Особенности медицинской реабилитации инвалидов: от программ в рамках господдержки до услуг частных центров

Абилитация для детей с ограниченными возможностями здоровья

Процесс абилитации наиболее актуален для детей раннего возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии. Если ребенок рождается с ограничениями по здоровью, то это значит, что он будет отставать от сверстников и не сможет самостоятельно развить необходимые для нормальной жизни функциональные способности.

Целью абилитации является не только стремление модифицировать или лечить умственные или физические отклонения, но и обучить ребенка достижению целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, а также адаптировать окружающую среду для компенсации функций, отсутствующих у ребенка с инвалидностью.

Если абилитация начата поздно, она может оказаться трудновыполнимой и малоэффективной. Это может произойти в случаях, когда, например, дети с грубой задержкой речевого развития или церебральным параличом, начинают получать соответствующую помощь в возрасте семи-девяти, а то и более, лет. Мероприятия по абилитации могут начинаться уже с мониторинга состояния будущей мамы и выхаживания ребенка, рожденного с отклонениями в развитии. А начинать проводить комплекс лечебных, логопедических, педагогических и других абилитационных мероприятий нужно уже на первом году жизни ребенка.

В широком понимании, абилитация является многосторонним процессом, одновременно влияющим на различные аспекты развития ребенка и предоставляющая ему возможность вести жизнь, наиболее приближенную к нормальной. То есть, такую жизнь, которую ребенок мог бы иметь при отсутствии своих функциональных ограничений.

Главными задачами как абилитации, так и реабилитации является оказание помощи людям с инвалидностью в более успешной социализации, устройстве личной и профессиональной жизни и приобретении материальной независимости.

В России создана целая сеть абилитационных центров для инвалидов детства, в которых оказываются все виды помощи и реализуются программы абилитации для детей с двигательными, слуховыми, зрительными нарушениями, позволяющими в полной мере реализовать потенциал малышей.

Частично-платная помощь

Каждый инвалид имеет ИПРА. Она составляется на основе Федерального перечня. В нем собраны способы помощи, гарантированные государством.

Если лицо с ограниченными возможностями вовремя не получило нужное приспособление или услугу, определенные в ИПРА, но оплатило их самостоятельно, то оно в праве рассчитывать на полное возмещение от государства.

Частичная компенсация предусмотрена в ситуациях, когда услуга или приспособление, приобретенное за свои деньги, стоит значительно дороже тех, которые указаны в ИПРА. Возмещение затрат будет осуществляться только в границах, установленных программой.

Адаптация инвалидов

Адаптация лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, к условиям социальной среды, требует большого внимания и является одной из самых важных проблем современного общества.

Реализация государственной программы по созданию безбарьерной среды позволит сделать доступными для людей с инвалидностью социальные услуги, производство, образование, культуру и досуг, облегчит бытовые проблемы.   

Основная задача адаптации инвалидов — это преодоление физической, психологической, культурной, информационной, трудовой, эмоциональной и других видов изоляции. А залогом успеха в адаптации людей с инвалидностью к полноценной жизни является человечность и толерантность здоровой части общества, когда к ограничениям инвалидов относятся не как к трудностям конкретных людей, а как проблеме всего социума в целом.

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы  устранить или компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Что такое реабилитация инвалидов

Под реабилитацией инвалидов понимают полное или частичное восстановление у человека утраченных способностей вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  1. Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения и др.
  2. Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, помощь в трудоустройстве, производственная адаптация а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  4. Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Сюда можно отнести и протезирование, ортезирование, сажать мной курортное лечение и др.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду. Поэтому каждая программа реабилитации — индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому.

Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию.

В чем различия между абилитацией и реабилитацией

Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида. Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, если привычные способы оказались недоступными.

В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы.

Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься абилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.

Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ребенком-инвалидом ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.

Программу реабилитации необходимо проводить с первых дней болезни или получения травмы. Занятия должны быть непрерывными и поэтапными.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Также в нем прописываются все условия, которые предъявляются различными индивидуальными программами для людей с ограниченными возможностями. Именно в этом законе можно узнать, какова разница между абилитацией и реабилитацией инвалидов:

    1. реабилитация – это совокупность специальных действий, которые предназначены для восстановления способностей человека, который лишился их из-за какого-либо заболевания или травмы;
  1. абилитация – это изначальное создание способностей у человека, которые полностью отсутствовали у него.

Как правило, абилитация направлена на детей, которые были рождены с какими-либо отклонениями или имели нарушения в процессе своего развития.

Общее понимание

Анализируя понятие и виды социальной реабилитации инвалидов, необходимо отметить: с годами смысловое наполнение этого термина несколько изменилось. Впервые о реабилитации заговорили еще в период Первой мировой, и с тех пор представления о том, какие цели такая комплексная система должна преследовать, какие методики для этого нужно применять, существенно скорректировались. В наше время под реабилитацией принято понимать экономические, социальные, правовые, профессиональные меры, работу с человеком с целью восстановления психического и физического здоровья. Задействуют также педагогов. Основная идея этой деятельности – наименее затратное по времени и наиболее эффективное по результату восстановление функциональности индивидуума, утерянной вследствие причин, приведших к присвоению статуса инвалида. Вместе с тем реабилитационная программа позволяет восстановить социальный, индивидуальный статус.

Реабилитационный процесс – это трехэтапная комплексная поддержка человека. Первый шаг программы – реконвалисценция, после чего подключаются специалисты по адаптации, вторичной социализации гражданина с учетом изменившихся жизненных обстоятельств.

Что такое абилитация?

Это также целый цикл мероприятий, для того, чтобы человек с инвалидностью мог хорошо адаптироваться в социуме.

Существуют важные составляющие абилитационного процесса:

  • Социально средовая, или же просто социальная абилитация — это индивидуальное восстановление больного в социуме;
  • Педагогическая составляющая абилитации — это работа с человеком, по возвращению его деятельности;
  • Психологическая абилитация — это прием восстановления личности в гражданина с инвалидностью;
  • Абилитация медицинская включает в себя методики и приемы восстановления на биологическом и физическом уровне организма. Процесс абилитации помогает восстановить жизнедеятельность все функций человеческого организма.


Данный цикл мероприятий применяется в центрах физического и психологического восстановления человека с инвалидностью.

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  • реабилитационные мероприятия;
  • технические средства реабилитации;
  • услуги, предоставляемые инвалиду.

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

Сюда относят:

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация.

При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соцзащиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей.

Также работающим инвалидам положены льготы.

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д

Всероссийское общество слепых

Что конкретно там прописано? В законодательство Российской Федерации впервые вводится определение принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и дается определение такой дискриминации с учетом норм Конвенции. Также впервые вводится понятие «абилитация». Под ней понимается система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация наиболее актуальна в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизм ее осуществления будет определяться в рамках единого реабилитационно-абилитационного процесса.

— Для начала будет полезно немного углубиться в историю законодательства о социальной защите инвалидов. Отмечу следующее: в 1995 году был принят Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Именно он положил начало переходу от медицинской модели инвалидности, основывающейся на. неполноценности людей с ограниченными возможностями здоровья, к медико-социальной модели. В ее основе лежит концепция, согласно которой инвалидность — это не утрата трудоспособности, а ограничение жизнедеятельности. Как видите, подход совершенно иной! За инвалидом сохраняется не только возможность трудиться, но и способность осуществлять самообслуживание, передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и так далее. Напомню: до 1995 года была врачебно-трудовая комиссия (раз это потеря трудоспособности), а стала — медико-социальная экспертиза.

Историческая справка

Впервые о необходимости реабилитационных программ заговорили после Первой мировой войны. Именно тогда начала развиваться реабилитационная наука. Посылом большой силы оказался вскоре последовавший за первым второй мировой вооруженный конфликт, сопровождавшийся огромным количеством жертв. В настоящее время (если проводить сравнение с прежними временами) уровень смертности, заболеваемости ощутимо снизился, что связано с гигиеническими нормативами, медицинскими достижениями и санитарными условиями жизни. Есть и противоположное развитие ситуации: все больше рождается детей с врожденными заболеваниями, что становится причиной признания их инвалидами уже с самого нежного возраста. Все это вынуждает развивать реабилитационную науку далее, чтобы все люди могли вести полноценную жизнь, экономическую, социальную активность, развиваться интеллектуально, приносить выгоду обществу и пользоваться достойным качеством жизни.

В настоящее время один из ключевых культурных, цивилизованных показателей развитости конкретного сообщества – уровень помощи людям, не имеющим достаточного уровня социальной защиты. Первые в таком списке – это инвалиды. Реабилитация как медицинская наука предполагает взаимодействие с такими лицами применением различных методик, выбор которых основывается на личности конкретного человека

Не менее важно учитывать специфику болезни, наличие связей с обществом, их характер и силу

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики. В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов. Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.

Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.

Важно

! В федеральный бюджет на 2021 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.

Похожие термины:

  • часть непрерывного и согласованного процесса реабилитации; подразумевается предоставление таких услуг, как помощь в приобретении профессии, профессиональное обучение и обеспечение лиц с физиче

  • комплекс медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статус

  • физкультурный вид реабилитации, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций у людей при помощи физических упражнений и физкультурной деятельности. Содержание Д. р. составл

  • это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда: на его прежнем или новом рабочем месте, а если эт

  • комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов в доступных для него условиях труда, на достижение инвалидом материальной независимости. Профессиональ

  • – система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление,коррекцию или компенсац

  • система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызв

  • мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, создание необходимых условий и заботы о нем.

  • это комплекс педагогических, психологических, социально-экономических мероприятий, а также мероприятий правового характера, направленных на восстановление социального статуса инвалида по зрен

  • система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно бытовой деятельности.

  • комплекс мер, направленных на восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем.

  • военное учреждение, осуществляющее практическое решение задач оказания психологической помощи военнослужащим, реализацию индивидуальных реабилитационных программ, психологическое сопровожде

  • научно-практический центр, публикует актуальную информацию по проблемам образования детей-инвалидов, знакомит с коррекционной работой, проводимой специалистами центра, содержит ценные материал

  • гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

  • разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объ

  • гарантированный государством перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам безвозмездно за счет федерального бюджета.

  • разработанный на основе решений Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, ср

  • это комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих подготовку слепых и слабовидящих детей в условиях специальных образовательных учреждений к независимой жизни в обществе зрячих, успешн

  • учреждение, предназначенное для решения определенных социальных задач по отношению к несовершеннолетним в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подход

  • комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол. и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы пед. воздействия на больного или трудно-обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подро

Что включает социальная программа

Задачи медицинской реабилитации – повышение качества жизни инвалида, эффективная терапия с помощью санаторно-курортных, реконструктивных хирургических и других передовых методик.

Мероприятия

Реабилитационные мероприятия с учетом типа работ:

  1. Социальные – подразумевается возвращение человека к нормальной бытовой и общественной жизни, его психологическая адаптация, восстановление утраченных навыков к самообслуживанию.
  2. Профессиональные – инвалида восстанавливают на рынке труда, помогают его в поиске работы.
  3. Медицинские – речь идет о мерах компенсации, восстановления утраченных в результате травм и заболеваний функций. Это важнейшая часть реабилитационных мероприятий.

О том полагаются ли льготы инвалидам с детства 3 группы читайте здесь.

Перечень заболеваний на 2017 год, которые подлежат бесплатному лечению в рамках индивидуальной программы реабилитации, прописан в программе госгарантий. Он включает в себя:

  • абдоминальную хирургию;
  • акушерство и гинекологию;
  • гастроэнтерологию;
  • гематологию;
  • комбустиологию (лечение ожоговых поражений тяжелых форм);
  • неврологию;
  • нейрохирургию.

А также онкологическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, педиатрическое, ревматологическое, сердечно-сосудистое, торакальное хирургическое, травматологическое и ортопедическое, трансплантационное, урологическое, челюстно-лицевое, эндокринологическое, неонатологическое направления. План реабилитационных мероприятий может включать в себя такие методики как лечебная физкультура, эрго- и физиотерапия, массаж, психотерапия.

Этапы реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов

Рассмотрим этапы разработки и реализации ИПР:

  1. Программа разрабатывается в рамках проведения экспертизы инвалида с учетом оценки факторов, накладывающих ограничение на процессы его жизнедеятельности, реального восстановительного потенциала и прочих факторов. Ее утверждает руководитель Федерального бюро.
  2. Специалисты Федерального бюро разъясняют или инвалиду лично, или его законному представителю задачи, цели, а также предполагаемые результаты, последствия (социальные и правовые) реализуемых реабилитационных мероприятий, вносят соответствующую запись в акт освидетельствования.
  3. Разрабатывается индивидуальная программа – она включает в себя положения об экспертной диагностике, оценке потенциала предстоящих мер, составления прогноза реабилитации, определения техсредств, мероприятий, услуг, которые позволят инвалиду восстановить жизнеспособность (в определенной мере). Обязательно учитываются рекомендации из направления на медсоцэкспертизу.

Рекомендуем вам подробно прочитать про 2 группу инвалидности в данном материале.

В формировании ИПР при необходимости принимают участие представители совещательного света из внебюджетных фондов, учреждений здравоохранения, госслужбы занятости, потенциальные работодатели, квалифицированные педагоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector