Территории опережающего социально-экономического развития. список особых экономических зон в россии

Влияние свободных экономических зон на занятость населения

По мнению специалистов, создание экономически свободных зон оказывает малое влияние на уровень занятости населения. В результате исследований, проведенных в две тысячи семнадцатом году, было выявлено, что за последние десять лет в СЭЗ было создано всего лишь двадцать тысяч рабочих мест. По мнению многих финансовых экспертов, подобные зоны имеют малую эффективность. За последние десять лет в развитие СЭЗ было вложено более ста двадцати двух миллиардов рублей. Общий объем поступлений в виде налогов и таможенных пошлин составляет менее пятидесяти миллиардов рублей. Также исследователи отмечают, что вместо запланированных двадцати пяти тысяч новых рабочих мест, было создано всего двадцать тысяч.

Некоторые эксперты считают, что столь низкая эффективность экономических центров имеет срочный характер. Они объясняют свое мнение тем, что региональные власти не до конца выполнили свои обязательства. Согласно последним данным, уровень регионального недофинансирования открытых экономических зон, достиг отметки в сорок пять миллиардов рублей. Также специалисты отмечают, что высоких результатов удалось добиться лишь центрам, расположенным в Санкт-Петербурге и Татарстане (Алабуга).

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

Акт вступил в силу 30 марта 2015 года.

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

1.1 История возникновения свободных экономических зон

Свободные экономические зоны стали зарождаться еще давно в тех странах, где торговля имела наиболее развитый характер. Одной из первых свободных экономических зон можно считать остров Делос в Древней Греции. Эта зона, созданная около 166 года нашей эры, помогала содействовать торговле. Купцы и просто приезжие были освобождены от налогов и пошлин на этом острове. Делос стал первой зоной свободной торговли и почти сто лет был посредником в торговле между Востоком и Западом.

Несмотря на раннее появление таких зон, первым этапом их развития стоит считать средневековье, а точнее XIV век, именно в это время в Италии городом свободной торговли был объявлен город Ливорно, в котором купцы могли вести торговлю, не облагаемую налогами и сборами. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. — 2008.- N 1-2.-С.8. В средние века развитыми городами считались портовые города, такие как Венеция, поэтому здесь возникали свободные от пошлин районы «порто-франко». Территория таких районов отделялась от территории города своего рода таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами не облагалась налогами и таможенными пошлинами, однако при торговле внутри страны применялся обычный таможенный режим. Именно в этих районах производство развивалось лучше, следовательно, создавались новые рабочие места, обеспечивалось снабжение населения иностранными товарами.

На смену «порто-франко» пришли «свободные гавани» или «свободные порты». Таким городом стал Гамбург, а также российские — Одесса и Владивосток. Они отличались от своих предшественников тем, что на территории этого района не могли проживать лица, не имеющие отношения к эксплуатации и охране товаров, также они не могли потреблять товары, не оплаченных пошлиной. Этот вид свободных портов актуален и в настоящее время. Сейчас насчитывается около 400 «свободных портов», которые предназначены для складирования товаров и торговли.

Второй этап в развитии свободных экономических зон приходится на конец XIX века. Это время характеризуется бурными открытиями в научно-технической сфере, во многом изменившими процесс производства. Это привело к экономическому спаду ранее действовавших отраслей многих регионов мира. Вместе с этим еще больше углублялось международное разделение труда, и увеличивался вывоз капитала. Внешнеэкономические связи, ранее охватывающие только торговлю, проникают в другие сферы деятельности.

Современная история свободных экономических, или как позже их стали называть, предпринимательских зон, началась в середине XX века. Начало этому положила Ирландия, создав такую зону в международном аэропорту Шеннон, где иностранным предпринимателям разрешалось строить предприятия Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. — М: 2008. С 56.. Эта зона быстро добилась успехов благодаря своему удобному расположению и предоставлению инвесторам целого ряда льгот. С тех пор новый тип «свободных экспортно-производственных зон» добился крупных достижений и стал распространяться преимущественно в развивающихся странах.

Достаточно много свободных зон возникло в 70-е годы XX века не только в развитых, но и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. свободные зоны, а точнее зоны свободной торговли, появились в странах Восточной Европы. Такими странами являются Болгария, Польша, Китай, а также СССР. Они были созданы для развития транзитной торговли и стимулирования экспорта. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань.

СЭЗ в своем развитии прошли несколько этапов. В каждом из них стояла задача расширения государственных границ и форм международного разделения труда.

Сегодня насчитывается от нескольких сот до двух тысяч свободных экономических зон. В них работают более 3 млн. человек, а продукция, проходящая через эти зоны, составляет около 1/10 части мирового товарооборота.

Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

  1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям.  В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в  направлениях:

— туристическо- рекреационном; — промышленно-производственном; —  транспортной логистике, в частности портовой логистике — научно-технологическом.

  1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.

Классификация

Существующие в РФ особые экономические зоны неоднородны. Различия обусловлены спецификой региона и целями предоставления данного статуса. Во-первых, все ОЭЗ можно разделить на две группы: замкнутые и интеграционные. К замкнутым относятся территории обособленные и в географическом плане, острова, полуострова, в редких случаях они организуются внутри городов. Все, что производится в этих зонах, направляется на экспорт. Интеграционные ОЭЗ имеют разного уровня взаимосвязи с экономикой родной страны и других государств.

По тому, какие функции должны выполняться, особые экономические зоны разделяются на несколько видов. Разные экономисты предлагают свои варианты классификации. Министерство развития экономики РФ выделяет 4 группы:

  1. Промышленно-производственные. На обособленной территории развиваются выбранные виды производства. Инвесторы, вкладывающие средства в эти направления, получают льготы и преимущества.
  2. Технико-внедренческие. Предназначены для размещения научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро. Сюда же относятся технополисы и технопарки. Главная задача — развитие инновационных проектов, научного прогресса, разработка новых продуктов технологий и решений. Создание комфортных условий необходимо для привлечения зарубежных специалистов и их достижений.
  3. Туристско-рекреационные. Части территории страны, где целесообразно развивать туризм: имеются исторически и культурно значимые места, зоны активного отдыха и т.д.
  4. Портовые. В данную группу входят зоны свободной торговли, освобожденные от таможенных пошлин. Как правило, это территории морских портов, авиапортов. Создаются особые условия для бизнеса, связанного с транспортировкой, упаковкой, сортировкой и хранением товаров, проведением контроля качества.

Существуют и комплексные особые экономические зоны, ими становятся целые регионы, когда есть необходимость предоставить льготы всем или почти всем предпринимателям для поддержки этого региона. Примером такого подхода является Крым, где специальный статус нужен для смягчения перехода местного бизнеса в российскую экономику, для перестройки под действующее в РФ законодательство.

Африке

Нигерия

Хотя разрешительный акт вступил в силу в 1992 году, первая свободная зона (Калабарская зона свободной торговли) не была полностью завершена до 1999 года и начала работу после официального ввода в эксплуатацию в ноябре 2001 года. С тех пор Схема свободных зон использовалась в качестве автомобиль для промышленного и коммерческого развития страны. Распространению этой схемы способствовало участие частного сектора и партнерство с федеральным правительством и другими уровнями правительства. Это привело к созданию специализированных свободных зон и других типов зон, а именно:

S / N Имя Место расположения Статус Владение
1 Интегрированная свободная зона и порт Змеиного острова Лагос Оперативный Частный
2 Зона свободной торговли Кано (KFTZ) Кано Стэйт Оперативный Кормили. Govt.
3 Зона, свободная от нефти и газа Онне Ривер Стейт Оперативный Под параллельным управлением
4 Свободная зона и туристический курорт Тинапа CRS Оперативный Частный / публичный
5 Зона свободной торговли Калабара (CFTZ) CRS Оперативный Кормили. Govt.
6 Приграничная свободная зона Майгатари Штат Джигава Оперативный Состояние
7 Свободная зона LADOL Лагос Оперативный Частный
8 Процедура экспорта авиационных услуг. Зона Лагос Стэйт Оперативный Частный
9 Зона экспортной обработки ALSCON Аква Ибон Оперативный Частный
10 Зона свободной торговли Огун Гуандун Огун Стэйт Оперативный Общественный / Частный
11 Зоны экспортной переработки Sebore Farms Штат Адамава Оперативный Частный
12 Ibom Science & Tech. Свободная зона парка Аква Ибом В разделе «Минусы». Общественный / Частный
13 Свободная зона Living Spring Osun State В разделе «Минусы». Состояние
14 Свободная зона Лекки Лагос Стэйт В разделе «Минусы». Государственный / Частный
15 Свободная зона СПГ из латуни Байелса В разделе «Минусы». Общественный / Частный
16 Свободная зона технологической деревни Абуджа Абуджа В разделе «Минусы». Общественный / Частный
17 Специализированная железнодорожная промышленная ЗСТ — Каджола Огун Стэйт В разделе «Минусы». Общественный / Частный
18 Имо Гуандун ЗСТ Имо Стэйт В разделе «Минусы». Общественный / Частный
19 OK Зона свободной торговли Ондо и Огун В разделе «Минусы». Состояния / Частные
20 Свободная зона Лагоса Лагос Стэйт В разделе «Минусы». Частный
21 год Свободная зона Квара Kwara State Декларация Государственное правительство.
22 Зона свободной торговли Олуйоле Ойо Стэйт Декларация Государственное правительство.
23 Зона свободной торговли Коко Штат Дельта Декларация Государственное правительство.
24 Свободная зона логистики OILSS Лагос Декларация Частный
25 Банковская приграничная свободная зона Borno State Декларация Состояние
26 год Зона свободной торговли NAHCO Лагос Стэйт Оперативный Частный

Введение свободных зон сыграло большую роль в увеличении объема инвестиций в Нигерию. Когда все свободные зоны будут полностью введены в действие, Нигерия, по прогнозам, будет играть большую роль в расширении ориентированной на экспорт производственной деятельности в Африке.

Льготы в ОЭЗ

Как уже отмечалось, инвесторам и бизнесменам положены льготы и привилегии. На деле, в каждой конкретной зоне льготы варьируются, но некоторые основные моменты встречаются в большинстве из них.

При получении статуса резидента можно рассчитывать на:

  • беспошлинный импорт оборудования и запчастей для производства;
  • снижение или полное отсутствие налоговых ставок в первые годы деятельности;
  • снятие ограничения на владение производственным фондом (для иностранных инвесторов);
  • низкие стандарты на организацию рабочих мест и начисление зарплаты;
  • минимальные цены на покупку или аренду объектов инфраструктуры;
  • субсидии на использование природных ресурсов и коммунальные платежи;
  • низкие стандарты экологической безопасности и охраны труда;
  • отсутствие профсоюзов;
  • свободный доступ к внутреннему и внешнему рынку сбыта;
  • ускоренное получение необходимых разрешений.

Это далеко не весь список преференций, но даже эта малая часть дает огромный толчок развитию экономики региона.

Европа

(Член Европейского Союза )

  • Линц (порт на реке Дунай )
  • Вена (порт на реке Дунай )

(Член Европейского Союза )

  • Риека , 1723 г.
  • Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)

(Член Европейского Союза )

Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген

Финляндия

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
  • Фрипорт Ханко ( Hangon Vapaasatama )

(Член Европейского Союза )

Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )

Германия

(член Европейского Союза )

  • Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
  • Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
  • Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
  • Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
  • Speicherstadt , Гамбург

(Часть Соединенного Королевства)

Порт Гибралтара

Греция

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Эвроса (Дебзос)
  • Свободная зона Ираклиона
  • Свободная зона Пирей
  • Свободная зона Салоников

(Член Европейского Союза )

  • Порт Корк Свободный порт
  • Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)

Италия

(член Европейского Союза )

  • Валле-д’Аоста
  • Кампионе д’Италия
  • Ливиньо
  • Ливорно , 1675–1860 гг.
  • Порт Триеста
  • Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )

(Член Европейского Союза )

  • Свободный порт Риги
  • Свободный порт Вентспилс

Литва

  • Акменская свободная экономическая зона
  • Каунасская свободная экономическая зона
  • Кедайняйская свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Мариямполе
  • Паневежская свободная экономическая зона
  • Шяуляйская свободная экономическая зона

(член Европейского Союза )

Мальта Фрипорт

Португалия

(член Европейского Союза )

  • Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
    • Свободная индустриальная зона Канисал
    • Международный бизнес-центр Мадейры
    • Международный судовой регистр Мадейры

(член Европейского Союза )

Порт Констанца , январь 2007 г.

Россия

  • Находка
  • Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 г. в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 г. Одесса была свободным торговым портом. Это был также самый важный торговый порт во времена Советского Союза.
  • Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )

Сербия

По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:

  • Свободная зона Апатин
  • Свободная зона FAS — Крагуевац
  • Свободная зона Крушевац
  • Свободная зона Ниш — Юг
  • Свободная зона Нови-Сад
  • Свободная зона Пирот
  • Свободная зона Прибой
  • Свободная зона Шабац
  • Свободная зона Смедерево
  • Свободная зона Суботица
  • Свободная зона Свилайнац
  • Свободная зона Ужице
  • Свободная зона Вранье
  • Свободная зона Зренянин

Испания

(член Европейского Союза )

  • Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
  • Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
  • Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
  • Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
  • Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
  • ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)

Швеция

(член Европейского Союза )

  • Свободный порт Марстранд , 18 век
  • Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
  • Стокгольм фрихамн, 1919–1995
  • Фрихамнен, Гетеборг, 1922-

Швейцария

  • Женевский фрипорт, Ла-Прай, Женева
  • Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
  • Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
  • PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
  • SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве

(член Европейского Союза)

  • Свободная зона Лимассола
  • Свободная зона Ларнаки

Украина

  • Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
    • 1819–1858
    • Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.

Великобритания

  • Свободная зона Ливерпуля
  • Свободная зона аэропорта Прествик
  • Свободная зона Саутгемптона
  • Свободная зона Тилбери
  • Свободная зона Port of Sheerness
  • Свободная зона Тиссайд

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

Морские научные исследования.

Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования», тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

Защита и сохранение морской среды.

В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).

Недостатки, критика и подводные камни ТОСЭР

Экономисты, бизнесмены и даже политики часто с большим скепсисом относятся к самой идее создания территорий опережающего социально-экономического развития, считая ее мало перспективной. Результаты опроса предпринимателей, проведенные экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) свидетельствуют, что территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут повторить судьбу особых экономических зон (ОЭЗ), которые начали создавать с 2005 года.

Ниже мы привели самые важные из озвученных специалистами проблем

Следует обратить внимание, что часть из них мешает, либо затрудняет реализацию этой государственной программы, другая часть проблем ставит под сомнение основные идеи, заложенные в создание ТОСЭР и, наконец, третья категорически оспаривает правильность выбранных правительством инструментов.. Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

  • Льготные условия производства для резидентов ТОСЭР создадут конкурентные преимущества перед предприятиями региона, в том числе градообразующими.

  • Необходимость жесткого контроля со стороны местных органов власти над движением рабочей силы на территориях опережающего развития. Должно быть отдано абсолютное преимущество собственным трудовым ресурсам, но в законе, в тоже время, не указан приоритет местных кадров перед иностранными.

  • Изоляция – закон не стимулирует резидентов ТОСЭР к распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проекта на остальную территорию региона и фактически способствует изоляции резидентов ТОСЭР от остальных инвесторов.

  • Слишком короткий льготный налоговый период – пониженные ставки применяется во время, по сути, проектно-сметных и строительных работ, а к моменту запуска предприятий льготный период заканчивается.

  • В законе нет четких гарантий социальной ответственности инвесторов.

  • Большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра, при этом развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется.

  • Усиление экономической зависимости дальневосточных областей и в целом всего региона от сопредельных стран.

  • Проигрышное положение местного бизнеса перед новыми резидентами ТОСЭР – если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОСЭР.

  • Идея ТОСЭРов и ОЭЗ взята из иностранного опыта, в том числе опыта некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где иные условия – доступ и наличие ресурсов, культурные, ценностные и ментальные ориентиры, учтенные правительствами этих стран, а не простого внедрения чужеродных проектов, как это вновь пытаются сдлать в России. В очередной раз переносить без соответствующей адаптации опыт зарубежных стран на Россию – стратегическая ошибка.

Резюмируя, заметим, что создание территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране актуально и необходимо. Но, при этом, обязательно нужно гораздо более серьезно учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и всего предпринимательства на местах создаваемых территорий.

Андрей Шабас(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
11.12.2019

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами прилежащей зоны. В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

Статья 9 Конвенции ЮНЕСКО возлагает на государства-участников ответственность за охрану подводного культурного наследия, расположенного в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 10. п. 2 государство-участник, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на такое наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных международным правом». Статья 10, п. 4 позволяет прибрежному государству как «координирующему государству» принимать все практически осуществимые меры для предотвращения любой непосредственной опасности для подводного культурного наследия.

Какие льготы по налогам в особых зонах?

Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.

  1. Сокращен налог на прибыль. В течение первых 3-х лет с момента регистрации, ставка налога составит 2% Затем немного увеличится и в период  с 4-8годы составит 6% Последующие годы до окончания льготных лет, установленные государством действует тариф  13,5%
  2. В течение первых 3 лет  владения землей для ведения деятельности, снимаются обязательства по уплате земельного налога.
  3. Снижены тарифы по обязательным социальным взносам, как в пенсионный фонд -6%, социального страхования-1,5%, медицинского страхования -0,1%

Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет. Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%. Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%. Также в отношении таможенных  сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

Заключение

Государства создают СЭЗ с целью привлечь инвесторов, подтолкнуть экономику и решить проблемы в социальной сфере. Льготные условия работы в ОЭЗ — сниженные налоги, отсутствующие или сокращённые таможенные пошлины, снятые бюрократические барьеры — привлекают отечественный и зарубежный бизнес. В России сейчас действует десятки СЭЗ разного типа, а на стадии создании находится ещё несколько перспективных проектов.

Читайте далее:

Оффшорный счёт — это что такое

Венчурный фонд, венчурный капитал — это что такое

Что такое оффшоры и оффшорные компании

Реальные располагаемые денежные доходы – это что такое

Инвестировать в стартап

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector