Защита права собственности на землю

Порядок разрешения земельных споров

Разрешение компетентными судебными органами земельных споров является одним из наиболее результативных способов защиты прав и интересов собственников либо арендаторов земельных участков. Судебный порядок рассмотрения этих споров (по всем категориям дел: споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка; возмещением убытков, причинённых в результате загрязнения земельного участка; устранением препятствий в пользовании земельным участком и другие) предусмотрен статьёй 64 ЗК РФ.

Действующий ЗК РФ не предусматривает досудебного (административного) порядка разрешения земельных споров. Однако п. 2 ст. 64 ЗК РФ устанавливает право сторон на передачу земельного спора в третейский суд до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При этом, передача спора на рассмотрение третейским судом возможна только если между сторонами заключено третейское соглашение.

Рассмотрение земельных споров

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров — судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью

Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. ‘

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Другие вещные права

Существуют и другие виды вещных прав на землю у не собственников. Такие правомочия, согласно ст. 216 ГК, могут возникнуть у них по распоряжению владельца земли либо в силу закона. Речь идет о:

  • праве пожизненного наследуемого владения;
  • праве бессрочного пользования;
  • сервитуте.

Такие виды обладают определенной самостоятельностью, поскольку существуют параллельно с правом собственности и не ставят владельца других имущественных прав в зависимость от собственника – он вправе владеть и пользоваться землей в той мере, в которой это не запрещено законом. Более того, если его вмешательство будет незаконным и приведет к ущербу землепользователя, тот вправе требовать возмещения убытков.

В рамках земельных правоотношений с остальными субъектами другие вещные правомочия также являются абсолютными. Все, у кого возникли такие правоотношения, обязаны соблюдать права собственника.

Теперь рассмотрим содержание вещных прав по отдельности.

Пожизненное владение

Право пожизненного (наследуемого) владения (ППНВ) – это право на владение земельными участками, практика распространения которого имела место в советские времена. Сегодня земля по ППНВ больше не передается, но лица, которые получили ее по этому основанию, свои правомочия по отношению к ней сохраняют и могут оформить на нее право собственности.

Для пожизненного владения характерны следующие признаки:

  • такое право могло возникнуть и действовать лишь в отношении земли, находящейся в государственной или городской (муниципальной) собственности;
  • пожизненно владеть участком могут лишь физлица-граждане РФ;
  • пожизненные владельцы могут пользоваться землей, в том числе осуществлять на ней капитальное строительство, производить иное движимое и недвижимое имущество или иным образом пользоваться наделом;
  • сведения о таком владении вносятся в ЕГРН, однако те, кто получил такое право на землю до введения обязательной регистрации недвижимости регистрировать его не должны;
  • распоряжение землей для владельцев ограничено. Исключением является лишь передача участка по наследству. Владелец не вправе продать его, передать под залог, подарить или совершить отчуждение другим образом.

Если соблюдены все градостроительные и иные законные требования, владелец может возводить на участке жилые строения, оформляя их в свою собственность. В случае их продажи, земля, согласно ст. 35 ЗК, переходит к новому собственнику на тех же основаниях, что и у продавца. Таким образом, ППНВ может быть передано вместе со строением – получать дополнительное разрешение для этого не нужно.

Бессрочное использование

Право постоянного (бессрочного) пользования (ППБП) землей – еще один пережиток советского прошлого, когда государственная или муниципальная земля передавалась гражданам без формирования права собственности. С распадом Союза ППБП больше не предоставляется гражданам, но те, кто успели его получить, сохраняют его и сегодня, причем на неограниченный срок.

В настоящее время, согласно ст. 39.9 ЗК, оформить землю в бессрочное пользование могут лишь:

  • органы власти;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

В любой момент граждане, получившие землю в бессрочное пользование, могут оформить их в собственность в порядке бесплатной приватизации. Участок будет принадлежать им бессрочно, до самой смерти либо прекращения правомочия.

Более того, закон наделяет владельцев рядом других прав:

  • использование недр и водоемов, расположенных на участке;
  • осуществление капитального или иного строительства, если это соответствует целевому назначению участка;
  • ведение коммерческой деятельности;
  • осушение, орошение участка и так далее.

При этом распорядительные права на участок законом ограничены. Так как ППБП не является правом собственности, землепользователь не может продать участок, передать его по наследству, подарить или иным образом осуществить отчуждение в пользу третьих лиц. По крайней мере, до момента его приватизации.

Обращаем внимание, что ППБП может и не быть зафиксировано в правоустанавливающих документах. Например, если земля закреплена за садовым товариществом, единственным доказательством правомочий является лишь выписка из решения муниципалитета о выделении земли СТ

Для приватизации следует:

  1. Поставить участок на кадастровый учет.
  2. Произвести межевание.
  3. Изготовить кадастровый паспорт.

Частноправовые способы защиты прав на землю

Государственные и судебные органы располагают многообразными и весомыми средствами восстановления нарушенных прав и законных интересов собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Вместе с тем государство не ограничивает инициативу граждан и юридических лиц по использованию иных средств пресе — чения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения их земельных прав. Эти способы мы предлагаем именовать частноправовыми.

Такими способами, на наш взгляд, надо считать самостоятельные (без обращения за защитой к государствен — ным или судебным органам) действия граждан и юридических лиц (правообладателей земельных участков) по восстановлению их прав на землю либо пресечению действий правонарушителей. Самостоятельные действия могут осуществляться путем самозащиты своего права на земельный участок, в договорной форме либо иными средствами, соответствующими принципам и предписаниям земельного законодательства и федеральным законам. Например, самозащита гражданских прав предусматривается гражданским законодательством. Она должна быть соразмерна нарушениям и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Убытки, причиненные нарушением прав собственника или иного законного владельца земельного участка могут быть возмещены правообладателю на основе его договоренности с правонарушителем о размере и порядке возмещения причиненного ущерба.

-Частноправовые способы защиты прав на землю не могут быть исчерпывающим образом обозначены в законе. Ими должны признаваться все самостоятельные действия правообладателей земельных участков, которыми без нарушения предписаний земельного законодательства, других федеральных законов граждане и юридические лица реализуют свое право на охрану принадлежащих им земельных участков от посягательств на них других лиц.

Законодательно разрешенным способом самозащиты гражданами и юридическими лицами своих земельных прав является разрешение земельного конфликта с участием третейских судов.

До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (п. 2 ст. 64 ЗК РФ). В этом случае между сторонами заключается договор о передаче рассмотрения спора в третейский суд. Форма и содержание договора, состав третейского суда, порядок рассмотрения спора и иные вопросы третейского производства в настоящее время определяются Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК).

Постоянно действующие третейские суды могут учреждаться различными организациями. При этом процедура разрешения спора и иные вопросы, связанные с работой такого суда, регламентируются правилами, утвержденными организацией, при которой образован соответствующий суд.

показать содержание

Каким образом признаются права на землю?

Если физическое лицо или компания считают, что стали собственником в результате приобретательной давности, появляется возможность для обращения в арбитраж или районный суд. Для этого необходимо подать исковое заявление по признанию прав собственности, которые создают возможность по распоряжению землей.

Помимо этого, есть возможность восстановить прежнее положение дел. Законодательство четко регламентирует не только подобные нарушения, но и угрозу их появления. Устанавливают определенные случаи, являющиеся обязательными к рассмотрению в судебной инстанции:

  • Самовольное занятие земли;
  • Признание законодательного акта недействительным, если он повлек за собой нарушение прав на участок;
  • В случае захламления участка;
  • При загрязнении, порче или уничтожении плодородных почв.

Пресечение нарушения земельных прав

Чтобы предотвратить нарушения в сфере распоряжения участками, судебная инстанция может принять ряд действий для этого. Они призваны предотвратить угрозу дальнейших нарушений. Судебная практика дает возможность признать акты государственных и муниципальных органов недействительными. Но в этом случае они не только нарушают права собственника, но и нарушают установленное законодательство. В результате их признания недействительными можно восстановить права собственников. А убытки, которые были им причинены, должны быть возмещены в полной мере и в соответствии с гражданским кодексом.

Классификация земельных споров

Юридическая литература содержит множество классификаций споров, возникающих из земельных отношений. Наиболее наглядной можно назвать классификацию, в которой выделяется три категории таких споров:

  1. Земельные споры, вытекающие из нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю (в том числе право владения, пользования и распоряжения землей). Возникновение этих споров может быть связано с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, а также иных ситуациях, связанных с нарушением субъективных прав лица. Кроме того, возникновение спора может быть связано с заблуждением лица в отношении своих реальных прав.

Сторонами таких споров выступают:

  • с одной стороны — исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой — физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
  • физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.

Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.

  1. Земельно-имущественные споры. Они связаны как с нарушением земельных прав, так и с возмещением убытков и вреда, причинённых этим нарушением. В суде и арбитражном суде дела по этим спорам подлежат рассмотрению в одном производстве.
  2. Имущественные споры, возникшие из земельных правоотношений. Эта категория не предполагает наличия спора о праве на землю, но включает в себя имущественные споры в области пользования и распоряжения землей.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовая основа государственной регистрации прав на землю:

1. ГК РФ (ст. ст. 130-131, 164);

2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации).

Наряду с государственной регистрацией прав на земельный участок подлежат государственной регистрации также ограничения прав на него, в том числе: сервитуты, ипотека, доверительное управление и др.

Государственная регистрация прав на земельный участок осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и удостоверяется специальным свидетельством о государственной регистрации права.

Государственная регистрация договоров и иных сделок с землей удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре или ином документе, выражающем сделку.

Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 ФЗ):

1. заявление правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также

2. требование судебного пристава-исполнителя;

3. заявление органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации (в случаях, предусмотренных федеральным законом).

К заявлению прикладывается правоустанавливающий документ (решение компетентного органа о предоставлении земельного участка, свидетельство о принятии наследства, постановление суда и т.п.) и кадастровый паспорт.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, преобразованной из Федеральной регистрационной службы.

Основным регистрационным документом является Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в который вносят соответствующие записи о правах на землю по установленной законом единой для всей территории Российской Федерации системе.

Порядок проведения государственной регистрации прав определен ст. 13 Закона о государственной регистрации и осуществляется по этапам и разделам, которые располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества (земля — строение — элементы строения):

· I раздел — информация о земельном участке;

· II раздел — информация о зданиях, строениях, сооружениях и других объектах недвижимого имущества, расположенных на земельном участке и прочно связанных с землей;

· III раздел — информация о квартирах, помещениях и иных объектах, входящих в состав зданий, строений и сооружений.

Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:

1. прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

2. правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления;

3. внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

4. совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный строк со дня подачи заявления и документов, необходимых для регистрации.

В государственной регистрации прав может быть отказано:

· если с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

· если представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;

· если правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

Способы защиты права собственности на земельные участки

В соответствии с положениями ЗК РФ И ГК РФ предусмотрены следующие способы защиты:

  • в ходе судебного разбирательства добиться признания недействительным акта государственных структур или органов муниципалитета, составленного с нарушениями;
  • приостановка реализации недействительного акта;
  • исключение любой деятельности, осуществляющейся на земельном участке лицом, самовольно захватившим недвижимость;
  • восстановление изначальных прав реального собственника имущества.

Также владельцу будут возмещены все убытки, связанные с судебным процессом и недвижимым имуществом.

Признание прав на имущество

При любом способе восстановления справедливости в первую очередь необходимо достичь признания прав на земельный участок. Происходит это в процессе судебного разбирательства. В дальнейшем выведенное решение будет считаться основанием, в соответствии с которым государственные органы регистрации будут обязаны провести процедуру для юридического закрепления прав.

Восстановление статуса кво

Восстановление правового статуса гражданина, которым он обладал до выявления нарушений со стороны третьих лиц. Подобное является реализуемым в том случае, если суд признал решение исполнительного органа недействительным или выявил самозахват участка.

Пресечение злоумышленных действий

Действия, нарушающие реальные права гражданина на владение собственным участком, могут быть пресечены следующими способами:

  • Выявление в суде законодательных актов, противоречащих положениям федерального закона. Убытки, причиненные владельцу за время действия соответствующего распоряжения, будут возмещены нарушителями.
  • Приостановка реализации актов, признанных недействительными.
  • Приостановка какого-либо строительства на участке, разработки месторождений ископаемых и иной деятельности, установленной Правительством РФ.
  • Восстановление всех прав владельца земли, существовавших до нарушения, а также недопущение в дальнейшем подобных несоответствий закону.

Стоит понимать, что для выявления справедливости может понадобиться достаточного долгий срок, поэтому следует запастись терпением и пакетом необходимых доказательств.

При споре с соседями

В земельных делах большая часть споров связанна именно с соседями, так как велик соблазн совершить что-то из следующих деяний:

  • незаконное присоединение к своему участку часть территории владельца;
  • построение зданий на границе с ЗУ;
  • посадка плодовых деревьев на границе с ЗУ.

Для разрешения ситуаций с соседом в первую очередь необходимо получить документы, которые позволяют установить точные границы участка.

Для получения таких бумаг стоит оформить запрос в геодезическую фирму. После установления законных параметров земли кадастровый инженер оставляет акт согласования для соседей и, после их подписи, удостоверяет его.

Но зачастую нарушители не соглашаются на подобный исход, поэтому владельцу все равно приходится подавать заявления в суд с приложением дела от инженера.

Спор с администрацией

Нередки случаи, когда администрация вмешивается в права граждан, имеющих в собственности надел, преследуя при этом цель обогатиться за их счет.

Разногласия с администрацией улаживаются на двух уровнях: административном и арбитражном.

Процедура восстановления прав в таких ситуациях имеет следующий вид:

  1. Оформление заявления для главы администрации с подробным изложением проблемы и требованием возместить причиненный ущерб с дальнейшим восстановлением реальных прав.
  2. Запрос разбирается комиссией с последующим составлением протокола по всему процессу.
  3. Через 30 дней заинтересованное лицо получает ответ. В случае положительного решения пострадавший восстанавливается в правах.
  4. В противном варианте ему необходимо составить исковое заявление в районный суд.
  5. Если суд удовлетворил условия истца, то понадобится дополнительная регистрация объекта, если он претерпел какие-либо изменения.

Стоит понимать, что для подобных ситуаций в первую очередь понадобится свидетельство о праве собственности – это позволяет обеспечить законность оснований для возвращения имущественных прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector