Организация питания в школе: особенности, требования и контроль

Принципы питания

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

включают в рацион молоко и продукты из него, т.к

это источник кальция, необходимого для роста костей;
также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.

Для общеобразовательных учреждений

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.

Школьный ресторан

Александр Бражко отмечает, что нужно в принципе пересмотреть систему школьного питания — уходить от модели, когда задача образовательного учреждения расставить еду для детей, а съели они ее или нет — никого не волнует.

— По этой модели школа отчитывается о факте постановки блюда на стол, — говорит он. — Более правильная модель, я считаю, это школьный ресторан. Систему школьных ресторанов сделали в Казани, например. У детей свободный выбор, они сами выбирают, что хотят. Так мы решаем проблему, когда 20–30% еды в школах попадает в отходы, и никто за это не отвечает.

Ирина Плещева подтверждает: основные проблемы, которые выявил опрос РДШ — это плохое качество еды, спорное меню, плохая организация питания в школах и случаи нарушения санитарных норм. По ее словам, дети говорят о «нетактичном отношении работников столовой», о том, что на столах нет соли и салфеток.

Точка общепита

Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

— Получается, мы даем детям понять, что им не так важен комфорт, как взрослым людям, — говорит Плещева. — При этом у детей есть искреннее желание получить возможность вариативности меню. Ведь у каждого свои вкусовые предпочтения, у кого-то есть прописанная диета, может быть индивидуальная непереносимость ингредиентов, аллергия, те же религиозные убеждения. Пусть это будет не шведский стол, как в отеле, но хотя бы возможность выбора одного из двух салатов, супов.

По ее словам, телеведущий и ресторатор Константин Ивлев вместе с активистами РДШ «разработает современную, привлекательную для детей и приемлемую для школ концепцию питания: меню завтраков и обедов, актуальные и удобные для современной школы форматы подачи еды и сервировки».

Еще одна проблема, по мнению Александра Бражко, — сама организация питания, которая была пущена на самотек.

— По рекомендациям Минздрава, завтрак должен осуществляться перед началом работы или учебы, — отметил Бражко. — Основная задача была, чтобы дети в школах не были голодными. Однако в большинстве школ «завтрак» — после 2-го, 3-го, а то и 4-го урока. Решение простое: столовая должна работать с 7:30. И дети при этом не должны находиться в жестких временных рамках, когда нужно успеть всё съесть за пять минут.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»

Дегустация с чек-листом

В Казани на днях отстранили от работы повара школы, которая 23 января уронила пельмени на пол и затем положила их обратно в кастрюлю. Городское управление образования сообщило, что нарушение выявлено благодаря родительскому контролю питания, который начал работу 11 января 2021 года, — повара «с поличным» поймала мать одного из учеников.

Отслеживание качества питания в школах с помощью родителей в последнее время набирает популярность. Как сообщили «Известиям» в управлении образования Казани, проект «Журнал родительского контроля» был запущен во всех школах города еще в апреле 2019 года. Взрослым дали возможность прийти в столовую, продегустировать блюда и оставить отзыв в специальном журнале. С 11 января посещение школьных столовых стало ежедневным — как минимум один из родителей приходит, чтобы проверить уровень организации питания и попробовать блюда.

— Графики дежурств образовательные организации определили для себя самостоятельно, — сообщили «Известиям» в управлении образования. — Наиболее популярный вариант — каждая неделя учебного года отводится определенному классу по очереди. При оценке родители заполняют чек-лист, результаты поступают в управление образования и департамент питания для анализа и устранения недочетов. В чек-листе родителем указывается номер школы и заполняются 13 пунктов — критериев оценки (чистота в столовой, наличие стенда с меню, соответствие ему поданных блюд, температура и вкусовые качества пищи).

Точка общепита

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Отмечается, что в этом учебном году ключевые темы обращений от родителей касаются температуры подачи еды. Чтобы решить проблему, в 2020 году департамент закупил для 67 школ 70 сервировочных тележек — чтобы суп вывозился в кастрюле и разливался в тарелки непосредственно перед подачей в обеденном зале.

В министерстве образования Московской области также сообщили «Известиям», что в регионе действует проект «Родительский контроль», в рамках которого каждый может в любой удобный день прийти в школу и оценить качество питания. Кроме того, работают бракеражные комиссии — это общественные организации при школах, родители туда тоже могут записаться.

Департамент образования Москвы отмечает, что в столице в каждой школе работает бракеражная комиссия, проверяющая качество готовых блюд до выдачи питания детям. При управляющих советах в школах созданы профильные комиссии по питанию, также за ним следят специалисты МосГика — инспекции, которая контролирует качество продуктов, закупаемых для бюджетных учреждений.

— Кроме того, благодаря системе «Проход и питание» родители могут поставить запрет на покупку ребенком конкретных продуктов, — сообщили «Известиям» в ведомстве.

Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева рассказывает также о проекте «Шеф в школе», по которому мнение о качестве питания могут высказать сами школьники.

— Наши активисты, которых мы называем РДШефы, ставят звезды «не Мишлен» своим школьным столовым, — рассказала она «Известиям». — До конца мая дети будут вести активный мониторинг питания в своих школах, обозначать болевые точки в работе школьных столовых. Мы собираем и обобщаем эту информацию, некоторые новости и рейтинги делаем публичными.

Примерное меню учащихся

Примерное меню школьников разрабатывает предприниматель или юридическое лицо, которое обеспечивает питание в школе. После этого меню согласовывается с директором школы и территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль.

Согласно СанПиН, меню разрабатывается на период не менее 10–14 дней. При этом нужно учитывать сезон, время пребывания в школе, суточную калорийность рациона и возрастные группы учащихся (7–11 и 12–18 лет). Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух-трех последующих дней.

Все блюда, которые будут употреблять в пищу учащиеся, должны быть отварными, тушеными, запеченными или приготовленными на пару, что соответствует принципам здорового питания. Чистую воду разливать в стаканы в столовой нельзя, разрешено продавать ее исключительно в закрытых бутылках.

Примерное меню в образовательных учреждениях такое:

Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток. Рекомендуется добавить овощи и фрукты.

Обед: закуска (салат из огурцов, помидоров, моркови, свежей или квашеной капусты с зеленью), первое, второе (горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы), сладкое блюдо.

Полдник: напиток (сок/молоко/кисломолочный продукт/кисель) с булочным изделием или пирожным без крема.

Ужин: каша/овощное/творожное блюдо, основное второе блюдо (мясо/птица/рыба), напиток (сок/чай/кисель).

По СанПиН некоторые продукты и блюда готовить и продавать в школах запрещено, в частности:

  • яйца водоплавающих птиц и яйца с загрязненной скорлупой;
  • непотрошеную птицу;
  • мясо диких животных;
  • консервы в деформированных упаковках и упаковках без этикеток;
  • овощи с признаками порчи;
  • острые приправы – горчицу, хрен, уксус;
  • остатки приготовленной накануне пищи;
  • квас, простоквашу, творог из непастеризованного молока;
  • пирожные и торты с кремом;
  • газированные напитки;
  • натуральный кофе, энергетические напитки;
  • жевательную резинку;
  • арахис, ядра абрикосовой косточки.

Сегодня организации питания школьников уделяется пристальное внимание. За 2019 год Роспотребнадзор проверил больше семи тысяч школьных пищеблоков

Все выявленные нарушения руководство учебных учреждений должно исправить в кратчайшие сроки.

Также в конце октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о питании в школах, реализацию которого планируется начать уже в 2020 году. Основной посыл – обеспечение школьников горячим питанием, причем все блюда должны соответствовать СанПиН и принципам здорового рациона. Пока планируется в обязательном порядке бесплатно кормить учеников начальных классов.

Дети проводят в школе большую часть времени, и полноценное, сбалансированное питание – залог поддержки их здоровья и улучшения образовательного процесса.-

За время проведения декады поступило 4 обращения. Замечаний или вопросов к директору не было, родители высказали свою удовлетворенность организацией питания в нашей школе.

    В рамках декады прошла видеовстреча (на платформе зум) директора школы Андрейченко С.В. и ответственного за организацию питания в школе Барониной А.А. с родителями обучающихся , которая носила название «Обед с директором».  В видеоконференции приняли участие 10 родителей. Они смогли задать вопросы, волнующие их, внести предложения по организации питания в школе.

               Эта форма стала новой для нас, но первый опыт был признан удачным и принято решение периодически повторять такие видеовстречи «Обед с директором», потому что в рамках действующих ограничений встречи очно пока приходиться ограничить.

     Родителям было предложено пройти дистанционный опрос на сайте школы по вопросу организации питания  здесь. В период декады своё мнение высказали 46 родителей. В целом, отзывы положительные. Поступившие замечания и предложения будут рассмотрены администрацией школы, а также переданы организатору питания для их устранения.

01.04.-09.04.2021

     Было проведено анонимное анкетирование обучающихся и их родителей по вопросу удовлетворенности организацией и качеством питания в нашей школе. В анкетировании приняли участие 1в, 1д, 2д, 3а, 4а, 4в класс. Всего проанкетировано 142 человека

Родителями и обучающимися были высказаны пожелания — введения в рацион питания больше свежих овощей и фруктов, расширение ассортимента гарниров из каш,ввести десерты.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ  предложения и замечания  переданы организатору питания школы для учёта при составлении меню на 2021-2022 учебный год.

      Мы провели дистанционный «День открытых дверей» в нашей столовой. Видео можно посмотреть здесь.

Как сейчас построена система школьного питания в России?

Школьная столовая стала синонимом чего-то безвкусного и неаппетитного (а часто – и не очень здорового). Тем не менее, это рынок с ежегодным оборотом до 300 миллиардов рублей, на котором давно и успешно работают частные компании.

Питание есть практически во всех школах России: из 6,8 миллионов младших школьников сейчас получают одноразовое питание 4 миллиона. Правда, качество этого питания зачастую оставляет желать лучшего. В 2019 году совместными усилиями родителей, школ, общественных палат регионов, уполномоченных по правам детей и Роспотребнадзора был проведен Всероссийский мониторинг качества питания в образовательных организациях.

Всего проверили 40 тысяч организаций из 75 регионов России, и более чем в 3 тысячах нашли нарушения. Эти нарушения касаются разных моментов работы системы школьного питания:

  • нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы: неправильно формируется меню, у работников нет медицинских книжек, помещения для приготовления пищи не соответствуют требованиям, и т.д.;
  • дети отказываются от питания (еда или невкусная, или холодная);
  • у детей есть беспрепятственный доступ к не очень здоровой еде прямо в буфетах школ;
  • льготники и «платники» питаются по разным рационам.

То есть, как минимум в 8% школ еда для детей не является ни безопасной, ни здоровой, ни вкусной. Число жалоб на питание постоянно растет, а иногда возникают совершенно жуткие истории. Например, в конце 2018 года в школах и детских садах Москвы произошло массовое отравление детей, приведшее к эпидемии дизентерии. Виновным признали комбинат «Конкорд», поставлявший это питание. Компания отделалась штрафом в 2 миллиона рублей, пострадало более 120 детей.

Причина этой и других подобных историй кроется в системе контрактных закупок: конкурс на поставку питания в образовательных учреждениях выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. Естественно, закон требует соблюдения всех норм по качеству питания, но, очевидно, эти нормы выполняются лишь формально. Самостоятельно готовить питание на собственных пищеблоках крайне сложно для школ – все же проще отдать это сторонней организации.

По факту закупками занимаются в обоих вариантах: либо закупают готовую еду (то есть, полный аутсорсинг), либо закупают продукты для приготовления питания силами школы. «Странностей» здесь может быть масса: цены на тот же хлеб или сахар могут отличаться вдвое в разных регионах, а наценка поставщика доходит до 50% (из-за картельного сговора конкуренции или нет, или она номинальная).

В итоге в системе школьного питания обращаются очень большие суммы. Так, только в электронной площадке РТС-тендер нам сообщили, что за 2019 год 127 заказчиков заключили контракты на закупку готового горячего питания для школьников на сумму более 566 миллионов рублей. В целом же рынок на несколько порядков больше.

По данным за 2018 год, средняя стоимость питания одного школьника составила от 22,66 (Южный федеральный округ) до 76,33 (Дальневосточный федеральный округ) рублей. Финансирование питания идет из разных источников:

  • бюджеты регионов – 38%;
  • бюджеты муниципальных образований – 17%;
  • деньги родителей – 45%.

То есть, до настоящего момента федеральный бюджет в финансировании школьного питания даже не участвует (хоть и финансирует, например, реконструкцию школьных пищеблоков по федеральным целевым программам).

Сам же рынок эксперты оценивают более чем в 300 миллиардов рублей в год. Так, школьников кормят в школах 180 дней году, всего их 14 миллионов, а средняя стоимость завтрака или обеда – 50 рублей. Эти деньги расходуются не самым эффективным образом, считает президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов – по его словам, до 35% от этих сумм теряется на теневом рынке.

И, действительно, возникает серьезный вопрос – как накормить школьника на 30-50 рублей (обеспечив ему нужную калорийность питания), если за эти деньги нужно купить продукты, оплатить работу персонала, коммунальные ресурсы, часто аренду школьного пищеблока, и получить хотя бы стандартные 20% прибыли?

Практически все проблемы на местах должны решать регионы. И если в Москве для младших школьников питание уже и так бесплатное, то в 4 регионах России нет бесплатного питания даже для льготников. Кое-где бюджет выделяет копейки – вроде 5 рублей в день на школьника (остальное дают родители), где-то школы самостоятельно выходят из положения и просят родителей закупать продукты.

Соответственно, с 1 сентября 2020 года запускается не просто бесплатное питание для школьников – впервые государство на федеральном уровне берется за решение этой проблемы. Получится это или нет – вопрос тоже спорный.

14.05.2021

     14 мая 2021г.  в нашей школе прошла внеплановая встреча родителей из родительского комитета классов с представителями Роспотребнадзора.

Столовую школы посетили представители родительской общественности 2д, 3а (и 7б), 6в (и 8г) класса. 

       В ходе посещения столовой, представители Роспотребнадзора рассказали родителям о целях родительского контроля за организацией питания, содержанием родительского контроля, о правах и обязанностях родителей.

      В рамках родительского контроля за организацией питания был проведён контрольный замер температуры блюд, проведено контрольное взвешивание порций. Заведующая столовой и повар рассказали родителям о технологии приготовления блюд, показали оборудование на котором происходит приготовление пищи для обучающихся школы.

   Администрация школы благодарит родителей, принявших участие в родительском контроле. 

Также напоминаем, что любой родитель (законный представитель) имеет право принять участие в родительском контроле организации питания.

Проверка качества питания

Учащиеся Вологды сами проверили работу школьной столовой. В исследовании приняли участие образовательные учреждения 26 городов области. Инициаторы, участвуя в данном мероприятии, в видеороликах представили результаты своих исследований.

Как выяснилось, не все благополучно с горячим питанием учащихся. Не вся еда готовится качественно, недостаточно продуктов для приготовления таких вариантов блюд, которые хотели бы видеть на обед ребята. Это в первую очередь салаты из овощей и фруктов, хлебобулочные изделия. Нет разнообразия, хотя некоторые столовые, имеющие свои пищеблоки, обладают возможностью готовить еду из фруктов.

Локальные акты школы

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке и организации горячего питания в МАОУ СШ № 137

ПОРЯДОК проведения мероприятий по родительскому контролю за организацию горячего питания обучающихся в МАОУ СШ № 137, а также доступа родителей (законных представителей) обучающихся в помещение для приема пищи (школьную столовую)

СОГЛАШЕНИЕ об организации питания

ПРИКАЗ о создании бракеражной комиссии

ПОЛОЖЕНИЕ о бракеражной комиссии 

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском контроле

ГРАФИК родительского контроля питания (4 четверть)

ПРИКАЗ о назначении ответственного 

ПРОГРАММА производственного контроля за соблюдением санитарных правил ООО «РИЧ» на пищеблоке МАОУ СШ № 137

Желанные обеды детей

У школьников есть и любимые блюда, которые они желали бы видеть в рационе столовой. Ребята хотят видеть на своем столе следующую еду:

Bloomberg: при таких темпах на вакцинацию 75 % населения планеты уйдет 7 лет

125 лет назад Гильберт Фукс стал первым чемпионом мира по фигурному катанию

Как разрезать торт, чтобы всем хватило: десертный этикет

  • побольше салатов;
  • увеличить количество овощей и фруктов;
  • разного рода выпечку.

Учащиеся некоторых школ из городов России решили проверить, как организуется работа столовых. Они составили проекты по улучшению качества обедов в школьных столовых и вышли с предложениями к тем, кто отвечает за питание обучающихся. И получили положительный результат.

Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях

       Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганды основ здорового питания общеобразовательной организацией должно осуществляться при взаимодействии с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.

     Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приема пищи, рекомендуется регламентировать локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

      При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены:

— соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;

— санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.;

— условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;

— наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;

— объем и вид пищевых отходов после приема пищи;

— наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;

— вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;

— информирование родителей и детей о здоровом питании.

         Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей и участия в работе общешкольной комиссии.

Итоги проверок обсуждаются на общеродительских собраниях и могут явиться основанием для обращений в адрес администрации образовательной организации, ее учредителя и (или) оператора питания, органов контроля (надзора).

Правила для сотрудников

В обязательном порядке, все сотрудники пищеблока школы обязуются соблюдать гигиенические нормы и правила. Осуществлять трудовую деятельность здесь может только гражданин, который абсолютно здоров и имеет действительный медосмотр, не имеющий противопоказаний.

Также, в обязательном порядке должны быть соблюдены нижеперечисленные критерии:

  • Наличие чистой одежды для работы и удобной чистой обуви;
  • Для личных вещей и верхней одежды, должен быть отведен гардероб;
  • Ногти должны быть короткими и аккуратными;
  • Обязательно вымыть руки, прежде чем приступать к работе;
  • Санитарная одежда должна храниться в специальном помещении;
  • После посещения уборной, обязательно мыть руки жидким мылом (желательно с антисептиком);
  • При появлении первых признаков заболевания обращаться в медучреждения для прохождения лечения.

В процессе готовки не допускается:

  • Принимать пищу, или напитки;
  • Застегивать рабочую одежду на булавки;
  • Красить ногти лаками;
  • Курить, или пить.

При обнаружении дефектов кожи, гнойных образований, ссадин, либо других повреждений требуется отравить сотрудника на полное медобследование в клинику.

Список нелюбимых блюд учащихся

Главные недостатки школьных столовых, по мнению детей, — невкусная еда. Часто она бывает недоваренная или недосоленная, а также холодная. Называется плохое качество приготовления пищи. В меню прописан небольшой выбор блюд, который предлагается детям, и они одни и те же изо дня в день. Из всех нелюбимых они назвали в первую очередь:

  • рыбные котлеты;
  • жареную печенку;
  • гороховое пюре;
  • перловую кашу;
  • полуфабрикаты;
  • мутный омлет.

Ребятам хотелось бы самим выбирать ту пищу, которую они предпочитают. Интересы учащихся часто не учитываются, с ними не советуются, а они хотели бы принимать участие в обсуждении.

17.09.2020

17.09.2020г.  столовую школы посетили представители родительской общественности с целью контроля организации горячего питания. Администрацией школы была проведена экскурсия по помещению столовой, ответственный за организацию питания Баронина А.А. рассказала родителям о порядке питания в столовой, о принимаемых санитарных мерах, о процедуре контроля за качеством питания. Представители родительской общественности побеседовали с обучающимися школы, узнали мнение детей о вкусовых характеристиках приготовляемой пищи; побеседовали с сотрудниками столовой, ознакомились с представленным ассортиментом в столовой и буфете.

В целом встреча прошла плодотворно.

Родители высказали пожелания по организации питания в школьной столовой, в частности — увеличение количества свежих овощей и фруктов в 2-х недельном меню; организация торговли выпечкой собственного производства, а также предусмотреть отдельное меню для детей, имеющих ограничения в питании. Администрация школы все пожелания родителей передаст организатору питания ООО ТПП «СИРИУС-Н».

         В ходе посещения столовой школы родителями были оформлены оценочные листы, согласно МР 2.4.0180-20.2.4 от 18.05.2020г

         ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ  были внесены следующие изменения:

—  меню школы приведено в соответствие с примерным меню МО РО. Были добавлены овощи и фрукты в ежедневный рацион обучающихся шолы. С меню можно ознакомиться .

— заключен договор с новым поставщиком буфетной продукции. Им стала кондитерская «Снежинка». Поставки свежей выпечки происходят ежедневно. С ассортиментом и ценами буфетной продукции можно ознакомиться здесь.

 — проведён анализ медицинских карт обучающихся и выявлены группы заболеваний, которые требуют отдельного рациона питания (меню). Результаты анализа будут направлены организатору питания с предложением разработать отдельное меню для групп заболеваний обучающихся.

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

* * *

Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

  • Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Мероприятия по улучшению работы школьных столовых в Вологде

Планируется ввести рисовую кашу в меню учащихся начальных классов. Блюда из этого продукта полагалось предлагать только обучающимся с определенными болезнями. Из предложенных ребятами вариантов будут включены в список детского питания блюда, соответствующие пожеланиям детей:

  • тушенное в духовке мясо с картофелем;
  • салаты из фруктов и овощей;
  • различные варианты выпечки.

В рацион, кроме рыбных котлет, потому что не все их могут есть, должно быть включено рыбное филе в соусе.

По просьбе ребят рацион продуктов станет разнообразнее. Оплата за обеды осуществляется по безналичному расчету. Сделать это также просили ученики, поэтому в школах должны установить автоматы до конца учебного года.

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай. К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector