Фз 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия
Содержание:
- Примеры недобросовестной конкуренции
- Федеральная антимонопольная служба
- Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
- 5 законных способов защиты от недобросовестной конкуренции
- Виды ограничения конкуренции
- Недобросовестная конкуренция путем дискредитации
- Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения
- Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
- Что такое конкуренция и ее основные типы
- Все о защите конкуренции
- Оформить товарный знак, чтобы насолить конкурентам — ст. 14.4 Закона о конкуренции
Примеры недобросовестной конкуренции
Осенью 2012 года ООО «Издательский Дом «Флагман» нарушил первую часть 14 статьи закона «О защите конкуренции», указав неверное количество экземпляров журнала «Интерьер & Дом» в выходных данных. Этот акт является незаконным, так как была распространена недостоверная информация. Журнал с большим тиражом имеет преимущества перед рекламодателем. Производитель указал 5 тысяч экземпляров, что не соответствовало реальности.
Обратимся к другому зафиксированному случаю недобросовестной конкуренции. В 2009 году ООО «Алкой-Холдинг» выпустил продукт практически идентичный конкурентному товару и продавал его по сниженной цене. Точки сбыта БАД «Коэнзим Q 10. Энергия клеток» и БАД «КУДЕСАН» были одинаковыми. Сходство продуктов в дизайне и составе привело к тому, что покупатель останавливался на более дешевой добавке, что повлекло снижение спроса на продукт конкурентов.
На практике фирмы часто стараются воздействовать на мнение покупателя, используя методы недобросовестной конкуренции и рекламу.
Как распознать незаконное ведение конкуренции
Порой удается не сразу распознать недобросовестную конкуренцию
Важно помнить, что это может случиться с каждым предприятием и стараться предотвратить незаконные действия на первых этапах. Если ваш конкурент активно старается занять лидирующую позицию на рынке, всячески препятствует вашему развитию, использует противозаконные средства для достижения своих целей, то, скорее всего, его можно привлечь к ответственности за незаконное ведение конкуренции
Для того чтобы не стать жертвой в конкурентной борьбе, стоит тщательно проверять новых сотрудников, предотвращать или немедленно опровергать слухи, не распространять важную информацию о планируемых инновациях, стараться предотвратить возможные заговоры против фирмы.
Первые признаки недобросовестной конкуренции
Если показатели спроса на ваш товар или услугу стали резко уменьшаться, то стоит проверить, не стали ли вы объектом недобросовестной конкуренции. Уличить предприятия в незаконной деятельности против вас бывает очень непросто.
Если у вас появились подозрения, что в ситуации замешаны третьи лица, то:
Проверьте, не произошла ли утечка важной информации.
Постарайтесь выявить причину снижения спроса: проанализируйте рынок, возможно, появился новый конкурент, который старается занять лидирующую позицию.
Относитесь более внимательно к своему персоналу, возможно, кто-то передает информацию конкурентам.
Заручитесь поддержкой вышестоящих органов.
Федеральная антимонопольная служба
Как было сказано выше, за ведение недобросовестной конкуренции предусмотрена ответственность – уголовная либо административная.
Следит за этим процессом Федеральная антимонопольная служба, которая имеет свои подразделения на каждой территории. Федеральная антимонопольная служба рассматривает все жалобы, связанные с действиями недобросовестных конкурентов. Именно ФАС занимается рассмотрением и принятием решения о мере пресечения по каждому отдельному случаю, самостоятельно выносит постановления, выдает предписания и так далее.
Если отдельный случай не подходит под нормы уголовного законодательства, то применяются нормы Административного кодекса.
В соответствии с законодательством, за недобросовестную конкуренцию может быть наложен только штраф. Существует срок давности по такой конкуренции 1 год. Стоить помнить о том, что действия по недобросовестной конкуренции повторяются, в основном, циклично, поэтому срок давности необходимо исчислять исходя из последнего случая. По истечению этого невозможно будет привлечь конкурента к какой-либо ответственности.
В ФАС утвержден порядок рассмотрения поступивших жалоб о каких-либо фактах нарушения закона.
- Изначально все материалы проверок направляются специальной комиссии.
- Данная комиссия выслушивает доводы каждой стороны данного дела, анализирует все документы и принимает решение.
Такое решение возможно обжаловать в судебном порядке. В особенности, правом обратиться в суд прибегают недобросовестные конкуренты, которым выдается предписание на устранение всех нарушений законодательства, так как при подаче заявления в судебные органы, выполнение данного предписания приостанавливается на все время рассмотрения дела судом.
Так же и само предписание можно обжаловать в судебном порядке. Но и здесь существуют определенные сроки. Недобросовестный конкурент может обратиться в судебные органы не позднее трех месяцев со дня вынесения ему предписания.
Если имеется необходимость, федеральная антимонопольная служба проводит дополнительные проверки по данному факту, выписывает протокол и постановление о выявленных нарушениях и назначает штрафные санкции. В период десяти дней такое постановление подлежит обжалованию в судебных органах.
Если же причиненный вред конкуренту составляет более 5 миллионов рублей, тогда недобросовестному конкуренту грозит уголовное наказание. Тогда к Федеральной антимонопольной службе подключаются специализированные структуры полиции.
Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
Нормативный документ устанавливает запреты на деяние, принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.
Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей
Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей.
В главе указываются допустимые и запрещенные типы преференций, а также требующих предварительного согласования с антимонопольными органами.
Закон регламентирует, ограничивает, исключает те или иные деяния, которые могут поспособствовать образованию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб, либо ущемляются права субъектов хозяйствования.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые деяния, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, целью которых является получение преимуществ в хозяйственной деятельности.
Зачастую такие методы идут вразрез не только с действующим законодательством, но и противоречат нормам морали, этики, корпоративного и делового этикета. Кроме этого, нарушаются принципы гуманности и добропорядочности.
Применяя подобные методы ведения хозяйственной деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ущемляет права и интересы других участников рынка.
5 законных способов защиты от недобросовестной конкуренции
-
Соблюдение норм Постановления Федеральной антимонопольной службы или её регионального представительства
В нормах указаны требования Федеральной антимонопольной службы, которые должны обязательно выполняться.
Заявление о факте недобросовестной конкуренции могут подавать учреждения регионального и федерального уровня: и государственные (в том числе прокуратура), и коммерческие. В нём должно быть указано само нарушение, подходящее под понятие недобросовестной конкуренции, и его документальное подтверждение.
-
Рекламное опровержение неправомерно распространяемой информации
Часть 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» гласит, что ложную информацию в рекламе нужно опровергнуть, чтобы она не имела последствий.
При подтверждении факта нарушения законодательства виновный должен выпустить контррекламу с опровергающими сведениями за свой счет в сроки, установленные органом антимонопольной политики. Если этого не произойдет, то реклама с нарушениями может быть приостановлена контролирующими организациями до выполнения предъявленных требований. Подрядчики, которые разрабатывают, выпускают и размещают запрещенные рекламные материалы, извещаются об изложенном выше антимонопольной службой.
Установлены определенные правила. Им подчиняется контрреклама для ликвидации допущенного ранее негативного эффекта. Она должна:
— Распространяться через те же каналы, что и предыдущая реклама.
— Обладать аналогичными характеристиками, что и прежняя: место распространения, вид, сроки, сюжет.
— Согласовывать содержание с контролирующим рекламную деятельность органом.
Однако Федеральная антимонопольная служба допускает, что контрреклама может отличаться от недобросовестной, но когда и в чём именно допускаются изменения, не оговорено. Есть и другие упущения. Так, правила создания контррекламы не определены досконально, поэтому лазейки в законе найти можно, равно как и использовать их для своих целей.
-
Изъятие продукции из продажи
Закон «О защите прав потребителей» призван обезопасить человека от последствий недобросовестной конкуренции. Согласно пункту 5 статьи 7 производитель обязуется убрать на время продукт из всех торговых точек и прекратить его выпуск, если он при соблюдении условий эксплуатации причинял ущерб окружающей среде, здоровью или нес угрозу для жизни. Бывает, что не всегда понятны причины происходящего, но распространение продукта в любом случае должно быть приостановлено.
Если предприниматель не выполняет требования закона, то его продукция изымается из распространения службами надзора за качеством и безопасностью товаров и услуг. Причем производитель за свой счет компенсирует потребителю ущерб, который тот понес при изъятии товара.
-
Аннулирование заключенных незаконно договоров
Любой договор должен соответствовать требованиям законодательства о конкуренции. Но на практике не каждая сделка оформляется по закону, и когда такое обнаруживается, то договор признается недействительным.
Пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ выделяет два вида контрактов. К первому относятся те, которые можно оспорить через суд. Ко второму – те, которые нельзя отнести к какому-либо нормативному акту. Этот вид включает договоры между организациями, производящими одинаковый товар или услуги. Такие контракты провоцируют недобросовестные способы борьбы, но согласно статье 6 пункта 1 закона «О защите конкуренции» они будут недействительны. А статья 18 приводит признаки оспариваемых договоров. Сдерживание конкурентоспособности каждой фирмы станет поводом к их аннулированию.
-
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
Запреты, в основе которых лежит недобросовестная конкуренция, законодательство налагает не на фирмы, а на местные, федеральные или региональные органы контроля.
ФАС подает иск на эти контролирующие органы, чтобы признать разработанные ими нормативные акты несостоятельными. В дальнейшем возможно их аннулировать.
Виды ограничения конкуренции
Воздействие на нарушение равновесия может осуществляться в различных видах:
- неправомерное использование преимущественной позиции;
- сговор в отношении других субъектов;
- противоправные манипуляции органов власти.
Злоупотребление доминирующей позицией
Доминирование – исключительное преимущество компании, сопровождающееся возможностью единолично влиять на состояние товарооборота, устранять конкурентов, затруднять выход на рынок.
Злоупотребление преимущественным правом может проявляться в различных вариантах:
- Установление завышенной (заниженной) цены.
- Изъятие продукта для искусственного роста цен.
- Необоснованное сокращение производства продукта с высоким спросом.
- Работа с контрагентом на условиях, ущемляющих его выгоду и возможности.
- Разброс цен на один продукт.
- Формирование дискриминационных условий для конкурентов.
- Создание барьеров для входа на рынок новых покупателей.
- Нарушение ценообразования, соответствующего законодательству.
Доминирующее положение может занимать одна фирма или группа компаний.
Сговор участников рынка
Согласованность действий подразумевает не заключение договора, а устный (письменный) сговор для соблюдения своих интересов и выгоды.
Соглашение может касаться различных аспектов:
- цен на продукцию;
- объемов закупок и продаж;
- сфер влияния;
- условий продаж и сбыта товара;
- проведения торгов (государственный заказ).
Фирмы, участвующие в сговоре, образуют картель. Данная структура является самой опасной формой нарушения антимонопольного регулирования.
Акты и действия органов власти
Законодательство запрещает органам власти осуществлять действия или принимать нормативно-правовые акты, ограничивающие конкуренцию:
- вводить ограничения создания новых хозяйствующих субъектов;
- устанавливать запреты на ввоз и производство определенных товаров;
- препятствовать деятельности участников рынка;
- устанавливать ограничения обращения товаров в РФ;
- расставлять приоритеты в поставке товаров или заключении договоров;
- ограничивать количество поставщиков для отдельных продуктов.
Проявление ограничения свободной конкуренции ведет к образованию монополий.
Совершенная конкуренция и ее суть.
Примеры ограничений
При рассмотрении примеров, препятствующих развитию конкуренции, со стороны властей и отдельных участников рыночных отношений, можно выделить основные:
- необоснованный отказ принятия заявления для участия в тендере;
- отказ в заключении контракта с победителем торгов;
- нарушение правил и периода публикации информации о проведении тендера;
- принятие решения о занижении цен на определенный товар, с целью устранения конкурента;
- демпинг, с целью расширения своей доли на рынке.
Недобросовестная конкуренция путем дискредитации
Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.
Дискредитация осуществляется в отношении:
- Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
- Количества реализуемого товара, методов его получения;
- Условий его приобретения.
Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.
Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.
Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения
Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.
Статья 11
В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:
Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства. В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью
В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.
Статья 14 ФЗ о защите конкуренции
В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.
До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.
В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.
Статья 15 ФЗ 135
Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.
Не допускаются действия, связанные с:
Статья 16
Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:
Статья 17.1 закона о защите конкуренции
Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:
Статья 18.1 закона о защите конкуренции
Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.
Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:
Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.
Статья 28 ФЗ о защите конкуренции
Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:
Статья 44
Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.
Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.
Для рассмотрения, в заявлении указывается:
В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:
Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции
Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения. Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция. Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций. Последние изменения, коснувшиеся гл
5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией. В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды
Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией. В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.
Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу. Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закон «О закупках товаров, работ, услуг …» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.
Вывод! Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов.
Что такое конкуренция и ее основные типы
Конкуренция представляет собой соперничество предприятий на рынке для получения максимальной прибыли.
Существует две основные формы конкуренции: внутриотраслевая (между предприятиями одной отрасли) и межотраслевая (между крупными предприятиями разных отраслей).
Также конкуренцию классифицируют по разным признакам:
- По масштабам развития;
- По характеру развития;
- По соотношению спроса и предложения;
- В зависимости от предпосылок конкурентного развития рынка.
Давайте подробнее остановимся на совершенной (свободной) и несовершенной конкуренции. Первый вид подразумевает полное равноправие и свободу на рынке, каждое предприятие имеет полный доступ ко всей информации, отсутствует разнообразие торговых марок, предприятия развиваются самостоятельно, то есть нет воздействия со стороны конкурентов.
Различаются эти подтипы конкуренции количеством лидирующих производителей на рынке. В монополии присутствует чаще всего одна крупная фирма, которая не имеет серьезных конкурентов. В монополистической конкуренции участвует большое количество производителей, которые предлагают похожий, но не идентичный продукт покупателям.
В олигополии число конкурентов не превышает десяти фирм. Производители непосредственно влияют на ценовую политику, распределяют между собой рынок и препятствуют появлению новых конкурентов. В России примером олигополии является автомобильная промышленность.
На практике фирмы применяют различные методы, чтобы увеличить свою долю на рынке, привлечь внимание покупателей и получить наибольшую прибыль. Производители могут снижать цену, улучшать качество продукции, предлагать дополнительные услуги и так далее
Однако в процессе жесткой конкуренции многие фирмы прибегают к незаконной деятельности.
Законодательная база
На территории РФ действуют четыре основные закона, регулирующие рыночную конкуренцию:
- ФЗ № 135-Ф3 «О защите конкуренции»
- Статья 34 Конституции РФ
- ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»
- ФЗ № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
Наиболее полно запрещенные методы конкуренции описаны в ФЗ «О защите конкуренции». Согласно этому закону, к недобросовестным формам относятся:
- Дискредитация конкурирующего предприятия;
- Введение в заблуждение покупателя или клиента;
- Некорректное сравнение продукции или услуг конкурента;
- Ведение конкуренции путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юр. лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;
- Ведение конкуренции с помощью использования результатов интеллектуальной деятельности;
- Создание смешения;
- Незаконное получение, использование и разглашение коммерческой или охраняемой законом тайны;
- Любые другие виды недобросовестной конкуренции.
Каким способом убрать успешного конкурента
Конкуренция является двигателем торгового прогресса, способствует развитию рынка и улучшению качества товаров и услуг. Благодаря здоровому соперничеству, у потребителя всегда есть выбор, а производитель постоянно старается улучшить свой продукт. Однако на рынок выходят новые компании и производители, и конкуренция постоянно растет. Крупные предприятия всячески стараются удержать свои лидирующие позиции, поэтому нередко препятствуют развитию своих малых коллег. На практике используются не только стандартные методы борьбы, но и недобросовестные.
Добросовестная и недобросовестная конкуренция
К добросовестным методам относят ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает специальное снижение цен, чтобы покупатель заинтересовался новой маркой товара и приобрел продукт. К неценовой конкуренции относят изменения, направленные на улучшение качества услуги или товара, запуск новых акций, ребрендинг и расширение ассортимента.
Любой недобросовестный метод нарушает закон РФ «О защите конкуренции». Если предприниматель распространяет ложные сведения о конкурентах, старается нарушить поставки товара, намеренно занижает цену, то его можно привлечь к ответственности.
Все о защите конкуренции
Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», как ясно из его названия, защищает конкуренцию. Он призван исключать или ограничивать возможность воздействия каждого субъекта хозяйствования на рыночное обращение товаров или услуг. Следовательно, существует потенциальная угроза со стороны неких сил, стремящихся злонамеренными действиями установить для себя привилегии, обеспечивающие доминирование в хозяйственно-экономическом пространстве РФ.
Совокупность нормативных актов, направленных на поддержку условий здорового соревнования участников внутреннего рынка составляет антимонопольное законодательство, частью которого является ФЗ 135. Кроме него защитную по отношению к конкуренции функцию несут:
- Конституция Российской Федерации, являющаяся основой всех остальных актов. Согласно статье 8, в РФ провозглашена свободная рыночная экономика, в ст. 34 (п. 2) содержится запрет на деятельность, ведущуюся в целях монополизации. Статьей 73 утверждено единое пространство для экономической деятельности во всём государстве, названное необходимым условием здоровой конкуренции;
- Международные акты, ратифицированные РФ: Антимонопольное соглашение стран СНГ от 12.03.1993, Соглашение от 25.01.2000 и Договор о согласовании антимонопольной политики;
- Гражданский кодекс РФ. В статьях 1033 и 10 содержится запрет использования гражданских прав в цели подрыва конкуренции и злоупотребления рыночным доминированием;
- Деятельность естественных монополий регулируется на основе ФЗ от № 147-ФЗ от 17.08.1995;
- Закон «О недрах» – статья 17;
- Закон «О банках» – статья 32;
- Закон № 60-ФЗ от 13.12.1993 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» – статья 5;
- Закон «О связи» – статьи 15, 17 и 20.
- Другие нормативные акты Российской Федерации и постановления Правительства РФ, нормативные распоряжения местных и федеральных антимонопольных органов.
Основные методы антимонопольного госрегулирования:
- Контроль со стороны государства создания, реорганизации, ликвидации коммерческих структур, а также соблюдения законодательства во время приобретения пакетов акций;
- В случае надобности государство может прибегнуть к принудительному разделению (выделению) предпринимательских структур;
- Административное влияние на цены (установление предельных величин или коэффициентов, норм рентабельности).
Оформить товарный знак, чтобы насолить конкурентам — ст. 14.4 Закона о конкуренции
Товарный знак оформляют, чтобы продвигать свой продукт под брендом и формировать у клиентов ассоциацию качественного продукта вот с этой вот маркой. А оформить товарный знак, чтобы убрать конкурентов и стрясти с них компенсацию за контрафакт — нечестно.
Если ФАС установит, что бренд оформили, чтобы навредить, конкуренты отменят силу товарного знака в Роспатенте.
Компания оформила в Роспатенте бренд «Европейское печенье». И сразу разослала претензии другим кондитерам, которые тоже делали печенье с названием «Европейское». Кондитеры пожаловались в ФАС. Они 10 лет продавали печенье «Европейское», и благодаря им бренд стал узнаваем. А компания просто захватила известное название, чтобы нажиться. Компании выдали предписание — дело № СИП-975/2020.