Цифровая среда в образовании

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1,7 млн граждан
примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников
в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и
отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов
будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза
будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс.
новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров
будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан
пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в
международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью — к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ
родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей,
с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.

* Нарастающим итогом

Публикации по теме:

  • Манифест о цифровой образовательной среде;
  • Ролик «Манифест о ЦОС» (9 минут);
  • Изменение традиционной практики документооборота, освобождающее школы от большинства обязанностей оператора персональных данных;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 09.02.2015 №ПГ-МОН-75 о праве образовательной организации на выбор информационных систем;
  • Нужен новый Контингент;
  • Свой ЭЖ для своей песни;
  • Мой ансамбль-Контингент;
  • Справка о защите ПДн в ЭЖ;
  • Единая и неделимая образовательная среда;
  • Представления о региональной ИОС;
  • Подборка всех публикаций по ИОС/ЦОС в блоге;
  • Информатизация: за или против учителя?

2019

В эпоху цифровизации вузы сталкиваются с вызовом: складывается система образования, позволяющая учить студентов гораздо более эффективно, массово и гораздо дешевле, чем сегодня это делают российские вузы, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, выступая на конференции EdCrunch 1 октября. Эффективность и онлайн, и оффлайн обучения в российских вузах предельно низкая с точки зрения экономических категорий — соотношения затрат и результатов, считает он.

В сложившихся условиях есть несколько сценариев, по которым может развиваться судьба российских вузов в ближайшие годы, полагает Песков. Один из них — «каннибалистический»: когда несколько ведущих университетов создают онлайн платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. У такого сценария много неприятных социальных последствий, отметил спецпредставитель президента.

Дмитрий Песков обрисовал сценарии развития вузов в условиях изменений в образовании на фоне цифровизации (фото — Кирилл Кухмарь/ТАСС )

Есть также сценарий, при котором университеты пользуются возникающими у них возможностями. Основных таких возможностей — три, и они отражены в нацпроектах, говорит Песков. Первое — это цифровизация, то есть, снижение своих издержек с параллельным повышением эффективности.

Второе — преобразование себя в институты, которые учатся зарабатывать средства и выходят на устойчивую траекторию, в первую очередь, программ дополнительного образования на региональном рынке. И третье — это экспорт образования: обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом уровне.

Все три возможности сегодня открыты, и в ближайшие 5-10 лет основная борьба будет происходить вокруг этих трех сюжетов: кто научится продавать услуги за рубежом, кто превратится в центр дополнительного образования, кто сможет создать эффективную цифровую платформу, — отметил Дмитрий Песков. — То есть фактически, чтобы выжить, средний университет должен размыть свой фокус.

Чиновник добавил, что в вопросах технологий важно отделять то, чем занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации, потому что появление, например, в вузе бухгалтерского ПО или электронного расписания — это еще не цифровой университет. И даже курсы онлайн — это еще не цифровой университет.

Цифровой университет — это в первую очередь про то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата, а этого можно достичь, только глубоко погрузившись в суть того, как учатся студенты, какая у них мотивация, — подчеркнул Песков.

Песков отметил, что есть много технологий, которые можно перенести из других сфер в сферу образования. Например, речь идет о воронках продаж. Известно, что из тех, кто обучается самостоятельно онлайн, до конца доходят 5-7%, привел статистику он. Любое повышение числа людей, самостоятельно закончивших свои программы, означает повышение образовательного результата. Есть метрики для работы с конечным потребителем, которые надо брать у маркетинга, у бизнеса, рекомендует Дмитрий Песков.

Замминистра высшего образования и науки Денис Солодовников — о цифровизации отрасли

Созданному в 2018 году Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предстоит трансформировать отрасль с помощью цифровых платформ. О контурах этих платформ и подходах к их созданию заместитель министра науки и высшего образования Денис Солодовников рассказал в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову в феврале 2019 года.

В сентябре 2019 года Денис Солодовников дал еще одно интервью TAdviser, в котором более детально рассказал о готовящихся цифровых образовательных платформах. К ним относятся, в частности, интеграционная платформа непрерывного образования и вторая — современная цифровая образовательная среда.

Проектировать эти платформы Минобрнауки предстоит совместно с Министерством цифрового развития: определить единое архитектурное пространство существующих и создаваемых решений, разработать концепцию и дорожную карту развития. Задачи по разработке решено выполнять уже после проектирования, а именно в 2020 году.

2020

Правительство сокращает бюджет на создание цифровой образовательной среды

В проекте бюджета на 2021–2022 годы заложено сокращение финансирования федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который входит в нацпроект «Образование». Это следует из внесенного правительством в Госдуму проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Из опубликованной к проекту бюджета документации следует, на 2021 год планируется финансирование «Цифровой образовательной среды» в размере 15,071 млрд рублей, что на 9,9% меньше ранее утвержденной суммы, на 2022 год – 11,995 млрд рублей, что примерно на 10,3% меньше. А на 2023 год предполагается финансирование в объеме 11,775 млрд рублей. Это примерно на 11,5% ниже суммы, заложенной в паспорте проекта.

В проекте федерального бюджета на 2021-2023 гг. заложено снижение бюджетных ассигнований на «Цифровую образовательную среду» (фото — ТАСС/Ирина Лялюхова/Будущее России)

При этом в пояснительной записке указано, что по 80 млн рублей из бюджета «Цифровой образовательной среды» в 2021-2022 годах ежегодно будет перераспределяться на федеральный проект «Социальные лифты для каждого», которой тоже входит в нацпроект «Образование».

Там же говорится, что проект бюджета предусматривает также уменьшение бюджетных ассигнований субъектам РФ на межбюджетные трансферты для мероприятий в сфере образования, в том числе на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» заявлено создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления ИКТ-инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Ранее срок реализации этого проекта был обозначен 2024 годом, но в октябре 2020-го Минпросвещения разработало проект постановления правительства, которое сдвинуло бы срок на 2030 год.

На 2021 и 2022 годы в проекте бюджета заложено сокращение ассигнований и на федеральный проект «Современная школа», который также относится к нацпроекту «Образование». Он предусматривает, в том числе, обновление материально-технической базы школ, обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ. Замминистра просвещения Татьяна Васильева в августе сообщала, что с 2021 года начнется поставка в школы оборудования для усиления их материально-технической базы.

В проекте бюджета предусмотрено уменьшение расходов здесь в пределах 10% в 2021 и 2022 годах. Однако, в отличие от «Цифровой образовательной среды», в 2023 году «Современную школу» планируется финансировать почти с утроенной силой: по сравнению с утвержденной в паспорте суммой проект бюджета предусматривает увеличение ассигнований в 2,8 раза, до 105 млрд рублей, следует из опубликованных документов.

Всем нужны МООКи

Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно – не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации.

Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК – «Массового открытого онлайн-курса».

Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

  • Массовость обучения;
  • Доступность;
  • Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования – абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Документы:

Федеральные:

— О проекте в России

—  Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»

— Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»

— Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»

—  Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02  «О перечне оборудования»

— Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019  № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

— Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»

Региональные:

О реализации региональной составляющей национальных проектов

Дата

Вид документа

Ссылка для просмотра / на скачивание

20.05.2019

Презентация (pdf)

21.08.2019

Презентация (pdf)

Образование Республики Хакасия 2020 – проектирование будущего— Текстовое сопровождение слайдов

27.09.2019

Презентация (pdf)

О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Хакасия в 2019-2024 годах— Текстовое сопровождение слайдов

27.09.2019

Презентация (pdf)

11.10.2019

Текст

26.10.2019

Презентация (pdf)

Основные термины и определения:

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.

Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Материалы:

—  Цифровая образовательная среда

—  Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации(письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)

—  Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий-Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»

— Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»

«Молодые профессионалы»

Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Главные цифры проекта (к 2024 году): создание сети из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских с современным оборудованием,
участие 70% людей, обучающихся по программам среднего профессионального образования, в различных формах наставничества, повышение квалификации 35 тысяч
преподавателей по программам, основанным на опыте Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).

Общий бюджет проекта: более 156,2 млрд рублей.

2.2. ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЛН ЧЕЛОВЕК) *

В 85 субъектах РФ
будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

  • — обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
  • — будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • — будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • — нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

25 тыс. специалистов
по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства),
НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек
будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия,
коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской
помощи в одном месте, к концу 2024 г.

Что это значит для EdTech-рынка и для учеников

Важная часть и ЦОС, и платформы СЦОС — образовательный контент для школ и университетов. Кто и как будет его создавать? Будет ли в этих цифровых средах место решениям, разработанным в EdTech-компаниях?

Похоже, что да. Но на определённых условиях.

«Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту… Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический „опциональный“ — то есть дополнительный — контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — «Маркетплейсе». Весь этот контент в обязательном порядке пройдёт экспертизу», — рассказывал в интервью министр просвещения Сергей Кравцов.

Иными словами, чтобы образовательный контент для школьников попал в «Маркетплейс» ЦОС, он для начала должен будет пройти экспертизу. государственной экспертизы контента и формирования его поставщиков ещё не утверждён. Предполагается, что заключение государственной экспертизы о включении контента в библиотеку будет действовать три года.

Вузовский портал СЦОС уже включает в себя курсы не только университетов, но и частных игроков рынка онлайн-образования. Правда, они там пока в меньшинстве: видимо, платформа ориентирована всё-таки прежде всего на обмен своими курсами между вузами в формате виртуальной академической мобильности.

Технологии ЦОС в школах и платформа СЦОС для студентов предполагаются бесплатными для пользователей. За контент для базового блока ЦОС заплатит государство: разработчик «Моей школы» Федеральный институт цифровой трансформации образования закупит образовательные материалы по 46 предметам для 1–11 классов на 800 млн рублей.

«Современная школа»

Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление
содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

Главные цифры проекта (к 2024 году): проведение комплексной оценки
качества общего образования в 85 субъектах России, создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности
и малых городах 80 субъектов Российской Федерации, создание новых мест в общеобразовательных организациях для 230 тысяч детей, участие 70%
школьников в различных формах сопровождения и наставничества, реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% организаций начального,
основного и среднего общего образования, строительство и введение в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций.

Общий бюджет проекта: более 295,1 млрд рублей.

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.

На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.

Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector