Как заключить контракт с единственным поставщиком, если не состоялась конкурентная закупка

Требования к участникам

Кроме продукции, завышенные требования могут предъявляться заказчиком и к её поставщику. Рассмотрим следующие ситуации.

Пример 1. В документах о закупке содержится требование: исполнитель должен обладать опытом ведения подобных работ в статусе генподрядчика. Данное положение выглядит чрезмерным, так как организация может являться добросовестным исполнителем, имея необходимый опыт как субподрядчик.

Как поступать. Если увидите подобное условие, направляйте жалобу в ФАС. Приложите документы, подтверждающие опыт выполнения подобных работ в статусе субподрядчика:

  • договора субподряда
  • заверенные акты выполненных работ
  • формы КС-2 и КС-3
  • другие документы в соответствии с Постановлением № 99

Пример 2. Среди документов заказчику необходимо представить подтверждение того, что участник осуществляет производство товара самостоятельно или имеет право поставки, выданное производителем. Данную ситуацию нередко можно увидеть в закупках по 223-ФЗ.

Как поступать. Направляя обращение в ФАС, подчеркните, что это требование является нарушением антимонопольного законодательства. Законодательно не установлена обязательность участия в закупках только производителей. Данное требование можно считать нарушающим права других участников.

Если это будет доказано, то ФАС вынесет постановление о штрафе по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП на 5 000 руб.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ

Вместе с тем такая на первый взгляд вполне логичная позиция нашла и оппонентов (надо сказать, немногочисленных), которые отмечали, что несостоявшиеся торги все-таки могут быть опровергнуты.

Руководствуясь этим выводом, судьи, придерживающиеся данного подхода, указывали на то, что восстановление нарушенных прав потенциального участника торгов, неправомерно признанных несостоявшимися, возможно лишь путем оспаривания самих торгов.

Обратимся к практике.

ЗАО предъявило иск, в рамках которого оспаривались торги, а также государственный контракт, заключенный вследствие признания их несостоявшимися.

В ходе разбирательства ЗАО (возможно, изучив практику по аналогичным спорам) частично изменило предмет иска: вместо требования о недействительности торгов ЗАО просило признать незаконным решение о признании их несостоявшимися.

Суд, отклоняя иск, пришел к выводу о ненадлежащем способе защиты права и отметил следующее: «в соответствии со ст. 449 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом законодатель не разграничивает этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут указанные последствия. Следовательно, независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения, защита нарушенных прав заинтересованных лиц может осуществляться способом, установленным статьей 449 ГК».

Апелляционная инстанция, развивая данный тезис, подчеркнула, что «исковые требования ЗАО фактически направлены на оспаривание результатов аукциона. В силу статьи 449 ГК защита прав истца с учетом заявленных требований может быть осуществлена лишь предъявлением иска о признании торгов недействительными» <10>.

<10> См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2009 г. по делу N А60-27142/2008. Постановлением ФАС Уральского округа от 20 апреля 2009 г. N Ф09-2476/09-С4 данное Постановление оставлено без изменения // СПС «КонсультантПлюс». См. также: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2008 г. N Ф04-7899/2008(17955-А67-11) по делу N А67-167/08 // СПС «КонсультантПлюс».

Как видно из приведенных примеров, позиции судов относительно рассматриваемого вопроса являлись диаметрально противоположными. Но, несмотря на то что указанное противостояние существовало в судебной практике далеко не один год, ВАС РФ тем не менее прямо по интересующему нас вопросу до недавнего времени не высказывался.

Как поставщику пожаловаться в ФАС на условия заказа?

Важным моментом Госзакупок является то, что регламентирующие их законы направлены на повышение конкуренции между поставщиками, а не производителями. Это означает, что один и тот же товар может быть предложен разными поставщиками, и условия аукциона при этом не будут нарушены.

Поставщик имеет право жаловаться в ФАС на заказчика, если:

  • последний указал конкретный товарный знак, но не привёл обоснование своего выбора, и запретил поставлять эквивалент;
  • указал в виде эквивалента конкретную марку товара;
  • у поставщика имеются убедительные доказательства, что указанный заказчиком товар может быть поставлен только одним поставщиком, в частности, эксклюзивным дистрибьютором.

Чаще всего ФАС в своих решениях становится на сторону поставщика, который привел убедительные доказательства того, что при проведении аукциона была ограничена конкуренция (223-ФЗ, п.2 ч.1 ст.3). Однако если заказчик грамотно и убедительно обосновал невозможность приобретения эквивалента, антимонопольная служба выносит решение в его пользу.

Когда нужно согласование

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя. Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать. Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.

В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.

1 этап. Подача заявки

Готовиться необходимо заранее!

Нужно провести предварительный анализ заказчика, сделав расчет минимально выгодной цены. Поскольку в аукционе можно делать подачу ценовых предложений несколько раз (в отличие от иных процедур), то лучше заранее рассчитать нижний предел.

ИП из Самары Олег Витальевич П. участвовал в электронном аукционе на оказание услуг по стирке, глажке и дезинфекции белья для городской больницы. Заказчиком была выставлена минимальная цена на оказание услуг по стирке единицы белья – 58,33 руб. (общая цена контракта составила чуть более 400 тыс. руб.). А предприниматель рассчитал, что в его прачечной стирка 1 кг белья обойдется в среднем 20 руб. за кг. (140,0 тыс. руб.). Таким образом, Олег Витальевич мог вести торг не ниже данной суммы, а цена выигранного контракта составила 140,8 тыс. руб.

Если фирма лишь засветится в закупках, но не будет их выигрывать, то это станет дополнительным подтверждением ее добросовестности. Однако после победы в государственных закупках Олег Витальевич вышел на представителей крупной госкорпорации с предложением быть их поставщиком в закупке на аналогичные услуги. Также к нему поступило выгодное предложение от крупной сети супермаркетов и серьезного коммерческого заказчика. Предприниматель оказывал услуги для больницы, что сыграло немаловажную роль в подписании контракта, поскольку у медицинских учреждений довольно высокие требования к подобным услугам.

Получите сертификат электронно-цифровой подписи, а также пройдите аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), на которой осуществляется закупка. Получение сертификата ЭЦП возможно всего за сутки. На аккредитацию на любой из пяти ЭТП государственных закупок уйдет до пяти рабочих дней:

  1. ЭТП ММВБ.
  2. ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
  3. «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
  4. «РТС-Тендер».
  5. Единая электронная торговая площадка.

При появлении у вас вопросов по закупке, требованиям, предъявляемым к товарам и участникам, стоит обязательно обращаться с запросами к заказчику. Делают это в рамках электронной торговой площадки за три дня до срока окончания подачи заявки.

Заявка: куда и когда подавать?

Следует изучить документацию по закупке и извещение, потом подготовить заявку на участие в аукционе. Заявка подается на оговоренную в закупке ЭТП в электронном виде. Сроки подачи заявок определяются ценой закупки:

  • при начальной цене контракта более 3 млн. руб. вам дается не менее 20 дней (календарных);
  • при начальной цене контракта не более 3 млн. руб. на подачу заявок отводится не менее 7 дней (календарных).

Дату окончания приема заявок указывают в извещении на проведение закупки.

Подачу заявки на участие в аукционе лучше осуществлять в последние два дня приема заявок (за этот период времени заказчик уже не успеет изменить документацию)

Чтобы не пропустить ничего важного, нужно настроить функцию отслеживания изменений. К примеру, это можно сделать на нашем сервисе в избранных закупках

При изменении требований к уже поданной заявке со стороны заказчика нужно будет отозвать ее, а затем подать новую.

Заявка: форма и состав

Форма заявки на аукцион – электронная, а состоит она из двух частей. В первой её части содержатся согласие участника торгов поставить товар на условиях заказчика, конкретные технические характеристики и спецификация. Все пункты стоит заполнять очень внимательно, ведь даже незначительная ошибка нередко приводит к отклонению заявки. В первой части заявки не должно быть информации о цене товара и поставщике. Однако если документы подготовлены на фирменном бланке, то причин для отклонения нет.

Что касается второй части заявки, то здесь должна содержаться информация об участнике, включая название фирмы, её почтовый адрес, ИНН, а также иные документы, которые предусмотрены Законом № 44 «О контрактной системе…» (лицензии, декларации соответствия, ИНН учредителей, свидетельства СРО, подтверждение полномочий лица, подающего заявку). Заказчик вправе требовать все установленные законодательством документы.

Подача обеих частей проводится одновременно из личного кабинета участника ЭТП, также они заверяются электронной подписью.

Заявка: пример

Помните о необходимости обеспечения заявки! Перед её подачей на аукцион сумму обеспечения заявки нужно перечислить на счет ЭТП. Её конкретный размер заказчик указывает в документации. Сумма поступит на счет, который открыт участнику торгов при его аккредитации на электронной площадке, в течение двух дней (банковского и рабочего). Заявка может быть отозвана до истечения срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.

Что говорит законодательство

В законе о госзакупках четко прописано, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе может быть расторгнут государственный контракт. В отличие от него, 223-ФЗ не содержит специальных норм о расторжении договоров. Поэтому руководствоваться необходимо Гражданским кодексом.

Однако пункт 5 статьи 448 ГК РФ ставит под сомнение саму возможность отказаться от договора с победителем торгов. В этой норме сказано, что в таком случае вторая сторона может добиться его заключения через суд.

Это же подтверждает и практика ФАС. Ярким примером является решение Московского УФАС в отношении Корпорации «Комета», которая отказалась заключать договор с победителем закупки. Антимонопольный орган признал компанию нарушившей часть 1 статьи 3 закона 223-ФЗ. В предписании содержалась обязанность заказчика заключить спорный договор. Поддержали ФАС и суды.

В этом примере заказчику пришлось заключить договор с победителем закупки. Но дело могло на этом не закончиться. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы с целью проверки на сговор между ним и иными участниками закупки.

В то же время из положений нормы не следует, что при проведении закупки в иных формах, помимо торгов (то есть конкурсов и аукционов), у заказчика пропадает обязанность по заключению договора с победителем

На это обращает свое внимание Московское УФАС в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15. Победитель запроса предложений пожаловался в ФАС на заказчика, который отказался заключать с ним договор, и нашел поддержку

Общие положения о несостоявшихся торгах

Следует различать понятия:

  • отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
  • признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  • признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.

Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 Гражданского кодекса РФ — далее ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
  2. Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО, дело № А50-16269/2012).

Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя. 

Проведение повторных торгов

Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:

  • по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
  • по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ — если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
  • по п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве — в случае незаключения договора.

Повторные торги проводятся в большинстве случаев в сокращенные сроки по сравнению с первыми торгами (предполагается, что при первом извещении круг заинтересованных лиц уже предварительно проинформирован). Снижение начальной цены на повторных торгах может составлять до 10% и более (на 15% — п. 3 ст. 58 Закона об ипотеке).

Причины несостоявшихся торгов

Несостоявшимися торгами называются электронные аукционы, открытые конкурсы и запросы котировок, отменённые по тем или иным причинам во время торгов, или уже после объявления победителя. Причины того, что торги объявляются несостоявшимися, разнятся в зависимости от их вида.

Электронный аукцион

Аукцион признается несостоявшимся при отсутствии конкурентного соперничества между поставщиками, которое является необходимым условием проведения торгов. Такое положение может возникнуть по следующим причинам:

  • было подано меньше 2 заявок
  • рассмотрение первых частей заявок закончилось отказом в допуске к торгам всем участникам, или остался только один поставщик
  • рассмотрение вторых частей показало, что нет ни одной заявки, полностью соответствующей требованиям торгов, или есть только одна (отсутствует необходимый минимум поставщиков, равный двум)
  • в первые 10 минут аукциона от поставщиков не поступило ни одного предложения с названием цены
  • аукцион был проведён, но его победитель уклонился от подписания договора, а поставщик, оказавшийся на втором месте, подписывать контракт отказался

Открытый конкурс

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся, если:

  • было подано меньше 2 заявок
  • все поданные заявки отклонились конкурсной комиссией или неотклонённой осталась только одна заявка (в торгах должны участвовать, по меньшей мере, 2 участника)
  • победитель и следующий за ним поставщик отказались от заключения контракта

Запрос котировок

Запрос котировок — это вид закрытого аукциона, при котором извещения о проведении торгов в электронном виде рассылаются заказчиком ограниченному числу участников, которые в качестве ответного шага направляют организатору торгов свои ценовые предложения. Запрос котировок объявляется несостоявшимся в следующих случаях:

  • было подано меньше 2 заявок
  • все заявки или все кроме одной оказались отклонёнными из-за несоответствия требованиям

Эквивалент товара по 44-ФЗ

Согласно закону 44-ФЗ заказчики не имеют права устанавливать в заявке требования, ограничивающие количество участников. К таким требованиям относится ввод в заявку конкретной марки продукта без указания его эквивалента.

44-ФЗ в п. 1 ч. 1 ст. 33 предусматривает лишь 2 исключения, когда заказчик может сделать заявку на определенную марку товара:

  1. Несовместимость всех других торговых марок с продукцией, которая уже имеется у заказчика, и для которой он приобретает товар. Примером этого могут считаться компьютерные программы, работающие только в определённой операционной системе.
  2. Необходимость в расходных материалах и запчастях для уже имеющейся у заказчика техники. Например, фирменные принтерные картриджи, расходные материалы к медицинской технике, запчасти для техники и пр.

Под эти исключения подходят также случаи, при которых заказчику необходим товар определенной марки для соблюдения условий ГОСТа (такой случай рассматривался арбитражным судом ЗСО от 11.02.2019 г. дело №  А27-20949 2018). А также ситуация, возникающая при необходимости использовать строго определённые материалы (краски, покрытия и пр.) для строительных работ.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Обязанность заключить договор с единственным участником

Соответствующие положения содержатся в п. 15 ч. 1 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, ч. 5.7 ст. 19 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и др. Указание на то, что единственная заявка должна отвечать критериям конкурса, в специальных нормах может отсутствовать. В ч. 1 ст. 55 закона № 44-ФЗ это требование конкретизировано, а к примеру, в Законе о рекламе говорится только о регистрации единственного участника. Тем не менее судебная практика идет по пути проверки на предмет соответствия заявки на размещение рекламной конструкции выдвинутым условиям. Так, по одному из дел АС СЗО отказал в иске участнику торгов, который предложил установку рекламной конструкции, отличающуюся по размерам от параметров, указанных в условиях конкурса (постановление от 12.11.2014, дело № А21-10450/2013).

При этом соблюдение формы заявки, предложенной организатором торгов или установленной подзаконным актом, необязательно (если она соответствует требованиям к содержанию). Соответствующий вывод есть в решении ВС РФ № АКПИ13-430. Верховный суд посчитал, что сам факт установления в правилах, утвержденных Правительством РФ, формы заявки для участия в торгах не означает введения правила о том, что ее несоблюдение может повлечь недопуск участника. 

Последствия признания аукциона, проводимого в электронной форме, несостоявшимся (по ФЗ № 44)

Согласно положениям ст. 71 закона «О контрактной системе…» от № 44-ФЗ, признание аукциона несостоявшимся может повлечь следующие последствия:

  1. Если в числе участников заявлен только один претендент, заказчик заключает с ним соглашение (при условии, что вторая часть его заявки отвечает требованиям, определенным ФЗ № 44, а также аукционной документацией, опубликованной организатором).
  2. Если в аукционе участвовало несколько претендентов на заключение соглашения, но первая часть сформированной заявки отвечает требованиям только у одного, соглашение заключается именно с ним.
  3. Если за первые 10 минут с начала мероприятия ни один претендент не выдвинул предложения по стоимости исполнения условий соглашения, договор подписывается:
    • с заявителем, который подал документы прежде, чем это сделали другие потенциальные исполнители (при условии, что заявка каждого из них отвечает выдвинутым требованиям);
    • единственным участником, если подготовленная им документация составлена с соблюдением положений ФЗ № 44 и условий, определенных заказчиком.
  4. Если условиям аукциона соответствует только одна вторая часть заявки на участие, то контракт заключается с подавшим ее участником.
  5. Если претендентов на участие не оказалось вообще или ни одна из подготовленных заявок не отвечает требованиям, закупка производится посредством запроса предложений.

Формирование НМЦК

Данный этап содержит несколько возможных «подводных камней», когда возможно злоупотребление правами со стороны заказчика.

Проблемные зоны:

  1. Завышенная НМЦК.

Пример. Заказчиком неправильно проведён расчёт цены, и это обнаружено во время исполнения контракта. Тогда заказчик требует у исполнителя уменьшения цены. Однако исполнитель подаёт в суд, который становится на сторону поставщика. Аргумент следующий: цена согласовывается в момент подписания контракта, у заказчика было время проверить методику подсчёта.

  1. Указание заказчиком разной НМЦК в сформированном извещении и в аукционной документации.

По мнению ФАС, это является нарушением п.2 ст.42 Закона 44-ФЗ и служит основанием для признания заключённой сделки недействительной. Однако бывают случаи, когда подобные ситуации рассматриваются суде, и он выносит решение в пользу заказчика, если тот сможет доказать, что имела место техническая ошибка.

  1. Подготавливая обоснование НМЦК, заказчик пользовался общедоступными сведениями о ценах на товар, но взял данные других лет.

Поясним, что информация, не соответствующая действительности, нарушает положения ч.3 ст.7 Закона 44-ФЗ. Если ФАС будет рассматривать подобную ситуацию, то заказчик будет привлечён к административной ответственности.

  1. Информация о НМЦК: заказчики получают её из сомнительного источника.

Пример. Была объявлена закупка полиграфического оборудования. Потенциальный заказчик написал жалобу в прокуратуру, и в ходе проверки выяснилось, что цена сформирована на основании только одного КП. Кроме того, основной род деятельности направившей его организации ─ производство запчастей для офисной техники. Прокуратура вынесла решение об отмене закупки и формировании правильной НМЦК.

  1. Заказчики случайно или намеренно применяют некорректные методы обоснования НМЦК.

Пример. В закупках при строительстве, вместо проектно-сметного метода использовались три коммерческих предложения. Поставщиком направлена жалоба в прокуратуру, которая выявила нарушение ч.8 ст.22 Закона 44-ФЗ. Заказчику выписан административный штраф и вынесено предписание устранить нарушение.

  1. Завышенное коммерческое предложение.

Пример

Один из проигравших участников закупки обратил внимание, что выиграла фирма, на основании КП которой сформирована НМЦК. В ходе аукциона эта организация снизила цену более чем на 60 %

Проигравший участник заподозрил, что цена была завышенной, и обратился в прокуратуру. Последняя признала заказчика и победителя аукциона виновными в антиконкурентном соглашении. Организации выписан штраф 4,477 млн руб.

Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися

Они зависят от причины признания торгов несостоявшимися. Если она заключается в несоответствии поставщиков требованиям к ним лично или к содержанию их заявок, то заказчик поступает следующим образом:

  • делает изменения в плане графика торгов и публикует его повторно
  • по прошествии 10 дней после объявления торгов несостоявшимися объявляет их снова

При несостоявшемся открытом конкурсе возможно проведение только открытого конкурса. При несостоявшемся электронном аукционе допустимо проведение любого типа закупок. При несостоявшемся запросе котировок допустимо только проведение запроса котировок.

Если торги были объявлены несостоявшимися из-за того, что их требованиям соответствовал только один участник, у заказчика есть два варианта действий в зависимости вида торгов:

  • при электронном аукционе можно подписать договор с единственным участником
  • при открытом конкурсе — провести согласование подписания контракта с ФАС

Такое согласование проводится в срок не более 10 дней после объявления открытого конкурса несостоявшимся. Единственный поставщик информируется о его результатах (разрешение ФАС на заключение договора или отклонение запроса).

Решение, которые принимали органы ФАС

Иногда в подобных ситуациях контролирующие органы принимали неоднозначные решения. В частности, известен случай, когда ФАС встала на сторону поставщиков и едва не заставила заказчика нарушить закон.

Ситуацию, можно сказать, спасло то, что в предписании не было четко прописано, что именно нужно сделать заказчику. В частности, не было упомянуто о необходимости дать участникам шанс предоставить новое обеспечение заявок. В итоге заказчик вернулся к выбору победителя, но все заявки отклонил из-за отсутствия обеспечения. Иначе заказчик попал бы в странное положение. С одной стороны, он должен был выполнить предписание ФАС. С другой стороны, выполняя его, он нарушил бы закон о гособоронзаказе.

Вот некоторые другие решения контролирующих органов в отношении отказа заказчика по 223-ФЗ продолжать закупку или заключать договор с победителем:

  1. Отказ правомерен, если сделка является для заказчика крупной, и ее одобрение собственником отсутствует (решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
  2. Отказ правомерен, если победитель определялся не на торгах, и возможность отказа предусмотрена Положением о закупке заказчика (письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
  3. Отказ неправомерен, если порядок проведения закупки имеет признаки торгов (решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
  4. Отказ неправомерен, хотя закупка и была проведена не в форме конкурса или аукциона, а в форме электронного запроса предложений (упомянутое выше решение Московского УФАС № 1-00072/77-15).

Основания для признания торгов недействительными

   На сегодня в законодательстве существуют следующие основания для оспаривания торгов:

  1. Отстранение компании от участия в торгах. Как правило, отстранение связывается с формальным несоответствием документов заявившегося предпринимателя. Признание необоснованным не допуск компании на торги является самостоятельным основанием для их отмены.
  2. Победитель не является компанией, предложившей лучшие условия. Закон требует, чтобы победителем была компания, предложившая наилучшие условия исполнения тендерного контракта. В этой связи, победитель — это всегда лицо с наибольшим опытом, квалификацией и минимальной ценой (и так далее). Избрание в качестве победителя не самой «лучшей» компании незаконно.
  3. Нарушение сроков проведения торгов. Принятие и рассмотрение заявок должно происходить строго в установленные извещением о проведении торгов сроки. Нарушение таковых (объявление о результатах раньше либо позже, принятие заявок других компаний после установленного срока и т.п.) также служит основанием для отмены проведенной закупки.
  4. Другие нарушения. Под иными, не оговоренными выше нарушениями по проведению торгов понимаются такие несоответствия, которые не позволили определить минимальную цену контракта либо нарушили иные законы в сфере закупок.

Заключение

Данный материал показывает, что проблема нереализованного имущества на торгах — это, прежде всего, проблема организаторов торгов, которая плавно перетекает к взыскателю. А вот для банкрота это весьма двоякая ситуация.

Так, например, когда объект представляет весомую ценность, то должник рад его возвращению. С другой стороны финансовые тяжбы по долговым обязательствам затягиваются и появляется возможность потерять другие ценности на торгах, а это в свою очередь может только усугубить ситуацию.

Таким образом, можно утверждать, что несостоявшиеся торги не выгодны никому, и каждая сторона заинтересована в их удачном проведении. На этом вопрос можно считать закрытым. И помните, с какой бы стороны вы не оказались, для успешного ведения дел и избегания дополнительных проблем необходимо подходить к финансовым вопросам взвешено и уверенно!

  • Посмотрите видеозапись на странице, чтобы лучше разобраться в этапах проведения торгов по банкротству
  • Чтобы научиться выгодно приобретать имущество должников скачайте бесплатный курс от эксперта по торгам
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector