Земли лесного фонда
Содержание:
- Когда и кому можно передавать ЗЛФ
- Охрана
- Допускается ли оформление в собственность лесного участка
- Что такое лесная амнистия
- Особенности управления землями лесного фонда
- Заключительная часть
- Что не включается в состав?
- Где и какие документы нужно оформить?
- Полезные советы и рекомендации
- Муниципальная собственность на леса
- Особенности лесополосы
- Как оформить в собственность землю лесного фонда
- Похожие термины:
- Общие сведения о ЗЛФ
- Какие земли относятся к лесному фонду
- Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
- Виды разрешенного использования
- Понятие и общая характеристика
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Аренда наделов лесфонда
Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).
Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. . В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.
Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:
- наименование лица, желающего взять участок в аренду;
- его анкетные и прочие данные;
- место расположения участка;
- место жительства заявителя.
К заявлению нужно приложить минимальный список документов:
- удостоверение личности заявителя;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
- квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.
Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.
Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.
Право пользования ЗЛФ
Помимо аренды, согласно ст. 71 ЛК, ЗЛФ могут передаваться:
- организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только:
- органам власти и государственным учреждениям;
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия.
- физическим лицам – на праве безвозмездного пользования.
Иногда госорган устанавливает платежи за пользование лесным фондом, но ЗЛФ можно передать и в бесплатное пользование гражданам и организациям на основании договора. Согласно ст. 39.10 ЗК, или могут быть:
- религиозные организации;
- граждане, жалеющие вести сельскохозяйственную деятельность, в том числе пчеловоды на срок не более 5 лет;
- некоммерческие организации;
- лица, отнесенные к коренным народам Севера, и так далее.
Передача на основе концессии
В соответствии со ст. 11 , лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:
- гидротехнических сооружений;
- объектов портовой инфраструктуры;
- линий связи и электропередач;
- дорожной инфраструктуры;
- сооружений для ведения сельхоздеятельности;
- физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.
В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.
Охрана
Лес является важным богатством страны, ее незаменимым ресурсом. Поэтому на государственном уровне разработаны различные законодательные акты, способные защитить лесные угодья. При нарушении законов об охране леса предусмотрено несколько видов ответственности — уголовная, административная, возмещение причиненного ущерба.
Если при этом правонарушитель занимался изготовлением лесопродуктов, они будут у него изъяты.Согласно статье 99 Лесного Кодекса назначение меры наказания по уголовной и административной ответственности не избавляет от возмещения причиненного лесу ущерба.
Допускается ли оформление в собственность лесного участка
Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.
Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.
Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:
- обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
- акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
- выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
- одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
- справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
- экспертное заключение в случае проведения экспертизы.
Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.
Что такое лесная амнистия
Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.
Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2020, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.
Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:
- заявление;
- документы, подтверждающие его права на участок;
- выписку из ЕГРН;
- другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.
Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.
Особенности управления землями лесного фонда
Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:
- устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
- рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
- несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий. Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ. Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом; ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они предоставляются для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.
ЛK РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).
За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Названное право лесопользования возникает на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
В случае смерти гражданина принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход права лесопользования запрещается (ст. 24 ЛК РФ).
Заключительная часть
Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию территорий лесного фонда. Определение, разновидности, особенности, направления применения, правовой режим использования в Российской Федерации — эти и другие не менее важные моменты представлены в статье.
В заключение следует отметить, что данные земли являются одной из составляющих экологических систем лесных участков, которые принимают участие в природном функционировании экосистемы в целом. Земля здесь имеет двоякое значение: она выступает в качестве пространственного базиса, на котором находится лесная растительность, а также как средство для ведения производства, которое питает корневую систему лесных массивов почвенными компонентами (питательными веществами, влагой и прочее).
При этом как производительная, так и базисная функции земли являются неотделимыми друг от друга. Именно по этой причине лесной фонд РФ включает лесные насаждения с земельными территориями, на которых они растут, а также земли, которые предназначены для выращивания лесов, земельные массивы, необходимые для сельскохозяйственных нужд и болота, каменистые россыпи, гольцы, пески и другие земли, расположенные среди данных земельных территорий и не отнесенные к иным категориям.
Что не включается в состав?
Стоит знать, в состав фонда не включаются леса, которые расположены на оборонительных землях, а также на территориях городских поселений (так называемые городские леса). В Лесном кодексе выделяется также понятие растительности древесно-кустарникового типа. Она не входит в состав фонда и тех лесов, которые не включаются в лесной фонд. Под древесно-кустарниковой растительностью следует понимать деревья, а также группы кустарников и деревьев, которые расположены на:
- Территориях сельскохозяйственного назначения. Сюда входят и земли, предоставленные для частного подсобного хозяйства и садоводства.
- Транспортных территориях. Это полосы отводов автомобильных дорог и железнодорожных магистралей.
- Территориях, где расположены населенные пункты (иными словами, поселения), в том числе тех, которые предоставлены для жилищного, дачного и другого строительства. Исключение здесь составляют городские леса.
- Территориях водного фонда (речь идет о полосах для отвода каналов).
- Территориях других категорий.
Где и какие документы нужно оформить?
Если у гражданина появилась причина для запрашивания определенного клочка земли в лесном массиве в собственность, то нужно обращаться с заявлением непосредственно к владельцу лесного фонда. Это обычно орган местного самоуправления, на территории которого он и находится. Обычно в собственность подобные участки не дают (они не разграничены). Но, есть исключение из правил. Это перевод лесного участка в иную категорию. Здесь будет принимать участие Департамент лесного хозяйства, а само утверждение будет проходить в 3 стадии – на местном уровне, на уровне субъекта и федеративном. Это очень сложный и запутанный процесс, требующий не только время и силы, но и денежные средства.
Предоставленные документы (их количество обычно огромно) могут возвращать гражданину на доработку и корректировку по несколько раз. Это привычное явление. Сразу при подаче всего пакета участок в собственность не дадут. Уполномоченный орган обычно устраивает аукцион либо предоставляет его конкретному лицу в аренду.
Сроки колеблются от 10 лет до 49-50. За аренду взимается плата – обычно 100% от общей суммы единовременно. Независимо от того, будет ли лицо использовать участок все время или нет.
На участки, отданные в аренду, разрешается:
- Выращивать саженцы, сооружать пасеки.
- Охотиться, собирать грибы и ягоды, лекарственные растения.
- Рубить деревья для индивидуальных целей.
Примерный пакет бумаг, необходимых для предоставления:
- Паспорт гражданина РФ и его копии.
- ИНН и СНИЛС.
- Квитанция об оплате госпошлины (при необходимости).
- Справка из ЕГРН.
- Собственноручно заполненное заявление.
- Выписки, справки и акты государственных органов по отношению к участку.
Некоторые запросы, возможно сделать посредством обращения на электронную почту или форму обратной связи на официальных сайтах муниципального образования. Также к услугам физических и юридических лиц существует электронный портал Госуслуги.
Полезные советы и рекомендации
- Обязательно изучить правовые нормы, необходимые для обращения в уполномоченный орган.
- Для граждан лучше всего будет первичное обращения для составления списка документов. Это поможет избежать суеты и бумажной волокиты.
- Рекомендуется не строить несанкционированные постройки в лесу, так как администрация откажет в получении разрешения на регистрацию в собственность.
- Не стоит путать дачную амнистию с лесной – это разные понятия. Первое означает, что гражданин может самостоятельно заниматься вопросами регистрации в собственность участка. Второе означает, что данными вопросами занимаются уполномоченные лица без участия заинтересованных лиц.
- Нужно иметь в виду, что зоны кладбищ, особо охраняемые, военные и заповедные, парковые невозможно оформить в собственность.
- По каждому выделенному лесному участку (не переведенному) ежегодно нужно составлять специальный отчет в обязательном порядке. Отчеты подлежат регистрации и хранению в местном муниципальном органе.
- Для выделенного участка возможен перевод из одной категории в другую.
ВАЖНО !!! На каждом этапе рекомендуется проверять документацию и обоснованность решений уполномоченных органов. Нередки случаи, когда сотрудники умалчивают определенную, важную информацию или пренебрегают своими полномочиями, нормами права
В таких проблемных ситуациях следует обращаться с жалобой в суд
Нередки случаи, когда сотрудники умалчивают определенную, важную информацию или пренебрегают своими полномочиями, нормами права. В таких проблемных ситуациях следует обращаться с жалобой в суд.
Муниципальная собственность на леса
В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.
У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды; проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).
Замечание 1
Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).
В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.
В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.
Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.
Особенности лесополосы
Говоря о том, что можно строить рассматриваемой категории земель, нужно отметить, что запрещено действующими правовыми нормами создавать на подобных наделах строений капитального типа. Это касается всей территории, на которой находится лесополоса. В законодательных актах не установлено ограничение только в отношении строительных работ тех помещений, которые не противоречат установленным регламентам экологического значения. К примеру, это могут быть, сторожки, предназначенные для лесников или подобные строения, лагеря для туристов.
ВАЖНО !!! В данном случае предусматривается, что строительство должно осуществляться таким образом, что лесополоса не была уничтожена. Кроме того, возвести можно комплексы физкультурного типа
Они нужны для того, чтобы население могло заниматься спортом. На указанной разновидности наделов помимо прочего создаются строения восстановительно типа. Такие здания необходимы для того, чтобы люди отдыхали или проходили профилактические курсы от разного рода заболеваний.
В собственность граждан такие наделы переходить не могут. Устанавливается и то, что строительство жилого фонда в этой местности, находится под строгим запретом законодателя. Однако, могут предусматриваться и некоторые исключения из данного правила. Это касается того, что человек может построить сооружение на территории поселения. В данном случае предусматривается, что граница населенной местности совпадает с лесополосой.
Карта может свидетельствовать о том, что выбранный тип наделов может использоваться и для постройки зданий, в которых будут размещаться государственные органы. Размеры помещений в данном случае крупные. Это не связывается с использованием лесонасаждений восстановительного типа. Также законодательство говорит о том, что допускается возведение временных зданий, которые используются для ведения конкретной разновидности деятельности. К примеру, в безвозмездное срочное пользование участок может быть передан, если необходимо исследовать недра земли или хранилища воды. Аналогичные правила касаются поиска и добычи ископаемых и возведения дорог.
Как оформить в собственность землю лесного фонда
Единственным законным способом получения земли из ЛФ в свою собственность, является изменение ее категории. На территории Российской Федерации подобные вопросы регулируются специализированным Департаментом лесного хозяйства, представительства которого расположены в каждом, даже провинциальном населенном пункте.
Процесс перевода земель «неразграниченной» государственной собственности проводится Правительством России.
Для успешного переведения земель, необходимо будет подготовить объемный пакет тщательно собранной документации, которая будет рассмотрена в 3 стадии – на местном уровне, в масштабах субъекта Федерации, и, наконец, на Федеральном уровне.
Похожие термины:
-
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (выр
-
участки покрытых и не покрытых лесной растительностью земель и участки нелесных земель. Границы обозначаются в натуре с помощью лесоустроительных знаков и (или) указываются в планово-картографич
-
изменения в лесном фонде, происходящие во времени и пространстве под влиянием антропогенных и природных факторов.
-
часть государственного лесного фонда, предназначенная для отдыха населения.
-
общая площадь всех видов земель и вод, находящихся в ведении органов лесного хозяйства или под их контролем.
-
разделение покрытых и не покрытых лесом земель, предназначенных для нужд лесного хозяйства: однородных по лесорастительным условиям, экологическим средообразующим свойствам, лесотипологическо
-
имущественный наем, договор, по которому арендодатель (лесофондодержатель) предоставляет арендатору во временное пользование участок лесного фонда за определенное вознаграждение (арендную плат
-
многовариантное обоснование (расчет) возрастных изменений характеристик лесного фонда на основе анализа хода роста насаждений, ретроспективы, их состояния и других методов с целью определения п
-
виды земель (лесных угодий), находящихся в пределах лесного фонда и различающихся по состоянию, характеру хозяйственного назначения или использования. Учитываются при разделении территории лесн
-
леса, расположенные на землях обороны, а также на землях городских поселений (городские леса).
-
ведение государственного лесного кадастра, осуществляется за счет государства по единым системам для организации рационального пользования лесами, их воспроизводства, охраны и защиты леса, план
-
использование земель лесного фонда физическими и юридическими лицами с целью лесопользования, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством.
-
Договор концессии участка лесного фонда — в РФ — договор, по которому одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования н
-
условия, на которых участки лесного фонда предоставляются в пользование физическим и юридическим лицам в виде аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
Общие сведения о ЗЛФ
В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.
Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:
- лесной растительности;
- ведения лесного хозяйства;
- обслуживания, охраны и защиты лесов;
- иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.
Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.
В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.
В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.
Какие земли относятся к лесному фонду
Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:
- берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
- участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
- природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
- находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
- площади для восстановления лесов;
- территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.
Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.
Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:
- освоенные;
- резервные.
Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется ЛК РФ, принятым Государственной Думой 22 января 1997 г
Он осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение
Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда.
Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ).
Рассмотрим состав объектов лесных отношений.
Лесной фонд. Все леса, за исключением лесов, распо- ложенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда образуют лесной фонд: Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (п. 1, 2 ст. 101 ЗК РФ).
Земли лесного фонда. В этот фонд входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). Под нелесными землями понимаются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Участки лесного фонда. Это — участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохо- зяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Леса, не входящие в лесной фонд. Это леса, расположенные на землях обороны и городские леса.
Древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, признается древесно-кустарниковая растительность, находящаяся на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
Виды разрешенного использования
Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.
Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:
- рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
- обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
- соблюдать правила, нормы лесопользования;
- поддерживать биологическое многообразие видов;
- сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.
Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:
- заготовка древесины;
- елей к Новому году;
- древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
- сенокос;
- создание пасек;
- выпас скота;
- устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.
Понятие и общая характеристика
К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.
Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.
Основные источники законодательства, которые определяют правовой режим земель, это статья 101 ЗК РФ, «Лесной кодекс РФ» (ЛК РФ), принятый 04.12.06 под № 200-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».
Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.
Важно! Допускается передача в аренду сроком от 10 до 49 лет, при условии использования по целевому назначению. Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:
Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:
- лесных дорог;
- лесных складов;
- объектов для переработки заготовленной древесины.
Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.
Это интересно: Пожарный рукав: определение, виды и устройство