Жалоба в комитет по правам человека оон (помощь в подготовке)

Содержание:

Содержание и форма жалобы

Жалоба должна содержать следующие данные:

1. личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;

2. указание на государство, против которого подается жалоба;

3. содержание обвинений;

4. статьи Пакта, которые, по мнению заявителя, были нарушены;

5. предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на родном языке и написана от руки. В связи с тем, что официальными языками Комитета являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру.

Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять

Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.

Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне

Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.

Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.

1-ый лист формуляра

Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба

Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».

2-ой лист формуляра

Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо

3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.

Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.

В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.

3-ий лист формуляра

4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.

4-ый лист формуляра

Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)

На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.

Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.

Страницы 5, 6, 7

Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены

На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.

Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.

Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости

На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.

Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.

Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты

11-ая страница сводится к трём вопросам:

  1. Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
  2. Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
  3. Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.

Страница 12 — список приложенных документов

К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.

Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.

Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя

Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке

Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо

На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.

После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.

Отправлять нужно со следующими реквизитами:

Кому The Registrar

Куда European Court of Human Rights, Council of Europe

Город Strasbourg — CEDEX

Страна France

Индекс F-67075

Общая информация

СПЧ ООН – международный орган, входящий в систему ООН, который занимается укреплением и защитой прав человека по всему миру. Он был образован в марте 2006 года, в его состав входит 47 государств.

Деятельность органа ведется на постоянной основе. В отличие от своего предшественника, СПЧ имеет статус вспомогательного органа при ГА ООН.

В компетенцию Совета ООН по правам человека входит мониторинг событий и ситуаций, при которых происходит нарушение прав личности, а также помощь странам в данной области. В своей работе Совет тесно сотрудничает с другими структурами ООН и международными организациями.

Как рассматриваются жалобы

Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. И у него не столь много полномочий, как, скажем, у ЕСПЧ.

КПЧ не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.

Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.

В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.

Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). РешениеКомитета по правам человека ООНдоводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.

Что будет, если жалобу удовлетворят:

  1. Принимаются соответствующие «соображения».
  2. Государству предлагается устранить нарушение (нарушения) так, как оно посчитает нужным, или в виде той меры (мер), которую предложит Комитет.
  3. Среди меры, предложенной Комитетом, может быть: отмена/изменение актов, которые повлекли нарушение Пакта, освобождение незаконно арестованного (задержанного), прекращение конкретных действий, нарушающих права человека, выплата денежной компенсации и др.

В дальнейшем, после вынесениярешения Комитета по правам человека ООН, дело передается на контроль Специальному докладчику Комитета. Он координирует действия сторон, контактирует и взаимодействует с ним, контролирует процесс исполнения «соображений». Не все, но многие удовлетворенные жалобы удалось довести до исполнения принятого решения. Здесь нужно учитывать, что Комитет рассматривает жалобы, поступающие практически со всего мира, а ситуация с соблюдением прав человека во многих странах абсолютно противоположная, как, впрочем, и регулирование таких прав в национальных правовых системах.

*****

Для граждан многих стран мира обращение в Комитет по правам человека, как и в другие инстанции ООН, например, в Совет по правам человека, – единственная возможность защиты. Этого нельзя сказать о странах Европы и о России, где основной поток жалоб идет в Европейский суд по правам человека. Но в ряде случаев ничего не остается, как обращаться в КПЧ. Так приходится поступать, когда ЕСПЧ отклонил жалобу по процессуальным нарушениям (здесь критерии приемлемости более жесткие) либо истек 6-месячный срок обращения в эту инстанцию.

Органы ООН по правам человека

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) стремится предложить высочайший уровень квалификации и обслуживания различным механизмам ООН, выполняющим функцию мониторинга: уставным органам, в частности, Совету по правам человека, и органам, учрежденным в соответствии с международными договорами в области прав человека и состоящим из независимых экспертов, которые наблюдают за выполнением договоров государствами-участниками. Отдел УВКПЧ по делам Совета по правам человека и договоров предоставляет административные услуги большинству вышеназванных органов.

Уставные органы

  • Комиссия по правам человека (теперь Совет по правам человека)

Договорные органы

Существует 10 договорных органов по правам человека, контролирующих выполнение
основных международных договоров в области прав человека :

  • Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД)
  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП)
  • Комитет по правам человека (КПЧ)
  • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
  • Комитет против пыток (КПП)
  • Комитет по правам ребенка (КПР)
  • Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов (КТМ)
  • Подкомитет по предупреждению пыток (ППП)
  • Комитет по правам инвалидов (КПИ)
  • Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ)

жалоба в еспч: суть и критерии

Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.

Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).

Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.

Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц

Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ

Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.

Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.

В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.

Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.

Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.

Договорные органы

Существует 9
основных международных договоров в области прав человека, наиболее поздний из которых — по насильственному исчезновению — вступил в силу 23 декабря 2010 г. С момента принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году все государства-члены ООН ратифицировали как минимум один договор в области прав человека, а 80 процентов государств – четыре и более.

В настоящее время существует 10 договорных органов, представляющих собой комитеты независимых экспертов. Девять из них наблюдают за выполнением государствами-участниками договоров ООН в области прав человека, в то время как десятый — Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, — проверяет места заключения в государствах-участниках Факультативного протокола.

Органы учреждены в соответствии с положениями договора, наблюдение за выполнением которого они ведут. УВКПЧ содействует договорным органам в согласовании их методов работы с установленными требованиями.

Существуют другие
структуры и учреждения ООН, занимающиеся поощрением​ и защитой прав человека.

Уставные органы

К уставным органам относятся бывшая Комиссия по правам человека, Совет по правам человека, который заменил Комиссию по правам человека, и специальные процедуры. Совет по правам человека провел свою первое заседание 19 июня 2006 года. Этот межправительственный орган осуществляет свою деятельность в Женеве в течение 10 недель в год. В состав Совета входят 47 государств-членов ООН, которые избираются первоначально на 3 года и не могут исполнять свои полномочия дольше двух следующих друг за другом сроков. Совет по правам человека уполномочен пресекать нарушения прав человека, ликвидировать неравенство и дискриминацию, защищать наиболее уязвимых и разоблачать правонарушителей.

Совет по правам человека – самостоятельный орган, отдельный от Управления Верховного комиссара по правам человека, в соответствии с мандатами, выданными Генеральной Ассамблеей. Тем не менее, УВКПЧ обеспечивает проведение заседаний и последующих совещаний Совета по правам человека.

«Специальные процедуры» — это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира. Специальные процедуры представляют собой либо отдельное лицо (специальный докладчик, специальный представитель или независимый эксперт), или рабочую группу. Обладатели мандатов специальных процедур – видные, независимые эксперты, работающие на добровольной основе и назначаемые Советом.

Мандат специальных процедур предполагает изучение, наблюдение, консультирование и информирование общества о ситуации в области прав человека в отдельных странах или на отдельных территориях (страновые мандаты) либо о массовых нарушениях прав человека во всем мире (тематические мандаты). Все специальные процедуры предоставляют Совету по правам человека отчеты о результатах своей деятельности и рекомендации. Иногда они представляют собой единственный механизм, который оповещает международное сообщество об имеющихся проблемах в области прав человека, поскольку они могут рассматривать ситуации в любых частях мира вне зависимости от того, ратифицировало ли государство тот или иной документ в области прав человека.

На 1 августа 2017 г. существует 44 тематических мандата и 12 страновых мандатов.

УВКПЧ содействует работе докладчиков, независимых экспертов и рабочих групп посредством своего Отдела по обеспечению работы специальных процедур, который обслуживает все, кроме одного, тематические мандаты и предоставляет централизованную поддержку специальным процедурам как системе. Департамент по работе с миссиями на местах и технического сотрудничества содействует работе страновых мандатов. 

Как работает система свободы собраний в ООН

В прошлом году Комитет по правам человека ООН пригласил национальные правозащитные учреждения, гражданское общество, научные круги и международные организации предоставлять информацию о свободе собраний в их регионах.

Часть из докладов, которые прислали Комитету, прочитала и проанализировала юристка и волонтерка ОВД-Инфо Елизавета Доброрадных. В документах можно увидеть несколько видов ограничений свободы собраний.

Так, датская гуманитарная неправительственная организация DanChurchAid сообщает о злоупотреблении антитеррористическим законодательством и ограничении мирных собраний. А Гонконгские НКО пишут о запрете на использование флагов и переквалификации участия в незаконном собрании (не согласованном властями) в «восстание» и привлечении участников к уголовной ответственности до 7 лет лишения свободы.

Также в Комитет сообщают о практиках регулирования свободы собраний. Международная организация The European Center for Not-for-Profit Law говорит о том, что запрет на проведение собраний в определенных местах или в определенное время не может считаться пропорциональной мерой для соблюдения других интересов общества. Международная сеть организаций гражданских свобод INCLO считает, что необоснованное использование средств распознавания личности должно быть запрещено. Записи, сделанные полицией, должны быть открытыми и соответствовать законодательству о персональных данных.

В прошлом году юристы Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо тоже подготовили и отправили к статье 21 («Право на мирные собрания») Международного пакта о гражданских и политических правах.

Сколько получают счастливчики

ООН предлагает привлекательный пакет вознаграждения с конкурентоспособной оплатой труда и льготами. Уровень дохода специалистов, набираемых на международной основе, определяется с учетом наиболее высокой зарплаты в национальной гражданской службе.

Итоговая сумма вознаграждения в категориях Р-1 – Р-7/D-2 формируется с учетом трех факторов:

  • базовая ставка, установленная по международной шкале;
  • количество иждивенцев;
  • стоимость жизни в стране работы.

Оклад, предлагаемый при открытии вакансии, включает ставку и доплату за иждивенцев (детей и пр.). Он одинаков, независимо от того, в какой стране будет работать сотрудник.

Таблица 4. Международная ставка специалистов

Уровень База в год
$ млн руб.
P-1, 2, 3 37 000–80 000 2,4–5,2
P-4, 5 67 000–106 000 4,4–6,9
P-6/D-1 –

P-7/D-2

95 000–123 000 6,2–8

Поскольку принцип ООН —  обеспечение одинаковой покупательской способности для всех сотрудников с идентичным уровнем оклада, независимо от места работы, применяется дополнительная корректирующая надбавка. Это официально установленный и постоянно пересматриваемый процент от базы. Например, для Женевы этот коэффициент — 65,7%.

Рассмотрим на примере: оклад на вакансию категории Р-5 в Швейцарии составляет $ 90 000, или 5,9 млн руб. Надбавка: 90 000 * 0,657 = $ 59 130. Итого: заработная плата − $ 149 130, или 9,7 млн руб. в год.

Для сравнения! Средняя зарплата в Швейцарии − около 5 млн руб. в год.

Тот же принцип распространяется и на сотрудников категории «Полевая служба», только база несколько ниже.

Таблица 5. Основная ставка 

Уровень Оклад (год)
$ млн руб.
FS-1, 2, 3 31 000–54 000 2–3,5
FS-4, 5 44 000–68 000 2,9–4,4
FS-6, 7 56 000–90 000 3,6–5,9

Базы сотрудников категорий обслуживания и национальных специалистов определяются по местной шкале. Соответственно, в каждой стране она своя.

Важен и еще один момент: с зарплаты ООН не платится подоходный налог, в каком бы государстве не осуществлялась работа. При всех типах трудоустройства, за исключением стажировки, работники обеспечиваются:

  • полной медицинской страховкой;
  • пенсионными отчислениями;
  • дополнительными социальными гарантиями;
  • компенсацией на оплату аренды жилья, обучения детей в школе, расходов на переезд;
  • надбавка за трудные условия жизни, если переезд семьи невозможен, а также за работу в особо опасных местах (плюс дополнительные дни для отдыха);
  • подъемные, в случае смены страны или города службы;
  • отпуск 30 дней.

График зависит от должности, категории и офиса. Для многих специальностей предусмотрены командировки.

Компетенция Комитета по правам человека

Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.

Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.

Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.

Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.

На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Защита прав на международном уровне

Этим летом в Москве было более трех тысяч задержаний. Чаще всего у всех задержанных был схожий сценарий: автозак, отделение полиции, суд, апелляция. Подача жалоб в российский суд называется национальным этапом, но это не единственный вариант защиты своих прав.

На международном уровне существует Европейский суд по правам человека — как часть Совета Европы. Россия подписала и приняла Европейскую конвенцию по правам человека, поэтому на действия российских властей можно подавать жалобы в ЕСПЧ.

Также в рамках Совета Европы работает Комиссар по правам человека, которому можно описывать какие-то ситуации и подавать заявления. В этом случае нет формализованной процедуры — стоит обращаться при каких-то громких делах и системных нарушениях. Здесь будет реакция по горячим следам и дипломатическое давление на государство.

Помимо него, можно обратиться в Организацию Объединенных Наций — в Комитет по правам человека в ООН. Туда можно подать жалобу, как и в ЕСПЧ. Комитет следит за исполнением договора Международного пакта о гражданских и политических правах (список статей похож на Европейскую конвенцию по правам человека). В частности, там есть статья о свободе собраний.

«Важно: нельзя подавать жалобу одновременно в ЕСПЧ и ООН, чтобы не загружать систему международного правосудия одновременным разбором одного случая, — отмечает юрист Правозащитного центра „Мемориал“ Татьяна Черникова. — Если ЕСПЧ откажет вам в рассмотрении жалобы, вы можете отправить жалобу в ООН

Различия в том, что ЕСПЧ — это региональный, европейский уровень, но имеет более высокий статус, чем хоть и международное, но рекомендательное решение ООН».

Кроме Комитета, в ООН есть спецдокладчики, которые работают по какой-то одной теме, проблеме или стране. В частности, есть спецдокладчик по свободе собраний. Он обобщает всю полученную информацию и принимает какие-то решения по тому, как право применяется в конкретной стране. Ему тоже можно посылать индивидуальные жалобы, но он сам решает, какой информацией воспользоваться.

Система ООН по свободе собраний:

  • договорные органы, в который входит Комитет по правам человека (КПЧ);
  • органы в рамках Совета по правам человека;
  • спецдокладчик по свободе собраний (отчитывается перед Советом по правам человека, но не подчиняется ему).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector