Федеральная налоговая служба россии (фнс рф): история, структура и функции
Содержание:
- Как узнать СНО по ИНН
- С какой даты ступает в силу?
- Особенности функционирования ИФНС
- Полномочия налоговых органов
- Организационные модификации налоговой администрации
- Кто признается налогоплательщиком?
- Как открыть, вести и закрыть КРСБ
- Лицевой счет налогоплательщика: что это такое?
- Налоговые органы: их законные права
- Как проверить ОГРН
Как узнать СНО по ИНН
В настоящее время налоговая служба ведет множество реестров с открытой информацией о компаниях и ИП, а также предлагает сервис для проверки бизнеса. Казалось бы, при такой доступности данных узнать систему налогообложения любого субъекта по ИНН на сайте ФНС — не самая большая проблема. Но это не совсем так. Сведения о налоговом режиме в явном виде не входят в перечень данных, которые доступны при обращении к этим сервисам и реестрам.
Поэтому чтобы точно узнать применяемый режим налогообложения по ИНН, лучше обратиться в любую инспекцию ФНС. Составляется запрос в произвольной форме, указывается ИНН субъекта и обратный адрес, на который будет получен письменный ответ с печатью налогового органа. Этот документ сможет послужить весомым доказательством при возникновении споров.
Еще проще получить нужные данные, если у вас уже оформлена электронная подпись для работы с ФНС и есть доступ в личный кабинет. Тогда запрос о СНО контрагента можно направить в электронной форме.
Также можно обратиться к сервису « Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте налоговой службы. Он не предоставит официального ответа на вопрос о налоговой системе, но все же даст представление о ней по косвенному признаку.
В поисковой строке достаточно ввести ИНН бизнес-субъекта. Можно также поискать по названию/имени, но при этом рекомендуется указать регион:
После нажатия кнопки «Найти» система выдаст наименование компании или ИП. Кликнув на него, можно скачать выписку из реестра в формате .pdf. В ней нужно посмотреть раздел со сведениями о записях, внесенных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а далее — подраздел с перечнем документов, которые представлялись в ИФНС. Если было подано уведомление о переходе на специальный налоговый режим, значит, он и применяется:
На картинке видно, что подавалось уведомление о переходе на УСН. Следовательно, применяется упрощенка. Если же никакое уведомление не подавалось, то субъект применяет основную систему.
Правда, некоторые режимы можно совмещать. Например, перейдя на УСН, предприниматель может купить патент, а эти сведения в реестре не фигурируют. То есть точно узнать режим налогообложения по выписке из реестра можно не всегда. Однако из нее можно сделать вывод о том, должен ли в силу применяемой налоговой системы контрагент платить НДС или нет (на всех спецрежимах, кроме ЕСХН, его не платят). А это, как сказано выше, наиболее частая причина выяснения СНО партнера по бизнесу.
Единственная налоговая система, о применении которой можно получить точную информацию — это НПД для предпринимателей и самозанятых лиц. Для этого ФНС разработала специальный сервис. Для проверки статуса самозанятого достаточно ввести ИНН ИП /самозанятого и дату, на которую нужна информация. Если гражданин среди плательщиков НПД не найден, значит, он им не является. Вот как выглядит этот поисковый сервис:
О том, как проверить сторону по сделке перед тем как заключить договор, мы рассказали в этой статье.
С какой даты ступает в силу?
Использовать спецрежим самозанятые граждане вправе с 1.01.19 года. Начать выплачивать налог на профдоход физлицо может в любое время, не обязательно с 1.01.19 года. Налоговым периодом, за который следует рассчитывать отчисления в госбюджет, признается календарный месяц. Если перейти на новый спецрежим с середины или конца месяца, то 1-й отчетный период настанет со дня, когда физлицу пришло подтверждение о переходе на новую систему.
Порядок уплаты налоговых сборов
Служба ФНС через сервис «Мой налог» информирует самозанятых граждан о необходимости уплатить сборы и сообщает сумму к оплате. Уведомление появляется не позже 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В нем также указываются реквизиты для перечисления платежа. Перечислить деньги налогоплательщик обязан до 25-го числа календарного месяца.
Сумма налога определяется по следующей формуле:
НПД = полученный профессиональный доход * налоговая ставка
,
где ставка равна 4% или 6%, в зависимости от того с кем работает самозанятый (с физическими или юрлицами).
А как быть со взносами в Пенсионный фонд?
Особенность спецрежима — это освобождение от обязанности уплачивать страховые взносы. Это касается и физлиц, и ИП, Для налогоплательщиков уплата взносов в пенсионный и другие внебюджетные фонд осуществляется в добровольном порядке. При этом размер платежей определяется налогоплательщиком самостоятельно. Эта сумма будет учтена при формировании будущей пенсии. Законодательство не предусмотрено привязки к обязательным суммам взносов, которые уплачивают работодатели за своих работников и предприниматели за себя.
Особенности функционирования ИФНС
Как правило, под ИФНС подразумевают территориальные инспекции, осуществляющие свою деятельность на уровне администрирования субъектов. Подобные инстанции представлены во всех городах.
Таблица 1. Задачи и цели ИФНС
Глобальные задачи ведомств | Цели ИФНС |
|
|
Кроме обширного перечня обязанностей в зоне ответственности инспекций находится, например, проверка соблюдения соответствующих предписаний к использованию контрольно-кассового аппарата, контроль за производством спиртных напитков и табачных изделий, и даже проведение лотерей. В 2107 г. деятельность ИФНС помимо выполнения основных обязанностей сфокусирована на проверке личных карточек российских фирм на предмет ошибок и нарушений отчислений по страховым взносам.
Как правило, граждане РФ обращаются в ИФНС при регистрации своей фирмы или ИП
Оформление организационно-правовой формы деятельности в рейтинге причин посещаемости инспекции будет занимать одну из лидирующих позиций, однако ИФНС становится востребованной инстанцией во время подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в которой помимо суммы подоходного налога предоставляется возможность подать заявку на налоговый вычет.
Полномочия налоговых органов
Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:
- проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
- контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
- получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
- назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
- проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
- привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
- осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
- изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
- изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
- начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
- требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
- накладывать арест на счета налогоплательщика;
- накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
- вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
- опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
- начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
- выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.
Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:
- ликвидация предприятий;
- признание регистрации предприятий недействительной;
- признание совершенных коммерческих операций недействительными;
- взыскание необоснованно полученных доходов.
При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.
Организационные модификации налоговой администрации
Одной из особенностей организации системы государственной налоговой администрации является возможность ее построения в моносубъектной и в мультисубъектной модификации.
При моносубъектной модификации системы функции налоговой администрации государства возложены только на один обособленный субъект государственной власти – на одну государственную структуру. Весь объем полномочий в области налогового администрирования осуществляется этим органом единолично. Фактически он и является налоговой администрацией государства, а его структурное построение соответствует структуре государственной налоговой администрации.
Мультисубъектная модификация системы, в свою очередь, означает, что полномочия по налоговому администрированию распределяются между несколькими обособленными органами государственной власти. Соответственно понятие государственной налоговой администрации здесь означает совокупность всех структур государственной власти, входящих в ее состав.
Деятельность в области налогового администрирования осуществляется каждым из субъектов в пределах данных ему полномочий. Каждый из субъектов налоговой администрации является самостоятельным участником налоговых правоотношений.
Действующая система организации государственной налоговой администрации России основывается на принципе мулътисубъектного построения. За обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько специализированных государственных структур, обособленных друг от друга.
Необходимость создания системы государственной налоговой администрации с четко определенной структурой и полноценной законодательной базой деятельности в России возникла в самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных отношений. Следствием глобальной переориентации экономической политики государства явилось воссоздание системы государственной налоговой администрации.
В настоящее время в состав налоговой администрации России входят:
- система налоговых органов;
- уполномоченные финансовые органы;
- специализированные подразделения ОВД.
В определенных случаях полномочиями в сфере налогового администрирования могут быть наделены таможенные органы. При наступлении указанных в законодательстве случаев эти органы также следует относить к элементам системы национальной налоговой администрации, но в отличие от налоговых органов они не являются постоянными элементами указанной системы.
Кто признается налогоплательщиком?
Систему налогобложения на профдеятельность с учетом Закона No 422-ФЗ могут применять лица при выполнении ряда требований:
- быть индивидуальным или частным предпринимателем;
- не иметь работодателя;
- иметь ежегодную прибыль не больше 2 400 000 рублей (средний ежемесячный доход – до 200 тыс. рублей);
- вести деятельность в любом регионе РФ, в пределах которого действует эксперимент. В статье 4 Закона No 422-ФЗ определены граждане, считающиеся налогоплательщиками и отражен закрытый перечень лиц, не имеющих возможности использовать новый спецрежим.
В статье 6 того же законодательного акта размещен список источников заработка, которые не могут быть признаны объектами налогообложения. Список также является закрытым.
В чем выгода: какие предусмотрены льготные ставки?
В ст. 10 соответствующего закона приведены такие ставки:
- 4% — если доход получен от физлиц;
- 6% — если вам платят ИП и юрлица.
Сравним расходы по спецрежиму для самозанятых с другими налоговыми схемами.
К примеру, если физлицо от дохода в размере 30000 рублей уплатило бы платежей в 3 разных налоговых режимах:
- НДФЛ (13%) — 3900 руб.
- ИП на УСН (доходы минус расходы, 15%) — 4500 руб.
- НПД — 1200 руб.
Финансовая выгода нового режима очевидна. Однако нет никаких гарантий, что в будущем после окончания эксперимента налоговые ставки не будет повышены.
Как открыть, вести и закрыть КРСБ
В процессе постановки на налоговый учет в определенном ИФНС у плательщика налогов (организации, а также физического лица) не появляется автоматически КРСБ.
Карточка РСБ должна быть открыта ИФНС при наступлении следующих обстоятельств:
- обязательство по внесению определенного бюджетного платежа, страхового или иного взноса или налога;
- обязательство по внесению таможенных или фискальных платежей.
Важно! Если у организации имеются филиалы или отдельные (обособленные) подразделения, стоящие на учете в инспекции ФНС по не совпадающим адресам, то заводятся разные карточки РСБ, которые соответствуют КПП филиала или обособленных подразделений в соответствующей ИФНС. Сотрудники инспекции обязаны вносить информацию по оплате бюджетных платежей или сборов, а также прочих предусмотренных законодательством РФ платежей в кратчайшие сроки
На конец календарного года должно сформироваться сальдо с суммами, зафиксированными на начало и конец налогового периода в карточке РСБ
Сотрудники инспекции обязаны вносить информацию по оплате бюджетных платежей или сборов, а также прочих предусмотренных законодательством РФ платежей в кратчайшие сроки. На конец календарного года должно сформироваться сальдо с суммами, зафиксированными на начало и конец налогового периода в карточке РСБ.
Если сальдо сформировалось отрицательным, очевидно, что у налогоплательщика существует задолженность по платежам в пользу государства, если же сальдо положительное — значит, зафиксирована переплата. Юрлицо или физическое лицо имеют право взыскать переплату, подав заявление в соответствующую инспекцию ФНС в своем личном кабинете.
Карточка РСБ закрывается в том случае, если прекращаются обязательства по ведению учета платежей по страховым взносам, налогам и сборам.
Такими обстоятельствами являются:
- ликвидация или прекращение деятельности юрлица;
- прекращение работы физического лица, например, в случае потери работы или выхода на пенсию;
- смена физическим лицом или организацией ИФНС, вследствие чего в новом ИФНС заводится новая КРСБ, где отражается предыдущее сальдо;
- прекращение обязательств по уплате денежных средств в бюджет по определенному налогу или сбору, при этом обязательно отсутствие задолженности по таковым платежам. Такая ситуация возникает, например, если произошла смена режима налогообложения, переход с основной на упрощенную систему налогообложения, увольнение сотрудников.
Как формируется карточка в ИФНС
При регистрации предпринимателя или организации в налоговом органе происходит оформление карточки расчетов с бюджетом. Данная карточка оформляется на специальном бланке, в который вносят данные о произведенных налогоплательщиком платежей в бюджет. Если ранее в карточке указывались сведения только налоговым платежам, то на сегодняшний день в карточке также указываются данные по уплате страховых взносов.
Когда организации или предприниматели уплачивают ЕСН и страховые взносы на пенсионное страхование физлиц, то в налоговой открывается дополнительная карточка расчетов с бюджетом с данными значениями (
Лицевой счет налогоплательщика: что это такое?
с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в налоговых органах, а также для исчисления и уплаты налогов;- с момента уплаты налогов и сборов, страховых взносов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, страховых взносах.
Карточки «РСБ» открываются по каждому из агрегированных КБК, относящихся к соответствующему налогу, сбору, указанному в графе три призначной части (раздел I) и соответствующему восьмизначному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.В графе три раздела II (состояние расчетов) карточки «РСБ» указывается значение КБК с учетом кодов подвидов доходов.
Перечень КБК, закрепленных за налоговыми органами, ежегодно устанавливается соответствующим приказом ФНС России
Получение налогоплательщиком выписки из карточки РСБ (расчеты с бюджетом)
Сверка также может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, взносов), пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Подробнее об этом см.
Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы). Порядок проведения сверки в каждом случае, приведенном в пункте 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 № САЭ-3-01/444, имеет свои особенности. Ситуация: обязана ли организация при составлении отчетности проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией Нет, не обязана.
Пунктом 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 № САЭ-3-01/444, установлен порядок проведения сверки.
В нем приведены случаи, когда сверка проводится обязательно.
XI. Порядок закрытия карточек РСБ местного уровня
Расчетные документы, поступившие в налоговый орган после даты снятия с учета, в информационные ресурсы местного уровня не проводятся, а направляются в налоговый орган по новому месту учета отдельным пакетом вместе с Уведомлением (приложение 4 к настоящим Требованиям).
При этом в УФНС по тому субъекту Российской Федерации, в налоговом органе которого состоял на учете налогоплательщик, ведется реестр указанных денежных средств согласно приложению 5 к настоящим Требованиям.
После получения этих документов налоговым органом по новому месту учета открываются карточки «РСБ» с ОКТМО по прежнему месту учета, в которых отражаются суммы платежей по переданным расчетным документам как поступившие соответственно в графах 13, 19 и 23.5.
Проблемные аспекты ведения карточки лицевого счета (карточки «рсб») налогоплательщика
В настоящее время карточка лицевого счета называется карточкой «Расчеты с бюджетом» (далее — «РСБ»).
Карточка «РСБ» местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Так, порядок ведения карточки расчетов с бюджетом установлен Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утв.
Приказом ФНС России от 12 мая 2005 г.
. Согласно этим рекомендациям налоговые органы обязаны вести карточки «РСБ» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами. Официально текст опубликован не был.Процедура
Крсб налогоплательщика
Оснований для обращения в ИФНС по г.
Видному у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение получит отказ. Организации для целей налогового контроля должны встать на учет в налоговых органах (далее – ИФНС) (п. 1 ст. 83 НК РФ):
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
- по месту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств;
- по месту нахождения организации;
Налоговые органы: их законные права
Каковы основные права налоговых органов? НК РФ определяет их следующую совокупность:
выносить требования в адрес плательщиков налогов в отношении предоставления документов, в которых могут содержаться основания для законного исчисления и уплаты сборов;
запрашивать у граждан пояснения (в том числе зафиксированные документально), позволяющие определить, насколько правильно подсчитана сумма налога, а также то, в какие сроки он был уплачен;
проводить проверки на предмет следования плательщиками нормам законодательства, регулирующего сборы;
приостанавливать финансовые операции на расчетных и персональных счетах плательщиков в кредитно-финансовых учреждениях по основаниям, содержащимся в НК РФ;
налагать арест на располагаемое плательщиками имущество в качестве возможной меры, обеспечивающей перечисление требуемой суммы налога в бюджет федерального, регионального или муниципального уровня;
производить процедуру выемки документов с целью выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;
исследовать принадлежащие плательщикам объекты (ресурсы), пригодные для извлечения дохода (производственные помещения, склады, торговые площади), производить осмотр инвентаризацию их имущества (которое также может задействоваться как инструмент извлечения прибыли, подлежащей законному налогообложению);
исчислять корректные суммы сборов, которые плательщики обязаны вносить во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) на основании сведений о гражданах (а также субъектах, ведущих аналогичную деятельность);
определять размер налога расчетным способом в том случае, если плательщик не допускает специалистов ФНС к обследованию производственных объектов, складов, торговых площадок и иных ресурсов, которые могут быть использованы как инструмент извлечения прибыли (как правило, это происходит, если предприниматель не предоставляет в ведомство необходимые документы — отчеты, декларации и т. п. в течение продолжительного срока);
взыскивать недоимки по налогам с бизнесов, начислять пени, штрафы (последние — в судебном порядке) в соответствии с законодательными нормами (которые в ряде случаев регулируют взаимоотношения ФНС с ИП и юрлицами по-разному);
запрашивать в банках, которые управляют расчетными счетами предпринимателей информацию об исполнении различного рода платежных документов по распоряжению налогоплательщиков (эта мера, как правило, носит контрольный характер);
приглашать к сотрудничеству в случаях, когда это необходимо, экспертов и специалистов сторонних организаций (например, это могут быть переводчики);
обращаться к гражданам, которые могут засвидетельствовать те или иные факты, касающиеся деятельности предпринимателей, которые могут быть полезны для ФНС с точки зрения налогового контроля;
ходатайствовать о лишении предпринимателей лицензий (либо приостановлении их действия) если бизнес сопровождается нарушениями законодательства, регулирующего налоги и сборы;
взаимодействовать с различного уровня судами на предмет решения споров и нарушений, касающихся процессов исчисления и сбора платежей.
Таковы основные права налоговых органов, гарантированные законами РФ. Полезно будет также ознакомиться с перечнем обязанностей ведомств, ответственных за сборы в государственную казну.
Как проверить ОГРН
Подобно индивидуальному номеру налогоплательщика, ОГРН будет оригинальным и уникальным для любого зарегистрированного лица, будь оно юридическим, или речь идет про индивидуального предпринимателя.
Он показывает, имеет ли право конкретная организация на осуществление какой-либо деятельности; в своем роде это основной документ, легализующий работу предприятия.
Поэтому, осуществляя проверку ОГРН, можно установить, легально ли существует какая-либо фирма и не является ли ее деятельность мошеннической.
Как подтвердить или узнать подлинность ОГРН компании и организации?
Установить, настоящий ли регистрационный номер указан организацией, можно следующими путями:
- Отправив налоговым органам официальный запрос. В этом случае для получения необходимой информации потребуется предварительная оплата государственной пошлины.
- Информацию о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и юридических лицах можно получить на официальном сайте ФНС. Если информация об организации есть в Едином государственном реестре, она обязательно найдется на сайте.
- Рассчитать подлинность ОГРН можно при помощи контрольного числа.
Первый вариант будет самым длительным и потребует вложения средств, однако с его помощью можно получить наиболее полные и точные данные.
Нет ОГРНИП? Соберите пакет документов в бесплатном онлайн-сервисе за 15 мин для получения ОГРНИП в налоговой.
Как выяснить ОГРН при помощи сети интернет
Самый быстрый и удобный способ узнать ОГРН – воспользоваться официальным порталом федеральной налоговой службы.
Чтобы это сделать, вам потребуется выполнить следующие действия:
- Посетите сайт www.nalog.ru;
- На основной странице сайта, в меню крупно выделены центральные ссылки. Это «Индивидуальные предприниматели», «Юридические лица» и «Физические лица». Соответственно, если вы ищете госномер индивидуального предпринимателя или юридического лица – выбирайте нужную ссылку.
- После перехода по нужной ссылке система выдаст перечень доступных ссылок, из которых нужно выбрать услугу «Проверка контрагентов». Данная услуга доступна как по юридическим лицам, так и по индивидуальным предпринимателям.
- После выбора услуги «Проверка контрагентов» вы перейдете к форме поиска, с помощью которой можно найти нужную организацию по номеру ОГРН или ИНН, либо по наименованию.
Таким образом, так называемый основной государственный регистрационный номер позволяет получить достаточно подробную информацию о любой организации, а также проверить легальность ее деятельности.
Все цифры в нем имеют свое значение. Для того чтобы узнать ОГРН какой-либо организации, можно воспользоваться официальным сайтом ФНС, а быстро проверить его подлинность позволит расчет контрольного числа.