Этика взаимоотношений в системе медицинский работник и пациент. врач

I. Общие положения

1. На должность младшей
медицинской сестры по уходу за больными назначается лицо, имеющее среднее общее
образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными» или среднее профессиональное образование по
специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело»,
«Акушерское дело» по программе подготовки квалифицированных рабочих
(служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за
больными»

2. Требования к опыту
практической работы не предъявляются.

3. Дополнительные требования:

— прохождение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских
осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров
(обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Назначение на должность
младшей медицинской сестры по уходу за больными, а также освобождение от нее
производится приказом руководителя организации.

5. Младшая медицинская сестра по
уходу за больными должна знать:

5.1. Правила общения с
пациентами (их родственниками/законными представителями)

5.2. Здоровьесберегающие
технологии при перемещении пациента с недостаточностью самостоятельного ухода

5.3. Порядок
проведения санитарной обработки пациента и гигиенического ухода за пациентом с
недостаточностью самостоятельного ухода

5.4. Методы пособия при физиологических отправлениях пациенту с
недостаточностью самостоятельного ухода

5.5. Правила
информирования об изменениях в состоянии пациента

5.6. Алгоритм
измерения антропометрических показателей

5.7. Показатели
функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

5.8. Порядок
оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях

5.9. Санитарно-эпидемиологические
требования соблюдения правил личной гигиены пациента

5.10.
Правила кормления пациента с недостаточностью самостоятельного ухода

5.11.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания пациентов

5.12.
Алгоритм смены нательного и постельного белья пациенту с недостаточностью
самостоятельного ухода

5.13.
Правила использования и хранения предметов ухода за пациентом

5.14.
Условия безопасной транспортировки и перемещения пациента с использованием
принципов эргономики

5.15.
Условия конфиденциальности при работе с биологическим материалом и медицинской
документацией

5.16.
Правила безопасной транспортировки биологического материала в лабораторию
медицинской организации, работы с медицинскими отходами

5.17.
Структуру медицинской организации

5.18.
Сроки доставки деловой и медицинской документации

5.19.
Трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой процесс
младшей медицинской сестры; нормы этики в профессиональной деятельности

5.20.
Правила внутреннего трудового распорядка, лечебно-охранительного,
санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима

5.21.
Способы и средства оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях

5.22.
Требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при
чрезвычайных

5.23. _____________________________________________________________________

6. Младшая медицинская сестра по
уходу за больными подчиняется непосредственно __________________.

7. На время отсутствия младшей
медицинской сестры по уходу за больными (отпуск, болезнь, пр.) ее обязанности
исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

8.
________________________________________________________________

Доктор и медсестра

Взаимодействие в коллективе – важное условие правильной работы медицинского заведения. Его коллектив объединен общей напряженной работой, в основе которой – ответственность за человеческую жизнь и здоровье

Поэтому правильный климат в стенах больницы регулируется медицинской этикой.

Врачебная работа предполагает, что медицинская этика лежит в основе корректного отношения не только к пациентам, но и друг к другу, вне зависимости от должности. Ведь не просто так медики носят именно белые халаты – это подчеркивает не только чистоту, но и высокий смысл их профессии. Пренебрежение или вольности общения в медицинском кругу снижает доверие пациента ко всем медработникам.

Врачам следует уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Медсестра в настоящее время – главный помощник доктора, без которого невозможно полноценное лечение. Медицинские сестры обязаны соблюдать правила этикета по отношению к врачам и ко всем окружающим на работе. Медсестры должны, используя все свои знания, помогать докторам в работе.

Медицинским работникам, всем без исключения, нельзя высказываться отрицательно о своих коллегах, особенно в присутствии пациентов или их близких.

Все начинается с улыбки

Для установления контакта на первичном приеме необходимо создать у пациента ощущение комфорта и безопасности. Ваш внешний вид, тембр голоса и мимика играют здесь решающую роль. Как только пациент перешагнул порог вашего кабинета, скажите: «Добрый день!» и обязательно улыбнитесь. Если у человека нет острой боли и отсутствует нужда в сиюминутном вмешательстве, то постарайтесь провести первичный прием в перчатках, без использования инструмента, т.е. в форме консультации. Пока пациент располагается в кресле, вымойте руки и наденьте новые резиновые перчатки – так вы снизите возможную тревогу пациента по поводу чистоты и стерильности вашей работы.

Краткое описание

Санитар — сложная, утомительная и не слишком престижная профессия, сопряженная с физическим трудом. Санитары, как и медсестры, подчиняются врачам, выполняя все их указания и требования. Именно санитары производят уборку помещений, занимаются обработкой и стерилизацией медицинского инструмента.

Круг обязанностей этого сотрудника зависит от отделения, в котором он работает. Наиболее сложно трудиться в хирургических и онкологических отделениях. Санитары не должны быть физически и морально слабыми, брезгливыми, ведь часто им приходится работать с грязным постельным бельем, пятнами крови, капризными пациентами.

Для работы в этой сфере не нужно высшее медицинское образование, ведь достаточно прослушать короткий обучающий курс и получить сертификат. Работа санитаром (санитаркой) становится первой ступенью карьерной лестницы, ведь в перспективе можно получить среднее профессиональное образование, переквалифицировавшись в медбрата (медсестру).

документа

1. Основной задачей санитарки — мойщицы является обеспечение необходимого санитарного режима в помещениях рецептурно — производственного отдела, обеспечение его сотрудников запасом чистой посуды.

2. Назначается на должность и может быть освобождена от работы заведующим аптекой в установленном трудовым законодательством порядке.

3. Непосредственно подчиняется заведующему рецептурно — производственным отделом (провизору — технологу, провизору — аналитику и т.д.).

4. Руководствуется в своей работе:

— Правилами внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и охраны труда;

— Правилами по эксплуатации аппаратов, приборов, оборудования;

— Правилами уборки помещений, инвентаря;

— Правилами мойки, стерилизации и хранения чистой посуды.

1. Подвергает влажной уборке все помещения рецептурно — производственного отдела.

2. Подготавливает для использования и обеспечивает рабочие места специалистов рецептурно — производственного отдела чистой посудой и вспомогательными материалами, необходимыми для приготовления лекарств.

3. Выполняет вспомогательную работу (освобождение от упаковочного материала, подсчет товарных мест и т.д.) при приеме, инвентаризации товарно — материальных ценностей в отделе.

III. Должностные обязанности.

Для выполнения возложенных функций санитарка — мойщица

1. Подвергать влажной уборке подоконники, полы во всех помещениях рецептурно — производственного отдела по мере необходимости, но не реже 1 раза в смену.

2. Ежедневно в начале смены мыть теплой водой и смачивать дезинфицирующим раствором резиновый коврик перед входом в ассистентскую комнату.

3. Мыть, стерилизовать рецептурную посуду в соответствии с установленными правилами.

4. Соблюдать правила хранения чистой посуды.

5. Своевременно убирать использованную при приготовлении лекарств посуду, вспомогательные предметы (ступки, скребки и т.д.). Не допускать потерь рабочего времени специалистов в ассистентской комнате из-за несвоевременного обеспечения их рабочих мест достаточным для работы запасом чистой посуды и вспомогательных предметов.

6. По мере необходимости, но не реже 1 раза в смену освобождать мусоросборники, приближенные к рабочим местам фармацевтов, фасовщиков, провизоров — технологов в рецептурно — производственном отделе.

7. Соблюдать правила работы с сушильными шкафами, газовыми плитами, сборниками дистиллированной воды, средствами механизации, используемыми в работе.

8. Выполнять вспомогательные работы в период приема и инвентаризации товарно — материальных ценностей в соответствии с указаниями руководства отдела.

9. Выполнять требования санитарного режима на своем рабочем месте.

10. Строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Санитарка — мойщица имеет право:

1. Получать во всех затруднительных случаях консультации по вопросам подготовки к использованию рецептурной посуды, вспомогательных материалов у провизора — аналитика.

2. Получать бесплатно спецодежду в соответствии с установленными нормами.

3. Предъявлять требования руководству аптеки по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение своих функций и обязанностей.

Санитарка — мойщица несет персональную ответственность:

1. За чистоту помещений рецептурно — производственного отдела.

Это важно знать: Должностные обязанности заведующего столовой

2. За бесперебойное обеспечение чистой посудой,

вспомогательными предметами рабочих мест фармацевтов, занятых приготовлением лекарств.

3. За санитарное состояние своего рабочего места.

VI. Взаимоотношения (связи по должности)

1. Получает необходимый для бесперебойной работы запас моющих средств у заведующего рецептурно — производственным отделом в установленном порядке.

2. Выполняет указание специалистов в ассистентской комнате, связанные с обеспечением их рабочих мест запасом чистой посуды и вспомогательных материалов.

3. По распоряжению заведующего рецептурно — производственным отделом выполняет обязанности других санитарок — мойщиц.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Отношения «медсестра — пациент»

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

  • В общении с больным медработник должен быть приветливым и выдержанным. Не допускается панибратство и фамильярность, нежелательна и излишняя официальность
  •  Медицинская сестра обращается к пациенту по имени и отчеству, на «Вы»
  • Перед процедурой, особенно если она болезненная и технически сложная, пациенту необходимо разъяснить ее суть, успокоить пациента, снять его излишнее напряжение
  • В присутствии пациента нельзя обсуждать других больных, их диагнозы, планы лечения, также не стоит обсуждать своих коллег
  • Запрещается в присутствии пациента подвергать сомнению его диагноз и правильность лечения

Отношения «медсестра — родственники пациента»

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Отношения «медсестра — врач»

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Отношения «медсестра — медсестра»

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу

Отношения «медсестра — младший медперсонал»

  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Мифы о медицинской этике

Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.

В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.

Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.

Особенности медицинской этики и деонтологии во взаимоотношениях медработников

Крайне интересной является деонтология в том числе и в контексте взаимоотношения между различными категориями медицинских работников. Особые принципы деонтологии во взаимоотношениях между медработниками призваны сохранить вежливые, профессиональные и доверительные отношения в коллективе, обеспечивая при этом четкую иерархию больничной структуры и сохранение врачебного авторитета в глазах пациентов.

Поэтому любые конфликтные ситуации и споры между врачами как специалистами из числа высшего медицинского персонала не должны происходить на глазах у пациентов. Спорные ситуации должны рассматриваться коллегиально и со взаимным уважением друг к другу. Врач не должен обвинять другого врача в совершении врачебной ошибки, однако обязан указать на неточность в действиях и решениях коллеги, если таковые были замечены. При этом критика должна быть направлена не на личность другого врача, а на конкретные решения, принятые им и быть конструктивной, а не деструктивной.

Во взаимоотношениях со средним медицинским персоналом — медсестрами и фельдшерами врач должен осознавать свой статус и авторитет, независимо от возраста и стажа работы, однако не должен допускать фамильярности или какой-либо дискриминации других медработников. Контакты врача с младшим медицинским персоналом также должны происходить в уважительной обстановке, и врач не может требовать от таких работников выполнения каких-либо обязанностей за пределами их должностных инструкций.

В общении с административным персоналом врачу необходимо понимать, что он также состоит из медицинских работников, обладающих в том числе и управленческими правами и обязанностями. При этом врач обязан своевременно сообщать о любых конфликтных ситуациях и наличии потребности в определенных ресурсах, если они необходимы для осуществления профессиональной деятельности.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Принципы врачебной этики и деонтологии

Несмотря на то, что во многом принципы врачебной этики могут быть неоднозначными и даже противоречащими друг другу, ряд базовых понятий являются актуальными практически во всех странах мира и в отношении всех категорий медицинских работников. К подобным основным принципам врачебной этики и деонтологии можно отнести следующие базовые правила и нормативы, которым должны следовать все врачи:

  • Принцип «не навреди». Это — один из самых базовых принципов врачебной этики, считающийся основным. Многие иные принципы являются фактическим его продолжением. Принцип непричинения вреда пациенту часто конфликтует с необходимостью проводить какие-либо потенциально рискованные или опасные медицинские манипуляции. Однако на деле он требует от врача быть лишь уверенным в том, что его действия не нанесут вреда пациенту, или же что без причинения определенного вреда ситуация будет протекать хуже, а средств для минимизации вреда нет.
  • Принцип «делай благо». Данный принцип частично был сформулирован Гиппократом и нашел продолжение в трудах Парацельса. Он требует от врача, чтобы тот всегда стремился улучшить состояние больного при проведении любых медицинских действий, был максимально заинтересован в благополучии пациента и прилагал все возможные усилия для достижения наилучшего результата от лечения.
  • Принцип справедливости. Врач не должен руководствоваться при лечении больных какими-то своими личными предпочтениями и допускать предвзятость. Данный принцип в первую очередь касается распределения ресурсов на пациентов справедливым образом. Выделение огромного количества средств и ресурсов на безнадежно больного человека при наличии потенциально излечимого пациента, которому тоже могут понадобиться эти ресурсы с врачебной точки зрения считается неэтичным.
  • Принцип соблюдения врачебного долга. Вопросы, связанные с понятием врачебного долга и необходимости его исполнения — прямой объект рассмотрения деонтологии. Врачебный долг подразумевает обязанность врача добросовестно исполнять свою работу и выполнять ее всегда, когда у него есть такая возможность, не отказываясь от предоставления помощи пациенту.
  • Принцип сохранения врачебной тайны. Необходимость сохранения врачебной тайны в рамках медицинской этики прямо закрепляется множеством различных положений и нюансов. Врач получает доступ к огромному количеству личной информации пациента, разглашение которой может ему навредить. Однако в некоторых ситуациях закон и медицинская этика допускают разглашение этой тайны — при необходимости предотвращения эпидемий или заражения третьих лиц.
  • Принцип информированности и согласия. Прежде чем приступать к проведению лечения врач должен получить согласие от пациента, либо, если пациент не может по объективным причинам принять такое решение — от его родственников или третьих лиц. Допускается с точки зрения врачебной этики и ведение операций без какого-либо согласия, если оно объективно не может быть получено по причине критического состояния пациента. При этом в вопросах информирования пациентов о прогнозах лечения и возможных последствиях в рамках биоэтики нет единого подхода. Так, некоторые теоретики в сфере врачебной этики считают, что врач не должен сообщать безнадежно больному человеку его диагноз, другие же напротив — подчеркивают первичность права пациента на получение правдивой информации.
  • Принцип недопущения интимной близости врача и пациента. Положение врача само по себе является покровительственным по отношению к пациентам, и использование его для достижения интимной близости с больным повсеместно считается неэтичным. Более того, медицинская этика зачастую осуждает наличие каких-либо интимных или романтических отношений в том числе и с бывшими пациентами врача, а также с их родственниками и близкими. При этом данный принцип обеспечивает также беспристрастность врача и защищает его психику от импульсивных и необдуманных решений, которые могут быть вызваны чувствами к пациенту.

Где можно обучиться на санитара (санитарку)?

Пройти обучение можно в учреждении дополнительного профессионального образования.

При поиске учебного заведения в первую очередь следует обратить внимание, есть ли у организации лицензия на ведение образовательной деятельности. Далее следует подобрать подходящую программу обучения

Важно, чтобы программа была подготовлена с учётом требований профстандарта. Поэтому стоит изучить учебный план или основные темы программы, чтобы убедиться, возможно ли в этом учебном заведении получить знания и навыки, необходимые для работы

Все образовательные программы АБиУС соответствуют этим параметрам. В частности, программа профессионального обучения «Санитар» подготовлена с учётом требований профстандарта «Младший медицинский персонал» и содержит материалы по следующим темам:

  • нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности младшего медицинского персонала. Функциональные обязанности санитара;
  • перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов;
  • санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря;
  • основы медицинской этики, деонтологии и морали в профессиональной деятельности медицинского работника;
  • требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.

Срок обучения – от 2 недель до 2 месяцев.

Сертификат санитара

Некоторые интересуются, где можно получить сертификат санитара (санитарки). Правильное название документа – свидетельство о должности служащего. Это документ подтверждает присвоение класса или категории по результатам профессионального обучения и даёт право вести профессиональную деятельность.

Зачем необходима врачебная этика

Сама по себе профессиональная этика врачей призвана решать как практические задачи, так и моральные и нравственные вопросы, с которыми могут столкнуться медицинские работники и простые люди, обращающиеся за медицинской помощью. Поэтому основные задачи и цели профессиональной врачебной этики стоит рассмотреть как можно более внимательно. Несмотря на то, что конкретные цели могут отличаться в зависимости от страны, территории, культуры, религии и профессиональной специализации врача, в общем случае врачебная этика призвана решать следующие задачи:

  • Установление ограничений и особой ответственности врачей. Врачебная этика стремится установить максимально допустимые границы дозволенных действий для врачей, чтобы предотвратить возможные негативные последствия их деятельности для общества и пациентов. При этом она также рассматривает особый статус врача и соответствующую ему дополнительную ответственность, которая налагается на каждого медицинского работника.
  • Определение личностных качеств, необходимых для медицинского работника. Любой медицинский работник обязан с точки зрения врачебной этики, обладать как рядом профессиональных навыков, так и определенными личностными качествами, которые следует развивать, культивировать и поощрять в рамках ведения профессиональной деятельности.
  • Установление понятий врачебного долга. Само понятие врачебного долга является одним из базовых в рамках врачебной этики и регулирует принципы оказания медицинской помощи и обеспечения свободного доступа к ней у нуждающихся людей.
  • Разрешение наиболее распространенных моральных конфликтов. Деятельность врача так или иначе часто может быть связана с различными неоднозначными моральными и этическими конфликтами. Например — необходимость причинения вреда пациенту для спасения его жизни или здоровья. Есть и более сложные вопросы и дилеммы, которые приходится разрешать врачам в экстренных ситуациях, и они также рассматриваются в рамках врачебной этики.
  • Обеспечение развития врачебного сообщества и медицинской науки. В рамках профессиональной этики врачей рассматриваются в том числе и вопросы, связанные напрямую с развитием медицинской науки и с взаимодействием медицинских работников друг с другом, что обеспечивает эффективное развитие медицины в целом и структурирует врачебное сообщество в частности.
  • Фиксация гарантий равенства, свободы и справедливости. Врачебная этика призвана обеспечить равенство между всеми пациентами, непредвзятость врача при назначении лечения и необходимости совершения выбора, и свободу человека при необходимости проведения каких-либо медицинских манипуляций.
  • Поиск оптимальных методов сохранения психического и физического здоровья врачей и пациентов. Значительная часть аспектов врачебной этики посвящена необходимости сохранения психики врачей, как группы риска — медицинским работникам часто приходится находиться в травмирующих ситуациях и методы борьбы с возможными травмами рассматриваются в том числе и с этической и моральной точки зрения. Кроме этого, рассматривает профессиональная этика врача и вопросы его взаимодействия с пациентами в целях обеспечения блага последним.
  • Создание позитивного образа врача и медработника в общественном сознании. Еще одной из задач врачебной этики является создание доброго образа врача в общественном сознании, поддержание высокого статуса медицинского работника в обществе, обеспечение уважения и почета профессиям, связанным с медициной.

В каждом специализированном направлении медицины врачебная этика может также решать и дополнительные задачи. Кроме этого, в различных традиционных сообществах с отдельными особенностями культуры и религии, врачебная этика также тщательно исследует механизмы взаимодействия врачей с пациентами таким образом, чтобы они не противоречили нормам и принципам нравственности и общественной морали в таковом обществе.

Школы и история развития врачебной этики

Родоначальником первых принципов врачебной этики, многие из которых являются актуальными и сегодня, принято считать Гиппократа — именно он сформулировал и впервые записал базовые принципы врачебной этики, которые называются Клятвой Гиппократа. На деле же эти этические принципы применялись врачами задолго до рождения самого Гиппократа и передавались в его семействе из уст в уста. Кроме этого, сейчас существуют свидетельства указания на подобные нормы и правила и в древнеегипетском сообщества за несколько тысячелетий до времени жизни всемирно известного врача.

Значительная часть принципов, зафиксированных письменно Гиппократом, являются актуальными для врачей и по сегодняшний день. В то же время ряд его наставлений ещё в Средние Века уже считались неактуальными, и тем более не являются актуальными сейчас.

Например, крайне спорными с точки зрения современной биомедицинской этики можно назвать положения о непричинении вреда в контексте эвтаназии, а также о запрете на проведение абортов.

Не поддается сомнению и ограничение в Клятве Гиппократа на удаление почечных камней при мочекаменной болезни — во время Гиппократа эти операции проводили отдельные специалисты, в остальном не занимающиеся медицинскими манипуляциями. Крайне интересным является также тот факт, что ещё Гиппократ впервые зафиксировал недопустимость интимной близости врача и его пациентов либо близких пациентов.

Следующим этапом развития врачебной этики стало учение Парацельса, которое уделяло особое внимание принципам несения добра врачом. Парацельс настаивал на том, что врач должен быть личностью и лечить не только тело пациента, но и его душу, оказывая помощь

Именно Парацельс зафиксировал важность добрых намерений и максимальной ответственности врача при осуществлении своей профессиональной деятельности. Однако ряд концепций Парацельса впоследствии был основательно раскритикован — например, сейчас исследования отмечают нежелательность установления прочного двухстороннего эмоционального контакта врача и пациента в большинстве ситуаций

Хотя в отдельных случаях он все же может являться допустимым и даже рекомендуемым.

Третья историческая модель врачебной этики — это медицинская деонтология, сформированная в 19-м веке. Она предполагала установление максимально четких, однозначных и строгих нормативов нравственности и морали для врачей, фактически стремясь сделать каждого врача безупречным профессионалом и формализировать каждый аспект медицинской деятельности до мельчайших деталей. Преимуществом деонтологии можно назвать структурированность применения всех врачебных методик и ее практическую применимость в осуществлении врачебной деятельности. В то же время, имеет деонтология и ряд упущений — особенно в рамках моральных и нравственных ориентиров современного общества, в которых все большее значение уделяется субъективным правам человека, а не только жестким и беспристрастным объективным критериям.

Наконец, наиболее современной моделью в рамках врачебной этики считается биоэтика, которая принимает во внимание не только моральные и нравственные ориентиры врача, но ставит его на одну ступень с пациентом, требуя учитывать его права и возможности. Биоэтика рассматривает множество наиболее актуальных и не имеющих однозначного решения вопросов и предполагает необходимость наибольшего информирования пациента и его участия в процессе лечения, равно как и обязательность заботы врача о пациенте не с позиции патернализма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector