Мобильные телефоны в школе: роль, а также преимущества и недостатки использования гаджетов
Содержание:
- Никаких смартфонов на уроках
- В чем именно заключается проблема?
- Планшет против чувства юмора
- Аналог смартфона
- 2021: В школах России запретили использовать смартфоны для обучения
- «Аборигены» виртуального мира
- Как было раньше
- В чем провинились смартфоны
- 2017: Запрет во Франции
- Что теперь запрещено в армии
- Структура документа
- Альтернатива интернету
- 2019
- Этикет
- Где чаще всего применяется такой запрет
- Что говорят эксперты?
- СанПин: гигиенические требования
- Никаких смартфонов в военкомате
- Памятка использования телефона в школе
Никаких смартфонов на уроках
Роспотребнадзор запретил российским школьникам использовать смартфоны в образовательных целях, то есть, в частности, для просмотра обучающих материалов во время занятий. Как пишет РИА «Новости», об этом запрете говорится в новых санитарных правилах к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей от 28 сентября 2020 г., вступивших в силу 1 января 2021 г. Они будут действовать до 1 января 2027 г.
Об изменениях, запрещающих ученикам российских школ пользоваться смартфонами для учебы, упомянула начальник управления санитарного надзора ведомства Ирина Шевкун. Она рассказал о них во время общественных слушаний на тему «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Ограничения, которые вводит Роспотребнадзор, затрагивают исключительно смартфоны. Другими словами, школьники могут и дальше продолжать учиться, используя ноутбуки и планшетные компьютеры, хотя и к ним ведомство предъявляет внушительный список требований.
В чем именно заключается проблема?
Главной причиной раздора стало распространение мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов. Если еще недавно немногие могли позволить себе эту роскошь, то сейчас заветные «игрушки» есть у всех школьников.
Одно дело, когда телефоны лежат в портфеле, не нарушают тишину и никого не отвлекают
Когда в поле зрения педагога попадает ученик, прячущий мобильный за стопкой учебников и уделяющий все внимание на уроке только ему, возникают соответствующие вопросы, а именно:
Это учитель не способен удерживать внимание детей на уроке?
Это ученики настолько увлечены гаджетами, что не способны переключаться даже на 45 минут на другой вид деятельности?
К сожалению, проблемой являются не только эти вопросы. Причиной громких заголовков СМИ все чаще становятся видео, которые ученики снимают на смартфоны даже во время уроков. Стоит учителю немного повысить голос, как это быстро становится достоянием общественности. С одной стороны, эти видео проливают свет на существующие недочеты в школьной системе. С другой, нередко оказываются вырванными из контекста.
Планшет против чувства юмора
Как и говорилось выше, никакого закона, ограничивающего использование мобильников в школах России в целом, и Иркутской области в частности, сейчас нет. Как объясняет замминистра образования Иркутской области Максим Парфёнов, если его и принимать, то только на уровне Федерации. Такой законопроект на уровне региона принять нельзя, да и чиновник не уверен, что нужно. Он говорит, что сейчас правила пользования мобильниками в стенах образовательных учреждений может вводить каждая конкретная школа. Они фиксируются в её уставе. И в Приангарье с каждым годом становится всё больше школ, решивших зарегулировать отношения детей и педагогов с гаджетами. Чаще всего в уставе прописывают, что телефоны в школу приносить можно (как ученикам, так и взрослым), но использовать их следует только на перемене. Во время урока они должны находиться в режиме «без звука» и не мешать образовательному процессу.
«Нужно сказать, что в некоторых школах Иркутска гаджеты уже активно используют и на уроках, чтобы ученики могли рассмотреть какую-то картинку или найти некую информацию. Не стоит забывать, что задача школы состоит и в том, чтобы научить детей пользоваться разными источниками получения знаний, в том числе и цифровыми», – говорит замначальника департамента образования администрации Иркутска Альбина Новикова.
Как отмечает Максим Парфёнов, такая практика есть в школах не только областного центра, но и по региону – например, в Усть-Илимске, Черемхово.
Статья по теме
Как настроиться на учебный год? Советы для студентов и школьников
Когда разговор заходит о технологиях-помощниках для школы, в первую очередь на ум приходят электронные учебники. Правда, в Приангарье доля их применения ещё невелика. По словам замминистра, их используют 12% школ региона, вопрос упирается в финансирование. Однако он отмечает, что проблема цифрового неравенства характерна для образовательных учреждений не только Иркутской области, но и всей России.
«Даже если школа хочет использовать в качестве электронных учебников личные гаджеты учеников, директор не может сказать: «Вот у нас у пятерых детей из класса есть планшетные компьютеры, остальные двадцать, идите, покупайте». Этот вопрос должна решать именно школа», – отмечает Парфёнов.
Кстати, электронным неравенством можно назвать и ситуацию, когда одни дети приносят в школу флагманскую модель смартфона, а другие грустно тыкают в кнопки «бабушкиного» телефона, завистливо поглядывая на сверстников. Из-за этого в России предлагают принять закон, запрещающий школьникам приносить на уроки гаджеты, дороже 5 тыс. рублей. Такую инициативу выдвинул зампред комитета Госдумы РФ по образованию и науке Борис Чернышов, предложив детям «соревноваться не в том, чей смартфон или планшет дороже, а в человеческих качествах – уме, сообразительности, чувстве юмора и так далее». Идею Чернышова общественность, правда, назвала неоднозначной, эксперты отметили, что непонятно, как оценивать стоимость мобильника непосредственно в школе, особенно если он куплен на вторичном рынке.
Аналог смартфона
В России может появиться специальный телефон для школьников, так называемый «шкулфон», которым можно будет пользоваться, в том числе, и в учебных заведениях. Эта инициатива, по данным RT, предложена зампредом комитета Госдумы по образованию и науке Борисом Чернышовым 17 июля 2019 г.
Чернышов обратился с этим предложением в госкорпорацию «Ростех». Создание «шкулфона», по его словам, связано с возможным введением запрета использования учениками смартфонов в школах – это устройство может стать альтернативой привычным многим «умным» гаджетам.
О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.
Telegram-канал «Мышь в овощном» предложил идею по созданию гаджета для школьников на день раньше Чернышова
Добавим, что 16 июля 2019 г., за сутки до обращения Бориса Чернышова со своей инициативой в «Ростех», идею о разработке отечественного телефона единого образца для школьников подал телеграм-канал «Мышь в овощном». Гаджет было предложено назвать «Школофон».
2021: В школах России запретили использовать смартфоны для обучения
В начале января 2021 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов в российских школах для обучения. Дело в том, что вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4. 3648-20, которые будут действовать до 1 января 2027 года. Пункт 3.5.3. нового документа гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета, — пояснили «Российской газете» в пресс-службе Роспотребнадзора. |
В начале января 2021 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов в российских школах для обучения
Зато в образовательных целях можно использовать компьютеры и планшеты. Минимальная диагональ монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, а планшета –26,6 см. Не допускается использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок.
Также отмечается, что дети 1-2 классов должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4 классов – не более 25 минут, 5-9 классов — не более 30 минут, и, наконец, 10-11 классов — не более 35 минут.
Предполагается, что если дети смотрят образовательные фильмы и конспектируют их в тетрадях, то продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:
- для детей 5-7 лет — 5-7 минут,
- для учащихся 1-4-х классов – 10 минут,
- для 5-9-х классов — 15 минут.
Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.
В целом, новые санитарные правила — это один из ключевых документов для всей системы школьного образования. Он затрагивает не только электронное обучение, отмечает издание.
«Аборигены» виртуального мира
В архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» есть экспонат – сельская церковно-приходская школа образца XIX века. Её перевезли сюда из села Кеуль Усть-Илимского района. Простые деревянные парты, глобус на учительском столе и портрет императора над ним. Рядом с классом расположена комнатка самой учительницы, ведь раньше нередко педагоги жили прямо при школе. Зайти в учительскую спальню в музее нельзя, однако хорошенько рассмотреть можно: в двери сделали большое стеклянное окошко.
«Стою я у этой двери и разглядываю скромный быт, – рассказывает иркутянка Оксана Цепилова. – Подходит девчушка лет шести с мамой. Увидев дверь, девочка пытается её открыть, но не выходит. Женщина дочке объясняет: дверь заперта, но комнату учительницы можно увидеть, и указывает на стекло. Девочка несколько секунд смотрит в окошко, трогает его пальцами, затем поворачивается к маме и спрашивает: «А как смотреть?» Мама пытается объяснить, но ребёнок всё равно быстро теряет интерес к экспонату: комнату нельзя покрутить или полистать – ерунда какая-то. Я лично давно «оцифрованный» человек, который работает в режиме минимум двух экранов, но увидела это – и мне стало немножко страшно от будущего».
Как говорит педагог-психолог Иркутского информационно-методического центра развития образования Наталья Труфанова, нынешние детсадовцы и ученики начальной школы – это дети детей «цифрового поколения». Они едва ли не с рождения видят, как их родители сидят у экрана, и сами начинают общаться со смартфонами буквально с года! Естественно, к школе такие продвинутые ребята «шарят» в гаджетах куда лучше многих учителей. Педагоги даже называют этих подростков аборигенами цифрового мира. Однако то, что это однозначно плохо, специалист сказать не может.
«Что касается мнения психологов и нейропсихологов о вреде и пользе мобильников, нет единой позиции. И те, и другие говорят о том, что должны быть временные ограничения, чтобы ребёнок не «сидел в смартфоне» сутками и знал, когда и как им можно пользоваться в школе. Совсем запрещать школьникам использовать телефон нельзя: мы живём в информационном поле. И это – хотим мы того или нет – наша повседневная реальность», – отмечает Наталья Труфанова.
Учиться стены помогают. Как преобразились школы Иркутска к учебному году?
Подробнее
Как было раньше
Неофициальные ограничения на пользование смартфонами и
мобильными телефонами в армии действовали и раньше. Обычно это выглядело так –
призывникам добровольно предлагали сдать электронные устройства офицеру.
Кто не сдал – у того изымали телефон (планшет, жесткий
диск), и прибивали его на гвоздь к стенду, причиняя порчу чужого имущества.
Кто сдал – тот получал мобильный телефон в воскресение на
несколько часов, чтобы позвонить родителям. При этом допускались только модели
без камеры (или с выбитой камерой). В некоторых частях в самом начале солдаты
пользовались кнопочными телефонами постоянно, но поскольку началось воровство,
лавочку прикрыли. Армейский идиотизм – если не украли у солдата мобильник, его надо
испортить.
На практике в частях воспользоваться телефоном мог офицер,
либо его точно так же отбирали деды в положенные для звонков часы.
Несмотря на запреты, каждый дембель выкладывал в
«Одноклассники» или «В Контакте» фотографии со службы вместе с сослуживцами.
Теперь это запрещено законом.
Кроме того, сейчас, судя по всему, очень сильно урежут и время на использование обычных телефонов.
Как доказать дедовщину без смартфона
Доказать неуставные взаимоотношения без диктофона, смартфона
или еще каких-то свидетельств крайне сложно. Особенно, если офицеры иди деды
опытные, бьют через мокрое полотенце или одеяло, пытают током или душат. Нет следов на теле, нет аудио- и
видео-доказательств, нет звонков призывника с жалобами, значит, никаких
посягательств и не было. Но надежды себя спасти все-таки остаются.
Первый вариант – попытаться найти свидетелей, и сподвигнуть
их на то, чтобы написали рапорт. Лучше всего коллективный. Найти свидетелей
маловероятно, а рапорт, скорее всего, порвут. Но если пострадавших много, избивают
многих, то шансы есть.
Второй способ – через особые фразы в письмах или разговорах,
о которых необходимо договориться заранее, дать понять родителям, что в части
над вами издеваются. А дальше уже родители подключают правозащитников, солдатских
матерей, обращаются на телефоны горячей линии, пишут в военную прокуратуру и
так далее.
Обычно командование части стремится такие происшествия
скрыть, но шумихи боится. По крайней мере, после жалобы пацана не убьют, да и
сами старослужащие ощутят, как в воздухе запахло дисбатом.
Одним словом, это крайне недоработанный акт, который особо не прибавляет безопасности военным подразделениям (кому надо осуществить акт шпионажа, тот и без телефона это сделает), зато сужает права солдат срочной службы и военнослужащих по контракту.
армия
В чем провинились смартфоны
Объясняя цели нового запрета, Владимир Цимлянский уточнил, что военные комиссариаты, они же военкоматы – это территориальные представительства Министерства обороны России. С его слов, в них действуют те же ограничения, что и на других объектах ведомства, в которых использование смартфонов тоже не допускается. Он добавил, что несмотря на кажущуюся немыслимость жизни без гаджетов, «есть ограничения, которые накладывает на себя некоторая закрытость как самого ведомства, так и его объектов».
Использование военнослужащими умных устройств попало под запрет еще в марте 2019 г. по решению Владимира Путина. Президент России подписал закон «О статусе военнослужащих», предусматривающий полный запрет на использование во время службы в армии России смартфонов, планшетных компьютеров, навигаторов и других устройств, «в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации».
Смартфоны и российская армия несовместимы
Документ также запрещает служащим передавать данные о себе и своих сослуживцах в СМИ и публикации их в интернете. Это касается, в том числе, и информации, позволяющей идентифицировать ведомство, к которому они относятся, часть или место несения службы.
2017: Запрет во Франции
В декабре 2017 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов во французских школах. Речь идет об ужесточении принятого несколькими годами ране закона, согласно которому ученикам не разрешено пользоваться сотовыми аппаратами во время занятий. Прежде чем войти в класс, они должны были их выключать.
Однако, как заявил председатель профсоюза руководителей учебных заведений Франции Филипп Турнье, от 30 до 40% школьников постоянно пользуются «мобильниками» во время уроков: украдкой читают и отправляют SMS-сообщения, фотографируют друг друга и используют гаджеты для поиска в интернете ответов на учебные задания.
Франция вводит запрет на использование мобильных телефонов в школах
В декабре 2017 года министр образования Франции Жан-Мишель Бланке (Jean-Michel Blanquer) заявил, что с сентября 2018-го в школах страны вводится абсолютный запрет на мобильные телефоны. Ученики не смогут пользоваться трубки ни на переменах, ни тем более во время занятий.
В наши дни дети больше не играют во время перемен между уроками, они просто проводят время, смотря в экраны смартфонов. С точки зрения образования это большая проблема», — сообщил Бланке. |
Пока неясно, каким образом этот запрет будет работать на практике: непонятно, будут ли учителя наделены полномочиями обыскивать учеников и какие санкции могут применяться к нарушителям.
Министр образования Франции признал, что мобильные устройства могут понадобиться для учебных целей или в случае чрезвычайных ситуаций, поэтому «мы должны предусмотреть все варианты».
Идея с запретом сотовых телефонов в школах стала одним из предвыборных обещаний президента Франции Эммануэля Макрона. Тем не менее, не все отнеслись положительно к этой инициативе. Многие родители, например, хотят быть постоянно на связи со своими детьми.
Что теперь запрещено в армии
По новому закону,
на военнослужащих накладывается целый ряд ограничений в плане использования
электронной техники.
Мобильные телефоны |
Все, за исключением моделей из разрешенного списка |
Смарт-часы |
Запрещены модели с GPS и передачей геолокации |
Видеокамеры, фотоаппараты, видеорегистраторы |
Запрещены полностью |
Компьютеры, планшеты, мобильные ПК, органайзеры с камерами и спутниковой связью |
|
Навигаторы, флешки,карты памяти, жесткие диски, мобильные модемы и прочие устройства хранения электронных данных |
Помимо этого,
солдатам нельзя будет сообщать сведения о части, сослуживцах командовании,
передвижении войск СМИ или сторонним лицам, а также писать об этом в социальные
сети.
Военнослужащим, которые имеют доступ к государственной или военной тайне,
вообще надо будет удалиться из социальных сетей. Регистрация в них, соответственно, тоже будет запрещена.
Структура документа
При составлении приказа следует придерживаться обычных для такого рода документации структуры и состава. В частности приказ должен содержать «шапку»: сведения о компании и самом распоряжении; данные о законодательных нормах и внутренних актах фирмы, в соответствии с которыми он издан (это основание), а также краткое изложение объективных причин для его создания (это обоснование). Основная часть приказа, как правило, состоит из нескольких пунктов, которые могут формулироваться произвольно. Последний пункт всегда – о назначении ответственного за исполнение распоряжения сотрудника. В конце приказ обязательно должен быть завизирован.
Альтернатива интернету
Для доступа в интранет посредством «шкулфона» будет использоваться специальное ПО, отслеживающее, что пишут пользователи. По словам автора идеи, приложение «будет блокировать любые попытки буллинга школьников друг другом».
Иными словами, эта программа будет вылавливать в набираемом тексте слова или выражения, имеющие негативную окраску, как то: угрозы, оскорбления и т. д. Также разработчики обучат ее вырезать ссылки на вредоносные ПО и сайты, ориентированные на взрослую аудиторию, что может указывать на все-таки присутствующую возможность выхода со «шкулфона» в полноценный интернет.
2019
В школах Мадрида запретили использовать смартфоны
В конце декабря 2019 года Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах. Закон вступит в силу со следующего учебного года (2020–21 гг.).
До сих пор в Мадриде, как и почти во всех автономных регионах, закон давал право школам устанавливать свои правила, однако теперь мобильные телефоны, смартфоны и планшеты полностью запрещены во всех учебных классах региона. Мадридские ученики больше не смогут пользоваться смартфонами, за исключением тех случаев, когда преподаватель считает, что телефон необходим для учебного процесса.
Мадрид присоединился к Галиции и Кастилии Ла-Манче и запретил использовать смартфоны в школах и колледжах
Ученики могут носить с собой смартфон, планшет или смарт-часы в школу, но устройства должны быть выключены или переведены в режиме полета и храниться в рюкзаке или в шкафчиках. Детская площадка также считается школой, но в данном случае директора самостоятельно решают, могут ли дети использовать свои «умные» устройства. В случае несоблюдения этих правил закон настоятельно призывает руководство школы наказать ученика.
Министерство образования уже давно обсуждает эту проблему с экспертами и школьным сообществом и признает существующие разногласия. Проведенный GESOP опрос выявил, что большинство взрослого населения поддерживает запрет (86%). В основном это связано с дефицитом внимания учащихся, высокой отвлекаемостью, а также такими проблемами, как киберзапугивание. Однако многие эксперты считают, что доступ к смартфону может стать прекрасным инструментом в руках обучающего, если установить пределы его использования.
В 2015 году школьный совет Каталонии (CEC) представил отчет об использовании телефонов в школах. В 2019 году этот документ бы пересмотрен и расширен
Немалое внимание в нем уделяется таким вопросам, как защита данных несовершеннолетних, киберзапугивание или киберзависимость, а также подготовке учителей и роли семьи
В каждой четвёртой школе в России запретили телефоны на уроках
К середине декабря 2019 года в каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках. Об этом заявила министр просвещения Ольга Васильева на «Деловом завтраке» в «Российской газете».
Сегодня у нас уже есть конкретные цифры: 10 628 школ — то есть примерно каждая четвертая — выполнили рекомендации и ограничили телефоны во время уроков, — сообщила она. |
В каждой четвёртой российской школе запретили использование мобильных телефонов на уроках
По словам Ольги Васильевой, запрет на использование телефонов на занятиях введён во всех школах в Северной Осетии, Ингушетии и Белгородской области. Больше половины школ внедрили аналогичные меры в Магаданской (53,3% от общего количества учреждений), Кемеровской (67,3%), Курганской (50,9%), Свердловской (65,3%) областях, а также в Пермском крае (58,8%), республике Марий Эл (63,8%) и Удмуртской республике (60,9%). Эти данные министр назвала «абсолютно проверенными».
Стоит заметить, что смартфоны не запретили проносить в школу, а запретили пользоваться ими на уроках, — пояснила в беседе с изданием председатель национального родительского комитета России Ирина Волынец. — И, мне кажется, что эта цифра на самом деле выше, чем каждая четвертая школа |
Васильева отмечает, что Роспотребнадзор, Рособрнадзор и Министерство просвещения лишь рекомендовали школам принять такие меры, однако учебные заведения могли сами принимать решения –— вводить новое правило или нет. Московские власти выступили против предлагаемых ограничений. Сама Ольга Васильева считает, что «на период образовательного процесса» мобильный телефон «абсолютно не нужен».
Более того, три четверти опрошенных (и я с ними абсолютно солидарна) считают, что и педагоги должны ограничить использование телефонов во время процесса обучения, — добавила она. |
Этикет
Хотя основные принципы вашей политики должны отвечать особенностям и потребностям вашей компании, существуют общие правила использования телефонного этикета, которые вы должны принять к сведению. Многие из них могут показаться вам обычной любезностью, но если вы хотите что-то получить, то вы должны объяснить это. Эти правила должны касаться всех средств связи, как рабочих, так и личных:
1. Функция «вибрации» — это ваш лучший друг. Ее нужно использовать по умолчанию. Никто не любит громких звонков.
2. Никаких телефонов во время деловых собраний. Проинструктируйте сотрудников о том, что во время собраний, конференций необходимо отложить телефоны в сторону, а еще лучше, оставить на своих рабочих столах. «Во время делового мероприятия звонки или переписка может отвлекать и раздражать других людей», говорит Флин.
3. Голосовая почта – это не грех. Согласно опросу (Pew Research Center) 1,5 тыс
взрослых людей, 24% из сказали, что они чувствуются себя обязанными ответить на звонок, даже во время важного собрания. В таких случаях для общения лучше использовать голосовую почту
Сделайте на этом акцент в своей политике.
4. Говорите тише. Есть всего несколько более раздражительных вещей, чем громкий разговор по телефону, особенно, если люди пытаются завершить начатое дело. Четко объясните своим работникам, чтобы они общались на более пониженных тонах, если им все-таки нужно ответить на звонок, или найти тихое место, где можно поговорить. Будет очень хорошо, если для этих целей вы сможете выделить специальное помещение.
5. Речь и контент. Уже многие компании потеряли своих клиентов из-за того, как работники общаются по телефону. Профессиональная коммуникация — это не то же самое, что и ваше общение дома, и в вашей политике это должно быть отражено.
Где чаще всего применяется такой запрет
Наиболее часто запретительные меры в отношении мобильных устройств применяются в режимных организациях, на предприятиях с непрерывными производственными линиями, в транспортных фирмах, компаниях, осуществляющих авиаперевозки, а также в некоторых медицинских, образовательных учреждениях и т.д.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
При этом запрет может касаться не всех сотрудников, а только тех, кто занят какой-то определенной работой, например, водителей, летчиков, хирургов, учителей и т.п. Он может быть полным или же частичным, например, допускающим краткие переговоры «по делу» в специально отведенных для этого помещениях.
Запрет обычно направлен на то, чтобы предотвратить опасные для жизни и здоровья человека ситуации, исключить помехи в рабочем процессе, избежать материальных и финансовых потерь и других неблагоприятных последствий.
Следует отметить, что табу на использование мобильников должно работать только непосредственно в часы трудовой деятельности, в обеденный перерыв оно должно сниматься.
Что говорят эксперты?
Эффект от запрета мобильников проверили учёные из Центра экономических показателей. Оказалось, что в школах с ограничением смартфонов успеваемость учеников выше на 6,4 %. Исследователи говорят, что это эквивалентно пяти дополнительным дням в учебном году.
Успеваемость школьников до и после введения запрета на смартфоны
Журнал Clinical Psychological Science опубликовал другое исследование. Учёные пытались разобраться, почему число американских подростков в глубокой депрессии (чувствуют себя бесполезными или безрадостными) увеличилось. После прочтения двух других независимых исследований они пришли к выводу, что на настроение школьников влияют смартфоны — чем больше времени они проводят в соцсетях, тем больше вероятность того, что они впадут в депрессию.
Учёные из Института образования НИУ ВШЭ с этим несогласны. Они предлагают использовать смартфоны учеников, чтобы разнообразить процесс обучения, и считают запрет на гаджеты в школах ненужным. Кроме того, преподаватель Королева Диана раскритиковала результаты исследований зарубежных коллег.
СанПин: гигиенические требования
Согласно действующим санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 к персональным компьютерам, используемым в деятельности сотрудников, применяются требования о соответствии следующих параметров установленным нормативам:
- звуковое давление;
- характеристики временных электромагнитных полей, создаваемых компьютерами;
- визуальные параметры устройств для отображения информации;
- концентрация вредных веществ, выделяемых техникой в атмосферный воздух помещения;
- мощность экспозиционной дозы генерируемого мягкого рентгеновского излучения;
- коэффициент отражения и блесткость;
- яркость и контрастность;
- другие параметры.
Общие требования к организации и оборудованию рабочих мест
В разделе 9 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 выделяются следующие основные требования техники безопасности при работе за компьютером в постоянном режиме:
- рабочие места изолированы друг от друга и обеспечиваться организованным воздухообменом. Если занимающие их сотрудники заняты творческой деятельность, рекомендуется оборудовать их места перегородками высотой 1,5-2 метра;
- конструкция кресла регулируется, чтобы обеспечить соответствие его положения индивидуальным физическим параметрам сотрудника. Его поверхность должна быть нескользящей и давать возможность легкой чистки;
- конструкция стола должна обеспечивать рациональное и удобное размещение имеющегося оборудования и иметь коэффициент отражения, не превышающий 0,7.
Требования к помещениям при работе за компьютером
Актуальные правила техники безопасности при пользовании компьютером устанавливают следующие требования к помещениям:
- помещения должны иметь оконные проемы для проникновения естественного света, ориентированные преимущественно на север или северо-запад. Работа в офисах без естественного освещения допускается только после проведения специальных расчетов, обосновывающих эквивалентность организованного искусственного освещения нормативам естественного света;
- окна в помещении следует оборудовать устройствами для регулирования яркости естественного освещения, такими как шторы, жалюзи и проч.;
- допустимая площадь одного рабочего места сотрудника должна составлять не менее 6 квадратных метров, а при условии, что в работе используются плоские мониторы жидкокристаллического или плазменного типа – 4,5 квадратных метра;
- внутренняя отделка помещений должна производиться с использованием материалов, имеющих санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность. Максимальный коэффициент отражения используемых материалов составляет для потолка – 0,8, для стен – 0,6, для пола – 0,5;
- помещения должны находиться вдали от силовых кабелей, высоковольтных трансформаторов и другого оборудования, способного создавать помехи для офисной техники. В комнатах необходимо организовать защитное заземление, обеспечивающее безопасную работу компьютеров.
Правила размещения монитора
Обязательная техника безопасности при работе на ПК требует выполнения следующих нормативов при размещении монитора:
- расстояние между столами сотрудников составляет не менее 2 метров, а между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 метра;
- экран используемого монитора находится на расстоянии 0,6-0,7 метра от глаз работника.
При этом электростатический потенциал дисплея не должен превышать 500 В.
Режим труда и отдыха при работе с компьютером
Безопасные правила поведения и техники выполнения трудовых операций приведены в Типовой инструкции ТОИ Р-45-084-01. В зависимости от категории выполняемой работы и уровня зрительной нагрузки, приходящейся на сотрудника в течение смены, суммарное время перерывов в зависимости от ее продолжительности составляет:
- при 8-часовой смене – от 30 до 70 минут;
- при 12-часовой смене – от 70 до 120 минут.
Никаких смартфонов в военкомате
В российской армии введен новый запрет, касающийся использования современной техники. Все новобранцы, которых весной 2021 г. призовут служить, должны будут отправиться на призывной пункт без смартфона.
По информации «Парламентской газеты», это обязательное требование. Умный мобильник призывникам придется оставить дома, и это подтвердил представитель главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил России (ВС) Владимир Цимлянский. По его словам, будущие солдаты могут взять с собой исключительно классические сотовые телефоны – раскладушки, моноблоки и любые другие, но только не смартфоны.
«Ребята, которые прибывают на призывную комиссию, непосредственно уходят служить в Вооружённые силы, при себе могут иметь только кнопочный телефон», – отметил Цимлянский в интервью телеканалу «Россия 24».
Умные телефоны призывникам не положены
Под новые ограничительные меры попали почти 135 тыс. российских мужчин – именно столько Президент России Владимир Путин призвал в армию указом, подписанным 29 марта 2021 г. На момент публикации материала не было известно, коснутся ли нововведения следующих призывов, или же это пока всего лишь эксперимент. Также нет информации, какое наказание ждет новобранцев, ослушавшихся приказа и появившихся в стенах военкомата с «вражеской» техникой в кармане.
Памятка использования телефона в школе
Мобильный телефон в школе не предоставит опасности для ребенка и не навредит процессу обучения, если будут соблюдаться такие простые правила, как:
-
Максимально ограничиться или отказаться вовсе от использования мобильных телефонов на уроках в школе.
-
Наушники и иные устройства для прослушивания звонков и музыки использовать только во внеурочное время.
-
Чтобы не отвлекать одноклассников и не мешать учителю, мобильный телефон в школе должен всегда находиться в бесшумном режиме (или режиме вибрации).
-
Чтобы исключить вероятность зависти со стороны сверстников или повреждения гаджета, рекомендуется отказаться от демонстративного поведения.
-
Мобильный телефон в школе должен быть всегда у владельца. Не рекомендуется оставлять его без присмотра.
Однако, беседа с ребенком и ознакомление с памяткой использования телефона в школепорой являются недостаточными мерами, предпринимаемыми родителями.
Выявленной пользы телефонов в школе – недостаточно. Ограничения использования телефона в школе просто необходимы для многих детей. Помочь проследить за их соблюдением могут специализированные программы родительского контроля, среди которых UniSafe Kids.