Права родителей в школе
Содержание:
- Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
- Термин юридического лица
- Какие права имеют учащиеся
- Права учащихся в образовательных учреждениях
- Что изменилось в этом году?
- В школе требуют, чтобы мы сдавали деньги на шторы, охрану, новые окна и еще много на что. Я могу не платить?
- Кто является участниками образовательных отношений
- Статья 34 – права студентов, мероприятия социальной помощи
- Изменения статьи 34 закона об образовании
- Какие права имеют учащиеся
- Я хочу, чтобы мой ребенок получал образование дома, а не ходил в школу. Как это сделать?
- Я хочу, чтобы ребенок учился в гимназии в центре города, но по прописке нам положена другая школа. Что делать?
- Какие права учащихся определяет документ
- Подготовка детей к поступлению в школу – с чего начать?
- Комментарий к Ст. 28 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:
- мирными разговорами;
- повышением тона для привлечения внимания и т.д.
Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.
В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):
- прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
- впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
- предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.
В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.
К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.
Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом
Термин юридического лица
Юридическое лицо это зарегистрированное в установленной законом порядке форма организации, обладающей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающей по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Это могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). К юрлицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Признаки юридического лица
- Юридические лица зарегистрированные на территории Российской Федерации обладает следующим признаками:
- наличие организационного единства.
- К примеру наличие учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций;
- обладание обособленным имуществом.
- Наличие самостоятельного баланса или сметы;
- способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
- Учредители общества несут ответственность в размере уставного капитала;
- обладает правом вступать в хозяйственные отношения от своего имени.
- Общество выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование. Наименование коммерческой организации представляет собой фирму (фирменное наименование), являющееся объектом исключительных прав.
- создание идет только через процедуру регистрации.
Регистрация
Лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Подробнее регистрация ооо в Москве.
Ликвидация и реорганизация
Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.
Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.
- Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
- Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Подробнее ликвидация ооо в Москве.
Какие права имеют учащиеся
С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.
Академические права студентов
В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:
- организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
- формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.
Право на обеспечение требуемых для обучения условий
Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:
- на физическом уровне;
- на психическом уровне.
В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:
- психологического характера;
- социально-педагогического плата;
- безвозмездной коррекции различного характера.
Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение
Обучение по индивидуальной системе
Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников
Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин
Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:
- как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
- так и элективных, то есть обязательных.
К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:
- меры социальной поддержки;
- стимулирующего к работе фактора.
Права учащихся в образовательных учреждениях
Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (ст. 16. ФЗ «Об образовании»).
Правила приема в школу закреплены в Законе РФ «Об образовании», а также в Уставе школы.
При приеме в школу ребенок и его родители (законные представители) имеют право ознакомиться с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (ст.16. п.2)
Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
1. Право получить образование бесплатно.
2. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
3. Право обучаться по индивидуальным учебным планам, право на ускоренный курс обучения.
4. Право выбрать школу, а также форму получения образования (очной, очно — заочной, заочной, семейное образование, самообразование, экстернат).
5. Дети с ограниченными возможностями обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет
Что изменилось в этом году?
Теперь прием детей в первый класс будет проходить в два этапа.
Первый этап — с 1 апреля до 30 июня. Он предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.
Второй этап — с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Отправлять заявление в школу другого района раньше начала второго этапа бессмысленно, поскольку его не примут.
— Очередность подачи заявления на первом этапе не имеет значения, поэтому никакого ажиотажа родители могут не опасаться. Мест для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, должно хватить во всех школах. На втором этапе детей зачисляют на свободные места, — рассказали «РГ» в ведомстве. — На официальном сайте ближайшей школы родители могут удостовериться, прикреплен ли к ней их дом. Не позднее 26 марта эта информация должна быть опубликована на официальных сайтах образовательных организаций. Там же родители смогут найти подробную информацию о новых правилах приема.
В школе требуют, чтобы мы сдавали деньги на шторы, охрану, новые окна и еще много на что. Я могу не платить?
Обучение в школе бесплатное. И платить за все нужды учреждения родители не должны. Они имеют полное право отказаться. Если же родители добровольно делают пожертвования – это их личное дело.
Практически в любом классе есть родительский комитет. И если нет противников сдавать деньги, то материальная помощь рассматривается как благотворительный или целевой взнос.
Платные занятия и факультативы – вот это законно. Но школа не может обязать родителей и учеников их посещать за деньги. Это только добровольный выбор семьи, которая сама решает, надо им это или нет.
16 октября, 15:09
Горячее питание в начальной школе может стать обязательным
Законопроект ГД вводит новое понятие – «здоровое питание»
Все по закону. Какие права есть у родителей школьников и как их отстаивать
Многие родители платят за «окна и шторы», потому что боятся, что в противном случае это негативно скажется на их детях. Если же ребенку грозят дискриминацией, то надо жаловаться: директору учебного заведения, в профильный комитет, Рособрнадзор.
Кто является участниками образовательных отношений
Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.
Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений
Сторона | Кто входит |
---|---|
Сторона обучающихся | Членами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:биологические и приемные родители; усыновители; опекуны и т.д. |
Сторона обучающая | Членами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера. |
Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав
Статья 34 – права студентов, мероприятия социальной помощи
Какие права, обязанности, мероприятия помощи, социальной поддержки предусмотрены в сфере образования, определяют официально регламентированные законодательные акты.
Какой документ определяет права учащихся образовательного учреждения
Правовые основы студенческой жизни определяет документ, действующий с декабря 2012 года № 273/Ф3. Документ содержит исчерпывающую информацию относительно порядка предоставления образования в стране, определяет, какие нормы, требования действуют.
Какие права учащихся определяет документ
- Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
- Выбор специальности, форму получения знаний.
- Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
- Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
- Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
- Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
- Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
- Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
- Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
- Формирование организаций объединения движения и партий.
- Смена факультета, специальности при желании.
- Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
- Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
- В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
- Реализация творческого потенциала.
- Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
- Право на отдых от учебного процесса.
- Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
- Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
- Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
- Предоставление условий для самообразования.
- Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
- Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.
Изменения статьи 34 закона об образовании
Какие изменения, внесены в закон, в том числе в статью 34? Изменения, вступившие в силу в июле 2018 года, определяют статус гражданина, зачисленного в студенческие ряды. Принятые изменения четко определяют права, обязанности учащихся, их статус в зависимости от заведения, формы получения образования. Помимо прав, которыми наделяется гражданин, он получает обязанности, возможность воспользоваться социальными гарантиями при необходимости. Права разграничиваются на три группы: касающиеся создания условий для получения знаний, организации учебного процесса, морально – этические.
Законодательством Российской Федерации пересматривается, уточняется, дополняется и корректируется действующий свод законов об образовании. Организацию деятельности системы образования определяет законодательная база, с обязательным соблюдением всех изменений, обновлений.
Какие права имеют учащиеся
С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.
Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся
Академические права студентов
В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:
- организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
- формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.
Право на обеспечение требуемых для обучения условий
Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:
- на физическом уровне;
- на психическом уровне.
В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:
- психологического характера;
- социально-педагогического плата;
- безвозмездной коррекции различного характера.
Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение
Обучение по индивидуальной системе
Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников
Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин
Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:
- как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
- так и элективных, то есть обязательных.
К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:
- меры социальной поддержки;
- стимулирующего к работе фактора.
Я хочу, чтобы мой ребенок получал образование дома, а не ходил в школу. Как это сделать?
В нашей стране среднее образование можно получить:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Учиться дома разрешено законом. При этой форме обучения придется проходить промежуточную аттестацию. Если же семья приняла решение, то надо сообщить о нем школе, заполнить необходимые документы и составить план аттестаций.
29 октября, 13:30
Где учатся дети из алтайского села Большая Тихая, в котором закрылась школа?
Ранее в СМИ и соцсетях появилась информация, что дети из этого села не учатся, так как в местной школе нет учителей
Многие учителя не поддерживают решение родителей о надомном образовании, поскольку часто ученики расслабляются и перестают заниматься вовсе. При такой форме получения знаний от всей семьи требуется высокая самоорганизация. Но, безусловно, есть и плюсы. Например, можно планировать поездки, не подстраиваясь под каникулы, экономить деньги на школьной форме и время на дорогу.
Все по закону. Какие права есть у родителей школьников и как их отстаивать
Я хочу, чтобы ребенок учился в гимназии в центре города, но по прописке нам положена другая школа. Что делать?
Если вам говорят, что ваш ребенок должен учиться в какой-то конкретной школе, это неправда. Родители могут самостоятельно решать, где будет учиться ребенок
И не важно, в каком районе города прописан школьник, а в каком находится желанное учебное заведение. И если места есть, ребенка должны принять
Однако по закону в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников. Если же набор закрыт, то школа имеет право отказать в зачислении.
У школ тоже есть права. Они не должны принять всех, кто хочет у них учиться. Поэтому, если вы не хотите отдавать ребенка в школу по прописке, то можно выбирать ту образовательную организацию, где лимит по числу учеников не исчерпан. Но требовать от школы, чтобы в нее зачислили их чадо, родители не могут.
Все по закону. Какие права есть у родителей школьников и как их отстаивать
Еще один важный момент: гимназии, лицеи и школы, где есть профильные классы с углубленным изучением предметов, могут набирать детей на конкурсной основе. Права учебных заведений должны быть прописаны на уровне региона. В этом случае надо изучить условия поступления в конкретную школу.
Какие права учащихся определяет документ
- Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
- Выбор специальности, форму получения знаний.
- Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
- Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
- Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
- Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
- Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
- Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
- Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
- Формирование организаций объединения движения и партий.
- Смена факультета, специальности при желании.
- Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
- Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
- В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
- Реализация творческого потенциала.
- Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
- Право на отдых от учебного процесса.
- Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
- Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
- Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
- Предоставление условий для самообразования.
- Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
- Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.
Подготовка детей к поступлению в школу – с чего начать?
До нового учебного года ещё много времени. Однако подумать о подготовке детей нужно уже сейчас, иначе будет поздно.
Для начала, родителям необходимо решить, в каком возрасте они отдадут ребёнка в первый класс. В законе «Об образовании» чётко указано, что детей принимают в школу в возрасте 6,5-8 лет. Администрация учебного заведения может зачислить ребёнка младше 6,5 лет. Для этого нужно подать специальное заявление, а также проконсультироваться у детского психолога.
Важно! Школа вправе отказать в зачислении ребёнка младше 6,5 лет. Мама Леся:
Мама Леся:
«6,8 или 7,8? Мы всё откладывали это решение, думали, у нас есть время до конца весны. Но нет, оказывается дни открытых дверей в школах и приём заявлений на поступление в первый класс начались уже с 1-го февраля.
С одной стороны, на фоне сверстников сын выглядит взрослым как физически, так и эмоционально. Знаний ему тоже хватает – хотя, конечно, каждый родитель так думает. Воспитатель говорит, что ему будет просто скучно ещё один год ходить в садик и нужно будет организовывать для него дополнительные занятия. С другой стороны, есть какие-то переживания: а вдруг мы торопимся, вдруг переоцениваем силы, стоит ли ещё на годик отложить всё это, наиграться, окрепнуть, побыть беззаботным?»
⠀
Определение школьного возраста зависит от уровня развития и подготовки конкретного ребёнка. Поэтому решение придётся принимать исключительно самим родителям. Если дошкольник испытывает трудности с усидчивостью, внимательностью и терпением, то можно отложить поступление на год, посвятив время подготовке.
Считается, что дети, ходившие в детсад, лучше готовы к школе.
Что говорят психологи по поводу возраста поступления?
Однозначного мнения на этот счёт у профессионалов нет. Однако большинство психологов считают, что со школьной программой справится и шестилетка, и семилетка. Главное, чтобы у ребёнка не было когнитивных нарушений.
Мама Светлана:
«Я долго думала, отдавать сына в первый класс или нет (нам было 6,9). В итоге, решила отдать. Пришла писать заявление. В первый раз мне сказали – время есть, подумайте, успеете подать. Во второй раз, когдя я пришла (в срок подачи заявлений по прописке укладывалась) мне заявили, что я долго думала! Якобы они уже приказ подписали… Ничего, включили и нас в список первоклассников. Сейчас во втором классе уже!»
Как понять готовность ребёнка к школе?
Поступая в 1 класс, ребёнок знает:
- своё ФИО, имена родителей, страну и город проживания;
- популярные и народные сказки;
- цифры 0-9, считать наоборот, сравнивать, проводить подсчеты в рамках 10;
- алфавит;
- простые геометрические фигуры.
У будущего первоклассника хорошо развита речь и мелкая моторика рук.
Мой ребёнок точно не готов, что делать?
Заняться подготовкой. Общие необходимые знания и умения ребёнок получит в детском саду. Этого хватит, чтобы в первом классе не возникало проблем с обучением. Ещё лучше подготовить ребёнка удастся на специальных курсах.
Спрашивать ли у ребёнка его мнение?
Спрашивать, но учитывать, что дети пока не в состоянии самостоятельно принимать решения. Правильнее регулярно обсуждать с ребёнком инициативу поступления в школу, следить за его реакцией.
Поступление в 1 класс – это сложная задача в любом возрасте. Рекомендация для родителей одна: не торопиться и прислушиваться к ребёнку. Некоторые дети готовы учиться уже в 6,2, о чём не стесняются настойчиво напоминать взрослым. Другие чувствуют себя неуверенно даже в 7, поэтому им нужно помочь – поддержать и всесторонне подготовить.
Мама Кристина:
«Я ни разу не пожалела, что отдала дочь в школу позже (нам было 7,7). Ребёнок был психологически не готов к поступлению в 6,7. Даже сейчас ещё бывает ревёт в три ручья, а раньше так вообще был кошмар. Конечно, есть риск, что ребёнок может заскучать. Но я считаю, что дело не в возрасте, а в качестве и уровне подготовки. Если школьник активно занимается расширением своих познаний, мотивирован узнавать больше, ему совершенно не скучно со своей лёгкой переразвитостью».
Комментарий к Ст. 28 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья 28 в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы и компетенции, и ответственности образовательной организации были представлены в ст. 32 Закона N 3266-1. Однако в рамках рассматриваемой статьи соответствующие положения были дополнены нормами о правах и обязанностях образовательной организации, что в совокупности с обозначенными выше положениями составляет ее правовой статус вне зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.
Правовой статус образовательной организации предполагает определенную долю автономии, самостоятельное решение в пределах административной правосубъектности конкретной организации его целей и задач, осуществление необходимых для этого функций.
Под компетенцией следует понимать установленную на нормативном уровне возможность реализации принадлежащих юридическому лицу по праву объема полномочий в установленной сфере деятельности.
Как следует из комментируемой статьи 28 Закона Об образовании в РФ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию и т.п.
В числе основных новаций законодательства в этой сфере следует считать предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, установление требований к одежде обучающихся, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Подобные законодательные нововведения в правовом статусе образовательных организаций отражает современную практику и перспективы развития организации деятельности образовательных организаций.
Развитие компетенции образовательных организаций находится в прямой зависимости от степени их автономии, которая характеризуется не конкретным набором прав и обязанностей, а определяет сферу (область) их усмотрения, закрепленную в настоящий момент нормативно. Компетенция в сфере образовательной деятельности расширяется по мере наполнения ее новым демократическим содержанием.
Исходя из традиционной взаимосвязи высшего образования и науки, образовательные организации высшего образования вправе осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре).
Иным образовательным организациям представлено право вести научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
Все образовательные организации вправе вести сопутствующие к образовательной виды деятельности (консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и другие).
Перечисленные в статье обязанности образовательных организаций корреспондируют правам обучающихся и, кроме того, также вытекают из предоставленной компетенции.
Ответственность образовательной организации также вытекает из ее компетенции и обязанности, и связывается, в широком смысле с ненадлежащей реализацией образовательных функций. Должностные лица образовательной организации несут административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование граждан.