Какой должна быть нагрузка в начальной школе и как её оптимизировать

Нормы

Действует в России постановление Главсанврача (в момент принятия — одиозный Г. Онищенко) номер 189 от 29.12.2010 г. Им установлено правило, запрещающее проводить контрольную работу чаще 1 раза в день. Проводить «контрошу» на первом уроке также не рекомендуется. Не стоит это делать и после 4го урока. Это прямо норма (п. 10.8 документа) и она должна бы соблюдаться. Кроме того, в конце недели сильно нагружать детей нельзя — это плохо сказывается на процессе.

Однако, про проверочные и иного рода самостоятельные работы тут нет ни слова. В Москве урегулированы лишь всероссийские проверочные работы. Это, видимо, и позволяет ставить на неделе по 3-4 проверочных/контрольных/самостоятельных.

К чему это всё? К тому, что вопрос о нагрузке можно и нужно поднимать. В чатах, обсуждениях, на собраниях. Если на это не обращать внимания, может наступить перегруз. А это уже чревато болезнями, которые категорически нельзя допускать в это сложное время.

Ещё по теме «Количество контрольных и самостоятельных работ у школьников»:

  • Происшествие в школе — должен ли учитель извещать родителей?
  • Право на офлайн для удалённых из офисов работников
  • Школьников научат быть пенсионерами
  • Отсрочка от армии для совершеннолетних школьников
  • Обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Обзор документа

Скорректированы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлено, что на территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закреплено, что при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются только в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

При гардеробных теперь должны предусматриваться скамейки.

Установлены требования к малокомплектным общеобразовательным организациям.

До внесения изменений предусматривалось, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Теперь количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в т. ч. удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Пересмотрены гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Закреплено, что для первоклассников общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры, для 2-4 классов — 5 уроков и раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры, для 5-7 классов — 7 уроков, для 8-11 классов — 8 уроков.

Поправками допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Определена продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках. Для 1-2 классов это не более 20 минут, для 3-4 классов — не более 25 минут, для 5-6 классов — не более 30 минут, для 7-11 классов — 35 минут.

Установлено, что должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже раза в 2 года.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

МБОУ гимназия №3

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным и комфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ и других центров образования.

Главный документ, рассматривающий все детали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этих учреждений, — СанПиН. Основные цели документа – сделать доступным обеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание таких условий в стенах образовательных заведений.

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2021 год, вы можете на нашем сайте по Одними из важных для школ стали требования СанПиН к общеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейся среды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях, где обучаются дети.

СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения.

О наполняемости классов

Формирование классов с наполняемостью более 25 человек данным положением не разрешается.

При этом наполняемость классов в количестве 25 обучающихся установлена только для общеобразовательных учреждений в городской местности. Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Иногда ошибочно говорят о нормативной наполняемости класса в сельской местности в 20 человек. Согласно п. 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских — не менее 20 человек. Таким образом, 20 человек — это лишь наполняемость класса в сельской местности, при которой осуществляется деление класса на две группы при проведении определенных занятий.

Тем самым в любом сельском общеобразовательном учреждении (а не только отнесенном к категории малокомплектных) должен открываться класс даже с наполняемостью 1 — 2 учащихся, если того требуют потребности населения. Закрывать школу в таком случае органы управления образованием не имеют права, если не получат на то согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (это требование п. 5 ст. 34 Закона об образовании*(2)). В случае получения такого согласия можно говорить об отсутствии потребности населения в открытии классов в сельской школе. При его отсутствии жители могут требовать (в том числе обращаясь в органы прокуратуры или суд) открытия класса в сельской школе, независимо от его наполняемости.

Следует отметить, что п. 2.3.1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 жестко определяется, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Поэтому превышение наполняемости в 25 человек в любом классе общеобразовательной школы является грубым нарушениям санитарных норм. За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ должностные лица (в том числе директор общеобразовательного учреждения) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а юридическое лицо (общеобразовательное учреждение) — в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека*(3) предоставляет органам Роспотребнадзора достаточно широкий спектр полномочий, в том числе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные данным законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Возможны вынесения предписаний органами Роспотребнадзора о прекращении деятельности общеобразовательного учреждения вследствие нарушения санитарных норм до их устранения.

Кроме того, возможны и представления прокуратуры по поводу нарушения законодательства об образовании и прав детей на образование. При этом действия органа управления образования могут быть расценены как подстрекательство к нарушению законодательства, влекущему нарушение прав граждан на образование (переполненность классов и нарушение санитарных норма), и, следовательно, злоупотребление полномочиями должностными лицами органа управления образованием. В связи с этим возможно даже возбуждение уголовных дел по отношению к руководителям органов управления образованием, издающим нормативные акты, предписывающие открывать классы только при его наполняемости 5 и более учащимися, по ст. 285 УК РФ.

А.Б. Вифлеемский

1 февраля 2009 г.

“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, N 2, февраль 2009 г.

————————————————————————-*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.

*(2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Что регулирует наполняемость

Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
  3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

Требования, касающиеся комплектования классов

Вид ОВЗ Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 1 вариант программ образования Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 2 вариант программ образования Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 3 вариант программ образования Максимальное кол-во детей с ОВЗ в классе, где реализуется 4 вариант программ образования
Глухие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 6 5 5
Позднооглохшие и слабослышащие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии I отделение — 8
II отделение — 6
5 1
Слепые дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 9 7 5
Слабовидящие дети Не более 2 детей в условиях инклюзии 12 9
Дети с тяжелыми нарушениями речи Не более 2 детей в условиях инклюзии 12
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Не более 2 детей в условиях инклюзии 5 5 5
Дети с задержкой психического развития Не более 4 детей в условиях инклюзии 12
Дети с расстройствами аутистического спектра Не более 2 детей в условиях инклюзии Не более 2 детей в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 12 учеников) Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 9 учеников) Не более 1 ребенка в условиях инклюзии (общая наполняемость класса не более 5 учеников)
Дети с интеллектуальными нарушениями 12 5

1 вариант обучения – предполагает получение образования в той же среде и в те же сроки, что и ученики без ОВЗ;

2 вариант обучения – предполагает получение образования в пролонгированные сроки;

3 вариант обучения – предполагает получение образования, не соотносящегося с содержанием и итоговыми достижениями учеников без ОВЗ, в пролонгированные сроки;

4 вариант обучения – предполагает получение образования по специально разработанным индивидуальным программам развития.

Отправили бы вы своего ребёнка в среднюю школу «Шепог-Вэлли»?

Когда была построена средняя школа «Шепог-Вэлли», которая должна была принять детей поколения беби-бума, каждое утро из школьных автобусов высыпалось три сотни учеников. На входе здание имело несколько двойных дверей, чтобы регулировать поток учащихся, а коридоры напоминали загруженные автомагистрали.

Но всё это осталось в далёком прошлом. Беби-бум закончился. Буколический уголок Коннектикута, где расположилась школа «Шепог», с очаровательными домиками в колониальном стиле и извилистыми тропинками приглянулся состоятельным парам из Нью-Йорка. Цены на недвижимость подскочили. Молодые семьи больше не могли позволить себе жить в этом районе. Число учеников в школе сократилось до 245, а потом до 200. Сегодня в шестых классах учится всего 80 человек. Учитывая количество детей в начальных школах района, число учеников вскоре уменьшится вдвое. А это значит, что наполняемость класса в «Шепог» скоро будет намного меньше средней по стране. В когда-то переполненной школе сегодня серьёзный недобор.

Подозреваю, вы бы с огромным удовольствием определили ребёнка в один из таких камерных классов. Практически повсеместно в мире родители и представители сферы образования уверены: в маленьких классах учиться лучше. За последние несколько лет правительства Соединённых Штатов, Великобритании, Нидерландов, Канады, Гонконга, Сингапура, Кореи и Китая — и это далеко не полный перечень! — предприняли решительные меры по сокращению численности учеников в классе. Когда губернатор Калифорнии объявил о масштабных планах по сокращению наполняемости классов в штате, его популярность за три недели выросла в два раза. В течение месяца ещё двадцать губернаторов возвестили о намерении последовать его примеру, а через полтора месяца Белый дом сообщил о собственных планах по уменьшению классов.

На сегодняшний день 77% американцев считают, что гораздо разумнее расходовать деньги налогоплательщиков на уменьшение количества учащихся в классе, чем на повышение зарплаты учителям. Вы знаете, насколько редко сходятся во мнении 77% американцев?

Раньше в одном классе «Шепог-Вэлли» училось по 25 ребят. Теперь в некоторых случаях не больше 15. Это означает, что учителя «Шепог-Вэлли» могут уделять детям больше внимания, чем раньше, и здравый смысл подсказывает: чем больше внимания учитель уделяет каждому ученику, тем лучше тот учится.

По идее, ученики в новой малочисленной «Шепог-Вэли» должны демонстрировать более высокие академические успехи, чем в старой переполненной школе, правильно?

Ответ по существу или нет?

Ответ на обращение Сергея Ольшевского пришел за подписью первого заместителя министра Ирины Старовойтовой. Однако адресат считает, что это ответ не по существу, так как в нем приводятся лишь отсылки к нормативным документам.

«Я просил дать ответ на вопрос, какие меры приняло Минобразования для того, чтобы классы были не переполнены, но ведомство не дало мне такого ответа. Я позвонил на горячую линию Минобразования, которую проводила Ирина Старовойтова. Я спросил у нее, какие меры были приняты. Она , что Минобразования уже ответило мне на этот вопрос», — рассказал Ольшевский.

В результате минчанин подал в суд жалобу, в которой просил признать ответ Минобразования подготовленным не по существу и ущемляющим его права и законные интересы. Он просил обязать Министерство образования подготовить исчерпывающий ответ по существу обращения.

Однако на заседании 5 сентября суд Московского района принял сторону Министерства образования, рассказал Naviny.by Сергей Ольшевский:

«Решение суда — отказать в удовлетворении жалобы. Суд счел, что Минобразования дало полный исчерпывающий ответ на вопрос, какие меры приняты. Конечно, хотелось бы другого решения суда, но это решение ожидаемое».

Ольшевский при этом отметил, что «Минобразования на суде признало, что проблема переполненности классов в школах существует».

По факту нарушения Министерством образования законодательства, а именно положений Кодекса об образовании, Сергей Ольшеский обращался и в Генеральную прокуратуру. Но, по его словам, «прокуратура не узрела нарушений».

«Сейчас во время судебного заседания получено подтверждение о нарушении норм заполняемости, ведь информация об этом прозвучала в зале суда. Прокуратуре придется принять меры», — считает Ольшевский.

Правда, здесь есть коллизия. Новая редакция Кодекса об образовании, проект которой ожидает одобрения парламентом, вообще не предусматривает ограничения на количество детей в классе.

По этому поводу министр образования Игорь Карпенко в 2018 году : «Какой должна быть наполняемость классов? В Китае, например, в старших классах учится под 60 человек. Мне кто-то говорит: “Давайте напишем 30 человек, и это будет оптимально”. Отвечаю: “Хорошо, а если я директор школы, работаю в районе, набрал два класса по 30 человек. И тут второго сентября ко мне пришло еще два человека. Что с ними делать? Открывать третий класс?”

Министр также посетовал на то, что все критикуют ведомство, но никто не предлагает, как равномерно распределить учеников по классам.

Как поясняли в Минобразования, максимальное число учащихся будет определяться в зависимости от конкретной школы, класса обучения и санитарных норм. Однако опыт показывает, что на практике правила соблюдаются далеко не всегда. Кроме того, санитарные правила в Беларуси легко меняются. Например, это случилось в 2017 году, когда по рекомендации президента переносили первый урок в школах на более позднее время и сокращали продолжительность перемен.

Сколько в России мигрантов и их детей

Несмотря на определенные проблемы с экономикой, Россия по-прежнему остается привлекательным направлением для мигрантов из более бедных стран бывшего СССР. По данным МВД, обычно в России находилось от 9 до 11 миллионов иностранцев, но по данным на конец прошлого года их осталось около 6 миллионов. Значительное количество иностранцев потеряли работу в период пандемии были вынуждены уехать.

Для большинства из тех, кто уехал в свои страны, вернуться в Россию сложно – границы по-прежнему закрыты, а власти разрешили лишь ограниченное число авиарейсов из Узбекистана с 1 апреля 2021 года.

Многие отрасли (как минимум – строительство и сельское хозяйство), оставшись без низкооплачиваемой рабочей силы, испытывали большие проблемы со второй половины прошлого года. Как оказалось, мигранты стали достаточно квалифицированными для некоторых работ, тогда как россияне не готовы работать за предложенные зарплаты.

Вернуться в Россию сейчас мигранты могут буквально в «ручном режиме» – строительные компании должны подавать специальные заявки, потом организованно завозить иностранцев, и отправлять их на обязательный карантин. Поэтому притока новой рабочей силы почти нет – и сейчас в России около 1,3 миллионов иностранцев с патентами на работу, 85 тысяч человек с разрешениями на работу, и 1 миллион иностранцев с разрешениями на временное проживание и с видами на жительство.

Что же касается количества детей мигрантов, Министерство просвещения оценивает его в 140 тысяч человек (это дети соответствующего возраста, которые посещают школы). При том, что всего в стране 16,2 миллиона школьников, на детей мигрантов приходится менее 1% от общего количества.

Как только иностранец получает российское гражданство (прожив несколько лет по виду на жительство, или попав в одну из специальных программ), он уже не считается мигрантом.

Классы в сельских школах

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Долю детей мигрантов – ограничить

На днях, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям, президент России Владимир Путин поднял достаточно сложную тему – обучение в российских школах детей иностранных мигрантов.

Началось все с выступления министра просвещения Сергея Кравцова – он рассказал о том, как важно проводить языковую адаптацию мигрантов, в том числе из страх бывшего СССР. Люди переезжают в Россию целыми семьями, поэтому государство должно как-то продумывать вопросы обучения их детей (тогда как сами мигранты обычно владеют русским языком)

Кравцов рассказал о трех основных направлениях по просветительской работе для иностранцев:

  • Россия направляет за границу российских учителей. Они преподают там русский язык, а также знакомят местных школьников и других учителей русской культуре. Проект охватывает уже 6 стран – это Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Сербия, Монголия и Вьетнам. А в Узбекистане работа идет вообще с детского сада;
  • в Таджикистане и Киргизии Россия строит школы – там будет вестись обучение на русском языке и по российским стандартам;
  • каждый год Россия принимает тысячи школьников из других стран в крупные детские лагеря.

Но главное – Россия начинает внедрять меры по улучшению адаптации детей мигрантов в российских школах. Их туда принимают на общих основаниях, в регионах открываются специальные центры по обучению русскому языку, а со многими детьми работают в индивидуальном порядке.

Однако Владимиру Путину, видимо, прилагаемых Минпросвещения усилий показалось недостаточно

После речи министра он обратил внимание на то, что в Европе и в США происходят какие-то страшные вещи с мигрантами – там их дети составляют слишком большой процент от числа учеников в классе. И из-за этого родителям «местных» приходится забирать детей из классов

Этого нельзя допустить в России, считает Путин – как оказалось, в стране есть целые школы, которые на все 100% укомплектованы детьми мигрантов. И это проблема.

Президент обратил внимание – число детей иностранцев в российских школах должно быть таким, чтобы их можно было не формально, а реально адаптировать к русскоязычной среде (и вообще к российской культуре в целом). Начать контролировать этот вопрос Путин поручил с городов-миллионников и национальных республик

Начать контролировать этот вопрос Путин поручил с городов-миллионников и национальных республик.

Потом эту тему поддержала член Совета федерации из профильного комитета Лилия Гумерова – она предложила создать в стране единую систему учета детей мигрантов и ввести для их родителей ответственность за несвоевременное информирование о том, что их дети находятся на территории страны. В будущем это позволит властям видеть, какой объем мер поддержки нужен этим детям.

Какие могут возникнуть проблемы?

Если следовать предложению президента Владимира Путина, в каждом классе должно быть не больше определенного количества детей иностранцев, приехавших в Россию на работу. Но это может стать проблемой еще на этапе расчета:

  • как правило, мигранты вынуждены проживать компактно в отдельных районах – где, как правило, более низкие цены на аренду (если в Россию переезжает семья с детьми, денег у такой семьи будет оставаться еще меньше);
  • даже если все семьи встанут на миграционный учет, большинство этих детей попадут на территорию, закрепленную за конкретной школой. Соответственно, классы будут состоять преимущественно из иностранных учеников – просто потому, что такова структура жильцов данного района;
  • если распределить детей по школам соседних районов, у их родителей может банально не хватать времени отводить их туда. А если в соседних школах процент мигрантов будет превышен, остальным детям придется ездить в другие районы – что еще сложнее, опаснее и дороже;
  • в конце концов, если в городе много работы для низкоквалифицированных работников, для всех детей мигрантов может попросту не хватить школ и классов.

Возникнет риск определенной дискриминации – дети из одних семей попадут в ближайшую школу, а для остальных «квоты» может не хватить. Придется продумывать механизм распределения детей по школам, который тоже вряд ли будет справедливым.

Следующая проблема – многие иностранцы живут без регистрации, соответственно, официальные органы опеки просто ничего не знают об их детях, поэтому количество таких детей может быть гораздо больше 140 тысяч человек на всю страну.

Но даже такие меры могут не помочь – дело в том, что многие мигранты находятся в процессе оформления российского гражданства. И как только родители получат документы, их дети тоже получат гражданство – и на них уже не будут распространяться все эти ограничения. При этом получение гражданства не означает, что такие дети будут лучше понимать русский язык или окажутся лучше адаптированными к российской системе образования.

Поэтому идея распределить детей из семей мигрантов по разным школам, хоть и преследует вполне понятные цели, может столкнуться с серьезными проблемами при реализации.

Переход на дистанционное обучение

Поговорим немного про количество контрольных работ у учащихся школ. Цифровая образовательная среда, вводимая в нашей стране, сегодня обкатывается в самом крупном мегаполисе — столице. Со второй половины октября учащиеся 6-11 классов московских школ грызут гранит науки через Интернет, не выходя из дома. Что поделаешь — на улице, в автобусах и помещениях школ вовсю бушует свирепый коронавирус. Детей нужно ограждать от вредных штаммов, поучиться они могут и дома.

Однако, концепция цифрового обучения появилась задолго до событий в Ухани — в 2018 году. «Корона» лишь ускорила переход на «дистант». Старшеклассники Златоглавой — пионеры удалённого образования, первые ощутившие все прелести учёбы дома. Сбылась мечта сотен тысяч школьников — не ходить в школу. Эксперимент, проводимый на них, планируется в случае успеха, спроецировать на всю Россию. Мы писали об этом в предыдущем материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector