Обзор нарушений, допускаемых при осуществлении закупок
Содержание:
- Как обосновывали раньше
- Причины дробления закупок
- Типичные нарушения заказчика при составлении технического задания
- Пример обоснования закупки у единственного поставщика
- Внесение изменений в план-график
- Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки
- Техническое обоснование
- Субъекты правонарушений
- Типы правонарушений
- Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции
Как обосновывали раньше
Этап планирования для заказчика — это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст. 18 44-ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:
- ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
- ПГ — ст. 21 44-ФЗ.
Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015.
Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать. Как — покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.
ОЗ необходимо подготовить в сроки, которые устанавливает ПП РФ для организаций-заказчиков на федеральном уровне, уполномоченные органы исполнительной власти — для учреждений на уровне субъекта РФ и местные администрации — для муниципальных организаций.
Причины дробления закупок
Выделим такие причины и факторы разукрупнения госзаказов:
- Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить подарки, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, решает заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
- Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре: единственный поставщик не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
- Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию этого государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.
Типичные нарушения заказчика при составлении технического задания
Нарушение 1: неясные формулировки, значения
Из описания объекта закупки должно быть однозначно понятно, что заказчик собирается закупить. Требования к показателям характеристик (min, max или точные значения) следует указывать недвусмысленно, предельно понятно и доступно. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 33 документация должна содержать требования, которые позволяют установить подходят ли предлагаемые товары, (работы или услуги) заказчику. Не следует использовать термины наподобие «не хуже», «не слабее» и тому подобные, это не объективное описание. Что для заказчика лучше, а что хуже, поставщик не обязан знать или угадывать.
Характеристики объекта закупки, например, могут выглядеть так:
«Требования к товару. Товар (далее — мебель) должен соответствовать ГОСТ 16371-2014 «Мебель. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.06.2015 № 683-ст), ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры столов». Наименование товара — стол эргономичный. Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота): — минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см; — максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см. При этом высота не подлежит изменению. Цвет: коричневый. Требования к столешнице: Материал — высококачественная МДФ, толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм. Облицовка — ПВХ-пленка. Столешница должна быть эргономичной и иметь плавные края. В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой.»
Бывает, что заказчики ошибаются при указании требований диапазонными значениями. Например, «ширина более 360 мм и менее 214 мм». Иногда при описании объекта закупки не учитываются собственные инструкции по подготовке заявок: «В случае, если присутствует слово «диапазон», «в пределах», то поставщику необходимо предоставить диапазон значений ниже установленного заказчиком». Каким образом это понимать в случае температурного диапазона непонятно.
Достаточно часто заказчики переписывают с государственных стандартов все подряд характеристики, при этом товар не может обладать всеми требуемыми характеристиками одновременно. Например, что касается подвижности и жесткости бетона ГОСТ 7473-2010. Бетон может быть либо жестким (Ж), либо подвижным (П). Это взаимоисключающие характеристики. Однако, заказчики умудряются вписать в техзадание и то и другое: жесткость Ж1-Ж4; подвижность П1-П4. Материала с такими характеристиками не может быть. И это является нарушением ч. 2 ст. 33 44-ФЗ.
Должны быть обязательно указаны правильно единицы измерения показателей характеристик. В практике были случаи, когда заказчики указывали «м» вместо «мм».
Термины характеристик, их единицы измерения должны соответствовать техническим регламентам. В противном случае, заказчику придётся обосновать применение иных терминов и единиц измерения.
Нарушение 2: ссылка на ГОСТ без какого-либо описания
Ещё одно распространённое нарушение — это перечисление в техническом задании ГОСТ, без привязки к конкретным товарам. Позиция ФАС в этой ситуации такова, что подобное описание объекта закупки не позволяет идентифицировать каждый товар, и не позволяет потенциальному поставщику подготовить заявку должным образом.
Нарушение 3: отсутствие фразы «или эквивалент»
Распространённой ошибкой также является указание в описании объекта закупки требования к товарному знаку без ссылки на возможность применения эквивалента, что может привести к ограничению конкуренции. Узнайте подробнее об этом требовании закона в видео на сайте Школы электронных торгов «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию»
Пример обоснования закупки у единственного поставщика
Что такое объект закупки и как его описать Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки — это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.
Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.
Внесение изменений в план-график
Изменения в план-график вносятся посредством размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с указанием даты внесения изменений. Дата внесения изменений — дата утверждения новой редакции (п. 24 Порядка, утв. ПП РФ № 1279).
Изменения в план-график вносятся, если:
- изменились в соответствии со ст. 19 Закона №44-ФЗ требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе в части предельной цены/нормативных затрат: в случае если нормативные затраты сокращаются, заказчику необходимо пересмотреть закупочные условия и изменить план-график;
- изменились доведенные до заказчика лимиты бюджетных обязательств, показатели планов или программ финансово-хозяйственной деятельности, решение или соглашение о предоставлении субсидий: к сожалению, когда заказчик сталкивается с подобным, ему, как правило, приходится экономить, сокращать лимит затрат и, следовательно, исключать какие-то закупки из своего плана-графика;
- нужно реализовать решение, принятое по итогам обязательного общественного обсуждения закупки: например, отменить закупку, если общественность категорически возражает;
- необходимо использовать экономию, полученную при проведении закупки: такую экономию заказчик имеет право освоить до конца года, поэтому в плане-графике появляются новые позиции;
- нужно уточнить информацию об объекте закупки: к примеру, у заказчика появились новые потребности в модернизации производства, совершенствовании процессов работы — это все те обстоятельства, которые требуют уточнения информации об объекте закупки;
- нужно выполнить предписание органов контроля: к примеру, выдали предписание пересчитать НМЦК;
- контракт расторгнут: заказчику необходимо принять какое-то решение, чтобы довести закупку до конца: докупить непоставленный товар, например, выполнить несделанные работы или оказать услуги, которые не были оказаны ранее;
- возникли иные обстоятельства, которые было невозможно предвидеть при утверждении плана-графика.
Внесение изменений, если закупка признана несостоявшейся. Тут все зависит от решения заказчика:
1. Если заказчик принял решение изменить условия закупки, то их необходимо отразить в плане-графике.
2. Если заказчик решит провести повторную закупку на тех же условиях, что и несостоявшаяся, изменения в план-график вносить не нужно.
Бывает, что заказчик принимает решение вовсе убрать закупку из плана-графика.
Обучение для заказчика
Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов
Подробнее о курсе
Приказ об изменении плана-графика
Закон № 44-ФЗ не обязывает составлять приказ о внесении изменений в план-график, но многие заказчики практикуют издание таких приказов. По ним, как правило, прослеживается, как было принято решение, что легло в его основу, когда это произошло: то есть для документооборота и понимания ситуации такой приказ является полезным.
Сроки внесения изменений в план-график
То, о чем мечтали многие заказчики, свершилось. Внести изменения в план-график необходимо не позднее чем за один день:
- до размещения в ЕИС извещения о закупке;
- до направления приглашения принять участие в закупке, если она закрытая;
- до заключения контракта с единственным поставщиком.
Принятое правило одного дня позволяет заказчикам работать более оперативно. После внесения необходимых изменений в план-график уже через один календарный день можно размещать извещение или заключать контракт с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность за нарушение, связанное с изменениями плана-графика
- Не размещена новая редакция плана-графика в ЕИС:
- штраф 50 тыс. руб. для должностного лица;
- штраф 500 тыс. руб. для юридического лица.
(ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ)
- Новая редакция утверждена с нарушением срока:
штраф от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица.
(ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ)
- За невнесение изменений в план-график:
штраф 30 тыс. руб. для должностного лица.
Запрет
Установлен категорический запрет на закупки, не включенные в план-график. За размещение извещения о такой закупке должностному лицу грозит штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
13 важных вопросов про план‑график закупок по 44‑ФЗ* вопросы актуальны на период 2017‑2018 гг.
745.7 КБ -
Актуальные и ближайшие изменения в формировании и ведении плана‑графика
680.4 КБ
Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки
Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.
Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки
Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.
Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.
Техническое обоснование
Проект решает поставленную задачу
Для отопления объекта при самых низких атмосферных температурах, характерных для данного региона, требуется 30 кВт мощности. В продаже имеются тепловые насосы, рассчитанные на такую тепловую мощность, от известных и надежных производителей.
Реализуемость проекта
Для функционирования теплового насоса необходимо наличие двух скважин до уровня первого водоносного слоя и подключение трехфазной электрической сети на 10 кВт.
Компания имеет разрешение на бурение скважин на своей территории и буровую установку. Глубина первого водоносного слоя составляет 50 метров, что позволяет пробурить скважины с использованием имеющейся буровой установки. Имеется подключение к трехфазной сети на 30 кВт. Общие прочие средние затраты электроэнергии не превышают 20 кВт, так что остается необходимая мощность для теплового насоса. Однако пиковые нагрузки могут быть выше. В моменты пиковых холодов и нагрузок можно дополнительно использовать резервный генератор. Имеется резервный трехфазный электрогенератор на 40 кВт, который может использоваться для питания при отключении освещения или при пиковых нагрузках.
Выводы. Проект решения
Предложенный проект решает поставленную задачу в условиях имеющихся ограничений. Предлагается утвердить решение об установке теплового насоса в качестве основной системы отопления.
Приложения
Техническая документация по тепловым насосам. Расчеты энергозатрат на отопление объекта. Коммерческое предложение от поставщика тепловых насосов.
Альтернативные варианты
В качестве альтернативы могут рассматриваться следующие варианты: Угольная котельная — очень трудоемкий вариант. Отопление светлым печным топливом — очень высокая стоимость отопления. Отопление газом — нет возможности подвести магистральный газ из-за удаленности объекта, нет возможности подвозить сжиженный газ из-за особенностей подъездных путей (пути для подвоза газа должны быть модернизированы).
(читать дальше…) :: (в начало статьи)
1 | 2 |
:: Поиск
К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.
Если что-то непонятно, обязательно спросите!Задать вопрос. Обсуждение статьи.
Еще статьи
Экономическое обоснование. Пример, шаблон, образец. Советы, рекомендац…
Как правильно составить экономическое обоснование? Рекомендации с примерами….
Как поздравить руководителя, коллегу, сотрудника. Поздравление начальн…
Как поздравить коллегу? Советы, рекомендации. Личный опыт…
Как воруют деньги с пластиковых банковских карт. Как можно списать, не…
Способы кражи денег с кредитных / дебетовых карт. Приемы мошенников. Как защитит…
Отчет консультанта, советника. Составление, написание. Шаблон, пример,…
Как составить отчет консультанта? Что в нем написать? Что в него включить? Наско…
Как официально уведомить, известить, сообщить, направить информацию, и…
Советы по официальной передаче информации с подтверждением
…
Как программисту стать трейдером, научиться торговать и зарабатывать н…
Мой личный успешный опыт выбора и реализации эффективных стратегий прибыльной то…
Официальное уведомление, извещение, сообщение, информирование. Информа…
Как правильно составить и направить официальное уведомление?…
Заработок на изменении цены акций, фьючерсов, товаров и валют. Проверк…
Я не рекламирую здесь чьих-то услуг и не рассказываю, как заработать. Я расскажу…
Субъекты правонарушений
К ним относятся:
- должностные и уполномоченные лица;
- представители закупочной комиссии;
- эксперты;
- лица, ответственные за осуществление договора;
- члены приемной комиссии;
- лица, обеспечивающие проведение электронных торгов;
- представители банка.
В отношении этих субъектов правонарушений применяются административные и уголовные наказания:
- штраф,
- принудительные или исправительные работы,
- запрет на ведение конкретной деятельности или на возможность занимать определенные государственные посты,
- лишение свободы.
Что именно применяется в отношении нарушителя, зависит от степени его вины, размера причиненного ущерба.
Типы правонарушений
Различают 4 основных типа преступлений, прямо или косвенно касающихся процедуры проведения торгов.
- Коррупционные правонарушения. Должностное лицо получает часть стоимости государственного контракта в обмен на предоставление условий, гарантирующих победу нужной организации.
- Вымогательство. Потерпевшими выступают как заказчики, так и добросовестные поставщики. Нарушитель грозится сорвать закупку, используя систему обжалования.
- Расходование средств, идущее вразрез с целями ТЗ. В эту категорию попадают: приобретение имущества с целью последующей перепродажи, использование предмета закупки в личных целях, покрытие расходов, не предусмотренных статьями соответствующего бюджета и т.п.
- Фальсификация документов. Подобное нарушение чаще всего допускают поставщики. Участники предоставляют заведомо ложные сертификаты или лицензии, дающие им право участвовать в торгах.
К нарушителям применяется административная и уголовная ответственность.
Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции
Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.
Так, например, (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции«.
В (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.
Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.
Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.
В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».
Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.