительством многоэтажных домов и промышленных предприятий;
  • исключение хаотичной, произвольной, точечной застройки территории. 

Участие в слушаниях позволяет заинтересованным лицам:

  • знакомиться в полном объеме с проектом ПЗЗ (подп. 2 п. 5 ст. 5.1 Кодекса);
  • получать консультации по всем материалам экспозиции ПЗЗ от организатора слушаний (п. 9 ст. 5.1 Кодекса);
  • вносить свои письменные и устные предложения/замечания в ходе проведения собрания участников слушаний (п. 10 ст. 5.1 Кодекса);
  • получать выписку из протокола слушаний, где отражены предложения участника (п. 20 ст. 5.1 Кодекса). 

Когда проводятся публичные слушания?

Публичные слушания должны проводить при обсуждении генерального плана города, правил землепользования и застройки, проектов планировки территорий. А также в тех случаях, когда застройщик хочет изменить существующие параметры освоения земельного участка, внести изменения в уже принятый проект планировки, согласовать условно разрешенное использование земли или установить публичный сервитут.

Сроки обсуждения зависят от вида слушаний. К примеру, публичные слушания по проекту планировки района занимают от одного до трех месяцев. За это время у горожан есть возможность познакомиться с предложениями проектировщиков. Обязательная часть процедуры — открытое обсуждение, где авторы проекта рассказывают о своих предложениях для конкретной территории и отвечают на вопросы горожан. Чтобы участники слушаний могли заранее ознакомиться с проектом, в месте, указанном в объявлении о начале слушаний, размещают экспозицию проекта. Кроме того, проект в обязательном порядке публикуется на сайте администрации города.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Расчет соразмерной платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник объекта недвижимости, обремененного серв-тутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в отношении публичного сервитута право требовать соразмерную плату возможно только в том случае, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Иными словами лицо, в пользу которого установлено обременение, обязано осуществлять его оплату собственнику обременяемого объекта.

Плательщики за такое обременение (например, частный серв-тут), являются собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых серв-тут установлен.

В соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций плата должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления такого обременения. Таким образом, соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы равна размеру убытков, причиненных собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки требует проведения самостоятельных слушаний

На практике зачастую возникают ситуации, когда требуется внести изменения в ПЗЗ, например установить иные границы территориальных зон или изменить градостроительные регламенты.

Согласно п. 1 ст. 33 Кодекса порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки аналогичен порядку их первоначального принятия, что означает обязательность проведения слушаний по проекту изменений в ПЗЗ. Исключением являются случаи, когда в ранее принятых ПЗЗ не обеспечена возможность размещения на соответствующей территории тех объектов, которые необходимы органам власти для осуществления своих полномочий (пп. 3.3 ст. 33 Кодекса). 

ВАЖНО! Слушания по проекту изменений в ПЗЗ проводятся даже в тех случаях, если изменения незначительны или носят технический (редакционный) характер. 

Что такое общественное участие?

Участие общественности (местного населения) определяется правом людей участвовать в принятии решений, которые связаны с их жизнью, то есть это процесс, посредством которого люди могут влиять на принятие решений.

Можно выделить три принципа участия общественности:

  • принцип доступа к информации;
  • принцип доступа к принятию решений;
  • принцип доступа к правосудию (право обжаловать решения).

Кому нужно общественное участие?

Признание общественности в качестве равноправного партнёра стимулирует сотрудничество между отдельными гражданами, государством и бизнесом, что является ключевым условием устойчивого развития общества.

Вовлечение общественности полезно для всех участвующих сторон и для общества в целом.
Сильным аргументом в пользу участия общественности является тот факт, что местное население и общественные организации часто имеют больше информации о местных проблемах, требующих повышенного внимания, и о наиболее простых методах их решения. Более того, как показывает практика, информированность и участие населения, поддержка населением инициатив предпринимателя или органов власти резко повышает вероятность успеха намечаемой деятельности.

Общественное участие нужно самой общественности (местному населению, неправительственным общественным организациям…)

Участие общественности в принятии решений приносит пользу в первую очередь ей самой, потому что этот процесс увеличивает шансы того, что интересы населения будут приняты во внимание. Общественное участие позволяет людям узнать об экологических, экономических и социальных рисках, которым подвергаются они и их семьи, и позволяет вовремя принять соответствующие меры

Общественное участие делает людей более независимыми, помогает гражданам влиять на условия своей жизни.

Общественное участие нужно государству (органам государственной власти)

  • Местное население лучше, чем кто-либо, знает условия и проблемы своей жизни. Помочь ему поделиться этими знаниями — значит сделать первый шаг в разработке эффективной политики в конкретной ситуации и в конкретных обстоятельствах.
  • Вовлечение общественности необходимо для того, чтобы не упустить важные экономические, социальные, экологические последствия планируемых действий.
  • Действия властей будут намного успешнее, если они осуществляются после консультаций с общественностью. Предоставляя общественности возможность влиять на свои решения, органы власти уменьшают шансы возникновения оппозиции своим планам и действиям.
  • Люди сопротивляются изменениям, если они не понимают или не соглашаются с их целями, методами или временем проведения. Держать общественность в неведении — это верный путь к провалу.
  • Участие общественности в принятии решений увеличивает ответственность людей за одобренные проекты.

Общественное участие нужно предприятиям (предпринимателю, инвестору…)

  • Если общественность привлекается к участию на начальной стадии процесса планирования, то гораздо легче будет скорректировать проект, если возникнут проблемы.
  • Даже если общественность не согласна с окончательным решением, она, скорее всего, будет готова понять, почему оно принято и, возможно, не будет протестовать.
  • Участие общественности может помочь компаниям обнаружить неэффективные методы производства, использования сырья или потребления энергии, найти баланс между экономическими, социальными, экологическими интересами компании и общества.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Организация и проведение слушаний

Инициаторам и организаторам нельзя опаздывать на общественные слушания. Пословица «Точность – вежливость королей» в данном случае является одним из необходимых условий создания доверительных отношений между организаторами слушаний и их участниками.

Не менее важным является предоставление необходимой дополнительной информации для участников слушаний в удобной для них форме.

  • В помещении для слушаний желательно заранее разместить подробную информацию о проекте намечаемой деятельности в виде таблиц, схем, фотографий, карт, кратких пояснений к ним.
  • Если в период подготовки возникли вопросы, замечания и пожелания по намечаемой деятельности, то по ним тоже желательно дать информацию в помещении для слушаний.
  • Если проводилась экспертиза проекта, то на слушания желательно пригласить экспертов и сделать краткое резюме их отчёта.
  • Не следует пренебрегать такими мелочами, как удобный и вместительный зал, достаточное освещение, удобство размещения участников, наличие гардероба или специального места для размещения одежды, наличие туалета.

Необходимо постоянно помнить, что на слушания пришли заинтересованные люди, и организаторы должны удовлетворить их интерес. Поэтому необходимо позаботиться о наглядности и простоте подачи информации, об использовании специального демонстрационного оборудования (диапроектор, слайд-проектор и т.п.), позволяющего доступно продемонстрировать важную информацию (карты, схемы, фото и т. д.)

Организатор должен помнить, что от доверия слушателей зависит успех мероприятия. Поэтому не следует использовать много специальных терминов, непонятных простым людям. Следует показать собравшимся заинтересованность в их мнении.

  • Важными организационными аспектами проведения слушаний являются:

    1. Подготовленный и знающий ведущий;
    2. Заранее оговоренный регламент (продолжительность доклада, вопросов и выступлений, обозначенный итог слушаний);
    3. Правильное оформление списка участников с указанием ФИО, места жительства, представляемой организации;
    4. Грамотное и точное протоколирование слушаний.
  • Одним из ключевых моментов слушаний является простое и доступное изложение проекта намечаемой деятельности, поэтому специалисты, которые будут излагать проект, должны специально подготовиться, соблюдать регламент и «чувствовать аудиторию».
  • Для точного ведения протокола необходимо специально попросить представляться всех задающих вопросы и выступающих.
  • В случае возникновения разногласий и противоречий, необходимо их особо оговорить и правильно сформулировать для протокола.
  • В случае необходимости голосования по отдельным вопросам, необходимо предусмотреть процедуру подсчёта голосов.
  • По завершению обсуждения и дискуссий необходимо ещё раз озвучить итоги проведённых слушаний, даже если они не вполне удовлетворяют организаторов.

Чтобы обеспечить доверие общественности, в завершение слушаний необходимо объявить, где и когда желающие участники могут познакомиться с протоколом слушаний, в какие организации и в какое время планируется направить результаты проведённых слушаний, планируется ли их публиковать, какие возможные последствия для намечаемого проекта могут возникнуть после проведения слушаний.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector