Цифровые образовательные технологии

Исходная проблема

Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание имеет несколько измерений. Во-первых, в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерак-тивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ). Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.

Среди этих задач:

  • интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс;
  • устойчивое достижение образовательных результатов группой «отстающих» школьников (школьников с особенностями восприятия и поведения);
  • соразмерная и своевременная поддержка школьников с высокими способностями;
  • устранение перегрузки учителей рутинными задачами, высвобождение их времени для творческой и воспитательной работы;
  • преодоление ограниченности доступных в школьном обучении образовательных ресурсов;
  • освоение современных цифровых технологий, прежде всего — в их применении, возможность выбора из широкого набора технологий, а также производ-ственных и иных квалификаций реальной экономики;перестройка методик общеобразовательной школы, в частности внедрение игровых, проектных, соревновательных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов.

Реализовав национальный проект цифровой школы, Россия получит исторический шанс не просто догнать, а опередить самые передовые страны по качеству образования и человеческого капитала как основного двигателя социально-экономического развития.

В результате

  • разработаны, апробированы и внедрены ЦУМК по 14 предметам общеобразова-тельной школы (не менее 2 цифровых учебно-методических комплексов по каж-дому предмету для обеспечения выбора), а также по 40 дисциплинам дополни-тельного и профильного образования в основной и старшей школе (в том числе для поддержки проектной деятельности, объединяющей несколько предметов);
  • 100% школьников включены в персонализированный образовательный процесс с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов и облачных ресурсов, а также средств объективной оценки, что позволит по-высить долю выпускников 9-го класса, способных эффективно использовать знания (в области математики, естествознания и русского языка), с 72% до 85%, повысить с 40% до 80% долю школьников, сохраняющих интерес к обучению в основной школе9. Разработаны и внедрены цифровые игры и симуляторы для всех предметов общеобразовательной школы (с возможностью их использования еще на этапе применения традиционных учебников);
  • 100% учителей получили сертификаты, подтверждающие квалификацию работы в цифровой образовательной среде; 100% учителей предметов, по которым вне-дрены ЦУМК, имеют соответствующие квалификации. Не менее 25% учителей получают дополнительное вознаграждение за разработку элементов цифровых образовательных ресурсов. 35% учителей вовлечены в сетевое взаимодействие в рамках освоения и развития новых ЦУМК, игровых, симуляционных и иных образовательных ресурсов;
  • 100% школьников имеют доступ к открытым онлайн-курсам, соответствующим уровню общеобразовательной школы. 15% школьников 8–11-х классов осваивают открытые онлайн-курсы с получением сертификата;
  • у 50% учителей (в зависимости от того, требует ли предмет проверки домашних и урочных заданий) затраты времени на рутинные и бюрократические операции сократятся на 25%, у 50% — на 10%.

Горизонт завершения данного проекта в части полного перехода на новые образо-вательные технологии всех классов общеобразовательных школ России — 2029 год.

Что происходит с цифровыми средами сейчас

Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.

Цифровая среда для школ

По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».

Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.

Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».

Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.

Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.

Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.

Первоначально, судя по  постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.

Цифровая среда для вузов

Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.

Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков. Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы

Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera

2019

В эпоху цифровизации вузы сталкиваются с вызовом: складывается система образования, позволяющая учить студентов гораздо более эффективно, массово и гораздо дешевле, чем сегодня это делают российские вузы, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, выступая на конференции EdCrunch 1 октября. Эффективность и онлайн, и оффлайн обучения в российских вузах предельно низкая с точки зрения экономических категорий — соотношения затрат и результатов, считает он.

В сложившихся условиях есть несколько сценариев, по которым может развиваться судьба российских вузов в ближайшие годы, полагает Песков. Один из них — «каннибалистический»: когда несколько ведущих университетов создают онлайн платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. У такого сценария много неприятных социальных последствий, отметил спецпредставитель президента.

Дмитрий Песков обрисовал сценарии развития вузов в условиях изменений в образовании на фоне цифровизации (фото — Кирилл Кухмарь/ТАСС )

Есть также сценарий, при котором университеты пользуются возникающими у них возможностями. Основных таких возможностей — три, и они отражены в нацпроектах, говорит Песков. Первое — это цифровизация, то есть, снижение своих издержек с параллельным повышением эффективности.

Второе — преобразование себя в институты, которые учатся зарабатывать средства и выходят на устойчивую траекторию, в первую очередь, программ дополнительного образования на региональном рынке. И третье — это экспорт образования: обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом уровне.

Все три возможности сегодня открыты, и в ближайшие 5-10 лет основная борьба будет происходить вокруг этих трех сюжетов: кто научится продавать услуги за рубежом, кто превратится в центр дополнительного образования, кто сможет создать эффективную цифровую платформу, — отметил Дмитрий Песков. — То есть фактически, чтобы выжить, средний университет должен размыть свой фокус.

Чиновник добавил, что в вопросах технологий важно отделять то, чем занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации, потому что появление, например, в вузе бухгалтерского ПО или электронного расписания — это еще не цифровой университет. И даже курсы онлайн — это еще не цифровой университет.

Цифровой университет — это в первую очередь про то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата, а этого можно достичь, только глубоко погрузившись в суть того, как учатся студенты, какая у них мотивация, — подчеркнул Песков.

Песков отметил, что есть много технологий, которые можно перенести из других сфер в сферу образования. Например, речь идет о воронках продаж. Известно, что из тех, кто обучается самостоятельно онлайн, до конца доходят 5-7%, привел статистику он. Любое повышение числа людей, самостоятельно закончивших свои программы, означает повышение образовательного результата. Есть метрики для работы с конечным потребителем, которые надо брать у маркетинга, у бизнеса, рекомендует Дмитрий Песков.

Замминистра высшего образования и науки Денис Солодовников — о цифровизации отрасли

Созданному в 2018 году Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит трансформировать отрасль с помощью цифровых платформ. О контурах этих платформ и подходах к их созданию заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в феврале 2019 года.

В сентябре 2019 года Денис Солодовников дал еще одно интервью TAdviser, в котором более детально рассказал о готовящихся цифровых образовательных платформах. К ним относятся, в частности, интеграционная платформа непрерывного образования и вторая — современная цифровая образовательная среда.

Проектировать эти платформы Минобрнауки предстоит совместно с Министерством цифрового развития: определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году.

Использовать разные каналы связи и технологии

Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.

Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.

Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.

Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.

Экономика образования

Визуализируйте правильно: зачем учителям навык педагогического дизайна

Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.

Чего ждать в ближайшем будущем

Очевидно, что сейчас преимуществами высоких технологий в образовании пользуются в первую очередь корпорации, промышленные предприятия, медицинские учреждения и языковые онлайн-школы. Однако с каждым годом я наблюдаю всё больше и больше удачных разработок, в основе которых лежат самые разнообразные области знаний и целевые аудитории.

Я с оптимизмом смотрю в будущее образования и могу прогнозировать, что мы увидим проникновение высоких технологий в общеобразовательные программы в ближайшие 5–10 лет. Технологии послужат на благо учащихся всех возрастов — от дошкольников до пенсионеров.

Безусловно, для внедрения новых технологий в образование потребуется соответствующее понимание со стороны государства. Очевидно, что инновационные технологии позволят обучаться более эффективно и осваивать необходимые навыки в сжатые сроки, а значит, будет развиваться человеческий капитал и сохраняться профессиональное и творческое долголетие.

Любить технологии — искренне

Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.

Индустрия 4.0

Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно

«Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него

Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.

Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится

Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий

Помнить о личном обаянии

Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.

Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.

Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет

В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять

Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие

А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться

Диана Минец:

«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.

Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».

Проект включает

  • разработку, апробацию и переход к массовому использованию с 2023 года принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), частично или полностью замещающих традиционные учебники. Построенные на технологиях искусственного интеллекта и экспертных систем, эти комплексы «подстраиваются» под основные индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивая успешное освоение материала основной, отстающей и опережающей группами учеников, учащимися с выраженными особенностями восприятия (например,преимущественно образное и преимущественно логическое мышление). Также на базе цифровых комплексов обеспечивается создание и использование системы объективной оценки и обратной связи по всем предметам школьного цикла: как для текущей оценки, так и для итоговой аттестации, как обязательной, таки добровольной. При использовании этих комплексов обеспечивается создание, регулярное обновление и продвижение облачных образовательных ресурсов для школьников, родителей, педагогов (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков);
  • создание системы фильтров-поисковиков для рекомендации и продвижения наиболее качественных и безопасных открытых онлайн-ресурсов для использования в образовательном процессе;
  • разработку, апробацию и переход к массовому использованию с 2020 года цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокуюстепень вовлечения школьников в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе. Эти инструменты могут быть встроеныв традиционный образовательный процесс школы на основе действующих стандартов и учебников и послужить переходной формой для освоения учителями новых методов преподавания, соответствующих требованиям проекта «Цифровая школа», до широкого внедрения цифровых учебно-методических комплексов;
  • введение современных технологических решений для радикального упрощения отчетности и сокращения рутинных видов работы для педагогов и руководителей всех образовательных учреждений;
  • переход на контракты нового типа с провайдерами ЦОР для общеобразовательной школы не просто на поставку, а поддержку ресурса на всем протяжении его эксплуатации. Это предусматривает обучение и сертификацию учителей для ра-боты с новыми ресурсами, текущее консультирование педагогов, организацию и поддержку проектных команд, вовлечение учителей в разработку учебных модулей и других образовательных ресурсов на базе ЦОР;
  • создание, регулярное обновление и продвижение открытых онлайн-курсов лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а также дисциплинам дополнительного образования — в том числе для детей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в школе.

Наука, медицина, производство, школы: где и как используют виртуальную и дополненную реальность

VR и AR также активно внедряются в образовательные процессы. Развитию иммерсивного обучения благоприятствует техническая оснащённость потребителей: , что к концу 2020 году в мире будет работать почти 1,5 млрд поддерживающих AR смартфонов, а к 2023-му — 3,4 млрд.

VR и AR пока наиболее распространены в сегменте корпоративного обучения и, конечно, представляют наибольшую ценность в науке, медицине, производстве — там, где при отработке навыков в реальности слишком высока цена ошибки. Вот несколько удачных примеров.

Медицинский стартап EchoPixel разработал технологию иммерсивной томографии: при помощи аппарата для УЗИ, 3D-очков и особого дисплея врачи воспроизводят трёхмерную голограмму тела пациента или отдельного органа:

Система может служить и для безопасной учебной отработки врачебного вмешательства в организм больного.

EchoPixel сравнивает средневековые и современные методы обучения врачей

Российский проект NOE-VR предлагает первый в мире офтальмологический образовательный VR-симулятор с использованием технологий искусственного интеллекта. Симулятор создаёт анатомически точную модель глазного яблока в виртуальной реальности. На неё можно накладывать любые болезни глаз в разных стадиях, учиться их диагностировать и лечить. Включив хирургический модуль, пользователь получает возможность проводить операции.

Что это значит для EdTech-рынка и для учеников

Важная часть и ЦОС, и платформы СЦОС — образовательный контент для школ и университетов. Кто и как будет его создавать? Будет ли в этих цифровых средах место решениям, разработанным в EdTech-компаниях?

Похоже, что да. Но на определённых условиях.

«Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту… Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический „опциональный“ — то есть дополнительный — контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — «Маркетплейсе». Весь этот контент в обязательном порядке пройдёт экспертизу», — рассказывал в интервью министр просвещения Сергей Кравцов.

Иными словами, чтобы образовательный контент для школьников попал в «Маркетплейс» ЦОС, он для начала должен будет пройти экспертизу. государственной экспертизы контента и формирования его поставщиков ещё не утверждён. Предполагается, что заключение государственной экспертизы о включении контента в библиотеку будет действовать три года.

Вузовский портал СЦОС уже включает в себя курсы не только университетов, но и частных игроков рынка онлайн-образования. Правда, они там пока в меньшинстве: видимо, платформа ориентирована всё-таки прежде всего на обмен своими курсами между вузами в формате виртуальной академической мобильности.

Технологии ЦОС в школах и платформа СЦОС для студентов предполагаются бесплатными для пользователей. За контент для базового блока ЦОС заплатит государство: разработчик «Моей школы» Федеральный институт цифровой трансформации образования закупит образовательные материалы по 46 предметам для 1–11 классов на 800 млн рублей.

Заключение

Проанализировав применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании можно сделать следующие выводы.

В результате исследований изучены теоретические аспекты применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Было выявлено, что эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании направлены на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом. Эффективные цифровые технологии обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и направленная на реализацию учебного процесса в рамках самостоятельной, творческой деятельности студентов, что способствует приобретению будущими специалистами-экономистами навыков и умений решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности и, одновременно, обогащению личности в целом. Стержнем таких технологий является стимулирование студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе разрешения жизненных задач. Преподаватель при этом лишь оперативно управляет процессом решения дел.

В ходе исследований проанализированы практические аспекты применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании. Было выявлено, что использование современных информационных технологий в ГАПОУ «ТГЮК» сделало обучение более доступным. Результаты проведенного анкетирования показали, что большая часть студентов (70%) оценивает эффективность применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК» в средней степени. На вопрос «необходима ли разработать предложения, направленные на развитие применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в ГАПОУ «ТГЮК»» все испытуемые ответили положительно.

В результате проведенного исследования можно сформулировать предложения и рекомендации, направленные на усовершенствование применения эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании:

1) В процессе обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании целесообразно использовать на занятиях ППП (пакет прикладных программ, например «1-С: Бухгалтерия 8», который можно установить в компьютерных классах;

2) На наш взгляд,  уместно активное применение информационных технологий в реализации  проектной  деятельности  на  занятиях по экономическим дисциплинам.  Например,  по  окончанию определенного  раздела  экономической дисциплины  можно  предложить  студентам  создать  свои  индивидуальные  мини-проекты. Содержание проектов определяется пройденными темами. Для создания  проектной  работы по экономическим дисциплинам студенты могут использовать сервис  Voki,  программы  для  создания видеороликов, стандартную мультимедийную презентацию Power  Point. Метод проектов при  изучении экономических дисциплин широко используется в Германии, где студенты со второго семестра первого курса уже выполняют проекты в подгруппах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector