Какие виды реабилитации инвалидов предусмотрены в ипра
Содержание:
- Основное содержание плана
- 2.2 Структура ИПР
- Карта реабилитации ребенка — инвалида
- Как составить индивидуальный план развития?
- Установление инвалидности: основные изменения
- Список документов для Медико-социальной экспертизы
- Условия оформления и получения карты
- Индивидуальная программа реабилитации инвалида
- Виды реабилитации инвалидов
- Преимущества ИПР
- Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
- Что такое ИПР инвалида, и что о ней нужно знать
- Что такое реабилитационная карта и где ее взять
Основное содержание плана
Структура программы индивидуальна и учитывает потребности сотрудника и организации. Однако можно выделить перечень из основных элементов:
- анкетные данные — ФИО, должность, период;
- стратегия — распределение всех мероприятий с учетом приоритетов;
- задачи и мотивация — актуальные профессиональные задачи, разделенные на этапы, с указанием награды за их решение;
- критерии оценки — прописанные условия анализа выполнения целей;
- результаты — сформулированные ожидания;
- наблюдение — поддерживающие и контролирующие работники, которые будут помогать и оценивать прогресс.
- дополнительные комментарии.
В дополнительных комментариях часто указывают возможные сферы развития:
- Рабочий процесс — внедрение изменений в привычные процессы;
- Спецпроекты — выполнение заданий, требующих повышенной компетенции.
- Обмен опытом — сотрудничество с другими специалистами;
- Обратная связь — обсуждение собственной работы и полученных знаний с наставником;
- Самообучение — самоанализ и обучение в свободное время;
- Тренинги — участие в марафонах и курсах.
ИПР в формате карьерограммы учитывает:
- мероприятия внешнего и внутреннего обучения;
- программа индивидуальных занятий;
- получение практического опыта через работу над подходящими проектами;
- горизонтальное обучение;
- самообучение и выполнение заданий;
- получение сертификатов.
2.2 Структура ИПР
Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она
с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных
данных, включает в себя сведения:
об образовательном уровне (общем и профессиональном);
о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту
освидетельствования работе (если таковая есть или была);
о группе инвалидности и степени ограничения способности к
трудовой деятельности.
На основании объективных данных делается экспертное
заключение и формируется реабилитационная программа.
Форма ИПР содержит: программу медицинской реабилитации; программу
профессиональной реабилитации; программу социальной реабилитации; программу
психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет).
Медицинская
реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления
или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. Медицинская
реабилитация включает:
1. Восстановительную терапию.
2. Реконструктивную хирургию.
3. Протезирование и ортезирование.
4. Обеспечение техническими средствами медицинской
реабилитации.
5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.
Программа социальной реабилитации в рамках ИПР
включает:
информирование и консультирование по вопросам
социально-бытовой реабилитации инвалидов;
обучение самообслуживанию, в том числе информирование о
технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам для
самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой,
одеванию, приёму пищи и т.д.;
адаптационное обучение семьи инвалида, обеспечивающее
информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным
вопросам;
обучение инвалида пользованию техническими средствами
реабилитации;
организацию жизни инвалида в быту;
обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации,
включая подбор, доставку технического средства, его сервисное обслуживание;
обучение персональной сохранности, которое включает
овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом,
электричеством, туалетом, ванной, транспортном, лекарствами и др.;
обучение социальным навыкам;
обучение социальному общению;
обучение социальной независимости;
оказание помощи в решении личных проблем, которое включает
обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового
воспитания, воспитания детей и др.;
консультирование по правовым вопросам;
обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями
физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний о различных видах
спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого
специальными техническими средствами, информирование о соответствующих
учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
Профессиональная
реабилитация инвалида — это процесс и система
восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Программа
профессиональной реабилитации включает следующие мероприятия и услуги:
1. рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и
видах труда,
2. Профессиональная ориентация.
3. Профессиональное обучение (переобучение),
4. содействие в трудоустройстве,
5. технические средства реабилитации для профессионального
обучения (переобучения) или труда.
Программа психолого-педагогической реабилитации для
детей до 18 лет включает следующие мероприятия:
1. получение дошкольного воспитания и обучения,
2. получение общего образования,
4. технические средства реабилитации для обучения.
Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными
являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской,
социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый
раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и
технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть
содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения
программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения).
При формировании программы социальной реабилитации
необходимо определить:
исполнителя (учреждение);
форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат,
отделение дневного пребывания, реабилитационная квартира, клубная);
сроки выполнения;
объём (содержание и количество реабилитационных мероприятий);
прогнозируемый результат (возможность компенсации,
достижение самообслуживания, самостоятельного проживания или интеграции в
общество).
Карта реабилитации ребенка — инвалида
Есть несколько видов реабилитации.
- Дети проходят адаптацию в тех же условиях, в которых они были до присуждения инвалидности.
- Лечебные профилактические мероприятия происходят в новых условиях.
- Социальная адаптация (СА) производится в специальном медицинском учреждении.
Лечат детей только после разработки индивидуальной программы. Ее разрабатывают врачи МСЭ, учитывая все особенности пациента. Главной задачей реабилитационных мероприятий является восстановление здоровья несовершеннолетних. Для этого эксперты:
- определяют его потенциал;
- оценивают динамику развития пациента;
- выявляют потребность в том или ином лечении;
- создают индивидуальную программу для несовершеннолетнего гражданина.
В обществе, интересы детей — инвалидов занимают приоритетное место. Потому что, именно в раннем возрасте, можно плодотворно скорректировать болезни, вылечить маленьких пациентов. Государство гарантирует выполнение своих обязательств перед детьми – инвалидами.
ИПРА ребенка — инвалида в школе
Эксперты БМСЭ разрабатывают индивидуальную программу реабилитации и отправляют выписку из карты в отдел образования.
Отдел образования начинает действовать после получения выписки:
- подготавливает список необходимых для маленького пациента мероприятий;
- назначает того человека, кто будет следить за обеспечением выполнения мероприятий в школе или детском саду;
- назначенному лицу (исполнителю) передает этот перечень;
- периодически принимает у исполнителя отчет о проделанной работе;
- перенаправляет отчет в БМСЭ.
Школа (или детский сад):
- исполняет требования реестра, которые можно осуществить в учебном заведении;
- подготавливает отчет для педагогически — психологического центра медицинской и социальной (ПМС) помощи.
Как составить индивидуальный план развития?
Программа индивидуального развития сотрудника не принесет результата, если будет невыполнимой, к тому же это нанесет удар по репутации руководителя и командным отношениям. Чтобы избежать такого сценария, следует представлять вектор движения и следовать рекомендациям экспертов по составлению ИПР.
- Выберите 1-2 направления, чтобы достичь максимальной результативности.
- Разработайте полный список мероприятий от получения теоретических знаний до применения их на практике.
- Учитывайте персональные качества и скорость усвоения информации каждого работника.
- Следите за равномерным распределением нагрузки.
- Создайте последовательную программу обучения, используя только один метод для каждого этапа.
- Привлеките консультантов и коучей для разработки эффективной системы.
Чтобы этого избежать, учтите главные причины, по которым ИПР не будет работать:
- Выбор неправильной компетенции, когда у сотрудника нет рабочей потребности в навыке. Например, креативное мышление не пригодится финансовому аналитику.
- Отсутствие логики и конкретики. Без понятных ориентиров не достичь результата.
- Недостаток желания у работника достигать конкретного навыка. Чтобы избежать этого, проводите предварительный опрос коллектива, используйте психологические тесты или диагностику по методу Hogan.
- Выбранная компетенция не нужна для фирмы и бизнеса в целом.
- Замена совершенствования навыков производственными задачами. В таком случае происходит не совершенствование подчиненного, а исполнение его должностных обязанностей.
- Нарушение логики образования. Сюда относится недостаточность учебной литературы, отсутствие наставников, тренингов или практического опыта для применения полученных умений.
- Превышение лимита теоретических знаний без практического закрепления.
- Переизбыток информации, которую должен усвоить сотрудник. Большое количество книг и курсов вызывают отторжение и не позволяет сосредоточиться.
- Сверхмалый срок для реализации персональной программы, за который невозможно добиться перемен. Искусственное ускорение процесса не приведет к успеху.
Установление инвалидности: основные изменения
Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:
- расстройство функций организма;
- уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).
Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г. будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности. С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:
- При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
- Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.
Список документов для Медико-социальной экспертизы
Документы для определения группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»)
- Заявление гражданина (или его законного представителя);
- Документ, удостоверяющий личность: гражданам с 14 лет — паспорт, для лиц до 14 лет — свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей или опекунов.
- Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у-06); или Справка врачебной комиссии в случаях отказа в направлении гражданина на МСЭ; или Определение суда.
- Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R-снимки и т.д.).
- Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих, оригинал трудовой книжки для неработающих граждан.
- Документы об образовании.
- Сведения о характере и условиях труда для работающих граждан, производственная характеристика.
- Педагогическая характеристика ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение.
- Педагогическая характеристика на учащегося.
- Справка об инвалидности при повторном освидетельствовании.
- Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
Документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности
- Заявление гражданина (или его законного представителя), работодателя (страхователя), страховщика (фонд социального страхования), определение суда.
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Направление на медико-социальную экспертизу лечебного учреждения (Форма 088/у-06); или Определение суда.
- Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
- Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, или Акт о профессиональном заболевании при первичном обращении на МСЭ.
- Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров для работающих, оригинал трудовой книжки для неработающих граждан.
- Заключение Органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего при первичном обращении на МСЭ.
- Заключение врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости в медицинской реабилитации.
- Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
- Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при повторном освидетельствовании.
Документы для разработки (коррекции) Программы реабилитации пострадавшего (ПРП)
- Заявление гражданина (или его законного представителя).
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Направление лечебного учреждения (Форма 088/у-06);
- Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров, R- снимки и т.д.).
- Сведения о характере и условиях труда для работающих граждан, производственная характеристика.
- Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации.
- Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
Условия оформления и получения карты
Для оформления документа ИПР инвалиду необходимо пройти специальную комиссию МСЭК. Выписка из протокола этой комиссии несёт информацию для заполнения документа, и её формуляр будет предоставлен по месту обслуживания инвалидов в районное БМСЭ. Подчинённость этого бюро – Минсоцразвития РФ. В случае неправомерности действий сотрудников БМСЭ обращаться за разъяснениями необходимо именно в это министерство.
Исключением в алгоритме оформления карточки являются инвалиды по зрению, которые получают формы в спецподразделениях МСЭ по вопросам офтальмологии.
Для получения карточки необходимо выполнить следующий порядок действия:
- Обратиться к лечащему врачу за получением направления на медкомиссию.
- Подать заявление на ИПР в госслужбу медико-социальной экспертизы. Подача заявления осуществляется в двух экземплярах. На экземпляре заявителя ставится штамп о получении бумаги с указанием даты и расшифровка фамилии ответственного сотрудника. Заявление обычно стандартной формы, бланк которого предоставляется в приёмной МСЭ, образец заполнения можно увидеть там же.
Важно указать в заявлении все необходимые типы реабилитационных мероприятий, в которых нуждается нетрудоспособное лицо. Перечислить все средства, которые, по мнению обратившегося, смогут помочь стать человеку полноценным членом общества
Обычно для этих примечаний есть специально отведённое место в заявлении
В случае отсутствия такого раздела в бланке можно сделать дополнение на свободном месте листа с пометкой «Прошу принять во внимание!»
Так как инвалидность касается множественных функционалов организма, то уникальность болезни может не быть в компетенции врачей, составляющих МСЭ. Поэтому при прохождении комиссии претенденту на форму необходимо чётко обозначить свои потребности и пожелания для составления полной картины необходимых реабилитационных мероприятий.
При получении заполненной формы претендент должен изучить все сделанные записи и в случае согласия с ними засвидетельствовать их своей личной подписью или это должен сделать его представитель. Обнаружив неполный перечень индивидуальных потребностей или неточностей в описании анамнеза необходимо сделать запись: «С данными, указанными в карте, не согласен». И обязательно указать причину несогласия.
Действия сотрудников комиссии подлежат обжалованию в вышестоящей организации. К жалобе приложить копию поданного заявления и карточки, предоставленной сотрудниками районного отделения. Внесение корректива в документ осуществляется после повторного прохождения комиссии. И, если другой состав комиссии обнаружит недоработки, в карту обязаны внести изменения.
Новую редакцию плана реабилитации удостоверяет председатель МСЭ и скрепляет документ печатью Главного бюро. В случае несогласия с выводами ГМСЭ следующей инстанцией является Министерство по юридической подчинённости. Обращение содержит конкретную информацию о том, какой характер изменений не внесли в документы
Важно знать, что обратиться в суд для решения вопроса о нарушении прав недееспособного человека реально на любой стадии взаимодействия с МСЭ
ИПР ребёнка-инвалида очень важный документ, оформляемый в установленном порядке и указывающий привилегии, которые предусмотрены для недееспособных детей. В последнее время всё чаще претворяются в жизнь ДОУ с инклюзивным образованием. По статистическим сведениям учреждения для особенных детей существуют в 11 регионах страны. Планы развития в этом направлении предоставлены на официальном сайте Минсоцразвития РФ. Осуществляется подготовка педагогов для работы в таких ДОУ за счёт государственных ассигнований.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Индивидуальная программа реабилитации инвалида, образец которой будет описан далее, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию утраченных либо нарушенных функций организма, а также способностей к осуществлению некоторых видов деятельности. Она формируется в соответствии с решением уполномоченного органа Министерства здравоохранения. В ИПР включаются отдельные формы, виды, объемы, порядок и сроки профессиональных, оздоровительных и иных мер. Рассмотрим далее, как осуществляется разработка программы реабилитации инвалидов, какие мероприятия в нее могут входить. В статье будут описаны и некоторые нюансы, связанные с исполнением ИПР.
С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:
- Об образовательном уровне (профессиональном и общем).
- Специальностях, квалификации и исполняемых на момент освидетельствования трудовых функциях (если они есть).
- Группе инвалидности, степени ограничения трудоспособности.
Что содержит образец программы? Реабилитация инвалидов включает в себя ключевые восстановительные и компенсационные меры. Среди них присутствуют и врачебные мероприятия. В рамках медицинской реабилитации осуществляются:
- Восстановительная терапия.
- Реконструктивная хирургия.
- Ортезирование и протезирование.
- Обеспечение техническими приспособлениями и средствами.
- Санаторно-курортное лечение (для неработающих граждан).
Программа медико-социальной реабилитации инвалидов включает в себя:
- Консультирование и информирование по комплексу предпринимаемых мер.
- Юридическое сопровождение.
- Патронаж семьи.
- Реабилитация с использованием средств спорта и физкультуры.
- Адаптационное обучение.
- Обеспечение техническими приспособлениями для осуществления общественной и бытовой деятельности.
- Психологическая помощь.
- Социокультурная реабилитация.
Виды реабилитации инвалидов
Реабилитационные услуги для инвалидов, состоят из нескольких взаимосвязанных между собой методов, каждый из которых направлен на оздоровление и полную адаптацию в социуме.
- Медицинский.
- Социальный.
- Педагогический.
- Психологический.
- Комплексный.
Медицинский
Медицинская реабилитация инвалидов, предусматривает все возможные меры для полного, или частичного восстановления функций организма, утраченных в результате болезни, травмы. Сюда входят следующие направления: санитарно-курортное лечение, протезирование, реконструктивная хирургия, ортезирование (использование специальных конструкций фиксирующих, корректирующих и активизирующих работу конечностей).
Чтобы метод приносил результаты, его дополняют:
лечебной физкультурой, позволяющей с осторожностью разрабатывать суставы и мышцы, развивать двигательную активность и координацию движений на специальных тренажерах;
физиотерапией, включающей – прогревания, водолечение, лечение электричеством и ультразвуком. Помогает снимать отеки, обезболивать, быстрее регенерировать поврежденные ткани;
лечебным массажем, способным предотвратить пролежни, улучшить кровообращение и процесс обмена веществ;
эрготерапией, одно из направлений ЛФК, направленное на создание алгоритма, для возобновления навыков самообслуживания.
Социальный
Этот метод помогает инвалидам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, утратившим способности самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, восстановить себя, как личность. Содержание программы социальной реабилитации инвалидов, состоит из двух частей:
- Абилитация в быту – очень важна, для слепых, неговорящих, детей страдающих ДЦП и взрослых инвалидов с детства. Она не только натренирует новые навыки, а поможет, семье найти лучший вариант совместного проживания. Также социально-бытовая абилитация предусматривает подготовление жилья для больного.
- Ориентация в социальной среде – служит, для помощи людям с ограниченными возможностями, в адаптации к условиям жизни, с учетом их вновь обретенных навыков. Дает возможность получить работу, обучаться, поможет быть полезным членом общества, а не находиться на содержании и довольствоваться пособием от государства.
Большое значение имеет профессиональная реабилитация, когда на предприятиях переоборудуются рабочие места, создаются новые, людей переквалифицируют на другие специальности с учетом их физических особенностей.
Педагогический
Педагогическая реабилитация, понятие, включающее в себя, развитие и поддержание творческих способностей для взрослых, и обучающий, коррекционно-развивающий процесс для детей-инвалидов. Основой для этого вида восстановления, должна быть постоянная мотивация и поддержание интереса во время занятий
Лучше всего проводить обучение в небольших группах, где каждому уделяется внимание, и будет заметней прогресс развития
Достичь результатов, можно при, непосредственном участии семьи лиц с ограниченными возможностями, выполнении всех рекомендаций специалистов и развивающими занятиями в домашнем кругу.
Психологический
Психологическая коррекция, относится к одному из действенных методов, она способна активировать внутренние резервы больных людей. В случае некоторых психических болезней, неговорящим инвалидам, лицам не желающим смириться со своим состоянием, допускается внушение для указания соответствующих действий и норм поведения.
Суть психотерапии заключается в убеждении лечиться, бороться с болезнью, научиться с ней жить и решать социальные проблемы. Подавлять, отрицательные реакций, и реагировать только на положительные эмоций.
Комплексный
Комплексная реабилитация, сочетает пять видов, к которым относятся:
- медицинская;
- психологическая;
- социальная;
- социально-культурная;
- профессиональная реабилитация.
Значение комплексной реабилитации неоценимо, хотя ИПР всего лишь рекомендация, а воспользоваться ею полностью, частично, решать только больному или его опекунам. Благодаря индивидуальным программам, лица с ограниченными возможностями, могут интегрироваться в социальные группы и структуры, решать от бытовых до политических вопросов.
Бюджетные средства, выделяемые на реабилитационные мероприятия, не могут быть заменены денежным эквивалентом.
Преимущества ИПР
Разработка планов профессионального развития помогут сформировать единую команду, заинтересованную в расширении предприятия и отстаиванию интересов руководителя.
Зачем ИПР для работодателя?
мотивация подчиненных для приобретения новых знаний;
определение задач и стратегии продвижения фирмы, учитывая компетенции персонала;
демонстрация важности обучения и статуса подчиненного;
внедрение теоретических навыков в практическую работу предприятия.
Зачем ИПР сотруднику?
- личностный и профессиональный рост;
- обретение новых знаний, используя ресурсы компании;
- повышение собственной ценности в составе команды;
- хорошие отношения с работодателем;
- расставление приоритетов и четкий порядок действий;
- повышение и увеличение заработной платы;
- премии, грамоты и т.д.
Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.
Понятие «Абилитация инвалида»
Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.
Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.
По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).
Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е. Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.
Реабилитация и абилитация – есть ли различие?
Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:
- социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
- педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
- психический, применяемый для реабилитации личности;
- медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.
Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.
Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.
Что такое ИПР инвалида, и что о ней нужно знать
Основное назначение ИПР – восстановление утраченных функций инвалида. Члены комиссии детально изучают состояние больного. Анализ дает возможность определить необходимые мероприятия для его реабилитации.
Разработка ИПР закреплено на законодательном уровне Федеральным законом под номером 1891 от 24.11.1995 года. Согласно закону, ИПР представляет собой карту, содержавшую в себе медицинские, педагогические, психологические, социальные, бытовые и экономические меры, которые призваны восстановить, либо компенсировать утраченные функции человека с ограниченными возможностями.
Считается, что ИПР поможет инвалиду адаптироваться к условиям жизни, стать более мобильным и самостоятельным человеком.
С целью разработки более эффективной ИПР, в создании программы разрешено участвовать не только членам комиссии МСЭ, но и представителям общественной организации инвалидов.
ИПР разрабатывается по заявлению инвалида и выдается в момент присвоения группы инвалидности. Больной вправе отказаться от получения программы, так как ее предоставление не носит обязательный характер.
Что такое реабилитационная карта и где ее взять
На уровне законодательства с 2005 года по всей стране существует единая форма ИПРА. Порядок разработки единой системы предназначен для осуществления максимального уровня помощи недееспособным людям по всей стране в одинаковой мере.
Для полного осуществления плана ИПРА предусмотрен учёт нетрудоспособных лиц с заполнением карточки, которая в информативном порядке несёт в себе данные об индивидуальных потребностях человека, его медицинских показания и ограничениях. В ней обязательно указывается место осуществления его государственной поддержки. Обязательно составляется отчет о реализации плана мероприятий, направленных на улучшение условий жизни инвалидов.
Сформированная в полном объёме карта ИПРА способствует быстрому и эффективному урегулированию вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности больного
После введения в обиход карточки все госорганизации, в которые может обратиться больной, требуют подтверждения наличия особенностей в виде легитимного формуляра ИПР. В перечень необходимых бумаг для оформления справок или различных привилегий для лиц с ограниченными возможностями в обязательном порядке будет востребован этот документ.
Для справки! ИПРА – это та обязательная мера, без которой практически невозможно получить первичное образование или новую квалификацию. Представителю 3 группы трудоустроиться без неё будет нереально.
Адаптационные мероприятия и ИПР включают в себя платные услуги и сервисы, не требующие оплаты. Без оплаты предоставляется помощь, которая финансируется государством, согласно перечню, разработанному на федеральном уровне. К таковым относится:
- Технические приспособления для оказания помощи в передвижении.
- Устройства, помогающие в самообслуживании.
- Измерительные медприборы.
- Средства для сбора естественных отхождений.
- Специализированная одежда и обувь.
- Ортопедические приспособления.
Для обретения положенной помощи рекомендации к её получению должны быть зафиксированы в заполненной официальной карточке.
Помимо ЕДВ и пенсионного обеспечения людям с ограниченными возможностями 1 группы полностью и 2 группы частично назначаются социальные льготы следующего порядка:
- бесплатный или льготный проезд на транспорте муниципального подчинения;
- внеконкурсное обучение в различных учебных заведениях;
- налоговые вычеты при различных видах налогообложения;
- юридическая помощь у государственного специалиста без выполнения оплаты услуг;
- скидки на приобретение курортных путёвок с санаторным уклоном;
- трудоустроенным лицам предоставляется скидка на покупку медикаментов, включённых в индивидуальный список больного. Неработающие больные получают такие лекарства без оплаты.
Перечень очень мал и видно, что государство берёт на себя минимальное количество услуг и техсредств на поддержание людей, имеющих инвалидность. Но федеральными законами разрешено брать на себя дополнительные расходы по программе за счёт средств региональных бюджетов. Остальные необходимые услуги оплачиваются человеком самостоятельно.
Не противоречит законодательству привлечение третьих лиц для оказания спонсорской помощи в рамках ИПРА
Помогающей организацией может оказаться не только госучреждение, важным условием участия является качество оказываемых услуг. Исполнитель должен быть отражён в формуляре больного.
Если нетрудоспособный человек уже получил помощь или техсредства, которые оказываются государством безвозмездно, то об этом должна свидетельствовать запись в формуляре для последующего возмещения расходов через госорганы. Оформить возмещение можно через территориальные соцслужбы. Взаимодействие с ними происходит путём подачи соответствующего заявления с необходимыми приложениями в виде карточки ИПРА, удостоверения инвалида и расходных документов, подтверждающих понесённые затраты.
Отказ недееспособного человека или его законного представителя в получении технических средств или других услуг для реабилитации по федеральной программе обеспечения не дает право претендовать на компенсации за приобретение этого средства за свой счёт.