Права детей в школе

Какие существуют способы защиты детей, отца и матери?

Согласно ст. 12 ГК РФ и п. 2 ст. 8 СК РФ, существуют следующие способы защиты семейных прав детей и их родителей:

  • самозащита (в частности, передача одним из супругов на хранение своей матери или иным родственникам своей имущественной доли в общей совместной собственности);
  • прекращение правоотношений (например, прекращение обязательств по выплате алиментов (ст. 120 СК РФ) и др.);
  • пресечение противоправных действий со стороны родителей (например, отобрание одного или нескольких детей у родителей (ст. 77 СК РФ);
  • непризнание недействительным брака (ст. 29 СК РФ);
  • признание права судом (в частности, установление отцовства (ст. 50 СК РФ);
  • принуждение к исполнению родительских обязанностей (например, взыскание алиментных платежей в суде (п. 2 ст. 115 СК РФ);
  • иные способы (например, когда суд выделяет одному из супругов большую долю в их общем совместном имуществе).

Справка. Защита различных законных интересов детей и родителей проводится в судебном или административном порядке.

Судебная защита родителей

Защита семейных прав в суде возможна при рассмотрении следующих споров:

  • признание брачного союза недействительным;
  • лишение (восстановление, ограничение) родительских прав;
  • усыновление (или его отмена);
  • взыскание алиментных платежей и др.

Защитой семейных прав занимаются суды общей юрисдикции (например, федеральные суды) и мировые судьи.

Однако, споры, приведенные в ст. 23 ГПК РФ, рассматриваются только мировыми судьями. Одной из особенностей подобной судебной защиты считается то, что при большинство семейных споров рассматривается с привлечением органа опеки.

Так, при судебном рассмотрении спора, связанного с воспитанием и материальным обеспечением ребенка, сотрудники органа опеки проводят обследование текущих условий жизни ребенка и предъявляют суду 2 документа — акт обследования и официальное заключение (ст. 78 СК РФ). В некоторых ситуациях (например, при отмене усыновления), в судебном заседании принимает участие прокурор.

Административный порядок

Защита семейных прав в административном порядке является юридической процедурой, проводимой при разрешении споров по установлению имени ребенка или условий его воспитания. В подобной ситуации потерпевший (один из родителей или сам ребенок) подает отдельную жалобу (заявление) в органы опеки.

После удовлетворения заявления потерпевшего органы опеки подают иск в суд, в котором заявляют такие исковые требования:

  • о лишении (ограничении) родительских прав;
  • о законной отмене усыновления;
  • о взыскании алиментных платежей на одного или нескольких детей.

Существуют следующие формы защиты семейных прав административными госорганами:

  1. Принятие официальных решений по собственной инициативе (например, орган опеки дает согласие на установление отцовства (п. 3 ст. 48 СК РФ) и на иные действия, указанные в ст. 65, , 129, 152 СК РФ). Об установлении родства можно прочитать тут.
  2. Подача иска в судебную инстанцию (например, исковое требование органа опеки о признании недействительным брачного союза (брака) по основаниям, указанным ст. 28, 102 СК РФ).
  3. Участие в судебном заседании (например, участие Управления соцзащиты населения в рассмотрении судебных дел, указанных в ст. 28, , , 140 СК РФ).

Важно! Защитой семейных прав занимаются и органы ЗАГС. В подобной ситуации сотрудники ЗАГС проводят регистрацию факта:

В подобной ситуации сотрудники ЗАГС проводят регистрацию факта:

  • рождения ребенка;
  • официального развода (о правах детей и родителей при разводе и не состоявших в браке читайте тут);
  • усыновления;
  • брака;
  • отцовства.

Официальная жалоба направляется в Управление соцзащиты населения или в суд. Например, отказ органа ЗАГС в госрегистрации брака можно обжаловать в суде на основании п. 3 ст. 11 СК РФ.

О правах и обязанностях родителей и детей и иных их родственников мы рассматривали тут.

На нашем портале есть статьи о детях, оставшихся без родителей, и о содержании родителей совершеннолетним ребенком.

Обязанности учащегося:

Обучающиеся обязаны сохранять имидж школы, заботиться о поддержании традиций, авторитета школы.

Обучающиеся обязаны быть вежливыми и предупредительными с другими обучающимися и учителями, здороваться со всеми знакомыми и незнакомыми людьми на территории школы. Учащиеся обращаются к учителям и взрослым людям по имени, отчеству и на «Вы».

Начало учебных занятий в 9:00. Учащиеся обязаны приходить в школу не позднее, чем за 10 мин до начала занятий, в опрятном виде.

Учащиеся обязаны покинуть раздевалку в 9:00.

Учащиеся обязаны находиться на территории школы во время учебных занятий, исключения составляют случаи освобождения от занятий по уважительной причине (основанием для выхода из школы является распоряжение администрации школы). После окончания занятий обучающиеся покидают школу только в сопровождении родителей или лиц, ими уполномоченных. Самостоятельно покидать школу разрешается только обучающимся, имеющим письменное разрешение родителей. (Разрешение должно быть передано администрации школы).

В случае пропуска занятий обучающиеся должны предъявить классному руководителю оправдательные документы: медицинскую справку либо заявление родителей.

Обучающийся, пропустивший более 3-х уроков в течение недели и не предъявивший оправдательных документов, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя директора школы.

Обучающийся, пропустивший без оправдательных документов более 3-х дней месяца, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя директора школы и письменного заявления родителей.

Пользуясь лестницей, обучающиеся должны придерживаться правой стороны и идти спокойно, не бежать, не толкаться и не мешать движению других.

Учащиеся обязаны аккуратно относиться к имуществу школы. Категорически запрещается писать на стенах, партах, стульях, царапать и ломать школьную мебель, оборудование и другое имущество.

Отношение к учебной и художественной литературе должно быть бережным. Запрещается делать надписи на книгах и пособиях, принадлежащих школе, вырывать страницы из книг.

Категорически запрещается приносить в школу: медицинские препараты, наркотические средства, взрывчатые вещества (включая петарды), оружие (в т.ч. газовое, пневматическое и стреляющее игрушечными зарядами, водой, игрушечное); газовые баллончики и баллончики с краской, табачные изделия, спички и зажигалки, напитки, содержащие алкоголь, колющие, режущие и другие предметы, способные нанести ущерб здоровью и имуществу.

На территории школы запрещено курение, употребление спиртных напитков, наркотиков.

Пользование планшетами, мобильными телефонами, электронными играми и т.п. ограничено. Перед уроком учащиеся обязаны сдать все мобильные устройства учителю.

Категорически запрещены сквернословие и рукоприкладство.

Каждый обучающийся должен демонстрировать качества, утверждающие и подкрепляющие высокую репутацию школы. Учащиеся школы ведут себя честно и достойно, соблюдают нормы морали и этики в отношениях между собой и со старшими.

Какие права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?

  • выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
  • дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
  • ознакомиться с уставом школы (сделайте это обязательно, опора на пункты устава может помочь в решении многих конфликтов, потому что у вас есть законные основания (статьи устава)), программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
  • узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а также оценки;
  • защищать права и интересы своего ребёнка (вы его представитель);
  • знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), для этого вам за несколько дней обязаны дать листки, в них вы подписываетесь, что согласны или не согласны; вы также имеете право знать результаты этих обследований;
  • принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать родительские собрания, а как максимум быть в составе родительского комитета).
    Для того, чтобы родители знали, что происходит в школе, организуются общешкольные родительские собрания. На них выступают обычно завуч или директор, могут и учителя. Также есть собрания председателей родительского комитета. Они решают насущные школьные вопросы (ремонты, организация праздников, решение общешкольных проблем, например, наркомании и т.д.)

Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)

Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников

Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения

Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома.

Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).

Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться. Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.

Права школьника

Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.

В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование

Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием

Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.

Как устроить ребёнка в школу без прописки в 2021 году?

Если вопрос с поступлением в школу уже назрел, не стоит оттягивать решение проблемы с пропиской.

В российских школах заявления в первый класс обычно принимаются в 2 этапа. Примерно с 1 февраля по 30 июня записывают в школу детей из микрорайона, к которому прикреплено данное учебное заведение (при этом не имеет значения временная или постоянная прописка у ребёнка).

Информацию о том, к какой школе относится МКД, можно посмотреть на Федеральном или Региональном порталах российского образования.

С 1 июля по 5 сентября школы, как правило, принимают заявления от жителей других микрорайонов города, а также от иногородних. В этот период родители также могут записать детей в специализированные учреждения или в школы, которые считаются статусными и престижными.

Именно поэтому работники образования рекомендуют родителям в любом случае подавать документы ребёнка в школу, расположенную рядом с домом, на тот случай, если их ребёнка не зачислят в желаемое учебное заведение не по прописке.

Стоит также отметить, что специализированные школы и гимназии рассматривают каждого кандидата не только по наличию прописки, но и по уровню склонностей и талантов ребёнка, необходимых для его дальнейшего развития в этом учебном заведении, при условии наличия свободных мест.

Перечень необходимых документов

В основной список документов для зачисления в школу входят:

  • свидетельство о рождении ребёнка;
  • паспорт одного из родителей;
  • заявление с просьбой о зачислении;
  • медицинская справка (медкарточка ребёнка с характеристиками здоровья, физического и психологического развития);
  • документ по форме 0-26\У (берётся в паспортном столе или в управляющей компании).

Как документально подтвердить проживание ребёнка?

Чтобы ребёнка зачислили в школу, необходимо документально подтвердить его проживание в микрорайоне, относящемся к школе. Для этого необходимо обратиться в Управляющую организацию, обслуживающую дом, или в паспортный стол и на основании постоянной/временной регистрации ребёнка получить соответствующую справку.

Форма заявления о приёме в школу

Заявление о приёме в школу заполняется в стандартной форме. Как правило, оно пишется родителем от руки на имя директора учебного заведения с указанием даты и с подписью. В тексте заявления выражается просьба о зачислении ребёнка в данную школу. Если школьник переводится из другого учебного заведения, то указывается причина перевода.

Как зачислить ребёнка-беженца?

Проблема беженцев из Украины и других стран СНГ всё ещё остается актуальной в России. По Закону РФ граждане, получившие официально статус беженца, вправе наравне с российскими школьниками устраиваться в общеобразовательные учреждения, согласна с данным фактом администрация школы или нет.

Если с этим возникают какие-то проблемы, то родителям стоит обратиться с жалобой в районную / городскую администрацию или в РОНО; там обязательно помогут зачислить ребёнка.

Перевод в другую школу

Даже если вы переехали и переводите своего ребёнка в середине года, вам не смогут отказать в зачислении, если предварительно вы оформили постоянную или временную прописку.

В этом случае ребёнка просто обязаны принять на основании документально подтверждённого проживания вблизи учебного заведения, даже если классы полностью укомплектованы.

Ну а если нет прописки? Тогда в школу примут только в случае наличия свободных мест.

Как перевести ребёнка в другую школу не по прописке? Если нет мест, то вам просто могут отказать. В данном случае выходом станет временная регистрация ребёнка по месту территориального расположения школы.

Можно ли подать документы сразу в несколько школ?

Подавать документы сразу в несколько школ по своему желанию нельзя. Сайт Госуслуг просто не даёт такой возможности.

Если обращаться с заявлением к директору, его могут принять, но следует знать, что все заявления регистрируются в базе. Если обнаружится 2 заявления – второе из них аннулируют.

А ещё есть другое решение – подать одновременно документы в обычную школу и в специализированную. К примеру, музыкальные школы при Консерватории или хореографических училищах не подчиняются напрямую Министерству образования. У них своя база поступающих, поэтому о том, что вы стоите в очереди также и в общеобразовательную школу, никто не узнает.

Обязанности Учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)

2.2. Выполнять требования Устава школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.27.

Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)

(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.

(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)

1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.

1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.

(Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст. 51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. № 27-14/70-83)

Права детей в школе

Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).

Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:

  • перевестись в другую школу по уважительной причине, в том числе во время учебного года;
  • находиться в условиях, которые не представляют опасности для его здоровья и жизни;
  • учиться в чистом, хорошо освещенном помещении, во время занятий уровень шума не должен превышать допустимые нормы;
  • заниматься при комфортной температуре воздуха – она не должна отклоняться от положенных стандартов;
  • принимать пищу в течение как минимум 20 минут;
  • при посещении туалета пользоваться предоставленными ему предметами личной гигиены: полотенцем, туалетной бумагой, мылом;
  • получать квалифицированную медицинскую помощь при необходимости;
  • посещать дополнительные занятия, секции, кружки;
  • получать все необходимые знания от преподавателей;
  • знать свои оценки по всем предметам;
  • пользоваться туалетом во время урока, при этом не отпрашиваться, а только предупредив своего преподавателя;
  • на уважение собственной личности, недопустимо унизительное и грубое отношение со стороны учителей;
  • независимое, непредвзятое мнение относительно его знаний предметов и других сфер жизни;
  • школьник может свободно высказывать собственное видение вопроса по школьной программе, излагать свои мысли;
  • посещать общешкольные мероприятия (выставки, концерты, экскурсии, спектакли);
  • полноценно отдыхать между уроками: во время перемены ученик должен восстанавливать силы и свободно передвигаться, поэтому педагог не может продолжать урок после звонка;
  • участвовать в благоустройстве школы по добровольному согласию;
  • на неприкосновенность личных вещей: ни одноклассники, ни педагоги не вправе забирать телефоны, гаджеты или иные предметы, принадлежащие школьнику;
  • пользоваться учебными и другими изданиями, находящимися в школьной библиотеке;
  • обращаться при необходимости за консультацией или помощью школьного психолога;
  • получать знания по школьным предметам по ускоренной программе.

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация о правах детей и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector