Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний жкх

Содержание:

Порядок лицензирования управляющих компаний

  1. Обязательная государственная регистрация в качестве ИП либо юридического лица. При этом, требований к организационно-правовой форме компании не закреплено. Обязательным является место нахождения лица – территория РФ.
  2. Наличие аттестата у должностных лиц соискателя лицензии. Под должностными лицами понимаются руководители организации либо председатели правления.

Так же к данным лицам предъявляются следующие требования:

  • Отсутствие дисквалификации
  • Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления
  • В выдаче лицензии может быть отказано если лицо находится в стадии ликвидации, а так же, если у него имеется не менее трех не исполненных предписаний надзорного государственного органа за календарный год, предшествующий моменту обращения за выдачей лицензии.

   Государственная пошлина за выдачу данной лицензии составляет 6 000 рублей. Выданная лицензия не ограничивается сроком действия. Однако, она может быть досрочно отозвана в случае наличия грубых нарушений, которые не были своевременно устранены.

   В случае аннулирования лицензии лицу будет необходимо обратиться за ее повторной выдачей.

   Наше адвокатское бюро готово провести для Вас работы и по иным направлениям, к нам не раз обращались за лицензированием медицинской деятельности, наши специалисты решали проблемы обратившихся в сфере лицензирования образовательной деятельности, что говорит о широком подходе в вопросах лицензирования и возможности доверять нам как профессионалам своего дела.

   Решение государственного органа об отказе в выдаче лицензии, аннулирования лицензии может быть обжаловано в административном либо судебном порядках. Срок обжалования в отказе лицензирования управляющих компаний ограничен.

Особенности проверки

В зависимости от направления или субъекта, проводящего контроль, можно выделить несколько форм аудита:

  • обязательная;
  • инициативная.

Наибольшей популярностью пользуется второй вид. Одна из главных особенностей аудиторского контроля: заказчиком может выступать как само руководство управляющей компании (в целях повышения доверия, получения возможности отчитаться на общем собрании и т. д.), так и сомневающиеся в ее честности жильцы многоквартирного дома.

Сбор необходимых документов

Для проведения аудиторской проверки управляющая компания должна подготовить некоторые документы. Среди основных можно выделить:

  • устав;
  • договор между учредителями;
  • перечень акционеров;
  • свидетельство, подтверждающее статистические коды;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
  • протоколы общих собраний, гласящие о принятых решениях;
  • регистрационные документы.

В ходе проверки  могут потребоваться: кассовые лимиты, бумаги о собственности, сведения о размере уставного капитала, результаты предшествующего финансового контроля и т. д.

Проверка расчетов и выполненных работ

Аудит оплаты приобретенных товаров и услуг включает в себя: проверку грамотности оформления договоров, правильности оплаты, приема и списания полученных ценностей

Инспекторы всегда обращают внимание на наличие документов, определяющих права и обязанности сторон, причины возникновения и способы устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, правильность приема и выдачи товаров, использование актуальных статей при составлении проводок

Аудитор может запросить смету и проверить полноту проведенных работ, а также их соответствие заявленной стоимости. Контролю может быть подвергнуто штатное расписание, тарификация, порядок предоставления заработка и т. д. Инспектор имеет право запросить любой документ, касающийся расхода денежных средств.

Заключительный этап проверки

По окончании аудиторского контроля специалист должен систематизировать результаты, провести анализ и подготовить отчет. При составлении акта инспектор оценивает как выявленные нарушения могут повлиять на бухгалтерскую деятельность, сопоставляет соответствие методов учета и действующего законодательства. Выявление серьезных нарушений может обернуться наложением штрафа или даже судебными разбирательствами.

Отзыв лицензии управляющей компании

Отзыв лицензии управляющей компании может быть произведен в результате нарушения установленных правил. Чаще всего лицензии отзываются двух подряд административных наказаний за невыполнение предписанных постановлений за один календарный год. За это управляющая компания может быть лишена судом права управления отдельным помещением (домом) или жилым комплексом.

Однако владельцы квартир могут встать на защиту своей УК, если та, в свою очередь, пообещает исправить недочеты и сохранить качество услуг. Однако, даже в этом случае (при сохранении лицензии), юридическое лицо заплатит штраф в размере 200 000 р. Ликвидация УК — длительное мероприятие. Еще в течение года Госжилнадзор будет наблюдать за поведением УК и выполнением предписаний. Только по истечении указанного срока комиссия передает информацию в надзор, который обращается в суд.

Осуществлять процедуру отзыва лицензии может только суд. Однако компания, уверенная в правильности своих действий и отсутствии со своей стороны задолженностей как по перечислении средств на счета за оплату коммунальных услуг, так и по выполнении своих обязательств перед жильцами, в праве оспорить постановление суда через адвоката.

Реестр проверок на сайте ГИС ЖКХ: самый ценный источник иформации о ЖКХ в интернете

На сайте ГИС ЖКХ в свободном доступе расположена информация о проверках, которые Жилищная инспекция проводит или уже провела в отношении любой управляющей компании.

Это очень ценный источник информации о том, как работает УК и часто ли она нарушает требования законодательства.

Помимо этого, реестр дает вам возможность использовать информацию в своих личных прагматичных целях. На основе ответа Жилинспекции на чью-то жалобу, вы легко можете составить аналогичную жалобу и сослаться на те нормативные основания, которые ГЖИ сама обозначила в своем ответе другому человеку.

Чтобы найти » Реестр проверок » нужно перейти во вкладку » Реестры » и выбрать этот раздел.

Во вкладке » Реестр проверок » вы можете выбрать любую организацию. Часто для того, чтобы найти нужную Вам организацию нужно знать ИНН компании — с одним и тем же названием в базе есть несколько организаций.

Кроме » Субъект проверки » нет необходимости вносить какие-то дополнительные данные. Выбрав нужную компанию, нажимаем » Найти «.

Вы увидите список всех проверок, которые Жилинспекция проводила в отношении интересующей вас компании.

Например, в отношении ООО «Меритон-Сервис» ГЖИ проводила всего три проверки и только одна из них основана на жалобе собственника квартиры.

Переходим во вкладку » Учетный номер «. В нашем примере номер не определен, но информация о проверке все равно в базе данных есть. На странице проверки мы видим три вкладки «Информация о проверке», «Информация о мероприятиях» и «Информация о результатах».

На странице » Информация о проверке » даны общие сведения о компании и о том на каком основании проводится проверка. В прикрепленном файле находится Распоряжение о проверке.

Просмотрев распоряжение, мы можем увидеть какие документы Жилинспекция запрашивает у УК.

В рассматриваемом нами примере по перечню документов становится ясно, что собственник отправил жалобу относительно сумм, указанных в квитанции по ЖКХ и интересуется их обоснованностью.

Жилинспекция запросила у УК договор с собственниками и ресурсоснабжающими организациями, информацию об общих собраниях, копии счет-квитанций и прочее.

Если перейти на вкладку » Информация о результатах «, то можно увидеть информацию о том, были ли найдены нарушения или нет. На этой странице прикреплены файлы » Акт проверки » и » Предписание «.

Акт проверки , если нарушения были найдены, может дать нам очень много полезных сведений.

В рассматриваемом нами примере есть информация о том, что УК начисляла сверхнормативную плату за электроэнергию в целях содержания общего имущества. Представлена информация о том, на основании каких законодательных актов должен производиться расчет и представлена формула для подсчетов.

Таким образом, прочитав данный акт, любой из нас может проверить правильно ли УК начисляет плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества. Если нет, то можно составить грамотную жалобу со ссылками на законодательство и с представлением конкретных расчетов.

В предписании мы можем увидеть, в какие сроки УК должна устранить нарушения.

Если Жилинспекция обнаружит в действиях УК признаки административного правонарушения, то там будет также висеть » Протокол об административном нарушении » с указанием статьи, которая была нарушена.

Аналогичным образом можно найти акты проверок, в которых указаны более серьезные нарушения со ссылками на нормативные акты. Например, можно увидеть, как Жилинспекция ответила на жалобу об одностороннем повышении размера платы за содержание жилья и текущий ремонт со стороны УК.

Для того, чтобы изучить ответы Жилинспекции, размещенные в Реестре проверок потребуется немало времени, однако это того стоит. Вы сможете удостовериться в том, какие обращения и жалобы ГЖИ действительно рассматривает, какие нарушения обнаруживает. И главное вы сможете на основе этих данных составить собственное обращение и быть уверенными, что оно принесет результат.

Лицензионные требования к УК в ЖКХ

С 01.05.2019 г. все УК, занимающиеся обслуживанием МКД, должны пройти лицензирование. С указанной даты функции надзора за данными организациями переходят от жилищного надзора к лицензионному контролю.

Может ли УК отключить свет за неуплату, читайте тут.

Ст. 193 ЖК Российской Федерации разъясняет, что относится к лицензионным требованиям:

  • Регистрация лицензиата или соискателя в качестве юридического лица или ИП на территории России;
  • Сотрудники УК должны обладать аттестатом о прохождении квалификационных испытаний;
  • Должностные лица лицензиата или соискателя не должны иметь непогашенную или неснятую судимость за разные виды преступлений;
  • Директором не может быть лицо, ранее отстраненное от этой должности или руководившее УК, впоследствии лишенной лицензии;
  • Сводный федеральный реестр не должен содержать данных о прекращении действия лицензии, выданной фирме ранее;
  • УК должна придерживаться правил, предусмотренных Стандартом раскрытия информации;
  • Прочие условия, которые установлены Правительством РФ.

Остановимся подробнее на перечисленных требованиях. Получить лицензию может юридическое лицо или ИП, которые зарегистрированы на территории России. Обязательным условием выдачи является отсутствие судимости у должностных лиц, предыдущей дисквалификации и опыта руководящей работы в УК, лишенной лицензии за нарушения договоров обслуживания МКД.

Соискатель лицензии обязан соблюдать полный перечень требований, содержащихся в Стандарте раскрытия информации, который установлен ПП РФ 23 сентября 2021 года № 731.

УК должна предоставлять все сведения, предусмотренные данным постановлением:

  • На собственном сайте в сети интернет;
  • На портале Реформа ЖКХ;
  • На информационных досках.

Раскрытие информации должно соответствовать установленным формам.

Под иными требованиями подразумевается качество обслуживания многоквартирных домов. С их полным перечнем можно ознакомиться в ПП Российской Федерации № 1110 от 28 октября 2021 г. Поправки в указанный нормативный акт внесены ПП Российской Федерации № 1434 от 25.12.15 г.

Спросить быстрее, чем читать! Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

В РФ значительно ужесточили требования к управляющим компаниям

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, призванное усовершенствовать законодательство в сфере ЖКХ и повысить качество оказания услуг для населения. В частности документ устанавливает время, за которое аварийные службы управляющих организаций должны отвечать на звонки граждан и сроки, в которые должно устранить ту или иную аварию.

Стандарты деятельности аварийных диспетчерских служб до этого момента были прописаны только в нормативных актах Советского Союза, подчеркнул зам главы правительства Дмитрий Козак на совещании Медведева с вице-премьерами вчера, 2 апреля. Новое постановление опубликовано в Российской Газете и, следовательно, вступило законную в силу.

Скорость реакции аварийно-диспетчерских служб прописали до минут

Документ предписывает управляющим компаниям организовать работу аварийных служб так, чтобы дозвониться в диспетчерскую можно было максимум за 5 минут, а ответ службы должен последовать максимум через 10 минут. Аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно. Повреждения внутридомовых инженерных систем специалисты обязаны локализовать в течение 30 минут с момента регистрации заявки, ликвидировать засоры – в течение двух часов. На восстановление работы внутридомовых инженерных систем после аварий отведено трое суток.

Сотрудников УК жильцы будут знать по имени

Отдельно оговаривается, что если исполнение заявки требует доступа в жилое помещение, сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен иметь при себе служебное удостоверение, а также бейдж или нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации. А еще диспетчерская служба должна будет сама же вести контроль исполнения заявок и вносить данные об этом в электронный журнал.

Осмотры общедомового имущества дважды в год обязательны

Также в постановлении прописаны сроки, в которые УК должны осматривать общедомовое имущество. Помимо осмотров отдельных частей систем согласно технической документации на конкретное оборудование, предусмотрен сезонный осмотр всего общего имущества дважды в год: по окончании отопительного сезона, после таяния снега, и осенью, перед началом отопительного сезона.

Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или другого бедствия, говориться в документе.

Жильцы должны видеть, за что платят УК

Управляющие компании согласно постановлению должны озаботиться тем, чтобы рассказать потребителям услуг о своей деятельности. Тарифы на услуги ЖКХ и их обоснование будет размещено на оборотной стороне платежек, досках объявлений в каждом подъезде, официальных сайтах компаний.

До офиса УК можно будет дойти пешком

Управляющие компании должны будут разместить офисы своих представительств в шаговой доступности от обслуживаемых домов. На дорогу до офиса пешком у гражданина должно уйти не более часа, и сотрудники должны на месте предоставить клиенту необходимую информацию.

Чего будут стоить перемены потребителю услуг ЖКХ

На совещании вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что весь комплекс дополнительных требований планируется реализовать не за счёт увеличения платы за жилищные услуги. Плата за ЖКХ иногда в разы отличается в пределах одного населенного пункта, то есть реальная их стоимость завышается. Распространение информации о тарифах с их обоснованием поможет гражданам выбрать подходящую компанию. Таким образом, по идее правительства, удастся косвенно регулировать стоимость услуг ЖКХ.

Ранее, после введения обязательного лицензирования УК, 13% компаний ушли из этой сферы. При этом в стране сегодня действует 21 тысяча управляющих организаций. Возможно, некоторые несостоятельные компании потеряют своих клиентов в ходе реализации нормативов нового постановления.

Управляющая компания

В России термин означает, что компания имеет возможность управлять (не распоряжаться) паевыми инвестиционными и не принадлежащими государству пенсионными фондами. Для осуществления подобной деятельности необходимо иметь лицензию Банка России. Лицензия также позволит УК осуществлять управление другими активами (в предусмотренных законодательством случаях). К ним относят:

  • различные пенсионные накопления граждан и их резервы;
  • резервы страховых компаний;
  • ипотечные платежи разных лиц;
  • накопления для обеспечения военнослужащих жильем;
  • целевые капиталы, принадлежащие некоммерческим организациям;
  • компенсационные фонде оценщиков, строителей и других.

Что делать жильцам при проверке лицензии УК?

Таким образом, жильцы МКД, чтобы проверить актуальность лицензии УК, могут:

  • зайти на региональный сайт ГЖИ;
  • обратиться в местный жилищный надзор или муниципалитет;
  • уточнить через портал Госуслуг.

Если лицензия действующая, дополнительно проверить можно через территориальный орган арбитражного суда

Обращать внимание нужно на споры, в которых фигурирует УК. Если они есть, оценить перспективы аннулирования лицензии, а также добросовестность действий коммунальщиков

Провести такую работу, особенно дать правовую оценку и перспективы, могут лица с юридической подготовкой. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к практикующим в жилищной сфере юристам.

Собрать первичные документы (проект договора, копию лицензии, номер дела в суде) ответственные жильцы могут самостоятельно. Полученные материалы юрист изучит на консультации, даст краткую (на бесплатной консультации) или расширенную рекомендацию. Оценив все риски, а также преимущества сотрудничества с конкретной УК, жильцы принимают взвешенное решение.

Получение лицензии

Чтобы получить лицензию, необходимо направить заявление в лицензирующий орган. В заявлении должно быть ( п. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ):

  • Наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения и мест осуществления лицензируемой деятельности номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица.
  • ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, номер телефона и адрес электронной почты индивидуального предпринимателя.
  • ИНН, данные документа о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе.
  • Вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности.
  • Сведения об оплате госпошлины.
  • Реквизиты документов, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В связи с последним пунктом в заявлении необходимо указать следующие сведения:

К заявлению необходимо приложить ( п. 3 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ):

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Документы можно подать лично, отправить заказным письмом с уведомлением или через Единый портал госуслуг ( п. 5-6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ).На основании предоставленных соискателем лицензии сведений, а также на основании сведений, полученных от государственных органов, проводится проверка, по результатам которой принимается решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении.Если в составе или оформлении документов была допущена ошибка, орган ГЖН сообщит об этом в течение 3 рабочих дней. На исправление недочётов даётся ещё 30 рабочих дней. Этот срок начинает исчисляться с момента получения соискателем такого уведомления. Если в этот срок правки не внесены, то соискатель в течение 3 рабочих дней получает уведомление о возврате документов с объяснением, почему они были возвращены.Если все документы оформлены правильно и представлены в полном объёме, то в течение 3 дней соискатель получает уведомление об этом. В это же время готовится проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки на соответствие соискателя лицензионным требованиям.

Публичность системы лицензирования

Вся информация о лицензировании и выданных аттестатах хранится в общегосударственных и региональных реестрах. Доступ к информации не ограничен. В них содержатся:

  1. Выданные лицензии.
  2. Лица, получившие разрешение.
  3. Дисквалифицированные нарушители лицензионных условий.

Каждый желающий может отыскать лицензию и ознакомиться с перечнем домов, которые обслуживает управляющая компания.

ВНИМАНИЕ! Если УК берет в обслуживание дополнительный многоквартирный дом, в реестр вносятся изменения. При этом разрешение заново брать не нужно

Оно выдается только один раз и не требует переоформления.

Сдача квалификационного экзамена является лицензионным требованием. Все вопросы утверждены на уровне Правительства. Прошедшим испытание выдают аттестат квалификации (действует 5 лет) и бессрочную лицензию.

На ее оформление выделяется 30 дней. Управленческой деятельностью могут заниматься только резиденты РФ.

Организации, зарегистрированные за пределами России, лицензию получить не смогут. Работа в сфере ЖКХ без данного документа признается незаконной. За это предусмотрена административная ответственность. Сам экзамен проходит в форме компьютерного тестирования.

Из 200 заявленных вопросов, ответить нужно на 100. Они выложены в интернет и имеют свободный доступ. Их специализация довольно узкая и требует глубоких познаний в коммунальной сфере. Проверяют знания основ предпринимательской сферы, направленной на обслуживание нескольких многоэтажных домов, и Жилищного Кодекса.

ВНИМАНИЕ! Допускается неограниченное число попыток тестирования в случае провала экзамена

Порядок лицензирования управляющих компаний

Деятельность управляющих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства в мае 2015 г. стала намного сложнее. Это связано с ужесточившимися требованиями к УК.

С указанной даты данные организации обязаны пройти процедуру получения лицензии. Без документа, дающего право обслуживать и управлять МКД, их деятельность становится незаконной, что влечет наложение административного штрафа.

Нормативно-правовая база

ФЗ № 255 от 21.07.14 г. вступил в силу с сентября 2014 г. Содержащиеся в нем нормы внесли определенные коррективы и дополнения в положения действующего ЖК России.

Законодательный акт призван ужесточить требования к фирмам, которые занимаются управлением и эксплуатацией МКД.

Положения ФЗ № 255 внесли поправки не только в Жилищный кодекс, но и в часть иных нормативно-правовых актов.

На УК с 1.01.15 г. может быть наложен административный штраф за любые нарушения норм осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Начиная с 1.05.15 г. их работа без прохождения процедуры лицензирования становится незаконной со всеми вытекающими последствиями. Срок действия лицензий на осуществление деятельности в сфере управления и обслуживания МКД законом не лимитируется. Однако ее действие распространяется только на тот регион, в котором она была получена.

Какой орган осуществляет выдачу лицензий УК?

Лицензирование организаций, занимающихся обслуживанием и управлением МКД, происходит при взаимодействии двух государственных структур:

  • Территориального отдела государственного жилищного надзора;
  • Региональной лицензионной комиссией по управлению МКД.

Заявление с полным пакетом документов подается на рассмотрение в первую инстанцию. Государственный жилищный надзор после проверки бумаг пишет заключение, которое передает лицензионной комиссии.

Положительное решение первого государственного органа является основанием для выдачи лицензии управляющей организации. Госжилнадзор занимается оформлением требуемой бумаги, а затем передает ее УК.

Контроль деятельности УК

Пренебрежение требованиями нового закона и осуществление управленческой деятельности без лицензии грозит нарушителям административным штрафом в размере 50-250 тысяч рублей. Также компанию могут отстранить от руководства домом, в отношении которого было совершено нарушение. Также в виде наказания может выступать дисквалификация на 3 года.

Если компания, осуществляющая обслуживание дома, не получила разрешение на проведение деятельности, то собственники жилья обязаны провести собрание и самостоятельно выбрать предприятие, имеющее лицензию.

В случае, если собрание провести не удалось, дом выставят на конкурс.

Если организация недобросовестно выполняет свои обязательства и ее штрафуют более двух раз в течение года, она исключается из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что закон позволяет работать компании без лицензии, если жильцы дома на общем собрании, зная все нарушения предприятия, добровольно согласились продлить договор с этой организацией.

Лишить лицензии в 2019 году могут в результате судебного разбирательства. Иск имеет право подать представитель государственного органа жилищного надзора. Ходатайство в суд может подаваться, если в течение года управленческая компания потеряла более 15% жилого фонда.

Решение, принятое в судебном порядке, не поддается обжалованию, а предприятие навсегда лишается права осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Жилищные инспекции будут регулярно проводить контроль за соблюдением требований лицензии. В результате обнаружения ошибок организация может призываться к административной, гражданской и уголовной ответственности.

09.09.2015 | Лицензионный контроль: мнение Минстроя РФ.

Порядок проведения лицензионного контроля по-прежнему неясен. Кроме того, ряд специалистов жилищной сферы вообще решили, что никакого надзора в отношении организаций, получивших лицензию на управление многоквартирными домами, осуществляться не будет. На такую мысль их навела внесенная федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ в ЖК РФ норма, а именно: пункт 7 статьи 20 ЖК РФ, который устанавливает: «Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление».

На самом деле указанный пункт Жилищного кодекса говорит лишь о том, что в отношении лицензированных организаций не осуществляется именно жилищный надзор. А не осуществляется он как раз потому, что после получения лицензии в отношении управляющих организаций проводится лицензионный контроль.

Государственный лицензионный контроль должен осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 196 Жилищного Кодекса РФ, часть 2 данной статьи устанавливает, что:

«при осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса».

В пункте 4 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Министерству строительства и ЖКХ предложено утвердить:

«методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации».

Этот документ до сих пор Минстроем не принят, однако разъяснения некоторых вопросов лицензионного контроля Минстрой России уже опубликовал в письме от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04.

Список лицензионных требований

Лицензию на управление МКД выдают органы ГЖИ субъекта РФ. Лицензирующий орган формирует и ведёт реестр лицензий субъекта РФ.Список лицензионных требований, которые должны выполнять управляющие организации:

  • УО несёт ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме ( ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ ).
  • Качество выполняемых работ должно соответствовать техническим регламентам и правилам содержания ОИ в МКД ( ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ ).
  • УО несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг соответствующего качества или за обеспечение готовности инженерных систем к их поставке ( ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ ).
  • В течение согласованного срока за плату УО должна исполнять обязанности, которые предусмотрены договором управления ( ч. 2 ст. 162 ЖК РФ ).
  • УО должна соблюдать требования к раскрытию информации, которые установлены ч. 10 ст. 161 ЖК РФ : УО должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах на ресурсы, необходимые для предоставления КУ, в соответствии со стандартом раскрытия информации ( ч. 6 ст. 162 ЖК РФ ).
  • УО должна иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в должном порядке ( ч. 1 ст. 193 ЖК РФ ).
  • УО должна иметь уникальное наименование. Оно не должно быть тождественным или схожим с названиями компаний, которые получили лицензию раньше ( ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ ).
  • Должностное лицо компании, которая желает получить лицензию, должно иметь квалификационный сертификат, кроме того, у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости ( ч. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ ).
  • В реестре не должно быть лиц, которые исполняли функции единоличного исполнительного органа компании-лицензиата, лицензия которого аннулирована ( ч. 4 ст. 193 ЖК РФ ).
  • Информация о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии не должно быть в списках лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или аннулирования лицензии. А именно, в списках лиц, несших ответственность за несоблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания ОИ в МКД, в списках предпринимателей, в списках лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована ( ч. 4 ст. 193 ЖК РФ ).
  • Соискатель лицензии не должен быть ранее лишён лицензии ( ч. 5 ст. 193 ЖК РФ ).
  • У должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления ( ч. 3 ст. 193 ЖК РФ ).
  • Соблюдать иные требования, установленные Правительством РФ ( ч. 1 ст. 193 ЖК РФ ).

Документы и требования

Чтобы на легальном основании получить лицензионный документ и приступить к деятельности, УК должна подтвердить соблюдения ряда обязательных требований. В этот перечень входит:

  • наличие в собственности или аренде объектов нежилой недвижимости, необходимых для выполнения работ и услуг;
  • наличие у компании техники и спецоборудования для выполнения лицензированных видов деятельности;
  • штат работников, трудоустроенных на постоянной или временной основе для выполнения всех видов работ и услуг;
  • наличие у руководителя управляющей организации квалификационного аттестата, пройденного курса повышения квалификации по программе ЖКХ;
  • размещение в открытом доступе обязательного перечня отчетной документации о текущей деятельности УК.

Ввиду трудоемкости и сложности лицензионной процедуры в сфере ЖКХ, оптимальным вариантом станет обращение для подготовки документации к юристу. В этом случае учредители и руководитель УК получат гарантию быстрого прохождения лицензирования, а юрист возьмет на себя оформление всех обязательных документов.

В состав документации, которая будет рассматриваться уполномоченным государственным ведомством, входит:

  • заявление с указанием сведений об УК, регионе осуществления деятельности и т.д.;
  • учредительные документы компании, лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН;
  • документы, подтверждающие законность владения объектами недвижимости, в которых будут осуществляться заявленные виды деятельности;
  • бланки и формы, подтверждающие приобретение спецоборудования, техники, материалов;
  • кадровая документация о наличии штата сотрудников, имеющих навыки работы и квалификацию в сфере ЖКХ;
  • приказ о назначении руководителя , его действующий квалификационный аттестат;
  • платежное поручение, подтверждающее уплату госпошлины за выдачу лицензии.

Подача заявления и пакета документов допускается как в письменном виде, так и в электронной форме. Лицензирующим органом будет проводиться проверка документации, соблюдения условий и требований, регламентированных законом.

Наличие лицензии дает возможность указывать ее в составе конкурсной заявки, а также при заключении договора на управление домом. При этом для владельцев жилых помещений существенно упрощена процедура выбора УК, поскольку федеральный реестр лицензий размещен в открытом доступе.

Куда жаловаться на бездействие УК

Что делать, если управляющая компания недобросовестно относится к своим должностным обязанностям? Во-первых нужно письменно обратиться к руководителю.

Далее следует направлять жалобу в жилищную инспекцию, обращаться за помощью к главе местного самоуправления или инициировать проверку Роспотребнадзора. Незаконное использование денежных средств очень интересует прокуратуру или полицию. Крайняя мера – подача иска в суд.

Как правильно составить жалобу

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть написана от руки или направлена электронным документом. Гражданин имеет право передать обращение нарочно специалисту, отправить его при помощи почты или использовать электронный сервис на сайте. Заявитель должен официально обратиться к руководителю инстанции, указать личные координаты,  а также ясно и точно изложить суть проблемы и свои требования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector