Какие изменения внёс 71-фз в 44-фз

Если аукцион признан несостоявшимся — что дальше?

В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ.

Раздел5 Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 182; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предмет регулирования

Ст. 71 44-ФЗ с комментариями разъясняет, в каких случаях электронный аукцион признается несостоявшимся и каковы последствия этого.

Закон предусматривает 8 случаев:

  1. Подана только 1 заявка. В этом случае оператор направляет заказчику сразу две части не позднее дня следующего за датой окончания подачи.
  2. Подано несколько заявок, но по результатам рассмотрения первых частей к аукциону допущена только одна. В таком случае оператор направляет заказчику вторую часть единственно допущенного участника не позднее 1 часа с момента публикации протокола рассмотрения первых частей.
  3. В течение 10 минут после начала аукциона ни один участник не подал ценовое предложение. В такой ситуации оператор направляет заказчику вторые части всех участников в течение одного часа после публикации протокола о несостоявшихся торгах. Поставщик, заявка которого подана ранее других и соответствует требованиям документации, признается победителем.
  4. Только одна вторая часть соответствует требованиям документации.
  5. По окончании срока подачи не подано ни одного предложения.
  6. По результатам рассмотрения первых частей отказано в допуске всем участникам.
  7. По результатам рассмотрения вторых частей все участники признаны не соответствующими требованиям документации.
  8. При уклонении победителя от заключения контракта и последующем уклонении второго участника от подписания договора.

В первых четырех случаях комиссия рассматривает заявки в течение 3 рабочих дней с даты наступления соответствующего события и публикует протокол на сайте торговой площадки. Протокол должен содержать информацию о решении каждого члена и совокупное решение комиссии, а также формулировку о признании торгов несостоявшимися. Если заявку признают соответствующей требованиям документации, заказчик заключает контракт с этим поставщиком.

В случаях с 5 по 8 заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости и в план закупок) и повторно проводит закупку. При этом он вправе изменить способ определения поставщика на запрос предложений.

Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися

Они зависят от причины признания торгов несостоявшимися. Если она заключается в несоответствии поставщиков требованиям к ним лично или к содержанию их заявок, то заказчик поступает следующим образом:

  • делает изменения в плане графика торгов и публикует его повторно
  • по прошествии 10 дней после объявления торгов несостоявшимися объявляет их снова

При несостоявшемся открытом конкурсе возможно проведение только открытого конкурса. При несостоявшемся электронном аукционе допустимо проведение любого типа закупок. При несостоявшемся запросе котировок допустимо только проведение запроса котировок.

Если торги были объявлены несостоявшимися из-за того, что их требованиям соответствовал только один участник, у заказчика есть два варианта действий в зависимости вида торгов:

  • при электронном аукционе можно подписать договор с единственным участником
  • при открытом конкурсе — провести согласование подписания контракта с ФАС

Такое согласование проводится в срок не более 10 дней после объявления открытого конкурса несостоявшимся. Единственный поставщик информируется о его результатах (разрешение ФАС на заключение договора или отклонение запроса).

Протокол о признании аукциона несостоявшимся

Для документального оформления несостоявшегося аукциона в электронной формечленами аукционной комиссии формируется соответствующий протокол. В этом документе должна быть отражена следующая информация:

  • наименование документа;
  • место, время и дата его составления;
  • перечень членов аукционной комиссии;
  • наименование несостоявшегося аукциона;
  • сведения о заказчике;
  • объект аукциона;
  • причина признания аукциона несостоявшимся;
  • сведения о площадке, на которой будет размещен протокол.

Итак, ст. 71 закона № 44 определяет 5 возможных ситуаций, в которых аукцион признается недействительным. Эта же статья определяет порядок действий, которые должен совершить заказчик после того, как мероприятие получит указанный статус. По итогам рассмотрения поданной документации составляется протокол о признании аукциона недействительным.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ответственность за нарушение ст. 71

Нарушение Вид ответственности Норма Основания привлечения к ответственности
Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Административная ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ Не направление оператором электронной площадки обеих частей заявки, а также документов единственного участника электронного аукциона заказчику в установленные сроки в случае признания аукциона не состоявшимся по ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ
Не направление оператором электронной площадки второй части заявки, а также документов единственного участника электронного аукциона заказчику в установленные сроки в случае признания аукциона не состоявшимся по ч. 8 ст. 67 Закона № 44-ФЗ
Не направление оператором электронной площадки протокола признания аукциона не состоявшимся, вторых частей заявок, а также документов участников электронного аукциона заказчику в установленные сроки в случае признания аукциона не состоявшимся по ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ
Не направление оператором электронной уведомления участнику (участникам) электронного аукциона в установленные сроки
Нарушение сроков рассмотрения заявок участников электронного аукциона, признанного не состоявшимся Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ Нарушение сроков рассмотрения заявки и документов единственного участника электронного аукциона, признанного не состоявшимся по ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ
Нарушение сроков рассмотрения второй части заявки и документов участника электронного аукциона, признанного не состоявшимся по ч. 8 ст. 67 Закона № 44-ФЗ
Нарушение сроков рассмотрения вторых частей заявок и документов участников электронного аукциона, признанного не состоявшимся по ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ
Нарушение сроков направления оператору электронной площадки протоколов рассмотрения заявок участников электронного аукциона, признанного не состоявшимся Административная ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ Нарушение сроков направления оператору электронной площадки протокола рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона, признанного не состоявшимся по ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ
Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ
Административная ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ Нарушение сроков направления оператору электронной площадки протокола рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона, признанного не состоявшимся по ч. 8 ст. 67 Закона № 44-ФЗ
Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ
Административная ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ Нарушение требований к содержанию протокола подведения итогов электронного аукциона, признанного не состоявшимся по ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ
Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ
Нарушение порядка заключения контракта в случае признания электронного аукциона не состоявшимся Административная ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ Уклонение заказчика от заключения контракта по результатам аукциона, признанного не состоявшимся
Уклонение участника аукциона от заключения контракта по результатам аукциона, признанного не состоявшимся
Нарушение сроков заключения контракта по результатам аукциона, признанного не состоявшимся
ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ Заключение контракта с нарушением объявленных условий электронного аукциона или условий исполнения контракта, предложенных участником аукциона
Нарушение порядка заключения контракта в случае признания электронного аукциона не состоявшимся Дисциплинарная Ст. 192 ТК РФ Уклонение заказчика от заключения контракта по результатам аукциона, признанного не состоявшимся
Уклонение участника аукциона от заключения контракта по результатам аукциона, признанного не состоявшимся
Нарушение сроков заключения контракта по результатам аукциона, признанного не состоявшимся
Заключение контракта с нарушением объявленных условий электронного аукциона или условий исполнения контракта, предложенных участником аукциона

Порядок проведения закупки по 223-ФЗ

1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.

Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике.  Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.

1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.

  • Конкурс  – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих  дней до дня истечения срока подачи заявок.
  • Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)

  • Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
  •  Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.

1.3. Обеспечение заявок

  • Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
  • Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.

Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.

3. Отмена конкурентной закупки.

В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.

4. Определение поставщика

Заказчик создает комиссию для определения поставщика.

Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.

По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.

Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.

Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок  с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины  несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.

5. Заключение договора.

Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.

Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).

Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и  устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.

Аккредитация: основные аспекты

В настоящее время существует большое количество обучающих центров при электронных торговых площадках, вводных семинаров, на которых начинающие участники постигают азы работы на электронных торговых площадках, в том числе и процедуры аккредитации.

Статья 61 Федерального закона от 05.04.2016 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентирует порядок аккредитации участника на федеральных электронных торговых площадках, но стоит уточнить некоторые моменты подробнее.

Во-первых, о самих площадках. В настоящее время существует достаточно много систем электронных торгов, электронных торговых площадок, на которых «разгораются битвы» между участниками за вожделенный контракт или договор, но среди всех выделяются так называемые федеральные электронные торговые площадки, на которых размещают свои закупки в форме электронных аукционов государственные заказчики. На сегодняшний день в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 26 октября 2009 года № 428 «Об утверждении порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» отобрано пять таких площадок: ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (в простонародье – Заказ.РФ); ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (Сбербанк-АСТ); ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг); ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (ЕТП-ММВБ); ООО «РТС-тендер» (РТС-Тендер) (далее по тексту – ЭТП). О процедурах электронных аукционов, происходящих на данных площадках, мы и будем говорить в дальнейшем.

Конечно же, помимо непреодолимого желания участвовать в таких закупках, наличия опыта, ресурсов и персонала участнику необходима электронно-цифровая подпись – ключ к доступу на площадки и участию в электронных торгах. Оформление и выдача такой подписи (ЭЦП) регламентируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электронной подписи», выдается она аккредитованными удостоверяющими центрами. Для этого потенциальному участнику необходимо собрать определенный пакет документов, оплатить стоимость ЭЦП, и вот уже у вас на руках заветная «флешка». Настроив свой компьютер для работы на площадках, вы можете приступать к аккредитации.

Итак, что требуется для этой процедуры? Прежде всего, пакет документов, состоящий из выписки из ЕГРЮЛ (не старше шести месяцев с момента получения таковой), копии Устава, решения или протокола о назначении (или подтверждении полномочий) руководителя, доверенности на представление интересов участника (в случае, если вместо генерального директора ЭЦП получил другой сотрудник), решения об одобрении крупной сделки. Что касается последнего документа, то чаще всего из-за неправильного составления данного решения или его отсутствия многих участников отклоняют в аккредитации на площадке. Поэтому следует ответственно отнестись к составлению данных документов.

После загрузки данных с ЭЦП в форму, установленную площадкой, а также необходимых документов, подписи всего загруженного электронной подписью, отправки заявки на аккредитацию и подтверждения адреса электронной почты (без этого подтверждения заявка на аккредитацию рассматриваться не будет!) в течение пяти рабочих дней оператор электронной площадки принимает решение об аккредитации вашей организации в качестве участника. Аккредитация действует в течение трех лет, вам необходимо будет только обновлять и актуализировать документы в своем личном кабинете.

Почему закупка может не состояться

Причины признания конкурентной процедуры несостоявшейся, которые позволяют заключить контракт с единственным поставщиком, можно объединить в две группы:

  • заявку подал один участник, и она признана соответствующей условиям закупочной документации и требованиям законодательства;
  • заявки подавали несколько участников, но условия закупки удовлетворила заявка лишь одного из них.

Процедура закупки может быть признана несостоявшейся и по другим причинам. Например, заявок может и вовсе не поступить либо все они могут быть отклонены вследствие несоответствия требованиям закупочной документации. Такие случаи имеют принципиальные отличия от приведенных выше ситуаций, когда требованиям закупки удовлетворяет единственная заявка.

Во-первых, в этих случаях конкурентную процедуру, например, конкурс, следует повторить. Если и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, тогда заказчик сможет применить норму пункта 25 статьи 93 закона № 44-ФЗ и заключить контракт с единственным поставщиком.

Во-вторых, если заключение контракта с единственным источником становится следствием признания несостоявшейся повторной конкурентной процедуры, то заказчик должен выбрать этот источник сам. Тогда как при наличии единственного участника, удовлетворяющего условиям закупки, заказчик обязан заключить контракт именно с ним.

Обязанность заключить договор с единственным участником

Соответствующие положения содержатся в п. 15 ч. 1 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, ч. 5.7 ст. 19 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ и др. Указание на то, что единственная заявка должна отвечать критериям конкурса, в специальных нормах может отсутствовать. В ч. 1 ст. 55 закона № 44-ФЗ это требование конкретизировано, а к примеру, в Законе о рекламе говорится только о регистрации единственного участника. Тем не менее судебная практика идет по пути проверки на предмет соответствия заявки на размещение рекламной конструкции выдвинутым условиям. Так, по одному из дел АС СЗО отказал в иске участнику торгов, который предложил установку рекламной конструкции, отличающуюся по размерам от параметров, указанных в условиях конкурса (постановление от 12.11.2014, дело № А21-10450/2013).

При этом соблюдение формы заявки, предложенной организатором торгов или установленной подзаконным актом, необязательно (если она соответствует требованиям к содержанию). Соответствующий вывод есть в решении ВС РФ № АКПИ13-430. Верховный суд посчитал, что сам факт установления в правилах, утвержденных Правительством РФ, формы заявки для участия в торгах не означает введения правила о том, что ее несоблюдение может повлечь недопуск участника. 

Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако вскоре все должно измениться — процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС

Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание

В комплект документов, подаваемый оператору торгов, входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица — копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое — оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации. На это ему отводится 5 рабочих дней. В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года

Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП. В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников. В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector