​пенсионная система российской федерации

Пенсионное обеспечение

Обеспечений пенсионной направленности по обязательному пенсионному страхованию выступает в качестве специальной части пенсионной системы, которая в свое время занимается обеспечением гражданам трудовых пенсий за счет начисления страховых взносов. Отношения, которые имеют тесную связь с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, которые появились в процессе осуществления регулирования над начислением и, конечно, уплатой страховых взносов, контролируются Законом о взносах страхового порядка, и Законом об обязательном страховании пенсионной направленности. Согласно 22 статье закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 год были установлены специальные тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, которые в свое время осуществляют выплаты физическим лицам): всего в районе 26,0% от всей большой базы для процесса начисления определенных взносов страхового характера; на финансирование страховой части пенсии трудовой направленности: а) для тех граждан, которые родились в 1966 году и старше – 26,0%; б) для граждан, которые родились в 1967 году и моложе – 20,0%; на осуществление специального финансирования накопительной части пенсии трудового характера для лиц родившихся в 1967 году и моложе – 6,0%. На момент времени 2012-2013 года отмеченные величины составляют 22%, 16 и 6% соответственно. А что касается выплат сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10%. Помимо этого, введено специальное разделение тарифа на солидарную, а также индивидуальную часть. Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной никаким образом не оказывает влияния на показатели, которые используются для определения размера трудовой пенсии застрахованного лица. Часть индивидуальной направленности в свое время составляет 16%, 10% (формируют расчетный капитал пенсионного характера) и 6% (осуществляют формирование пенсионных накоплений) соответственно в конкретных пределах максимальной величины базы для начисления взносов страховой направленности.

Замечание 2

Лица, которые являются самозанятыми (чаще всего в роли таких граждан выступают предприниматели занимающиеся индивидуальной деятельностью) уплачивают необходимые взносы основываясь на конкретной стоимости страхового года.

Определенное влияние некоторых периодов нестрахового характера (например, тот период времени, когда осуществляется забота родителями за ребенком до достижения им определенного возраста полутора лет и др.) на конкретный объем пенсионных прав граждан обеспечивается при помощи специальных средств федерального бюджета.

В качестве одного из самых важных средств обеспечения функционирования обязательного страхования пенсионной направленности, в том числе какой-либо взаимосвязи уровня обеспечения с вкладом трудового характера застрахованного лица, является конкретный индивидуальный (еще называющийся персонифицированный) учет.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

КОПИМ НА ПЕНСИЮ САМИ

Накопительная пенсия — это часть пенсии, которой гражданин может управлять с помощью профессиональных участников фондового рынка, то есть вложить в ценные бумаги с целью заработать на старость дополнительно к тому, что гарантирует государство.

AD_UNIT_10

Преумножение будущей пенсии можно доверить частным (НПФ и УК), а можно государственным (Внешэкономбанк) профучастникам.

Если средства накопительной части пенсии будут инвестированы успешно, вместе с вложенными деньгами будущий пенсионер при достижении пенсионного возраста получит и заработанный на них инвестиционный доход. Или, увы, столкнется с отсутствием оного — при неудачном инвестировании или в результате плохой конъюнктуры рынка. Ввести клиента в потери НПФ не могут: по итогам года они должны показать минимум 0 доходности (то есть сохранить тело накоплений), но никак не отрицательное ее значение для клиента (не потерять их). Если же инвестиции были настолько неудачными, что привели к убыткам, их НПФ должен клиенту компенсировать.

Право на накопительную часть пенсии получили не все, а только граждане 1967 года рождения и моложе. А сама накопительная пенсия начала формироваться у граждан с 2002 года.

На пенсию в целом работодатель из своих собственных средств отчислял 22% от размера зарплаты работников. 16% шло в страховую часть пенсии, 6% — в накопительную. Те, кто ничего не делал с накопительной частью, назывались «молчунами» из-за своей пассивной позиции. За них накопительные 6% инвестировал государственный Внешэкономбанк. Активные будущие пенсионеры выбирали для управления своими пенсионными накоплениями частников — в расчете на более активное их преумножение.

Плюсы ВЭБа как управляющего в том, что это государственная компания, вероятность банкротства которой стремится к нулю. К тому же инвестиционная декларация госкомпании — список активов, куда она может вкладывать накопления граждан — строже, чем у негосударственных пенсионных фондов. ВЭБ, согласно документу, не может вкладывать накопления в акции — у НПФ же такое право есть. Доходность инвестирования пенсионных накоплений ВЭБом в ретроспективе можно посмотреть тут.

Специфика НПФ — основной альтернативы ВЭБ — в том, что они работают с пенсией, применяя более широкий арсенал инструментов для ее преумножения: акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации. Также надо учитывать, что НПФ — это частная компания, она живет по правилам рынка, а следовательно, возможна ее продажа другому игроку, слияние с ним, уход на оздоровление под крыло государства. И самый негативный вариант — банкротство. Но большая свобода для НПФ дает им шанс заработать выше рынка.

Система пенсионного характера

Определение 1

Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:

  • обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
  • пенсионное обеспечение государственной направленности;
  • дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.
  • определенная подсистема финансирования;
  • управленческая подсистема;
  • подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
  • подсистема обеспечения различных видов;
  • подсистема правового характера.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Повышенная индексация пенсий

С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.

С 1 января 2020 года индексация страховых пенсий составляет 6,6%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2019 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента – до 93 рублей. В результате индексации страховая пенсия по старости увеличивается в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 16,5 тыс. рублей.

Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2020 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,066 (6,6%).

Пример Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 10137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 669 рублей и составит 10806 рубль. Другой пример Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 16437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1085 рублей и составит 17522 рубля.

Что означает повышение пенсионного возраста правительством

Страна много лет жила за счет нефтегазовой ренты, постепенно проедая свое будущее и накапливая проблемы. Как и любая петрократия, путинская Россия вместо решения проблем занималась практиками, которые скорее напоминают карго-культ или шаманизм. Причем, планирование государственной экономической политики, базирующейся на надежде на рост цен на углеводороды, сопровождается одновременно уверенностью в том, что государство способно вручную управлять сложнейшими процессами, принципы функционирования которых непонятны. Накопительные взносы россиян изымали на Крым, а теперь — после выборов — уже даже этого становится недостаточно.

Грядущее повышение пенсионного возраста это — инстинкт самосохранения (впервые за долгое время), включившийся у власти, исходя не из мнимых угроз, а из реальной проблематики. Однако возможность действительно решить проблему таким способом вызывает огромные сомнения.

Во-первых, увеличение пенсионного возраста — это просто способ затыкания дыр в бюджете ПФР. Оно не решит проблему снятия с бизнеса чрезмерных налогов на ФОТ. Тем более, что обсуждается уже, по сути, одновременно повышение и пенсионного возраста, и размера налогов на фонд оплаты труда. И даже повышение НДС.

Во-вторых, повышение пенсионного возраста не решает проблему экономического базиса для существования пенсионной системы. То есть, превращение пенсионной системы, пусть и в отдаленном, но известном, будущем, в эффективный инвестиционный механизм.

В-третьих, повышение пенсионного возраста не увязывается с постепенным переходом на накопительную пенсию, предполагающим уход в перспективе от экономического неэффективного принципа солидарности поколений к модели, при которой гражданин может обеспечить себе пенсию без помощи государства и иметь возможность использовать ее как капитал.

В-четвертых, повышение пенсионного возраста не связано с повышением размера пенсии, которое остро необходимо не только потому, что за последние годы отсутствия экономической политики и неадекватного поведения России на внешнеполитической арене наши пенсионеры превратились в нищих людей. Но и потому, что только достойный размер пенсии будет способствовать модели потребления, которая обеспечит и текущее функционирование продуктового ритейла с фармацевтикой, и развитие экономики.

В-пятых, российские бюджетные учреждения и госсектор — это не только исторически сложившиеся способы внеэкономического снижения показателей безработицы, но и мощнейшие лоббисты своих интересов перед бюджетом. Опыт российских реформ показывает, что освобождение федерального бюджета от необходимости в таких масштабах субсидировать Пенсионный фонд приведет не к сокращению бюрократии, снижению налогов и трат, а к росту государственных расходов на «великие» стройки, «инновации», очередные «национальные проекты» и иные способы распила средств.

В-шестых, никто в здравом уме не сомневается, что повышение пенсионного возраста — лишь один из инструментов выкачивания денег из населения и региональных бюджетов в условиях выпадающих доходов. Есть и другие. Такие, например, как концессии, с помощью которых регионы и города отдаются на откуп монополиям.

В-седьмых, не надо забывать, что российское государство — довольно слабое, и в случае серьезных волнений не всегда способно жестко разгонять акции протеста. Причем, одно дело — разгонять и не согласовывать антикоррупционные митинги, а другое дело — протест, происходящий по модели протеста против монетизации льгот. Также не стоит забывать, что значительная часть пенсионеров просто не в курсе, что митинги надо заявлять заранее, а дороги перекрывать нельзя.

Таким образом, на мой взгляд, решение федеральных властей о повышении пенсионного возраста можно считать адекватной реакцией на сложившуюся ситуацию. И, тем не менее, — это просто способ затыкания дыр.

Справедливости ради следует отметить, что и российская оппозиция предлагает (из-за страха и желания поймать протестную волну) меры вовсе не являющиеся решением проблемы. Так, уже универсальным стало предложение по ликвидации дефицита Пенсионного фонда путем перенаправления дивидендов государственных корпораций и налога на добычу полезных ископаемых. По сути, это хоть и логичный и безопасный для общества подход, но не более чем такой же временный способ выгадать немного времени, не решая проблему в корне.

История

Впервые пенсии начали выплачиваться во Франции офицерам–морякам в 1673 году, а в 1790 году там же начали платить пенсию госслужащим. Пенсионное обеспечение населения во Франции появилось в 1910 году, в Германии в 1890 году, а в Англии — в 1908 году. В дореволюционной России пенсионное обеспечение существовало только для некоторых слоев чиновников и военных.

В СССР положение о пенсиях был принято в 1930 году, а в 1932 году был установлен существующий по настоящее время возраст пенсионеров.

Окончательно система была утверждена в 1956 году соответствующим законом о пенсионном обеспечении.

Таблица выхода на пенсию по годам рождения в России по новому закону

Госдума в июле 2018 года рассмотрела и приняла в первом чтении анонсированный премьер-министром законопроект о повышении пенсионного возраста. Согласно планам Правительства, пенсионный возраст предлагалось повысить до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (соответственно на 5 и на 8 лет), сообщает RF.BIZ.

Позднее президент РФ Владимир Путин уже дал поручение смягчить увеличение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. С учетом этого срок выхода на пенсию в результате пенсионной реформы для женщин увеличится с 55 до 60 лет. Для мужчин первоначально запланированное повышение на 5 лет останется без изменений (то есть с 60 до 65 лет).

График выхода на пенсию по новой пенсионной реформе с 1 января 2019 года

Первоначальный законопроект заложил постепенное повышение возраста выхода на пенсию в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. С учетом инициатив президента общий период реформирования охватит 10 лет для всех россиян, независимо от пола. Ниже представлена таблица выхода на пенсию по годам с 1 января 2019 года.

Мужчины
Период рождения Первая половина 1959 Вторая половина 1959 Первая половина 1960 Вторая половина 1960 1961 1962 1963
Срок назначения выплат Второе полугодие 2019 Первое полугодие 2020 Второе полугодие 2021 Первое полугодие 2022 2024 2025 2026
Возраст 60,5 60,5 61,5 61,5 63 64 65
Женщины
Период рождения Первая половина 1964 Вторая половина 1964 Первая половина 1965 Вторая половина 1965 1966 1967 1968
Срок назначения выплат Второе полугодие 2019 Первое полугодие 2020. Второе полугодие 2021 Первое полугодие 2022 2024 г. 2025 г. 2026 г.
Возраст 55,5 55,5 56,5 56,5

Выступление Путина исправило сроки получения пенсионных выплат в начале реформы:

  1. Мужчины, 1959 г.р., и женщины, 1964 г.р. выйдут на пенсию на полгода раньше, а не через год (как планировалось ранее) в сравнении со старым законом.
  2. Для следующего года рождения — мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р., повышение пенсионного возраста составит полтора года вместо ранее запланированных двух.

Последующие возрастные группы идут на пенсию по плану Правительства РФ. Исключение — женщины 1969 г. р. и моложе. Глава России остановил рост трудового стажа для этой категории. Получать страховую пенсию по старости они смогут с 60 лет.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Такое обеспечение имеет исключительно добровольную основу, становится актуальным в том случае, если получатель подписал соглашение с подобранным НПФ. Положения соглашения регламентируются Федеральным Законом за номером 75. Договор предполагает присутствие следующих сторон:

  • Негосударственный пенсионный фонд;
  • Вкладчик, лицо с юридическим или физическим статусом, осуществляющее уплату взносов;
  • Участник, лицо, который в данное время или в будущем получает негосударственную пенсию.

Вкладчик и участник вполне могут быть одним и тем же человеком (юридическим лицом). Подобные выплаты могут выплачивать с первого дня после подачи заявления, если уже возникло соответствующее право.

Современная модель пенсионных выплат в России

В основе современной пенсионной модели РФ, как и во многих развитых странах, лежит пенсионное страхование, то есть страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Согласно данным официального сайта Пенсионного Фонда РФ (ПФР): «сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.»

Существует три вида пенсионного обеспечения:

  • государственное (обязательное) пенсионное страхование (ГПО или ОПС);
  • негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО или ДПО);
  • государственные пенсии (выплаты военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам).

Методы оценки эффективности пенсионной системы

Оценка эффективности
пенсионной системы осуществляется по следующим направлениям:

— показатели параметров
пенсионного обеспечения (пенсионный возраст, распространенность досрочного
выхода на пенсию, система тарифов страховых взносов, эффективная ставка
страховых взносов, правила индексации и формирования пенсионных прав,
требования к минимальному страховому стажу);

— показатели оценки
уровня жизни пенсионеров (коэффициент замещения, динамика среднего размера
пенсии);

— демографические
показатели оценки пенсионной системы (соотношение иждивенцев и занятых,
продолжительность жизни, вероятность дожития до пенсии);

— экономические
показатели воздействия пенсионной системы на экономику на основе сценарного
подхода (расходы на пенсионные выплаты в ВВП, пенсионные накопления);

— финансовая сбалансированность пенсионной системы (дефицит бюджета, межбюджетные трансферты, показатели устойчивости бюджета).

Какая бывает пенсия?

Пенсия в России состоит и двух частей: страховой и накопительной.

Страховая пенсия — это часть пенсии, которую обеспечивает государство в лице Пенсионного фонда. Для того чтобы ПФР мог ее платить, предприятия-работодатели отчисляют в фонд определенный процент от зарплаты работника (из своих собственных средств, а не из денег работников).

Эта пенсия индексируется государством на величину инфляции. А если денег на ее выплату не хватает, дефицит ПФР покрывается из бюджета.

Страховая пенсия назначается при достижении пенсионного возраста — ранее он для мужчин составлял 60 лет, а для женщин — 55 лет. Но в 2018 году президент России подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60 лет. С графиком повышения возраста можно ознакомиться здесь:

Смысл повышения пенсионного возраста — снизить дефицит средств в ПФР на выплату пенсий, а также повысить уровень государственной пенсии.

Для получения страховой пенсии также необходим стаж работы не менее 15 лет по новым правилам. Повлиять на размер страховой пенсии будущий пенсионер может крайне незначительно — это пассивный доход на старость: получать доход на пенсии можно стабильно, но мало. В номинальном выражении средняя пенсия в августе 2018 года составила 13,363 тыс. руб., увеличившись на 3,4% по сравнению с августом 2017 года.

Особенность страховой пенсии в том, что она формируется в баллах, и каждый год государство решает, сколько будет стоить балл. Стоимость может меняться в зависимости от числа работающих граждан и пенсионеров в стране. Поскольку формулу расчета баллов трудно понять даже матерым экономистам, для подсчета пенсии Пенсионный фонд РФ создал онлайн-калькулятор.

Накопительная пенсия придумана с целью дать возможность будущему пенсионеру увеличить размер пенсионных накоплений. Дело в том, что отчисления, которые работодатель делает на страховую часть пенсии (16% от зарплаты работника) идут на нужды нынешних пенсионеров. А отчисления на накопительную часть (6% от зарплаты) по идее должны накапливаться на пенсионном счете гражданина и использоваться только по достижении им пенсионного возраста.

В зависимости от выбора каждого человека эти отчисления поступают либо в негосударственные пенсионные фонды, либо в государственный Внешэкономбанк, которые управляют пенсионными вложениями граждан, инвестируя их в акции, депозиты, государственные и корпоративные облигации и т.д.

Нюанс в том, что с 2014 году отчисления в накопительную часть были заморожены. Поэтому пока что все взносы идут на страховую часть пенсии, то есть тратятся на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Счета накопительной пенсии пополняются лишь за счет инвестиционного дохода от ранее перечисленных пенсионных накоплений. Кроме того, при желании можно оформить индивидуальный пенсионный план в НПФ и самостоятельно перечислять часть дохода на формирование негосударственной пенсии .

Когда государство разморозит накопительную часть пенсии – пока не очень ясно. Поэтому чтобы увеличить свои доходы на пенсии в будущем, есть смысл по возможности взять формирование пенсионных накоплений в собственные руки.

2010-2012

В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.

В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.

Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

Как оформить документы для получения пенсии

Подавать документы на оформление пенсии гражданин может в любое время после того, как у него возникнет на это право. Начать собирать их лучше заранее. Следует обратиться в:

  • отделение ПФР по месту регистрации или фактического пребывания,
  • МФЦ,
  • почтовое отделение.

Заявление подается лично, через представителя или работодателя. Оно может быть написано собственноручно или в форме электронного документа на сайте и не раньше, чем за 1 месяц до срока выхода на пенсию.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Документы для оформления пенсии:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или любой документ, который подтвердит вашу личность.
  3. Документ, который подтвердит ваш трудовой стаж (например, трудовая книжка, договоры, военный билет и прочее). Проследите, чтобы он был правильно оформлен. Должен содержать необходимые реквизиты: номер и дату выдачи, Ф. И. О., дату рождения, место и годы работы, должность, подпись и печать.
  4. Справка о среднемесячной зарплате до 2002 года. Возможны 2 варианта: берете любые 60 месяцев до 2002 года, или к расчету принимается доход за 2000 – 2001 годы, сведения о котором есть в ПФР. Получить справку можно у работодателя, его правопреемника, из архива или из других организаций, которые располагают необходимыми сведениями.
  5. Документы о смене Ф. И. О., рождении детей, наличии иждивенцев и другие, которые доказывали бы те или иные обстоятельства, влияющие на размер пенсии.

Документы для оформления пенсионных выплат собирает будущий пенсионер. Большая часть сведений уже хранится в ПФР, часть надо взять у работодателя. Сложности могут возникнуть только при частых сменах работы, переездах и прочих непредвиденных жизненных ситуациях. Здесь могут понадобиться запросы в архивы, поиски правопреемников несуществующих уже предприятий и прочие довольно затратные по времени действия. Что делать в том или ином случае, подскажут в территориальном отделении ПФР.

ПФР обязан рассмотреть заявление и проверить документы в течение 10 дней после поступления.

Почему следует готовиться к оформлению пенсии

На самом деле оформление пенсии не простая задача, поскольку требуется рассчитать пенсионные выплаты с точностью до копеек. Все эти расчеты основываются на документах, которые вы скопили за всю жизнь в своей специальной папке. Эти документы должны отражать всю вашу трудовую жизнь. Этот момент не касается тех, кто практически не работал. Хотя и то время, что человек работал, должно подтверждаться соответствующими документами.

Логика подсказывает, что отсутствие (например, по причине утери и невозможности восстановления) хотя бы одного документа приведет к уменьшению пенсионных выплат. В юном возрасте потеря в перспективе в сумме пенсионных выплат, например 100 рублей, не воспринимается серьезно, поскольку при необходимости можно “перехватить”, например, у родителей. А вот при выходе на пенсию эти же 100 рублей будут оцениваться буквально на вес золота. Задумайтесь об этом и постарайтесь в течение жизни все документы скрупулезно сохранять.

Виды пенсии

Страховая пенсия

Под страховой пенсией подразумевается сумма средств, ежемесячно перечисляемых гражданину. Эти деньги — компенсация за получаемый человеком доход до его выхода на пенсию.

Рассчитывать на получение страхового обеспечения также могут нетрудоспособные члены семьи застрахованного гражданина, но только при условии, что на момент смерти у него были отчисления в фонд.

Страховая пенсия подразделяется на несколько видов:

  1. По старости. Рассчитывать на получение такого пенсионного обеспечения могут женщины, достигшие 55-летнего возраста и мужчины в возрасте 60 лет, при условии наличия у них достаточного страхового стажа и накопления минимального количества пенсионных баллов;
  2. По инвалидности. Обратиться в ПФР за назначением такого вида пенсионного обеспечения может только человек, у которого на руках есть медицинское заключение, подтверждающее наличие 1, 2 или 3 группы инвалидности;
  3. По потере кормильца. Обратиться за назначением пенсии могут нетрудоспособные иждивенцы.

Получение пенсии может производиться не только по достижении определенного законом возраста. В 8 статье ФЗ № оговорен перечень ситуаций, когда человек получает возможность досрочно выйти на пенсию. Все, что для этого нужно — иметь специальный стаж (к примеру, горячий или северный), и достаточную продолжительность работы в определенных условиях.

Внимание! В зависимости от вида назначенного человеку пенсионного обеспечения, к страховой пенсии дополнительно выплачивается дополнительная выплата. Такая доплата имеет твердый размер и ежегодно индексируется государством.

Накопительная пенсия

Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата, состоящая из суммы страховых взносов гражданина и доходов, которые были получены в результате инвестирования этих денежных средств.

Формирование накопительной части пенсии производится только у граждан, которые появились на свет после 1967 года. В 2002-2004 году работодатели перечисляли часть взносов на накопления и для следующих сотрудников:

  1. Мужчины, родившиеся в промежуток с 1953 до 1966 год;
  2. Женщины, появившиеся на свет с 1957 по 1966 года.

Конечно, за три года этой категории граждан не удалось сформировать больших накоплений. Соответственно, этой суммы недостаточно для назначения накопительной пенсии.

Для получения накопленных средств, человек имеет право обратиться в фонд с заявлением на единовременную выплату денег. Обращение возможно в любое удобное для пенсионера времени, после назначения страхового пенсионного обеспечения.

Немного истории

   В современном виде пенсионная система в России начала свою работу только 25 лет назад. 22 декабря 1990 было выпущено постановление Верховного Совета РСФСР за номером 442-1, которое и определило переход от уравнительной модели к созданию внебюджетного фонда пенсионного обеспечения. Учитывая, что в ведущих западных странах пенсионные системы работают и совершенствуются более 100 лет, не корректно сравнивать системы и уровни пенсий в России и у них, что регулярно происходит на страницах социальных сетей, вызывая недовольство народа.

В Интернете можно найти информацию об изменениях, которые претерпела и продолжает претерпевать наша пенсионная система. Понятно, что ошибок сделано немало. Это связано с тем, что в России продолжает совершенствоваться экономическая модель, которая не может быть полностью привнесена с Запада.

Наряду с ошибками в развитии нашей пенсионной системы, есть и объективные трудности. Вот конкретный пример. Когда во всех развитых странах были введены свои пенсионные системы, была выявлена общая проблема, связанная с сокращением работающих после достижения пенсионного возраста людей. Пусть это условно 60 лет (хотя этот возраст принят не во всех странах). Так вот, если еще в 1900 году работающих после 60-ти лет мужчин было 66%, то к 1990-му году этот показатель снизился до 28%.

Эта проблема (уменьшение количества работающих, а значит и уменьшение валового дохода государства) характерна не только для России. Но для нашей страны на эту проблему наложилась так называемая “демографическая яма”. Суть этой проблемы в том, что по статистике в большинстве стран двое работающих “кормят” одного пенсионера (это принцип социальной солидарности поколений), а в нашей стране из-за уменьшения рабочих рук и увеличение количества пенсионеров соотношение 2:1 уменьшается, и в результате создался дефицит пенсионного фонда. Этот дефицит приходится гасить государству.

Это одна из причин трудностей в индексировании пенсий. И не стоит прислушиваться к провокаторам, которые горланят о несостоятельности правительства. Да, ошибки есть, но пенсионная система продолжает развиваться.

Как насчитывается пенсия на сегодняшний день

Для граждан старше 50 лет расчет пенсии для родившихся до 1967 г. выполняется особым образом. Сумма состоит из обязательной фиксированной государственной части и страховой. Величина будет зависть от следующих факторов:

  1. возраста человека;
  2. количества отработанных лет, профессии;
  3. от размера получаемой заработной платы.

Порядок расчета пенсии для родившихся до 1967 г. зависит от таких факторов:

  1. Является ли человек участником программы софинасирования. Софинсирование – это поддержка государства в виде дополнительных начислений к компенсациям по старости, позволяющим гражданину увеличить личные взносы на свою будущую накопительную долю. В софинансировании могут участвовать несколько сторон: сам гражданин, государство (это является делом добровольным и осуществляется на основании заявления), работодатель (это необязательно, но многие предприятия это считают дополнительной мотивацией в рамках предоставляемого им социального пакета)
  2. Совершает ли гражданин регулярные платежи в счет накопительной части будущей компенсации.

Нормативно-правовая база

Расчет пенсии для родившихся до 1967 г. регулируется федеральным законодательством 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. В данном законе рассматриваются аспекты расчета страховой части. Предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая по старости, страховая по инвалидности, страховая по случаю потери кормильца. К нормативно-правовой базе можно отнести и федеральный закон 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», в котором тоже можно ознакомиться с аспектами пенсионных выплат.

Общий порядок расчета пенсионных выплат

Чтобы гражданин мог рассчитывать на получение пособия по страховой части, у будущего пенсионера должны быть соблюдены такие условия:

  1. Мужчины могут рассчитывать на компенсацию в возрасте 60 лет, женщины – в возрасте 55 лет (некоторые категории людей могут обратиться за получением компенсации по старости до наступления данного возраста).
  2. Страховой стаж должен быть не менее 15 лет.
  3. Важны индивидуальные коэффициенты, по которым можно рассчитать пенсию по ИПК. За каждый период трудового стажа человеку начисляется определенный балл (коэффициент). Сумма их должна быть не менее 30.

Если нужно произвести расчет пенсии для родившихся до 1967 г., каждое условие необходимо рассмотреть отдельно. Трудовая компенсация по старости назначается людям, достигшим возраста: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет. Есть определенные категории граждан, которые могут рассчитывать на досрочный выход, на заслуженный отдых. К ним относятся:

  1. граждане, которые трудились в определенных условиях (вредных и т.п.);
  2. имеющие определенные специальности и должности;
  3. имеющие определенный стаж работы, трудовой или страховой.

К таким можно отнести:

  • лиц, работавших в подземных сооружениях или в цехах с повышенными температурами, с особо тяжелыми условиями работы;
  • женщин, трудившихся с высокой интенсивностью или управлявших тяжелой техникой;
  • железнодорожников;
  • геологоразведчиков, поисковиков;
  • рабочих морских и речных судов;
  • горнорабочих;
  • работников авиационной отрасли;
  • спасателей;
  • педагогов;
  • медиков, работающих с населением.

Есть и другие категории людей, которые смогут получить пенсионное обеспечение досрочно:

  • многодетные матери с пятью детьми, или от двух и более, трудившиеся в условиях Крайнего Севера;
  • инвалиды по зрению или получившие травму в результате боевых действий.

К досрочным компенсациям можно отнести льготный тип пенсии, который могут получить следующие группы граждан:

  1. Если их деятельность была связана с тяжелым физическим трудом или работой в неблагоприятных условиях.
  2. Если работа выполнялась в условиях Крайнего Севера или в местности, приравненной к таким же.
  3. Если в условия работы включался определенный срок выполнения, после которого независимо от возраста наступало время выхода на заслуженный отдых.

На страховую долю могут рассчитывать люди, занимающиеся воспитанием детей в одиночку. Если у единственного кормильца имелся определенный срок работы, то страховая доля тоже начисляется. Чтобы оформить любой вид выплат по старости, нужно подтвердить, что кормилец отсутствует или умер, предоставив свидетельство о смерти или решение суда о признании безвестно отсутствующим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector