Минфин разъяснил, как применять штрафы по 1042 постановлению
Содержание:
- Цену можно увеличить до 30%
- Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
- Разъяснения некоторых моментов постановления
- Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
- Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
- Нововведения
- Размер штрафов по 44-ФЗ
- Новые штрафы для заказчиков и поставщиков
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
- Минфин признал в госзакупках вирусный форс-мажор
- Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика
- Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
- Как рассчитать поставщику?
- Ответственность в закупках по новому КоАП
Цену можно увеличить до 30%
Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он. При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой. Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).
Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников. Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина
По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой. Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.
Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.
Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru
Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета
Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:
- 10% при цене контракта до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 млн р.
С сентября 2020 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:
- 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
- 5% — от 3 до 50 млн р.;
- 1% — от 50 до 100 млн р.;
- 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
- 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
- 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
- 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
- 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
- 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.
В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2020 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:
- 3% при цене контракта до 3 млн р.;
- 2% — от 3 до 10 млн р.;
- 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).
Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.
Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.
- 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
- 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
- 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.
Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.
Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.
Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.
Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).
Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.
Разъяснения некоторых моментов постановления
В пункте №6 рассматриваемого правительственного постановления в полной мере описывается перечень тех обязательств, предусмотренных соглашением, за исполнение которых не предусматривается поощрение финансового характера или любая форма ответственности, выраженная в денежном эквиваленте.
В качестве наглядных примеров обязательств, которые не могут иметь выражение в виде определенной стоимости, можно привести следующие:
- отсутствие одного из основных членов комиссии, занимающейся приемкой работ или услуг;
- возвращение заказчиком суммы контрактного обеспечения с учетом нарушения установленных сроков, прописанных в соответствующем соглашении;
- отказ непосредственного заказчика от предоставления пакета документации, которая важна для поставщика в рамках доставки товаров.
В пункте №1 настоящего Постановления определяется факт того, что представленный нормативный акт был составлен для определения фактического порядка расчета следующих параметров:
- штраф, определенный в формате закрепленной суммы денежных средств, который начисляется за неправильное исполнение обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки – актуально для заказчиков;
- то же самое, но для поставщиков товаров или услуг;
- пени, которые начисляются за каждый день пропуска выполнения контрактных обязательств.
Другими словами, в соответствии с объективным набором требований, представленным в рассматриваемом Федеральном Законе, заказчику не могут начисляться дополнительные сборы за пропуск сроков, отведенных на исполнение заявленных обязательств. Это актуально для каждого конкретного случая.
Именно поэтому требования о взыскания пени с заказчика не могут быть прописаны в двусторонних соглашениях. Для такой категории лиц предусматривается только финансовая санкция, начисляемая за неполноценное или некорректное исполнение обязательств, полный перечень которых приведен в контракте.
Что касается пени, которые накладываются на одну из сторон соглашения за просрочку, то такая сумма начисляется в порядке, регламентированном статьей №34 Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года. Представленный нормативный акт рассматривает вопросы контрактной системы в области закупок работ, услуг или стандартных товаров для обеспечения нужд на государственном или муниципальном уровне.
Соответствующий сбор стандартный – он составляет одну трехсотую действующей на конкретный момент времени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от общей суммы по контракту.
Важно помнить о том, что приведенное условие должно в обязательном порядке отражаться в договоре. Оно прописывается в специальном разделе, где фиксируется ответственность заказчика за просрочку принятых по контракту обязанностей.
Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений
В стремлении выиграть торги участник может указать в заявке ложные сведения о себе. Например, потенциальный поставщик прописал, что он соответствует всем требованиям заказчика, имеет все соответствующие лицензии и допуски, хотя на самом деле таковыми не обладает. Или предъявленные бумаги – лицензия, банковская гарантия – поддельные. Даже если такой участник стал победителем тендера, как только выявится недостоверная информация, отношения с ним расторгаются, в том числе при наличии заключенного контракта.
В последнем случае за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ участник попадает прямиком в реестр недобросовестных поставщиков (РПН). Это означает, что сведения о самой компании, ее руководителях и учредителях на 2 года заносятся в реестр, после чего в течение 2 лет все эти субъекты лишаются допуска к госзакупкам.
Приведем пример. ООО «Сигма» при подаче заявки на открытый конкурс указало ложную информацию о компании. В результате за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ ответственность была возложена на директора и учредителя. Данные лица и сама фирма были занесены в РНП, но они тут же зарегистрировали новую . Но такой ход все равно не открывает им доступ к торгам, поскольку фамилии директора и учредителя будут числиться в реестре в течение 2 лет.
Обратите внимание!
Раньше реестры недобросовестных поставщиков автономно велись на двух площадках – ФАС и gov.ru. В настоящее время существует объединенная база, размещенная в ЕИС.
Законодатели планируют ужесточить ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ. Пока можно говорить о подготовленном Минюстом РФ проекте поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Документ предусматривает для должностных лиц штрафы в размере 100–150 тысяч рублей за ложные сведения по поводу имевших место фактов предложения взятки по ст. 19.28 за двухлетний период до подачи заявки.
Также не следует забывать об уже принятой норме, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, хотя ее внедрение планировалось на 1 января 2020 года. Речь идет об обязанности операторов электронных площадок сообщать организаторам закупки информацию о случаях привлечения к ответственности участников по фактам передачи и предложения взяток от имени юридического лица.
Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:
- Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
- Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.
Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.
Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.
В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.
Сумма контракта, руб. | ниже 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100-500 млн | 500 млн до — 1 млрд | 1-2 млрд | 2-5 млрд | 5-10 млрд | 10 млрд и выше |
Штраф, % | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
Штрафы для СМП и СОНКО
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Расчет пени по 44-ФЗ
Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:
Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки
Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.
Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).
Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:
Сумма контракта, руб. | Менее 3 млн руб. | 3-50 млн руб. | 50-100 млн руб. | 100 млн руб. и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 00 | 100 000 |
Нововведения
С конца 2020 года заказчики и поставщики, которые выступают в качестве сторон по государственным договорам, должны в обязательном порядке осуществлять расчет штрафов, если один из участников сделки нарушает условия контракта.
Среди наиболее важных изменений следует выделить:
- Изменение размеров штрафных санкций, которые накладываются на непосредственных поставщиков в случае нарушения контрактных требований, при условии, если сумма договора составляет 500 000 000 рублей.
- Изменение величины санкций для поставщиков, которые выступают в качестве представителей малого или среднего бизнеса.
- Установление размеров штрафов, которые применяются для победителей закупочных акций, которые смогли предложить наиболее высокую стоимость соглашения – объем санкции устанавливается в формате фиксированной суммы.
- Определение объемов штрафов для поставщиков – только в тех случаях, если контракты не имеют стоимостного выражения.
- Установление штрафов за отказ поставщиков от исполнения установленного перечня обязательств – в 2020 году размеры фиксированные, определение происходит в прямой зависимости от суммы договора.
- Изменение принципа расчета дополнительных выплат, включая пени, которые должны выплачиваться поставщиками.
Вышеуказанные изменения в будущем должны значительно упростить систему расчета санкций штрафного характера. Специалисты считают, что такие меры помогут в сокращении количества спорных ситуаций, которые, в свою очередь, возникают по причине некорректного начисления неустойки.
Размер штрафов по 44-ФЗ
Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:
Цена контракта (этапа); | Размер штрафа % цены контракта (этапа) |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 10% |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5% |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 1% |
от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей | 0,5% |
от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей | 0,4% |
от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей | 0,3% |
2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей | 0,25% |
5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей | 0,2% |
превышает 10 млрд. рублей | 0,1% |
Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:
Цена контракта (этапа) | Размер штрафа % цены контракта (этапа) |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 3% |
от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) | 2% |
от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) | 1% |
Пример: | |
цена контракта составляет 2 млн. руб. | штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03) |
7 млн. руб. | 140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02) |
12 млн. руб. | 120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01) |
Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.
Размер штрафа, если закупка «на повышение»
НМЦК | Размер штрафа |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 10% НМЦК |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5% НМЦК |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 1% НМЦК |
Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.
Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения
Чем выше цена контракта, темы выше штраф:
Цена контракта | Размер штрафа |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 рублей |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5 000 рублей |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 10 000 рублей |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 рублей |
Размер штрафов для заказчиков
Цена контракта | Размер штрафа, руб. |
---|---|
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5 000 |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 10 000 |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 |
Новые штрафы для заказчиков и поставщиков
Возбуждать и рассматривать дела об этом правонарушении будет Минпромторг.
ВАЖНО!
Должностное лицо освободят от ответственности, если есть положительная оценка Минпромторга и обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Изменения заработают с 01.01.2022.
Планируют, что новации поспособствуют неукоснительному соблюдению заказчиками обязанности выполнять квоты, достижению целей защиты внутреннего рынка России, развитию национальной экономики и поддержке российских товаропроизводителей.
В законопроекте закреплено, что если поставщик предоставит недостоверные документы в составе заявки, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, при заключении или исполнении контракта, то оштрафуют должностных лиц и ИП на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
ВАЖНО!
Наказание не применят, если такие действия не образуют состава уголовного преступления.
Авторы поправок в пояснительной записке указывают, что цель изменений — минимизировать участие поставщиков с недостоверными документами в закупках, увеличить эффективность при расходовании средств бюджетов и способствовать созданию равных условий для конкуренции.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042
<**> За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).
<***> За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).
<****> Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9003, могут быть отнесены к настоящему перечню исходя из принципов определения их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 (к коду ОКП 94 4265 относятся исключительно оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения) и по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 ОК 034-2014).
<*****> Товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
<******> Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
(Сноска введена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054)
Примечания: 1. Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404)
2. Для целей применения разделов II — IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
3. Для целей применения раздела V настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии предоставления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).
Документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.
Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и доводятся до сведения таможенных органов.
Ввоз товаров, указанных в разделе V настоящего перечня, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии регистрации декларации на товары для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно.
(п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419)
Минфин признал в госзакупках вирусный форс-мажор
— 3 апреля вышло совместное письмо Минфина РФ, МЧС и ФАС РФ о том, что распространение коронавирусной инфекции нового типа носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Теперь взимание штрафов невозможно, — объявил Готовцев. По его словам, с введением этой нормы поставщики освобождаются от уплаты неустойки, штрафов и пеней по текущим контрактам, если докажут, что задержка произошла вследствие «вирусного форс-мажора».
COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Фото council.gov.ru
Кроме того, сегодня же могут быть приняты поправки в постановление правительства РФ №783, которые предусматривают списание пеней и штрафов в рамках всех госконтрактов, выполняемых по 44-ФЗ. «Проект находится на подписании у министра финансов РФ. Скорее всего, сегодня примут», — сообщил он. В этом случае от гигантских штрафов могут быть освобождены все исполнители контрактов.
На момент публикации сообщений о принятии поправок не поступило.
Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика
Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке.
Также проверьте, чтобы в контракте были:
- этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
- сроки исполнения обязательств обеих сторон,
- условие о порядке и сроках приемки товара,
- параметры, по которым заказчик будет принимать товар.
Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.
Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.
Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).
Советы заказчикам:
- Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
- Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
- Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
- «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.
Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ
На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:
Цена контракта (Цк) | 1 200 000 руб. |
---|---|
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) | 800 000 руб. |
Ключевая ставка на дату уплаты пени* | 9% (условно) |
Срок исполнения обязательства по контракту | 270 дней |
Количество дней просрочки | 50 дней |
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней |
Формула | Расчет | Результат |
---|---|---|
К = 1/300 × ключевой ставки | 1/300 × 9% | 0,0003 |
П= (Цк-Ци) × К × Д | (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 | 6 000,00 руб. |
Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».
Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.
Разбор практической ситуации
Вопрос:
Ответ эксперта Школы электронных торгов:
Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.
Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.
В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.
Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).
- Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.
Как рассчитать поставщику?
В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).
Цена контракта (руб.) | Фиксированный штраф (руб.) |
Менее 3 млн. | 1000 |
3-50 млн. | 5000 |
50-100 млн. | 10000 |
Более 100 млн. | 100000 |
Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.
В этом случае используется та же формула, что и для расчета неустойки для исполнителя:
1/300 Ст * Ц * Д
Например: Стоимость контракта – 300 тыс. руб. Исполнитель относится к СМП, а значит, заказчик должен оплатить работу в 15-дневный срок после итоговой приемки. А заказчик произвел оплату только через 30 дней (по общим основаниям), т.е. опоздал на 15 дней. Рассчитываем по формуле:
(1/300 * 6,25%) * 300 000 * 15 = 937,50 руб.
Ответственность в закупках по новому КоАП
ВАЖНО!
За малозначительные проступки предусмотрены предупреждения.
Собрали в таблицу нарушения по новому КоАП с 2021 года.
Статья в новом КоАП | Ответственность |
---|---|
28.1 |
Штрафы за несоблюдение требований контрактного законодательства при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика. |
28.2 | Штрафы за несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок. |
28.3 | Штрафы за несоблюдение порядка проведения госзакупок. |
28.4 | Штрафы за несоблюдение порядка или сроков возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки. |
28.5 | Штрафы за несоблюдение порядка проведения электронной процедуры. |
28.6 | Штрафы за несоблюдение порядка заключения, изменения госконтракта. |
28.7 | Штрафы за несоблюдение срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг в госзакупках. |
28.8 | Штрафы за несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юридических лиц. |
28.10 | Штрафы за отказ или уклонение поставщика от заключения госконтракта по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для исполнения ГОЗ. |
28.11 | Штрафы за несоблюдение обязательных требований в отношении оборонной продукции, работ или услуг. |
28.12 | Штрафы за ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, которые обеспечивают поставку продукции по ГОЗ. |
28.13 | Штрафы за нецелевое использование бюджетных средств, которые предназначены для выполнения ГОЗ. |
28.14 | Штрафы за несоблюдение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. |
28.15 |
Штрафы за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые влекут необоснованное завышение цены в рамках ГОЗ и неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта по гособоронзаказу. |
28.16 | Штрафы за несоблюдение условий госконтракта по ГОЗ. |
28.17 | Штрафы за несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения контрактов по ГОЗ. |
28.18 | Штрафы за совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается по законодательству в сфере государственного оборонного заказа. |
28.19 | Штрафы за неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере гособоронзаказа при банковском сопровождении. |
28.20 | Штрафы за несоблюдение порядка публикации информации в ЕИС сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере ГОЗ и гражданской сфере. |