Снос и предложение

Основные положения федерального закона о реновациях, последняя редакция

К основным положениям, уже действующего закона о реновации в городе Москве, относятся следующие важные пункты:

  1. Действия, выполняемые по программе реноваций, имеют исключительно Конституционный характер и опираются на известные принципы Гражданско-Правового и Жилищного кодекса Российской Федерации. Все прочие связанные законы и порядок их применения, будет рассматриваться в контексте главных правовых ориентиров, перечисленных выше;
  2. Программа реновации Москвы направлена на сокращение аварийного жилищного фонда столицы, а также формирование новых, облагороженных территорий с возведением многоквартирных зданий, соответствующих нормам и стандартам качества. Все мероприятия направлены на создание благоприятных условий для проживания граждан;
  3. Процесс переселения будет сопровождаться обязательным опросом граждан и учетом их мнений. В программу включают лишь те дома, большая часть жителей которых проголосовали за снос текущего ветхого сооружения и переселения в новый возводимый дом. До момента заключения договора между жильцами дома и правительством Москвы, можно поменять изначальное решение и отказаться от участия в программе реноваций, или же, напротив, согласиться;
  4. По ходу реализации проекта гражданам будет предложена равнозначная по площади квадратных метров, недвижимость в новостройках. Имущественные права всех собственников, полностью сохраняются и переходят на новый объект недвижимости. При этом новые помещения должны соответствовать площади старым квартирам граждан, а также сдаваться в полностью благоустроенном виде с чистовой отделкой;
  5. Помимо этого, собственник может получить равнозначную сумму оценочной стоимости квартиры. Для этого необходимо подать письменное заявление. Порядок и размер финансового возмещения будет производиться в строгом следовании соответствующим федеральным законам;
  6. Очередность переселения будет завесить от признанной аварийности домов, которая определяется сформированной комиссией, и полностью осуществляется в рамках установленных норм и правил. Первые по очереди идут жильцы наиболее ветхих сооружений;
  7. Пенсионерам, инвалидам, малоимущим, а также ветеранам ВОВ, будет предоставлена помощь от государства при переселении. Среди такой помощи может быть назначена материальная и физическая форма содействия;
  8. Если в планируемом под снос доме, у вас были имущественные права на нежилые помещения и сооружения вроде гаражей, подвальных помещений, мансардных сооружений имеющих законный статус и т. п. при переселении вы получите равнозначные по площади объекты недвижимости или соразмерную денежную компенсацию;
  9. С момента подписания договора об участии в программе реновации Москвы, жильцы дома автоматически освобождаются от коммунальных сборов, направляемых на капитальный ремонт дома.

Строительство[править | править код]

В промышленном строительстве — технико-экономический процесс замещения выбывающих из производства вследствие физического и морального износа машин, оборудования, инструмента новыми основными средствами за счёт средств амортизационного фонда, как один из процессов комплексной реконструкции промышленных объектов.

В гражданском строительстве — инновационный процесс в сфере основного капитала, при котором изменяется функциональное назначение объектов реконструкции.

По итогам международных конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых Комитетом европейской экономической комиссии по жилищным вопросам, строительству и градостроительству ООН, установлено, что наиболее общей является тенденция максимального сохранения существующих зданий, причём не только архитектурных и исторических памятников, но и зданий рядовой застройки, возведённых в традиционной манере и являющихся важными элементами городской среды. За рубежом наибольший опыт реконструкции жилых зданий накоплен в Германии (на территории бывшей ГДР). Работы с самого начала не ограничивались ремонтом и реконструкцией отдельных зданий или даже отдельных групп зданий, а охватывали целые районы старой застройки.

При комплексной реконструкции исторической городской среды необходимо рассматривать её как инновационный процесс, включающий:

  • реновацию — инновационный процесс в сфере основного капитала, при котором изменяется функциональное назначение объектов реконструкции;
  • техническое перевооружение — локальную разновидность инновационного процесса реконструкции, которую осуществляют путём замены части процессов, осуществляемых в рамках отдельного объекта реконструкции;
  • комплексную автоматизацию — локальную разновидность инновационного процесса, основанную на системотехническом применении новейших средств автоматизации и принципов развития «интеллектуальных» зданий;
  • реконструкцию близлежащих объектов к каждому из объектов реконструкции.

Примерыправить | править код

  • Программа реновации жилья в Москве (2017)
  • Программа сноса пятиэтажек в Москве (1999)

18 сентября 2018 в депутатами Государственной думы — С. М. Мироновым и Г. П. Хованской в думу был внесен Проект Закона № 550294-7 «О реновации жилого фонда в Российской федерации» который на 8 октября на Совете Думы был рассмотрен. Проект Закона отнесен к реконструкции или сносу аварийного жилья не подлежащих капитальному ремонту пока не принят. Между тем субъектам РФ предоставляется право создать фонд содействия реновации жилищного фонда для реализации программы реновации жилищного фонда.

В 2017 и 2019 годах в Самарской области, обсуждалась реновация с использованием «Самарского фонда жилья и ипотеки» (СОФЖИ) который был созданный Правительством Самарской области в 1999 году, на который также возложена обязанность по реновации исторической части города Самары. В ноябре 2018 года Самарская Губернская дума VI созыва не поддержала федеральный законопроект предложенный Справедливой Россией, для применения его в регионе, предусматривающий снос Хрущёвок в регионе и обновление жилого фонда. Дума Тольятти от 26.12.2018 № Д-261 по представлению Администрации г.о.Тольятти по разработке проекта программы реновации жилого фонда на территории городского округа Тольятти, указала на отсутствие принятого федерального или регионального Закона о реновации.

В апреле 2019 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесла в Государственную думу Проект федерального закона № 689840-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». Однако Госдума отклонила законопроект. В октябре Заксобрание Санкт-Петербурга повторно направила в Госдуму Проект федерального закона о реновации для всей России.

В июне 2020 году по инициативе председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко было предложено распространить реновацию по всей стране. В сентябре 2020 года сенаторами Н.А.Журавлевым, О.В.Мельниченко, А.А.Шевченко был внесён в Государственную Думу, Проект закона № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — с целью проведения всероссийской реновации и обновление ветхого и аварийного жилого фонда, перечень которых утверждается органами субъекта при согласии 2/3 собственников квартир в многоквартирного дома. 30 декабря 2020 законопроект подписан Президентом России и вступил в силу.

Что же включается в понятие «реновации»?

Реновация – это реконструкция или снос жилых домов, которые не подлежат ремонту, и строительство на их месте новых зданий и инфраструктуры.

Проще говоря, из всех домов, откуда переселят граждан, только часть будут снесены. Остальные дома подвергнутся реконструкции, модернизации с применением энергоэффективных методик и технологий, обеспечивающих потребление меньшего количества энергии для питания зданий.

Как предполагается, лица, чьи квартиры попадут в программу, будут иметь возможность получить либо другую квартиру, либо компенсацию. К тому же, если законопроект будет принят, размер компенсации будет больше рыночной стоимости жилья. Так происходит, потому что при вычислении её величины собираются учесть компенсацию за не произведенные работы по капитальному ремонту, а также стоимость доли земельного участка, принадлежащий гражданину. Но для этого требуется, чтобы участок обязательно был поставлен на кадастровый учет в регистрационном органе и принадлежал жильцам на праве собственности.

Согласно новому проекту планируется также освободить от обязательных платежей на проведение капитального ремонта только тех людей, которые попадут в программу реновации, предусмотренную к реализации на срок от трех до пяти лет. Во всех остальных случаях все платежи подлежат оплате.

Законопроектом предусмотрена процедура проведения общих собраний собственников жилья для решения вопроса о потребности в реновации, причем все собственники, принявшие участие в таком собрании, должны выразить свое согласие.

Далее предполагается, что с собственниками будет заключаться предварительный договор, требующий опять-таки их согласия на реновацию. Форма и существенные условия этого договора пока законопроектом не определены.

Параллельно с разработкой данного проекта будет решен вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Само собой, реновация должна будет проводиться с неукоснительным соблюдением всех норм и требований, установленных градостроительным законодательством. Как отмечает Галина Хованская, планируется сохранить все существующие генеральные планы, имеющиеся на местах. Области реновации будут по отдельности фиксироваться в генеральных планах того или иного муниципального образования, субъекта.

Настоящий проект, несмотря на наличие некоторые различий, по своей направленности и концепции во многом перекликается со вступившим в силу летом 2017 года законом о реновации в городе Москве.

Так, оба проекта ориентированы не только на существенное повышение качества и совершенствование условий проживания населения, но и на благоустройство и облагораживание территории, в пределах которой проводится переселение

Депутат законодательного органа заострила внимание на назревшей необходимости комплексного развития всей инфраструктуры территории для создания наиболее комфортных условий проживания

При этом, пусть столичный опыт нельзя целиком и полностью внедрить в регионах, значимость этого проекта должна мотивировать и активизировать как федеральные, так и региональные органы власти искать шансы и пути его использования в остальной части России. Здесь потребуются и политическая решительность, точный и грамотный экономический расчет с учетом участия частного капитала и гарантия постоянного повышенного интереса инвесторов. И основной задачей, естественно, должно являться – улучшение качества жизни граждан.

Кроме того, закон о реновации в регионах будет работать только совместно с соответствующими нормативными правовыми актами на уровне субъектов федерации, которые учитывают региональную специфику. Также исполнительные органы власти субъектов смогут устанавливать условия и сроки выполнения программы реновации, при этом гарантии улучшения жилищных условий тем лицам, которым они положены по закону, не должны быть ущемлены.

Как ранее упоминалось, в настоящее время к реализации программы в полном объеме готовы лишь 5 субъектов. Заметьте, что все эти регионы являются регионами-донорами, располагающими достаточными финансовыми возможностями для участия в программе реновации. Остальные субъекты за неимением или недостаточностью региональных бюджетных средств будут вынуждены изыскивать средства, обращаться за помощью к федеральному бюджету и частным инвесторам. А в одиннадцати регионах программа по переселению из аварийного и ветхого жилья еще не закончена в полном объеме.

Как будет происходить снос или реконструкция?

В адресной программе будет устанавливаться очередность сноса или реконструкции домов. Такая очередность сноса указанных домов будет определяться с учетом их технического состояния. То есть чем в более критичном и аварийном состоянии находится дом, тем ранее он будет включен в программу и снесен. В целях реализации данной программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ. Регионы будут вправе:

  1. определить содержание программ по сносу и реконструкции;
  2. утвердить порядок её формирования и утверждения;
  3. определить источники финансирования программы;
  4. утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;
  5. определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

Региональные власти субъектов РФ или местные власти обязаны публиковать информацию о том, какие дома подпадают под КРТ, на официальных сайтах правительства субъекта федерации, официальных муниципальных сайтах либо в специальных системах, через которые идут голосования и общественные обсуждения (если такие имеются).

В режиме оффлайн власти обязаны разместить информацию о планах КРТ на общедоступных информационных стендах, расположенных в людных местах, либо непосредственно на информационных стендах дома, подлежащего сносу.

Важным аспектом является факт того, что после принятия решения о КРТ властями (региональными или местными) публикуется его проект и проводятся собрания жителей многоквартирных домов. К проведению данных собраний законодатель устанавливает ряд требований:

  • Срок проведения этих собраний ограничен (самое меньшее – месяц).
  • Если в течение установленного срока собрание не проведено, дом автоматически записывается в КРТ и подлежит сносу, то есть автоматически допускается, что принято положительное решение жителей.
  • Чтобы провести собрание, нужно 50% жильцов или нанимателей (по социальному найму) квартир.
  • Чтобы принять решение о внесении дома в проект КРТ, нужно решение 2/3 собственников.
  • Если для проведения КРТ нужно менять градостроительные документы (например, генеральный план или правила землепользования), придется также проводить общественные обсуждения или публичные слушания.
  • Когда собрания пройдут и решение жильцов будет вынесено в пользу КРТ, объявляются торги по КРТ и выбирается компания-застройщик, которая и будет заниматься расселением, сносом и строительством новых домов.

Жилье допускается включать в КРТ и сносить только в случае положительного решения на то жильцов. Сторонники закона подчеркивают, что окончательное решение будет за жильцами. В случае отрицательного решения собрания жильцов, дом будет исключен из программы КРТ.

Таким образом, при наличии адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов, создаваемой и контролируемой региональным правительством, органы государственной власти – как федеральные, так и региональные – получают возможность вести деятельность на обновление жилой среды. Кроме того, закон предусматривает возможность проведения комплексного развития по инициативе владельцев объектов недвижимости.

В отличии от Москвы, реновация подразумевает себя не исключительный снос и постройку нового дома, но и реконструкцию старого. Тем не менее, в законе определены четкие критерии, по которым можно определить – реконструировать ли дом, или сносить. Так, снесенным может быть дом, чей капитальный ремонт слишком дорог, где существует большой износ основных частей дома (например, крыши), чей ремонт нецелесообразен. Максимальную цену капитального ремонта и максимальные показатели износа будут установлены каждым субъектом отдельно: это необходимо для обеспечения разумных нормативов в каждом климатическом поясе; от севера до юга. Выполнять все это может как сам инициатор программы, так и юридическое лицо, имеющее не менее пяти лет опыта участия в капитальном строительстве.

Право на участие в КРТ можно получить на конкурсе или аукционе, порядок проведения которого также установлен данным законом. Финансироваться это будет как средствами бюджета, так и средствами инвестора, привлечь которого может как застройщик, так и орган исполнительной власти. Конкретные источники финансирования должны быть указаны в договоре.

Старая недвижимость

Для включения недвижимости в городе Москва в список демонтируемых объектов, она должна обладать следующими характеристиками:

  • Состояние недвижимого имущества должно быть определено специалистами как устаревшее.
  • В список должны включаться только сооружения, построенные с 1957 по 1968 годы.
  • Недвижимость, препятствующая реализации задач, поставленных проектом Реновация.
  • Сооружения высотой не больше 9 этажей.
  • Дома с подошедшим или подходящим к концу сроку их эксплуатации.

В законе о реновации жилищного фонда в Москве говорится о том, что в первую очередь должны демонтироваться дома, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии. Такие объекты представляют опасность для жизни горожан. Необходимость выявления таких домов и внесение в список демонтируемых по программе объектов лежит на плечах государственных органов.

Недвижимость коммунального типа

В законе о Реновации жилищного фонда в Москве установлено, что собственники коммуналок должны получить новые квартиры. Для участия в программе коммунальная собственность должна отвечать требованиям программы, а жильцы должны иметь документы, удостоверяющие права собственности на жилье. Собственники должны получить отдельное стандартно предоставляемое жилье. Если собственников комнаты в коммунальной квартире несколько, то им будет предоставлено общее жилье в собственность, по частям, равным их прежним долям.

Недвижимость, купленная в ипотеку

Жители квартир, купленных в ипотеку, также являются участвующими в программе. Для участия в программе должны быть подтверждены права на имущества, а сами квартиры должны отвечать требованиям программы. После постройки новой квартиры предоставляемой взамен старой будет происходить перерегистрация собственности. Изменения будут вноситься автоматически. Новое имущество будет принято в залог банком взамен предыдущего. Все первоначальные условия по ипотеке сохраняются.

Нежилые объекты недвижимости

Для собственников нежилых помещений государство предлагает выплату компенсации равной стоимости нежилого имущества. Если такое имущество нанимается в аренду, для нанимателя будет предоставлено внаем нежилое имущество, аналогичное прежнему. При перенайме сохраняются прежние условия договора и сроки. Повторное участие в торгах не требуется.

Неприватизированная недвижимость

Жители домов, участвующих в проекте, не имеющие свое жилье в собственности, по закону могут заключить соглашение о социальном найме. Жильцам, оформившим такое соглашение, государством могут быть предоставлены новые квартиры с оформлением их в собственность.

Важно! Права граждан, участвующих в программе по обновлению жилья, по большому счету равны. Для любых из перечисленных выше случаев государство предлагает возможность улучшения условий для проживания и берет на себя решение большинства сопутствующих задач.

Новая недвижимость

В обмен на старое жилье, которое подлежит сносу, для его жителей предоставляются новые квартиры с улучшенными условиями для проживания. В Федеральном законе о реновации установлены необходимые характеристики для предоставляемого жилья:

  • Передаваемая в собственность новая квартира должна иметь площадь равную старой или больше. Гражданин должен получить равнозначное жилое помещение.
  • Расположение новой недвижимости не должно меняться. Новые квартиры, расположенные в многоквартирном доме, должны находиться в районе прежней недвижимости собственника.
  • Новые квартиры должны быть выполнены с улучшенной отделкой.

На сайте мэра Москвы можно ознакомиться с приближенными к реальности планами новых квартир. Новая недвижимость будет обладать улучшенными техническими свойствами. С собственником квартиры в демонтируемом доме должен заключаться договор о передачи прав собственности после выполнения последнего этапа строительства нового объекта.

1-комнатные квартиры

Для собственников 1 комнатного жилья должны быть предложены квартиры, имеющие такие характеристики, как:

  • Кухни, обладающие большим размером. Количество квадратных метров кухонь удвоится.
  • Место, предусмотренное для установки кондиционера. Оно будет расположено на балконе.
  • Увеличенное пространство для коридора. Коридор станет больше на половину.
  • Раздельный санузел.
  • В квартире должна быть гардеробная.
  • Наличие специальной ниши между кухней и гостиной. Благодаря демонтажу ниши можно будет расширить пространство, объединив эти помещения.

2-комнатные квартиры

Собственникам квартир с двумя комнатами будут предложены следующие изменения:

  • Санузел большей площади.
  • Увеличенный коридор.
  • Расширенная кухня.
  • Наличие места для установки системы кондиционера.

3-комнатные квартиры

Для собственников трехкомнатных квартир, предлагаются следующие изменения:

  • Размер новой кухни будет увеличен в два раза.
  • Расширенная площадь санузла.
  • Квартиры будут иметь большие балконы.
  • Проходные комнаты исчезнут. Каждая комната будет отдельной.

Общие улучшения

Вне зависимости от количества комнат в предыдущем жилье, для собственников демонтируемых объектов будут доступны следующие улучшения:

  • Улучшенные системы безопасности зданий. В каждом подъезде будут устанавливаться видеокамеры.
  • В домах будут места для размещения детских колясок.
  • В подъездах установят пассажирские и грузовые лифты.
  • Новые дома будут обладать улучшенными свойствами тепловой и звуковой изоляции.
  • Новые дома будут предлагать возможности для людей с ограниченными возможностями. В подъездах должны быть установлены подъемные механизмы, а все поверхности дома будут иметь прямой угол.
  • Для жителей новых домов в пешей доступности будут находиться магазины, аптеки, организации. Для последних будут выделены места на первых этажах новых зданий.
  • Увеличенная общая площадь всех помещений.

Предлагаемые для граждан новые дома улучшат условия проживания. Дома будут обеспечивать более комфортные условия за счет расширения пространства, уменьшения уровня шума, необходимости меньшего потребления воды и электроэнергии.

Процесс голосования. Его достоинства и недостатки

Прежде всего, федеральный закон принял нормы, касающиеся порядка учета мнения граждан, которые вообще не выразили свою позицию. Если раньше их голоса автоматически учитывались, как поданные «за» реновацию, то теперь они распределяются «пропорционально». Например, за программу отдали голоса 65% собственников и нанимателей, а против — 35%. Голоса «молчунов» будут распределены в той же пропорции — 65% на 35%, а не просто присоединены к высказавшимся за переселение. Это, конечно, более справедливо. Московский нормативный акт не предусматривал подобного варианта.

С другой стороны, порядок голосования все равно вызывает нарекания. Например, закон указывает, что здание подпадает под реновацию, если не менее 2/3 собственников и нанимателей проголосовали за нее. И, наоборот, в случае, когда более 1/3 голосов подано против программы, то дом останется стоять на месте. К примеру, если против реновации высказались 37% собственников и нанимателей, а за — 63%, то дом не будет подлежать сносу и расселению. Это явное нарушение прав большинства. При этом как-то забывается, что многие собственники уже давно решили свои жилищные проблемы, не проживают в «хрущевках» и сдают помещения внаем. Часть из них, естественно, проголосовали «против». В результате люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, останутся ни с чем. Как проигравшее большинство отреагируют на такой результат? В лучшем случае пойдут в суд, в худшем — на улицу с протестами.

Вызывает вопросы и норма о голосовании нанимателей социального жилья. Статья говорит, что они голосуют как представители собственника — города Москвы. Положения о представительстве регламентируются статьей 182 ГК РФ. Исходя из дословного толкования законов и норм ГК РФ, собственник имеет право указывать представителю, какие сделки и как он должен совершать. Таким образом, отдельные чиновники могли пытаться уговорить граждан, снимающих жилье по социальному найму, отдать свой голос за реновацию. Поэтому в статье следовало бы конкретно указать, что наниматель принимает решение исходя из своего внутреннего убеждения, а собственник не вправе указывать ему, как он должен голосовать.

Гарантии собственникам

Еще на старте программы реновации московские власти больше всего внимания уделяли вопросам социальных гарантий для жильцов расселяемых квартир. 13 гарантий собственникам даже закрепили в соответствующем законе «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».

  1. Добровольность. Имеется в виду, что дом попадает в программу реновации, если 2/3 или более собственников и нанимателей квартир в нем проголосовали за участие. В действительности так и есть, но существует проблемная ситуация – когда квартира никак не голосует, процент подсчитывается без ее учета.
  2. Возможность выйти из программы. Решение принимает общее собрание собственников, для исключения дома из программы нужны голоса более 1/3 квартир. Выйти можно до момента заключения первого договора мены в доме.
  3. При обмене собственники получают равнозначное жилье. Это значит, что новая квартира будет по числу комнат и жилой площади такой же или больше. По общей площади она будет также больше.
  4. Кого не устраивает равнозначное жилье, могут получить равноценное – соответствующее по рыночной стоимости. Если не устроило и это, власти предложат денежную компенсацию по рыночной стоимости квартиры.
  5. Новые квартиры передаются в собственность и бесплатно. Если переселенец жил по договору социального найма, его можно сохранить, а можно сразу оформить жилье в собственность.
  6. Те, кто стоял в очереди на улучшение жилищных условий, сразу получат жилье по социальным нормам (а при желании могут получить равнозначную квартиру и сохранить место в очереди).
  7. Гарантия переселения в пределах района (а в Зеленограде и ТиНАО в пределах округа).

    С 2019 года ввели возможность переселиться в другой район. Для этого переселенец должен дать согласие.

  8. С момента включения дома в программу реновации до получения права собственности на новую квартиру участники освобождаются от взносов на капремонт. Уже начисленные деньги пойдут на строительство. С учетом срока программы (15 лет) можно неплохо сэкономить на одних только взносах.
  9. Новые квартиры относятся к комфорт-классу и имеют улучшенную отделку, оснащены сантехникой. Но стоит понимать, что комфорт-классом называют то, что раньше было эконом-классом.
  10. Кроме внутренней отделки, гарантируется качество дома и окружающей его городской среды, в том числе строительство социальных объектов.
  11. Помощь с переездом – но только социальным категориям населения.
  12. Владельцам нежилых помещений предложат равноценное помещение или денежную компенсацию по рыночной стоимости.
  13. Налоговые льготы. Это отсутствие госпошлины за регистрацию права собственности и НДФЛ при обмене квартир.

Что еще более важно, при продаже новой квартиры срок владения (для налогообложения) будет считаться включительно со сроком владения старой квартирой. Это то, что московские власти гарантируют жильцам сносимых пяти- и девятиэтажек

В реальности что-то работает хорошо, а в чем-то есть определенные проблемы

Это то, что московские власти гарантируют жильцам сносимых пяти- и девятиэтажек. В реальности что-то работает хорошо, а в чем-то есть определенные проблемы.

Но главный плюс от участия в программе реновации – это увеличение площади квартиры, дома из современных материалов, и новая современная отделка. Поэтому средняя стоимость новых квартир должна быть больше стоимости старых.

На этом преимущества заканчиваются, и начинаются многочисленные вопросы и проблемы программы реновации.

Основные положения 141 ФЗ

В статьях принятого «закона о реновации хрущевок в Москве» разъясняется порядок включения многоквартирного дома в программу реновации, предоставления компенсации собственникам жилых и нежилых помещений таких домов и другие существенные аспекты. Рассмотрим подробно основные положения.

В программу включаются многоквартирные дома не выше девяти этажей, построенные по типовым проектам 1957-1968 гг. — так называемые «хрущевки» .

Вопрос о включении жилого дома в проект реновации решается путем общего голосования жильцов. Для участия в программе необходимо набрать не менее 2/3 голосов «за».

В решении о выводе из эксплуатации (речь идет о специальном документе) должны содержаться планируемая дата сноса дома, входящего в проект реновации, и иные сведения, обозначенные нормативным актом г. Москвы. Согласно части 3 статьи 7 закона, нельзя принять решение о выводе здания из эксплуатации до тех пор, пока не будет произведено выселение всех владельцев и нанимателей квартир дома, включенного в проект о реновации.

Хозяевам жилых помещений предоставляются следующие гарантии по обеспечению их жилищных прав:

  • Новое равноценное жилье. Таковым считается жилье, площадь и количество комнат в котором не меньше, чем в изъятом. Здание, в которое предстоит переселиться новым жильцам, должно соответствовать всем технических требованиям и требованиям в части благоустройства, перечень которых также определяется законодательным актом г. Москвы.
    Новое здание должно находиться в том же районе, где находилось старое жилье. Исключениями являются Троицкий, Новомосковский и Зеленоградский округа г. Москвы. Их жителям предоставят жилье в пределах указанных административных округов.
  • Равноценное денежное возмещение.

С момента опубликования закона более невозможно внести в перечень новые здания, так как в программу реновации могут попасть лишь те дома, жильцы которых провели голосование об участии в данном проекте до официального опубликования закона.

Однако выход из программы реновации возможен. Для этого необходимо провести повторное голосование. Если более одной трети жильцов проголосуют «против», дом будет исключен из проекта.

Положения закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в редакции настоящего федерального закона), не касаются вопросов о признании многоквартирного здания аварийным и подлежащим обязательному сносу.

Если договор аренды нежилого помещения субъектом малого или среднего бизнеса был прекращен в связи с проектом реновации, заключается новое арендное соглашение с предоставлением равнозначного помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Москвы в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17.1 ФЗ N 135 «О защите конкуренции”. Новый договор заключается без торга и с сохранением всех предоставленных льгот.

В Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» добавлена статья 41.1. Согласно ее положениям, изменение предмета ипотеки не считается поводом для пересмотра обязанностей сторон по договору об ипотеке жилья в многоквартирном доме, входящем в перечень зданий, включенных в программу реновации жилого фонда.

Как защищены собственники квартир?

Ускорение сноса или реконструкции неаварийных дома является лишь малой частью работы: нужно расселить его жителей, предоставив людям нормальные условия существования. Для этого предусмотрены новые статьи 67 в Градостроительном и 32.1 в Жилищном кодексах РФ.

Для начала собственников следует ознакомить с решением о предстоящем комплексном развитии территории, в границы которого попадают их дома. Данная информация должна быть опубликована в специализированных СМИ, на официальном сайте органов госвласти и информационных щитах в местах массового скопления граждан.

Затем жильцам каждого дома необходимо проголосовать «за» или «против» предстоящего расселения на общем собрании. Согласно закону, это решение принимается 2/3 голосов от общего числа собственников жилых помещений в доме. Период для проведения собрания должны установить областные власти. Если в течение 30 дней с момента окончания этого срока жильцы так ничего и не решили, их дома автоматически включаются в комплексное развитие территории, следует из текста закона.

Однако это не означает, что ситуацию невозможно изменить. Собственники квартир могут исключить свои дома из программы общим решением на основании 1/3 голосов, объяснил Игорь Кокин. Это можно сделать до момента, когда будут утверждены документы по планировке территории: как правило, в течение несколько месяцев, отметил эксперт.

Фото:Наталия Пылина

Согласно статье 32.1 Жилищного кодекса, взамен изымаемых квартир инвестор должен предоставить собственникам денежное возмещение

При расчетах учитывается стоимость земельного участка и помещений в доме, также принимается во внимание непроизведенный капремонт, расходы на переселение и прочее. Хотя приоритетом по новому закону является компенсация, по заявлению собственник может получить взамен освобождаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение

Закон также предлагает возможность собственника получить квартиру большей площади и с большим количеством комнат. Он имеет на это право, заплатив разницу в цене, в том числе разрешается использовать средства материнского капитала, жилищных субсидий и социальных выплат. Действие данного пункта регулируется нормативным актом, который должен быть разработан регионом.

Законом оговорены несколько случаев, когда взамен изымаемого жилья предоставляется только жилое помещение. Это происходит, если в квартире проживает несовершеннолетний, недеспособный или ограниченно дееспособный гражданин. Также недопустима выплата компенсации, если объект находится в залоге (ипотека) или на него наложены ограничения, например, акт об аресте недвижимого имущества. В этих ситуациях Росреестр вместе с правом собственности регистрирует и его обязательства, пояснил эксперт по жилищному законодательству.

После принятия документа на федеральном уровне реализация нового механизма в регионе полностью зависит от Нижегородской области. Первые результаты программы горожане должны увидеть к 800-летию Нижнего Новгорода в августе 2021 года, и совпадут ли они с ожиданиями и заявленными целями — покажет время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector