Нарушения и меры ответственности в сфере закупок ау

Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание закупочной процедуры несостоявшейся включает комплекс юридических и фактических действий, которые призваны зафиксировать особенный статус такой закупки. Это позволяет в дальнейшем подтвердить легитимность заключения договора в упрощенном порядке с единственным поставщиком.

Заказчику следует принять такие меры:

  1. Выявить и проанализировать условия, которые послужили основанием для признания закупки таковой. Например, заказчик предъявил слишком строгие требования к участникам, некорректно указал начальную цену по договору, предоставил участникам слишком сжатые сроки для подачи заявок и пр.
  2. Признать закупку таковой и подписать соответствующий протокол. Протокол нужно разместить в открытом доступе.
  3. Принимается решения о последствиях. Это может быть проведение иной закупочной процедуры в упрощенном порядке или подписание договора с единственным поставщиком.

223–ФЗ дает заказчикам возможность самостоятельно определиться с последствиями признания процедуры несостоявшейся (в отличие от императивных правил, которые прописаны в 44-ФЗ).

В Положении, которое действует у заказчика, тот может предусмотреть такие варианты:

  1. Провести новую закупку.
  2. Провести упрощенную закупочную процедуру.
  3. Заключить договор с единственным поставщиком.

При этом в положении заказчик может предусмотреть возможность выбора одного из указанных вариантов по своему усмотрению в зависимости от специфики ситуации. Например, он подписывает договор с единственным участником, если проведение новой закупки лишено смысла и нецелесообразно (нет времени для организации новых торгов, новая процедура не приведет к появлению новых потенциальных участников и пр.).

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности, налагаемые на то или иное должностное лицо, а также на юридические лица, назначаются только контролирующими органами в сфере закупок либо по решению суда. В основу расчета того или иного административного взыскания ложится обязательное изучение допущенного нарушения, а также степень причиненного ущерба государству при совершении того или иного правонарушения.

Вид нарушения Размеры штрафных санкций для должностных и юридических лиц
Проведение закупки в иной форме, нежели предусмотренная законом электронная форма (ст. 7.32.3, часть 1 КоАП РФ) Для должностных лиц штраф составит от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей
Проведение закупки, для которой предусмотрена электронная форма, в другой форме должностным лицом, которое уже ранее привлекалось за аналогичное правонарушение более двух раз (ст. 7.32.3, часть 2 КоАП РФ) Для должностного лица штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей либо назначение профессиональной дисквалификации на срок от 6 месяцев до одного года
Проведение закупки, для которой механизм предусмотрен действующим законодательством о контрактной системе, другими способами и с использованием других механизмов нормативного регулирования (ст. 7.32.3, часть 3 КоАП РФ) Для должностных лиц санкции находятся в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 100 тысяч рублей
Несоблюдение сроков, предусмотренных для размещения в ЕИС информации о закупках, кроме случаев, когда идет речь о размещении сведений об изменениях закупочной документации (ст. 7.32.3, часть 4 КоАП РФ) Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей
Несоблюдение правил размещения в ЕИС информации о закупках, если разместить такую информацию требуют положения действующего законодательства в сфере закупок (ст. 7.32.3, часть 5 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются наказанию в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей
Нарушения, которые были допущены в части размещения информации о вносимых в закупочную документацию изменениях в ЕИС (ст. 7.32.3, часть 6 КоАП РФ) Должностное лицо подвергается штрафу от 5 до 10 тысяч рублей, а юридические – от 10 до 30 тысяч рублей
Нарушение установленных требований в части составления извещений о проводимой закупочной процедуре (ст. 7.32.3, часть 7 КоАП РФ) На должностных лиц налагается штраф в диапазоне от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Формирование требований к потенциальным участникам закупочной процедуры, если такие дополнительные требования не предусмотрены законодательством об осуществлении закупок (ст. 7.32.3, часть 8 КоАП РФ) Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 3 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Нарушение сроков исполнения вынесенного предписания или решения контролирующих органов в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, если такое решение или предписание касается устранения нарушений в части проведенной закупки (ст. 7.32.3, часть 9 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются штрафам в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические – от 300 до 500 тысяч рублей
Нарушение правил, сроков и порядка предоставления информации о недобросовестных исполнителях заключенных государственных и муниципальных контрактов (ст. 7.32.3, часть 10 КоАП РФ) Должностные лица подвергаются штрафным санкциям в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей, юридические – от 30 до 50 тысяч рублей

В том случае, если при формировании плана-графика закупок или при проведении подготовительной работы к осуществлению той или иной закупочной процедуры были осуществлены мероприятия, направленные на дробление закупок, то при проведении проверки заключенных по итогам таких закупочных процедур контрактов и договоров Федеральная антимонопольная служба вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего, кроме такого постановления, выносится также и решение о назначении штрафных санкций за ограничение возможностей конкуренции. Максимальный порог такого штрафа составляет 50 тысяч рублей для должностного лица, а для юридического – 500 тысяч рублей.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

Нарушения при обеспечении открытости информации о закупке.

Обеспечение информационной открытости закупочного процесса является одним из основополагающих принципов Федерального закона № 223‑ФЗ. Поэтому сроки размещения сведений в единой информационной системе достаточно четко регламентированы. Однако заказчики (в том числе автономные учреждения) могут нарушать требование о раскрытии той или иной информации, размещая ее с опозданием либо не публикуя вовсе.

Помимо своевременной публикации положения о закупке и его изменений, а также планов закупки заказчикам следует обратить внимание на три других момента:

  1. Информация должна быть размещена именно в единой информационной системе, а, например, не на сайте заказчика или электронной торговой площадке, на которой производится закупка. Иначе произойдет нарушение действующего законодательства. В частности, такой вывод сделал Арбитражный суд Ростовской области в Решении от 29.04.2013 № А53-3211/13. Заказчик разместил в единой информационной системе извещение о проведении открытого конкурса, но изменения в конкурсную документацию, разъяснения данной документации, а также протоколы вскрытия заявок были опубликованы на сайте электронной торговой площадки (пусть и в установленные сроки). Исходя из этого, арбитры посчитали, что заказчик нарушил п. 5 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ, и признали законным решение антимонопольного органа об аннулировании торгов.
  2. Сведения о заключенных договорах должны раскрываться в полном объеме. Согласно п. 19ст. 4 Федерального закона №223‑ФЗ заказчику не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, необходимо разместить информацию о количестве и общей стоимости договоров, заключенных:
  • по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительство РФ приняло решение о неразмещении информации на официальном сайте;
  • по результатам закупки у субъектов малого и среднего бизнеса.

Отметим, что первый пункт предполагает общие данные, объединенные по всем закупкам, проведенным в отчетном периоде. Сведения по второму и четвертому пунктам не обязательно должны совпадать: в число закупок у единственного поставщика могут входить не только приобретения у малого и среднего бизнеса, но и, например, у субъектов естественных монополий, а предприниматели могут участвовать и в конкурентных процедурах закупки. Публикация отчетности по третьему пункту также обязательна: приведенная норма Федерального закона № 223‑ФЗ не содержит исключений для тех заказчиков, которые не проводят закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.

Кроме того, в составе отчетности заказчикам необходимо раскрывать и договоры, заключенные по итогам закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если годовая выручка превышает 5 млрд руб.). Несмотря на то, что сведения о таких закупках заказчик может не размещать в единой информационной системе, итоговую отчетность по ним публиковать все же нужно. На это Федеральная антимонопольная служба указала в разд. 7 Письма от 24.12.2012 № ИА/44025/12.

  1. О недобросовестных участниках закупки и поставщиках заказчики обязаны информировать антимонопольный орган (ст. 5 Федерального закона № 223‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

    О недобросовестности свидетельствуют следующие признаки:

  • участник закупки уклонился от заключения договора, в том числе не представил заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или обеспечение исполнения договора (при наличии такого требования);
  • по решению суда договор с поставщиком расторгнут в связи с существенным нарушением им условий.

Согласно положениям названного постановления заказчик должен направить сведения об уклонившемся участнике и проведенной закупке не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке. Сведения о недобросовестном поставщике передаются не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора.

Субъекты правонарушений

К ним относятся:

  • должностные и уполномоченные лица;
  • представители закупочной комиссии;
  • эксперты;
  • лица, ответственные за осуществление договора;
  • члены приемной комиссии;
  • лица, обеспечивающие проведение электронных торгов;
  • представители банка.

В отношении этих субъектов правонарушений применяются административные и уголовные наказания:

  • штраф,
  • принудительные или исправительные работы,
  • запрет на ведение конкретной деятельности или на возможность занимать определенные государственные посты,
  • лишение свободы.

Что именно применяется в отношении нарушителя, зависит от степени его вины, размера причиненного ущерба.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. новую редакцию положения о закупке;
  3. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Признаки коррупционного правонарушения

Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:

  • Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
  • Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
  • Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
  • Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
  • Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
  • Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
  • Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
  • Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
  • Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.

Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2016 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Какие штрафы предусмотрены для участников закупок по 223-ФЗ

Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафуют и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. И еще предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока.

Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привело к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора.

Наложение штрафа по 223-ФЗ чаще всего связано с возложением на одну из сторон закупки административной ответственности.

Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний уже более 7 лет. Нами охвачено более 40 сфер в сложном и техническом продукте. К нам обращаются компании со всей России, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы гарантируем увеличение шансов на победу в тендере!
Действующая в настоящее время система государственных закупок, которая функционирует на основании целого ряда федеральных нормативных актов, подвергается постоянному реформированию. Обусловлено это тем, что вся эта система направлена на то, чтобы вся система закупок стала максимально прозрачной.

Согласно федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под «обращение с отходами» подпадает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

До настоящего времени законом 223 ФЗ был установлен только приоритет российских товаров (ПП РФ № 925).

Выбор того или иного вида дисциплинарного взыскания должно быть осуществлено только по результатам проведения специальной оценки допущенного нарушения.

Штрафы по 223-ФЗ – таблица КоАП 2019 с последними изменениями

С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ.

Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП.

Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.

Ответственность заказчиков

Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.

Вид нарушения Сумма взыскания Основание по КоАП
с должностного лица с юридического лица часть статья
Неверная форма определения методики закупки
Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено 10 тыс. – 30 тыс. рублей 100 тыс. – 300 тыс. рублей 1 7.32.3
Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки 40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года) 2 7.32.3
Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом 20 тысяч – 30 тыс. рублей от 50 до 100 тыс. рублей 3 7.32.3
Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке
Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС 2 тыс. – 5 тыс. рублей 10 тыс. – 30 тысяч рублей 4 7.32.3
Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупках от 5 до 10 тыс. рублей от 10 000 до 30 000 рублей 6 7.32.3
Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР 2 000 – 3 000 рублей 5 тыс. – 10 тыс. рублей 7 7.32.3
Не предоставление сведений на всеобщее обозрение
Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством 30 тыс. – 50 тыс. рублей 100 – 300 тыс. рублей 5 7.32.3
Попытки ограничения здоровой конкуренции
Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг 2 000 – 3 000 рублей 5 000 – 10 000 рублей 8 7.32.3
Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе. 10 000 – 15 000 рублей 30 000 – 50 000 рублей 19.7.2-1
Не соблюдение предписаний контролирующих органов 30 тысяч – 50 тыс. рублей От 300 до 500 тыс. рублей 7.2 19.5

Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.

От чего будет зависеть размер штрафа

В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены.

Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов.

Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector