Как вернуть обеспечение заявки
Содержание:
- Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: образец заявления, структура и содержание документа
- Срок возврата
- Как вернуть обеспечение исполнения контракта 44 ФЗ в случае неисполнения договора?
- Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках
- Отмена обеспечения. Изменения в 44-ФЗ в 2020 году
- У единственного поставщика
- Что происходит, если контракт не обеспечен, и возможен ли такой сценарий?
Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: образец заявления, структура и содержание документа
Обеспечение исполнение контракта может быть внесено денежными средствами и банковской гарантией. В первом случае подрядчику может потребоваться вернуть деньги, чтобы обеспечить свое участие в другой закупочной процедуре. Возврат обеспечения по 44-ФЗ в обязательном порядке включается заказчиком в подписываемый договор.
Когда нужно вернуть обеспечение
Возврат обеспечения может потребоваться поставщику в следующих случаях:
- После окончательного исполнения обязательств.
- После исполнения части обязательств (закрытия отдельного этапа контракта).
44-ФЗ закрепляет за поставщиком право постепенного возврата денежных средств, внесенных в качестве поручительства. Это право гарантировано ему ст. 96 44-ФЗ. Здесь сказано, что поставщик вправе уменьшить размер обеспечения пропорционально исполненным обязательствам по договору до момента полного исполнения контракта.
Также поставщик имеет право заменить денежное исполнение контракта на банковскую гарантию.
Если размер обеспечения был уменьшен, то деньги возвращают частично. Возврат обеспечения должен быть предусмотрен условиями договора или в иных соглашениях.
Что необходимо сделать: алгоритм действий
Обычно порядок возврата обеспечения государственного контракта и алгоритм действий поставщика прописан в государственном контракте.
В первую очередь, исполнителю следует направить в адрес заказчика письменную просьбу о возврате обеспечения. Если государственный заказчик просрочил установленные законом сроки возврата, то поставщик также вправе предъявить требования об уплате штрафных санкций.
В установленные сроки заказчик рассматривает поступившее обращение и оформляет возврат обеспечения. Если он этого не сделает, то поставщик вправе обратиться в суд за защитой своих интересов.
В случае если в государственном контракте не предусмотрен срок для возврата обеспечения, то деньги нужно вернуть в течение 7 дней после поступления требования от поставщика. Если указанное требование не поступило, то возврат оформляется в разумные сроки с учетом п. 2 ст. 314 ГК.
Например, если поставщик не исполнил взятые обязательства по контракту, то заказчик инициирует расторжение договора, и обеспечение удерживается в качестве компенсации. В случае если недобросовестный поставщик предъявлял в качестве обеспечения банковскую гарантию, то первоначально банк компенсирует заказчику его издержки, а затем приступает к взысканию гарантии с поставщика.
За возврат обеспечения по контракту отвечает контрактная служба или управляющий. Они передают сведения о завершении исполнения договора в бухгалтерию, а та осуществляет возврат обеспечения.
14 Приказа №631 от 2013 года, для управляющего такая обязанность закреплена по должностной инструкции или иному нормативно-правовому акту.
Заказчик вправе удержать из возвращаемого обеспечения сумму начисленных неустоек в виде пени, штрафов и иных сумм. В этом случае обеспечение вернут частично.
Но перед тем как сделать удержание, заказчик должен перечислить нарушенные поставщиком обязательства и указать сумму неустойки в претензии, направленной в адрес поставщика.
В случае если поставщик добровольно погасил начисленные штрафные санкции, то обеспечение ему возвращают в полном объеме.
Как составить заявление на возврат
Законодательных требований к заявлению на возврат обеспечения исполнения контракта не предусмотрено. Оно составляется в свободной форме на бланке организации с указанием всех реквизитов и контактов поставщика.
Письмо о возврате обеспечения должно содержать следующие сведения:
- Наименование, адрес расположения, ИНН и КПП заказчика и исполнителя.
- Дата подготовки заявления.
- Просьба вернуть денежные средства, перечисленные в виде обеспечения.
- Реквизиты для перечисления обеспечения.
- Подпись лица, уполномоченного представлять интересы поставщика.
Необходимость подачи такого заявления может быть связана с изменением реквизитов поставщика. Тогда бухгалтерия перечислит ему обеспечение по измененным реквизитам, указанным в заявлении. Образец заявления на возврат обеспечения исполнения контракта можно скачать здесь.
Таким образом, возврат обеспечения по контракту представляет процедуру по перечислению денежных средств поставщику, который исполнил свои обязательства по контракту. Деньги могут быть возвращены в полном объеме или частично.
Загрузка…
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Срок возврата
Обязанность возврата обеспечительного платежа возникает у стороны в случаях, определенных п. 2 ст. 381.1 ГК. Однако эта норма не устанавливает сроков такого возврата, в связи с чем при заключении договора сторонам рекомендуется самостоятельно определять их с указанием периода, в течение которого возврат должен быть осуществлен.
Если стороны не определили срок, обязанная сторона все равно не вправе уклоняться от возврата, или затягивать его. В таком случае к указанным правоотношениям может быть применена общая норма гражданского законодательства о сроках исполнения обязательств.
Так, на основании п. 2 ст. 314 ГК сторона сделки обязана осуществить возврат обеспечительного платежа в 7-дневный срок, исчисляемый со дня, следующего за днем получения ею письма или претензии контрагента об осуществлении возврата обеспечения. Данная норма дополнительно указывает, что срок может быть изменен условиями самого обязательства, т. е. если сторонами установлен более продолжительный срок для возврата, то заинтересованная сторона не вправе требовать возвратить обеспечение раньше на основании упомянутой нормы ГК.
В случае возникновения ситуации, когда истребование возврата обеспечительного платежа не производится, а необходимость получения письменной заявки о возврате определена сторонами в качестве обязательной, сторона сделки также вправе потребовать от своего контрагента принять обеспечение в разумный срок.
***
Таким образом, обеспечительный платеж – это один из способов обеспечения исполнения обязательств и регулируется ГК и (в ряде случаев) законодательством о ценных бумагах (с июня 2018 года). Его возврат производится при прекращении обеспечительного обязательства и в случае ненаступления к определенному сторонами сроку события, являющего основанием для удержания обеспечения. Как правило, основанием при этом служит письмо заинтересованной стороны с указанием реквизитов для перечисления суммы обеспечения. Возврат должен быть проведен в 7-дневный срок, являющийся общим для исполнения обязательств, или срок, определенный сторонами.
Еще больше материлов по теме в рубрике: «Договор».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Как вернуть обеспечение исполнения контракта 44 ФЗ в случае неисполнения договора?
В сфере государственных закупок в 2013 году произошли изменения, призванные улучшить качество взаимодействия государственных и частных структур при осуществлении закупок товаров и услуг. Основным нормативным актом в этих вопросах стал принятый Федеральный Закон №44-ФЗ.
В данном законе появилось и такое понятие, как обеспечение выполнения контракта. Эта мера призвана повысить ответственность исполнителей государственных заказов, а также повысить качество работы исполнителей контрактов.
Что такое обеспечение выполнения контракта?
Под этим термином понимается денежная сумма, выделяемая победителем тендера на оказание услуг государственным или муниципальным учреждениям или на поставку им каких-либо товаров. Данные средства, как правило, переводятся на расчётный счёт государственного или муниципального учреждения и находятся там до полного выполнения условий контракта.
Данные деньги не становятся собственностью заказчика. Они являются залогом того, что исполнитель контракта в полной мере и с надлежащим качеством выполнит условия, прописанные в договоре. В этом случае после подписания всех необходимых документов при закрытии контракта эти денежные средства возвращаются исполнителю в полном объёме.
В случае невыполнения условий контракта (или выполнения их в неполном объёме) исполнитель рискует потерять всю сумму или какую-то её часть. Именно этот факт и является гарантией того, что победитель тендера выполнит все условия, прописанные в контракте, в полной мере.
Сумма обязательно отображается в условиях самого контракта или в условиях для проведения тендера. Там же указывается и порядок её внесения на банковский счёт.
Как правило, сумма обеспечения составляет:
Рекомендуем к прочтению: Нанесение телесных повреждений статья ук рф
- при величине контракта до пятидесяти миллионов рублей – 10-20 % от суммы;
- при величине контракта свыше пятидесяти миллионов рублей – до 30 %.
Кроме непосредственного внесения средств на счёт заказчика обеспечение может иметь вид банковской гарантии, выданной кредитным учреждением, имеющим на это право.
Перечисление обеспечения на расчётный счёт заказчика должно быть осуществлено до момента подписания договора. Предоставление гарантии банка осуществляется также до момента подписания самого контракта и заказчику законом отводится срок до трёх дней для рассмотрения.
Важным моментом является тот факт, что непосредственный перевод денежных средств на счёт заказчика предполагает и возможность их возврата после исполнения контракта. Банковская же гарантия не предполагает прямого использования собственных средств заказчика, и соответственно ни о каком их возврате не может быть и речи.
Федеральный Закон №44 (статья 34), указывая на необходимость наличия обеспечения, никаким образом не разъясняет механизма его возвращения исполнителю после закрытия контракта. Поэтому необходимо, чтобы максимальное количество информации по этому поводу содержалось в тексте самого контракта.
В основном это касается сроков возврата обеспечения. В контракте должны быть прописаны предельные сроки после исполнения договора, в которые заказчик должен перевести денежные средства обратно на расчётный счёт исполнителя. По истечении этого срока исполнитель контракта имеет право обратиться в суд с иском о принудительном возврате обеспечения. Основанием для возврата является пакет документов о выполнении договора и письмо от исполнителя о возвращении внесённого ранее обеспечения.
Ещё одним моментом, особенно актуальным для предприятий малого и среднего бизнеса, является возможность замены денежного обеспечения контракта гарантией банка во время исполнения условий договора. Возможность такой замены должна быть прописана в контракте или дополнительно согласована с заказчиком.
В этом случае денежные средства переводятся со счёта заказчика на счёт исполнителя сразу же после получения банковской гарантии. Этот способ особенно важен для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку позволяет не отвлекать крупные денежные средства и использовать их для нужд производства или каких-то других целей.
Возврат обеспечения возможен при расторжении контракта по инициативе заказчика или по обоюдному соглашению сторон. Чаще всего в таких случаях возвращается вся сумма. При неполном или некачественном исполнении условий договора заказчик вправе компенсировать свои расходы из средств залога. При несогласии с суммой, которую заказчик считает достаточной для возмещения своих убытков, исполнитель вправе обратиться в суд. Если в контракте были прописаны суммы для покрытия убытков заказчика или алгоритм их расчёта, то исходить следует именно из этих значений.
Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках
Антидемпинговые меры — это одна из специальных норм, которые предусмотрены 44-ФЗ, направленная на защиту заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны применять антидемпинговые меры к участникам торгов, если они перешли разумную грань снижения цены на торгах. Рассмотрим, когда и как они применяются по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25 % и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками, а также риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.
Конечно, бывают случаи, когда сбить цену даже ниже себестоимости могут и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. Так они рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены именно на устранение конкурентов.
В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта, либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него могут потребовать обосновать итоговую стоимость.
Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ
Ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры требует применять для конкурсов и аукционов, если в результате их проведения НМЦК уменьшается на 25 % и более.
При проведении конкурса документы, подтверждающие добросовестность, прикладываются к заявке. Комиссия заказчика проверяет их и в случае обнаружения недостоверной информации отклоняет участника.
Если демпинг проявился во время аукциона, победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.
2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы.
Отсюда можно сделать вывод, что заказчик имеет право внести свои правила относительно борьбы с демпингом. Они могут быть такими же, как в законе о контрактной системе, либо отличаться.
Как применяются
Когда применяются антидемпинговые меры 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн руб.
С 01.01.2019 уточнили правила применения антидемпинговых мер при начальной максимальной цене контракта до 15 млн руб. Толкование ст. 37 44-ФЗ перестало быть двояким.
С этого года антидемпинговые меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.
Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик может оценивать заявки с нормальным снижением (до 25 %) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст
37).
Если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены. Для этих целей можно использовать:
- Гарантийное письмо от производителя продукции.
- Документальное подтверждение наличия товара.
- Другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку
В 29.03.
2019 опубликовали законопроект, который обязывает заказчика прописать в госконтракте условие о запрете перечислять аванс, если такой контракт подписывается с участником закупки, который предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК. Так планируют сократить случаи искусственного и необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, которые не планируют выполнять обязательства, чтобы исключить получение аванса такими участниками.
Ответственность
За отсутствие информации об антидемпинговых мерах оштрафуют, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, на 3000 рублей. Должностное лицо накажут за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, за определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Когда антидемпинговые меры не применяются
К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер можно отнести несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в следующих случаях:
Отмена обеспечения. Изменения в 44-ФЗ в 2020 году
Накануне Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который наделяет кабмин правом вводить режим чрезвычайной ситуации. Среди прочего в законе прописан ряд поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе…», о которых и пойдет речь в данной статье.
Согласно новому закону о ЧС в госзакупках расширен перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика, в случаях, когда применение конкурентных способов нецелесообразно из-за затрат времени.
Также в целях реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции заказчики до 31 декабря 2020 года получили право не включать в документацию об осуществлении закупки требование обеспечения контракта и гарантийных обязательств, если контрактом не предусмотрена выплата аванса. Однако такие правила распространяются только на закупки, проведенные в соответствии со статьей 30 закона 44-ФЗ, а именно: у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или у организаций, которые по условиям контракта обязаны привлечь на субподряд СПМ или СОНО. Такие меры позволят существенно снизить издержки бизнеса на оформлении банковских гарантий.
Отменены гарантийные обязательства для поставщиков, которые заключили контракт по итогам закупки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 закона 44-ФЗ, если такой поставщик при подписании контракта предоставил информацию, подтверждающую его опыт исполнения госзаказа. Ранее эта норма применялась только к обеспечению исполнения контракта, о чем мы ранее писали в статье «Отмена обеспечения контракта». Порядок освобождения от предоставления обеспечения контракта распространяется и на отмену гарантийных обязательств.
Помимо этого, освобождены от предоставления обеспечения гарантийных обязательств участники, которыми являются казенные учреждения, а также отменены гарантийные обязательства в закупках по предоставлению кредита и банковской гарантии.
Еще один пункт закона о ЧС предусматривает в течение текущего года изменение срока контракта по соглашению сторон, если на его исполнение повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, при условии наличия письменного обоснования и после предоставления обеспечения исполнения контракта на новый срок, конечно, если обеспечение было изначально предусмотрено.
Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ о ЧС вступил в законную силу с 1 апреля 2020 года, а это означает, что все изменения начинают действовать с 1 апреля. С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.
Мы считаем, что принятые правительством меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и по поддержке бизнеса своевременны и дадут положительный результат. В ближайшие дни надеемся увидеть эффект от принятых мер.
Будьте здоровы, берегите себя и своих близких!
У единственного поставщика
При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.
Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.
Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:
закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.
Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Что происходит, если контракт не обеспечен, и возможен ли такой сценарий?
Исполнение любого контракта должно быть обеспечено одним из видов обеспечительного платежа. Если такого обеспечения нет, то и сделка признается ничтожной. Это следует из п. 26 Обзора судебной практики ВС РФ.
***
Таким образом, условия о сроках возврата платежа, который является обеспечением контракта, разрешаются в контракте (заказчиком). Требуется максимально подробно отразить данный вопрос, прописать, в какой срок платеж подлежит возврату, с какого момента начинается исчисление срока. Можно также прописать порядок частичного возврата при поэтапном исполнении сделки. В случае нарушения условий договора, может быть частично удержана сумма обеспечения. Если возврата не происходит, то удержанная сумма приравнивается к неосновательному обогащению.