Земля под фермерское хозяйство: как получить?

Причины для отказа к получению земли

Если было отказано в получении разрешения на владение участком, то такой отказ обязан быть обоснованным. Отказ может быть из-за несоответствий между нахождением фермерского участка с нормативно-правовой документацией, требованиями законов, генпланов землеустройства или угрозе охраны данной земли. Заявление будет отклонено, если размеры участка превышают допустимые или правом на эту территорию обладает другой человек. Когда не хватает требуемых документов, а в имеющихся, были найдены ошибки – последует отказ.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, объекта недвижимости

Любой отказ или не рассмотрение заявлений со стороны органов власти, можно обжаловать в суде. Правда, это длительный и не всегда успешный процесс.

Особенности аренды сельскохозяйственных земель у государства

Скачать образец заявления

Для организации или расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ) его представитель вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального образования (местную администрацию) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Перечень оснований для отказа принятия заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка определяется Земельным кодексом.

В случае если предоставление земельного участка не встречает препятствий, на официальном сайте и в СМИ размещается информационное извещение о намерении предоставления земельного участка и приглашение заинтересованных лиц к участию в аукционе по приобретению прав на данный участок.

При отсутствии поданных заявок уполномоченный орган подготавливает договор аренды или выдает представителю КФХ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок еще не сформирован.

При наличии иных заинтересованных лиц, подавших заявки на приобретение права аренды, в предварительном согласовании предоставления земельного участка будет отказано, а право аренды земельного участка будет выставлено на аукцион. В этом случае заявитель за свой счет осуществляет оформление документов и постановку на кадастровый учет земельного участка, который он запрашивает. После формирования участка заявитель подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка в аренду.

Подпишитесь на рассылку

Следует учитывать, что законом установлены предельные сроки договора аренды земель сельхозназначения, которые не превышают 49 лет, а для определенных видов деятельности (участки под огородничество, сенокос и выпас сельскохозяйственных животных) земля в аренду предоставляется не более чем на 3 года.

Важно! При условии надлежащего использования арендованный земельный участок может быть выкуплен в собственность по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды. Минимальный и максимальный размер земельных участков, предоставляемых для ведения деятельности КФХ из земель государственного фонда, определяется на уровне субъектов Федерации. 

Минимальный и максимальный размер земельных участков, предоставляемых для ведения деятельности КФХ из земель государственного фонда, определяется на уровне субъектов Федерации. 

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Участки для личного пользования

Обычно это земли сельскохозяйственного назначения, входящие в территориальные образования садовых товариществ и кооперативов. Согласно действующему законодательству, эти наделы отведены под дачное строительство.

И опять мы сталкиваемся с расплывчатой юридической формулировкой. Что следует понимать под дачным строительством? По нормативным актам, под это определение попадают временные постройки, непредназначенные для всесезонного проживания. Прописаться в таком строении или зарегистрировать его, как объект недвижимости — весьма сложно.

Кроме того, допускается возведение технических построек: навесов, помещений для скота и домашней птицы, теплиц и сараев. Разрешение на строительство перечисленных объектов получать не требуется.

Кроме того, закон запрещает заниматься любой коммерческой деятельностью, на угодьях, выделенных для ведения личного хозяйства. Чтобы строить дом, потребуется изменение категории земли. Стоит отметить, что для таких участков – это вполне осуществимая процедура.

Кто имеет право на получение земли сельхозназначения

За определенное денежное вознаграждение получить земельный участок сельскохозяйственного назначения может совершенно любой человек или организация. Главное, чтобы лицо являлось дееспособным гражданином РФ или предприятием, ведущим свою деятельность на территории России.

На безвозмездной основе земельные участки предоставляются лишь некоторым категориям граждан. Их перечень изложен в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.

Внимание! Он включает в себя следующих лиц:

  • работники бюджетной сферы, например, учителя, врачи, педагоги, медицинские работники и так далее;
  • члены многодетных семей, в которых возраст детей не достиг 18 лет;
  • граждане, ранее получавшие земельные участки на Дальнем Востоке и использующие их по прямому назначению;
  • граждане, которые используют земельные участки в сельхозцелях, например, участники некоммерческих дачных кооперативов.

Кроме того, земельные участки предоставляются работникам, востребованным в сельской местности. На этой земле человек вправе вести сельскохозяйственную деятельность и построить собственный дом. Участок предоставляется по договору социального найма. Но через пять лет, если наниматель исполнил все пункты договора (вел хозяйственную деятельность, построил дом или начал строительство жилья), участок переходит в частное владение пользователя.

Если работник, приехавший в сельскую местность, заключил социальный договор, но затем уволился, то через пять лет он не может приватизировать земельный участок. Кроме того, если гражданин, получивший землю для определенных целей, использовал ее не по назначению, то по окончании договора найма он обязан передать участок обратно государству.

Региональные органы власти также устанавливают возможность получения бесплатных земель некоторым категориям граждан. К ним относятся:

  • родители детей-инвалидов;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • работники военной сферы, которые занимали должность на протяжении более 10 лет;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети-сироты;
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие трех и более детей, чей доход не превышает прожиточного минимума в регионе;
  • Герои России, Герои Социалистического труда, Герои Советского Союза.

В каждом конкретном регионе список лиц, претендующих на получение бесплатного земельного участка, регламентируется местными органами власти.

Сколько стоит пай земли?

Например, самым главным факторов в земельном пае — это объективная оценка плодородия участка, а если кроме земельного участка можно поставить дом, то цена будет намного больше. Причем цена в одном и том же регионе может быть разной.

Стоимость пая рассчитывается из стоимости 1 гектара:

Город Район Примерная цена гектара в рублях
Санкт — Петербург Ломоносова 580 000
Веселовское водохранилище 1 950 000
Всеволожский 2 600 000
Воронеж Бобровский 10 000
Панинский 60 000
Москва Наро-Фоминский 700 000
Можайское 600 000
Долгопрудный 2 000 000
Ростов Навошахтинск 230 000
Аксакайский 5 500 000
Тула Кимовский 25 000
Узловский 350 000
Республика Коми Ухта 1 000 000
Сыктывкар 300 000
Краснодар Темрюкский 50 000
Славянский 75 000

От чего зависит стоимость?

Стоимость пая может быть разной и зависит она только от конкретных параметров:

  • Местонахождение;
  • Размер земли;
  • Примерный размер паевого дохода;
  • Плодородие участка;
  • Затраты;
  • Наличие коммуникаций и доступности подъезда;
  • Состояние земли.

Покупка

Обычная процедура, к которой необходимо отнестись внимательно, изучив все документы.

Если человек имеющий пай полностью (то есть один собственник), собрался его продать ему необходимо:

  1. Иметь полный пакет документов, который подтвердит факт собственности:
    • Справка из кадастрового паспорта;
    • Свидетельство о регистрации права собственности участка, который продается;
    • Документ, подтверждающий право владения им;
    • Письменный документ, который подтверждает, что участок не находится в залоге или аресте;
    • Если на земельном участке есть дополнительные строения – нужно взять справку с БТИ;
    • Согласие супруги/супруга если таковы имеются;
    • Согласие на продажу участка с фиксированной ценой;
    • Выписка из единого государственного реестра правообладателей.
  2. Предложить участок местной администрации. Сделать это нужно с помощью заказного письма, где стоит указать:
    • Местонахождение участка;
    • Стоимость;
    • Размеры.
  3. Если местные органы самоуправления в течении 30 календарных дней не отреагировали или отказались приобретать землю, то её можно выставлять в свободную продажу. Длительность свободной продажи – 1 год. Далее нужно будет ещё раз предложить администрации приобрести землю.
  4. Цена должна быть указана та, что написано в официальном уведомлении к администрации, если цена будет ниже, то сделка может быть призвана недействительной.

Отметим! Если же участником пая является не один человек, а несколько то перед продажей доли земли постороннему необходимо предложить купить его всем участникам долевой собственности.

Покупателями пая могут быть:

  1. Организации, которые занимаются научными исследованиями;
  2. Юридические лица, которые ведут сельскохозяйственную работу;
  3. Граждане, занимающие выращиванием культур;
  4. Некоммерческие организации.

Продажа

Пой можно продать:

  • В виде уставного капитала;
  • В рассрочку. Оплата за пай должен быть перечислена в течении полугода после заключения договора. Оплата должна быть разделена на 6 месяцев.

Порядок действий

  1. Нужно подать объявление о просьбе выделения пая в районную газету;
  2. Собрать всех дольщиков – не ранее чем через месяц;
  3. Провести межевание участка, чтобы наделить частью участка каждого из пайщиков;
  4. Нанести границы участка, это займет от 1 – 6 месяцев;
  5. Получить кадастровый номер и план земельного участка;
  6. Подать заявление в регистрационную палату;

Примечание! Самом долгим и дорогостоящим этапом является межевание. Он занимает от 6 месяцев и может продолжаться до 2 лет.

Необходимые документы

  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Справка, подтверждающая право собственности;
  • Если собственник участка один, то требуется только согласие члена семьи (супруга или супруги), а если собственников много, то согласие каждого из них;
  • Справка, которая подтвердит своевременную уплату налога и отсутствия долга;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Акт оценки участка экспертом.
  • Справка, которая подтвердит отсутствие долгов и ареста на землю.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (, , ). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона ().

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (, ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Получение земли для фермерского хозяйства: альтернативные пути

Если участие в торгах и другие методы оформления земли оказываются слишком сложными и длительными, можно обратиться к альтернативному, в некотором смысле более простому способу. Им является подписание договора аренды земельного участка для организации фермерского хозяйства у собственника земли. В этом случае не понадобится оформление обширного пакета документов и хождение по нескольким инстанциям. Достаточно лишь прийти к взаимовыгодному соглашению с владельцем земли и, уплатив оговоренную сумму, получить интересующий участок, подписав договор об аренде. В этом случае также имеет место обязательное условие о соблюдении существующих в законодательстве и оговоренных в договоре правил использования земли, в том числе эксплуатация ее исключительно по назначению.

Учреждение фермерского хозяйства на арендованном участке имеет и свои минусы: в частности, этот способ предусматривает значительно большие затраты и некоторые другие риски, сопровождающиеся любым договором аренды.

Таким образом, изучив существующие нормативные акты, можно прийти к выводу, что получить землю под фермерское хозяйство может практически любое физическое лицо или организация, выбрав участок, соответствующий выбранному назначению и отвечающий требованиям закона.

Кому можно получить землю под сельское хозяйство

Оформить землю для пользования с сельскохозяйственной целью имеют возможность физические лица и компании. Когда человек обращается за выдачей земли, то пет обязательного требования, проходить регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или другой организации. Однако если человек в дальнейшем будет проводить реализацию сельскохозяйственной продукции, то регистрацию нужно пройти в установленном порядке.

Быть фермером могут и граждане России, так и граждане другой страны, они могут взять в аренду землю у физического лица или купить ее и владеть участком.

Предоставляемые сельскохозяйственные угодья

Те земельные участки, которые выдаются крестьянско-фермерским хозяйствам, должны иметь сельскохозяйственное назначение, быть расположенными за пределами сельского поселения. На них должны быть расположены здания и постройки, дороги, объекты с водоемами, тюлями, лесами.

Участок, который предоставляется в аренду, считается неделимым, и если его владельцы имеют доли, то они не делятся на части.

Участки земли можно использовать только в тех целях, которые предусмотрены для угодья

Рассмотрим на примере варианты использования:

  • посадка цветов;
  • содержание и разведение различной птицы и рыбы;
  • ведение садоводства и овощеводства;
  • посадка и разведение винограда;
  • пчеловодство;
  • использование территории под охотничьи угодья;
  • разведение рыбы и ведение рыбного хозяйства;
  • разведение и выпас домашнего скота, сенокос;
  • высадка охранных насаждений леса.

Человек, который будет заявлять о том, что ему нужен участок земли, может сам решить, какой размер надела нужен.

Документы для оформления участка дли сельского хозяйства:

  • заявление в муниципалитет;
  • паспорт гражданина;
  • кадастровый паспорт, план участка, выписка ПГРП;
  • распоряжение или постановление административного органа;
  • документ о том, что была произведена оплата угодий;
  • документ об оплате государственной пошлины за процесс регистрации.

Возможные причины для отказа

Государственные структуры могут отказать заявителю в предоставлении земли. Как правило, в числе причин для отказа значатся:

  • запрашиваемая площадь участка превышает границы, установленные государством;
  • неполная комплектность представленной документации;
  • в документах были выявлены неточности и несоответствия;
  • участок обременен правами третьих лиц.

Стоит учитывать, что на уровне субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к заявителям и документации. Все нюансы стоит уточнять у местных властей.

Необоснованный отказ всегда можно обжаловать в судебном порядке.

Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале. Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

Предоставление земли для КФХ: законодательные нормы

Любой гражданин страны может получить в срочное или бессрочное пользование участок земли, организовав на нем фермерское хозяйство. Но прежде чем начать этот процесс, следует изучить профильное законодательство и убедиться в том, что выбранный участок подходит для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Особый интерес в этом аспекте будут представлять 2 кодекса – Земельный и Налоговый.

На видео: Перспективы развития фермерского бизнеса

Положения первого из них определяют, что земли, имеющие сельскохозяйственное назначение, к которым относят и участки для ведения фермерской деятельности, могут предоставляться для эксплуатации физическими и юридическими лицами независимо от формы их организации. Чтобы определить, какой участок земли может считаться пригодным для крестьянского или фермерского хозяйства, нужно изучить нормы, предусмотренные специальными статьями Земельного кодекса. В частности, выбранная земля должна иметь сельскохозяйственное предназначение, а также находиться в определенном отдалении от населенных пунктов. При этом земля должна использоваться исключительно по прямому назначению.

Существуют определенные категории земли, которые по закону не могут быть переданы в пользование с целью организации фермерского хозяйства ни физическими, ни юридическими лицами. К ним относят участки, принадлежащие заповедникам либо национальным паркам, относящиеся к силовым и прочим ведомственным структурам, и прочие специализированные территории.

На видео: Фермерское хозяйство

Земля для фермерского хозяйства, по закону, должна предоставляться бесплатно. Правила, которые регулируют этот процесс, излагаются в статье 39.10 Земельного кодекса РФ (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/f6fb5e26212db7c34ed9e1fc1e33a10f57b19470/). Но также в этом документе обозначаются условия, которые будут обязательными для возможности выделения участка для организации КФХ. При этом основным условием будет использование земли по прямому назначению.

Той же статьей, точнее в пунктах 2 и 4, устанавливается, что через 5 лет после того как земельный участок будет передан в собственность лицу или организации, он может быть на законных основаниях передан в безвозмездное пользование. Если же земля находится в государственном или муниципальном ведомстве, срок эксплуатации этого ресурса в подобных целях не может превышать 6 лет. Эти положения также определяют соответствующие статьи Земельного кодекса.

Закон о кфх 2021 разрешает строительство

  • Плодовые сады, пастбища для выпаса, пашни и другие угодья, непосредственно используемые в производстве продукции;
  • Площади, занятые коммуникациями (дороги, водопроводы, ЛЭП и пр.);
  • Лесополосы, выполняющие защитные функции. Они располагаются по границам полей и оврагов;
  • Водные объекты, используемые в рыбном хозяйстве (искусственные и естественные пруды).

На землях сельхозназначения строительство жилого дома недопустимо, если они относятся к первой категории. Это прямо запрещено в Законе. А на второй тип участков действие Закона №101-ФЗ не распространяется, следовательно, строительство дома на землях сельхозназначения второго типа разрешено.

Возможно ли строительство на землях сельхозназначения без смены кода ВРИ? Да, законодатель предусмотрел путь того, как построить дом для проживания на территории, предназначенной исключительно для ведения сельского хозяйства. Ст. 11 Закона № 74-ФЗ позволяет крестьянско-фермерских хозяйствам производить строительство капитальных сооружений, необходимых для поддержания работы КФХ. Поэтому постройка дома на категориях 1.1 – 1.18 для КФХ разрешена.

Процедура изменения вида разрешённого использования потребует больших сил и средств (прежде всего – материальных). К тому же не каждый участок c/х назначения можно перевести в другую категорию. Трудности появляются на этапе подготовки документации, необходимой для перевода земли в другую категорию, которая проводится в органах гос. власти.

  • Правоустанавливающий документ на надел.
  • Какими характеристиками обладает ЗУ – вид разрешённого использования, личный номер участка в кадастровом органе.
  • В какой вид разрешённого использования вы желаете перевести участок.
  • Нормативно-правовые акты, подтверждающие ваше право осуществить процедуру перевода земельного надела в иное назначение.

25 февраля 2021

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Правовые основы для осуществления производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься вышеуказанной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключённого в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Вышеприведённые нормы введены Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность регистрации юридического лица (в том числе в форме крестьянского (фермерского) хозяйства) либо без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Вместе с тем при отсутствии механизма ведения учёта крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица и в целях необходимости идентификации указанных фермерских хозяйств совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прорабатывается вопрос возможности отражения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

В.Г. Колесников
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector