Как обосновать закупку у единственного поставщика

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение. 

Процедура обращения:

Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка

Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней

Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет. 

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Подписи членов Приемочной комиссии:

Председатель Приемочной комиссии

Зам. председателя Приемочной комиссии

Секретарь Приемочной комиссии

Члены Приемочной комиссии

Мы, нижеподписавшиеся:

От лица Государственного заказчика — руководитель Федерального агентства по образованию ————————

От лица Поставщика Закупка 44 ФЗ –

  • Обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены в полном объеме.
  • Обязательство государственного заказчика по авансовому платежу исполнено в полном объеме.

В рамках исполнения обязательств государственного заказчика по окончательным расчетам с Поставщиком следует к перечислению сумма по государственному контракту № ________ от ________ с учетом дополнения № __________ от _____________ в размере: ____________________ (____________________) рублей _______ копеек, в том числе НДС ____ %, что составляет _____________ (__________________) рублей _____ копейки.

«Государственныйзаказчик» «Поставщик»
Федеральное агентство по образованию
Руководитель ______________________
М.П. М.П.

Закупка 44 ФЗ

Сущность закупок

Закупки – это процесс предоставления всех видов материально-технических ресурсов в требуемое время и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильно организованная закупка позволяет не только получить нужное количество товаров в необходимое время, но и повлиять на поставщика или производителя. Такое влияние позволяет улучшить качество поставляемой продукции, а также постоянно обновлять и расширять ассортимент своей продукции, что в итоге повышает конкурентоспособность предприятия и максимально удовлетворяет потребительский спрос.

Порядок проведения закупки

Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.

Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:

  • определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
  • подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
  • размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
  • если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
  • все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
  • до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
  • контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
  • все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
  • подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
  • исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.

Рекомендации по закупке у единственного поставщика:

Преимущества

Заключая контракт с единственным поставщиком, госзаказчик должен помнить, что существуют положительные и отрицательные моменты  такой сделки. Сильные стороны:

  • если госзаказчик уже работал с этим поставщиком, выполнение предыдущих заказов прошло успешно, то увеличивается вероятность повторного заключения с ним госконтракта;
  • риск нарушений закупки из-за технических сбоев сведён к минимуму;
  • сама процедура проходит быстро, все её этапы сведены к минимуму во временном периоде. Если сравнивать с другими конкурентными способами выбора подрядчика, то экономия времени налицо;
  • экономия ресурсов – трудовых, экономических, материальных.

Не стоит забывать о недостатках.

Недостатки

Слабая сторона закупок у единственного исполнителя:

  • из-за снижения конкуренции риски получения некачественного результата велики. Нет возможности снизить цену, нет выбора подходящей цены, добиться улучшений условий выполнения контракта;
  • велик риск дополнительных проверок от контролирующих органов. В частности, от ФАС. Велика вероятность того, что госзаказчика заподозрят в нецелевом расходовании средств из бюджета. Это чревато штрафами и внесением в реестр;
  • если есть необходимость разделения одной большой закупки на несколько маленьких, то объём бумажного документооборота увеличивается в несколько раз. В Единую систему нужно ввести обязательную информацию в полном объёме.

В каких случаях проводится

В ст. 93 Закона № 44-ФЗ представлены случаи, при которых проводится закупка у единственного потенциального подрядчика. Это:

  • компания, выступающая в роли единственного поставщика, она монополия в своём сегменте рынка. У госзаказчика нет выбора другого исполнителя, не причинив ущерб качеству исполнения контракта;
  • ценность сделки не превышает 100 тысяч рублей;
  • предмет закупки – предметы, которые необходимы для удовлетворения и обеспечения оборонных нужд;
  • необходимо обеспечить нужными товарами сферы культуры или искусства, отрасли, которые с ними соприкасаются;
  • необходимо обеспечить хозяйственные объекты коммунальными услугами;
  • необходимость срочной закупки для медицинского обслуживания или поставки медицинских препаратов, сопутствующих материалов, необходимых для оказания помощи при возникновении природных или техногенных катастроф.

Какие документы нужны

Осуществление закупки у единственного подрядчика регулируется ст. 93 по Закону № 44-ФЗ. В этой статье сказано, что каждый госзаказ, проводимый в неконкурентной среде, должен быть обоснован документами. Чтобы со стороны контролирующих органов не возникло вопросов, госзаказчику необходимо подготовить следующие документы:

  • приказ об осуществлении госзакупки. Он нужен, чтобы внести изменения в план-график. На его основании формируется письменное обоснование закупки у единственного поставщика;
  • расчёт НМЦК и подготовка письменного осуществления расчётов. У госзаказчика есть несколько методов формирования ценности госконтракта, которые он может применять. Но это происходит с письменным обоснованием каждого шага и действий по расчёту;
  • отчёт о том, почему закупка будет осуществляться у единственного поставщика. То есть, заказчик должен представить письменное обоснование невозможности и нецелесообразности (с экономической точки зрения) закупки конкурентным способом;
  • техническое задание с подробным описанием предмета будущей сделки. В задание нужно добавить описание технических и функциональных особенностей, дополнительные требования, которые позволят потенциальному подрядчику качественно исполнить взятые на себя обязательства;
  • проект контракта. Он составляется на основании всех вышеприведённых документов, включает в себя сведения из приказов, техзаданий и прочего. К нему эти все документы прикладываются. Это необходимо для того чтобы при подписании контракта не возникло вопросов и недопонимания.

Извещение подлежит обязательной публикации при заключении сделок по ст. 93 регламентирующего закона. Есть законодательно утверждённая форма, в ней указываются следующие сведения:

  • подробное описание объекта закупки;
  • сведения об участнике сделки;
  • требования, которые госзаказчик к нему предъявляет;
  • информация об рассчитанной ценности контракта и её обоснование;
  • порядок заключения контракта, порядок его оплаты, приёмка результатов исполнения;
  • если есть спорные моменты, которые требуют дополнительного разъяснения, в извещении необходимо указать регламентный порядок разрешения этих ситуаций;
  • порядок рассмотрения поданных заявок на участие, несмотря на то, что закупка проводится неконкурентным способом;
  • порядок подписания соглашения с единственным поставщиком по 44-ФЗ.

Образец извещения на закупку, которая будет проводиться у единственного поставщика, выглядит вот так:

Как искать ценовую информацию в ЕИС

В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.

Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:

  1. Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
  2. Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
  3. Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
  4. Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
  5. Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Организация закупочной деятельности у одного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот вид закупок у поставщиков, мы не будем останавливаться на всех действиях, которые должен выполнить клиент, а определим только общий алгоритм.

  1. Клиент выбирает компанию, с которой он подписывает контракт, и соглашается с условиями покупки и текстом соглашения (контракта).
  2. Уведомление размещается покупателем в системе (единая информационная система), до подписания контракта остается еще пять дней.
  3. У покупателя есть один день после подписания контракта на то, чтобы уведомить контрольный орган о предстоящих закупках.

Все неконкурентные методы закупок находятся под тщательным надзором регулирующих органов, и это необходимо учитывать при составлении документов.

Нет алгоритма для оценки того, насколько законным является заключение с единственным поставщиком контракта. Все зависит от персонала надзорного органа и от аргументации о необходимости закупок

Поскольку внимание к таким методам закупок увеличивается. Правильное обоснование единственного поставщика и его цен значительно упростят жизнь не только клиенту, но и заказчику

Что учесть при подготовке?

Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.

В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.

А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.

В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.

Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).

* * *

Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.

Нормативно-правовое регулирование

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

ВАЖНО!

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Закупка электроэнергии по 44 ФЗ у единственного поставщика

N 544/18н, можно трактовать фразу «не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки» как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график , так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить расчет и обоснование цены контракта. Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93  Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93  Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93  Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость  размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

5) Заключить контракт.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

  • для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

  • для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • определения поставщика закрытым способом (п. 24);

  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений (п. 25).

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки. 

Если несостоявшимся признано определение поставщика закрытым способом (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Обращение направляется в течение 10 дней с даты подписания соответствующего протокола

Если несостоявшимися признаны открытые процедуры (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Обращение направляется в течение 10 дней с даты размещения соответствующего протокола в ЕИС

 Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

  • о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Проект государственного контракта на обучение

Проект контракта публикуется одновременно с положением о закупке. В нём фиксируются ключевые положения, связанные с закупаемыми образовательными услугами и с условиями их оказания. В проекте контракта должны быть отражены все параметры будущего обучения, за исключением тех, которые предложены в составе заявки победителя закупки. И это первый момент, который необходимо отследить заказчику — не осталось ли связанных с обучением вопросов, которые не фигурируют ни в проекте контракта, ни в заявке участника.

Второй момент, обусловленный спецификой закупки образовательных услуг и одновременно обусловленный требованиями контрактной системы о приёмке результатов исполнения контракта, заключается в фиксации как самого факта проведения обучения, так и результатов этого обучения. Порядок фиксации необходимо отразить в проекте контракта.

Кроме того, в контракте необходимо зафиксировать право исполнителя на привлечение к проведению обучения сторонних специалистов, в т.ч. соисполнителей, или отсутствие такого права. Если заказчик готов предоставить это право исполнителю, то необходимо зафиксировать пределы участия сторонних специалистов в проведении обучения, а также требования к таким специалистам.

Наконец, в контракте имеет смысл описать факторы, исключающие обвинения в ненадлежащем исполнении обязательств. Помимо стандартного форс-мажора по ГК РФ, это может быть болезнь, неотложная командировка или увольнение сотрудника, направленного на обучение, либо аналогичные ситуации на стороне преподавателей. Здесь же необходимо описать порядок действий сторон, направленный на то, чтобы контракт всё же был исполнен: это может быть алгоритм переноса лекций, заочного обучения прогульщика, замены уволенного работника и т.п.

Помимо этого, Закон 44-ФЗ требует включить в проект контракта:

  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и о размерах соответствующих санкций;
  • условие о порядке и сроках оплаты оказанных услуг;
  • условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если поставщиком выбрана именно такая форма обеспечения исполнения контракта).

Если контракт заключается с физическим лицом, то в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. При этом Верховный суд указывает на то, что одного упоминания о праве заказчика на одностороннее расторжение достаточно, и дублировать в тексте контракта все предусмотренные Законом случаи не обязательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector