Каким образом вносится обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора по 223-фз?

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие.  Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223-ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки. 

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ). 

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой

Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011.

Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.

  • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.

Виды обеспечения — банковская и независимая гарантия, гарантийный платеж

По общему правилу, предусмотренному п. 25 ст. 3.2 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), способ обеспечения заявки определяется заказчиком самостоятельно из видов обеспечения, предусмотренных ГК РФ.

Для остальных участников оптимальными мерами обеспечения по 223-ФЗ также являются предоставление гарантии, выданной кредитной или коммерческой организацией, и внесение обеспечительного платежа.

Заказчику важно предусмотреть в закупочной документации все основные условия внесения обеспечения. Для гарантии, выданной банком, таковыми являются:

  • сумма;
  • срок действия документа;
  • условие о безотзывности и др.

Если способом обеспечения избрано внесение гарантийного платежа на счет, то необходимо указать сумму, реквизиты счета, сроки внесения.

Если торги проводятся для участников-СМСП, то обеспечение вносится путем блокировки денежных средств на спецсчете такого участника.

Обратите внимание! Спецсчет может быть открыт только в одобренном Правительством РФ банке (п. 13 ст

3.4 закона № 223-ФЗ).

Денежные средства подлежат блокировке по указанию оператора электронной площадки. Такая информация отправляется в банк только после окончания срока для подачи заявок.

Риски! Если на спецсчете недостаточно денежных средств, то блокировка осуществлена не будет и заявка будет возвращена.

Существенные условия договора

На сегодняшний день на основании действующего Федерального закона №223-ФЗ, а также на основании Гражданского кодекса Российской Федерации для договоров, подписываемых между заказчиком и исполнителем, ставшим победителем какого-либо закупочного мероприятия, следует выделить такие существенные условия, которые должны быть включены в текст документа:

  1. Предмет. Это специальный раздел договора, который обозначает те обязательства, которые возникают между сторонами подписываемого соглашения. Содержание данного раздела должно оформляться в строгом соответствии с документацией о закупке, так как только в этом случае возможно полное его совпадение. Предмет договора – это те услуги, товары или работы, которые закупались заказчиком в рамках специально проводимой процедуры. При этом следует помнить о том, что в указанном разделе договора предмет должен быть сформулирован в общем виде (например, поставка мебели), в то время как в специальном приложении он будет расшифрован (указывается, какие именно предметы мебели и в каком количестве должны быть поставлены, а также стоимость единицы такого товара и итоговая сумма поставки).
  2. Стоимостное выражение договора (цена договора). Данный раздел также относится в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным и подлежит обязательному включению в текст. Исключение составляют только рамочные договоры, речь о которых пойдет ниже.
  3. Права сторон, а также существующие обязанности, которые должны быть исполнены контрагентами при достижении главной цели подписания такого договора или соглашения. Кроме того, стороны могут также зафиксировать и применяемые меры ответственности к своим контрагентам в случае, если взятые на себя обязательства будут нарушены. Однако в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации меры ответственности не относятся к существенным условиям, и их включение в содержание договора происходит только по решению сторон.
  4. Срок существования договора (второе наименование данного параметра – срок действия). Как правило, все договоры заключаются на финансовый год. Однако в некоторых случаях заказчик и исполнитель могут договориться об использовании иного срока. В каждом конкретном случае срок действия подписанного соглашения должен быть указан в тексте такого документа, так как, в противном случае, договор ввиду отсутствия одного из существенных условий может быть признан нелегитимным.

Что делать, если другая сторона уклоняется от подписания договора

Заказчик может отменить проведение конкурентной процедуры до окончания срока приема заявок. Позднее он может отменить торги до заключения договора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (чч. 5, 7 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).

Если такие обстоятельства отсутствуют, а заказчик отменил закупку и не подписывает договор, его действия можно обжаловать в ФАС России или в суд как уклонение от заключения договора по 223-ФЗ.

Отказ победителя от заключения договора 223-ФЗ также расценивает как уклонение. В этом случае:

  • ему не возвращается обеспечение заявки (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Важно! Сведения будут находиться в РНП 2 года. В течение этого времени уклонисту будет сложно участвовать в торгах, т

к. большинство заказчиков устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений о потенциальном поставщике в реестре (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

***

Таким образом, процедура подписания договора в рамках закона № 223-ФЗ регламентирована не так жестко, как подписание контракта по закону № 44-ФЗ. Однако она имеет свою специфику, которую мы детально разобрали в нашей статье. Зная ее, можно оформить договор без ошибок.

***

Узнать о составлении плана закупок по ФЗ-223 можно здесь.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Условия договора, оформляемого с субъектом малого бизнеса

Договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), а также самозанятыми гражданами заключаются в упрощенном порядке, который, установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — положение № 1352). Относят к МСП госзаказчики всех, кого обнаружат при проверке в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчикам запретили требовать справки о статусе МСП у предпринимателей с 24.11.2020.

Кто к таким субъектам относится, читайте в нашей статье «Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства — критерии».

Правила положения № 1352 действуют в отношении следующих заказчиков:

  • автономных учреждений с годовой выручкой свыше 250 млн руб.;
  • кредитных организаций, чьи активы за предыдущий год превысили 500 млн руб.;
  • других заказчиков с годовой выручкой за последний год более 500 млн руб.

Эти заказчики в договорах с субъектами МСП должны прописать:

  • обязанность отплатить поставленные работы, товары, услуги в течение 30 календарных дней с момента подписания акта приемки;
  • возможность предоставления обеспечения выполнения договора (при наличии такого требования) путем предоставления банковской гарантии, либо другим способом, предусмотренным в закупочной документации.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Что такое РНП и где искать по нему информацию?

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных, в которой содержится информация по всем тем исполнителям контрактов, которые по каким-то причинам не исполняют взятые на себя ранее обязательства. Ведение данного реестра, на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, ложится на плечи контролирующего органа в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Ранее данный реестр и все содержащиеся в нем сведения были доступны на сайте ФАС для ознакомления и использования представленных в нем сведений для подтверждения своего статуса. В настоящее время реестр в полном объеме был перемещен на сайт zakupki.gov.ru, который исполняет роль Единой информационной системы.

На указанном сайте любое заинтересованное лицо может получить сведения о том, есть ли конкретный потенциальный исполнитель в данном реестре или нет. Кроме того, в настоящее время с помощью ресурса, предусмотренного в рамках ЕИС, можно проверить, когда и по результатам нарушения правил исполнения какого контракта поставщик был включен в данный реестр.

Информация, которая содержится в указанном разделе Единой информационной системы, позволяет подтвердить или опровергнуть свое нахождение в данном реестре для потенциальных участников закупки, а также, в случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков, предоставить информацию о том, по каким причинам такой исполнитель был включен в него.

При проведении закупочных процедур на основании положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе указать в требованиях к потенциальному исполнителю контракта в рамках закупочной документации, что он обязан подтвердить свое отсутствие как в реестре, составляемом по указанному закону, так и в реестре, который формируется на основании требований Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Данные расширенные требования нарушением законодательства считаться при этом не будут.

Как проверяют

При получении обеспечительного документа, прежде чем официально его принять, заказчик проводит его тщательную проверку. В рамках такой проверки заказчик:

  • убеждается, что документ оформлен на официальном бланке банка, содержит всю установленную информацию, содержание документа соответствует требованиям, например установлен необходимый размер банковской гарантии по 223-ФЗ и срок ее действия;
  • делает запрос в банк-гарант для подтверждения выдачи документа;
  • проверяет открытую информацию о банке-гаранте, в том числе о том, имеется ли у него лицензия, не находится ли он в стадии банкротства и т. д.;
  • при необходимости обращается с запросом в ЦБ РФ.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Как мы работаем при обеспечении заявки на участие в электронном аукционе

1 Заключение договора Согласовываем условия работы, набор оказываемых услуг и порядок оплаты

2

Оформление доверенности Доверенность потребуется, если наши специалисты будут участвовать в тендерах от вашего имени. Она оформляется у нас.

3

Подготовка тендерной документации Мы подготовим все документы для публикации заказа или подачи заявок.

4

Анализ тендерной площадки Мы проанализируем все предложения и выберем самые выгодные варианты для вас.

5

Участие в торгах Для заказчиков мы выбираем лучших исполнителей, а для исполнителей – выгодные заказы, и всегда побеждаем.


Наша специализация — тендерное сопровождение Узнать стоимость услуги в 2 клика

Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ

Проверяющие могут прийти к заключению, что закупку неправомерно разделили, чтобы избежать проведения конкурса. Тогда покупателя призовут к ответственности. Высока вероятность, что его ждет штраф в рамках КоАП РФ за дробление закупки по 223-ФЗ и неправильный выбор подхода к определению второй стороны сделки. В наиболее серьезных случаях заказчика могут привлечь к уголовной ответственности.

Допустим, контрактный управляющий отказался от проведения аукциона в пользу дробления большого контракта на мелкие, чтоб заключить их с единым поставщиком. Проверяющие могут посчитать, что у специалиста есть личная заинтересованность в использовании такого формата закупки. Данные действия могут считаться злоупотреблением в сфере закупок или превышением должностных полномочий.

Следующие нормативные акты закрепляют ответственность за искусственное разделение закупки на части:

  • Статья 34 бюджетного законодательства устанавливает, что подобные действия приводят к снижению эффективности расходования бюджетных средств.
  • Статья 170 ГК РФ гласит, что речь идет о заключении ряда притворных сделок, призванных скрыть единую крупную закупку. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, такие сделки считаются ничтожными.
  • Закон 135-ФЗ о защите конкуренции требует, чтобы во время закупок заказчики придерживались принципа обеспечения конкуренции. Статья 15 данного законодательного акта запрещает сокращать количество потенциальных исполнителей, если для этого нет веских оснований.

За нарушения норм выбора формата закупки предусмотрена ответственность (ч. 2 ст. 7.29 КоАП), а именно штраф – 50 тысяч рублей. Тогда как ограничение конкуренции (по ст. 14.32 КоАП) карается аналогичным штрафом или дисквалификацией.

ФАС считает, что из-за дробления закупок по 223-ФЗ становится невозможной нормальная конкуренция между поставщиками. Часть 1 ст. 3 закона 223-ФЗ гласит, что дискриминация потенциальных исполнителей недопустима.

Если проверяющие устанавливают наличие сговора и подкупа представителя заказчика, исполнитель привлекается к ответственности – ему грозит уголовная ответственность и немалый срок.

Вне зависимости от того, имел ли место сговор заказчика и поставщика, для последнего интересующий нас подход тоже несет в себе некоторые риски. Основная опасность состоит в том, что продавцу могут не оплатить его услуги

Дело в том, что ряд мелких однотипных закупок обычно привлекает внимание контролирующих инстанций, а после проведения проверки действия заказчика могут приравняться к неправомерным. В результате заключенные контракты считаются недействительными, а значит, выплаты по ним не производятся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector