Понятие права собственности на землю: соотношение возможного и желаемого

Содержание:

Правоустанавливающие документы на земельный участок

Факт возникновения законных прав на собственность должен иметь документальное подтверждение. Документы на землю, которые хранятся в семейных архивах — срока давности не имеют, государство гарантирует их актуальность. Правомерность документов в юридических сделках подтверждает регистрация в РосРеестре.

Право собственника на землю находит отражение в первичных документах, согласно которым земля перешла в собственность гражданина:

  1. акты о выделении земли уполномоченными органами;
  2. договора покупки, дарения, обмена;
  3. свидетельство о получении наследства;
  4. судебные решения в пользу собственника;
  5. приватизация земли под существующим строением, которое принадлежит собственнику участка.

При регистрации прав на недвижимое имущество оформляют правоудостоверяющие документы, к которым относятся:

  • свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН;
  • свидетельство о пожизненном владении землей;
  • свидетельство о праве бессрочного владения землей;
  • государственный акт на право пользования или на право собственности.

Сведения, которые указаны в правоудостоверяющих документах, должны совпадать и подтверждать данные первоисточника. Документы, устанавливающие право на имущество, выданные до введения Земельного Кодекса России, обладают бессрочными полномочиями. Правоустанавливающие документы необходимо корректировать и обновлять каждые 5 лет, согласно регламенту.

Пудовкина Т

единое землепользование, состоящее из нескольких участков, расположенных в одном кадастровом квартале проходит государственный кадастровый учет в районном органе кадастрового учета и структура кадастрового номера не отличается от номера простого земельного участка;

единое землепользование, расположенное более чем в одном кадастровом округе, проходит государственный кадастровый учет в республиканском органе кадастрового учета (Росземкадастр) 4 в «Общероссийском» кадастровом округе, имеющим кадастровый номер «00». Пример кадастрового номера такого участка: 00:00:0:0001.

Как оформить такую землю в собственность?

Исходя из того, что существенными преимуществами владения землёй обладает только право собственности, целесообразно переоформить участок путём приватизации или выкупа у администрации.

Для этого нужно обратиться в земельный отдел (департамент) администрации населённого пункта, написав заявление на имя начальника департамента или главы районной администрации, содержание которого можно найти ниже.

Составление заявления

Специальной формы для такого документа не предусмотрено, поэтому оно может быть написано собственноручно заявителем, или напечатано на листе формата А-4. В верхнем правом углу формируется «шапка» документа, где указано:

  • наименование учреждения;
  • фамилия заявителя;
  • домашний адрес согласно прописке.

В осведомительной части, которая следует за наименованием документа, указываются основные сведения:

  1. Основания и дата вступления во владение ЗУ: путём выдела, в результате получения наследства или при покупке дома.
  2. Параметры участка: категория земель, общая площадь, кадастровый номер и адрес расположения.
  3. Наличие строений.
  4. Индивидуальное или совместное владение. При совместном владении все правообладатели должны выступить заявителями или оформить нотариальные доверенности на представительство.
  5. Отсутствие обременений сервитутом, отсутствие обременения залогом расположенных на ЗУ строений.

В просительной части указывают просьбу о приватизации или выкупе по кадастровой стоимости. Здесь указывают, что ранее правообладатель не участвовал в приватизации. Также вносят формулировку, что оформление участка в собственность не нарушает прав третьих лиц. В завершение ставится дата и подпись.

  • Скачать бланк заявления о приватизации ЗУ
  • Скачать образец заявления о приватизации ЗУ

Внимание! Приватизация ЗУ допускается только один раз. Если это право было использовано – лучше сразу запрашивать выкуп без участия в торгах.

Какие документы прилагаются?

К заявлению нужно приложить:

  1. Копию гражданского паспорта.
  2. Акт выдела (распоряжение) администрации о передаче ЗУ во владение или свидетельство о наследовании земельного участка в виде удостоверенных копий.
  3. Свидетельство, выданное Росреестром, или выписку из ЕГРН.
  4. Кадастровый паспорт ЗУ.
  5. План межевания земли с актом утверждения границ ЗУ.

Куда обращаться?

С заявлением и прилагаемым пакетом документации нужно обратиться по месту расположения участка, в административный орган:

  • к начальнику земельного департамента;
  • к председателю райисполкома (поселковой администрации).

Сроки и стоимость

Заявление будет рассматриваться административной комиссией на очередных публичных слушаниях. Поэтому срок зависит от времени назначения очередных слушаний. Максимальный срок составит полтора календарных месяца. После проведения слушаний будет выдана выписка из протокола, которую оформят в течение трёх дней.

Если комиссия даст разрешение на приватизацию – вся процедура в администрации будет проводиться безвозмездно. В других случаях будет назначена стоимость выкупа. Максимальная цена будет равна кадастровой стоимости. Если участок в пользовании гражданина более 5 лет, допустимо соразмерное снижение.

Регистрация и государственная пошлина

После того как будет получена административная выписка, нужно подойти в Росреестр для регистрации права собственности. Данная процедура будет длиться около месяца, пошлина составит 2 000 рублей.

Сложности при приватизации

Основные сложности для приватизации таких участков заключаются в наследственных спорах. Если наследники оспаривают правоспособность завещания, или по иным причинам возбудили спор – до момента вынесения решения суда этот вопрос решаться не может. Кроме этого, сложности могут возникнуть из-за утраты документа о выделе ЗУ. В этом случае нужно немедленно восстановить акт выдела, обратившись в администрацию или в архив. То же требуется, если акт стал ветхим, его текст неразборчив.

Справка! Документы на землю не имеют срока давности, даже если были получены при советской власти.

Причины отказа

Административная комиссия может принять как положительное, так и отрицательное решение.

Отказать могут по следующим причинам:

  • с заявлением обратилось неправоспособное лицо;
  • заявление написано неверно;
  • пакет документации не полон;
  • один (несколько) документов имеют неправоспособный вид, подверглись порче;
  • оформление в собственность нарушает права третьих лиц.

Отказ не может быть произвольным. В выписке должны указываться его причины со ссылкой на законодательство. В десятидневный срок после её получения можно оспорить результаты слушаний в суде.

Классификация видов собственности, их характеристика

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодательных нормах в отношении субъектного состава различают такие формы земельной собственности, как:

  • Частная собственность – осуществляется исполнением полномочий отдельными гражданами и группам с целью удовлетворения их интересов;
  • Государственная собственность – осуществляется исполнением государственной власти в общественных интересах в целом;
  • Собственность органов местного самоуправления – осуществление властных полномочий органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования;
  • Смешанные формы собственности.

Кроме федеральной собственности существует собственность на землю субъектов Российской Федерации. При установлении многообразия форм земельной собственности, Российская Федерация дает гарантию их равенства перед законом. Различные формы земельной собственности оказывают влияние на отношения в сфере земельного права, способствуя совершенствованию их содержания или препятствию их развитию.

Замечание 1

Стоит отметить тот факт, что к тем отношениям, которые связаны с движением и использованием земельных участков, возможно применение правовых норм гражданского и иного законодательства. Значительное отличие гражданских отношений от земельных заключается в том, что не все земельные участки могут быть проданы в качестве обычного предмета товарного оборота.

Пример 1

Запрещается продажа в частную собственность земельных участков, основной функцией которого является природоохранная деятельность, а также земель общего пользования и иных земельных участков, которые были извлечены из товарного оборота.

Законодательством установлены ограниченные размеры земельных участков, которые находятся во владении одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может изменяться лишь в соответствии с решением исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это также применяется в случае, если объектом сделки выступает земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Замечание 2

При рассмотрении и анализе классификации видов земельной собственности, необходимо отметить, что абсолютных собственников не существует в отношении обычного имущества, так как объемы властных полномочий в отношении использования и распоряжения объектами собственности подлежат ограничению законодательными нормами в общественных, государственных интересах, интересах граждан-собственников и иных лиц.

В сформировавшейся системе отношений собственности следует выделить стабильные и переходные элементы.

Пример 2

Положение о равноправии всех форм собственности и их многообразии является постоянным элементом государственной политики в сфере земельного права; приоритетное положение приватизации земельной собственности является переходным элементом, который направлен на устранение деформаций земельного строя, вызванных монополией исключительной собственности на земельный участок.

Вывод 1

При устранении деформаций с области земельных отношений, принципы приоритета приватизации, выполняя свое назначение, заменяются принципом пресечения возникновения земельных собственников.

Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином

Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:

  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.

Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

Общая долевая собственность на земельный участок

Общая собственность может быть объявлена долевой на основании соглашения участников общей совместной собственности либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ). Каждый из участников долевой собственности вправе получить во владение и пользование часть земельного участка, соразмерной выделенной доли (ст. 247 Гражданского кодекса РФ). Действия правомочий владения и пользования землей, которая является общей долевой собственностью, возникают на основании соглашения всех ее участников собственности либо по решению суда. Участник общей долевой собственности, осуществивший неотделимые улучшения объекта общего имущества (в данном случае – земельного участка) с использованием собственных средств, вправе требовать увеличения своей доли в соответствующем объеме. В случае, если были произведены отделимые улучшения, они являются собственностью того участника долевой собственности, кто их осуществил (ст. 245 ГК РФ). Право общей долевой собственности на землю предполагает распределение между всеми участниками в соответствующих долях поступающих в состав общего имущества доходов, выращенных плодов и произведенной продукции, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением (ст. 248 ГК РФ). Расходы по содержанию земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, распределяются между всеми участниками, в соответствии с размером их долей. В частности, каждый из участников несет ответственность за своевременную уплату земельного налога, предоставление налоговой декларации по земельному налогу, уплату издержек по содержанию земли и другое (ст. 249 ГК РФ). Распорядиться своей долей участник общей долевой собственности вправе по своему усмотрению, в том числе, он может передать свою долю в дар или по завещанию, продать по договору купли-продажи земельного участка. В свою очередь, распорядиться земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, можно только на основании соглашения всех участвующих сторон. Возмездное отчуждение доли имущества в общей собственности предполагает преимущественное право остальных участников на покупку продаваемой доли по стоимости, в размере которой она продается (ст. 246 ГК РФ).

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности и обладающий возможностью деления, может быть разделен между всеми участниками/сособственниками, желающими произвести государственную регистрацию права собственности на отдельный земельный участок. Осуществление действий по делению земли предполагает прекращение общей долевой собственности на данный земельный участок, и может быть выполнено по общему согласию всех сторон либо на основании судебного решения (ст. 252 ГК РФ). В случае невозможности выдела доли по закону либо если деление повлечет за собой несоразмерный ущерб имуществу, выделяющийся собственник вправе потребовать выплаты ему стоимости его доли остальными участниками общей долевой собственности.

Неделимый земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, предполагает выплату стоимости доли участнику, желающему выделить свою долю в натуре, другими участниками (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Ошибка в кадастре и ее исправление

С 1 января 2021 года в земельном законодательстве появились новые исправления: ГКН и ЕГРП объединяются в Единый государственный реестр, в связи с чем больше нет необходимости уведомлять одну инстанцию при изменениях в документах другой, теперь все происходит централизованно.

Октябрьский районный суд города Ростов-на-Дону своим решением от 17 марта 2015 года признал наличие кадастровой ошибки в ГКН и принял решение о ее исправлении. Истец обратился с требованием внести изменения в Государственном кадастре недвижимости в связи с тем, что границы участка земель общего пользования отображены неправильно и вызывают наложение с границами его участка, а также приводят к уменьшению площади его владений и невозможности пользоваться всеми правами собственника.

Использование ресурсов

Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.

Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:

  • ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  • животноводство;
  • огородничество;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • садоводство.

Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Правовые формы использования земельных участков это

10.5. Организационно-правовые формы обеспечения рационального использования земель Правовое обеспечение той или иной цели предполагает системное обеспечение ее реализации необходимыми правовыми средствами, позволяющими реально достичь поставленной задачи.

Например, для обеспечения целевого использования земель существует в российском законодательстве такой комплекс правовых мер, как запрещение приступать к пользованию земельным участком до отвода его в натуре на местности; право государственного контроля путем свободного доступа на земельный участок сотрудников государственного контроля за использованием земель; наличие таких мер ответственности, как лишение участка за нецелевое использование его с одновременным привлечением к ответственности и т.д.

По современному российскому законодательству все права вообще, и на участки в частности, можно разделить на две большие группы: вещные, в том числе ограниченные вещные, нрава и обязательственные права.

Земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на участки: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды, право безвозмездного срочного пользования, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Реферат на тему: Понятие и виды правовых форм использования земли

Реферат на тему: Понятие и виды правовых форм использования земли Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал2.

Однако ЗК РФ предусмотрены разные возможности граждан и юридических лиц по дальнейшему использованию земельных участков на этом праве.

Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена.

Земельный кодекс — глава 12

—> Земельный кодекс — глава 12.

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ) Земельный кодекс — глава 12. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ЗЕМЕЛЬ ( КОНТРОЛЬ) Статья 71. Государственный земельный контроль 1.

Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.2.

Организационно-экономические основы использования земель в рыночных условиях

Организационно-экономические основы использования земель в рыночных условиях В статье рассмотрены организационно-экономические основы использования земель, основные механизмы регулирования земельного рынка в сфере сельскохозяйственного землепользования, экономические регуляторы земельных отношений. Ключевые слова: Землепользование, экономическая система, земельный рынок, государственное регулирование, управление.

Тема 8

Тема 8.

Организационно-правовые формы обеспечения рационального использования и охраны земель Работу над темой следует начинать с определения понятия и классификации видов организационно-правовых форм обеспечения рационального использования и охраны земель. Организационно-правовые формы обеспечения включают в себя ряд мероприятий правового характера, направленных на улучшение качественного состояния земель, предотвращение их загрязнения, истощения, нерационального использования.

Лекция 3

Лекция 3.

Право собственности на природные ресурсы и природопользования 3.3. Правовые формы использования природных ресурсов Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

  • правопорождающие (об основаниях возникновения прав);
  • правопрекращающие;
  • правоизменяющие.

На основании таковых объекты отчуждаются в ведение иных субъектов, либо – условия владения землями изменяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector