Как заключить договор согласно фз-223 в 2021 году

Содержание:

Работа по рамочным договорам

Закон 223-ФЗ является рамочным — он не устанавливает четких требований к процедуре закупки и договору в отличие от 44-ФЗ. Договоры и соглашения, заключенные в рамках корпоративного заказа, зачастую также носят рамочный характер, то есть не содержат точных параметров сделки. Это договоры с открытыми условиями, без указания показателей объема и цены поставляемой продукции (работ, услуг), стоимости единицы товара и прочих подробностей. Формально такой документ не считается договором, поскольку не содержит существенных условий сделки.

Как правило, рамочные соглашения по окончании своего действия считаются продленными на следующий срок (безусловно или при выполнении каких-либо условий). Работа по ним может вестись на протяжении нескольких лет. До сих пор некоторые заказчики производят закупки в рамках соглашений, которых достигли еще до введения закона 223-ФЗ. При этом не требуется вносить изменения в старые или заключать новые соглашения.

Если рамочные соглашения договорами не признаются, то как происходит закупка? Каждый раз, когда заказчик желает закупиться, он направляет поставщику заявку с указанием нужных товаров, цены и объема, а поставщик эту заявку удовлетворяет. Так вот, каждая такая поставка будет считаться отдельной, самостоятельной закупкой и иметь силу договора. Однако перед составлением заявки придется сверяться с собственным Положением о закупке, чтобы удостовериться, что способ выбран верно. Альтернативный вариант — перепровести закупку и перезаключить договор, включив в него существенные условия сделки.

Основания и возможности для расторжения

Указанный выше федеральный нормативный акт предусматривает возможности для расторжения договора или контракта до момента истечения установленного для него срока действия. Такое расторжение возможно по следующим основаниям:

  • отсутствие возможностей для дальнейшего исполнения подписанного соглашения в силу возникновения форс-мажорных обстоятельств, если расторжение такого договора предусмотрено текстом самого договора;
  • изменение объемов финансового сопровождения данного договора в сторону уменьшения, если решение о таком уменьшении было принято специальными контролирующими органами в сфере государственных и муниципальных закупок;
  • в отношении договора или контракта принято решение судебных органов о признании такого документа недействительным в случаях, если возникли условия, предусмотренные действующим гражданским законодательством для признания договоров или контрактов недействительными;
  • исполнение сторонами взятых на себя обязательств до даты, определенной в качестве срока окончания действия подписанного договора или контракта;
  • решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения в одностороннем порядке в случае, если вторая сторона не исполняет надлежащим образом взятые на себя обязательства, в том числе, если такое неисполнение носит регулярный характер и может быть расценено, как уклонение от исполнения таких обязательств.

В том случае, если расторжение контракта произошло до того срока, который был установлен в самом контракте в качестве срока его окончания, сведения должны быть опубликованы в Реестре контрактов в рамках десятидневного срока с даты подписания документов о расторжении.

Исключение составляют сведения об одностороннем расторжении, которые должны быть опубликованы в день подписания документа, ставшего юридическим выражением принятого решения (например, сведения о том, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, фиксируются в решении руководителя организации-заказчика и размещаются в Единой информационной системе в тот же день, когда такое решение было подписано. При этом со стороны заказчика уведомление исполнителю о расторжении контракта в одностороннем порядке должно быть направлено так же в тот же день, когда было подписано руководителем организации. Если исполнитель не получил такого уведомления, он все равно будет считаться уведомленным, когда истечет установленный срок с момента публикации такого уведомления в Единой информационной системе в сфере закупок).

Основания и возможности для расторжения

Указанный выше федеральный нормативный акт предусматривает возможности для расторжения договора или контракта до момента истечения установленного для него срока действия. Такое расторжение возможно по следующим основаниям:

  • отсутствие возможностей для дальнейшего исполнения подписанного соглашения в силу возникновения форс-мажорных обстоятельств, если расторжение такого договора предусмотрено текстом самого договора;
  • изменение объемов финансового сопровождения данного договора в сторону уменьшения, если решение о таком уменьшении было принято специальными контролирующими органами в сфере государственных и муниципальных закупок;
  • в отношении договора или контракта принято решение судебных органов о признании такого документа недействительным в случаях, если возникли условия, предусмотренные действующим гражданским законодательством для признания договоров или контрактов недействительными;
  • исполнение сторонами взятых на себя обязательств до даты, определенной в качестве срока окончания действия подписанного договора или контракта;
  • решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения в одностороннем порядке в случае, если вторая сторона не исполняет надлежащим образом взятые на себя обязательства, в том числе, если такое неисполнение носит регулярный характер и может быть расценено, как уклонение от исполнения таких обязательств.

В том случае, если расторжение контракта произошло до того срока, который был установлен в самом контракте в качестве срока его окончания, сведения должны быть опубликованы в Реестре контрактов в рамках десятидневного срока с даты подписания документов о расторжении.

Исключение составляют сведения об одностороннем расторжении, которые должны быть опубликованы в день подписания документа, ставшего юридическим выражением принятого решения (например, сведения о том, что контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, фиксируются в решении руководителя организации-заказчика и размещаются в Единой информационной системе в тот же день, когда такое решение было подписано. При этом со стороны заказчика уведомление исполнителю о расторжении контракта в одностороннем порядке должно быть направлено так же в тот же день, когда было подписано руководителем организации. Если исполнитель не получил такого уведомления, он все равно будет считаться уведомленным, когда истечет установленный срок с момента публикации такого уведомления в Единой информационной системе в сфере закупок).

Сроки заключения договора о закупках и регистрации их в Единой информационной системе

  • оказание услуг.

Федеральный закон не содержит четких требований о сроке подписания договора. Информация о порядке заключения контрактов должна быть отражена в Положении о закупках.

Использование электронной подписи

Подписание бумажных контрактов постепенно уходит в прошлое. Каждое учреждение знакомо с электронной цифровой подписью, юридическая значимость которой равносильна реальному присутствию руководителя.

В данном случае срок заключения договора ничем не отличается от общего порядка. Практика показывает, что ЭЦП позволяет значительно ускорить процедуру, так как личную встречу сторон (пересылку документов по почте и т.д.) замещает сервис электронной площадки.

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. новую редакцию положения о закупке;
  3. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Порядок проведения закупки по 223-ФЗ

1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки.

Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике.  Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.

1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС.

  • Конкурс  – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
  • Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих  дней до дня истечения срока подачи заявок.
  • Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)

  • Конкурс – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Аукцион – если НМЦК <= 30млн.руб. — не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок; если НМЦК > 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Запрос предложений – НМЦК <= 15млн.руб. — не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
  •  Запрос котировок – НМЦК <= 7млн.руб. — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.

1.3. Обеспечение заявок

  • Если НМЦК < 5млн.руб. – не требуется;
  • Если НМЦК > 5млн.руб. – согласно положения о закупке.

Возврат обеспечения заявки на участие в закупке не производится в случаях: 1) уклонение или отказ от заключения договора; 2) непредоставление или предоставление с нарушением условий обеспечения исполнения договора.

2. Запрос о даче разъяснений извещения / документации о закупке.

Разъяснение дается в течение 3 рабочих дней, если поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, размещение в ЕИС.

3. Отмена конкурентной закупки.

В любое время до окончания срока подачи заявок. Информации об отмене закупки размещается в ЕИС в день принятия решения.

4. Определение поставщика

Заказчик создает комиссию для определения поставщика.

Отмена определения поставщика после истечения времени отмены закупки до заключения договора возможна в случае обстоятельств непреодолимой силы.

По результатам определения поставщика составляются протоколы этапов закупки и итоговый протокол. Последний протокол этапа не составляется – размещается итоговый протокол.

Протокол этапа закупки содержит: 1) дата подписания протокола; 2)количество заявок; 3) результаты рассмотрения заявок – количество отклоненных заявок их основания отклонений; 4) результаты оценки заявок с указанием итогового решения комиссии и присвоении значения по каждому из критериев оценки; 5) причины несостоявшийся закупки; 6) иные сведения согласно положения.

Протокол итоговый содержит: 1) дата подписания протокола; 2) количество заявок;3) дата и время регистрации; 4) порядковые номера заявок в порядке уменьшения степени выгодности + ценовые предложения (при одинаковых- лучшее то, которое поступило ранее); 5) результаты рассмотрения заявок + количество отклоненных заявок  с основаниями отклонения; 6) результаты оценки заявок; 7) причины  несостоявшейся закупки; 8) иные сведения согласно положения.

5. Заключение договора.

Не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления или обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или решения.

Информация о заключении договора должна быть внесена в реестр договора и информации в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня заключения (в т.ч. с ЕП, стоимость которого превышает размеры ч.15 ст.4).

Исполнение, Изменение, Расторжение договора подлежит размещению в ЕИС в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Обеспечение исполнения договора в новой редакции 223-ФЗ не предусмотрено. Этот вопрос решается на усмотрение заказчика и  устанавливается положением о закупке. Как правило, размер обеспечения устанавливается в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены. В случае снижения начальной максимальной цены договора размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза или требуется предоставление документов о добросовестности участника.

Положение о закупках на предприятии в понимании закона 223-ФЗ

В Положении целесообразно описать порядок составления технического задания, а также отразить регламент работы комиссии, ответственной за рассмотрение заявок, подведение итогов, открытие доступа к заявкам и т.д.

  1. Заказчик, разработавший собственное положение о закупках, имеет право заключать договор только после реализации запланированных процедур.

Руководитель должен отразить в Положении порядок составления и публикации извещений, состав сопровождающей документации, срок предоставления разъяснений, период приема заявок, количество дней, необходимых для рассмотрения поданных предложений и подведения итогов, и другие важные условия.

Этапы проведения электронных конкурсов

Федеральный закон № 223-ФЗ регулирует положения о закупках для МСП. Заказчики обязаны соблюдать все требования.

В большинстве случаев, конкурсы включают в себя несколько основных этапов:

  • подача заявок
  • рассмотрение и оценка
  • подача ценовых предложений
  • подведение итогов

В зависимости от индивидуальных пожеланий заказчика, конкурс может быть дополнен этапами открытия доступа к заявкам, а также повторного их рассмотрения.

Для конкурсов, состоящих из нескольких этапов, в документах о закупке заказчик должен описать порядок участия и проведения каждого из них. Поставщики, планирующие принимать участие, обязаны внимательно ознакомиться с требованиями и рекомендациями заказчика.

Состоящие всего из одного этапа конкурсы проводятся аналогично конкурсам, регулируемым законом № 44-ФЗ. Участнику становится известно о победе сразу же после проведения закупок.

Участникам следует заранее уточнить, каким образом будут рассматриваться и оцениваться заявки — в качестве отдельного этапа или одновременно.

При проведении закупок для субъектов МСП у заказчика есть право проверить технические и функциональные свойства товаров, услуг или работ. Обсуждение и уточнение этих свойств может продолжаться после того, как все заявки будут поданы.

Документация о проведении процедуры закупки должна содержать перечисление всех этапов и подробное описание каждого из них. При наличии этапа проверки свойств товаров, работ и услуг участник после его завершения может выбыть из конкурса. Если данный этап отсутствует, к рассмотрению и оценке заявок заказчик приступает сразу же после завершения их подачи.

Переторжка

Этап переторжки — это когда на одном этапе рассматриваются и оцениваются заявки. Участники, допущенные к данному этапу, имеют возможность улучшать свое изначальное ценовое предложение. С этой целью поставщикам не рекомендуется указывать минимальную стоимость в самой первой заявке.

После окончания этапа переторжки заказчик подводит итоги закупки, а в некоторых случаях проводит постквалификацию участников.

Если этот этап не предусмотрен, стоимость, предложенная в изначальной заявке, автоматически становится окончательным ценовым предложением. После подведения итогов определяется победитель конкурса, с которым будет заключен договор.

Участник электронного конкурса по Закону № 223-ФЗ должен учитывать:

  • установленный алгоритм проведения закупки (сравнить алгоритм в конкурсной документации и положении о закупках)
  • критерии оценки, установленные заказчиком для конкурса по Закону № 223-ФЗ
  • как вносить обеспечение заявки и исполнения договора, в том числе в период гарантийного срока

Чем регламентируется срок подписания договора по 223-ФЗ?

В конечном счете срок заключения договора по 223-ФЗ регламентируется положением о закупке, составляемым заказчиком в ходе подготовки к проведению торгов. Также в документе можно указать:

  • срок, в течение которого проект договора должен быть передан победителю;
  • порядок и срок подписания договора в том случае, если со стороны других участников торгов поступят жалобы/претензии по поводу действий организатора и/или победителя и т. п.

Если заказчик, формируя положение о закупке, не учтет требования закона № 135 и установит меньшую продолжительность срока заключения договора, чем указано, договор, подписанный в соответствии с таким положением, будет признан недействительным.

Срок подписания договора исчисляется исходя из даты определения победителя торгов. Как правило, это день подведения итогов торгов, а если сведения о закупке размещаются в единой информационной системе — день размещения.

На основании изложенного выше ПРОСИМ: ( Образец жалобы в ФАС )

  1. Приостановить подписание договора до рассмотрения настоящей жалобы.
  2. Отменить протокол рассмотрения и сопоставления заявок (он же – итоговый протокол запроса котировок) от 05.06.2019 г.
  3. Провести внеплановую проверку процедуры.
  4. Признать пункты Извещения: 3.2.2 и 3.2.3, а также шаблон котировочной заявки (п. 7.1. Извещения, форма 1) в части отнесения Заказчиком запроса котировок к оферте недействующими, а отклонение заявки из-за нарушения искусственно созданного им критерия необоснованным.
  5. Обязать заказчика признать победителем запроса котировок ООО «Рога и копыта» и заключить с ним договор.

И ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФАС ПО ЭТОЙ ЖАЛОБЕ В ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

( Жалоба в ФАС образец 223 ФЗ)

Кредит и 223-ФЗ

Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.

В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.

Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.

Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается

Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Что считается началом срока действия банковской гарантии?

Представителям бизнеса, выступающим в роли исполнителя, банковская гарантия оформляется до момента подписания контрактного документа. Как правило, на дату ее получения приходится начало периода действия договора. Но так происходит не всегда. Если работы, предусмотренные соглашением, начинаются позже, а заказчик делает по ним закупки заранее, срок банковской гарантии вступает в юридическую силу с соответствующей, определенной даты, а не со дня выпуска документа. Обычно так бывает с сезонными работами.

Некоторые тендеры проводятся заранее. Это относится, как правило, к различным городским мероприятиям, намеченным на несколько месяцев вперед. Если у заказчика достаточно финансовых возможностей, он, как правило, предпочитает провести конкурс заблаговременно, не откладывая на последний день. В данном случае банковская гарантия вступит в силу одновременно с началом мероприятия либо в момент непосредственных приготовлений к нему.

Иногда возникают нестандартные ситуации, требующие внимательного к себе отношения. К примеру, когда для вступления в действие банковской гарантии бенефициар обязан сначала предоставить письменное подтверждение получения соответствующего документа от банка-гаранта. Потенциально возможная проблема здесь кроется в том, что при отсутствии данного подтверждающего письма заказчик утрачивает свое право на финансовое возмещение убытков в случае срыва контракта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector