Кто может быть ликвидатором при ликвидации ооо?
Содержание:
- Порядок и виды реорганизации юридических лиц
- Когда назначается ликвидатор
- Административная ответственность за нарушение срока уведомления налоговой
- Ликвидатор организации действует на основании чего устава или решения
- Ответственность
- Что служит основанием для ликвидации юридического лица?
- Ответственность
- Административная ликвидация юридического лица
Порядок и виды реорганизации юридических лиц
Выделяют следующие виды реорганизации:
- добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
- принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.
Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).
В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:
- заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
- решение о реорганизации юридического лица;
- договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
- передаточный акт или разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.
Когда назначается ликвидатор
Ликвидация предприятия означает прекращение им хозяйственной деятельности и может быть:
- добровольной (решение о ликвидации принимают учредители предприятия);
- принудительной (решение о ликвидации принимается судебными органами).
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО, зависит от вида ликвидации:
- при добровольной ликвидации организации выбор ликвидатора может осуществляться учредителями;
- при ликвидации предприятия по решению суда ликвидатор (арбитражный управляющий) назначается судом.
Ликвидатор является ответственным за проведение процедуры ликвидации данного предприятия.
Арбитражный управляющий должен являться членом саморегулируемой организации.
В качестве ликвидатора учредителями может быть выбран тот орган, которым было принято решение о ликвидации предприятия (ООО). Ликвидатором может быть назначен один из участников ООО или его учредитель. В качестве ликвидатора может быть назначено лицо, которое имеет соответствующую лицензию и обладает определенными полномочиями. В большинстве случаев при ликвидации ООО учредители обращаются к тем компаниям, которые специализируются на предоставлении данных услуг. В ООО ликвидатор назначается приказом.
Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО переходят к нему от директора ликвидируемого предприятия после принятия решения о прекращении деятельности и уведомления всех государственных органов и внебюджетных фондов. К ликвидатору переходят все полномочия. кроме закрепленных в уставе за участниками ООО или учредителем.
Ликвидатор действует в интересах ликвидируемого общества и в его интересах (п. 4 ст. 62 ГК РФ).
Административная ответственность за нарушение срока уведомления налоговой
Законодательство устанавливает короткий период на уведомление налоговиков о создании ЛК. На это действие отводится всего 3 рабочих дня с момента принятия соответствующего решения.
Просрочка передачи в этот период Р15001 в инспекцию обойдется в 5000 рублей по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ (некоторую вероятность отделаться предупреждением в расчет не принимаем).
Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.
Второй раз она представляется при утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Как следствие, второе нарушение будет «стоить» еще 5000 руб.
В отличие от предыдущей формы, сроки для подачи «окончательной» Р16001, необходимой для получения листа записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ и уведомления о снятии с налогового учета, вообще не установлены. Как следствие, нет и штрафа за опоздание с ее представлением.
Но не стоит забывать и о третьей возможности получить штраф. Если ЛК по какой-либо причине не представит в ИФНС форму Р15001, то последует привлечение уже по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, которая предусматривает штраф до 10000 руб.
Помимо общения с налоговиками, ЛК ожидает встреча с сотрудниками государственных архивов в целях передачи на хранение документации ООО. Игнорирование необходимости этого действия с некоторой вероятностью может повлечь штраф в размере от 100 до 300 рублей по диспозиции нормы 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения и комплектования архивных документов. В рамках данной нормы (с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ) ликвидатор в качестве должностного лица не рассматривается, поэтому наказывается как гражданин.
По мнению некоторых юристов, данное нарушение может повлечь привлечение по ст.13.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка и срока хранения документов.
Однако такая позиция представляется необоснованной, что подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил, что в связи с ликвидацией ООО права и обязанности прекращаются, в том числе прекращается и необходимость хранения документов (Постановление № Ф02-7094/2016 от 20.12.2016 г. по делу № А33-16475/2014).
Помимо вышеизложенного, ликвидатор может быть обвинен и в других административных правонарушениях, допущенных в рамках управления фирмой в качестве ЕИО. Ему может грозить и уголовное разбирательство. К примеру, в случае неправомерных действий, совершенных при наличии признаков банкротства в целях его сокрытия (отчуждение имущества, фальсификация документов и др.), ему грозит привлечение по ст.195 УК РФ.
Ликвидатор организации действует на основании чего устава или решения
ООО 14 марта 2012 года подало в арбитражный суд заявление о признании общества банкротом. 15 марта ООО заключает со сторонней организацией договор на перевозку. Со стороны ООО договор подписывает ликвидатор, а не генеральный директор общества. Действителен ли данный договор и каковы полномочия ликвидатора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ликвидатор, осуществляющий полномочия по управлению делами общества в процессе ликвидации этого общества, на основании решения общего собрания участников (единственного участника) общества о его назначении на эту должность, имеет право совершать сделки от имени общества, в том числе заключать договоры при соблюдении общеустановленных требований и ограничений.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.
Согласно п. 3 ст.
Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).
>Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос содержится в предлагаемой читателям статье.
>Ликвидатор ООО, решение о назначении — образец
Согласно ч. 3 ст.
Так, перечисление средств с использованием электронной подписи бывшего директора было признано ничтожной сделкой (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А/2013).
Напомним, что согласно ст. 63 ГК РФ уже не руководитель ООО, а исключительно его ликвидатор вправе от имени ООО:
- представительствовать в качестве истца или ответчика;
- подписывать доверенности;
- совершать иные юридически значимые действия (п. 12 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13.01.2000 № 50).
ВАЖНО! Прежний руководитель обязан по первому требованию передать ликвидатору все имеющиеся у него документы, печати и штампы предприятия. Неисполнение данного требования может быть оспорено в суде
(далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.Согласно п.
Ответственность
Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.
Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.
И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.
Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.
За первое полугодие 2020 года (по данным ФНС), в России, в связи с ликвидацией, прекратили свою деятельность 969,9 тыс. юрлиц.
Прекращение деятельности юридического лица по желанию участников обязательно сопровождается назначением Ликвидатора или ликвидационной комиссии, которые выполняют функции органа управления компании на протяжении процесса ее ликвидации. Назначается Ликвидатор общим собранием, а полномочия и ответственность Ликвидатора при ликвидации общества, устанавливаются законодательством.
При назначении Ликвидатора, обязательно учитывается квалификация претендента в сфере бухгалтерского учета и налогового права. Чаще всего на должность Ликвидатора приглашают главных бухгалтеров, имеющих опыт практической работы в данной отрасли.
При этом оплата за выполнение работы по ликвидации общества предлагается довольно низкая (от 10 до 50 тыс. руб.), что абсолютно не соответствует той ответственности, которую несет Ликвидатор. Но многие бухгалтера соглашаясь быть Ликвидатором, не задумываются о возможных последствиях.
Итак, рассмотрим кто такой Ликвидатор, его права и обязанности:
После принятия решения о прекращении деятельности юридического лица и выбора Ликвидатора, последний получает все полномочия по управлению.
Ликвидатор выполняет все функции исполнительного органа компании. Помимо обычных полномочий, включающих право на ведение судебных дел и представительство интересов компании при выездной проверке налоговыми органами, на Ликвидатора возложены специальные обязанности, связанные с необходимостью соблюдения установленной процедуры:
- Сдать бланк Р15001 в течение 3 дней с момента утверждения;
- Опубликовать сообщение в СМИ о прекращении функционирования Общества;
- Провести все возможные мероприятия, направленные на выявление кредиторов и письменно сообщить им о закрытии фирмы;
- Предпринять меры для погашения дебиторской задолженности;
- Подготовить и сдать промежуточный ликвидационный баланс;
- Письменно сообщить о начале процедуры работникам компании;
- Продать имущество при нехватке денежных средств на погашение долгов;
- Принять меры к возбуждению дела о банкротстве при обнаружении признаков несостоятельности;
- Передать оставшееся имущество участникам;
- Передать в архив документы, подлежащие дальнейшему хранению (например, кадровые);
- Подготовить и сдать итоговый ликвидационный баланс с формой Р16001.
Только после исключения компании из ЕГРЮЛ работа Ликвидатора фактически заканчивается, однако претензии к нему могут быть предъявлены до истечения сроков давности по соответствующим спорам.
Согласно закону, ответственность ликвидатора наступает в следующих случаях:
— когда действия Ликвидатора привели к причинению убытков кредиторам или участникам общества. Основные нормы для этого основания — статьи 53.1 и 64.1 ГК. Они предусматривают, что к гражданской ответственности после требования учредителей или кредиторов компании привлекаются члены ликвидационной комиссии (единоличный ликвидатор) и на них возлагается обязанность возместить нанесенный имущественный ущерб.
— когда Ликвидатор обнаружил признаки несостоятельности юридического лица при составлении промежуточного баланса и не подал заявление об инициировании процедуры банкротства в арбитражный суд. В этом случае наступает субсидиарная ответственность в порядке ст. 399 ГК и ФЗ «О банкротстве». Суть субсидиарных мер заключается в том, что если собственного имущества компании не хватает для погашения долгов перед кредиторами, дополнительно по их требованию могут накладываться взыскания на личное имущество Ликвидатора.
Что служит основанием для ликвидации юридического лица?
Термином «юридическое лицо» обозначается структура, сформированная для осуществления какой-либо деятельности (в том числе – коммерческой). То есть это любое предприятие.
Начало существования юридического лица – это его регистрация, а окончание – зафиксированное решение о ликвидации.
Каждое решение о ликвидации обязательно фиксируется в ЕГРЮЛ.
Основанием для этой достаточно серьезной процедуры служат разные факторы:
- решение учредителей;
- решение суда;
- банкротство.
Решение учредителей принимается на собрании, где выносится вопрос о ликвидации. Совет учредителей – это уполномоченный орган, который может быть различным в зависимости от вида организации.
Суд привлекается, когда юридическим лицом были грубо нарушены какие-либо статьи закона, дела ведутся без лицензии, нарушается Конституция РФ или же деятельность противоречит целям, прописанным в уставе. То есть, замечены любые нарушения неустранимого характера.
Банкротство — наилучший выход в ситуации, когда юридическое лицо не может расплатиться с долгами. Это распространенная и совершенно законная процедура ликвидации, при которой можно избежать выплат по обязательствам и судебных тяжб.
Банкротами не могут быть признаны казенные предприятия, политические партии и религиозные организации. То же касается и фонда, если это предусмотрено в законе о создании и деятельности этого фонда.
Ответственность
Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.
Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.
И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.
Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.
Мне нравитсяНе нравится
Административная ликвидация юридического лица
Не секрет, что процедура упразднения организаций – достаточно сложный и долгий процесс. Именно поэтому в Российской Федерации появляется много брошенных компаний, которые на протяжении долгого времени не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали прибыль. В связи с этим появилась необходимость в создании еще одной разновидности завершения деятельности компании – административная ликвидация ЮЛ. Ее основной целью является очищение Единого государственного реестра юридических лиц от фирм-пустышек.
После принятия Федерального закона № 83 от 2 июля 2005 года данный вид прекращения деятельности компании получил следующие основания:
- Компания будет ликвидирована, если она не предоставляла никакой отчетности о ведении хозяйства на протяжении 1 года.
- Автоматической выписки из ЕГРЮЛ подлежат организации, за которыми числится отсутствие финансовых операций по всем банковским счетам в течение 1 года.
Только при соблюдении этих двух оснований регистрационные инстанции могут принять решение об административной ликвидации юридического лица и, как следствие, исключении его из ЕГРЮЛ. Для административной ликвидации ЮР характерны те же последствия, что и для добровольного или принудительного вида.
Если ЮЛ попадает под выше упомянутые основания, то орган, который инициировал выписку ЮЛ из реестра, публикует принятое решение об административном исключении в «Вестнике государственной регистрации». В статье, помимо оснований для упразднения формирования, должны быть указаны порядок и сроки, в течение которых кредиторы могут заявить свои права.
Обычно для предъявления претензий кредиторам предоставляются три месяца. Если в трехмесячный период не объявился ни один из кредиторов, то компания подлежит автоматической административной ликвидации юридических лиц. Если же кредиторы вовремя сообщают о своих претензиях и предоставляют доказательства о том, что за предприятием числятся долговые обязательства, то компания не подлежит административному упразднению и может быть исключена из реестра только на основании добровольного или принудительного прекращения деятельности.
Тем не менее, процедура административной ликвидации имеет ряд недоработок. Связаны они с тем, что цель данного вида прекращения деятельности – это именно очищение реестра от ненужного балласта. При этом регистрационные органы не всегда оповещают соучредителей компании о предстоящей процедуре исключения из ЕГРЮЛ, поэтому ответственность за привлечение ЮЛ к выплате по долговым обязательствам также лежит на кредиторах. Они должны самостоятельно заниматься мониторингом статуса заемщика в ЕГРЮЛ.
Более того, процедура прекращения деятельности в административном порядке может быть использована недобросовестными участниками предприятия в своих целях. Так, должники в попытках уберечь свое имущество от взыскания выводят все средства со счетов, прекращают вести хозяйство и ждут, когда налоговые органы самостоятельно начнут процедуру административной ликвидации юридических лиц. Это приводит к необоснованному исключению из ЕГРЮЛ и нарушению прав соучредителей компании и кредиторов.