Типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения

Содержание:

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.

  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Тарифы по закону

Федеральный закон №480 от 2021 года «О внесении изменений…» внес коррективы в рассматриваемый акт. В частности, нововведения коснулись тарифов, при использовании которых определяется величина оплаты за использование водоснабжения и водоотведения.

Средства взимаются за:

  • подключение системы водоснабжения к централизованным станциям;
  • поставку воды;
  • подвоз ресурса
  • транспортировку;
  • распределение;
  • отведение.

Калькулятор расчета в Федеральном законе №416 от 2011 года не представлен. Тарифы подлежат регулированию со стороны законодательных органов. Применяются отдельные значения для оплаты холодного и горячего водоснабжения, технической воды.

В данной сфере действует специально уполномоченный орган исполнительной власти, который контролирует применяемые тарифы. Сотрудники ведомства занимаются проверкой соответствия установленных цен на использование воды и решают вопросы о сокращении или повышении действующих тарифов.

Таким образом, процесс снабжения населения водными ресурсами урегулирован на уровне законодательства. Основным законом в данном направлении является Федеральный закон №416 от 2011 года.

Законодательное регулирование

Несмотря на явные недоработки российского законодательства в части нормативного регулирования водопотребления и оплаты за воду, в основном деятельность поставщиков по договорам водоснабжения достаточно регламентирована разъяснениями и ведомственными приказами Министерства регионального развития.

Так, в соответствии с инструкциями Минрегионразвития:

  1. Организации, снабжающие население водой, не могут диктовать свои методы определения объема потребленной воды. Этот вопрос должен согласовываться с потребителями ресурсов и фиксироваться в договоре водоснабжения.
  2. Разница между показателями общедомового счетчика и показателями индивидуальных счетчиков распределяется между всеми жильцами дома, не имеющими счетчиков.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Итак:

  • Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
  • Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
  • Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
  • Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).


Вариант водоотведения: откачка септиков и вывоз ЖБО

  • Гарантирующая организация может предложить подключённым к ней абонентам и единый договор на снабжение водой и её отведение.
  • За неимением на территории поселения централизованной системы подачи холодной воды, местные органы самоуправления обязаны организовать либо нецентрализованное снабжение (например, от артезианской скважины), либо обеспечить её постоянный подвоз.
  • Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться водоотведение и снабжение холодной и горячей водой, предусматривают так же прядок расторжения договоров, либо временной приостановки её подачи или транспортировки. Эти меры применяют в первую очередь к абонентам, не выполняющим своих обязательств.


Схема заполнения и утверждения декларации сточных вод


Образец декларации

Относительно централизованных систем отвода сточных вод: правила определяют виды систем их транспортировки; требования к химическому составу, который должен декларироваться абонентом; установке приборов учёта; порядок установки норм по объёму; порядок формирования тарифов.

О чём договариваются стороны

Договор водоснабжения по своему характеру является публичным. А это значит, что цена услуг в нём устанавливается своя для каждой категории потребителя. Основной обязанностью осуществляющей снабжение организации, является обеспечение своевременной подачи и отвода воды в необходимом объёме.

От абонента требуется своевременная оплата, обеспечение эксплуатационной безопасности сети, и соблюдение режима потребления, который оговаривается в приложении к договору. Образец приложения вы видите на фото снизу.


Приложение к договору водоснабжения

В случае самовольного подключения абонента к системе водоснабжения, организация, в ведении которой она находится, вправе вообще отказаться от заключения договора.

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:

    № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома;

  3. № 644 от 29.07.2013 – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков;
  4. № 645 от 29.07.2013 – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  5. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
    • Законом РФ «О защите прав потребителей», регулирующим отношения между физическим лицом, приобретающим товар или услугу и поставщиком.
  6. Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  7. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
    • № 44-ФЗ от 05.04.2013 – регламентирует правила и особенности проведения закупок, с последующим заключением контрактов для государственных и муниципальных организаций;
  8. № 223-ФЗ от 18.07.2011 – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.

Контракты, заключённые в соответствии с законами 44-ФЗ или 223-ФЗ, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке, путём внесения информации о них в соответствующие реестры.

Требования к реализации водоснабжения

Закон №416 от 2011 года в статье 7 отражает общие правила, применяемые относительно функционирования всей системы. Основным среди них выступает реализация обязанностей профессионального типа органами, функционирующими в водопроводной системе, что происходит только в соответствии с положениями законодательства.

Установлена необходимость заключения соглашений с гражданами и организациями, которые пользуются системой снабжения воды. Если на практике производится поставка воды без регистрации специальных актов, то это выступает нарушением закона, потому что за использование ресурса граждане должны платить.

В таблице отражены пределы ответственности:

Санкция Гражданин и ИП Должностное лицо Организация
Штраф (в рублях) 1000 — 1500 2000-3000 20000-30000

На организации, поставляющие рассматриваемый ресурс, возлагается обязанность по ведению перечня абонентов. Данное действие направлено на то, чтобы своевременно взимать плату и проводить мероприятия контрольной направленности.

Требования к абонентам

В 2021 году граждане, которые используют систему водоснабжения, несут определенный перечень обязательств.

Обязанности заключаются в следующем:

  1. своевременное внесение оплаты за использование рассматриваемого ресурса;
  2. оплата установки оборудования для потребления воды;
  3. обеспечение доступа сотрудников ресурсоснабжающих организаций в помещение для проведения проверочных мероприятий системы.

Если обязанности не исполняются в надлежащем виде, к гражданину может применяться ответственность. К примеру, когда не вносится оплата в установленные сроки, используется штрафная санкция. Расчет пени меняется в зависимости от того, в течение какого периода существовал долг.

Обеспечение качества воды

Положения главы 4 Федерального закона №416 от 2011 года указывают на параметры, используемые для обеспечения качества снабжения и потребления ресурса. Они заключаются в том, что управляющие организации несут обязанность по поставке продуктов, которые строго соответствуют установленным стандартам.

В качестве источников воды могут использоваться только те скважины, которые являются согласованными. В ресурсе не должно прослеживаться примесей свыше нормативов. Обязанность по обеспечению контролирующей функции за производством и снабжением ресурса, возложена на органы государственной и муниципальной власти.

Повышенные требования установлены для горячего водоснабжения. Они заключаются в том, что должна поддерживаться определенная температура. Если данный показатель выходит за установленные рамки, к организации, поставляющей ресурс применяется ответственность.

Плюсы и минусы прямых договоров

Переход на прямые расчеты с РСО и РО по переработке твердых отходов бытового типа для жителей имеет свои преимущества и недостатки. Среди плюсов – расчеты напрямую с поставщиками, что особенно хорошо для владельцев помещений, которым не повезло с УК или ТСЖ. Минусы также есть – много платежек и, возможно, дополнительные траты на уплату комиссии по банковским переводам.

Жильцам нельзя забывать о том, что вернуться назад к старой компании после заключения договора с РСО просто так не получится. Придется получить согласие поставщиков.

Управляющие организации переход жителей на прямые договора с ресурсоснабжающими компаниями избавит от проблем в виде работы с неплательщиками, но не от дел, связанных с обслуживанием общих сетей, и претензий клиентов по качеству оказываемых услуг. РСО смогут получать средства напрямую от потребителей, но почувствуют на себе, как трудно взыскивать долг с собственников помещений.

Вот мы и разобрались, как платить за воду напрямую Водоканалу. Пока закон только начинает вступать в силу, узнать, как он работает в реальной жизни, может каждый из нас.

Если вы хотите получить больше информации по этой теме, посмотрите следующее видео:

Возможно вам также будет интересно узнать, как платить телефоном вместо карты.

Алгоритм действий для физических и юридических лиц

Для физического лица:

  1. Установка прибора учёта с последующим вводом в эксплуатацию.
  2. Подача заявления с комплектом документов (копия паспорта, свидетельство о праве собственности).
  3. Подписание обоих экземпляров договора в определённый срок.

Для юридического лица:

  1. Установка водяного счётчика, ввод его в эксплуатацию.

  2. Подача заявления, сопроводив его комплектом документов (со списком документов, необходимых для предоставления в организацию можно ознакомиться на официальном сайте или позвонив по телефону поставщику).
  3. Получение на рассмотрение двух экземпляров типового договора.
  4. Составление протокола разногласий (при необходимости).
  5. Подписание и передача одного экземпляра поставщику.

Договор при наличии индивидуальных счетчиков без общедомового

В этом случае управляющая организация оплачивает поставщику услуг водоснабжения и канализации суммы, начисленные с применением региональной нормы расхода.

Однако владельцы квартир, где установлены индивидуальные водомеры, оплачивают услуги по действующим тарифам в соответствии с показаниями своих счетчиков. Принуждать их к какой-либо дополнительной оплате администрация ассоциации жильцов не вправе.

Соответственно, оплата за весь оставшийся объем потребленной воды ложится на плечи собственников квартир без счетчиков, а это может привести к оплате по завышенным нормам потребления.

Фактически эти нормативы перестают работать. Чтобы избежать подобных разногласий и претензий жильцов в части необоснованности начислений по оплате за воду, администратор здания должен установить общедомовой счетчик и в дальнейшем взаиморасчеты с поставщиком производить согласно его показаниям.

Правила перерасчета

Администрации товариществ собственников жилья, других ассоциаций жильцов, эксплуатирующих организаций, ответственных за предоставление коммунальных услуг, обязаны:

  • При отъезде на определенное время всех граждан, проживающих в квартире, и отсутствии в ней приборов учета, произвести перерасчет оплаты за воду, начисленной в соответствии с нормой потребления. Присутствие в договоре положений о методике подсчета проживающих в многоквартирном доме без общедомового счетчика облегчит эту задачу.
  • Корректировать сумму оплаты в сторону ее уменьшения, если вода не соответствует санитарным и химико-бактериологическим нормам и подается в квартиры с перерывами.

Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения

Гарантирующую организацию должна:

  • разрабатывать,утверждать и реализовывать планы-проекты конструкций коммуникационных водопроводных сетей
  • назначать и проводить плановые инвентаризации объектов и схем водопровода

Оба эти условия взаимосвязаны. Для создания схемы придется провести инвентаризацию. При этом инвентаризацию проводят по схеме, которую нужно создать. Если нет проекта и системы ХВС, нет возможности назначения.

Органы местного самоуправления присваивают компании статус гарантирующей компании в рамках нормативно-правовых актов. Ее определяют на центральную, а не локальную водопроводную систему.

Проблемы возникают в том случае, если очистное сооружение расположено на удаленном расстоянии от предприятия, перекачивающего сточные воды. Из-за того, что в законе нет понятия логистических услуг, как части обслуживающего комплекса, данный вид работ осуществляется сетевым предприятием. При этом, транспортирующая компания не несет ответственности за качество сточных вод, которые она передает для обработки.

В том случае, когда сетевая и гарантирующая фирмы назначены, заключается соглашение с компаниями по очистке воды для того, чтобы организовать контроль. 

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков  ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды

ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы  по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ,  о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;

Так выглядит договор

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

Схема рассмотрения разногласий

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности, а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций, основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

Как было раньше?

Заключить соглашение напрямую с поставщиком ресурсов было нельзя. УК отправляла счета, в которых сама указывала определенные суммы, тарифы и нормы. Владельцы переводили всю сумму на счет управляющей организации, а та — поставщикам.

В ЖК была возможность для оплаты напрямую, но не всем можно было ее использовать. Соглашение между владельцем жилья и поставщиком при этом все равно не заключалось: прямой могла быть лишь оплата. Но теперь все изменилось.

Чаще всего у дома есть УК или ТСЖ, которые отправляют счета и принимают средства. Некоторые управляющие организации честно выполняют работу: не завышают оплату, переводят деньги вовремя и не меняют показания. Тогда собственники не платят много, а дом не числится в должниках у поставщиков.

Однако есть нечестные управляющие организации. Они искажают показания, неправильно зачисляют плату, а средства от клиентов не переводят вовремя. Иногда подобные фирмы даже воруют средства, а потом банкротятся или исчезают. На постройке висят долги, а разбираться с этим приходится владельцам жилья или новой УК.

Долгое время граждане не могли полностью контролировать платежи. Приходилось доверять УК, но это не всегда приводило к хорошему результату.

Что должны знать потребители об организации водоснабжения и водоотведения

Услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются на основе соглашения, заключенного между абонентом и ресурсоснабжающей компанией. В данном документе зафиксированы правоотношения сторон, гарантирующие качественное оказание услуг со стороны и своевременную оплату со стороны потребителя.

Глава 28 ГК РФ регулирует порядок заключения договора по обеспечению ХВС и отведению сточных вод. Типовой договор на подключение к водопроводу и системе водоотведения содержит блоки:

  • вводная часть, описывающая каждую из сторон
  • предмет соглашения, где зафиксированы условия сотрудничества, в том числе тарифные планы и нормативы
  • описание способов и порядка оказания услуг
  • дополнительные условия

В случае, когда соглашение заключается с физическим лицом, в нем должны быть отражены данные пользователя: адрес помещения, реквизиты собственника и его контактные данные.

Грамотно составленный договор – гарант безопасности не только ресурсной компании, но и пользователя услугами. Формы типовых договоров на оказание коммунальных услуг утверждаются на законодательном уровне, тем самым упрощая процесс их согласования и утверждения. Назначение гарантирующей организации упорядочивает процессы обеспечения водой и ее отведения.

Условия заключения договора

Договоры, заключаемые гражданами или юридическими лицами с поставщиками коммунальных услуг, должны подчиняться соответствующим требованиям Гражданского кодекса. Кроме того, гражданско-правовые отношения в этой области регулируют другие акты, положения и инструкции ответственных госорганов ресурсного и энергоснабжения.

Количество потребленной питьевой или технической воды должно фиксироваться счетчиками, поверенными в лицензированных метрологических организациях. Абонент оплачивает только то количество воды, которое фактически израсходовано и зарегистрировано в платежных документах на основании разницы конечного и начального показания счетчика. Есть исключения, но они должны быть определены или соглашением сторон договора, или предусмотрены законом.

При начислении оплаты за воду и канализацию следует руководствоваться приведенными ниже правилами.

В каких случаях производят замену гарантирующей организации

Согласно ч. 2. ст. 12 ФЗ-416, статус гарантирующей организации присваивается той компании водопроводно-канализационного хозяйства, к трубопроводу канализации которой подключено максимальное число абонентов из всех компаний ВКХ. Если по разным причинам количество пользователей уменьшилось, при этом появилась другая водоснабжающая компания с большим объемом подключений, то она получает этот статус.

Передача обязанностей гарантирующей организации другой компании

В том случае, если новой компании ВКХ присвоен статус гарантирующей организации, ей следует заключить договора на обслуживание водопроводных сетей со всеми пользователями ЦСВ, независимо от количества посреднических структур, находящихся между ними. Организация, лишившаяся статуса гарантирующей, должна передать информацию о всех потребителях, которых она обслуживала.

Полномочия гарантирующей организации

Юридические и физические лица должны подписать соглашение о поставке воды и обустройству коллектора с водоканалом. У гарантирующей организации есть право отказать в исполнении договора в том случае, если территория, на которой требуется оказание услуг, не является частью ЦСВ.

Права и обязанности

Компании, являющиеся гарантом по обеспечению водного ресурса и его последующего отведения, обязаны контролировать постоянную работоспособность сетей, принадлежащих ей или расположенных в зоне их деятельности. В их обязанности также входит:

  • соблюдение регламентированного режима по приему стоков
  • предупреждение пользователей о датах отключений и временной приостановке оказания услуг
  • принятие мер по своевременной ликвидации последствий аварийных ситуаций в ЦСВ и на сетях канализационного хозяйства и обеспечение возобновления работы
  • осуществление контроля над тем, как клиенты соблюдают режимы водоотведения
  • предоставление данных согласно действующим стандартам раскрытия информации в рамках закона РФ
  • обеспечивать обратную связь на жалобы потребителей, которые касаются исполнения договорных обязательств
  • пломбирование приборов учета
  • уведомление клиентов о датах и сроках, в которые будет проводиться планово-предупредительный ремонты сетей

Гарантирующим организациям предоставлено законное право:

  • контролировать достоверность передаваемых показателей приборов учета водоснабжения
  • выявлять незаконную врезку и использование централизованной системы водоотведения
  • предотвращать самовольное пользование или подключение потребителей
  • прекращать или ограничивать оказание услуг случаях, предусмотренных законодательством РФ
  • взыскивать с потребителей в установленном порядке средства за расход, превышающий установленный норматив
  • выступать инициатором сверки расчетов с каждым потребителем

Гарантирующая организация имеет право взыскать с потребителя пени за несвоевременную оплату услуг, эквивалентную одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая зафиксирована в день, когда оплата была фактически произведена. Расчет учитывает сумму за каждый просроченный день. Отсчет ведется с первого дня, следующего за датой, установленной в качестве срока оплаты.

Ответственность

Федеральным законом № 416 обозначены существенные условия договора водоотведения и ответственность сторон при исполнении или неисполнении подписанного соглашения.

Если гарантирующая организация нарушает прием сточных вод, потребитель имеет право требовать снижение расходов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения в том расчетном периоде, когда были нарушены его права. Размер оплаты снижается пропорционально величине услуг, которые не были оказаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector