«это не генетика, а травма»

Какие документы нужны для усыновления в обоих случаях?

Перечень документов для оформления усыновления един, и состоит он из следующих официальных документов:

  1. заявление в ООП;
  2. копии паспортов;
  3. справка о медицинском освидетельствовании;
  4. справки о доходах обоих родителей, если это семья;
  5. письменное согласие второго супруга, если в качестве усыновителя выступает один представитель четы (заверить нотариально);
  6. акт о результатах обследования жилищных условий комиссией;
  7. акт о результатах обследования жилищных условий ООП;
  8. характеристики с места работы;
  9. выписка из домовой книги;
  10. выписку из лицевого счета;
  11. справка об отсутствии судимости.

Самая серьезная проблема – медицинская справка, состоящая из целого комплекса обследований. Потребуется исключить не только сифилис и ВИЧ, СПИД, но и туберкулез в любой форме, онкологические проблемы. Иногда просят предоставить информацию о состоянии текущего банковского счета, написать автобиографию.

Более подробно о необходимых документах написано здесь.

Миротворцы ООН и правильные книжки

Дети между собой, конечно и ругаются, и даже, бывает, дерутся. Старшие обычно пытаются разрулить ситуацию. Иногда нам с женой приходится выступать в роли третейских судей, или когда кто-то кому-то нанёс «смертельную обиду», приходится вводить голубые каски ООН — миротворческие подразделения. И наводить порядок: «Так, Андрюш, ты пошел туда, Вик, ты пошла туда. Успокоитесь, после будете разговаривать».

Если Андрюша ломает игрушечные машинки, то кровные, старшие, разбивают машинки полноразмерные. Им уже под тридцать.

Узнав, что мы собираемся взять ребенка из детдома, они изумились: «Предки, чего вы творите?! С ума сошли?» А потом как увидели Вику — влюбились бесповоротно. Затем появились остальные дети, в которых старшие души не чают. Они сами все никак не женятся. И тут, видимо, такой отцовский инстинкт срабатывает пока нереализованный.

Самый старший сын периодически приезжает, читает им книжки, по его утверждению,  правильные. Я, правда, не понял, чем они отличаются от неправильных, и по какому принципу он делит обычные детские произведения. Но — сын ко всему подходит очень продуманно, тщательно книги отбирает, скачивает в электронную книгу, привозит и читает.

Шланг в подвале детского сада

Андрюше  семь лет, он перешел во второй класс. Он и Вера ходят в ближайшую к дому общеобразовательную школу с английским уклоном. Поскольку у них нет проблем образовательного плана.

Андрюшу никто не хотел забирать из детского дома, его считали хулиганом. Например, кого-то по голове сильно стукнул. Но он же — не со зла. Просто не рассчитал, хотел мячиком, а получилось то ли ведерком, то ли лопаткой.

Оттого, что все его воспринимали таким злостным бандитом, Андрюша, когда только попал в семью, был хмурым, насупленным. Сейчас такой замечательный мальчик вырос!

Хотя постоянно преподносит нам какие-то сюрпризы. Но опять же — не из-за какой-то злобности, он не дерется, а все время что-нибудь придумывает.

Когда он ходил в садик, воспитатели каждый день докладывали, что сегодня учудил Андрюша. Например, 5 или 6 унитазов в группе. По словам воспитателей, Андрюша набил землей из цветочных горшков. У меня на это сразу возник вопрос: «По самым скромным прикидкам, необходимо 25 — 30 минут, чтобы все это проделать. Как это воспитательница отошла? Как можно оставить дошколят одних? Хорошо, они детский сад не сожгли, из окна никого не выкинули».

Когда мы переехали, перевели Андрюшу в другой садик. И он затопил им центральный тепловой пункт в подвале. Дворник забыл на улице шланг, подключенный к крану. А Андрюша знает, как со шлангом обращаться, он на даче видел. Он бросил шланг в подвал, открыл кран, дети поиграли — поиграли, покидали в воду палочки и ушли. Воспитателя не заинтересовало, что дети делают у ЦТП. Все обнаружилось, когда в детсаду погас свет, потому что вода наливалась — наливалась, и дошла до электрощита.

Мне об этом потом просто сообщили воспитатели, так сказать, без претензий. А какие претензии? Во-первых, дворник должен думать, что он делает, там полный двор детей. Во-вторых, воспитатели не углядели.

После подобных инцидентов я Андрюшу не ругаю, а просто объясняю, по каким причинам этого делать нельзя, говорю, как я недоволен, что меня опять вызвали. А чего его отчитывать? Он же ничего плохого не собирался делать. Он просто налил себе лужу воды, чтобы там что-то попускать. У него не было пакостной мысли. Вот я слышал, кто-то жаловался, что дети кошку убили. В этом случае осознанной жестокости я бы не знаю, что сделал…

А Андрюша  ничего плохого не совершает.

Вика с Сашей Андрюшу полюбили. У них бытовала даже такая фраза: «Вик, позови Андрюшу, мы в него поиграем». Они его одевали, делали прически…

Как найти малыша для усыновления?

Заключение – документ, который позволяет получать сведения о детях, оставшихся без родителей. С помощью него можно также взять направление на официальное знакомство с выбранным ребенком.

Полученное направление действует в течение 10 дней. Однако если усыновитель не имеет возможность посетить детдом в это время по уважительной причине, то действие документа может быть продлено на срок не более чем 10 суток.

Придется потратить много времени, чтобы найти малыша, который станет для вас членом семьи.

Заявитель может взять единоразово только одно направление. Поэтому знакомство с другим малышом может стать возможным исключительно после получения ответа от детского дома по направлению, полученному ранее.

Личное знакомство с ребенком является основным требованием для усыновления. При этом необходимо получить согласие от руководителя детского учреждения на принятие ребенка в семью.

Пример: 

Гражданка Романова обратилась в дом-интернат, с соответствующим направлением на знакомство с детьми из семьи Лукиных. В семье было двое детей: мальчик и девочка. Женщина пообщалась с обоими малышами и установила с ними контакт. Согласно документам, гражданка Романова уже имеет на воспитании троих кровных детей. Руководителем учреждения было принято отрицательное решение на усыновление. Малыши нуждались в родителях, не имеющих других детей, и особом отношении, поскольку в прежней семье с ними жестоко обращались. В этом случае гражданка Романова и ее семья не могли обеспечить подопечным должного внимания и заботы.

Просто зашла в детдом и сказала, что хочу помогать

Профессия Юлии Фатхуллиной к благотворительности не имела никакого отношения. Она закончила юридический факультет Тюменского государственного университета и работала в Коллегии адвокатов.

– Я любила свою работу, у меня все получалось, – рассказывает Юлия. – Но где-то в глубине души понимала, что я человек социальной профессии. Поэтому сильно погружалась в проблемы своих клиентов, чересчур переживала за выигранные и проигранные дела, а это не очень хорошо для юриста. Через шесть лет интенсивной работы я устала, захотелось делать что-то такое, где был бы виден результат. Как-то я ехала по делам – и вдруг резко затормозила около детского дома №66 на улице Холодильной. Зашла внутрь, постучалась в кабинет к директору, сказала, что хочу помогать детям. И ни секунды не сомневалась в своем выборе.

Юлия Фатхуллина

Юлия Фатхуллина стала постоянно общаться с воспитанниками детского дома. Сначала сама, лично, потом организовывала небольшие проекты с психологом, проводила тренинги. Детский дом закрыли, детей перевели в Дом социальной реабилитации семей и детей «Борки», и дружба продолжилась там. А затем родилась идея проекта «Наставничество», которая заключалась в том, что у каждого подростка должен быть наставник – взрослый человек, поддерживающий своего подопечного во всем, друг, которому воспитанник детдома мог бы довериться и в любое время суток рассказать о своих проблемах.

– Детдомовские дети живут по установленному взрослыми распорядку – за них решают, когда вставать и ложиться спать, что есть на завтрак, обед и ужин, как проводить свободное время, – говорит Юлия. – Они обеспечены материально, могут учиться, посещать развлекательные мероприятия, но при этом не умеют организовать быт, расходовать деньги, выбрать профессию, строить взаимоотношения и многого боятся.

Юля считает, что в идеале подопечный из детского дома становится частью жизни наставника, на которого ему хочется равняться.

Юлю часто спрашивают: «А почему именно подростки из детдома?» Можно же было обратить внимание на малышей из дома малютки, пожилых людей или бездомных животных. – Важна трансформация, изменения, – говорит Юля

– Дети-сироты могут раскрывать свои лучшие стороны, а я лишь буду рядом помогать, верить, поддерживать ребенка, в которого до этого, возможно, никто и не верил. Даже дети из полных семей, окруженные заботой и лаской, могут не ценить того, что их окружает. А все наши подопечные по-своему очень чуткие и благодарные! Мне важен контакт от сердца к сердцу. Это то, что меня волнует, будоражит и заставляет двигаться вперед

– Важна трансформация, изменения, – говорит Юля. – Дети-сироты могут раскрывать свои лучшие стороны, а я лишь буду рядом помогать, верить, поддерживать ребенка, в которого до этого, возможно, никто и не верил. Даже дети из полных семей, окруженные заботой и лаской, могут не ценить того, что их окружает. А все наши подопечные по-своему очень чуткие и благодарные! Мне важен контакт от сердца к сердцу. Это то, что меня волнует, будоражит и заставляет двигаться вперед.

Необходимые документы

После сделанного выбора будущим родителям нужно обратиться с заявлением в судебный орган, предварительно сообщив об этом органу опеки, так как его присутствие на заседании обязательно. Предоставить необходимо следующие бумаги:

  • данные о трудовой деятельности претендентов (должность, дату устройства, доходы, характеристика и т.п.);
  • освидетельствование с медицинского учреждения об общем состоянии здоровья;
  • документ, подтверждающий отсутствие проблем с законом;
  • документ, подтверждающий, что санитарное состояние жилплощади в норме;
  • свидетельство, подтверждающее право собственности на объект недвижимости;
  • если усыновителями является семейная пара – подтверждение законного брака;
  • если усыновителем является один из супругов, письменное согласие другого;
  • документы, подтверждающие отсутствия задолженности за коммунальные услуги;
  • автобиографические данные;
  • документ, удостоверяющий личность и его ксерокопия.

Также к документам необходимо приложить и согласие руководства социального учреждения (детдома).

Важно! При достижении кандидата на усыновление десятилетнего возраста судебный орган должен учесть и его мнение при заседании.

Если судебный орган вынес положительное решение, стоит дождаться его вступления в законную силу и после этого можно будет забрать ребенка. Далее посетить орган записи актов гражданского состояния и переоформить документы.

Хроническое непослушание

Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам — вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.

Почему?

Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат — от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.

История:

В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой — прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. «Раз она ничего не делает, чтобы найти моих родных, значит, недостаточно любит», — сказала она специалистам.

А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.

Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах?» И он сказал, мама написала отказ, а родственники думали, что ребенок погиб, и все эти годы молились об упокоении младенца.

Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.

Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.

Усыновление российских детей иностранцами

За последние несколько лет выявлено несколько случаев, когда приемные родители, которые постоянно проживают за пределами России, жестоко обращались с русскими усыновленными детьми. Таким образом, сотрудники органов опеки должны получать необходимый доступ к информации о содержании несовершеннолетних. Но сделать это сложно, так как дети находятся в другой стране.

Сегодня вопросы проверки усыновителей решаются с использованием средств технического прогресса. Возможно переговорить с помощью Skype, чтобы видеть, как ведет себя ребенок, боится ли приемных родителей, есть ли на нем следы ушибов и так далее. Иногда помогают сотрудники консульства или посольства, но происходит это редко. Они подключаются, когда выявлено правонарушение. Из-за высокой загруженности они не могут надолго покидать консульство/посольство.

Процессуальные нормы усыновления или удочерения русских детей иностранцами такие же, как для граждан РФ. Однако все документы иностранцы переводят на русский язык, а копии заверяются у нотариуса. Медицинское освидетельствование требуется проходить в российской клинике, так как методы обследования за границей могут отличаться от способов работы отечественных врачей. Как результат, данные будут отличаться. после прохождения всей процедуры родители могут взять ребенка домой. При этом допускается сменить его гражданство при обращении в суд.

Иностранцы усыновляют русского ребенка

Таким образом, взять ребенка из дома малютки возможно, но из-за необходимости прохождения всего бюрократического аппарата процесс затягивается. Практика показывает, что на это может уйти несколько месяцев. Но лица, которые хотят стать приемными родителями, готовы пройти все это и получить ребенка на воспитание. Если во время воспитания младенца возникают какие-то сложности, необходимо обращаться к сотрудникам отдела опеки. Они готовы оказать полную информационную продержку на любом этапе сотрудничества. Более того, они помогут с оказанием психологической и других видов помощи, кроме материальной.

Не стоит скрывать проблемы, которые возникают с приемным ребенком, так как озвучивание их на ранней стадии поможет предотвратить конфликт сторон в будущем. Сотрудники отдела опеки могут являться для проверки на протяжении трех лет, после чего считается, что семья полноценная и ребенок будет развиваться нормально. Но при наличии вопросов или сложностей после этого периода родители могут обратиться за помощью в отдел опеки.

Стоит отметить, что процедура усыновления условно бесплатная. То есть, потенциальным родителям придется заплатить за:

  • нотариальные услуги;
  • прохождение медицинского осмотра;
  • получение справок и выписок.

Если иностранцы являются усыновителями, то они оплачивают все расходы, а также оплачивают определенную сумму за то, что берут на воспитание ребенка. Она составляет от 150 до 400 тысяч рублей. Поэтому, если одного ребенка хотят усыновить русские и иностранцы, приоритет отдается гражданам другой страны.

Процесс усыновления из дома малютки

Что касается усыновления из дома малютки, то процесс имеет такую же последовательность и принципы, как и при взятии из роддома. Но в доме малютки содержатся малыши всякого возраста, уже сформировались черты лица, установился и проявился цвет глазок, волос. Понятно желание будущих родителей выбрать именно понравившегося ребенка, желаемого пола и возраста.

После одобрения кандидатур ООП дадут специальное разрешение на посещение дома малютки, где можно предварительно просмотреть базу данных, а потом уже ближе познакомиться с человечком, которому нужна семья.

Если вдруг выйдет так, что ребенка по сформированному в мыслях образу подобрать не выйдет, можно обратиться в близлежащие дома малюток, расположенные в соседних городах, поселках, куда можно обратиться с заключением о возможности стать усыновителями.

Изучив информацию о детках, их данные по картотеке в базе данных, следует снова и снова смотреть, знакомиться до тех пор, пока не екнет сердце.

Тогда суд, находящийся по месту расположения детского учреждения, по иску усыновителей, с участием представителей ООП, рассмотрев все документы, в установленный законом срок вынесет, скорее всего, положительное решение, после вступления в силу которого с копией решения суда можно будет избранного счастливчика забрать домой.

В ЗАГСе в книге регистрации рождений внесут после обращения усыновителей изменения относительно фамилии, отчества дитя, и выдадут новое свидетельство о рождении.

В случае, если ребенка берут из дома малютки, следует при написании искового заявления в суд как следует подготовиться, чтобы в части не описательной, а ниже, где указываются все требования к суду, не забыть ничего важного, так как суд рассмотрит именно тот ракурс усыновления, который указан после слов «Просим суд …». Если не высказано пожелание об изменении фамилии, отчества, даже имени (это возможно, если ребенок в возрасте еще нежном), то после суда уже ничего сделать будет нельзя в рамках текущего судопроизводства, понадобится новый процесс, влекущий затраты средств, времени и нервных клеток

Если не высказано пожелание об изменении фамилии, отчества, даже имени (это возможно, если ребенок в возрасте еще нежном), то после суда уже ничего сделать будет нельзя в рамках текущего судопроизводства, понадобится новый процесс, влекущий затраты средств, времени и нервных клеток.

Процедура по усыновлению (база данных)

В первую очередь претендентам на будущее усыновление необходимо обратиться в ООП по месту проживания, где получить соответствующую консультацию по срокам и всем необходимым документам, которые следует для этого подготовить.

Важно! Весь пакет документов подготавливается в 2-х экземплярах: один для органа опеки, второй для судебного органа.

Во-вторых, нужно написать заявление в ООП с ходатайством о выдаче экспертного заключения о том, что заявитель по всем параметрам подходит на эту роль и не имеет никаких ограничений. Пакет документов необходимо уточнять в опеке, так как каждый случай носит индивидуальный характер.

Вся документация действительная в течение годового периода. Исключением является медицинское заключение о состоянии здоровья претендента. Ее срок действия составляет квартальный период.

Период ожидания рассмотрения документов и получения решения составляет 30 дней. В течение этого времени ООП проведет соответствующие проверки, как личности будущих родителей, так и их благосостояния, в том числе и обследования их жилищных условий.

После чего орган опеки направит адресатам уведомление с результатом решения – разрешения на усыновление либо отказ в нем.

Полезно знать: чем отличается опека от усыновления.

База данных несовершеннолетних под опеку

Персональная информация о несовершеннолетних, нуждающихся в приемной семье находиться в общей базе сирот или в отделе опеке по месту расположения конкретного детского дома. После полученного подтверждения, что кандидаты подходят на роль усыновителей им будет предоставлен доступ к фотографиям детей, среди которых можно выбрать одного или нескольких детей.

Далее с ними можно будет встретиться и пообщаться, и понять есть ли у будущих родителей и ребенка общие точки соприкосновения. Также предоставляется информация о бывших родителях или иных родственников (при наличии) претендента на усыновление, в каких он с ними отношениях и т.д.

Если заявители на усыновление не явились на встречу с ребенком дважды, они исключаются из дальнейшего процесса оформления.

Получив разрешение на процедуру оформления от ООП, кандидатам предоставляется три месяца на выбор ребенка.

Это интересно: как оформляется опекунство над ребенком при живых родителях.

Ужас белых халатов

А через некоторое время в семье появилась четырехлетняя Вика. Мы не выбирали специально, не смотрели базу данных. В детском доме нам на нее указали, на маленькую, лысенькую. Мы только руки протянули, как она пошла к нам. Хотя общительностью не отличалась: почти не говорила, боялась взрослых, — особенно женщин, а тем более — в белых халатах. Просто впадала в транс. Но тут — не испугалась и пошла.

Фото: bril, photosight.ru

Мы взяли ее сначала просто погулять: еще не были готовы документы. Но когда вернулись обратно, подъехали к детскому дому, она вцепилась в меня и завыла. Я сказал жене: «Мария иди и разбирайся, как хочешь. Я не дам ребенка мучить, поеду с ней домой». Мария поговорила, и заведующая разрешила забрать пораньше.

Так вот и началась наша приемная семья. Мы были подготовлены к тем проблемам, с которыми придется столкнуться, по крайней мере, знали о них из занятий Школы. Хотя, что касается первого месяца, который, как говорят психологи, будет безоблачным, то я его ни с кем из детей чего-то не увидел. Это просто теории. Что касается адаптации — вроде тоже ничего сверхъестественного не наблюдалось. Ну, ребенок и ребенок. Мы уже знали о том, что пребывание в детском учреждении накладывает свои отпечатки на детскую психику.

Вика почти не ходила, все время спотыкалась и падала. Если ей давали конфеты, она прятала их горстями под подушку. Не понимала в принципе, что есть свое и чужое. Ведь в детском доме «своего» у них практически нет.

К сожалению, она провела, достаточно долгое время в доме малютки, где что-то там с ней случилось, и она лишилась волос. Что и как, установить уже невозможно. У Вики  тотальная алопеция, то есть полное отсутствие волос. Это не лечится нигде. Два раза в год она лежит в РДКБ с мамой.

Она, уже живя в семье, еще долгое время продолжала бояться женщин. Если видела дам в белых халатах, впадала в транс: закатывала глаза и столбенела. Ни звука, ни движения нельзя было от нее получить. Понятно, что поход к врачам был для нас серьезной проблемой.

Несмотря на тотальную боязнь женщин, к маме Вика сразу стала относиться нормально, но все-таки где-то год ее мыл только я. Если в ванну заходила мама, она начинала плакать.

Еще Вика патологически боялась собак. Когда мы, первый раз приехав домой, только вышли из машины, она увидела проходящую рядом собаку и забилась в истерике. А у нас дома — собаки. Ничего, уже буквально через месяц она сидела верхом на собаке, целовала, обнимала. Оказалось, что у нее вообще тяга к живности.

Конечно, у детей, которые не один год провели в детском учреждении, когда они попадают в семью, начинают проявляться такие на неподготовленный взгляд «странности». Например, качание из стороны в сторону.

Вика качалась достаточно долго. Но постепенно — прошло. Просто мы, как только она начинала качаться, сразу принимались ее обнимать, тискать. И сейчас, когда ей грустно, какие-то проблемы, она сразу приходит с тем, чтобы её обнимали и целовали. Подставляет голову и говорит: «Целуй!». То есть качание было у нее вытеснено избытком ласки.

Сейчас Вика учится во втором классе. Она носит парик. Конечно, переживает, но — как бы это сказать — более-менее смирилась. По крайней мере, если ей надо переодеться, она спокойно снимает парик, не впадает в транс, не забивается под одеяло. Ну, парик и парик. У нашей мамы есть теория, что если ребенку в чем-то плохо, надо любить его как можно больше. Вот мы и стараемся любовью компенсировать Вике ее проблему.

Вика ходит в частную школу

Класс там небольшой и учителя строго следят, чтобы дети относились друг к другу нормально, неважно, если кто-то — заикается, хромает или не имеет волос

Такая школа необходима Вике еще и потому, что учеба дается Вике не просто. А там получается практически индивидуальное обучение. С утра — занятия, а дальше учительница персонально с каждым доделывает и объясняет то, что ребенок не усвоил на уроке.

Права усыновителей

Права усыновителей и усыновленных заключены в положениях Семейного кодекса. Согласно действующим законам, усыновители приравниваются к биологическим правам, а усыновленные к родным детям. Таким образом, нет никаких ограничений. Однако есть несколько дополнительных нюансов, о которых стоит помнить.

Приемные родители могут изменить малышу имя, дату и место рождения, а также гражданство. Последнее актуально, когда малышей усыновляют граждане другого государства. Стоит отметить, что приемные родители обязаны предоставлять отчеты о том, как развивается несовершеннолетний, как с ним обращаются и так далее. Допускается, что сотрудники ООиП сами приедут на объект, чтобы убедиться, что малыш нормально растет, а с ним хорошо обращаются.  Закон позволяет не предупреждать приемных родителей о предстоящем визите. Таким образом, вероятно отменить процедуру усыновления, если выявятся следующие нарушения:

  • ненадлежащий уход за ребенком;
  • применение силы или других способов воспитания, которые могут нарушить нормальное физическое или психическое развитие несовершеннолетнего;
  • выявление у усыновителей вредных привычек, кроме курения.

Процесс отмены усыновления происходит через суд. Он аналогичен лишению родительских прав.

Семейный кодекс РФ

Так как усыновители приравниваются к биологическим родителям, они пользуются теми же привилегиями:

  • получение единовременной выплаты за усыновление;
  • оформление материнского капитала;
  • ежемесячные выплаты до 1,5 лет.

Стоит отметить, что встать на учет, как малоимущие, не получится. Если доход семьи небольшой, то никто не позволит взять малыша в семью. Когда родители решили взять на воспитание инвалида, они получают повышенные выплаты. Когда у младенца есть брат или сестра, то при усыновлении обоих предоставляются повышенные выплаты.

Важно усыновление и принятие на воспитание – это разные явления. Первое предполагает, что ребенок становится родным по закону и имеет право стать наследником

Он не знает, что взят из дома малютки, если родители сами не решат раскрыть тайну. Принятие в семью на воспитание означает, что несовершеннолетний временно передается для воспитания семье. При достижении 18 лет он становится чужим для воспитавших его приемных родителей и не имеет права на наследство. Более того, родителям выплачивается определенная сумма от государства, так как взятие детей на воспитание считается работой.

Вы можете скачать образец заявления об усыновлении.

4. Побеги из дома

Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.

Почему?

Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.

И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».

История:

Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.

В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома.

Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству. Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу.

И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».

Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.

«Умственная отсталость» или «задержка развития» детей

Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин — так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».

Почему?

Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.

Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.

История:

Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз — у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».

Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.

Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).

Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения

Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи

С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.

Проверка на честность

Почему было три возврата? Возвращали потому, что не все оказываются готовыми к тому, чтобы жить с приемным ребенком. А во-вторых, характер у дочки оказался непростым.

А по поводу того, что приемные детей «возвращают»… Сложности ведь со всеми бывают, с кровными их не меньше, а порой — больше. Вот недавно я разговаривал со знакомым из инспекции по делам несовершеннолетних. У них там на учете где-то 400 детишек — и все кровные. Никто же их никуда не сдает в детский дом из-за плохого поведения.

Вообще, как-то это не честно, когда у человека есть вариант «отдать обратно». Не должно быть таких мыслей. Взял, все, твой ребенок, без вариантов.

Как говорят психологи, дети, которых уже возвращали, начинают вести себя плохо нарочно, устраивая взрослым что-то вроде проверки. Примерно с такой мотивацией: «Вот, вы меня взяли, все равно ж потом отдадите. Так что давайте я вам сейчас что-нибудь похуже устрою». И нас Саша тоже «проверяла». Скажешь что-то сделать, не сделает назло. Или наоборот, что-то такое сделает и придет с вызовом: «Вот я там, что-то разбила» и радостно смотрит, что сейчас будет.

Правда, здесь «проверки» не прокатили. Мы все пережили. Ну, разбила, ну, на конфликт нарывается, что делать? Мы же знаем, отчего так происходит. Днем ведет себя вызывающе, а вечером обнимешь ее, разрыдается.

Дети травмированы за свою небольшую жизнь настолько, что и взрослым многим трудно представить. И лекарство здесь одно — любить, гладить, обнимать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector