Ст. 78 нк рф (2020 — 2021): вопросы и ответы
Содержание:
- Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты
- Задержка выплаты налогового вычета
- Как возникает переплата?
- Порядок возврата переплаты
- Как выявить переплаченные суммы налогов
- Условия возврата
- Судебная практика: примеры и разъяснения
- Установление факта переплаты в акте сверки расчетов
- Образец заявления на возврат излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ
- Заполняем заявление
- Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства
- Примеры:
Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты
Сначала заполняем титульный лист бланка
В 2-х верхних строках формы указываются ИНН, КПП и номер п/п страницы (001). В приведенном примере заявление составляется от организации, значит в поле ИНН вписываем 10 цифр, а в поле КПП — 9 цифр: соответственно, данные ООО «Вымпел».
Затем в строке «Номер заявления» ставим его номер (если оно первое, то это «1») в этом году. Рядом пишем код налогового органа, в который его адресуем.
Далее расположены строки для указания полного названия организации (ФИО физлица), у нас в примере это общество с ограниченной ответственностью «Вымпел».
В строке «Статус налогоплательщика» выбираем соответствующий однозначный код из предложенных в форме. Все свободные клетки полей бланка необходимо заполнять прочерками.
В строке «На основании статьи» следует указать № статьи в НК РФ, служащей основанием предстоящего возврата переплаченного платежа. При возврате переплаченного налога, взноса это ст. 78 НК РФ, при возврате госпошлины — ст. 333.40 НК РФ, ошибочно взыскала налоговая — ст. 79 НК РФ, возмещаете НДС — ст. 176 НК РФ и др.
В нашем примере это ст. 78 НК, так как требуется возврат переплаченного налога на прибыль.
Ниже, в расположенных друг под другом двух клетках, указываем сведения о том, какая именно переплата и по какому виду платежа, и выбираем соответствующие однозначные коды для данных полей из предложенных в форме. Например, «1» — излишне уплаченный, и «1» — налог.
В строке «в размере» цифрами прописываем сумму запрашиваемой переплаты по налогу, например, 5 350 рублей. Строка «Налоговый (расчетный) период» заполняется следующими кодами для первых двух клеток:
«МС» — если платеж месячный;
«КВ» — если квартальный;
«ПЛ» — если переплата за полугодие;
«ГД» — если годовой.
После точки уточняется выбранный и указанный отчетный период, т.е. проставляется порядковый номер месяца, квартала или полугодия, а для годового платежа здесь ставим «00».
Непосредственно тот год, в котором возникла переплата, указываем после следующей точки в четырех свободных клетках.
В нашем примере: «ГД.00.2018».
Рядом следует указать код ОКТМО, который можно уточнить на официальном сайте ФНС.
Для заполнения заявления о возврате переплаты налога организации могут взять код региона (ОКТМО) из представленной налоговой декларации (в примере это декларация по прибыли), а физлица — указать регион, где платился данный налог: если речь о имущественном налоге, ОКТМО берется по местонахождению этого имущества, транспортный налог — по месту, где прописан владелец автомобиля, НДФЛ — из справки о доходах с работы.
В строке ниже — «Код бюджетной классификации» — заполняется 20-тизначный КБК переплаченного платежа. В нашем примере это КБК налога на прибыль в федеральный бюджет.
Далее записываем количество страниц и приложений в подаваемом заявлении. Помним, что все пустые клетки полей бланка прочеркиваем.
Снизу слева на титульном листе формы предусмотрена часть страницы для отражения информации о заявителе (плательщик/его представитель): ФИО, номер телефона, подпись и дата. Если заявление подается представителем, следует указать реквизиты подтверждающего его полномочия документа и приложить его копию к заявлению.
Узнайте, подлежите ли Вы обязательному аудиту
по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.
Заказать звонок
Заказать звонок
Задержка выплаты налогового вычета
Если деньги не были получены, а срок камеральной проверки давно прошел, налогоплательщик может обратиться в налоговую службу для получения разъяснений.
Задержка выплаты означает какую-то ошибку в декларации или в предоставленных документах. Налоговая служба обязана оповещать о наличии недочетов по ходу камеральной проверки. На практике, районные налоговые инспекции могут не высылать уведомления при наличии ошибок. Налогоплательщику нужно самостоятельно контролировать ход своего дела.
При возникновении задержки сразу нужно обратиться в камеральный отдел и узнать, когда придут деньги за налоговый вычет. Возможно, к декларации были приложены не все документы. После устранения недочетов налоговый инспектор направляет распоряжение о перечислении возврата. Налогоплательщик вправе взыскать проценты за нарушение сроков возврата. Все обращения в налоговую службу подавать в письменном виде на имя начальника инспекции.
Ускорить срок камеральной проверки нельзя. Если налогоплательщик хочет получить компенсацию быстрее, от него требуется правильно заполненная декларация и полный пакет документов. Это позволит избежать задержки в ходе проверки.
Как возникает переплата?
Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.
Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).
«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.
В соответствие с , налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.
Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в .
В соответствие с положениями уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).
Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.
Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в ).
Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).
После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.
Порядок возврата переплаты
Как в любом другом случае взаимодействия налогоплательщика и Федеральной налоговой службы (ФНС), правила возврата переплат строго регламентированы:
Подтверждение факта переплаты. Прежде чем запускать процесс по возврату излишне уплаченного налога, следует первым делом задуматься о том, как его подтвердить документально. Тут все зависит от того, в результате каких действий образовалась переплата.
Если это произошло из-за банальной бухгалтерской ошибки, которая была впоследствии обнаружена, то нужно подать в налоговую уточненную декларацию;
Можно составить акт сверки с налоговой службой. Инициатором его могут быть как представители налоговой службы, так и бухгалтерия второй заинтересованной стороны. Если акт сверки был составлен в установленном законом порядке и подписан налоговым специалистом, то уточненку можно уже и не подавать;
Еще один способ установить излишне переплаченные налоги – пойти путем судебных разбирательств. Дело это долгое, хлопотное и непростое, но если сумма налоговой переплаты значительная, а налоговики отказываются ее признавать, то игра стоит свеч. Если факт переплаты судом будет установлен, то избежать возврата переплаченной суммы налоговикам не удастся.
Переплата налогов может обнаружиться и в итоге выездной камеральной проверки. Это не самая приятная процедура для всех организаций и ИП, тем не менее, наличие переплаты лучше, чем обнаружение налоговых недоимок. В данном случае специалисты налоговой службы обязаны будут направить налогоплательщику письменное извещение о переплате и ее размере.
После того, как переплата доказана, с ней нужно обязательно что-то сделать. По закону, здесь есть также несколько направлений:
Первый и самый очевидный вариант – просто вернуть налоги на расчетные счета налогоплательщика;
Второе что можно предпринять – перенаправить эту сумму к уплате недоимок, пеней, штрафов и т.п. сборов. Причем, что касается недоимки, то покрывать ею можно только тот тип налога, по которому она образовалась. То есть, если переплата была в федеральный бюджет, то перекрывать ею можно только федеральные налоги. Перенаправлять переплату из общей государственной казны в региональный карман нельзя. Точно также дело обстоит и с местными налогами – перекидывать переплату по ним в федеральный бюджет невозможно.
Тритий путь – отложить излишек на предстоящие налоговые выплаты
Схема при этом здесь та же, что и в предыдущем варианте.
Внимание! Закон никоим образом не обязывает налогоплательщика распоряжаться всей суммой переплаты каком-либо одним определенным способом. Вполне можно распределить ее по частям на разные цели.
Следующий этап по возврату налога: написание заявления в налоговую службу
Здесь обязательно нужно указать точный размер переплаченных средств, привести подтверждения, а также прописать намерения по дальнейшему распоряжению ими. Заявление можно подать либо:
Лично в налоговой инспекции по месту регистрации предприятия или ИП;
Отправлением письма с уведомлением о вручении через почту России. В этом случае нужно обязательно сделать опись вложения;
Через представителя налогоплательщика при предоставлении нотариально заверенной доверенности.
К сведению! Заявление нужно обязательно писать в двух экземплярах, один из которых остается на руках налогоплательщика. При принятии заявления о переплате, специалист налоговой оба должен проштамповать.
После получения заявления, налоговики обязаны рассмотреть его не дольше чем в десятидневный срок. В результате на свет должно появиться решение либо о зачете налога в счет других платежей, либо о его возврате.
Важно! На расчетный счет налогоплательщика, переплата должна вернуться не позднее месяца с момента передачи соответствующего заявления в налоговый орган
Как выявить переплаченные суммы налогов
Как уже отмечалось выше, переплата по налогу может возникать по самым разнообразным причинам и выявить ее могут либо налоговые органы, либо сам налогоплательщик.
Рассмотрим подробнее как выявить переплату налогоплательщиком.
Многие налоги требуют авансовых платежей либо за месяц, либо за квартал. Поэтому переплату по таким налогам можно выявить, после того, как будет составлен годовой отчет.
При этом многие декларации предполагают указания в самом налоговом отчете сумм авансовых платежей и суммы налога за год, а следовательно в отчете указывается сумма возникшей переплаты, если она есть.
Такая же ситуация складывается, если происходит уточнение отчета, в результате которого из-за льготы или по какой-то другой причине (неправильного указания базы налогообложения) сумма обязательства налогоплательщика перед бюджетом снижается.
Часто при перечислении налогов могут допускаться ошибки в платежных поручениях, поэтому выявить переплату по налогу, если деньги ушли не туда можно, проводя периодически сверки с бюджетом по взаиморасчетам.
Узнать об образовавшемся таком излишке можно от налоговой либо самостоятельно:
Инспектор может позвонить либо отправить письмо
При звонке важно записать откуда звонили, по какому налогу и в какой сумме переплата. Иногда налоговая может затребовать дополнительные документы чтобы проверить — действительно ли это переплата
Отказывать в таком случае не стоит. Увы, налоговики редко сами сообщают о выявленной переплате.
Через личный кабинет на сайте налоговой. Если у организации или ИП есть квалифицированная ЭЦП, можно бесплатно открыть личный кабинет налогоплательщика. Через него очень удобно отслеживать свои отношения с налоговой — в нем будет появляться информация не только о недоплатах, но и переплаченных суммах.
Условия возврата
Вернуть можно излишек, который уплачен не более трех лет назад. Главное правило — у налогоплательщика не должно быть недоимок, пеней и штрафов по соответствующему налогу. Если имеются долги, то за счет переплаты они будут погашены автоматически. После этого можно будет обратиться за возвратом остатка суммы, если он будет.
По этой причине, если имеются непогашенные задолженности, целесообразно сначала провести сверку с ИФНС на предмет расчетов с бюджетом. В итоге будет уточнена оставшаяся сумма, которую можно вернуть.
Важное значение имеет причина, по которой образовалась переплата. Если налог первоначально был исчислен неверно, сначала нужно подать в ИФНС уточненную декларацию
Будет проведена камеральная проверка, и только после этого налогоплательщик может обращаться за возвратом суммы.
Бесплатная консультация по налогам
Судебная практика: примеры и разъяснения
В последние годы споры между налоговиками и плательщиками в вопросе возврата налога становятся все более горячими. Мы проанализировали наиболее значимые судебные решения последних лет и объединили их в разъяснения, которые помогут субъектам хозяйствования отстоять свои интересы перед ФНС.
Определение 3-летнего срока при авансовой уплате налога
При исчислении срока подачи в ФНС заявления на возврат при авансовой системе уплаты налога следует руководствоваться Постановлением ФАС от 28.06.2011 N 17750/10. Согласно решению, 3-летний срок обращения плательщика в ФНС следует отсчитывать от даты подачи годовой декларации за период, в течение которого возникла переплата.
Рассмотрим пример. ООО «Элефант» оплачивает налог по УСН ежеквартально авансовыми платежами.
В 2015 году бухгалтер «Элефанта» перечислил в бюджет авансовые платежи в следующем порядке:
- за 1-й квартал 2015 – 12.303 руб.;
- за 2-й квартал 2015 – 14.880 руб.;
- за 3-й квартал 2015 – 20.005 руб.
Общая сумма авансов – 47.188 руб.
По итогам 2015 года «Элефант» подал в ФНС налоговую декларацию, в соответствие с которой годовая сумма налога составляет 42.030 руб. (переплата 5.158 руб.). Дата подачи декларации – 12.02.2016.
ООО «Элефант» вправе обратиться в ФНС с заявлением о возврате переплаты до 12.02.2021. Требования о возврате средств после указанного срока могут быть удовлетворены в судебном порядке.
Исчисление переплаты при подаче «уточненки»
Если при подаче декларации плательщик допустил ошибки, которые впоследствии исправлены путем предоставления уточненной декларации, то 3-летний срок обращения в ФНС определяется на основании даты подачи декларации. Данная позиция подтверждена многочисленными судебными решениями (постановления ФАС МО от 14.01.2011 №КА-А41/17411-10, ФАС ЦО от 12.10.2011 №Ф09-6257/11, от 07.04.2010 №А5).
Рассмотрим пример. ООО «Франк» – плательщик НДС. В 2017 году «Франк» оплатил налог в следующем порядке:
- 04.17 – за 1 квартал 2017 в сумме 30.880 руб.;
- 07.17 – за 2 квартал 2017 в сумме 41.003 руб.;
- 10.17 – за 3 кв. 2017 в сумме 48.550 руб.
20.10.17 бухгалтер ООО «Франк» подал в ФНС уточненную декларацию, согласно которой сумма налоговых обязательств по НДС составляет 40.440 руб. (переплата 8.110 руб.).
«Франк» может обратиться в ФНС для возврата переплаты в течение 3-х лет с момента подачи «уточненки», то есть до 20.10.20.
Переплата определена в момент сверки с ФНС
Ключевым моментом в определении периода, в течение которого плательщик может обратиться в ФНС за возвратом переплаты, является дата, когда субъект хозяйствования узнал о такой переплате.
Показательным в данном случае является постановление ФАС МО от 09.09.2011 N А41-45525/10. В рассматриваемом споре организация (ООО) пропустила срок обращения в ФНС по причине того, что налоговики своевременно не уведомили плательщика об имеющейся переплате, и долг ФНС перед организации выяснился при проведении сверки.
В вышеописанной ситуации арбитры встали на сторону плательщика, признав дату переплаты на основании даты проведения сверки, а не по факту возникновения такой переплаты.
Основываясь на примере, можно утверждать, что при отсутствии каких-либо письменных уведомлений от ФНС о наличии переплату, срок возврата можно определять в течение 3-х лет на основании даты акта сверки расчетов с фискальной службой.
Переплата установлена выездной проверкой ФНС
Отправной точкой для определения периода обращения в ФНС за возвратом переплаты можно считать решение фискальной службы, направленное плательщику в письменном виде по факту проведения выездной налоговой проверки. Данная позиция находит свое отражения в следующих судебных решениях:
- постановление ФАС ВСО от 26.12.2011 №А10-1290/201.;
- постановление ФАС СКО от 03.11.2011 №А32-29398/2010;
- постановление ФАС УО от 18.08.2011 №Ф09-5149/11;
- постановление ФАС СЗО от 19.04.2011 №А56-31887/2010;
- постановление ФАС СЗО от 24.01.2011 №А56-31881/2010.
К примеру, если акт выездной проверки, в котором содержится информация о переплате, датирован 12.04.15, то до 12.04.18 организация вправе взыскать с ФНС задолженность по заявлению.
Установление факта переплаты в акте сверки расчетов
Согласно налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика <…> совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику <…> в течение следующего дня после дня составления такого акта».
Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение () о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.
Образец заявления на возврат излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ
Пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ определены порядок и условия возврата излишне удержанного НДФЛ согласно которым:
-
обязан сообщить физическому лицу о факте излишнего удержания НДФЛ в течение 10 дней с момента обнаружения факта излишнего удержания НДФЛ;
-
налоговый агент обязан вернуть излишне удержанный НДФЛ в течение 3 месяцев со дня получения заявления налогоплательщика;
-
возврат излишне удержанной суммы налога производится на банковский счет налогоплательщика. Вернуть НДФЛ наличными нельзя;
-
за нарушение срока перечисления налоговый агент уплачивает налогоплательщику проценты, которые рассчитываются за каждый календарный день нарушения срока возврата от суммы несвоевременно перечисленного налога. Процентная ставка принимается равной , действовавшей в дни нарушения срока возврата;
-
возврат НДФЛ производится налоговым агентом из сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей. При этом они могут быть удержаны как из доходов данного налогоплательщика, так и других лиц, получающих доходы от данного налогового агента.
Форма заявления на возврат излишне удержанного НДФЛ не установлена, она может быть такой:
Заявление на возврат НДФЛ, излишне удержанный налоговым агентом
Директору ООО «Ромашка»
от Иванова Ивана Ивановича
ИНН 770102030405
проживающего(-ей) по адресу: 127381, г. Москва, ул. Открытая, д. 18, кв. 90
ЗАЯВЛЕНИЕ
На основании пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации прошу вернуть мне излишне удержанный из моей заработной платы за январь — июнь 2014 года налог на доходы физических лиц в размере _______ рублей.
Дата ____________ Подпись ________________ /Иванов И.И./
(подпись заявителя, расшифровка подписи)
Когда налоговый агент не может вернуть излишне удержанный НДФЛ
Действия налогового агента по возврату налогоплательщику сумм излишне удержанного НДФЛ ограниченны следующими причинами и обстоятельствами:
не сможет вернуть НДФЛ, если закончился , в котором допущено излишнее удержание НДФЛ, и все расчеты по НДФЛ по истекшему году между налоговым агентом и налогоплательщиком завершены. В этом случае возврат НДФЛ будет осуществлять налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика. Для этого налогоплательщику придется подать в налоговую инспекцию:
-
(меняем название налогового агента на название налоговой инспекции);
-
налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
-
справку о доходах (форма 2-НДФЛ), которую выдает работодатель — налоговый агент;
Примечание: с 02.11.2017 справку можно взять в
-
копии документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ (если излишне удержанный НДФЛ связан со сменой статуса налогового нерезидента на налогового резидента).
Сумма подлежащего возврату НДФЛ слишком велика.
Налоговый агент не вправе вернуть налогоплательщику излишне удержанный НДФЛ в сумме, превышающей размер налога, подлежащего удержанию в течение текущего налогового периода. Ни зачет, ни возврат налоговым агентом суммы превышения невозможны. За возвратом суммы налогоплательщик должен будет обратиться в налоговый орган по месту регистрации.
Налогоплательщик перестал получать доходы от налогового агента.
Это обстоятельство ограничивает выбор способов возмещения излишне удержанного НДФЛ. Так, например, зачет переплаты НДФЛ предполагает наличие договорных взаимоотношений, выплату дохода и удержание НДФЛ. В отсутствие таких отношений у налогового агента остается только одна возможность вернуть излишне удержанный НДФЛ — осуществить возврат на счет налогоплательщика в банке.
У налогового агента временно нет денег.
Временное отсутствие денег на расчетном счете, в кассе налогового агента не является достаточным основанием для отказа в возмещении излишне удержанного НДФЛ. Налоговым кодексом предусмотрен механизм и для этого случая — обращение в налоговый орган.
Операции по расчетному счету налогового агента приостановлены.
В данном случае налоговый агент не имеет возможности вернуть излишне удержанный НДФЛ на банковский счет налогоплательщика. Ему доступен только зачет в счет предстоящих удержаний.
Информация размещена 21 февраля 2013 года. Дополнена — 16.10.2014
Заполняем заявление
Общая информация:
- Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182@.
- Необходимо заполнить все три листа документа.
- Заполнить бланк можно от руки, используя печатные буквы. Можно внести все сведения на компьютере, затем распечатать документ и подписать его.
Лист 1
Итак, для получения имущественного вычета необходимо внести в бланк такую информацию:
- Номер заявления. Проставлять номер нужно начиная с левой стороны строки. Если в текущем году заявление подается первый раз, то ставится номер 1. Повторные заявления обозначаются соответствующими номерами. Такое возможно в тех случаях, когда в предыдущих заявлениях были допущены ошибки и налогоплательщик исправляет их, заполняя новый бланк.
- Фамилия, имя, отчество. Каждое слово должно быть в отдельной строке.
- Статья НК РФ, которая регулирует возврат НДФЛ. Это ст. 78.
- Причина переплаты. Отмечается кодом. В нашей ситуации вводим цифру «1».
- Возвращаемый платеж. В клетке ниже также ставим «1», так как возвращается именно налог.
Возвращаемая сумма. Она должна совпадать с той, которая указана в декларации 3-НДФЛ.
Налоговый период, за который будет возвращен налог. Так как наш налог — НДФЛ, то нам нужно внести только 4 цифры года, поскольку данный налог годовой. Предположим, что возврат будет за 2017 год, тогда выглядеть строка будет таким образом: ГД.00.2017.
Код бюджетной классификации. Это код налога. Для НДФЛ он такой: 18210102010011000110. Его и вводим.
Количество листов заявления. Пишем «003» (3 листа). И общее количество листов всех документов, например: «012» (12 листов).
В разделе «Доверенность и полнота сведений…», если физлицо подает декларацию и заявление самостоятельно, то вводит цифру «3»; если это делает другой гражданин по доверенности, то цифру «2». ФИО пишут только в том случае, если документы подает доверенное лицо. Далее указывают дату, номер телефона и реквизиты заверенной нотариусом доверенности.
Больше на этом листе ничего заполнять не нужно.
Лист 2
Второй лист предназначен для внесения реквизитов банковского счета. Заполняем его следующим образом:
Аналогично первому листу заполняем строки с ИНН, фамилией и инициалами.
Реквизиты банка можно взять в самом учреждении либо найти их в личном кабинете (онлайн). Нужно очень внимательно ввести все данные
Также важно: указывайте только собственный счет, в противном случае ФНС не переведет вам деньги.
Вводим сведения о получателе. Снова пишем ФИО получателя
Далее — код удостоверяющего личность документа. Для паспорта это «21» (все коды документов указаны в сноске на третьем листе заявления). Затем вносим паспортные данные: кем и когда выдан документ.
Итак, заполнение второго листа заявления закончено.
Лист 3
Этот лист должен содержать личные данные налогоплательщика. Здесь пишем фамилию и инициалы, паспортные данные (либо другого документа, удостоверяющего личность), адрес регистрации по паспорту.
К сведению!
Лист не заполняется (кроме строки с ФИО), если на первом листе документа был указан ИНН.
Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства
Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.
Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.
ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.
Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.
ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)
Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.
Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).
* * *
Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.
Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.
Примеры:
Расчёт налогового возврата для ИП на УСН при покупке жилья
Индивидуальный предприниматель Сидорова М. купила квартиру за 2,5 млн. руб. в 2017 году. Положен ли ей возврат из бюджета за 2017 год, если она использовала режим УСН?
Ст. 219 НК указывает на то, что налоговый вычет делается на доходы, облагаемые ставкой 13% (НДФЛ). УСН для ИП не предполагает уплату этого налога, поэтому Сидорова М. не сможет вернуть налог из бюджета за этот год. Если бы гражданка находилась на общей системе налогообложения, то она была бы вправе рассчитывать на возврат. Для дальнейших примеров будем иметь в виду, что гражданин является плательщиком НДФЛ.
Получение налогового вычета на лечение
Гражданин Кузнецов А. сделал операцию в 2017 году стоимостью 40 тысяч рублей. Его общий доход за этот год составил 280 тысяч рублей. Рассчитает сумму возврата, которую Кузнецов А. вправе получить в 2018 году после предъявления всех нужных документов (декларация 3-НДФЛ, справка 2-НДФЛ, справка об оплате медицинских услуг, договор с лечебным учреждением, копия лицензии, чеки).
280000*0,13=36400 руб. – налог, который перечислил работодатель за Кузнецова А.;
280000-40000=240000 руб. – налоговая база за вычетом суммы операции (средства, потраченные на операцию, не облагаются НДФЛ);
240000*0,13=31200 руб. – сумма НДФЛ за 2017 год;
36400-31200=5200 руб. – разница между начисленной и уплаченной суммой НДФЛ, которую можно вернуть из бюджета.
Социальный налоговый вычет при обучении
Гражданка Макарова С. обучается в ВУЗе на заочной форме обучения, работает в организации официально. За 2017 год её заработок составил 310 тысяч рублей, за год учёбы она заплатила 130 тысяч рублей. Рассчитаем её возврат:
310000*0,13=40300 руб. – уплаченный НДФЛ;
310000-120000=190000 руб. – налоговая база (Макарова заплатила 130000 руб., но здесь действует ограничение по п. 2 ст. 219 НК: вычет не может превышать 120000 в год);
190000*0,13=24700 руб. – исчисленный налог;
40300-24700=15600 руб. – возврат.
Имущественный вычет на приобретение квартиры
Индивидуальный предприниматель Семенов П., находящийся на ОСНО, в 2017 году купил квартиру за 2,2 млн. рублей. Доход по декларации 3-НДФЛ у него составил 350 тысяч рублей. Рассчитаем, сколько он сможет вернуть денег из бюджета за этот год.
350000*0,13=45500 руб. – уплаченный налог;
максимальная сумма вычета 2 млн. руб., (хотя стоимость жилья 2,2 млн. руб.), поэтому вернуть можно только 13% от этой суммы (260 тысяч руб.). За год ИП Семенов П. заплатил 45500 руб., это и есть сумма возврата. Остальную часть (260000-45500=214500 руб.) можно вернуть в последующие годы при условии уплаты НДФЛ.